ВКЛАД ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Куракина Елена Анатольевна
Магистрант Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
E-mail: elena.kurakina. 1983@mail. ru
CONTRIBUTION OF CHILDREN MOVEMENTS TO EDUCATION.
HISTORICAL ASPECT
Elena Kurakina
Undergraduate FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, Ussuriisk АННОТАЦИЯ
В статье автор рассматривает исторический аспект деятельности детских организаций в России и в мире. Акцентирует внимание на их вкладе в воспитание подрастающего поколения.
ABSTRACT
The article is devoted to the historical aspect of children movement in Russia and in the world. Their contribution to education is under discussion.
Ключевые слова: детская организация; воспитание; скаутинг.
Keywords: children's organization, training, scouting.
Одной из важнейших сфер деятельности общества является воспитание подрастающего поколения. Формирование жизненных ценностей, духовно -нравственного воспитания является особенно значимыми в период становления личности. В современном обществе наряду с позитивными изменениями в развитии многих сфер жизни, усилились и негативные тенденции, такие как имущественное неравенство, психологическая деформация и дезорганизация, наблюдается кризис в отношениях с родителями, упадок духовных ценностей, ухудшающаяся криминальная обстановка, которые особенно негативно сказываются на жизни подростков и молодежи. Так же опасными для подрастающего поколения и общества в целом являются такие тенденции как алкоголизм, наркомания, рост преступности, беспризорность среди
несовершеннолетних. Очень важную роль играет духовный кризис молодежи. Практически отсутствует духовное и патриотическое воспитание. Школа не в состоянии охватить воспитательной деятельностью внешкольное время подростка. Досуг у молодых людей чаще всего не организован и в связи с этим у детей оказывается, много свободного времени, которое они чаще всего не знают, как провести. В советский период в нашем государстве организацией досуга занималась детская пионерская организация. В современной России такая организация отсутствует. Имеется немало детских кружков и секций, но не каждая семья может себе позволить оплатить занятия в них. Объективным выходом из сложившейся ситуации может стать внедрение и развитие в систему воспитания детских общественных организаций.
Детская общественная организация — на основе определения Е.В. Титовой — это самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и разделяющих их идеи взрослых, равноправно участвующих в социально -значимой деятельности, имеющие регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство [1, с. 90].
Детская общественная организация обладает рядом признаков: ориентированность на достижение некоторой заранее фиксированной цели, что требует совместных и координированных действий: наличие специализированного персонала, прошедшего специальную подготовку и выполняющую функции управления; возможность человека реализовать свои потребности и интересы, но в строго определенных пределах. Эти пределы обусловлены социальным статусом, предписанными ему ролями, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации; фиксированное членство; деятельность по защите общих интересов. Так же применительно к детскому движению такие признаки как: не подчиняющиеся государству и системе образования, не являющиеся частью образовательной системы (школы, внешкольных учреждений), но пользующиеся поддержкой государства, а значит поддержкой школы и других образовательных структур; важным
является то, что инициируется снизу — детьми и взрослыми, разделяющими общую социальную идею; движение направленно на преобразование окружающей жизни, то есть деятельность такого объединения несет общественно значимый смысл, приносит пользу людям [1, с. 86—87].
Обратимся к истории возникновения детских общественных организаций. До начала XX века в мире было сравнительно немного детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы, религиозные и спортивные кружки. В среде детей и подростков возросло стремление к странствиям, групповым прогулкам на природу, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать эти потребности.
Ярким примером детских организаций стали детские движения в Германии именуемые «Перелетные птицы» и «Юные странники». Ребята в этих движениях накануне выходных дней собирались по 10—12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами и отправлялись в ближайшие окрестности. Они изучали свой родной край не по карте, собирали фольклор и распространяли его в городе. Во время каникул устраивали длительные походы на дальние расстояния.
В Америке Сетон-Томпсон организовал движение, которое опиралось на деятельность на природе и индейские традиции. Деятельность «лесных индейцев» включала в себя изучение природы, организацию охоты, лагерные стоянки, умение находить дорогу, ориентируясь по природным приметам, учились вязать узлы, разжигать костры, оказывать медицинскую помощь. Взрослые оказывали помощь в случае необходимости. Большое внимание уделялось физическому развитию — сильное тело означает сильную душу.
В Великобритании, Уильям Александр Смит создал детско-подростковую организацию «Бригада». Она быстро завоевала популярность среди детей, так как предлагала занимательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат, так же программа дополнялась воскресными уроками по из учению Библии, летними лагерями. Вся деятельность «бригад» отвечала потребностям
государства того времени и имела ярко выраженную воспитательную направленность.
Самым ярким и масштабным примером детского объединения была скаутская организация. Скаутское движение возникло ХХ века в Великобритании и объединило в себе опыт существовавших детских и молодежных организаций. Движение скаутов быстро развивалось и охватило все страны Европы.
Скаутское движение (англ. Sc outing) — всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять достойное место в обществе. Это достигается путем неформального объединения детей.
Для всей скаутской организации характерна общая идеология, которая сводится к трем основным принципам:
1. Долг перед Богом, т. е. верность исповедуемой каждым религии.
2. Долг перед другими, заключающийся в ответственности перед обществом в самых различных аспектах.
3. Долг перед собой, т. е. ответственность за собственное развитие.
Воспитательная система скаутской организации имеет четыре основных
направления:
1. Воспитание природой. Особенно важной эта идея была для городских ребят. Именно им адресованы советы: изучать животный и растительный мир, ухаживать за домашними животными, разводить костры и готовить на них пищу. Сама природа, в отличие от городской среды, имеет огромный положительный воспитательный потенциал.
2. Пропаганда здорового образа жизни заключалась в отказе от пьянства и курения, заботе о здоровье, закаливании, правильном питании, соблюдении личной гигиены.
3. Кодекс чести скаута соответствует кодексу чести джентльмена, а тот, в свою очередь, заимствован из рыцарского кодекса. Скаут должен помогать
всем, развивать в себе самодисциплину, активный альтруизм, силу характера. Особое значение отводилось занятиям ручным трудом.
4. Основа воспитания гражданина — верность Отечеству [2, ст. 331].
Основные идеи скаутской системы воспитания были разработаны и воплощены английским офицером Робертом Стефенсоном Смитом Баден-Пауэллом (1857—1941).
Программы скаутов основываются на игре как скаутском методе и способствуют развитию ответственного поведения. Вся деятельность направлена на социальную адаптацию подростков. Особенность скаутизма состоит в совместной деятельности детей и взрослых, родителей. Это способствует преодолению традиционного конфликта между поколениями. Совместная деятельность основана на стремлении быть полезными людям, природе и миру в целом. Скаутизм не заменяет воспитания в семье и школе, а лишь дополняет образовательные и воспитательные социальные институты.
Опыт Баден-Пауэлла был перенесен и на русскую почву. В ХХ веке скаутская организация была создана в России и весьма удачно адаптирована. Традиционно днем рождения первого русского скаутского отряда считается 30 апреля 1909 г., а основателем является штабс-капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов.
Главной целью скаутской организации России были: посредством внешкольного физического и нравственного воспитания юношества дать Родине истинных патриотов, здоровых и чистых душой и телом [3, с. 48].
Деятельность скаутов России была очень активной и принесла немало пользы в воспитании подростков. У ребят воспитывали патриотизм, стремление быть полезными и честными гражданами, развивали индивидуальные качества.
С приходом коммунистической власти скаутские организации заменила организация пионеров. Пионерская организация многое заимствовала из скаутинга. Система воспитания тоже имела патриотическую направленность и вовлекала подростков в активную общественную деятельность.
Таким образом, имея богатый исторический опыт деятельности детских организаций, развитие таких организаций может благоприятно сказаться на воспитании подрастающего поколения и оказаться не заменимым при формировании личности подростка. Включаясь в разнообразную деятельность, подросток не только развивается физически, умственно, приобретает навыки, которые могут пригодиться, но и проходит социальную адаптацию. Взрослые, являясь партнёрами, активно взаимодействуют и передают опыт, а так же помогают социализироваться путем передачи жизненного опыта. Детские общественные организации решают специфические задачи, закладывая фундамент личности подрастающего человека.
Список литературы:
1. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Детское движение как предмет научного познания.// Вестник Удмурдского университета. — 2008. — Вып. 2 — с. 81—92.
2. Малышева М.М. Детская общественная организация: сравнительный анализ исторических форм.//Педагогика и психология, теория и методика обучения. — с. 330—334.
3. Прокофьева А.К. Историческое развитие. Из истории зарождения молодежного спортивного движения в Забайкалье. //Известия ИГЭА — 2006. — № 3 (48). — с. 101—103.