Научная статья на тему 'ЮНАРМИЯ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ НА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОПЫТА РОССИЙСКОГО СКАУТИЗМА И ПИОНЕРИИ'

ЮНАРМИЯ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ НА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОПЫТА РОССИЙСКОГО СКАУТИЗМА И ПИОНЕРИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ДОСУГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / СКАУТЫ / ПИОНЕРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черкасова Т.В.

Учитывая вызовы современности, автор статьи обосновывает и поддерживает идею создания массовой общественной воспитательной организации для российской молодежи, функционирующей на досуге. Неформальные объединения с летальной ориентацией, заявившие о себе с помощью Интернет-сетей, сокращают численность молодого поколения. Мировой и российский опыт доказывает важность молодежных движений и организаций в процессе социального формирования новой генерации. Создаваемый новый институт социализации молодежи - Юнармия, как раз и будет отвечать запросам времени, сохранять традиции скаутизма и пионерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YUNARMIYA - A NEW INSTITUTION FOR THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS AND YOUTH, BASED ON THE CONTINUITY OF THE EXPERIENCE OF RUSSIAN SCOUTING AND PIONEERING

The young generation of Russia needs a modern public educational organization at leisure. Informal associations with lethal orientation reduce the number of young generation. World and Russian experience proves the importance of youth movements and organizations. The Unarmy will be based on the traditions of scouting and pioneering.

Текст научной работы на тему «ЮНАРМИЯ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ НА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОПЫТА РОССИЙСКОГО СКАУТИЗМА И ПИОНЕРИИ»

6.М.В. Васильева Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля / Васильева М.В. // Финансовая аналитика, проблемы и решения. - 2012г.

УДК 316.423

Черкасова Т.В., доктор социол.наук проф. кафедры Философии Уфимский государственный нефтяной технический университет

Россия, Уфа

Cherkasova Т.V. - Doctor of Social Sciences Professor of Chair of "Philosophy" Ufa State Petroleum Technological University

Russia, Ufa

ЮНАРМИЯ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ НА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОПЫТА РОССИЙСКОГО СКАУТИЗМА И ПИОНЕРИИ Аннотация: Учитывая вызовы современности, автор статьи обосновывает и поддерживает идею создания массовой общественной воспитательной организации для российской молодежи, функционирующей на досуге. Неформальные объединения с летальной ориентацией, заявившие о себе с помощью Интернет-сетей, сокращают численность молодого поколения. Мировой и российский опыт доказывает важность молодежных движений и организаций в процессе социального формирования новой генерации. Создаваемый новый институт социализации молодежи -Юнармия, как раз и будет отвечать запросам времени, сохранять традиции скаутизма и пионерии.

Ключевые слова: молодое поколение, досуговая организация, подростки, скауты, октябрята, пионеры, Юнармия. YUNARMIYA - A NEW INSTITUTION FOR THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS AND YOUTH, BASED ON THE CONTINUITY OF THE EXPERIENCE OF RUSSIAN SCOUTING AND PIONEERING Annotation: The young generation of Russia needs a modern public educational organization at leisure. Informal associations with lethal orientation reduce the number of young generation. World and Russian experience proves the importance of youth movements and organizations. The Unarmy will be based on the traditions of scouting and pioneering.

Keywords: young generation, leisure organization, teenagers, scouts, october, pioneers, Unarmy.

Многочисленные результаты социологических опросов убеждают в том, что для молодого поколения XXI века, как и для века минувшего, актуальной остается потребность обрести свой опыт конструктивного взаимодействия с ровесниками и с достойными представителями старшего поколения в свободное от учебы время (63,9% опрошенных в 2016г.).

Практика последних годов (2015-2017гг.) показала, что неорганизованная молодежь становиться жертвой Интернет - сетей и неформальных субкультурных объединений с летальной ориентацией.

Процесс досуговой организации современных детей, подростков, юношества, с целью их институционального социализирующего становления и гражданского развития, имеет широкое общественное понимание и поддержку. Современные международные отношения, вызовы и санкционные угрозы от некоторых государств из мирового сообщества обостряют потребность внутренней российской интеграции и модернизации по всем сферам жизнедеятельности. Одним из звеньев в цепи социальных преобразований является процесс создания ЮНАРМИИ - массового общественно-государственного института, объединяющего в своих рядах юношество и целенаправленно воспитывающего гражданско-патриотические качества у молодой генерации нового тысячелетия.

Рассмотрим историю данного вопроса. Педагогически - оригинальные идеи по коллективному воспитанию молодежи не имеют государственных границ, они переживают века и получают новые формы выражения в конкретно-исторической эпохах, причем в самых разных странах. Начиная с древнейших времен, человеческая цивилизация знает немало моделей инициаций. Сам термин инициация происходит от латинского слова «тШайо», что означает в переводе - посвящение молодого индивида в принципиально новое состояние или переход его во взрослую фазу интеракций и форм деятельности.

Традиционно инициация представляла собой ритуальный обряд с присущими типами, во-первых, физических испытаний (показателен опыт древней Спарты, где культ силы и военной подготовки ценили превыше всего), а, во-вторых, и умственных испытаний, причем только успешное преодоление которых позволяет индивиду из детского возраста, то есть из мира материнской родовой гиперзаботы и любви «переходить» сначала в подростковый, а затем и в юношеский этап своего развития, таким образом, вступать в новый мир социальных ценностей, табу-запретов и социальных ожиданий. В древности посвящение во взрослый мир основывалось на познании языческого или мистически-религиозного действа, осознания неизбежности смерти, а также первого сексуального дебюта. Молодой человек, обретая статус личности, адаптировался в новом для него мире, где усиливалась его ответственность в сообществе. Взрослеющий отрок отвечал не только за безопасность своих сородичей, но и за землю их совместного обетования. В этом контексте показателен более поздний опыт России 17 века. Вспомним, как идея воспитать защитников малой и большой родины весьма успешно воплотилась в потешных играх тогда еще молодого царя Петра I. Его детско-юношеские отряды, в подобной государевой затее, проходили и начальную военно-патриотическую, и морскую, и строевую подготовку.

Обратимся к мировой практике. В начале ХХ века американский писатель и художник Эрнест Сетон-Томпсон организовал игровой детский отряд лесных индейцев, результаты своей воспитательной инициативы он подробно описал на страницах книги «Знатоки леса». Понимая всю важность массового распространения положительного опыта работы с молодым поколением, Сетон-Томпсон в 1906 году отправил свои записки англичанину - полковнику Роберту Стефенсону Смит Баден - Пауэллу.1 Полковник-комендант, в свою очередь, создавал подобные военизированные отряды мальчишек-разведчиков, помогавших в боях за крепость Мафекинг в Южной Африке. Эти отряды демонстрировали отвагу и дисциплину, чем поражали опытных военных. Таким образом, книги Сетон-Томпсона на теоретико-прикладном уровне подтвердили миру правильность подхода к целенаправленному воспитанию детей и подростков, а боевой опыт Баден-Пауэлла способствовал созданию скаутского движения. Принципы интегративного, равноправного, наставнического, неформального взаимодействия взрослого и молодого поколения в деятельности по защите природы и мира, по реализации социальных потребностей стали основополагающими в практике мирового скаутизма и неформальной педагогики, той самой, которая объясняет специфику воспитания молодой генерации на досуге и вне учебного заведения. В мировой истории не обошлось без грубого плагиата, Баден-Пауэлл «отодвинул с педагогического олимпа изобретателя идеи Сетон-Томпсона», а сам весьма умело позиционировал свое имя даже в девизе движения скаутов: «Будь готов!». В английском варианте та же фраза звучит как «Be Prepared!». Этот лозунг иногда интерпретируют как аббревиатуру первых букв его английской фамилии-«ВР». По современным стандартам это была вполне успешная самореклама Баден-Пауэлла! Напомним, что в основу скаутского воспитательного метода изначально были заложены важнейшие базовые социальные установки-принципы: 1. Торжественное обещание выполнить, несмотря не на что, долг перед Всевышним творцом - истинный долг гражданина своего Отечества и долг перед своей совестью. 2. Система объединения в - социальные группы - патрули с взаимной ответственностью всех членов. 3. Специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию через формы своего саморазвития, в частности, разрядно-иерархическая система, программно-проектная деятельность, обучающие игры. 4. Активная экологическая деятельность юных натуралистов. 5.Строгое соблюдение исторических событий и памятных традиций и дат. 6. Педагогическое «обучение через труд во благо общества» — то есть полная реализация изученной теории на практике. 7. Система руководства старших младшими через социальный институт наставничества, через курсы и международный опыт, через ротацию новых лидеров группы-

1 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России:Учебное пособие.-СП6.СП6ГУП,2000.- С.168-175._

командиров, ступеньки роста, через освоение и обретение новых званий и должностей в организационном сообществе. 2

К скаутизму, как воспитательной парадигме, у нас в России подошли весьма избирательно и творчески. Интересен противоречивый опыт становления подростково-юношеских организаций в нашей стране. Рассмотрим семь этапов (авторская классификация) становления молодежных организаций. На первом этапе (н.ХХ века) шло активное внедрение скаутизма. На втором этапе РКСМ (комсомол) принимает решение о роспуске всех скаутов 1919 году, в 1922 году создают детское коммунистическое движение-пионерию. На третьем этапе - с 1929 года началось постепенное вхождение пионерской организации в среднюю общеобразовательную школьную систему. С началом Великой отечественной войны начался четвертый этап, пионерские организации повсеместно выступили с инициативами героически бороться с фашизмом до победы. В послевоенное время (пятый этап) пионерские организации включились в мирную созидательно-восстановительную деятельность. Шестой этап - в 1991 году прекратили существование все молодежные коммунистические организации, а годом раньше скаутское движение было уже официально разрешено. Позднее появились неформальные молодежные объединения, затем формальные движения по партийной ориентации активной молодежи. Седьмой этап связан с 29 октября 2015 года. В этот день было образовано Российское движение школьников (РДШ), а с 1 сентября 2016 года начала отсчет своей исторической миссии «Юнармия».

Прокомментируем все эти важнейшие вехи. Итак, на первом этапе началось внедрение в России скаутизма. Олег Иванович Пантюхов в 1909 году предпринял попытку гармоничного сочетания скаутинга и учебной деятельности, затем эту инициативу развивают преподаватель латыни В.Г. Янчевецкий (писатель В. Ян) и директор Царскосельского училища Эраст Платонович Цытович. Последний в своих известных теоретических статьях -докладах: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма» обосновывает специфику русского скаутизма, его оргструктуру и оргкультуру движения, естественно, с отечественной символикой организации. Как известно, для молодого поколения символика -это важный атрибут идентификации с организацией даже и в наше время.

Анализируя дела давно минувших лет, отметим, что по законам современного пиара, основатели- пропагандисты русского скаутизма в 1915 году провели цикл успешных специализированных акций, популяризирующих организацию, в их числе: первый скаутский съезд, на нем утвердили устав и организационную структуру; написали гимн (авт. Н.Адуев и В. Попов) и опубликовали текст и музыку для общественности в журнале «Вокруг света»; открыли первый в мире музей скаутинга. Вся эта комплексная

2 https://ru.wikipedia.org/wiki

деятельность была ориентирована на воспитание у молодого поколения общечеловеческих и универсальных качеств, которые и сегодня определяют «Человека-Личность» вне исторического времени и социально-территориального пространства. Обратимся к вечным по мудрости своей законам скаутов, которые достаточно подробно раскрывают социальный портрет молодежи ожидаемой обществом: 1.Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам. 2.Честен и правдив. З.Помогает ближним. 4. Друг всем и брат всякому другому разведчику. 5.Исполняет приказания родителей и начальников. б.Послушен. 7.Вежлив и услужлив. 8.Друг животных и природы. 9.Бережлив и уважает чужую собственность. 10.Чист в мыслях, словах, делах, телом и душой. 11. Трудолюбив и настойчив. 12.Весел и никогда не падает духом. 13.Скромен.3 Все эти социально-нормативные требования в скаутизме, разработанные столетие назад, были призваны сформировать высоконравственную и достойную молодую Личность. События, последовавшие после свершившейся Великой Октябрьской Социалистической революции, раскололи российское скаутское движение по их целевым ориентациям с соответствующими перспективами. Белых скаутов ждала эмиграция по всему миру или расстрел за антисоветскую подпольную деятельность. Красные скауты переходили в пионерию и комсомол. Аполитичные - следопыты леса, приверженцы туристически - натуралистских традиций Сетон-Томпсона должны были осуществить самороспуск организации.

Второй этап. В Советской стране развернулись политические баталии за молодежь. Созданный на тот момент РКСМ (комсомол) в битве «за умы молодежи» на съезде в 1919 году, принимает максималистское по своей сущности решение о роспуске всех скаутов (т.е. своих конкурентов), как вредно-буржуазных и царских организаций. Даже, несмотря на то, что в условиях наступившей Гражданской войны, лояльные скауты помогали пристраивать в приюты беспризорных детей-маргиналов, потерявших отчий дом и родителей, они оперативно организовывали отряды детской милиции по борьбе с воровством и хулиганством, оказывали социальную помощь всем нуждающимся и бедствующим категориям населения.

В столь остром идеологическом противоборстве следует отдать должное Н.К.Крупской и признать ее заслуги, как педагога и политического деятеля, ответственно занимавшегося проблемами молодежи. Понимая всю важность процесса организации молодого поколения, она кардинально изменила кризисную ситуацию и скорректировала позицию и направленность политики комсомольских лидеров. В ноябре 1921 года Н.К.Крупская несколько раз целенаправленно пропагандирует идею разумной преемственности, она выступает перед заинтересованной общественностью с докладом «О бойскаутизме», а затем публикует брошюру «РКСМ и бойскаутизм»,

3 https://ru.wikipedia.org/wiki

предлагая комсомолу не отвергать категорично опыт, а взять на вооружение скаутские методы и создать организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».4 Концепцию Крупской (как педагога-антикризисника) поддержал и ответственно реализовал на практике «красный» скаутский лидер РСФСР Иннокентий Жуков. По современным меркам и пиар-технологиям, Он осуществил очень эффективный и важный ребрендинг скаутизма. Итак, в 1922 году были выдвинуты конкретные идеи о применении скаутских методов и о создании детского коммунистического движения (ДКД). Именно И. Жуков предложил название для ДКД полностью позаимствованное из пионеринга Сетона-Томпсона. Жуков очень корректно и бережно внес изменения в скаутскую символику (оргкультуру), в частности, он ввел дресс-код своей революционной эпохи. Огненно красный галстук вместо зелёного, три конца которого стали означать единство поколений: пионеров + комсомольцев + коммунистов; белая блузка вместо зелёной блузы. Трилистник лилии скаутского нагрудного значка в пионерском значке заменили три языка желто-красного пламени яркого костра. Жуков сумел отстоять в полемике преемственность скаутского девиза - "Б у д ь г о т о в!!!" и скаутского ответа пионеров - "Всегда готов!!!", но уже с особым указанием на марксистско-ленинскую борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Главное же в том, что Жуков сохранил социально-гуманную сущность законов, по которым следовало жить молодой генерации страны Советов. От скаутизма в пионерской организации утвердились важные игровые воспитательные методы работы с детьми и подростками; отрядная структура; наличие красного знамени и знаменной группы из лучших пионеров отряда, дружины; а также музыкальное сопровождение всех мероприятий под гимн, ритмично исполняемый пионерским горном и барабаном; институт старших авторитетных пионервожатых - наставников; наличие своих печатных изданий, походы на природу и как обязательный атрибут - общие сборы у большого пионерского костра, пение патриотических песен. Итак, усилиями педагогов и практиков в стране Советов de-jure и de-facto на конференции 19.05.22, наконец-то была образована Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина при ЦК ВЛКСМ (напомним, что до этого организация носила имя Спартака - символа протестного движения рабов в Древнем Риме). Насколько социально- знаковой стала деятельность этой организации, показала вся ее дальнейшая история. Этапы деятельности подростковой организации можно смело интерпретировать, опираясь на все важнейшие события страны Советов. В 1922 году пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при местных предприятиях, учреждениях и в деревнях. В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. В 1923г. пионерские организации

4 http://db.rgub.ru/youthlib/4/Krupskaya_r.K.S.M._i_bojskautizm.pdf

появились в школах, под названием «форпостов» и «баз». Особо отметим, что в организации соблюдалась своеобразная преемственность, так в 1923-1924 годах в Москве стали возникать первые группы детей - октябрят в возрасте от 7—9 лет, которые готовились стать пионерами. Дети начинали именно в таком раннем возрасте вступать в ряды скаутов. Октябрятам выдавался особый значок, это была пятиконечная рубиновая звезда с золотым портретом юного Владимира Ильича Ленина (основателя Советского государства). Такой же символ был и на отрядном красном флажке. Отряд октябрят -(школьный класс) состоял из «звёздочек», по 5 человек. Каждый занимал одну из «должностей», в рамках которой выполнял обязанности в классе: 1). Командир-лидер отряда, класса; 2). Ответственный за классный цветник или зимний сад, или огород; 3). Ответственный за санитарию в классе и личную гигиену учащихся; 4). Ответственный за книги, учебники, политинформацию по детским журналам, например, «Мурзилка», «Веселые картинки»; 5). Ответственный за посещение уроков физкультуры. Позднее, утвердили «правила» для октябрят, их печатали на обложках тетрадок для постоянного напоминания детям: о прилежности, об уважении к старшим, к труду, к правде, эти правила так же содержали призывы к смелости, ловкости, дружбе, к умению читать, петь, рисовать и танцевать. Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме, как и в скаутизме, и организовывалась учителями и вожатыми. Таким образом, движение октябрят стало прообразом пионерии, своеобразной подготовительной структурой, воспитывающей достойную смену.

На третьем этапе - с 1929 года началось постепенное слияние пионерской организации по школьному принципу, а именно - «класс — отряд», «школа — дружина». В 1930-х годах, имелись случаи крайних перегибов в молодежной политике, то есть факты привлечения подростков к борьбе с врагами Советской власти (к процессу репрессий), с позиции педагогики, все это не имело под собой объективной необходимости.

С началом Великой Отечественной войны (четвертый этап) пионерские организации повсеместно выступили с инициативами героически бороться с фашизмом, наравне с взрослыми гражданами страны Советов, как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье, вклад в победу этих детей войны был поистине велик. Очень важно подчеркнуть, что за боевые заслуги десятки тысяч пионеров были награждены почетными орденами и медалями, а четверо посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. В послевоенное время (пятый этап) пионерские организации включились в мирную, восстановительно-созидательную трудовую деятельность. Так, пионеры-горожане собирали макулатуру и металлолом, озеленяли улицы, а в сельских районах пионеры на базе колхозов помогали выращивать мелких домашних животных (кроликов, птиц), участвовали в уборке урожая. Юные-передовики - труженики были отмечены наградами Родины с середины 50-х -

сер.80-х годов ХХ века имена лучших пионеров стали заноситься в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

Шестой этап - в к.80-х годов ХХ века началась перестройка, затем последовал распад СССР, отказ от государственной идеологии марксизма-ленинизма. Масштабные и негативные геополитические процессы в нашей стране не могли не отразиться на молодежи. XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, состоявшийся в Москве 27—28 сентября1991 года, официально прекратил существование всех детских, подростковых и молодежных коммунистических организаций. Годом раньше скаутское движение, наоборот, было официально разрешено, началось возрождение русского скаутинга, но массовости коммунистических организаций оно не получило, так, в современной России нет единой скаутской организации. На рубеже двух веков большинство российских подростков и юношей (переживая эти возрастные этапы в своей жизни) оставались вне массовой школьной организации, что, безусловно, сыграло отрицательную роль в процессе воспитания «постперестроечного», иногда «потерянного», а иногда дезориентированного поколения.

Проблема ценностных ориентаций молодежи остается важной и в новом тысячелетии5. Следовательно, настало время исправить исторические ошибки прошлого и, учитывая лучший опыт, создать новые организации для российской молодежи.

Седьмой этап связан с 29 октября 2015 года. В это день, в соответствии с Указом Президента РФ № 536, было образовано Российское движение школьников. РДШ — это общественно-государственная российская детско-юношеская организация. Она создана в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, которое использует организационную форму пионерии и лозунг пионеров «Будь готов — Всегда готов», членство в которой с 8 лет является добровольным. Принимая во внимание современные международные вызовы времени, по инициативе Министерства Обороны РФ с 1 сентября 2016 года начала отсчет своей исторической миссии ЮНАРМИИ. Это всероссийское военно-патриотическое общественное движение будет вести свою деятельность в рамках военно-патриотического направления "Российского движения школьников". Цель движения — вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, к истории народов ее населяющих, интерес к героям, выдающимся ученым и полководцам.

5 Старицына О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи в условиях кризиса. - Альманах мировой науки / Наука и образование в XXI веке: по материалам Международной научно-практической конференции. - г. Москва, 2016. - С.107-109.

Старицына О.А., Грищенко О.Н. Понятие "толерантность" и её место в системе базовых ценностей жителей России и Германии. - Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Том 5. № 2 (15). - 2016. -С.297-301.

Вступить в Юнармию (военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд) может любой школьник.6

Юнармия: первичный анализ этапа становления и рекомендации.

Юнармия с 2016г. - это модернизированная модель организации, аккумулирующая в себе лучшие традиции русского скаутизма и пионерии начала прошлого века, отвечающая новым реалиям в сфере воспитания и досуга молодой генерации. Среди причин создания юнармии следует обозначить внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести: во-первых, обострение информационных войн за умы молодежи на фоне широкого распространения экстремизма в разных проявлениях, от неофашизма, американского воинствующего национализма до исламского фундаментализма, например, в крайней форме проявления - ИГИЛ. Во-вторых, угрозы в формате локальных или масштабных военных конфликтов, поступающие от мировых СМИ и тенденциозных политиков стран НАТО и их сателлитов по отношению к современной России. В-третьих, обеспечение безопасности государственной и личностной посредством подготовки спортивной, физически развитой и самое главное - патриотически ориентированной молодой генерации. Среди внутренних причин следует выделить, во-первых, популярность ежегодной акции «Бессмертный полк», как проявление народной памяти в день Великой победы и межпоколенного единства в понимании итогов второй Мировой войны и ведущей роли СССР в победе над фашизмом. Во-вторых, признание на государственном уровне важности проблемы организации досуга молодежи, с целью дистанцировать ее юных представителей от девиантно-делинквентных современных субкультурных неформальных объединений, таких как АУЕ-арестантско-уркаганские единства, сообщества зацеперов, Интернет-зависимых индивидов, ловцов покемонов, догхантеров, бейс-джамперов и т.д. и т.п. В-третьих, необходимость сублимировать экстремальные наклонности молодежи в формальном институте, призванном учитывать все возрастные особенности, стремления к силовому и волевому самовыражению. Безусловно, для нынешнего киберстолетия с его ускоренным ритмом научно-технического и социально-экономического развития, необходима новая генерация физически, психически и морально подготовленная к различным рискам (природным, климатическим, техногенным), способным трансформироваться в разноуровневые конфликты от личностного на этапах взросления в своей семье, адаптации в коллективе, в обществе и до международных конфронтаций - гибридных войн, кибервойн, климатических войн и т.д. В-четвертых, это - естественная консолидация молодых россиян на основе наших российских историко-патриотических и гражданских ценностей.

6 http://www.newsru.com/russia/22jun2016/pankov.html

В этой связи перед институтом Юнармии ставятся важнейшие задачи-функции. 1.В процессе юнармейской социализации важно получить Личность - Гражданина России. Это - функция гражданской идентификации. 2. Юнармеец должен обрести физические, волевые, моральные качества социально зрелой личности. В этом проявляется воспитательная функция Юнармии. З.Членствуя в Юнармии, индивид приобщается к традиционной культуре здорового и разумного коллективизма, необходимой для решения глобальных проблем общества и для создания его личностной траектории в системе социального становления. Функция интеграционная. 4.С помощью Юнармии подростки или юноши получают разнообразные альтернативы социально-полезного досуга, в процессе которого формируется гармонично-развитая, профессионально сориентированная личность, готовая к решению возникающих проблем или потенциальных конфликтов, присущих молодежному социуму. Функция социально - креативная, посредническая. Таким образом, российская Юнармия, как новый агент гражданской социализации молодого поколения, призвана стать массовым, воспитательно-досуговым институтом для самых широких слоев детей, подростков и юношества, функционирующим в тесной связи с учебными заведениями. В этом ключе стоит указать на важность строгой селекции лидеров, наставников-воспитателей, которые будут работать в центральных и региональных структурах Юнармии. Именно они должны обладать самой безупречной личностно-гражданской репутацией, не дискредитировать идеологему российского юнармейского движения XXI века. Этот нюанс достаточно важен, он не праздный, поскольку Юнармия находится на этапе своего становления, а «за молодежь» во все времена идет идеологическая внешняя и внутренняя борьба. Так, среди взрослого Интернет-сообщества уже появились псевдоскептики, далекие от педагогики и ювенологии, но уже с негативных точек зрения муссирующие «тему Юнармии». В своих комментариях они прибегают к непопулярным сравнительно-историческим аналогиям, высказывают свои опасения, вспоминают пионерскую организацию роковых 30-40-х годов, в контексте своих умозаключений приводят в пример небезызвестный фашистский гитлерк>генд или отряды китайских хунвейбинов.

Институт Юнармии, как современная воспитательная структура, на активной фазе своего становления позволит воспитывать молодых граждан юношей и девушек, спортивно подготовленных, физически крепких и выносливых, ценностно - ориентированных, способных адаптироваться в социальном пространстве, профессионально рефлексировать на экстремальные ситуации, как бытовые конфликты, так и техногенные катастрофы или военные катаклизмы. Юнармия - это школа современного выживания для патриотов, обучающая своих молодых членов основам личностной и государственной безопасности. Участие в юнармейском движении способно привнести особое содержание и осмысленность в подростково-юношеский период молодой

личности, в котором закладываются ценностные приоритеты, профессиональные ориентиры, например, военная карьера или гражданско-патриотические модели социального поведения. Юнармейское движение должно быть внешне очень привлекательным для молодого поколения, с четко продуманным и адекватно позиционированным имиджем, имеющим яркие российские атрибуты своей корпоративной культуры, персональную символику, торжественно вручаемую молодым индивидам за личностные успехи и достижения, что особенно важно и значимо для молодежи. Юнармия должна строиться на понятных для молодежи принципах транспарентности, соревновательности, коллективности, успешности в преодолении жизненных барьеров. Это - модернизированное общественное движение юношества, в идейном и структурном отношении заимствующее все лучшее и рациональное из скаутизма и пионерии, оно должно в перспективе способствовать социальной мобильности этой категории молодежи, находящейся в гиперактивной фазе своего развития.

УДК 338.1

Черный В.А. студент магистратуры 1 курс, международный финансовый факультет Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

Научный руководитель: Трегуб И.В., д.э.н., к.т.н., профессор РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ, КАК ФАКТОР ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

Статья посвящена исследованию зависимости ВВП России от основных факторов экономического роста. В последние годы получили распространение новые показатели производительности: многофакторная производительность и общая факторная производительность. Использование различных показателей обусловлено целевыми установками исследований и трудностями разграничения факторов.

Ключевые слова. Индекс производительности труда, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, инвестиций в основной капитал, ВВП, исследования и разработки.

This article is devoted to the analysis of the dependence of Russia's GDP from the main factors of economic growth. In recent years, a proliferation of new performance metrics: multifactor productivity and total factor productivity. Using different figures due to targeted research installations and the difficulties of differentiation factors.

Ключевые слова. Labor productivity index, the share of production, the share of investment, fixed assets, GDP, R&D.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.