Научная статья на тему 'Правовые аспекты регулирования социальных конфликтов: основные элементы'

Правовые аспекты регулирования социальных конфликтов: основные элементы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3636
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старыгина Полина Сергеевна

В статье автор анализирует основные элементы механизма разрешения социальных конфликтов с помощью норма права. При исследовании проблем применения права при разрешении конфликтов автором проводится анализ основных понятий и способов разрешения конфликтов с помощью права, выделяются возможности преодоления различных конфликтных ситуаций и показываются перспективы развития права в качестве конструктивной основы для разрешения социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of regulation of social conflict: the basic elements

In the article the author analyzes the main elements of the mechanism of resolving social conflicts through the rule of law. In the study of problems of application of law in resolving conflict author analyzes the basic concepts and methods of conflict resolution with law, highlights the possibilities of overcoming various conflicts and shows perspectives of law as a constructive basis for resolving social conflicts.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты регулирования социальных конфликтов: основные элементы»

Старыгина П. С.

т

УДК 340.1; 321.01

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ:

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Старыгина Полина Сергеевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. Email: poly222@yandex.ru

В статье автор анализирует основные элементы механизма разрешения социальных конфликтов с помощью норма права.

При исследовании проблем применения права при разрешении конфликтов автором проводится анализ основных понятий и способов разрешения конфликтов с помощью права, выделяются возможности преодоления различных конфликтных ситуаций и показываются перспективы развития права в качестве конструктивной основы для разрешения социальных конфликтов.

Ключевые слова: социальный конфликт, правовые нормы, юридические средства разрешения социальных конфликтов, альтернативные средства разрешения социальных конфликтов.

Конфликт - это столкновение двух или более сторон, осознающих рассогласованность своих целей. Среди всех возможных видов конфликтов необходимо особо выделить социальный конфликт. Под социальным конфликтом понимают такой тип социального взаимодействия людей, причиной которого являются противоречия между потребностями, интересами, целями, социальным статусом, ролями, функциями социальных объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что при определении понятия «социальный конфликт» чаще всего происходит попытка подвести данную категорию под более широкую категорию противоречий, что оставляет в стороне изучение специфики собственно конфликтных отношений. В теории и на практике часто допускается и другая ошибка: за конфликт принимается его завершающая стадия, «взрыв», после которого наступает или стабилизация, или распад системы, объединяющей конфликтующие стороны. В конфликте происходит столкновение не интересов, целей или мотивации сторон, а столкновение реальных субъектов - взаимодействующих сторон.

В этой связи актуален субъектно-деятельностный подход к пониманию конфликта, предложенный авторами книги «Конфликты в современной России» [3, с. 33-34]. Субъектно-деятельностный подход основан на учете понятия деятельности в специфике общественного бытия, в том числе и в конфликтологическом аспекте.

Деятельность есть выражение активности того или иного социального субъекта по отношению к его окружению. Связь субъекта с этим окружением является вариативной. Это обстоятельство дает возможность человеку или сообществу людей возможность самоопределения и требует от него установить такую связь с окружением, которая в полной мере обеспечивала бы его существование. Эта необходимость проявляется в моменты рассогласования, несоответствия субъекта с его окружением. Когда в качестве дейст-

вительности данному субъекту в его реальном бытии противостоит другой субъект, эта противоречивая связь со своим объективным окружением принимает форму конфликта. С этой точки зрения социальный конфликт может быть определен как противоборство (активное противодействие) самоопределяющихся субъектов.

Конфликт представляет собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого выступают индивиды, группы и организации. Конфликт -это своего рода часть социального бытия, одна из форм общественных отношений между субъектами социальной жизни, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Главной ценностью права является то, что оно способно определенным образом управлять поведением людей в обществе, оказывать реальное воздействие на их деятельность, а соответственно и на социальный конфликт.

Первым действием по управлению социальным конфликтом при помощи права следует считать его институализацию. Она предполагает наличие или разработку определенных правил, на которых строится процесс поиска совместного решения и урегулирования на его основе возникшего конфликта. Эти правила включают различные нормы, процедуры, санкции, которые легитимны при определенных условиях. Конфликтная ситуация поддается нормативному регулированию в том смысле, что нормы определяют дозволенные формы конфликтного взаимодействия и запрещают другие, выходящие за принятые в качестве допустимых пределы. То есть регулирование конфликта будет полностью институализированным, если все основные правила поведения в нем нормативно или законодательно оформлены, контролируются санкциями и интернализированы его участниками [3, с. 57-58]. При институализации конфликт становится как минимум предсказуемым.

Ф1

Теория и история государства и права

Структурирование конфликтующих также является этапом управления конфликтом. Если управление -это деятельность, направленная на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторыми нормами, то необходимо поставить вопрос и о носителях этих интересов, то есть о субъектах конфликта. С правовой точки зрения важно выявить права и обязанности сторон конфликта, их количественные и качественные признаки.

Последний этап управления конфликтом - перевод его на другой уровень (редукция).

Механизм и формы воздействия правовой нормы на поведение участников конфликта достаточно хорошо изучены.

Это, во-первых, такое воздействие, когда индивидууму или группе людей предлагаются варианты поведения, одобряемые или запрещаемые государством.

Во-вторых, определяются в соответствии с правовой нормой ценности, признаваемые обществом и государством (так называемое «воспитательное действие права»).

В-третьих, правовая норма обладает возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает ее условия. При нарушении нормы вступает в действие правоприменительный механизм, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.

Таким образом, право оказывает воздействие на причины конфликта, на его развитие, результаты и на последствия завершения конфликта.

Правовое регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов и тем самым является наиболее эффективным для стабильных общественных систем.

Современные технологии регулирования конфликтов, их конструктивного разрешения опираются на понимание конфликта как противоборства сторон, осознающих противоположность своих интересов.

Понятие регулирования связывают с подходом, применяемым для прекращения конфликта, когда происходит противоборство сторон с целью достижения определенных односторонних преимуществ. В результате такого противоборства возможен только проигрыш одной из сторон. Постконфликтные отношения не могут быть прочными.

Разрешение конфликта представляет собой его определенное завершение. В отличие от урегулирования, при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого воздействия сторон или с участием третьей стороны, а также на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения своих основных потребностей и интересов, снижения уровня конфронтации, сокращения матери-

альных и моральных издержек. В этом случае ни одна из сторон не получает преимуществ и их постконфликтные взаимоотношения могут развиваться на прочной основе.

Понятие регулирования конфликтов прежде всего связано с процедурами юридического разбирательства. Здесь также применяется понятие «управление». Оно может быть осуществлено в таких формах, как принятие решений в административных органах: полиция, налоговая инспекция; арбитраж, гражданское и уголовное судопроизводство; парламентские и иные конституционные процедуры.

С процедурой разрешения конфликта связано все чаще используемое понятие «альтернативное разрешение конфликтов». Это понятие применяется когда говорят о до- или неюридических способах решения проблемы. К таким формам относятся прямые переговоры, примирение, посредничество. Сейчас указанные процедуры и их подвиды стали активно применяться и при разрешении конфликтов с помощью права, стало возможным их эффективное использование наравне с судебными процедурами, администрированием.

Альтернативные способы разрешения конфликтов предполагают, что стороны самостоятельно или при участии посредников прилагают определенные усилия для преодоления возникшего противоречия прежде, чем его развитие приведет к необходимости обращения в суд.

Применение правовых норм в рамках процедуры разрешения конфликта приводит к тому, что эта процедура формализуется, она выполняется в точном соответствии с предписаниями закона. В связи с этим и конфликт приобретает четкие очертания. В этом случае субъективизм при принятии решения сведен к минимуму, поэтому оно более действенно для конфликтующих сторон.

При разрешении конфликтов, возникающих в политической сфере, используются конституционные процедуры. Такие способы зафиксированы, прежде всего, в Конституции РФ [1] и иных нормативных актах. В разрешении конфликтов этой сферы активно действующим субъектом является государство в лице государственных органов. Конфликты данной сферы как правило затрагивают различные социальные интересы. Поэтому и способы их разрешения предполагают привлечение разных политических сил. Разрешение конфликтов должно осуществляться преимущественно правовыми методами либо иметь юридическое закрепление.

Суд - ведущий субъект преодоления конфликтов. У него есть свои особенности, преимущества и недостатки. Он занимает особое, независимое положение, исключающее постороннее воздействие на его деятельность. Судебная процедура обеспечивает мирное прекращение конфликтов с использованием элемента силы в виде государственного принуждения. Процедура судопроизводства подробно регламентирована нормативными актами. Разрешение конфликта

Старыгина П. С.

т

производится актом суда, однако принятие его нередко еще не означает завершения конфликта, так как после этого наступает стадия исполнения принятого решения.

Несмотря на это, судебная система имеет существенные недостатки: большая загруженность; высокий размер государственной пошлины; не отработан механизм состязательности и равенства сторон; длительные сроки рассмотрения; сложная процедура рассмотрения.

Отдельные категории юридических конфликтов рассматриваются специально уполномоченными на то государственными органами. В этих случаях происходит конфликт гражданина с исполнительной властью. В настоящее время все более широко применяется административный судебный порядок рассмотрения споров, закрепленный в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях [2].

Однако практика показывает, что наиболее результативными являются так называемые альтернативные способы разрешения социальных конфликтов.

Переговоры - процесс, посредством которого стороны, вовлеченные в проблему, обсуждают ее друг с другом, стараясь достичь взаимоприемлемого соглашения, пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Главное их преимущество - возможность выработать такое соглашение, которое будет удовлетворять субъектов конфликта, позволит избежать длительных процедур. Применение переговорного процесса полезно на ранних стадиях возникновения правовых коллизий и при готовности участников искать пути их согласованного разрешения.

Посредничество - способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которого является оказание содействия процессу переговоров между конфликтующими сторонами. Главная задача посредника - организовать контакты и переговоры, помочь найти формулу согласия. В западной теории это направление носит название «медиация». Этот способ применяется тогда, когда стороны оказались не спо-

собны самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров. Практика применения посредничества в конфликтных ситуациях несомненно подтверждает его результативность.

Практика показывает, что альтернативные средства разрешения правовых конфликтов несомненно имеют положительные стороны применения. Так, действие указанных средств основано на принципе, что разумные стороны при наличии спора предпочтут разрешить его с наименьшими издержками. Указанные способы во всех случаях сокращают срок рассмотрения дела и позволяют разгрузить судебную систему. Альтернативные средства разрешения конфликтов отличает конфиденциальность, они не сопровождаются протоколированием, слушание дела проводится в закрытых заседаниях. Стороны сами могут контролировать процедуру разбирательства, активно участвовать в урегулировании разногласий и выполнении окончательного решения по спору. Таким образом, альтернативные средства имеют почти универсальный характер. Они применимы практически по всем категориям дел.

От государства в развитии данного вопроса зависит такая немаловажная деталь, как совершенствование существующего законодательства по этому вопросу. Законодательным путем устанавливаются нормы, которые позволяют не только государственным, но и частным организациям работать в сфере альтернативного разрешения конфликтов, что, в свою очередь, позволяет значительно разгрузить судебные органы и тем самым дать им возможность сосредоточить больше внимания на сложных вопросах.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

3. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М.: Эдиториал, УРСС, 1999.

P. S. Starygina

LEGAL ASPECTS OF REGULATION OF SOCIAL CONFLICT: THE BASIC ELEMENTS

In the article the author analyzes the main elements of the mechanism of resolving social conflicts through the rule of law.

In the study of problems of application of law in resolving conflict author analyzes the basic concepts and methods of conflict resolution with law, highlights the possibilities of overcoming various conflicts and shows perspectives of law as a constructive basis for resolving social conflicts.

Key words: social conflict, legal norms, legal means of resolving social conflicts, alternative means of resolving social conflicts.

STARYGINA Polina Sergeevna - Candidate of Social sciences, Associate Professor of Legal Support of the Public and Municipal Administration, the Mari State University, Yoshkar-Ola. Email: poly222@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.