ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ЮНУС РАЖАБИЙ И «АНСАМБЛЬ МАКОМИСТОВ» Сафаров О.А. Email: [email protected]
Сафаров Орол Абдуманнонович - профессор, кафедра национального пения, Государственный Институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: рассматривая историю, процесс становления и творчества ансамбля макомистов имени Юнуса Раджаби, можно быть уверенным, что организация этого ансамбля напрямую связана с жизнью, творчеством, научными исследованиями Академика Юнуса Раджаби. Юнус Раджаби в своей книге "Взгляд на музыкальное наследие" ("Музика меросимизга бир назар") подробно рассказал об организации и деятельности данного ансамбля. В данной статье говорится об ансамбле макомистов, о его истории создания, о его исполнителях. А также о роли их и академика Ю. Ражаби в записи древних макомов Узбекистана.
Ключевые слова: Ю.Ражаби, ансамбль макомистов, маком, руководитель, деятельность, исполнение.
YUNUS RAJABIY AND "ENSEMBLE MAKOM" Safarov O.A.
Safarov Orol Abdumannanovich - Professor, DEPARTMENT NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: сonsidering the history, the process of formation and creativity of the Yunus Rajabi makomist ensemble, we can be sure that the organization of this ensemble is directly related to the life, work, and scientific research of Academician Yunus Rajabi. Yunus Rajabi in his book "a Look at the musical heritage" ("Musika merosimizga bir nazar") described in detail the organization and activities of this ensemble. This article refers to the ensemble of makomists, about its history, about its performers. And also, about the role of their and academician Yu.Rajabi records of ancient makoms of Uzbekistan.
Keywords: Yu. Radjabi ensemble of makomists, poppy seeds, head, activity, performance.
УДК 78.078
Необходимо было донести искусство макома до широкой публики, продолжить его традиции, изучить и освоить его, создать некое сообщество, пропагандирующее живые образцы искусства макома. Этот коллектив был сформирован в 1959 году под названием "Макомчилар ансамбли" ("Ансамбль макомистов"). Изначально в этот ансамбль привлекали зрелых музыкантов и певцов, выросшие изнутри народа. Художественное руководство ансамблем было возложено на Юнуса Раджаби.
В последние годы в ансамбле работали - руководитель музыкального отдела Фахриддин Садиков (чанг), деятель искусства Узбекистана, один из ярких певцов народа Журахон Султанов, Артикходжа Имомходжаев, народные артисты Узбекистана Коммуна Исмоилова, Берта Давыдова, заслуженные артисты Узбекистана Ариф Алимахсумов, Карим Муминов, Сирож Аминов, Шокирджон Эргашев, солисты Умаржон Отаев, Алижан Хасанов, Талибжон Бадинов, музыканты заслуженные артисты Узбекистана Закирхон Садыков, Ориф Касымов (дутор), Махмуджон Мухамедов (най), Исаак Кадыров (най), Якубжон Довидов (танбур), Ильхам Тураев (гиджак), Тургун
Алиматов (танбур и сато), Гайбулло Саъдуллаев (кушнай), Дадаходжа Соттихуджаев (дойра). Они смогли справиться с такой сложной и трудной задачей, как изучение и освоение частей макома за короткий промежуток времени.
В последующие годы в исполнении ансамбля макомистов все вокальные части и многие музыкальные части "Шашмаком"а были записаны на магнитные ленты и пластинки граммофона. Эта важная и трудная работа стала большим событием в музыкальной культуре Узбекистана [1].
В деятельности ансамбля сохранились традиции исполнения известных наставников в том числе Ходжи Абдулазиз Абдурасулов, Мулла Туйчи Ташмухаммедов, Левича, М. Толмасов, Шорахим Шумаров, Габриэль Муллакандов и др. Были проведены большие исследования по открытию художественной ценности Шашмакама и творческому освоению его способов исполнения. Творческие достижения в исполнении Шашмаком, его широкая пропаганда с самого начала вызвали рождение новых идей. Эта сложная форма отнесена к наследию народной музыки, и правильная и творческая сторона ее до сих пор ждёт решения многих важных вопросов.
Работа с ансамблем была уникальной творческой лабораторией для Юнуса Раджаби. Появился возможность решать множество проблем. В частности, было установлено, что в издании 1959 года отсутствуют некоторые части, которые должны были бы сыграть определенную роль в макоме. Самое главное, что в процессе работы с ансамблем было замечено, что в усулях дойры мелодий и песен, ранее записанные на ноте, некоторые особенности присущи народному исполнению, было немало недостатков [1].
Из представленных сведений понятно, что Юнус Раджаби вместе с ансамблем макомистов проявлял энтузиазм в восстановлении древних макомов, их конспектировании, сохранении оригинального варианта.
С 1962 года впервые стали записывать на граммпластинку произведения "Шашмаком" и "Ташкентско-ферганские макомы". Этот процесс продолжался до 1966 года. Известно, что в эти периоды звукозаписывающие аппаратуры были относительно неразвитой. Эти записи были написаны в основном моно, и запись произведений продолжалась до рассвета, когда город был спокойным, то есть после того, как затихнет шум машин и трамваев.
Примечательно, что части Мушкилот и Наср "Шашмаком"а до сих пор были переписаны 28 раз, разными зрелыми исполнителями.
В 1976 году, после смерти руководителя ансамбля академика Юнуса Раджаби, многие артисты руководили им. В частности: в 1976-1979 годах народный артист Узбекистана, обладатель уникального голоса Ориф Алимахсумов, в 1979-1981 годах художественный деятель Узбекистана Шавкат Мухаммедов, в 1983-1987 годах народный артист Узбекистана, композитор Ганиджан Тошматов, с 1987 года народный артист Узбекистана, лауреат многих государственных премий Абдухашим Исмаилов, с 1998-2000 годов народный хафиз Узбекистана Исраил Вахобов, с 2000 года до сегодняшнего дня руководит Абдухошим Исмаилов.
Ансамблю удалось восстановить макомы трех оазисов из образцов национального искусства, образцов народного творчества, произведений композиторов и запечатать золотое сокровище в виде видео- и аудиозаписей.
Кроме того, ансамбль успешно участвовал в симпозиумах, проходивших в городе Самарканде в 1978, 1987 годах. В 1979 году на таджикском фестивале макомов, в 1980 году на мугамных фестивалях, проходивших в Азербайджане, узбекским национальным искусством макомами наслаждались зарубежные слушатели [2].
Ансамбль макомистов имени Ю.Раджаби уже 61 год доставляет нашему народу свое художественное и национальное наследие. В настоящее время ансамбль активно участвует в государственных мероприятиях, праздниках. Команда сегодня состоит из молодых музыкантов и певцов, которые охотно служат нашему народу. Среди них (в
дойре) Шавкат Усмонов, народный артист Узбекистана Абдухашим Исмаилов, Эргашев Миркомил, Икрам Матанов (кушнай), Фарходжон Кадыров (чанг), Зиеджон Рузимов (кашкарский рубаб), Тахиржон Тургунов, Мансуржон Муминов (дутар), Дильноза Пардаева, а также такие певцы как, Озада Ёрова, Бабур Кенджаев, Азад Тилланазаров, Турабек Мухтаров, Рахила Рузимова, Камолиддин Алимахсумов, Адалат Исмаилова, Сардоржон Гофуров, Орифжон Эргашевы с мастерством занимаются исполнением древних и всегда молодых макомов.
Эти музыканты не просты, но мастера - они продолжают до сих пор исполнение древних макомов Узбекистана, которые взяли на себя ответственность передать великое искусство следующему поколению. Каждый из них-ученый, один умнее другого, мастера-чрезвычайно любопытные зрелые специалисты. Мы думаем, что далее деятельность ансамбля возрастет и распространит узбекское искусство по всему миру, а наша страна станет лицом музыкального искусства и будет функционировать еще долгие годы.
В настоящее время стоит отметить "Ансамбль макомистов" имени Юнуса Раджаби в нашей стране совместно с государственной консерваторией Узбекистана проводит научные исследования в области классической узбекской музыки.
Вместе с тем, понимая нашу национальную самобытность, всесторонне развивая нашу культуру, для воспитания прежде всего, нашего подрастающего поколения в духе высоких человеческих чувств, в формировании его эстетических вкусов и мышления, в недостаточной мере используются широкие возможности искусства макома. Сегодня можно смело сказать, что состав ансамбля макомистов имени Ю. Раджаби омолодился. В ансамбле работают молодые талантливые певцы, певицы и музыканты. Это, безусловно, радостный случай. Потому что произведения, исполняемые ансамблем, наполненным молодежью, оказывают положительное влияние на молодежь. Омоложение ансамбля макомистов дает указание на омоложение наших древних макомов. Мы желаем удачи и успехов в деятельности наших творцов.
Список литературы /References
1. Матёкубов Ш. "Анъанавий ижрочилик тарихи" учебное пособие. "Нишон ношир".
Тошкент, 2015.
2. Матёкубов О. "Макомот". Тошкент, 2004.