Научная статья на тему 'ЮМОР КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАНИЯ НА САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ЮМОР КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАНИЯ НА САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
360
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / СОВЛАДАНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ПРИЕМЫ ОСТРОУМИЯ / КОМИЧЕСКОЕ / ИРОНИЯ / НАМЕК / HUMOR / COPING / COPING STRATEGY / SELF-ISOLATION / CORONAVIRUS PANDEMIC / WIT TECHNIQUES / COMIC / IRONY / HINT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусийчук Мария Владимировна, Мусийчук Сергей Васильевич

Актуальность исследования специфики юмора, как эффективной стратеги совладения на самоизоляции в период пандемии обусловлена усилением психоэмоцианального напряжения, необходимости саморганизации поведения и регуляции эмоциональной сферы в ситуации риска и неопределенности. Наряду с этим возникают проблемы одиночества, это с одной стороны, с другой сильный дискомфорт от нахождения в течении всего времени суток (и не одних) на ограниченном пространстве совместно с домочадцами. В следствии распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) врачи говорят о формировании ковидофобии.На основе юмора решается значительный круг вопросов жизнедеятельности. Психология совладания может и должна внести свой вклад в решение некоторых психологических проблем, вызванных и усиленных пандемией. С этой целью может быть рассмотрен юмор как эффективный копинг-ресурс поведения субъекта в социальном контексте Интернета. В статье представлено понимание совладания в различных психологических теориях. Так же сделан обзор работ, представляющих юмор, как копинг. В статье поставлена и решена проблема особенностей копинг-стратегий на основе когнитивно-аффективных механизмов юмора, бытийствующих в приемах остроумия.В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в форме комического (остроумия) некоторых проблем, возникших в период пандемии коронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения на основе юмора выявлено, что копинг-стратегии представлены на основе таких приемов остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки - сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт.Предметно-тематические группы каких коснулись пользователи Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализованные тексты, стишки-пирожки, мемы. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мусийчук Мария Владимировна, Мусийчук Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMOR AS AN EFFECTIVE COPING STRATEGYFOR SELF-ISOLATION DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The relevance of the study of the specifics of humor as an effective strategy for coping with self-isolation during the pandemic is due to increased psychoemotional tension, the need for self-organization of behavior and regulation of the emotional sphere in a situation of risk and uncertainty. Along with this, there are problems of loneliness, on the one hand, on the other hand, there is a strong discomfort from being in a limited space with the household during the entire time of day (and not alone). As a result of the spread of coronavirus infection (COVID-19), doctors talk about the formation of covidophobia.On the basis of humor, a significant range of issues of life is solved. Coping psychology can and should contribute to solving some of the psychological problems caused and amplified by the pandemic. For this purpose, humor can be considered as an effective coping resource of the subject's behavior in the social context of the Internet. The article presents the understanding of coping in various psychological theories. A review of the works was also made. it's humor, like coping. The article raises and solves the problem of features of coping strategies based on the cognitive-affective mechanisms of humor that exist in the techniques of wit.The analysis of jokes in the Internet based on the identification techniques of wit, which served as the fundamental form of understanding in the form of a comic (wit) some problems in the period pandemiya coronavirus and isolation at the level of individual coping behavior on the basis of the humor revealed that coping strategies are presented on the basis of such techniques of wit as: "irony" in the form of deliberate refinement of speech, a mixture of styles, irony of cruel ridicule - sarcasm; about gain" on the basis of shape doubling with the specification; "hint" in the form of attributing to the devil.The subject-specific groups that Internet users touched on are presented as follows: restriction of social contacts; frightening news; antiseptic; toilet paper and buckwheat; excess calories during self-isolation; problems of small businesses; online training; changes in plans for summer holidays; Russians stuck abroad; coronavirus vaccine, etc. According to the form of implementation of a coping resource, these are crealized texts, pies, and memes. Humor (wit) is an effective means of influencing people's assessments and behavior.as a coping strategy, it forms an emotional attitude to the events, persons, or objects being discussed.

Текст научной работы на тему «ЮМОР КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАНИЯ НА САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор как эффективная стратегия совладания на самоизоляции в период пандемии коронавируса // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Musiichuk M.V., Musiichuk S.V. (2020). Humor as an effective coping strategy for self-isolation during the coronavirus pandemic. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN520.pdf (in Russian)

УДК 37

Мусийчук Мария Владимировна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор кафедры «Психологии» Доктор философских наук, доцент Почётный работник сферы образования РФ E-mail: mv-mus@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9686-6527 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=390247 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAI-7929-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=6504833157

Мусийчук Сергей Васильевич1

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» Филиал в г. Анапа, Анапа, Россия Доцент кафедры «Управления, экономики и социально-гуманитарных дисциплин»

Кандидат философских наук, доцент E-mail: sv-mus@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=390248 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAB-8500-2020

Юмор как эффективная стратегия совладания на самоизоляции в период пандемии коронавируса

Аннотация. Актуальность исследования специфики юмора, как эффективной стратеги совладения на самоизоляции в период пандемии обусловлена усилением психоэмоцианального напряжения, необходимости саморганизации поведения и регуляции эмоциональной сферы в ситуации риска и неопределенности. Наряду с этим возникают проблемы одиночества, это с одной стороны, с другой сильный дискомфорт от нахождения в течении всего времени суток (и не одних) на ограниченном пространстве совместно с домочадцами. В следствии распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) врачи говорят о формировании ковидофобии.

На основе юмора решается значительный круг вопросов жизнедеятельности. Психология совладания может и должна внести свой вклад в решение некоторых психологических проблем, вызванных и усиленных пандемией. С этой целью может быть рассмотрен юмор как эффективный копинг-ресурс поведения субъекта в социальном контексте Интернета. В статье представлено понимание совладания в различных психологических

1 http://sv-mus.narod.ru/

https:// mir-nauki. com

теориях. Так же сделан обзор работ, представляющих юмор, как копинг. В статье поставлена и решена проблема особенностей копинг-стратегий на основе когнитивно-аффективных механизмов юмора, бытийствующих в приемах остроумия.

В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в форме комического (остроумия) некоторых проблем, возникших в период пандемии коронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения на основе юмора выявлено, что копинг-стратегии представлены на основе таких приемов остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки - сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт.

Предметно-тематические группы каких коснулись пользователи Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализованные тексты, стишки-пирожки, мемы. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.

Ключевые слова: юмор; совладание; копинг-стратегия; самоизоляция; пандемия коронавируса; приемы остроумия; комическое; ирония; намек

Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны!

Умное лицо - это ещё не признак ума, господа.

Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.

Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!

Григорий Горин «Тот самыйМюнгаузен» 1979

В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым Самое высшее в мире искусство.

С. Есенин

51PDMN520

https:// mir-nauki. com

Актуальность исследования специфики юмора, как эффективной стратеги совладения на самоизоляции в период пандемии обусловлена усилением психоэмоцианального напряжения, необходимости саморганизации поведения и регуляции эмоциональной сферы в ситуации риска и неопределенности. Наряду с этим возникают проблемы одиночества, это с одной стороны, с другой сильный дискомфорт от нахождения в течении всего времени суток (и не одних) на ограниченном пространстве совместно с домочадцами. В следствии распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) врачи говорят о формировании ковидофобии.

На основе юмора решается значительный круг вопросов жизнедеятельности. Многогранность форм юмора его феноменологические сущность, эффективное воздействие на эмоциональные, когнитивное и поведенческие факторы породила процесс объединения исследователей юмора в крупные организации: Международное общество по изучению юмора (International Society for Humor Studies - ISHS) Ассоциация практического и терапевтического юмора Association for Applied and Therapeutic Humor - AATH.

Психология совладания может и должна внести свой вклад в решение некоторых психологических проблем, вызванных и усиленных пандемией. С этой целью может быть рассмотрен юмор как эффективный копинг-ресурс поведения субъекта в социальном контексте Интернета. В нашей стране насчитывается порядка 87,5 миллиона пользователей Всемирной паутины.

Детальное рассмотрение чувства юмора показывает, что в разных теориях описывается по-разному, например, как познавательная способность (способность создавать, понимать, воспроизводить и помнить шутки) (A. Feingold, R. Mazzella); эстетический ответ (оценка юмора, удовольствие) (W. Ruch, F.-J. Hehl); обычное, обыденное поведение как тенденция использовать шутки и развлекать других, смеяться над шутками окружающих (K.H. Craik, K. Davidson, M.D. Lampert, H.M. Lefcourt); связанная с эмоцией черта характера -жизнерадостность (W. Ruch, G. Kohler, C. van Thriel); отношение к чему-либо (S. Svebak); стратегия совладания или механизм защиты как тенденция к самоподдержке перед лицом стрессовой ситуации (S. Freud, L.D. Henman, H.M. Lefcourt, R. Martin). В психологических определениях акцентируется единство когнитивной (понимание, осмысление) и аффективной (эмоциональный отклик) составляющих юмора, он расценивается как интегративная форма проявления личности, наиболее явно выступающая в межличностной ситуации и ситуации стресса [6].

Среди базовых личностных факторов, оказывающих влияние на успешность стратегий совладающего поведения человека в стрессовой ситуации, выделяют возраст (Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота и др.), жизненный и профессиональный опыт (Н.Е. Водопьянова и др.), локус контроля (И.М. Кондаков, М.Н. Нилопец), самоорганизацию времени жизни (Е.И. Головаха и др.). При этом, наиболее остро проблема соотношения самоорганизации времени жизни и стрессопреодолевающего поведения ставится в профессиональной сфере (Е.Н. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.). Особое значение уделяется методам повышения стрессоустойчивости, как устойчивости сенсорных, моторных, и умственных компонентов деятельности при возникающем эмоциональном переживании (Л.А. Китаев-Смык, В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов и др.) и формированию адаптивного совладающего поведения. Проблема соотношения самоорганизации времени жизни и преодолевающего поведения находит свое отражение и в рамках исследования жизненной перспективы личности (А.К. Альбуханова-Славская, Е.И. Головаха и др.). Особенно тесная взаимосвязь между

Постановка проблемы

https:// mir-nauki. com

самоорганизацией времени жизни и стресспреодолевающим поведением прослеживается в исследованиях юношеского возраста в период профессионального самоопределения (Н.В. Клюева, Г.С. Солдаткина, Ю.О. Мазур и др.).

Юмор как копинг рассматривали многие ученые. Отметим исследования зарубежных и отечественных исследователей. Так юмор, как копинг, и его влияние на стресс и когнитивные оценки рассматривают N.A. Kuiper, R.A. Martin, L.J. Olinger [1]. Большое исследование проведено R.A. Martin, Р. Puhlik-Doris G., Larsen, J. Gray, К. Weir при изучении различий в использовании юмора в связи с благополучием личности, как основы разработки опросника стилей юмора [2]. Значение и особенности реализации юмора в различных школах психотерапии и консультировании рассматривает М.В. Мусийчук [3]. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении исследуют И.В. Григорьева, Е.А. Стефаненко, Е.М. Иванова, И.В. Олейчик, С.Н. Ениклопов [4; 5]. С.А. Хазова исследует «неакадемические» способности и их роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта [6]. Совладание юмором отражено в исследованиях Т.В. Артемьевой [7].

Методологическим основанием исследования являются идеи З Фрейда (термин «защитные механизмы» введен в 1894) и А. Фрейд о различных видах психологических защит, как снятия внутреннего конфликта. А. Фрейд акцентировала внимание на оберегающем характере защитных механизмов, предотвращающих дезорганизацию и распад поведения.

Так же работа К.А. Абульхановой-Славской «Стратегия жизни». Особо в контексте поставленной проблемы хочется выделить третий признак стратегии жизни. выделенный автором: «...состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком»

Рассуждения С.К. Нартовой-Бочавер об основе естественной психотерапии как единстве субъекта и бытия [9; 10]. Выделим такой аспект как постулирование неизбежности негативного и позитивного в жизнедеятельности, поиск ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Далее отметим большое значение для выделения оснований в юморе как копинг-ресурсе личности фундаментальную работу Л.И. Анцифировой посвященной личности в трудных жизненных условиях. Проблема рассматривается автором как переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. Л.И. Анциферова пишет о некоторых основных стратегиях выживания: «...«когнитивное оценивание». Это процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего. С появлением значения возникают качественно определенные эмоции» [11]. R. Lazarus совершенно справедливо подчеркивает «эмоция является ответом на значение» [12].

Проблема: Каковы особенности копинг-стратегий на основе когнитивно-аффективных механизмов юмора, бытийствующих в приемах остроумия.

Цель: выявить предметно-тематические группы проблем в период пандемии коронавируса на какие направлены когнитивно-аффективные копинг-ресурсы социально-коммуникативного сообщества в сети Internet. Выявить формообразующие

Методологические основания исследования

[8].

https:// mir-nauki. com

стратегии юмора на основе приемов остроумия в период пандемии коронавируса и самоизоляции.

Рассмотрим ряд проблем и приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в форме комического (остроумия) некоторых проблем, возникших в период пандемии коронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения на основе юмора. Выделим коллективные проекты решения проблем в период самоизоляции какие могут быть рассмотрены в качестве копинг-стратегий коллективного сотворчества в сети Internet.

Объявленный режим самоизоляции в период пандемии коронавируса активизировал копинг-ресурсы, отразившиеся в творчестве и поведении. Так, например, в середине мая пилот новосибирской ассоциации популяризации малой авиации «написал» в небе фразу: «А где все?» На создание фразы ушло около часа. Сколько ушло времени на создание карты самоизоляции (рис. 1), установить не удалось. Подвергнем карту тематическому анализу. На «Карте королевства самоизоляции» представлен ряд символов, весьма иронического содержания, и так:

• пустыня социальных контактов;

• озеро антисептиков;

• пещера пугающих новостей;

• замок из туалетной бумаги;

• библиотека рецептов из гречи;

• консервная башня;

• хребты замороженных полуфабрикатов;

• море лишних калорий;

• утес малого бизнеса;

• дремучие леса онлайн-курсов;

• руины планов на лето;

• зыбучие пески алкоголизма;

• сосед за спиной;

• принц с аппаратом ИВЛ;

• острова россиян, застрявших за границей.

На карте в комической форме нашли отражение основные проблемы самоизоляции. Приняв карту, как план рассмотрения проблем самоизоляции продолжим анализ копинг-ресурсов. Значительное количество творческих репрезентаций опирается на контент классической литературы. Так, например. В креализованном тексте представлен портрет А.П. Чехова, вверху расположена следующая фраза: «Все мы немного Чеховы». И далее конкретизация в цитате из письма А.П. Чехова - А.С. Суворину от 28 июля 1893. «Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе трескать вино и беседовать о литературе. А вечером -дамы». В данном примере копинг-ресурс формируется на основе приема остроумия «ирония»

Результаты и их обсуждение

в форме намеренной утонченности речи или аттической соли (утонченность и образность речи свойственная жителям Др. Греческой Аттики).

Рисунок 1. Визуализация проблем, порожденных самоизоляцией в период пандемии коронавируса COVID 192

В период самоизоляции особенно актуальны и востребованы мысли классиков, поэтов, писателей ученых и появляются образцы комического созданные на этой основе. Так, например, иллюстраторы 3 вносят изменения в известные цитаты адаптируя под эпидемиологическую ситуацию СОУГО-19. И появляется серия портретов адаптированных на «злобу дня» цитатами. На рис. 2 представлен портрет И.А. Бродского в маске. Под портретом

2 Карта королевства самоизоляции https://twitter.com/f^ightradar24/status/1260202307322511361?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ct wterm%5E12602023073225Ш61&ref иг1=ЬИр5%3А%2Р%2Р^5.та11.т%2Р5оае1у%2Р41760855% (Дата доступа 13.10.2020).

3 https://www.ridus.rU/images/2020/4/16/1081648/hd_be3e8502c3.png (Дата доступа 13.10.2020).

51PDMN520

надпись-призыв: «Не выходи из комнаты, там коронавирус». Комическая основа копинг ресурса заключается в перенесение общеизвестного фрагмента текста в новый контекст, прием остроумия - намек. Намек направлен на известное стихотворение Иосифа Александровича Бродского:

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?..

Запрись и забаррикадируйся

Шкафом от хроноса, космоса,

Эроса, расы, вируса...

«Знакомая фраза заиграла новыми красками», такая надпись расположена над портретом Д.И. Менделеева. Под портретом текст такого содержания: «2020. Ну даешь, мне такое и не снилось»4. Байка о том, что периодическая таблица химических элементов приснилась Дмитрию Ивановичу Менделееву появилась с подачи русского геолога, профессора Санкт-Петербургского университета, члена-корреспондента Петербургской Академии наук (с 1901 г.).

4 https://www.ridus.ru/news/325021 (Дата доступа 13.10.2020).

5 «Аннушка уже разлила антисептик». Как знаменитые писатели могли отреагировать на коронавирус: https://news.tut.by/culture/682221.html (Дата доступа 13.10.2020).

Страница 7 из 17

Рисунок 2. Не выходи из комнаты...

5

51PDMN520

Рядом с портретом Сергея Александровича Есенина читаем: «Я искал в этой женщине счастья. Антисептик в итоге нашел!» С.А. Есенин.

В стихотворении «Пой же, пой. На проклятой гитаре...» несколько раз упоминается женщина.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Стихотворение «Пой же, пой. На проклятой гитаре...» было создано в 1923 г. Айседора Дункан и Сергей Есенин познакомились в 1921 г. Стали мужем и женой через год. Вернувшись в СССР 1923 г. они расстались. Литераторы считают, что в этом стихотворении отражен этот период жизни С.А. Есенина.

Трагические нотки первоисточника, дополнили сегодняшними реалиями с антисептиком. Комическое содержание копинг-ресурса реализовано на основе приема остроумия «смешение стилей» - (стилевой синкретизм (греч. synkretismos - соединение, объединение. Смешение, неорганическое соединение разнородных элементов. Сближение возвышенного с узкопрактическим).

Благодаря режиму самоизоляции, у меня наконец появилось время сделать ремонт в ванной, разобрать хлам в кладовке и почитать книги.

Ничего из этого я ещё не сделал, но время появилось.

Рисунок 3. В самоизоляцию появилось время.. 6

Самоирония, на тему что в самоизоляции появилось время, для выполнения различных дел, представлена в примере на рис. 3. Прием остроумия на основе какого проявился комизм

6 Антивирусные мемы. Часть 28 Алексей Вязовский https://author.today/post/87817 (Дата доступа 13.10.2020).

высказывания - «ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением (аналиплозис, греч. удвоенный).

«Оказывается в 1 кг риса - 3 689 425 шт.» видим на рис. 4. Комический эффект проявляется на основе приема остроумия «нелепость» в форме бессмысленной детализации. Вторая фраза этого креализованного текста: «А сахар позже скажу», усиливает эффект бессмысленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Арифметика на самоизоляции7.

Комический эффект «нелепости», так же в форме бессмысленной детализации реализован на рис. 5.

Рисунок 5. А зернышек в киви 5718

7 Самоизоляция продолжалась. https://twitter.com/nextjoke/status/1249375838514171905/photo/1 (Дата доступа 13.10.2020).

8 Шел какой-то там день карантина. У киви 571 семечко https://web.facebook.com/permalink.php?id=1677394415864220&story_fbid=2584032595200393&_rdc=1&_rdr (Дата доступа 13.10.2020).

Продолжим анализ копинг-стратегий по теме «антисептик». На примере рис. 3. Беседа об антисептике. Матерый кот ходил в аптеку за антисептиком. Молоденький котенок, склонив головку на бок интересуется: «Купил?» И следует ответ: «Коньяк купил. Цена одинаковая». В данном примере сатирическому осмеянию подвержена резко подскочившая стоимость антисептиков. Комический эффект порожден приемом остроумия ирония в форме жестокой насмешки - сарказма (греч. sarkasmos от sarkazo букв. рву мясо. Язвительная, очень злая, жестокая насмешка, основанная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого. Усиливается немедленным намеренным обнажением подразумеваемого).

Такие времена...

антисептиком

4P

конбяшнпил. цена одинаковая!

Рисунок 6. Беседа об антисептике и коньяке9.

Двигаясь по карте самоизоляции рис. 1, посетим замок из туалетной бумаги. На Яндекс дзене появился канал «Комната смеха». В ней размещаются стишки -пирожки на злобу дня в серии «Мемы на туалетной бумаге».

Приведем несколько примеров (рис. 7).

Рисунок 7. Пример дизайна мемов на туалетной бумаге

10

9 https://24warez.ru/main/photo/1157572909-prikolnye-kartinki.html (Дата доступа 13.10.2020).

10 Комната смеха https://zenyandex.ru/media/id/5e91c61e7ea04b16b553ff7c/memy-na-tualetnoi-bumage-stihipirojki-na-zlobu-dnia-podborka-1-avtorskii-kontent-5e91c6339c87a00d2d7d36b1 (Дата доступа 10.10.2020).

https:// mir-nauki. com

Еще примеры:

А вы сегодня руки мыли,

Чтобы вас вирус не достал?

А Николай и так весь в мыле -

Устал

Пирожок - это четверостишие, написанное четырёхстопным ямбом (греч. iambos -инструмент под который пели в древности). Четырёхстопный ямб создается по схеме 9-8-9-8. По девять слогов в первой и третьей строчке и по восемь во второй и четвертой. В пирожке допускается отсутствие рифмы и знаков препинания, также дефисов, текст пишется строчными буквами. Как пишет в интернет-издании Л. Заева: ««Пирожки» зародились в российском интернет-сообществе в начале 2000-х годов. Автором первого «пирожка» считается Владислав Кунгуров. Примерно в 2003 году стали создаваться сайты, где выкладывались и обсуждались эти стишки, и общались их авторы и любители, так называемые «пирожковые». Создателем одной из самых крупных «пирожковых» сетей был Вадим Саханенко» [13].

Пирожки называет жанром интернет-фольклора С.Н. Петренко в работе «Жанровые традиции постфольклора в поэтике современной русской литературы» [14]. Комическим речевым жанром стишки-пирожки называет Ю.В. Щурина, описывая классификацию комических речевых жанров коммуникативного пространства интернета [15]. Стишки-пирожки называет направлением литературы нонсенса В.В. Соковина, анализируя лингвокреативность взрослого мира, как игры в социальной сети [16].

В Internet появился фейковый мем о том, что в каналы Венеции из-за карантина, вода настолько очистилась, что впервые за 60 лет вернулись дельфины. Текст стал прецедентным. Мемы на туалетной бумаге со стишками-пирожками откликаются на все насущные вопросы.

Наташ, дельфины не вернулись,

И нету лебедей, Наташ.

Вода в каналах Петербурга все таж.

В этом стишке-пирожке сообщаются новости Наташе. В начале пандемии коронавируса в Internet появился креализованный текст о спящей хозяйке - Наташе четырех разноцветных котов. Коты смотрят в камеру и сообщают Наташе новости. Первой была такая: «Наташ, вставай, мы все уронили». В числе сообщенных новостей была и информация о каналах Петербурга. Пользователи интернета создали серию креализованных текстов про Наташу и котов.

В стишках-пирожках и в креализованных текстах про Наташу и котов, сильное эмоциональное воздействие основано на иронии. Ирония является в данном контексте эффективной копинг-стратегией, так как формирует отношение коммуникантов к обсуждаемым событиям. «Ирония максимально зависит от контекста, поэтому практически не воспроизводима в других ситуативных условиях [17].

В мемах про Наташу и котов нашли отражение многие актуальные темы в период самоизоляции. Так, например, тема масок (рис. 8).

Рисунок 8. Наташа, все ходят в масках" Тема соблюдения дистанций и правил перемещения в период самоизоляции (рис. 9).

Рисунок 9. Гражданка, очнитесь

11

11 Коты летописцы или хроника смутного времени https://teletype.in/@proektprometey/2JKtOiG0p (Дата доступа 13.10.2020).

Слова о печенегах и половцах прозвучали в ходе обращения президента Владимира Путина в ходе совещания с губернаторами всех регионов. Их переговоры прошли в формате видеоконференции, на которой также присутствовали представители правительства и администрации Кремля12.

И сразу появился мемы, как отклик на это событие (рис. 10). И так же мем такого содержания:

- Наташа, лежи не вставай.

- Мы пытались, Наташа.

- Мы с печенегами уже все,

- Мы справились с печенегами.

- И с половцами то же разобрались.

- Но с коронавирусом все не так пошло, Наташа.

- Зараза коронавирусная.

Рисунок 10. Тебе пора узнать правду, Наташ13

Рассмотрим копинг-стратегию на основе приема остроумия «намек, или точно наведенная цепь ассоциаций». Во всемирной паутине появился такой креализованный текст (рис.11). На картинке кадр из советского комедийно-приключенческого короткометражного фильма «Самогонщики», автор сценария и режиссер Леонид Гайдай (1961). В кадре герои фильма - Трус, Балбес и Бывалый (какие «говорящие имена у персонажей). Визуальная

12 Газета. ги https://www.gazeta.ru/politics/2020/04/09_a_13042501.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium= desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (Дата доступа 09.04.2020).

13 Не коты, а печенеги https://twitter.eom/vakurov_ru/status/1251948208936366081/photo/1 (Дата доступа 19.04.2020).

репрезентация, представленная кадром из фильма. Приобретает комический статус на основе сопровождающей ее надписью «В сеть попало редкое фото из лаборатории, создающей вакцину от коронавируса!» Комический эффект возникает на основе приема остроумия «намек» в форме приписывания черт (халеазма).

В сеть попало редкое фото из лаборатории, создающей вакцину

Рисунок 11. Редкое фото в сети Internet из лаборатории, создающей вакцину от коронавируса14

Реакция на размещение этой шутки в сети была не однозначной что следует из комментариев. Видимо, не все хорошо знакомы с классикой отечественного кино. В некоторых комментариях на полном серьезе усмотрели антисанитарию, в виде расположившийся под столом собаки и т. д. Отметим, что собака по фильму имеет прозвище Барбос, в реальности -Рекс.

А теперь вернёмся к плеяде блестящих исполнителей ролей Труса, Балбеса и Бывалого. Фильм «Самогонщики» снят на киностудии «Мосфильм» ем. Трус - (Георгий Михайлович Вицин - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990); Балбес -Юрий Владимирович Никулин - советский и российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980)); Бывалый - Евгений Александрович Моргунов-советский и российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980).

14 А Вы сегодня улыбались? https://ok.ru/avysegodny/topic/66707575668991 (Дата доступа 13.10.2020). Страница 14 из 17

https:// mir-nauki. com

В настоящее время процесс создания вакцины от коронавируса активно обсуждается в СМИ и вот, что называется на «злобу дня» появляется и такой образец комического, вносящий позитивное настроение, основанное на намеке, популярного в народе фильма.

Отметим, что российскую вакцину от коронавируса, разработанную центром «Вектор», запатентовали. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на Роспатент в среду, 30 сентября. «Всего было выдано три патента на изобретения, каждое из которых содержит определенный модифицированный фрагмент вируса», - уточнил собеседник агентства15. Препарат центра «Вектор», получивший название «ЭпиВакКорона», стал второй российской вакциной от коронавируса. Первая была разработана центром имени Гамалеи, ее запустили в производство 15 августа. Препарат назвали «Спутник V».

В результате анализа шуток в сети Internet на основе выявления приемов остроумия, послуживших основополагающей формой для осмысления в форме комического (остроумия) некоторых проблем, возникших в период пандемии коронавируса и самоизоляции на уровне индивидуального копинг-поведения на основе юмора выявлено, что копинг-стратегии представлены на основе таких приемов остроумия как: «ирония» в форме намеренной утонченности речи, смешение стилей, ирония в форме жестокой насмешки - сарказма; ложное усиление», на основе формы удвоение с уточнением; «намек» в форме приписывания черт.

Предметно-тематические группы каких коснулись пользователи Internet представлены следующим образом: ограничение социальных контактов; пугающие новости; антисептик; туалетная бумага и греча; избыточные калории в период самоизоляции; проблемы малого бизнеса; онлайн обучение; изменения в планах на летний отпуск; россияне, застрявшие заграницей; вакцина от коронавируса и др. По форме реализации копинг-ресурса - это креализованные тексты, стишки-пирожки, мемы. Юмор (остроумие) является эффективным средством воздействия на оценки людей и их поведение, являясь стратегией совладания формирует эмоциональное отношение к обсуждаемым событиям, лицам или предметам.

1. Kuiper N.A., Martin R.A., Olinger L.J. Coping humor, stress and cognitive appraisals Canadian Journal of Behavioral Science. 1993. 25(1). p. 81-96.

2. Martin R.A., Puhlik-Doris Р., Larsen G., Gray J., Weir К. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire. Journal of Research in Personality. 2003. Vol. 37. p. 48-75.

3. Мусийчук М.В. Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2017. T. 9. № 3(44) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 28.09.2020).

4. Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениклопов С.Н. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 80-87.

5. Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениклопов С.Н. Социальная тревожность, переживания вины и стыда и копинг-юмор при шизофрении // XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-

15 https://lenta.ru/news/2020/09/30/patent/ (Дата доступа: 30.09.2020).

ЛИТЕРАТУРА

https:// mir-nauki. com

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16. 17.

практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». 2015. С. 283.

Хазова С.А. «Неакадемические» способности: роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта // Психологический журнал. 2016. Т. 9. № 49.

Артемьева Т.В. О методе исследования совладания (копинг) юмором и его возможностях // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 118-123.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1994. C. 6.

Нартова-Бочавер С.К. Единство субъекта и бытия как основа естественной психотерапии // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М., изд-во «Институт психологии РАН», 2009. C. 482-496.

Нартова-Бочавер, С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. - № 15.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19. C. 7.

Lazarus R.S. Progress on cognitive Motivational - Relational - Theory of Emotion // Amer. Appl. Psihol / 1991. V. 46. № 8. P. 824.

Заева Л. Стишки-«пирожки» как способ получить удовольствие // Naked Science. 06.06.2014.

Петренко С.Н. Жанровые традиции постфольклора в поэтике современной русской литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (87). С. 148.

Щурина Ю.В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства интернета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (87). С. 39-43.

Соковнина В.В. Лингвокреативность взрослого мира: игры в «социальной сети» // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. № 2. С. 96-100.

Воробьева К.А. Лингвокульторологические и психолингвистические аспекты восприяитя иронии в художественном произведении. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2008. С. 7.

Musiichuk Mariia Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: mv-mus@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9686-6527 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=390247 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAI-7929-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=6504833157

Musiichuk Sergey Vacilevich

Sochi state university Anapa branch, Anapa, Russia E-mail: sv-mus@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=390248 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAB-8500-2020

Humor as an effective coping strategy for self-isolation during the coronavirus pandemic

Abstract. The relevance of the study of the specifics of humor as an effective strategy for coping with self-isolation during the pandemic is due to increased psychoemotional tension, the need for self-organization of behavior and regulation of the emotional sphere in a situation of risk and uncertainty. Along with this, there are problems of loneliness, on the one hand, on the other hand, there is a strong discomfort from being in a limited space with the household during the entire time of day (and not alone). As a result of the spread of coronavirus infection (COVID-19), doctors talk about the formation of covidophobia.

On the basis of humor, a significant range of issues of life is solved. Coping psychology can and should contribute to solving some of the psychological problems caused and amplified by the pandemic. For this purpose, humor can be considered as an effective coping resource of the subject's behavior in the social context of the Internet. The article presents the understanding of coping in various psychological theories. A review of the works was also made. it's humor, like coping. The article raises and solves the problem of features of coping strategies based on the cognitive-affective mechanisms of humor that exist in the techniques of wit.

The analysis of jokes in the Internet based on the identification techniques of wit, which served as the fundamental form of understanding in the form of a comic (wit) some problems in the period pandemiya coronavirus and isolation at the level of individual coping behavior on the basis of the humor revealed that coping strategies are presented on the basis of such techniques of wit as: "irony" in the form of deliberate refinement of speech, a mixture of styles, irony of cruel ridicule - sarcasm; about gain" on the basis of shape doubling with the specification; "hint" in the form of attributing to the devil.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The subject-specific groups that Internet users touched on are presented as follows: restriction of social contacts; frightening news; antiseptic; toilet paper and buckwheat; excess calories during self-isolation; problems of small businesses; online training; changes in plans for summer holidays; Russians stuck abroad; coronavirus vaccine, etc. According to the form of implementation of a coping resource, these are crealized texts, pies, and memes. Humor (wit) is an effective means of influencing people's assessments and behavior.as a coping strategy, it forms an emotional attitude to the events, persons, or objects being discussed.

Keywords: humor; coping; coping strategy; self-isolation; coronavirus pandemic; wit techniques; comic; irony; hint

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.