Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ КОГНИТОЛОГИЯ: КОНТУРЫ ПРАВОВОЙ МЕТАНАУКИ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОГНИТОЛОГИЯ: КОНТУРЫ ПРАВОВОЙ МЕТАНАУКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОГНИТОЛОГИЯ / МЕТАНАУКА / ПОЗНАНИЕ ПРАВА / МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИКА / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холопов Алексей Васильевич

В статье анализируются возможности когнитивного подхода в исследовании права в связи с формированием новой метанауки (метанаучный подход)- юридической когнитологии, изучающей деятельность разума человека в создании права и его познании. Автором с позиции когнитивного подхода в рамках системно-синергетической парадигмы, являющейся трансдисциплинарной методологией, предлагается рассмотреть философию права, социологию права, юридическую психологию, педагогику и лингвистику, а также правовую информатику, криминологию и криминалистику как элементы юридической когнитологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL COGNITOLOGY: OUTLINES OF LEGAL METASCIENCE

The scientific article examines the potential of the cognitive approach in the study of law in the light of the formation of a new metascience (metascintific approach) of legal cognitology, which studies the activity of the human mind in the creation of law and its cognition. The author, from the standpoint of the cognitive approach within the framework of the system-synergetic paradigm, which is a transdisciplinary methodology, proposes to consider the philosophy of law, sociology of law, legal psychology, pedagogy and linguistics, as well as legal informatics, criminology and forensic science as elements of legal cognitology.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОГНИТОЛОГИЯ: КОНТУРЫ ПРАВОВОЙ МЕТАНАУКИ»

4. Непокоренный Ленинград / А. Р. Дзени-скевич, В. М. Ковальчук, Г. JT. Соболев [и др.]. Ленинград : Наука, Ленинград, отд., 1970. 413 с.

5. Ганценмюллер Иорг. Осажденный Ленинград : Город в стратегических расчетах агрессоров и защитников, 1941 — 1944 / пер. с нем. А. Л. Уткина. Москва : Центрполиграф, 2019. 511 с. ISBN 9785-227-08670-9.

References

1. Panfilec А. V. Organy i vojska NKVD na Seve-ro-Zapade SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vo-jny : monografiya. Sankt-Peterburg : S.-Peterb. un-t MVD Rossii, 2016. 213 s. ISBN 978-5-9908677-5-8.

2. Leningradskaya miliciya v gody vojny, 1941 — 1945 gg. : oshchushchenie vremeni: 65 let Pobedy /

[avt. i sost. R. R. Bikineev i dr.]. Izd. 2-е, dop. i per-erab. Sankt-Peterburg : KOSTA, 2020. 680 s. ISBN 978-5-91258-129-8.

3. YAngol N. G. Organy vnutrennih del Leningrada v gody Velikoj Otechestvennoj vojny : (istoriko-pravovoj aspekt) : monografiya. Sankt-Peterburg : S.-Peterb. gos. un-t aerokosm. priborostroeniya: S.-Peterb. un-t MVD Rossii, 1998. 203 s. ISBN 5-8088-0028-5.

4. Nepokorennyj Leningrad / A. R. Dzeniskevich, V. M. Koval'chuk, G. L. Sobolev [i dr.]. Leningrad : Nauka, Leningrad, otd., 1970. 413 s.

5. Gancenmyuller Jorg. Osazhdennyj Leningrad : Gorod v strategicheskih raschetah agressorov i zash-chitnikov, 1941-1944 / per. s nem. A. L. Utkina. Moskva : Centrpoligraf, 2019. 511 s. ISBN 978-5-22708670-9.

Научная статья УДК 34

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОГНИТОЛОГИЯ: КОНТуРЫ ПРАВОВОЙ МЕТАНАуКИ

Алексей Васильевич ХОЛОПОВ

Кандидат юридических наук, доцент, [email protected]

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье анализируются возможности когнитивного подхода в исследовании права в связи с формированием новой метанауки (метанаучный подход) — юридической когнитологии, изучающей деятельность разума человека в создании права и его познании. Автором с позиции когнитивного подхода в рамках системно-синергетической парадигмы, являющейся трансдисциплинарной методологией, предлагается рассмотреть философию права, социологию права, юридическую психологию, педагогику и лингвистику, а также правовую информатику, криминологию и криминалистику как элементы юридической когнитологии.

Ключевые слова: когнитология, метанаука, познание права, мышление, системный подход, синергетика, правосознание

Для цитирования: Холопов А. В. Юридическая когнитология: контуры правовой метанауки // Криминалиста. 2021. № 1 (34). С. 47-56.

LEGAL COGNITOLOGY: OUTLINES OF LEGAL METASCIENCE Alexey V. KHOLOPOV

PhD in Law, Associate Professor, [email protected]

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office

of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

Abstract. The scientific article examines the potential of the cognitive approach in the study of law in the light of the formation of a new metascience (metascintific approach) of legal cognitology, which studies the activity of the human mind in the creation of law and its cognition. The author, from the standpoint of the cognitive approach within the framework of the system-synergetic paradigm, which is a transdisciplinary methodology, proposes to consider the philosophy of law, sociology of law, legal psychology, pedagogy and linguistics, as well as legal informatics, criminology and forensic science as elements of legal cognitology.

Key words: cognitology; meta-science; cognition of law; thinking; systematic approach; synergetics; legal awareness.

For citation: Kholopov A. V. Legal cognitology: outlines of legal metascience // Criminalist. 2021.

№1(34). P. 47-56.

Инициирование научных исследований в юриспруденции, где все вопросы рассматриваются с точки зрения процесса познания права, может стать организующим началом по отношению к научной информации, накопившейся в классической теории права. Такой организационный (синергийньгй) эффект в структурах научной информации, накопленной традиционной теорией права, может возникнуть в результате использования высших с точки зрения степени абстракции и емкости семантики понятий — таких как когнитивность.

Полагаем, что конечная задача юридической когнитологии заключается в получении данных о деятельности разума человека в создании права и его познании.

Выскажем некоторые мысли и попытаемся очертить контуры юридической когнитологии, или метанаучного подхода, как новой метанауки в юриспуденции.

Метанаука (от др.-греч. meta — после, о себе) представляет собой своего рода универсальное научное знание (науку), объединяющее различные науки на основе особого, общего для них трансдисциплинарного метода (логики, метаязыка) с целью организации накопленной научной информации и получения нового знания.

Считаем необходимым рассмотреть соотношение терминов «междисциплинарность» и «трансдисгщгЕлинарность».

Так, междиспдплинарность является понятием «выражающим интегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, "единой и целостной" системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение "синтетических" дисциплин: биофизики, психолингвистики ит. д.)» [1].

Наглядным примером синтетической науки в юриспруденции является криминалистика.

Если говорить о трансдисциплинарности, то данный термин рассматривается как синоним междаащЕшинарносги [2].

О соотношении данных понятий философ Е. Н. Князева пишет: «"Междисциплинарность" означает прежде всего кооперацию различных научных областей, циркуляцию общих понятий для понимания некоторого явления. <...> Трансдисципли-нарность характеризует такие исследования, которые идут через, сквозь границы многих дисциплин, выходят за пределы конкретных дисциплин, что следует из смысла самой приставки "транс". Тем самым создается холистическое видение предмета исследования. Трансдисгщплинарные исследования характеризуются переносом когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую, разработкой и осуществлением совместных проектов исследования. <... > Трансдисгщплинарность в широком смысле означает единство знания за пределами конкретных дисцигшин» [3].

В связи с этим полагаем, что для исследования права как историко-социального феномена, а также как объекта познания необходима не только кооперация различных научных областей, но преодоление тесноты границ конкретных научных дисциплин. Именно поэтому необходим транцисцип-линарный язык (подход), позволяющий обеспечить холистическое видение объекта познания. В нашем случае такой подход необходим для познания когнитивной природы права, т. е. права как объекта познания и результата мыслительной деятельности субъекта (индивида и общества) познания.

В этом смысле трансдисциплинарный подход в изучении права основан на отношении к нему как сложному объекту познания. Можно сказать, что трансдисциплинарная логика в научных исследованиях является попыткой преодоления сложности таких социальных объектов, как право, культура, история, цивилизация и пр., функционирующих во временных отрезках, существенно превышающих жизнь индивида.

Полагаем, что именно проблема сложности объектов познания лежит в основе появления когнитивной парадигмы в науке. Объясняется это тем, что у субъекта познания не хватит времени на изучение всего накопленного предшественниками массива научной информации, поэтому необходи-

мо исследовать закономерности познания и мыслительной деятельности и научить субъекта мыслить.

В этой связи, как отмечает Е. Н. Князева, современной трандатдплинарной логикой (языком) в науке для преодоления явления сложности объектов познания можно назвать синергетику (от греч. Бупегоеш — сотрудничество, содействие, соучастие), которая «открывает сквозную сложность мира, сложность в том виде, как она проявляет себя на различных уровнях реальности. В этом смысле она идет в одном русле с теми установками, которые свойственны тртсдиащплинарному исследованию. Иными словами, синергетика является в высшей степени трансдисциплинарным исследованием» [3].

Синергетику можно назвать высшей стадией эволюции системного подхода в познании сложных и сверхсложных систем (человек, общество, культура, история, право и пр.), изучаемых гуманитарными и социальными науками.

В данном случае представляет интерес значение слова «сложный», т. е. «состоящий из нескольких частей, элементов. Характеризующийся многими переплетающимися явлениями, признаками, отношениями» [4].

Именно это позволяет говорить, что синергетика лежит в основе когнитивной науки, являющейся «еще одной интенсивно развивающейся областью трансдисциплинарных, или междисциплинарных, исследований. .. <... > Когнитивная наука оказывает влияние на многие достаточно отдаленные научные теории социального и гуманитарного профиля. Сегодня можно говорить о когнитивном измерении теории принятия решений, теории социального управления, теории коммуникации, социального прогнозирования. Когнитивная наука приближается к пониманию живого непосредственного опыта человека в природном и социальном мире. <.. .> Когнитивная наука изучает феномены сложного познания, такие как синестезия, мысле-образы и визуальное мышление, кинестезическое мышление, энактивность восприятия и мышления» [3].

По нашему мнению, в качестве фундаментального основания юридической когнитологии как новой метанауки (мата-научного подхода) в праве выступает когни-

тивная природа человека, ориентированная на поиск смысла, а также обеспечение безопасности социальных систем.

Другими словами, основой трансдисцип-линарности и принципом сведения в целое отдельных правовых наук (например, философии права, социологии права, юридической педагогики, юридической психологии, криминологии и т. д.) является рассмотрение природы человека, ориентированной на познание и поиск смысла. Когнитивная природа человека, проявляющаяся в поиске смысла, служит фундаментом теории личности австрийского психиатра и психолога В.Франкла [5]. В этом смысле право можно рассматривать как один из результатов вечного поиска смысла.

«Когнитивные науки, в их современном виде, объединяют исследователей, главным фокусом внимания которых является проблематика закономерностей приобретения, преобразования, представления (репрезентирования), хранения и воспроизведения информации» [6, с. 133]. Когнитивные науки представляют собой сегодня целое семейство дисциплин, объединенных единой проблематикой и сходными методологическими принципами. Традиционно к ним относят «философию (прежде всего, эпистемологию и методологию науки), лингвистику, антропологию, нейрофизиологию, область искусственного интеллекта (включая теорию информации, теорию принятия решений и теоретическую информатику) и психологию (в первую очередь когнитивную — психологию познавательных процессов)» [6, с. 138-139].

Также в когнитологии употребляется термин «когнитивные технологии», вошедший в обиход после издания Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

В научных юридических исследованиях понятия «юридическое познание» и «юридическое мышление» рассматриваются учеными-правоведами в рамках когаигивисгики.

Так, В. А. Пономаренков, С. А. Курушин и А. Г. Бордакова считают, что когнитивная

юриспруденция нашла свое воплощение в таком научно-юридическом направлении, как судебная (правовая) этнология [7, с. 11].

A. Н. Медушевский рассматривает в рамках когнитивной теории права когнитивно-информационный подход, который «позволяет установить, как в принятии правовых норм или динамике вынесения судебных решений происходит юридическое конструирование реальности, обретение и фиксация нового смысла» [8, с. 41].

B. П. Иванский предлагает информационно-когнитивную (квантовую) концепцию права, которая «представляет собой механизм образования правовой реальности, включающей в себя три взаимосвязанных и взаимодействующих качества (аспекта) правового "я" субъекта — информационный, когнитивный и квантовый. <...> Когнитивный аспект правовой реальности "я" индивида проявляется в том, что человек способен потреблять правовую информацию, преобразовывать ее в знание, хранить ее в памяти, организованной и упорядоченной в форме паттернов (юридический опыт), и оперировать ею путем мышления — правовой "я"-образ (концепт)» [9].

Поскольку когнитология (когнитивные науки) является междисциплинарным научным направлением, для обеспечения коммуникации между науками необходим трансдисциплинарный язык (трансдисциплинарная логика). Такой транс дисциплинарной логикой в когнитологии призван стать «системный подход, понимаемый как методологический принцип рассмотрения человека в качестве сложной социобиоло-гической системы, во всех взаимосвязях составляющих ее структур разных иерархических уровней, является одним из ключевых принципов когнитивного подхода» [6, с. 148].

Однако эффективность использования теории систем (системного подхода) в качестве междисциплинарной методологии и трансдисциплинарного языка в юридической когнитилогии может быть поставлена по сомнение на том основании, что системный подход ограничен в возможностях описания объектов, имеющих парадоксальную трансцедентальную (метафизическую) природу.

Такие сверхсложные объекты, как социальные системы, имеющие трансцендентную и, можно сказать, парадоксальную природу, по классификации сложности систем, составленной американским экономистом и социологом К. Боулдингом, относятся к высшему (восьмому) уровню сложности. В этой связи их описание возможно в рамках знаний, полученных в научных исследованиях, например, бельгийского физика российского происхождения И. Р. Пригожина [10; 11], отечественных физика С. П. Курдюмова и философа Е. Н. Князевой [12], основавших такое направление, как синергетическая парадигма в системных исследованиях (систем-но-синергетическая парадигма).

Отечественный философ М. С. Каган определял синергетический подход как «развитие системного подхода, вызванное необходимостью изучения саморазвивающихся систем» [13, с. 195].

Междисциплинарный инструментализм синергетики предполагает адекватную ему, динамически устойчивую, самовозобновляющуюся и в то же время эволюционирующую коммуникативную онтологию для использования образов, идей и представлений синергетики в социогуманитарном познании, психологии, политических теориях ит. д. [14, с. 25].

В юриспруденции синергетический подход применяется в качестве одного из методов в процессе познания таких сложных социальных систем, как право, преступность ИТ. д.

Одной из первых работ, посвященных использованию синергетики в праве, является статья А. Б. Венгерова «Синергетика, юридическая наука, право», опубликованная в 1986 году [15].

Применительно к философии права и преступления В. А. Бачинин в своих научных исследованиях употребляет основные понятия-концепты синергетики, например открытость системы, нелинейность развития, диссипация, бифуркация, аттрактор, странный аттрактор [16].

В криминалистике В. К. Гавло, В.Е.Клоч-ко и Д. В. Ким использовали синергетический подход для исследования психолого-криминалистических аспектов судебно-следственных ситуаций [17, с. 24].

С позиции системно-синергетической парадигмы право можно представить в виде модели, отражающей идеальное состояние социальной системы, в котором максимально снижена социальная энтропия, представляющая собой «социокультурный феномен, воплощающий совокупность характеристик социальной реальности, сложившихся в ходе социального взаимодействия и отражающих меру ее отклонения от условно нормального (эталонного) состояния, системную социальную неопределенность в жизнедеятельности личности и социума, уровень социального порядка и социальной организации в условиях социокультурной динамики» [18, с. 137]. Также в рамках этого подхода право можно рассматривать как системообразующий фактор социальной реальности, т. е. право является моделью (источником) конструирования и развития таких элементов социальной реальности, как правовые отношения, правовые институты, правосознание и т. д.

Другими словами, общим для вышеприведенных когнитивных концепций права является выделение и описание понятий «конструирование» (образование) и «де-конструирование» (разрушение) правовой реальности. В первом случае конструирование правовой реальности выражается в формировании правосознания на индивидуальном (сознание человека) и общественном (массовое сознание) уровнях социальной системы. Во втором случае разрушение правосознания — преступление, его генезис и совершение.

В теории права правовая реальность (действительность) — это «категория права, призванная отобразить все из мира правовых явлений, в "снятом" виде представить бьггие права в конкретном историческом времени и пространстве. <.. .> Смысл проблемы правовой реальности находится в связи с вопросом о бытии права, т. е. его внедрением в человеческое существование» [19, с. 42].

Исходя из этого возможно использование такого конструкта, как когнитивная (познанная, осознанная) реальность права, т. е. временная и пространственная характеристика степени его отражения (осмысления) в индивидуальном и коллективном сознании, а также освоение и трансляция в творческой

деятельности социальной системы онтоло-го-метафизической сущности права как ан-тиэнтроггийной технологии.

Полагаем, что категория «когнитивная реальность права» может быть использована для оценочных исследований правосознания на индивидуальном и общественном уровнях.

Оперируя такими категориями, как социальная реальность, правовая реальность, когнитивная реальность права, предоставляющими характеристики о бьггии права в конкретном историческом времени и пространстве, полагаем, что их смысл может быть отражен в таком термине, как хронотоп (от др.-греч. chronos — время и topos — место) права (правовой хронотоп).

Хронотоп представляет собой единство пространственных и временных параметров, выражающих определенный культурный, художественный, в нашем случае — правовой, смысл. Впервые термин «хронотоп» был употреблен в пс ихологии А. А. Ухтомским как «закономерная связь пространственно-временных координат» [20, с. 347], а в филологии и эстетике получил распространение благодаря трудам М. М. Бахтина [21, с. 234-407].

Как видно, вышеприведенные рассуждения носят междисциплинарный характер и основаны на философии, социологии, психологии и т. д.

Когнитология как метанаука является объединением наук. Также и юридическая когнитология, основываясь на достижениях таких наук, как философия, лингвистика, антропология, нейрофизиология, информатика (исследования искусственного интеллекта), пс ихология (когнитивная психология), представляет собой междисциплинарное научное направление, в котором принципом объединения, сводящим теоретические и прикладные правовые науки в систему, служит фокусировка внимания на исследовании процессов познания права индивидом и обществом. К таким теоретическим и прикладным правовым наукам относятся философия права, социология права, юридическая лингвистика, юридическая педагогика, юридическая психология, правовая информатика, криминология, криминалистика.

Объединение перечисленных правовых наук и дисциплин в рамках юридической когнитологии является организационно-управленческим принципом научных исследований в указанных науках и в юриспруденции в целом, где аттрактором (точкой стягивания), или принципом объединения и организации, выступает когнитивная природа человека и социума — процесс познания.

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных элементов, составляющих структуру юридической когнитологии.

Философия права (метафизика, гносеология, онтология, аксиология, антропология права). На наш взгляд, одна из основных задач философии права в рамках юридической когнитологии — изучение объективной и субъективной правовой реальности, являющейся продуктом познавательной деятельности индивида и социума как элементов социальной системы.

Метафизика права. К задачам метафизики права в рамках юридической когнитологии относится, в частности, определение предельных когнитивных возможностей субъекта и контуров права как объекта познания, а также исследование явления апо-фатичности (греч. ароркаНсоэ — отрицающий) права, примером чему могут служить нормы уголовного права: человек не должен убивать, не должен красть, не должен унижать другого человека и т. д. То есть право можно рассматривать как образ долженствования и эталон нормальности.

С позиции метафизики познание права можно рассматривать как процесс социального самопознания и моделирования трансцендентного права как феномена исторического процесса с последующим инкорпорированием полученных моделей в коммуникативную информационно-смысловую среду социальной системы, обеспечивающей педагогическое воздействие, формирующее целостный образ права в сознании индивида и социума.

В рамках юридической когнитологии метафизика и философия права позволяют познать и осознать иррациональную и рациональную природу права.

Исходя из этого, право возможно рассматривать как смысловое пространство или, вернее, когнитивное пространство, на ос-

нове которого формируется и развивается объективная и субъективная когнитивная реальность.

В этом смысле «когнитивное пространство — это ментальный мир, представляющий собой место для переработки и хранения в категоризованном виде интерио-ризованных знаний, являющихся результатом познания действительного и других возможных миров. Когнитивное пространство — это антропоцентричная категория. Оно существует в человеке и для человека. В связи с антропоцентричностью когнитивное пространство предполагает наличие субъекта познания» [22, с. 161].

Применительно к теории права, по мнению Е. Г. Зинкова, под когнитивным пространством понимается «все многообразие познавательной деятельности человека, которая способствует умению индивида ориентироваться не только в окружающем мире, но и одновременно сопряжена с необходимостью отождествления и различия объектов и субъектов права, правовой материи, а также и социально-правовой среды, включая юридическую технику языка права» [23].

По аналогии с географическим пространством, человеку (субъекту познания) для ориентации необходимы карта, схема или модель пространства (территории). Исходя из этого всю суть человеческого познания можно свести к созданию таких карт, схем и моделей. В естественных науках — создание карт и моделей реальных объективных пространств и объектов, в гуманитарных науках, соответственно, создание карт ментальных (субъективных) пространств.

Таким образом, одной из задач юридической когнитологии, реализуемых в рамках междисциплинарности (например, философия и социология права, юридическая психология, педагогика и лингвистика), является исследование когнитивного пространства права и создание когнитивных карт (схем, моделей) для его познания, проектирования и формирования когнитивной субъективной реальности. Основываясь на этом, выскажем предположение о необходимости создания когнитивных карт правовых эпох, систем, норм права и конкретных законодательных актов, а также, например

в юридической психологии, когнитивных карт правосознания.

Социология права в рамках юридической когнитологии призвана исследовать феномены и закономерности генезиса, функционирования права с точки зрения возможностей его познания коллективным психосубъектом (социумом) и порождаемый таким познанием механизм генерации ценностей и смыслов в массовом и индивидуальном сознании социальной системы.

Юридическая педагогика. В юридической педагогике рассматриваются, в частности, вопросы о педагогическом идеале как совокупности представлений о достойном подражания человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Педагогический идеал тесно связан с духовно-нравственным, эстетическим, общественно-политическим идеалами и формируется под влиянием воспитания и обучения, исторически сложившихся общественных условий, конкретных обстоятельств жизни и деятельности данного человека, особенностей его личного опыта [24, с. 39]. Данное учение о педагогическом идеале в свете рассмотренных ранее проблем, связанных с социальной энтропией, по нашему мнению, является одним из ключевых в процессах формирования правосознания на индивидуальном и общественном уровнях социальной системы.

Юридическая лингвистика (судебная лингвистика). Исходя из системы кодирования информации, описанной немецким социологом Н. Луманом [25], составляющей основу коммуникативности в социальных системах, право можно рассматривать как язык (речь) и систему передачи (трансляции и поддержания) из поколения в поколение определенного уровня устойчивости развития социума. По сути, право можно назвать рефлексивным, мысленным диалогом коллективного психосубъекта, направленным на противодействие социальной энтропии.

В этом смысле развитость владения языком (терминологическим аппаратом) и речью (способность коммуникации) на индивидуальном и общественном уровнях является одним из фундаментальных свойств социальных систем, используемых

для поддержания своей целостности и целеустремленности.

По нашему мнению, когнитивная юридическая лингвистика как элемент юридической когнитологии призвана изучать закономерности соотношения языка и сознания, а равно их роль в формировании объективной и субъективной правовой реальности на индивидуальном и общественном уровнях.

Правовая информатика (большие данные и искусственный интеллект). Право можно рассматривать как огромный массив данных (Big data), трудно поддающихся изучению без применения специальных информационных моделей и инструментов. Именно в рамках этого подхода развиваются идеи использования систем искусственного интеллекта в юриспруденции.

Отметим, что в настоящее время научные исследования в области искусственного интеллекта интенсифицированы Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

Представляется, никакая система искусственного интеллекта не должна познавать и решать за человека, так как существование права как феномена в историческом процессе определяет смысл человека как социального существа. Поэтому считаем, что результаты «цифровизации» права должны не заменять человека, но быть инструментами в его познании.

Юридическая психология. Юридическая психология как элемент юридической когнитологии призвана изучать психологические закономерности фаз и фазовых переходов по отражению (познание, взаимодействие, коммуникация) объективной правовой реальности, транслируемой коммуникативной информационно-смысловой средой в субъективной правовой реальности, формируемой в процессе жизнедеятельности индивидуального (личность) и коллективного психосубъекта (коллектив, субкультуры, массы) как предельных элементов социальных систем. Причем одним из объектов когнитивной юридической психологии должен быть процесс формирования субъективной правовой реальности не только профессионала-юриста, но и индивида-обывателя. По нашему мнению, основой

процесса формирования субъективной правовой реальности является педагогическое воздействие, которое оказывает на личность социальная система посредством негэнтро-пийной коммуникационной информационно-смысловой среды.

Криминология. В рамках когнитивного подхода в криминологии необходимо инициировать исследования по изучению следующих проблем: энтропийность (антисистемность) коммуникативной информационно-смысловой среды и закономерности ее воздействия на процесс формирования личности; преступление как социальная энтропия; генезис и протекание предкрими-нальной фазы преступления; когнитивные основы генезиса преступления (фаза ментального преступления, т. е. предпосылки и процесс формирования готовности к совершению преступления на уровне мышления); способность девиантной личности (преступника) к восстановлению негэнтропийносги субъективной информационно-смысловой среды ит. д.

Криминалистика с позиции когнитивного подхода позволяет рассматривать уголовное судопроизводство как процесс познания преступления. Криминалистика в рамках когнитивного подхода должна сосредоточиться на технологиях управления (поиск, обнаружение, фиксация, обработка, исследование, хранение) информацией и получения новых научных знаний, а также на исследовании связанных с этим процессов познания с последующим формированием мышления субъекта и применения криминалистических знаний, иначе—в результате накопленных научных знаний и практического опыта реализовать наставления отцов-основателей криминалистики, например Г. Гросса и Э. Анушата, о том, что криминалистика призвана учить мыслить следователя, прокурора и судью.

В заключение скажем, что в юридической когнитологии в рамках системно-синерге-тической парадигмы предпринимается попытка описать необратимые процессы в сверхсложных самоорганизующихся и самосовершенствующихся живых системах, сложность которых можно отразить в следующей замкнутой (цикличной) последовательности: право—человек—коллектив — социум—го-

сударство — исторический процесс — субъект — событие — смысл—традиция—культура—право.

Таким образом, юридическая когнитоло-гия (когнигивистика), с нашей точки зрения, представляет собой междисциплинарное научное направление — метанаучный подход, заключающися в исследовании процесса познания права и правовой реальности и их отражении в индивидуальном и общественном сознании с выявлением закономерностей мыслительной деятельности в формировании правосознания, а также правового и противоправного поведения с последующим созданием когнитивных моделей (карт) сознания с целью их использования в конструировании объективной и субъективной правовой реальности.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Рос. акад. наук, Ин-т философии. Москва : Канон+, 2009.1247 с. ISBN 978-5-88373089-3. URL: https://epistemology_of_scince.aca-demic.ru/407/междисциплинарность (дата обращения: 05.05.2020).

2. Словарь синонимов русского языка — он-лайн-подбор // sinonim.org. Качественный поиск: сайт. URL: https://sinonim.org/ s/междисциплинарность (дата обращения: 05.05.2020).

3. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №10. С. 193-201.

4. Толковый словарь Ефремовой // Академик : Словари и энциклопедии на Академике : сайт. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ efremova/246102/сложный (дата обращения: 05.05.2020).

5. Франкл В. Человек в поисках смысла: [сборник] : пер. с англ. и нем. Москва : Прогресс, 1990. 366, [1] с. (Библиотека зарубежной психологии). ISBN 5-01-001606-0.

6. Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; отв. ред. В. А. Лекторский. Москва : Канон+, 2008. 464 с. ISBN 9785-88373-152-4.

7. Пономаренков В. А., Курушин С. А., Борда-кова А. Г. Когнитивная юриспруденция: пути формирования и развития // Вопросы экономики и права. 2013. №7. С. 11-17.

8. Медушевский А. Н. Когнитивная теория права и юридическое конструирование реальности // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. №5. С. 30-42.

9. Иванский В. П. Информационно-когнитивное (квантовое) правопонимание: понятие и кри-

терии // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2014. №4 (315). С. 44 -60.

10. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. От диссипатив-ных структур к упорядоченности через флуктуации / пер. с англ. В. Ф. Пастушенко. Москва : Мир, 1979. 512 с.

11. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного : Введение / пер. с англ. В. Ф. Пастушенко. Москва : Мир, 1990. 342 с. ISBN 5-03-001582-5.

12. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. 414 с. ISBN 5-89329-517-Х.

13. Каган М. С. Синергетическая парадигма — диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // Избранные труды. В 7 т. Т. 1. Проблемы методологии. Санкт-Петербург : Петрополис, 2006. ISBN 5-9676-0030-2. ISBN 5-9676-0031-0.

14. Аршинов В. И. Событие и смысл в синер-гетическом измерении // Событие и Смысл : (Синергетический опыт языка) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; ред Л. П. Киященко, П. Д Ти-щенко. Москва: ИФ РАН, 1999. ISBN 5-201-01996-Х. С. 11-37.

15. Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. №10. С. 39-45.

16. Бачинин В. А. Философия права и преступления. Харьков : Фолио, 1999. 607 с. ISBN 96603-0494-3.

17. Гавло В. К, Клочко В. Е., Ким Д. В. Судеб-но-следственные ситуации: психолого-криминалистические аспекты : монография. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. 224, [1] с. ISBN 5-7904-0534-7.

18. Воробьев Г. А. Теоретико-методологический конструкт философского изучения социальной энтропии в процессах воспроизводства социальной реальности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 22, № 6. С. 134-141.

19. Гойман-Калинский И. В., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. И. Червонюка. Москва : Право и закон : КолосС, 2003. 544 с. (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). ISBN 5-7858-0130-2. ISBN 5-9532-0199-0.

20. Ухтомский, А. А. Доминанта. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 448 с. (Психология-классика). ISBN 5-318-00067-3.

21. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва: Художественная литература, 1975. С. 234 — 407.

22. Егорова М. А. Когнитивный субъект, когнитивная личность, наблюдатель // Шестые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения : материалы. В 3 т. Т. 2 / Йркут. гос. ун-т. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012. ISBN 978-5-9624-0633-6. ISBN 978-5-9624-0635-0 (Т. 2). С. 161-164.

23. Зинков Е. Г. Пространственно-юридическая техника когнитивного пространства «право»

в языке права // Общество и право. 2013. № 3 (45). С. 19-25.

24. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. Москва : Норма, 2008. 432 с. ISBN 978-5468-00150-9.

25. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И. Д. Газиева. Санкт-Петербург : Наука, 2007. 641, [2] с. (Классика социологии (КС)). ISBN978-5-026871-5.

References

1. Enciklopediya epistemologii i filosofii nauki / Ros. akad. nauk, In-t filosofii. Moskva : Kanon+, 2009.1247 s. ISBN 978-5-88373-089-3. URL: https:// epistemology_of_scince.academic.ru/407/ mezhdis-ciplinarnost' (data obrashcheniya: 05.05.2020).

2. Slovar' sinonimov russkogo yazyka — onla-jn-podbor // sinonim.org. Kachestvennyj poisk: sajt. URL: https://sinonim.org/ s/mezhdisciplinarnost' (data obrashcheniya: 05.05.2020).

3. Knyazeva E. N. Transdisciplinarnye strategii issledovanij // Vestnik Tomskogo gosudarstvertnogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 10. S. 193 — 201. ISSN1609-624H.

4. Tolkovyj slovar' Efremovoj // Akademik: Slo-vari i enciklopedii na Akademike : sajt. URL: https:// dic.academic.ru/ dic.nsf/efremova/246102/slozhnyj (data obrashcheniya: 05.05.2020).

5. Frankl V. CHelovek v poiskah smysla : [cbornik] : per. s angl. i nem. Moskva : Progress, 1990. 366, [1] s. (Biblioteka zarubezhnoj psihologii). ISBN 5-01-001606-0.

6. Kognitivnyj podhod: filosofiya, kognitivnaya nauka, kognitivnye discipliny / Ros. akad. nauk, In-t filosofii; otv. red. V. A. Lektorskij. Moskva: Kanon+, 2008. 464 s. ISBN 978-5-88373-152-4.

7. Ponomarenkov V. A., Kurushin S. A., Borda-kova A. G. Kognitivnaya yurisprudenciya: puti formirovaniya i razvitiya // Voprosy ekonomiki i prava. 2013. №7. С. 11-17.

8. Medushevskij A. N. Kognitivnaya teoriya prava i yuridicheskoe konstruirovanie real'nosti // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2011. № 5. S. 30-42.

9. Ivanskij V. P. Informacionno-kognitivnoe

(kvantovoe) pravoponimanie: ponyatie i kriterii // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. 2014. №4 (315). S.44-60.

10. Nikolis G., Prigozhin I. Samoorganizaciya v neravnovesnyh sistemah. Ot dissipativnyh struktur k uporyadochennosti cherez fluktuacii / per. s angl. V. F. Pastushenko. Moskva : Mr, 1979. 512 s.

11. Nikolis G., Prigozhin I. Poznanie slozhnogo : Vvedenie / per. s angl. V. F. Pastushenko. Moskva : Mr, 1990. 342 s. ISBN 5-03-001582-5.

12. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Osnovani-ya sinergetiki. Rezhimy s obostreniem, samoorganizaciya, tempomiry. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2002. 414 s. ISBN 5-89329-517-X.

13. Kagan M. S. Sinergeticheskaya paradigma — dialektika obshchego i osobennogo v metodologii

poznaniya raznyh sfer bytiya // Izbrartnye trudy. V 71. T. 1. Problemy metodologii. Sankt-Peterburg : Petropolis, 2006. ISBN 5-9676-0030-2. ISBN 5-96760031-0.

14. Arshinov V. I. Sobytie i smysl v sinergetich-eskom izmerenii // Sobytie i Smysl: (Sinergetich-eskij opyt yazyka) / Ros. akad. nauk, In-t filosofii; red. L. P. Kiyashchenko, P. D. Tishchenko. Moskva : IF RAN, 1999. ISBN 5-201-01996-X. S. 11-37.

15. Vengerov A. B. Sinergetika, yuridicheskaya nauka, pravo // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1986. №10. S. 39-45.

16. Bachinin V. A. Filosofiya prava i prestupleni-ya. Har'kov : Folio, 1999. 607 s. ISBN 966-03-0494-3.

17. Gavio V. K., Klochko V. E., Kim D. V. Sudeb-no-sledstvennye situacii: psihologo-kriminalistich-eskie aspekty : monografiya. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2006. 224, [1] s. ISBN 5-7904-0534-7.

18. Vorob'ev G. A. Teoretiko-metodologicheskij konstrukt filosofskogo izucheniya social'noj entro-pii v processah vosproizvodstva social'noj real'no-sti // Gumanitarij YUga Rossii. 2016. T. 22, № 6. S. 134-141.

19. Gojman-Kalinskij I. V., Ivanec G. I., CHer-vonyuk V. I. Elementarnye nachala obshchej teorii prava : ucheb. posobie dlya vuzov / pod obshch. red. V. I. CHervonyuka. Moskva : Pravo i zakon : KolosS, 2003. 544 c. (Uchebniki i uchebnye posobiya

Научная статья УДК 34

dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij). ISBN 5-7858-0130-2. ISBN 5-9532-0199-0.

20. Uhtomskij, A. A. Dominanta. Sankt-Peter-burg : Piter, 2002. 448 s. (Psihologiya-klassika). ISBN 5-318-00067-3.

21. Bahtin M. M. Formy vremeni i hronoto-pa v romane. Ocherki po istoricheskoj poetike // Bahtin M. M. Voprosy literatury i estetiki. Issledo-vaniya raznyh let. Moskva : Hudozhestvennaya literatura, 1975. S. 234 -407.

22. Egorova M. A. Kognitivnyj sub'ekt, kogni-tivnaya lichnost', nablyudatel' // SHestye Bajkal'skie mezhdunarodnye social'no-gumanitarnye chteniya : materialy. V 3 t. T. 2. / Irkut. gos. un-t. Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. un-ta, 2012. ISBN 978-5-9624-0633-6. ISBN 978-5-9624-0635-0 (T. 2). S. 161-164.

23. Zinkov E. G. Prostranstvenno-yuridicheskaya tekhnika kognitivnogo prostranstva «pravo» v ya-zyke prava // Obshchestvo i pravo. 2013. № 3 (45). S. 19-25.

24. Le vitan K. M. YUridicheskaya pedagogika: uchebnik. Moskva : Norma, 2008. 432 s. ISBN 9785-468-00150-9.

25. Luman N. Social'nye sistemy. Ocherk obshchej teorii / per. s nem. I. D. Gazieva. Sankt-Peter-burg : Nauka, 2007. 641, [2] c. (Klassika sociologii (KS)). ISBN978-5-026871-5.

ПОСТДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПОСТСОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Илья Львович ЧЕСТНОВ

Доктор юридических наук, профессор, [email protected]

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Автор статьи показывает кризис классической теории и практики демократии

в современном мире. Кризис демократического политического режима привел к трансформации демократии в постдемократию. Причиной этой трансформации является политика неолиберализма. Однако именно демократия в силу своей адаптивной способности в состоянии найти ответ на вызовы эпохи постмодерна.

Ключевые слова: демократия, политический режим, постдемократия

Для цитирования: Честнов И. Л. Постдемократический политический режим в постсовременном мире // Криминалисты 2021. № 1 (34). С. 56 — 61.

POSTDEMOCRATIC POLITICAL REGIME IN THE POSTMODERN WORLD Ilja L. CHESTNOV

Doctor of Law, Professor, [email protected]

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.