Юридическая и социальная дефиниция семьи
Гасанзаде С. Б. к.*
Аннотация. Институт семьи занимает очень важное место в жизни общества, государства и человека. Не случайно, что институт семьи, играющий столь важную роль в обществе, закреплен как самостоятельная норма в Конституции Азербайджанской Республики. В то же время институт брака является правовой основой создания семьи, и соответственно закреплен в Семейном Кодексе. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся семьи и брака, их конституционно-правового статуса, анализируются существующие взгляды по данному вопросу. Представлен проект новой редакции Конституции Азербайджанской Республики, где взаимоотношения семьи, ребенка и государства выступают в более совершенной форме.
Ключевые слова: Конституция, семья, конституционно-правовой статус, материнство, брак, женщина, детство.
В современных демократических странах, строящих правовое государство, Конституция имеет свое незаменимое место и роль. Она определяет статус основных институтов, имеющих важнейшую и глобальную роль в общественно-политической и правовой жизни, и основывается на законодательной базе. С этой точки зрения, Конституция Азербайджанской Республики, принятая 12 ноября 1995 года путем референдума, в годы независимости, регламентирует самые важные и главные стороны особо существенных общественных отношений и ценностей, имеющих значение для общества, государства и личности, регулирует их основы1. Регламентирование же иных взаимоотношений производится путем принятия других нормативно-правовых актов. Субъекты правовых взаимоотношений, личность и социальные группы - религия, семья, государство, народ и другие такие же институты, их статус и правовое положение нашли свое отражение в Конституции. Этот документ оказывает положительное влияние на такие социальные явления как семья, религия, на социальные ценности, такие как отцовство и материнство, в общем, на взаимоотношения, существующие в социальной системе, а также создает четкую базу и фундаментальную основу для формирования новых ценностей. А посвящение статьи 17-ой главы 11-ой «Основы государства» Конституции АР, именно «семье, детям и государству», может быть оцене-
1 Конституция Азербайджанской Республики, Б., 2014 г, с 3-16.
но как результат высокой оценки, данной государством институту «семьи»2.
Слово «семья» (аиля), используемое в азербайджанском языке, по своей этимологии происходящее от арабского слова «авл», означает «опору», «единство людей, доверяющих друг другу»3. Семья является базовой составляющей общества и государства. Государство, по своей сути, охватывая совокупность семейных союзов, объединяет их в себе. В управлении семьей и государством имеются тождественные элементы. Семьи создаются на основе браков, формируются по принципу кровного родства, укрепляются системой традиционных взаимоотношений, таких как взаимная ответственность и обязательство членов семьи друг перед другом, взаимопомощь. Семья - это социальный институт, который обеспечивает развитие общества и государства. Правовой статус семьи на конституционном уровне, впервые нашел свое отражение в Конституции АР принятой в 1978 году, подготовленной и вынесенной на обсуждение Общенациональным Лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым. Статьям Конституции 17-ой - «Семья, дети и государство» и 34-ой «Право на брак», было выделено самостоятельное место и обеспечено конституционно-правовое закрепление этих институтов. В Конституциях
2 Конституция Азербайджанской Республики, Б., 2014 г.
3 http://az.wikipedia.org/wiki/Aila
* Гасанзаде Саида Бахрам кызы, доцент, доктор философии по праву, ведущий научный сотрудник отдела «Международные отношения и международное право» Института философии и права Национальной академии наук Азербайджана, Азербайджанская Республика, г. Баку. E-mail: [email protected]
некоторых стран статус «семьи» как института, объединения, опирающегося на систему фундаментальных ценностей человечества и общества, не предусмотрен, в Конституциях Италии, Германии, России, Турции и других развитых стран, он закреплен в виде самостоятельной нормы. В ст. 38-ой Конституции Российской Федерации указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны содержать нетрудоспособных родителей4. В ст. 17-ой Конституции АР указано, что семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства5. Несмотря на то, что международное и европейское право не дало в полной мере конкретную дефиницию понятия «семьи», оно дало высокую оценку семье, как неотъемлемой части человеческой жизни. Это связано с тем, что вне зависимости от заключения или отсутствия официального брака, международное и европейское право принимает создание «семейной жизни» мужчиной и женщиной, как их естественное право6. Ст. 34-я Конституции АР посвящена именно «праву на брак»7. Авторы Азербайджанской Энциклопедии указывают, что семья - небольшая группа, основанная на браке, либо же кровном родстве. Члены семьи представляют собой стабильную общественную группу, связанную между собой бытовым единством, моральной ответственностью, вза-имопомощью8. Такое же мнение отражается и в «Философской энциклопедии»9. Философы, разделяющие мнение авторов Демографической энциклопедии, характеризуют семью как группу лиц, основанную на браке или же кровном родстве и связанных между собой бытовым единством и взаимной ответственностью10. Профессор Г.Манаев указывал, что семья - есть основанное на браке или родстве, охваченное государственной опекой и являющееся ячейкой
4 Конституция Российской Федерации, М.., 1994 г., с 36.
5 Конституция Азербайджанской Республики. Б., 2014, с.10.
6 Европейский суд по правам человека: комментарий и нормативные акты. Б., 2006 г. с. 341, 349, 374, 391.
7 Конституция Азербайджанской Республики, Б., 2014, с.18.
8 Азербайджанская Советская Энциклопедия. Б. 1976 г., I том, с.187.
9 Философская энциклопедия., М., 1983 г., с 602.
10 Демографическая энциклопедия., М., 1985 г., с.395.
общества объединение, союз мужчины и женщи-ны11. Профессор М.Демирчиева характеризовала семью как связанную браком или родственными связями, совместно проживающую группу лиц12. Количество таких дефиниций, данных семье, можно перечислять достаточно долго. Таким образом, принимая во внимание мнения различных авторов, основные положения норм международного и национального законодательства, понятию семьи можно дать следующее определение: Семья - это союз людей - совершеннолетних мужчины и женщины, заключенный по обоюдному согласию и желанию, с целью удовлетворения физиологических и биологических потребностей, основанный на любви, бытовой и хозяйственной совместности, созданный в виде объединения мужчины и женщины, на основе добровольного согласия и равноправия, с целью создания рода, рождения детей, находящийся под особой опекой государства, создающий основу общества и оформляющийся в форме брака, заключаемого в соответствующих органах исполнительной власти, в соответствии с процедурным порядком установленным государством13.
Оформление брака в соответствующих органах с целью создания союза на основе добровольного согласия мужчины и женщины, является правовым основанием позволяющим считать семью фактически созданной. Несмотря на то, что для возникновения института семьи заключение брака считается важным правовым аспектом, задолго до того как появились такие явления, как «брак» и «религиозный брак» (кя-бин), исторически существовало объединение мужчины и женщины, т.е. союз, по сути своей схожий с сегодняшним понятием семьи.14 Семья считается для общества, личности и отдельного человека самым надежным и верным оплотом с материальной и психологической точки зрения. С этой точки зрения, семья стоит в основе материального, морального, психологического, социологического, экономического, политического развития общества, государства и человечества15.
11 Манаев Г.И. Советское семейное право. Б. 1989 г., с. 18.
12 Дамирчиева М. Семейное право Азербайджанской Республики., Б., 2008 г., с. 6.
13 Гасанзаде С.Б. Конституционно-правовой статус института семьи // Научные труды. Журнал Философии и Права НАНА. № 1, 2015. С.219-234.
14 Словарь гендерных терминов. Б., 2005 г., с.5.
15 Нечаева А.М. Семья, как самостоятельный объект правовой охраны. /Государство и право, № 12, 1996 г., с.99-107.
Понятие «брака», являющееся важнейшим составным элементом дефиниции, характеризующей с правовой точки современную семью, может рассматриваться как комплекс действий по регистрации-оформлении брака в соответствующих государственных органах, завершающихся выдачей официального государственного документа - свидетельства, подтверждающего создание семьи мужчиной и женщиной.
В сфере положительного регулирования современных проблем института «семьи» в нашей стране были подготовлены и приняты некоторые исторически значимые документы. Это такие документы, как Государственная Программа «По улучшению здоровья матери и ребенка на 2014-2020 годы», «Стратегия азербайджанской семьи», «Национальная стратегия по детям», Закон АР «О Государственной помощи многодетным семьям» и др. Правовое регулирование брака и семейных отношений в Азербайджанской Республике проводится со стороны государства и признается только брак, заключенный в соответствующем органе исполнительной власти16.
Вся третья глава 11-го раздела Конституции Азербайджанской Республики, посвящена «Основным правам и свободам человека и гражданина», где был закреплен тезис о равных правах и свободах мужчины и женщины. В целом, в Конституции нашло широкое отражение закрепление прав и свобод семьи. После принятия путем референдума Конституции независимой Азербайджанской Республики, в нашей стране, 28 декабря 1999-го года были приняты новый Семейный Кодекс, Гражданский Кодекс, Гражданско-Процессуальный Кодекс, 19 мая 1998 года Закон АР «О правах ребенка» и другие многочисленные нормативно-правовые документы17.
Конституция АР, принятая путем референдума от 12 ноября 1995 года, не может считаться догмой. Она, являясь результатом творческого мышления, соразмерно совершенствовала процессы, периодически происходящие в общественно-политической и правовой жизни страны. Так, референдумом, проведенным 24 августа 2002 года, в статьи - 3, 27, 71, 76, 83, 88, 89, 95-96, 101-102, 105, 109, 125, 128, 130-133 было внесено всего 24 изменения и дополнения. Реальное положение в жизни общества, государства и семьи и брачных отношениях, вызвало необходимость проведения
16 Конституционный Акт о Государственной Независимости Азербайджанской Республики. Баку, 1994 г., с 3-10.
17 Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики, Баку, 2006 г., с. 9-15.
более важных изменений в конституционные нормы, что и было произведено референдумом от 18 марта 2009 года. Так, были добавлены следующие слова и словосочетания: в ст. 12-ю Конституции, посвященной высшей цели государства - «достойного уровня жизни гражданам Азербайджанской Республики», в ст. 15-ю, посвященную экономическому развитию и государственным отношениям - «социальной направленности», в название 17-ой статьи - «ребенок», а также в текст статьи -«Дети, не имеющие родителей или опекунов, лишенные родительской заботы, находятся на попечении государства», «Запрещается привлекать детей к деятельности, могущей представлять угрозу их жизни, здоровью или нравственности», «Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не могут быть приняты на работу», «Государство контролирует осуществление прав ребенка», в ст. 32-ю, посвященную праву личной неприкосновенности - «и семейной жизни», «Каждый обладает правом на защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь» и другие изменения, тем самым указанные статьи были более усовершенствованы. Таким образом, этим референдумом в статьи - 12, 15, 17-19, 25, 29, 32, 39, 48, 50, 67, 71-72, 75, 84, 88, 92, 95-96, 101, 108-109, 125, 129-131, 146 и 149 Конституции АР было внесено всего 29 изменений и дополнений. Как усматривается, законодательный орган последними двумя референдумами, в соответствии с важными изменениями произошедшими в жизни страны, и адекватно им, произвел изменения и дополнения, в целом к 53-м статьям Конституции, большая часть из которых может считаться посвященной непосредственно семейным и брачным отношениям, расширению и защите прав семьи и детей18.
В период, когда в США и западных странах, переживается серьезный кризис в семейных отношениях, брак, должен основываться на человеческих взаимоотношениях, любви и дружбе, большее внимание должно оказываться имущественным правам и обязанностям мужа и жены, которые определяются заключением брачного договора19. В свою очередь, современная азербайджанская семья, адекватно отвечая реалиям вре ме ни, модернизируется, становится соответствующей времени и еще более укрепляется. 20
18 Журнал «Законность». 2002 г. № 6; Специальный бюллетень Центральной Избирательной Комиссии АР, Б., 2009.
19 Алиев Ш. Научно-практический комментарий к Конституции Азербайджанской Республики Б., 2000 г., с. 63.
20 Джабраилов Р. Как обезопасить семейную модель от отрицательного влияния глобализации // Газета «Азер-
В Семейном Кодексе АР регулируются имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между членами семьи, а в случаях, пре дус мот рен ных законодательством, между другими родственниками и лицами, определяются правила взятия на воспитание детей, лишенных родительской опеки21. Однако, возникла необходимость проведения изменений в данном Кодексе в сфере предотвращения беспочвенных разводов, повышения социального благополучия семьи и детей, конкретизации роли отца и матери в управлении семьей. Законом от 31 мая 2002 года Милли Меджлисом было утверждено «Положение о комиссии по защите прав и делам несовершеннолетних». 24 мая 2005 года был принят Закон «О профилактике беспризорности и правонарушений несовер шен но лет них». Также, принятие 30 августа 1999-го года Закона «О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки», имело важное значение для претворения в жизнь конституционных норм, связанных с детьми. Таким образом, проведенные исследования и сравнения указывают на необходимость улучшения соот вет ствующих конституционных норм, в целях надежной защиты института семьи, ее статуса, прав и свобод ее членов. Проведение таких изменений исходит из последних требований международного и национального законодательства в сфере семьи и института семьи. Исходя из всего вышеизложенного, предлагаем ст. 17-ю Конституции АР дать в следующей новой редакции:
Статья 17. Семья, ребенок и государство
I. Семья, являясь естественной и основной ячейкой общества, находится под особой опекой государства. Семья обладает правом защиты обществом и государством. Семейное насилие запрещается законом и наказуемо. Государство оказывает необходимую помощь в развитии семьи. В семейных отношениях, в том числе в реализации семейных обязанностей, ответственности и управлении семьей, супруги полностью равноправны. Семья, по мере возможностей, особенно, в ответственный период создания, нахождения на иждивении и воспитании малолетних детей, всесторонне охраняется и защищается государством, обес пе чи вается необходимыми жизненными условиями. Материнство и младенчество дает право на особую опеку и помощь. Материнство, отцовство, детство ох ра ня ет ся законом.
байджан», от 16 апреля 2015 г.
21 Семейный Кодекс Азербайджанской Республики Б., 2014 г., с. 5.
Государство обеспечивает защиту прав, обязанностей и свобод членов семьи, установленных международным и национальным правом.
II. Каждый человек, не достигший 18-ти лет, т.е. до совершеннолетия, считается ребенком. Рожденные в браке и внебрачные дети пользуются одинаковой социальной защитой. Каждый ребенок непосредственно после рождения обладает правом регистрации, получения имени и приобретения гражданства.
Дети и молодежь обладают всеобщими экономическими и социальными правами. Заботиться о детях, воспитывать их является долгом родителей. Родители должны заботиться об образовании и воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, создавать из них достойных членов общества. Государство производит надзор за исполнением родительского долга.
Государство путем создания и развития широкой сети воспитательных и образовательных учреждений, организации и совершенствования бытового обслуживания и общественного питания, выплаты после рождения ребенка единовременного пособия, выделения пособий многодетным семьям с целью улучшения их материального положения, предоставления льгот, а также выплаты семье других необходимых пособий, оказания помощи и улучшения по мере возможности жилищных условий, оказывает поддержку семье. Государство выдает многодетным семьям единовременные и постоянные пособия.
III. Дети, не имеющие родителей и попечителей, лишенные родительской опеки, до достижения 18-ти лет, находятся под опекой государства.
IV. Запрещается привлекать детей к незаконной деятельности, могущей представлять угрозу их жизни, здоровью или нравственности.
V. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не могут быть приняты на работу.
VI. Государство производит надзор за претворением в жизнь, прав и свобод семьи, женщин и детей, предусмотренных международным и национальным законодательством».
Считаем, что принятие нового проекта 17-ой статьи Конституции АР, предложенного с целью даль ней ше го совер шен ствования Конституции Азербайджанской Республики, послужит причиной модернизации как Семейного Кодекса в целом, так и его отдельных норм, а также других соответствующих нормативно-правовых актов. А это, в свою очередь внесет позитивный вклад в конституционное регулирование прав и свобод института семьи и ее членов, находящихся в фундаменте общества и государства.
Литература
1. http://az.wikipedia.org/wiki/Ails
2. Азербайджанская Советская Энциклопедия. Б. 1976 г., I том.
3. Алиев Ш. Научно-практический комментарий к Конституции Азербайджанской Республики Б., 2000 г.
4. Гасанзаде С.Б. Конституционно-правовой статус института семьи // Научные труды. Журнал Философии и Права НАНА. № 1, 2015
5. Дамирчиева М. Семейное право Азербайджанской Республики. Б., 2008 г.
6. Демографическая энциклопедия. М., 1985 г.
7. Джабраилов Р. Как обезопасить семейную модель от отрицательного влияния глобализации // Газета «Азербайджан», от 16 апреля 2015 г.
8. Европейский суд по правам человека: комментарий и нормативные акты. Б., 2006 г.
9. Журнал «Законность». 2002 г. № 6. Специальный бюллетень Центральной Избирательной Комиссии АР, Б., 2009.
10. Конституционный Акт о Государственной Независимости Азербайджанской Республики. Баку, 1994 г.
11. Конституция Азербайджанской Республики. Б., 2014 г.
12. Конституция Российской Федерации. М.., 1994 г.
13. Манаев Г.И. Советское семейное право. Б. 1989 г.
14. Нечаева А.М. Семья, как самостоятельный объект правовой охраны / Государство и право, № 12, 1996 г.
15. Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. Баку, 2006 г.
16. Семейный Кодекс Азербайджанской Республики. Б., 2014 г.
17. Словарь гендерных терминов. Б., 2005 г.
18. Философская энциклопедия, М., 1983 г.
Legal and social definition of family
Saida Bahram kizi Hasanzada, Associate Professor, Ph.D. in Law, Leading Research Scientist at the Division of International Relations and International Law of the Institute for Philosophy and Law of the Azerbaijan National Academy of Sciences, Republic of Azerbaijan, Baku. E-mail: [email protected]
Abstract. The institution of family takes a very important place in the life of society, state and man. It is no coincidence that the institution of family which plays such an important role in society is laid down in the Constitution of the Republic of Azerbaijan as a separate norm. At the same time, the legal foundation for creating a family is the institution of marriage which accordingly is laid down in the Family Code. The paper addresses issues concerning family and marriage, their constitutional law status, the existing viewpoints on this question are analysed. A draft of a new version of the Constitution of the Republic of Azerbaijan is presented where the relationships between the family, child, and state have an improved wording.
Keywords: Constitution, family, constitutional law status, maternity, marriage, woman, childhood.
References
1. http://az.wikipedia.org/wiki/Aita
2. Azerbaidzhanskaia Sovetskaia Entsiklopediia, Baku, 1976, I tom.
3. Aliev Sh. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Konstitutsii Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 2000.
4. Gasanzade S.B. Konstitutsionno-pravovoi status instituta sem'i, Nauchnye trudy, Zhurnal filosofii i prava Natsional'noi akademii nauk Azerbaidzhana, No. 1, 2015.
5. Damirchieva M. Semeinoe pravo Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 2008.
6. Demograficheskaia entsiklopediia, M., 1985.
7. Dzhabrailov R. Kak obezopasit' semeinuiu model' ot otritsatel'nogo vliianiia globalizatsii, Gazeta "Azerbaidzhan" ot 16.04.2015.
8. Evropeiskii sud po pravam cheloveka: kommentarii i normativnye akty, Baku, 2006.
9. Zhurnal "Zakonnost'", 2002, No. 6, Spetsial'nyi biulleten' Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 2009.
10. Konstitutsionnyi akt o gosudarstvennoi nezavisimosti Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 1994.
11. Konstitutsiia Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 2014.
12. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii, M., 1994.
13. Manaev G.I. Sovetskoe semeinoe pravo, Baku, 1989.
14. Nechaeva A.M. Sem'ia kak samostoiatel'nyi ob"ekt pravovoi okhrany, Gosudarstvo i pravo, No. 12, 1996.
15. Sbornik zakonodatel'nykh aktov Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 2006.
16. Semeinyi kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki, Baku, 2014.
17. Slovar' gendernykh terminov, Baku, 2005.
18. Filosofskaia entsiklopediia, M., 1983.