Марийский юридический вестник
Выпуск 7
П.С. Старыгина*
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Юридическая конфликтология - это новое направление исследований в рамках юриспруденции, формирующееся под влиянием активного развития конфликтологии - научной дисциплины, изучающей социальные конфликты -их природу и причины, функции, виды, механизмы их регулирования и разрешения.
Под социальным конфликтом понимают такой тип социального взаимодействия людей, причиной которого являются противоречия между потребностями, интересами, целями, социальным статусом, ролями, функциями социальных объектов.
Главной ценностью права является то, что оно способно определенным образом управлять поведением людей в обществе, оказывать реальное воздействие на их деятельность. Социальный конфликт - это одна из форм взаимодействия людей, социальных групп, общностей и институтов, то, следовательно, в процессе правового регулирования оказывается и данная форма общественных отношений.
Правовая (юридическая) конфликтология возникла в связи с необходимостью обобщения анализа столкновения сторон с позиций права, выявления связи конфликтов с государственными институтами (а право - один из них), изучения связи права и социального конфликта, воздействия юридических норм на развивающиеся конфликтные ситуации в последние годы выделяется новое направление правовой социологии, которая изучает правовые нормы, отношения и институты в сфере использования их для предотвращения, предупреждения и разрешения конфликтов. Также, одним из аспектов изучения юридической конфликтологии можно назвать так называемый юридический (юридически оформленный) конфликт. Таковым следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия* 1.
Становление и развитие юридической конфликтологии в нашей стране связано с рядом факторов.
Во-первых, за последний период в нашей стране произошли серьезные изменения в системе производственных отношений. Действующая конституция закрепляет многообразие форм собственности, в том числе и частной. В силу этого наблюдается значительная дифференциация экономических интересов между людьми, нередко сопровождающаяся возникновением конфликтов.
Канд. социол. наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Марийского государственного университета.
1 Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. М.: Эдиториал, УРСС, 1999. С. 177.
58
2009
2. Вопросы теории и истории государства и права
Во-вторых, процесс перераспределения собственности сопровождается усилением социальной напряженности и расширением конфликтогенных зон. В связи с этим возникает необходимость их эффективного правового регулирования, который невозможен без специального научного анализа.
В-третьих, утверждение правовой конфликтологии обусловлено политическими предпосылками, суть которых состоит в формировании правового государства.
Развитие юридической конфликтологии вызывается также потребностью создания и дальнейшего совершенствования коллизионного права в системе российского законодательства, с помощью которого более легко и более качественно решались бы конфликты между различными ветвями власти, субъектами федерации и отраслями российского права.
В России одним из первых авторов книг по юридической конфликтологии стал известный правовед академик В.Н. Кудрявцев1. Его концепция обобщает позицию многих исследователей: правовой конфликт есть один из видов социального конфликта, возникающего между субъектами по поводу расхождения их потребностей, интересов, ценностей, знаний, статусов, притязаний. Юридический конфликт трактуется В.Н. Кудрявцевым как «противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм. Можно сказать, что это - наиболее цивилизованная форма противоборства»2. То есть юридический конфликт является наиболее зрелой формой выяснения социальных разногласий в обществе и одновременно наиболее цивилизованной, поскольку основан на праве и законе. Основной идеей В.Н. Кудрявцева можно назвать следующую: цель правовой конфликтологии -определить, возможно ли с помощью нормы права воздействовать на возникновение, развитие и управление конфликтами; как могут влиять юридические средства на разрешение конфликтов.
Однако хотелось бы еще раз отметить, что правовой конфликт является видом социального конфликта, помимо него существуют и другие его разновидности, которые непосредственно не связаны с правоотношениями сторон, в которых право не лежит в основе развертывающегося спора. Конфликт может не быть юридическим с самого начала, но при этом может иметь юридическое завершение. И здесь представляется актуальным рассмотреть то, каким образом право может воздействовать на развертывающийся в действительности социальный конфликт, как может управлять складывающейся ситуацией.
Правовую природу могут иметь практически все элементы конфликта.
Во-первых, это мотивация конфликта. Правовой элемент здесь может быть представлен по-разному. Например, в мотивации конфликта, возникшего на почве ревности, юридическую роль могут играть лишь опасения кого-либо из участников, что дело может закончиться криминальными последствиями и поэтому следует избегать чрезмерно бурного развития событий. Совсем другое
1 Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. Юридическая конфликтология. М., 1993.
2 Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт // Государство и право. 1995. № 9. С. 10.
59
Марийский юридический вестник
Выпуск 7
значение юридический элемент имеет, например, в споре о праве собственности на недвижимость, когда два учреждения - юридические лица отстаивают свои действительные или мнимые права.
Во-вторых, участники конфликта. Это физические или юридические лица, участвующие в конфликте, которые могут стать и субъектами правоотношений. Участник конфликта действует в соответствии с существующими нормами права. Впоследствии он может стать участником гражданского, административного или уголовного процесса в качестве одной из сторон.
В-третьих, конфликтная ситуация. Это - стадия зарождения конфликта. Ее правовая характеристика может быть более определенной, например, в межгосударственных спорах, а может быть и незначительной или совсем отсутствовать, если речь идет, например, о политической дискуссии. Конфликтная ситуация, связанная с правом, служит большей частью прелюдией к юридическому спору, и в этом смысле она благоприятна для разрешения конфликта правовым путем.
В-четвертых, объект и предмет конфликта. Объект конфликта - это то, что сосредоточивает на себе внимание и устремления определенных социальных субъектов, но, одновременно, в силу определенных обстоятельств, противопоставляет их между собой1. Предмет конфликта - то, по поводу чего субъекты противостоят друг другу.
Таким образом, в любом социальном конфликте тот или иной его элемент может иметь в своей сущности правовую природу.
Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.
1. Предконфликтная стадия развития. Она характеризуется тем, что здесь формируются противоречия между различными потребностями, интересами, целями субъектов в социальной деятельности. В ней конфликт зарождается, растет социальная напряженность, предъявляются претензии и рассматриваются ответы на них; стороны стремятся доказать свою правоту. Это ведет к обострению напряженности в отношениях между сторонами. Социальная напряженность является сигналом о кризисе системы, о нарушении баланса ее структуры и функций. Социальная напряженность также отражает определенное духовное состояние индивидов и социальных групп, их эмоции, неудовлетворенность существующим положением, отношение к происходящему и к другим индивидам и группам.
2. Конфликтная ситуация непосредственно предшествует противостоянию и противоборству сторон, это реально возникшее социальное противоречие, составляющее основу для их развертывания.
Возникновение конфликтной ситуации, и ее перерастание в конфликт представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает наличие детерминант развития конфликта, оформление субъектов конфликта и осознание ими неудовлетворенности сложившейся ситуацией, определяющих
1 Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. М.: Эдиториал, УРСС, 1999. С. 55.
60
2009
2. Вопросы теории и истории государства и права
появление и обострение социальной напряженности, формирование соответствующих ее восприятию и оценке целей и путей достижения1.
К детерминантам развития конфликта относят: социальные условия, которые вызывают расхождение интересов; психологические процессы, определяющие уверенность в наличии этих расхождений; агрессивные диспозиции, которые непосредственно провоцируют конфликтное поведение2.
3. Конфликтное взаимодействие. На этом этапе своего развития конфликты имеют тенденцию либо к эскалации конфликта, либо к его деэскалации.
Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса - все это показатели эскалации. Эскалация возможна при следующих условиях:
- когда участники конфликта придерживаются мнения о необходимости интенсивных действий с целью скорейшего получения желаемого результата;
- когда стороны намерены решительно защищать свои интересы и противостоять угрозе извне;
- когда конфликт имеет институциональный характер, а радикальная оппозиция провоцирует его обострение;
- когда участники конфликта вовлекают в борьбу новых приверженцев3.
Процессу эскалации конфликта благоприятствуют:
- девальвация целей, обусловленная ростом издержек, превосходящих предполагаемые затраты;
- конкуренция между лидерами сторонников более жестких и более умеренных действий;
- гетерогенное отношение к конфликту;
- желание сохранить организацию;
- новые связи, возникающие между конфликтующими сторонами4.
4. Завершение конфликта. В стадии завершения конфликта происходит переоценка сторонами возможностей и сил, идет поиск ими компромисса либо иных путей выхода из сложившегося кризиса; при решении проблемы - закрепление достигнутого, оформление результатов в документах. Возможно применение различных способов разрешения конфликтных ситуаций. Так, например, ненасильственные способы способствуют завершению конфликта на консенсусной основе, они эффективны для достижения компромисса.
5. Послеконфликтная стадия - это новый этап социального взаимодействия, который знаменует новую расстановку сил, новые отношения сторон, новое видение проблемы. Она характеризуется спадом эмоционального накала, когда инцидент угасает.
Первым действием по управлению социальным конфликтом при помощи права следует считать его институализацию. Она представляет собой создание
1 Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. М.: Эдиториал, УРСС, 1999. С. 58.
2 Там же. С. 59.
3 Там же. С. 63-64.
4 Там же. С. 64.
61
Марийский юридический вестник
Выпуск 7
постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон и которые способствуют его предупреждению. Она предполагает наличие или разработку определенных правил, на которых строится процесс поиска совместного решения и урегулирования на его основе возникшего конфликта. Эти правила включают различные нормы, процедуры, санкции, которые легитимны при определенных условиях. Конфликтная ситуация поддается нормативному регулированию в том смысле, что нормы определяют дозволенные формы конфликтного взаимодействия и запрещают другие, выходящие за принятые в качестве допустимых пределы. То есть регулирование конфликта будет полностью институализированным, если все основные правила поведения в нем нормативно или законодательно оформлены, контролируются санкциями и интернализированы его участниками1.
В процессе институализации вырабатываются определенные критерии и правила поведения. В качестве основы для выработки указанных правил могут быть использованы правовые нормы, которые определяют рамки дозволенного поведения сторон конфликта, они закреплены в нормативных актах государства и подкрепляются возможностью применения государственного принуждения.
При институализации конфликт становится как минимум предсказуемым. Но, говоря об этом, нельзя не задать вопрос, а насколько хороши или плохи эти нормы и правила, выступающие в виде нормативно-правовых актов. То есть следующим этапом управления конфликтом можно назвать его легитимизацию. Проблема институализации сводится к наличию добровольного согласия людей соблюдать имеющиеся правила. Здесь необходимо отметить, что если какой-то закон или иной нормативный акт перестал быть легитимным, перестал отвечать реалиям общественной жизни, а другой нормативный акт, не являющийся законным с точки зрения юриспруденции, но при этом предлагающий эффективную управленческую процедуру и стороны согласны применить этот документ, то последний может быть взят за основу при разрешении конфликта (например, устаревший документ или официально признанный утратившим силу закон). Таким образом, при институализации конфликта важна поддержка сторонами выбранных правил поведения и добровольное согласие на их исполнение, от этого зависит, в первую очередь, эффективность управления сложившимся социальным конфликтом.
Структурирование конфликтующих также является этапом управления конфликтом. Если управление - это деятельность, направленная на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторыми нормами, то необходимо поставить вопрос и о носителях этих интересов, то есть о субъектах конфликта. С правовой точки зрения важно выявить права и обязанности сторон конфликта, их количественные и качественные признаки.
Последний этап управления конфликтом - перевод его на другой уровень (редукция).
1 Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. М.: Эдиториал, УРСС, 1999. С. 57-58.
62
2009
2. Вопросы теории и истории государства и права
Это примерная схема динамики конфликта, однако, в реальной ситуации последовательность стадий может изменяться. В качестве примера можно привести криминальный конфликт, в котором преступление уже формирует уголовно-правовое правоотношение.
Механизм и формы воздействия правовой нормы на поведение участников конфликта достаточно хорошо изучены.
Это, во-первых, такое воздействие, когда индивидууму или группе людей предлагаются варианты поведения, одобряемые или запрещаемые государством.
Во-вторых, определяются в соответствии с правовой нормой ценности, признаваемые обществом и государством (так называемое «воспитательное действие права»).
В-третьих, правовая норма обладает возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает ее условия. При нарушении нормы вступает в действие правоприменительный механизм, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.
Таким образом, право оказывает воздействие на причины конфликта, на его развитие, результаты и на последствия завершения конфликта.
Причины конфликта поддаются правовому регулированию, как в аспекте мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния на объективные обстоятельства, способствующие его появлению. Приведем пример. Некто А. вступил в ссору со своим начальником Б. из-за того, что был, по его мнению, несправедливо привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих должностных обязанностей. В учреждении, где они работали, нормы труда сотрудников не были разработаны, и решения руководства по этому вопросу нередко вызывали недовольство и нарекания. Очевидно, что четкий локальный нормативный акт, определяющий нормы труда работников, снял бы напряженность в коллективе.
Развитие конфликта поддается правовому регулированию в том смысле, что право указывает на дозволенные формы конфликтных взаимоотношений и на выходящие за допустимые пределы. Законный путь разрешения почти любого конфликта всегда существует. Например, в развитии конфликта большую роль играет вмешательство третьей стороны - правоприменительного органа, который призван помочь разрешить конфликт (судебные органы, например, третейские суды, когда арбитров избирают сами участники конфликта). Но проблема заключается в том, что во многих случаях конфликтующие стороны как раз стремятся избежать суда или вмешательства других посредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно.
Результаты конфликта подлежат правовой оценке тогда, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или иная сторона, были нарушены общественные либо государственные интересы. Тем самым предрешается и вопрос о судьбе участников конфликта
Правовое регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов и тем
63
Марийский юридический вестник
Выпуск 7
самым является наиболее эффективным для стабильных общественных систем.
Конечно, не представляется возможным выработать правила для удовлетворения интересов всех людей общества, поэтому основное направление правового регулирования идет по пути согласования их интересов, хотя и юридическая оболочка может таить в себе несовпадение взглядов, разногласия, противоречия (пример этому - возобновление и продолжение конфликтов в виде кассационного рассмотрения дел, административные жалобы и др.)
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Право является одним из основных регуляторов конфликтных ситуаций. Его применение возможно как по желанию конфликтующих субъектов, причем на любой стадии конфликта, так и по желанию государства, то есть применение права обеспечивается возможностью применения государственного принуждения. Способы разрешения социальных конфликтов с помощью права различны и зависят от конкретной ситуации, правовых традиций, складывающихся в государстве. Поэтому, развитие юридической конфликтологии как самостоятельной науки, использование ее потенциала при подготовке квалифицированных юридических кадров в нашей стране весьма актуально.
Р.Н. Таймасов*
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ БАНДИТИЗМА В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Как справедливо указывается в литературе, бандитизм всегда представлял повышенную опасность для общества, которая проявляется в реальной угрозе не только личной безопасности граждан, но и нормальному функционированию государственных, общественных и иных структур в экономической и других сферах деятельности* 1. Следует, однако, признать недостаточную оценку исторического опыта борьбы с бандитизмом.
Современные представления о бандитизме рождены эволюцией учения о соучастии и поэтому тесно связаны с историей формирования этого института Общей части уголовного права. Вместе с тем, термин «бандитизм» впервые появляется только в советский период развития уголовного законодательства2. До настоящего времени среди исследователей не сформировалось единого подходя к определению сущности данного вида преступной деятельности в указанный период развития Российского государства. Отчасти это объясняется
Аспирант Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.
1 Меркушов А.Е. О некоторых вопросах судебной практики по делам о бандитизме // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 4. С. 7-8.
2 Декрет СНК «О суде» № 3 от 20 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 52. Ст. 589.
64