Научная статья на тему 'ЮНЫЕ ТАНЦОРЫ 6-7 ЛЕТ КАК СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ЮНЫЕ ТАНЦОРЫ 6-7 ЛЕТ КАК СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЮНЫЕ ТАНЦОРЫ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серова Лидия Константиновна, Чернышева Лариса Георгиевна, Сидоров Егор Игоревич, Ригель Зоя Васильевна

В статье представлено содержание психолого-педагогического сопровождения танцоров старшего дошкольного возраста - учащихся группы начальной подготовки как субъектов этого процесса. Показана цель психолого-педагогического сопровождения, задачи и пути их решения. Внедренная в учебно-тренировочный процесс программа психолого-педагогического сопровождения позволила получить значительный прирост по тестам, характеризующих личностные и психомоторные качества у юных танцоров экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, что позволяет говорить об ее эффективности и рекомендовать ее использование практикующим детским тренерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серова Лидия Константиновна, Чернышева Лариса Георгиевна, Сидоров Егор Игоревич, Ригель Зоя Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG DANCERS 6-7YEARS OLD AS A SUBJECT OFPSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

The article presents the content of psychological and pedagogical support of dancers of senior preschool age-students of the basic training group as subjects of this process. It's shown the purpose of psychological and pedagogical support, tasks and ways of their solution. The program of psychological and pedagogical support introduced into the training process allowed us to get significant increase in the tests that characterize the personal and psychomotor qualities of young dancers in the experimental group, compared with the control group, which allows us to talk about its effectiveness and recommend its use to practicing children's coaches.

Текст научной работы на тему «ЮНЫЕ ТАНЦОРЫ 6-7 ЛЕТ КАК СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

ющими тревожный фон психики. Частое возникновение беспокойства связано с отсутствием в жизни ребенка известной ему стратегии действий, связанной с выходом из трудной ситуации. Ребенок, который не знает, как справляться с проблемными ситуациями, начинает беспокоиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах / И.В. Борисова. - doi:10.17759/pse.2018230503 // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23., № 5. - C. 22-28.

2. Вартанова, И.И. Специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации / И.И. Вартанова. - doi:10.17759/chp.2018140208 // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14., № 2. - С. 77-85.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 304 с.

4. Рикрофт Ч. Тревога и неврозы / Ч. Рикфорт. - Москва : Per Se, 2008. -143 c.

5. Alfano C.A. Social anxiety in adolescents and young adults: Translating developmental science into practice / C.A. Alfano, D.C. Beidel. - Washington, DC: American Psychological Association, 2010. - 310 p.

6. Stress and Anxiety / Ch. Spielberger, I. Sarason, J. Strelau, J. Brebner. - New York : Taylor and Francis, 2014. - 336 p.

7. Results from the Child/Adolescent Anxiety Multimodal Longitudinal Study (CAMELS): Functional outcomes / A.J. Swan, P. C. Kendall, T. Olino, [et al]. DOI: 10.1037/ccp0000334 // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 2018. - Vol. 86 (9). - P. 738-750.

REFERENCES

1. Borisova, I.V. (2018), "Adaptation in Students of 5th Classes: Relationship between School Anxiety and Learning Motivation", Psychological Science and Education, Vol. 23, No. 5, pp. 22-28, doi:10.17759/pse.2018230503.

2. Vartanova, I.I. (2018), "Specificity of the Relationship between Emotional and Conceptual Components of Educational Motivation", Cultural-historical psychology, Vol. 14, No. 2, pp. 77-85, doi:10.17759/chp.2018140208.

3. Prihozhan, A.M. (2000), Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

4. Rikroft, Ch. (2008), Anxiety and neurosis, Per Se, Moscow.

5. Alfano, C.A. and Beidel, D.C. (2010), Social anxiety in adolescents and young adults: Translating developmental science into practice, American Psychological Association, Washington, D0I:10.1037/12315-000 (Accessed 28.03.2020).

6. Spielberger, Ch., Sarason, I., Strelau, J., Brebner, J. (2014), Stress and Anxiety, Taylor and Francis, New York.

7. Swan, A. J., Kendall, P. C., Olino, T., [et al] (2018), "Results from the Child/Adolescent Anxiety Multimodal Longitudinal Study (CAMELS): Functional outcomes", Journal of Consulting and Clinical Psychology, Vol. 86 (9), pp.738-750, DOI: 10.1037/ccp0000334.

Контактная информация: kochetova20@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2021

УДК 796:159.9

ЮНЫЕ ТАНЦОРЫ 6-7 ЛЕТ КАК СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта); Лариса Георгиевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет; Егор Игоревич Сидоров,

тренер, Объединение любителей спортивного танца «Мозаика», г. Хабаровск; Зоя Васильевна Ригель, старший преподаватель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация

В статье представлено содержание психолого-педагогического сопровождения танцоров старшего дошкольного возраста - учащихся группы начальной подготовки как субъектов этого процесса. Показана цель психолого-педагогического сопровождения, задачи и пути их решения. Внедренная в учебно-тренировочный процесс программа психолого-педагогического сопровождения позволила получить значительный прирост по тестам, характеризующих личностные и психомоторные качества у юных танцоров экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, что позволяет говорить об ее эффективности и рекомендовать ее использование практикующим детским тренерам.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, юные танцоры, старший дошкольный возраст, учебно-тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p427-433

YOUNG DANCERS 6-7 YEARS OLD AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL AND

PEDAGOGICAL SUPPORT

Lidia Konstantinovna Serova, the doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Larisa Georgievna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Armavir State Pedagogical University, Egor Igorevich Sidorov, the coach, Sports and dance club "Mosaic", Khabarovsk; Zoya Vasilevna Rigel, the senior teacher, Vladivostok State University of

Economics and Service

Abstract

The article presents the content of psychological and pedagogical support of dancers of senior preschool age-students of the basic training group as subjects of this process. It's shown the purpose of psychological and pedagogical support, tasks and ways of their solution. The program of psychological and pedagogical support introduced into the training process allowed us to get significant increase in the tests that characterize the personal and psychomotor qualities of young dancers in the experimental group, compared with the control group, which allows us to talk about its effectiveness and recommend its use to practicing children's coaches.

Keywords: psychological and pedagogical support, young dancers, senior preschool age, educational and training process.

ВВЕДЕНИЕ

Для оптимизации процесса подготовки в спорте используются разнообразные средства, технологии подготовки, сопровождающие в течение всего периода тренировки. Многолетний, порой изнуряющий процесс тренировки требует психолого-педагогического сопровождения, начиная с самого юного возраста.

Современные психологические и педагогические науки располагают существенным арсеналом методов, технологий и средств, которые в состоянии значительно влиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. Однако, большинство специалистов в этой области считает, что спектр возможностей здесь далеко не исчерпан [2, 9 и др.].

Сравнительно молодой вид спорта - спортивные танцы (признан как вид спорта в 1997 г.), на нынешний момент не получил широкого исследования с психолого-педагогической точки зрения, особенно это касается процесса подготовки юных танцоров. Существует научная информация по психолого-педагогическому сопровождению юных спортсменов в других сложно координационных видах спорта [1, 4], в хореографи-

ческом коллективе [6]. Литературных источников, касающихся психолого-педагогического сопровождения юных танцоров, а, как известно, заниматься этим видом спорта, начинают с 4-7 лет, не обнаружено. Имеются лишь несколько работ, касающихся психологической подготовки в танцевальном спорте высших достижений [3, 5].

Спортивные танцы - это чаще всего дополнительное образование, которое предоставляется на базе частных танцевально-спортивных клубов. Как правило, роль психолога в танцевальных школах и клубах выпадает тренеру, который сам в прошлом спортсмен и психолого-педагогическое сопровождение организовывает лишь по собственному опыту. Цель исследования: разработка модели психолого-педагогического сопровождения юных танцоров 6-7 лет - учащихся группы начальной подготовки первого года обучения танцевально-спортивного клуба.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов, занимающихся спортивными танцами, было построено на учете психологических особенностей этого вида спорта [7].

Принципами психолого-педагогического сопровождения определены: принцип научности; принцип комплексности; системность и гибкости; последовательности сопровождения; гуманизма; индивидуального подхода к ребенку.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения явились: учащиеся групп начальной подготовки 1 года обучения спортивно-танцевального клуба «Мозаика» г. Хабаровска, их родители, администрация школы и тренер. В педагогическом эксперименте приняло участие экспериментальная и контрольная группа по 15 человек в каждой.

В данной статье представлено содержание психолого-педагогического сопровождения непосредственно юных танцоров как субъектов этого процесса.

Его целью являлось - создание комфортных условий для реализации максимальных спортивных результатов и личностного развития юных танцоров и решало следующие задачи:

1) Формирование устойчивого интереса к занятиям спортивными танцами и готовности к самостоятельному выполнению заданий. Средства и методы решения этой задачи соответствовали возрастным возможностям и особенностям старших дошкольников, для которых характерна естественная, врожденная потребность в новых впечатлениях, в новой информации. Ее нужно всячески удовлетворять, формируя при этом учебно-познавательную мотивацию. Здесь необходимы конкретные, наглядные примеры, яркие, впечатляющие аргументы, убеждающие ребенка в эффективности технически правильного выполнения упражнений, необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, питания и т.д. Ведь это все относится к личной физической культуре дошкольника. Такие знания даются непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и, в частности, при выполнении упражнений.

2) Адаптация юных спортсменов к требованиям танцевального спорта, тренеру, новому режиму тренировок и жизни в целом. Данная задача решается за счет постепенного увеличения длительности занятий, а так же увеличений требований к танцорам в течение сезона. На первом занятии проводится знакомство, каждый называет свое имя и рассказывает о себе то, что считает нужным (как правило, дети говорят, сколько им лет и что им нравится). Тренер точно так же участвует в подобных тренингах наравне с детьми. Спустя 2-3 месяца от начала сезона будет полезным упражнение «Мои достоинства», оно направленно на формирование установки, на взаимопонимание, принятие личности с ее достоинствами и недостатками.

В учебно-тренировочном процессе и во время соревнований, характеризующихся мышечными и психологическими напряжениями, постоянно возникают ситуации дискомфорта, усталости, неудач. Обучение детей адекватно реагировать на подобные ситуа-

ции проводится с помощью проигрывания возникших ситуаций, разбора правильности реагирования, бесед.

3) Создание позитивного эмоционального состояния. Как правило, тренировки у детей ведут к мышечным и психологическим напряжениям, от которых возникает усталость и дискомфорт. Для снятия усталости применяются различные игры, тренинги и беседы на отвлеченные темы. Так же для оценки эмоционального состояния ребенка и определение степени его благополучности применяется тестирование родителей.

4) Воспитание морально-волевых качеств. Личный пример тренера - ведущий метод воспитания. Тренер является наставником в этическом и нравственном воспитании занимающихся. Поведение тренера в любой ситуации (во время тренировок, соревнования, на отдыхе, в ситуации общения со спортсменом, с судьями и т.п.) должно быть профессионально и этично безупречным. Тренер должен доводить до спортсмена знания о вредных последствиях использования запрещенных веществ. Человек, имеющий вредные привычки, не имеет права быть тренером детско-юношеского спорта. Тренер обязан постоянно работать над повышением профессионального мастерства.

Для воспитания самостоятельности, трудолюбия, смелости, целеустремленности и терпеливости у юных танцоров рекомендуется во время занятия предоставлять детям 3-5 мин на самостоятельную отработку технической информации или овладение новым движением. После чего производится индивидуальная проверка на глазах у всей группы. В случае успешного выполнения задания, ребенок получает аплодисменты группы и похвалу от тренера, или возможно материальное поощрение (наклейка, значок и пр.) В случае неудовлетворительного результата проверки, ребенок не получает поощрения и ему предоставляется шанс повторить попытку после всех выступлений. Все дети, как правило, стремятся получить поощрение и пр.

5) Развитие психических качеств: внимания, двигательной памяти и пр. Тренерам рекомендуется при разучивании новых движений ограничивать показ тремя разами. Первый раз танцоры только смотрят, второй и третий раз повторяют вместе с педагогом. После третьего раза дети пробуют самостоятельно протанцевать новую фигуру. Затем тренер еще раз повторяет вместе с детьми и после снова проверяет. Данная методика заставляет дошкольников быть внимательными и сконцентрированными во время занятий, а также развивает зрительную и двигательную память.

6) Развитие психомоторных качеств. Для развития координационных способностей дошкольников занимающихся танцевальным спортом, а именно статического и динамического равновесия, ориентирования в пространстве и дифференцирование временных параметров движения использовались специальные упражнения. Например, упражнения «Аист», «Маятник» (с открытыми и закрытыми глазами) - для формирования одновременных сенсомоторных взаимодействий; упражнение «Письмо в воздухе» -ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

7) Диагностика и педагогическое наблюдение. В течение всего сезона проводилась диагностика физической, хореографической и эмоционально-психологической подготовленности юных спортсменов в танцевальных группах. Контрольные испытания проводились в начале и конце танцевального сезона, результаты анализировались. Оценивался прогресс или регресс как каждого спортсмена в отдельности, так и всей группы, либо всего клуба в целом.

На основе полученных данных тренер корректировал учебно-тренировочный процесс, подбирал средства воздействия на юных танцоров. Возможны ситуации, когда значительно улучшилась физическая составляющая, но упала психологическая готовность, желание и мотивация. Либо наоборот, дети благополучны, отлично владеют тактикой и знаниями по специфике танцевального спорта, однако не показывают результатов в тестах по оценке физического состояния и на контрольных прогонах.

8) Подготовка к соревнованиям. Вся подготовка состоит из двух разделов: теоретического и практического. В теоретическом разделе основное внимание уделяется вооружению юных спортсменов знаниями о факторах, влияющих на успешность соревновательной деятельности танцоров, и способах противодействия сбивающим факторам внешней и внутренней среды (избегать общения с друзьями спортсменами прямо перед выходом на паркет; максимально внимательно концентрироваться на тренере и его подсказках; не думать о результате - думать о танце, главный результат - оценка тренера и другие). В практическом разделе спортсмены учатся применять полученные знания в конкретных соревновательных условиях.

Помимо сообщения теоретических сведений в работе с юными танцорами используются приемы закрепления полученных знаний в процессе моделирования тех или иных ситуаций, связанных с правильным выбором тактических и технических действий на паркете, с поведением во время прогона программы, со способностью к саморегуляции и организацией и моделированием отдельных соревновательных ситуаций.

Зная недостатки отдельных спортсменов, (испытывают страх, боязнь провала, выполнения сложного технического элемента привыкание к выходу с определенной стороны), один раз в две недели во время учебно-тренировочных занятия моделировались соревновательные условия (шум на трибунах, присутствие родных, варианты необъективного судейства с последующим разбором ситуации и прогнозированием возможных последствий того или иного поведения).

В начале и конце педагогического эксперимента было проведено тестирование его участников по следующим тестам: опросный лист для родителей для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка [10]; методика определения коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками [8], модифицированная нами под спортивные танцы; поза «Аист» - для измерения функции статического равновесия; прохождение по гимнастической скамейке на время - тест на динамическое равновесие, контрольный прогон - исполнение танцорами конкурсной программы в условиях, приближенных к соревновательным.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ полученных результатов показывает, что разработанная программа психолого-педагогического сопровождения танцоров 6-7 лет - учащихся начальной группы 1 года обучения танцевально-спортивного клуба «Мозаика» привела к более значимому улучшению результатов в экспериментальной группе по всем тестам, по сравнению контрольной группой, на статистически значимом уровне (Р <0,05) (таблица)

Таблица - Показатели тестирования юных танцоров контрольной и экспериментальной группы за время педагогического эксперимента_

Эксперимент Тест Эмоциональное состояние (баллы) Коммуникативная компетентность (баллы) Поза «Аист» (с) Динамическое равновесие (с) Контрольный прогон (баллы)

Группа

Сентябрь 2018 г. ЭГ 12,0±0,45 14,0±0,67 11,9±0,46 4,5±0,16 4,3±0,10

КГ 13,0±0,52 14,3±0,74 12,5±0,33 4,7±0,21 4,2±0,11

г 0,67 0,33 0,93 0,77 0,78

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Май 2019 г. ЭГ 7,8 ±0,33 17,1 ± 0,37 17,3 ± 0,52 3,3 ± 0,15 5,5± 0,09

КГ 9,6± 0,45 15,3± 0,60 15,4 ± 0,39 4,4 ± 0,19 5,1± 0,09

г 3,2 2,5 2,9 2,4 3,1

Р <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05

ВЫВОД

Достоверно значимые приросты по тестам психологической, физической и хореографической подготовленности участников экспериментальной группы позволяют считать разработанную модель психолого-педагогического сопровождения танцоров 6-7 лет

- учащихся группы начальной подготовки 1 года обучения эффективной и позволяет ее рекомендовать для юных танцоров на последующих этапах подготовки, а также других видов спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрова И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности : на примере групповых упражнений в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Быстрова Инна Валентиновна. - Санкт-Петербург, 2008. - 22 с.

2. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская. - Краснодар : Изд-вл КГУФКСТ, 2008. - 220 с.

3. Лысакова, А.Н. Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности / А.Н. Лысакова, М.С. Новицкая // Вестник Университета. - 2014. - № 2. - С. 254-257.

4. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности : монография / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. - М. : Издатель Мархотин П.Ю., 2014. - 236 с.

5. Рубштейн Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта / Н.В. Рубштейн. - Москва : [б. и.], 2002. - 138 с.

6. Самакаева М.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей в профессиональном хореографическом коллективе / М.Ю. Самакаева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 45. - С. 38-43.

7. Серова Л.К. Психологическая характеристика танцевального спорта / Л.К. Серова, Л.Г. Чернышева, Е.И. Сидоров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167).

- С. 393-397.

8. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - Москва : Академия, 2000. - 160 с.

9. Шевырева, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов / Е.Г. Шевырева, А. В. Петров, О.В. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30216 (дата обращения: 01.12.2020).

10. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка : учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

REFERENCES

1. Bystrova, I. V. (2008), Psychological and pedagogical technology of management of adaptation of gymnasts to group sports activity: on the example of group exercises in rhythmic gymnastics, dissertation, St. Petersburg.

2. Gorskaya, G.B. (2008), Psychological support of long-term training of athletes, KSUFKST, Krasnodar.

3. Lysakova, A.N. and Novitskaya M.S. (2014), "Psychological features of sports and dance activities", Bulletin of University, No. 2. pp. 254-257.

4. Ulyaeva, L.G. (2014), Psychological and pedagogical support of sports activity in the context of personal self-realization, publisher Marhotin P.Yu., Moscow.

5. Rubstein, N.V. (2002), What you need to know to be the first. Psychology of dance sports, Moscow.

6. Samakaeva, M. Yu. (2015), "Psychological and pedagogical support of children in a professional choreographic team, Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application", No. 45, pp. 38-43.

7. Serova, L.K., Chernysheva, L.G and Sidorov, E.I. (2019), "Psychological characteristics of dance sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), рp. 393-397.

8. Smirnova, E.O. (2000), Features of communication with preschoolers, Academy, Moscow.

9. Shevyreva, E. G., Petrov, A.V. and Petrova O. V. (2020), "Psychological and pedagogical support of the process of training young athletes", Modern problems of science and education, No. 5, available at: . http://science-education.ru/ru/article/view?id=30216 (data accessed 01.12.2020).

10. Shchetinina, A.M. (2000), Diagnostics of the child's social development, NovGU im. Yaroslav the Wise, Velikiy Novgorod.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: tschern@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2021

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КИБЕРАГРЕССИИ К КОНТЕНТУ ПО ТЕМАТИКЕ COVID-19 (ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ

МОЛОДЕЖИ)

Алексей Александрович Шаров, кандидат психологических наук, доцент Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Актуальность обусловлена необходимостью изучения различных социально-психологических аспектов активности личности в реальной и виртуальной среде в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования в контексте выявления и описания проявлений киберагрессии к контенту по тематике COVID-19. Разработанная анкета получила приемлемый уровень коэффициента конкор-дации Кендалла (W = 0,67) в плане экспертной оценки и продемонстрировала при помощи расчета коэффициента а-Кронбаха достаточный уровень внутренней согласованности а=0,721. Выборка составила 60 респондентов в возрасте от 18 до 26 лет. Статистические процедуры: применение критерия Краскела-Уоллиса, апостериорное сравнение данных (U-Манна Уитни), программный пакет JASP. В результате опроса выявлено, что лица молодого возраста проявляют к новостному контенту киберагрессию по типу троллинга и предкиберагрессию к развлекательному контенту. Делается вывод о целесообразности увеличения выборки, расширении диапазона актов киберагрессии, подбора и реализации параметрических статистических процедур в плане оценки психометрической пригодности диагностического материала в рамках основного этапа исследования.

Ключевые слова: виртуальная среда, киберагрессия, пандемия, троллинг, флейминг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p433-437

FEATURES OF MANIFESTATION OF CYBER AGGRESSION TO CONTENT ON THE SUBJECT OF COVID-19 (PILOT STUDY ON THE EXAMPLE OF YOUNG

PEOPLE)

Aleksey Aleksandrovich Sharov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Saratov State University

Abstract

The relevance is due to the need to study various socio-psychological aspects of personal activity in the real and virtual environment in the context of the spread of a new coronavirus infection. The results of the pilot empirical study are presented in the context of identifying and describing manifestations of cyber aggression towards COVID-19 content. The developed questionnaire obtained the acceptable level of Kendall's concordance coefficient (W = 0.67) in terms of expert evaluation and demonstrated the sufficient level of internal consistency а=0.721 by calculating the а-Cronbach's coefficient. The sample consisted of 60 respondents aged 18 to 26 years. Statistical procedures: application of the Kruskal-Wallis test, the posteriori data comparison (U-Mann Whitney), JASP software package. As a result of the survey, it was revealed that young people show cyber aggression to news content in the form of trolling and pre-cyber aggression to entertainment content. It is concluded that it is advisable to increase the sample, expand the range of acts of cyberagression, select and implement parametric statistical procedures in terms of assessing the psychometric suitability of diagnostic material in the main stage of the study.

Keywords: virtual environment, cyber aggression, pandemic, trolling, flaming.

ВВЕДЕНИЕ

Тематика, связанная с COVID-19 прочно укоренилась в информационных потоках с конца 2019 года по сегодняшний день. Наблюдается рост исследовательского интереса в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.