Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ И ВЕКТОРЫ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА В 2020 ГОДУ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ И ВЕКТОРЫ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА В 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПАНДЕМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСТВО / ДЕВИАЦИИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / DOMESTIC PSYCHOLOGICAL HERITAGE / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CULTURAL INTERACTION / PANDEMIC / EDUCATION / DIGITALIZATION / VOLUNTEERING / DEVIATIONS / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руслякова Е. Е.

Научная деятельность кафедры психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова в 2020 г. представлена в нескольких направлениях, нашедших отражение в значительном количестве международных и всероссийских конференций. Ряд форумов был посвящен знаменательным датам, таким как 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, 75-летие деятельности Организации объединенных наций. Сюда следует отнести участие профессорско-преподавательского состава кафедры в осмыслении научного наследия выдающихся отечественных психологов (юбилейные конференции, посвящённые Ф. Е. Василюку, В. В. Давыдову, Б. В. Зейгарник); и литературного наследия казахского поэта и писателя М. Дулатова. Наряду с юбилейными конференциями, кафедра приняла участие в поиске решений актуальных психологических проблем, вызванных пандемией COVID-19. Отдельные исследовательское направление кафедры реализовано в материалах конференций, раскрывающих психологические компоненты культурного взаимодействия некоторых стран и народов. В спектре научных интересов преподавателей традиционно оказались вопросы оптимизации процесса образования, которым было посвящено значительное количество докладов на конференциях: представлены современные тенденции развития отечественного и мирового образования, связанные с цифровизацией образовательного процесса, использованием инновационных технологий в обществе и образовательной среде. В 2020 г. кафедра продолжала исследование традиционных для нее вопросов: повышения креативности в процессе обучения; профилактики стрессовых состояний личности в трудных жизненных ситуациях в ретроспективе социального опыта различных возрастных групп; психологических аспектов проявления гражданской инициативы и реализации волонтерства. Результаты научного поиска в данном научном направлении тоже были представлены научной общественности в ходе конференций. Материалы докладов преподавателей и студентов кафедры вызвали теоретический и практический интерес научного и профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC LIFE: RESEARCH TRENDS AND VECTORS - DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY 2020

In 2020 the department of Psychology - Magnitogorsk Nosov State Technical University carried out its scientific doings in several directions, which are presented in a significant number of international and Russian conferences. A number of forums were dedicated to significant dates, such as the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War, the 75th anniversary of the United Nations. Another direction should also include the faculty staff participation in understanding the scientific heritage of the prominent Russian psychologists (anniversary conferences dedicated to F. Ye. Vasilyuk, V. V. Davydov, B. V. Zeigarnik); and the literary heritage of the Kazakh poet and writer M. Dulatov. Along with the anniversary conferences, the department took part in search of solutions to vital psychological problems the whole world has faced during the COVID-19 pandemic in 2020. The initiatives of a separate research department direction have been undertaken up by the materials of the conferences that reveal psychological components of the cultural interaction in some countries and peoples. The issues about the optimization of the educational process were traditionally included into the range of teachers scientific interests; so, a significant number of reports at conferences were devoted to the current trends in the development of domestic and world education related to the digitalization of the educational process, the use of innovative technologies in society and the educational environment. In 2020, the department continued considering some regular questions on increasing creativity in the learning process; prevention of stressful states of the individual in hard life situations in sense of the social experience among different age groups; psychological aspects of civic initiative phenomenon and coordinating volunteers for different projects. The results of scientific research in these scientific areas were also provided to the scientific community in the course of the conferences. The lecturers’ and students’ materials and reports presented on the part of the department aroused some theoretical and practical interest among the scientific and professional society.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ И ВЕКТОРЫ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА В 2020 ГОДУ»

УДК: [378.124:159.9]:001.891

DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-55-62

Е. Е. Руслякова (Магнитогорск, Россия)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ И ВЕКТОРЫ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА В 2020 ГОДУ

Аннотация. Научная деятельность кафедры психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова в 2020 г. представлена в нескольких направлениях, нашедших отражение в значительном количестве международных и всероссийских конференций. Ряд форумов был посвящен знаменательным датам, таким как 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, 75-летие деятельности Организации объединенных наций. Сюда следует отнести участие профессорско-преподавательского состава кафедры в осмыслении научного наследия выдающихся отечественных психологов (юбилейные конференции, посвящён-ные Ф. Е. Василюку, В. В. Давыдову, Б. В. Зейгарник); и литературного наследия казахского поэта и писателя М. Дулатова. Наряду с юбилейными конференциями, кафедра приняла участие в поиске решений актуальных психологических проблем, вызванных пандемией СОУ[Э-19. Отдельные исследовательское направление кафедры реализовано в материалах конференций, раскрывающих психологические компоненты культурного взаимодействия некоторых стран и народов. В спектре научных интересов преподавателей традиционно оказались вопросы оптимизации процесса образования, которым было посвящено значительное количество докладов на конференциях: представлены современные тенденции развития отечественного и мирового образования, связанные с цифровизацией образовательного процесса, использованием инновационных технологий в обществе и образовательной среде. В 2020 г. кафедра продолжала исследование традиционных для нее вопросов: повышения креативности в процессе обучения; профилактики стрессовых состояний личности в трудных жизненных ситуациях в ретроспективе социального опыта различных возрастных групп; психологических аспектов проявления гражданской инициативы и реализации волонтерства. Результаты научного поиска в данном научном направлении тоже были представлены научной общественности в ходе конференций. Материалы докладов преподавателей и студентов кафедры вызвали теоретический и практический интерес научного и профессионального сообщества.

Ключевые слова: отечественное психологическое наследие, психологические аспекты культурного взаимодействия, пандемия, образование, цифровизация, волонтерство, девиации, копинг-стратегии.

Научная жизнь кафедры психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова в 2020 г. концентрировалась в такой форме организации научной деятельности, как конференция. Преподаватели и студенты представляли и обсуждали результаты своих изысканий на научных форумах различного уровня: международных конференциях, организованных странами дальнего и ближнего зарубежья; международных конференциях российских университетов; всероссийских национальных и региональных конференциях. Отметим, что в числе них были традиционные доклады по результатам совместных исследований с учеными Казахстана и Белоруссии [2; 10; 12; 19].

Ускорившийся темпом технического прогресса и увеличивающиеся потоки информации в настоящее время усиливают потребность в непрерывном (в течение всей жизни) образовании, которое при этом будет востребовано не только сегодня, но и завтра. Для такого образования характерны интерактивность, возможность самостоятельно регулировать время получения знаний и объем учебной нагрузки за счет применения цифровых и электронных источников.

Вопрос психосоциальных изменений современной личности и общества в настоящее время активно изучается как на региональном, так и на глобальном уровнях. Одной из ключевых целей психологических исследований является изучение такого феномена социальной жизни, как Интернет. Сегодня для развития и воспитания личности необходимо обладать представлениями об информационно-компьютерных технологиях, о развитии Интернета, влиянии мультимедийных средств коммуникации на социальную реальность. Пошедший год внес дополнительные значительные коррективы практику социальных взаимодействий: пандемия изменила мир, усилила основные социальные, а следовательно, и образовательные тренды. Глобализация и ее инструмент - цифровизация в условиях пандемии научили одних быть гибкими, кооперироваться, развиваться, творить, смешивать технологии, отвечать за свой жизненный выбор, строить собственную траекторию развития, жить и действовать в ситуации неопределенности; других, не владеющих ^-технологиями, не способных в силу возрастных, интеллектуальных или психологических особенностей безопасно находиться в цифровой среде, - поставили в зону риска либо подвергли социальной изоляции.

Возникший социально-экономический кризис заставил многих понять, что эффективность человека в неожиданно возникших новых условиях жизни зависит от того, насколько на пути к своей цели он готов к перепланированию, способен выдвигать и тестировать (анализировать, принимать и отвергать) большое количество гипотез. Чем сильнее кризис, тем больше гипотез поступает в индивидуальную «обработку». Тот, кто хорош в офлайн-коммуникации, может не быть хорош в онлайн-формате, что в системе образования становится наиболее очевидно.

К настоящему моменту для обеспечения эффективного контакта через экран появилось много новых программ, более совершенных технических средств, а вместе с ними и еще больше возможностей для личностного развития и образования. Офлайн и онлайн общение и образование, с нашей точки зрения, прекрасно дополняют друг друга. Пандемия ускорила темпы перевода образования в онлайн-формат: тот объем организационных мероприятий, который был запланирован до 2025 г., был реализован в течение одного года, точнее, с весны 2020 г. В результате в системе образования возникла ситуация, когда к вопросам, на которые специалисты еще не успели найти ответы, присоединились новые.

Современные психологи изучают новые тренды социальной жизни человека и пытаются определить степень их влияния на личность, установить их положительную и отрицательную стороны. Причем в условиях глобализации и цифровизации, как никогда, важен обмен результатами работы между отечественными и зарубежными учеными, т. е. своевременная организация актуальных научных дискуссий. В этом плане международные, региональные и всероссийские конференции стали необходимой и востребованной формой научного взаимодействия в 2020 г.

Годовая тематика докладов кафедры психологии МГТУ им. Г. И. Носова в 2020 г. может быть объединена по ряду направлений исследований, проводимых членами кафедры:

- философско-методологический и философско-психологический анализ научных школ в области психологии и научного наследия отдельных выдающихся деятелей;

- психологические осмысление проблем, порождённых пандемией COVID-19 и самоизоляцией;

- профилактика стрессовых состояний личности в трудных жизненных ситуациях в ретроспективе социального опыта различных возрастных групп;

- проблемы юридической психологии, виктимного, девиантного и деликвентного поведения в разных возрастных группах;

- психологические аспекты цифровизации, инновационных технологий в обществе и образовании;

- психологические особенности гражданской инициативы и волонтерства.

Рассмотрим выделенные направления подробней.

Философско-методологическое и философско-психологическое осмысление деятельности отдельных научных школ и направлений в психологии, а также отдельных общественных деятелей нашло отражение в серии публикаций профессора кафедры психологии МГТУ М. В. Мусийчук отдельно и в соавторстве с С. В. Мусийчуком (Анапа). Доклады на международных и всероссийских конференциях освещали различные аспекты категории комического, исследованной на разном материале: «Философско-психологические "иронии" методологического анализа в психологии Федора Ефимовича Василюка» [15]; «Развитие креативности на основе идей научной школы В. В. Давыдова через когнитивно-аффективные основания юмора» [8]. Анализ формы аргументации публичной речи в юридической практике был представлен на Европейско-Азиатском Правовом Конгрессе. Доклад ученых на тему «Убеждающая коммуникация в форме комического информационного воздействия в судебных речах А. Ф. Кони» был посвящен судебным речам выдающегося русского юриста и не менее выдающейся личности А. Ф. Кони [14]. «Философско-методологические основания юмора через призму педагогической психологии» [6]. В работе, опубликованной в материалах национальной конференции «Диалог культур Тихоокеанской России и сопредельных стран: межэтнические, межгрупповые, межличностные коммуникации» М. В. Мусийчук и С. В. Мусийчук проанализировали особенности юмора в межкультурной российско-китайской коммуникации [17].

Пандемия, захватившая в 2020 г. внимание широкой общественности, актуальна не только как медицинская проблема, но и как психологическая. Атаки болезни и непривычных ситуаций, вызванных режимом пандемии, на личность и общество стали предметом анализа членов кафедры психологии МГТУ им. Г. И. Носова. Этим вопросам, в частности, была посвящена Международная конференция Зейгарниковские чтения «Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований» (Россия, Беларусь, Латвия), проходив-

шая в ноябре 2020 г. Выступление М. В. Мусийчук на этой конференции с докладом «Юмор в Интернет как копинг-стратегия в условиях самоизоляции и пандемии» [9] раскрывало механизм психологической защиты одного из способов борьбы человека со стрессом.

Два доклада в рамках этой тематики были сделаны Е. Е. Русляковой на других международных конференциях, состоявшихся в июне 2020 г. в Уфе (доклад «Качество информационных стратегий в основе реагирования на пандемию СОУГО-19» [1, с. 373-380]) и Санкт-Петербурге в октябре 2020 г. (доклад «Нервно-психическое напряжение у студентов в условиях самоизоляции» [3, с. 242-243]). Кроме того, в этом же ключе ею был сделан доклад «Психические последствия пандемии СОУГО-19 и психопрофилактические возможности музыкальной терапии» [5, с. 115-122], который вызвал интерес участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Самара).

Проблема профилактики стрессовых состояний личности в трудных жизненных ситуациях прослеживается в ряде других докладов на научных форумах. Ретроспективный анализ указанной проблемы, связанный с восприятием карикатур Кукрынксов, как средств преодоления трудных жизненных ситуаций, мотиваторов в борьбе с фашизмом, стимуляторов эмоциональной памяти, оптимизма и источника положительных эмоций, представлен докладе М. В. Мусийчук [7]. Другая грань компенсаторных механизмов раскрыта М. В. Мусийчук и П. Ф. Дик в докладе «Концепт «оптимизм» на примере дневника А. Н. Державина периода Великой Отечественной войны» [10]. Отдельный доклад в русле данной тематики сделали М. В. Мусийчук, М. В. Кулашева, посвятив его проблеме эмоциональной памяти как культурно-исторического феномена [13].

Методы повышения стрессоустойчивости предлагались к обсуждению на различных конференциях с участие членов кафедры психологии в следующих тематических векторах: использование копинг-стратегий подростков в психологическом консультировании (Е. М. Разумова, О. П. Степанова [22]); занятия двигательной активностью как профилактика стрессовых состояний у школьников (О. В. Токарь, К. Р. Хундрякова [20]); повышение стрессоустойчивости в юношеском возрасте на основе юмора (М. В. Мусийчук, Ж. Б. Кудрявцев [11]).

Аксиологическим аспектам взаимодействия разных социальных групп посвящены были доклады Е. Е. Русляковой и Н. А. Новоселовой на тему «Психотехнология укрепления и формирования общечеловеческих ценностей современной молодежи» на конференции Узбекстана и Центральной Азии [26] и Е. Е. Русляковой и В. И. Постригань - «Формирование навыков сотрудничества у детей с ОВЗ» [2, с. 437].

Вопросы, связанные с виктимным, девиантным и деликвентным поведением в разных возрастных группах представлены на конференциях в совместных исследованиях России и Белоруссии: прозвучали выступления «О превенции виктимного поведения средствами креативности и юмора» (М. В. Мусийчук и Т. Е. Яценко) [19]; «"Я-концепция" мужчин, отбывающих наказание» и «Осознание себя как личности девиантным подростком» (Е. М. Разумова [20; 21]); «Кибербуллинг - новая форма угрозы психологическому здоровью личности» (Е. Е. Руслякова и А. А. Яковлева [2, с. 438]). Виктимный личностный тип людей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, представлен в докладе Е. Е. Русляковой [2, с. 425].

Актуальными, без сомнения, являются доклады «Развитие городских сообществ и внутренняя ценность гражданской инициативы» [23] и «Ценностно-мотивационный профиль студентов-волонтеров» [24].

Результаты изучения психологических аспектов цифровизации, внедрения инновационных технологий в обществе и образовании; итоги исследования информационно-коммуникационных технологий как феномена и его влиянии на цели и качество образования рассматривались в материалах докладов на коференциях Е. Е. Русляковой и Н. А.Новоселовой, [2, с. 428; 21], Е. ТишЬа80уа, М. V. МшисЬик [2; 25; 26; 31]. Кроме названного, Е .Е. Руслякова на разных научных форумах затрагивала проблемы цифровой трансформации образовательного процесса [25], аспекты развития социальной робототехники [2, с. 435], перспективы внедрения роботов в образовательное пространство [2, с. 427].

В современном образовании, существует ряд противоречий. С одной стороны, система декларирует ценность учета в образовании индивидуальности каждой личности, а с другой стороны, все институты современного образования стремятся сделать обучающегося частью своей экосистемы: интегрируют, кооперируют, создают консорциумы.

Конструировать подобные практики, не просто, но в них есть необходимость. Лучше для этого отдать предпочтение недерективным и смешанным форматам, комбинации технологий и методов, они дадут возможность не только развиваться личности, но, что важно, сформируют навык учить

самого себя, строить свою траекторию, трек развития. Это основная компетенция, которую следует взращивать. Некоторые аспекты этой проблемы представлены М. В. Мусийчук и П. Ф. Дик в докладе, посвященном методике эффективного развития творческих способностей будущих учителей. Позиция авторов была доложена на Дулатовских чтениях в Казахстане [18].

Проектная деятельность как актуальнейшее направление развития высшего образования стала объектом исследования коллектива авторов из разных институтов и кафедр МГТУ им. Г. И. Носова (В. В. Викулиной, Ю. А. Моревой, О. В. Ноговициной, Ю. В. Сомова, Д. Ю. Усатого, А. В. Ярославцев) при участии доцента кафедры психологии Е. Е. Русляковой, подготовивших совместно доклад «Проектная деятельность как вектор развития высшего образования» [4].

Взаимосвязь уровня зрительно-пространственного развития и восприятия зрительных иллюзий обосновывалась в докладе Е. Е. Русляковой на конференции в Санкт-Петербурге [3, с. 371-372]. М. В. Мусийчук рассматривала проблему остроумия как эффективной формы трансформации эмоциональных состояний личности, участвуя во всероссийской конференции, посвященной рассмотрению вопросов здоровьесбережения в условиях цифровой трансформации общества [16].

Итак, в течение 2020 г. коллективом кафедры психологии на конференциях различного уровня представлены результаты многочисленных исследований современных психологических проблем. Более 90 % конференций проходили полностью или частично онлайн-формате, который позволил расширить научные горизонты, найти единомышленников, определить новые формы взаимодействия с учеными России и зарубежных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы современных общественных наук в условиях вызовов мировой пандемии COVID-19: материалы IX Международной науч.-практ. конф. / отв. ред. А. М. Шаяхметов.. Уфа: Изд-во Башкир. академ. гос. службы и упр. при главе Республики Башкортостан, 2020. 276 с.

2. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. /гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. 603 с.

3. Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) : материалы междунар. науч. конф., 811 декабря 2020 г. / под общ.ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт Санкт-Петербург, 2020. 536 с.

4. Викулина В. В., Морева Ю.А., Ноговицина О. В., Руслякова Е. Е., Сомова Ю. В., Усатый Д. Ю., Яро-славцев А. В. Проектная деятельность как вектор развития высшего образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. /гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 532.

5. Музыкальная планета. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара. Изд-во: Самар. гос. консерватории, 2020. 113 с.

6. Мусийчук М. В Философско-методологические основания юмора через призму педагогической психологии // Узбекистан и Центральная Азия: актуальные проблемы общественно-гуманитарных наук XXI века, интеграция и перспективные тенденции : материалы Междунар. науч.-практ. онлайн конф. Ташкент, ООО Tadqiqot, 2020. С. 432-439.

7. Мусийчук М. В. Блестящее чувство юмора и воля к победе в творчестве Кукрыниксов (1941-1945) // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. /гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 430.

8. Мусийчук М. В. Развитие креативности на основе идей научной школы В. В. Давыдова через когнитивно-аффективные основания юмора // Научная школа В. В. Давыдова: традиции и инновации : сб. тез. участников Междунар. науч.-практ. конф. 21-24 сентября 2020 г. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 181-183.

9. Мусийчук М. В. Юмор в интернет как копинг-стратегия в условиях самоизоляции и пандемии // Зей-гарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований : материалы Междунар.науч.-практ. конф., 18-19 ноября 2020 г. / под ред. А. Б. Холмогоровой, О. Д. Пуговкиной, Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной, О. В. Рычковой, Н. А. Сирота. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 112-114.

10. Мусийчук М. В., Дик П. Ф. Концепт «оптимизм» на примере дневника А. Н. Державина периода Великой Отечественной войны // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 431.

11. Мусийчук М. В., Кудрявцев Ж. Б. Проблема повышения стрессоустойчивости в юношеском возрасте на основе юмора // Научная мысль : традиции и инновации : сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. /под ред.С. С. Великановой, И. В. Кашубы. Казань : ИП «Барышов Дмитрий Андреевич», 2020. С. 167-170.

12. Мусийчук М. В., Кудрявцев Ж. Б. Эмоции радости при хоровом пении н примере дневника А. Н. Державина периода Великой отечественной войны // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 432.

13. Мусийчук М. В., Кулашева М. В. Эмоциональная память как культурно-исторический феномен // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 433.

14. Мусийчук М. В., Мусийчук С. В. Убеждающая коммуникация в форме комического информационного воздействия в судебных речах А. Ф. Кони // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 31-42.

15. Мусийчук М. В., Мусийчук С. В. Философско-психологические «иронии» методологического анализа в психологии Федора Ефимовича Василюка // Материалы II Междунар. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвящённой памяти Федора Ефимовича Василюка: сб. материалов / под. ред. Е.В. Букши-ной, В. А. Земцовой. М. : ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 194-197.

16. Мусийчук М. В. Дюжина приемов остроумия как эффективная форма трансформации эмоциональных состояний личности // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии - от проблем к решениям: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ООН /под ред И. А. Кувшиновой, В. А. Чернобровкина, Е. А Овсянниковой, Е. Л. Мицан, Л. А. Яковлевой, Т. Г. Неретина. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. С. 279-282.

17. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор в межкультурной российско-китайской коммуникации // Диалог культур Тихоокеанской России и сопредельных стран: межэтнические, межгрупповые, межличностные коммуникации. сборник материалов III Национальной научной конференции с международным участием /отв. ред Т. В. Краюшкина. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2020. С. 63-70.

18. Мусийчук М.В., Дик П.Ф. Методика эффективного развития творческих способностей будущих учителей // Дулатовские чтения -2020. Костанай: Костанайск. инженерно-эконом. ун-т. им. М. Дулатова, 2020. С. 190-193.

19. Мусийчук М. В., Яценко Т. Е. О превенции виктимного поведения средствами креативности и юмора // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 434.

20. Разумова Е. М. «Я-концепция» мужчин, отбывающих наказание // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 429.

21. Разумова Е. М. Осознание себя как личности девиантным подростком // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. /гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 426

22. Разумова Е. М., Степанова О. П. Использование копинг-стратегий подростков в психологическом консультировании // Современные достижения университетских научных школ: сб. докл. нац. науч. школы -конференции (19-20 ноября 2020 г., Магнитогорск). Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Вып. 5. С. 192-196.

23. Руслякова Е. Е. Развитие городских сообществ и внутренняя ценность гражданской инициативы. // Культура открытого города: волонтерство как ресурс городских проектов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Екатеринбург: Екатеринбург. академ. совр. иск-ва. 2020. С. 3643.

24. Руслякова Е. Е. Ценностно-мотивационный профиль студентов-волонтеров // Культура открытого города: волонтерство как ресурс городских проектов. Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Екатеринбург: Изд-во: Екатеринбург. академ. совр. иск-ва. 2020. С. 256-263.

25. Руслякова Е. Е. Цифровая трансформация образовательного процесса // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во: Иркутск. нац. иссл.-техн. ун-та, 2020. С. 270-276.

26. Руслякова Е. Е., Новоселова Н. А. Психотехнология укрепления и формирования общечеловеческих ценностей современной молодежи // Узбекистан и Центральная Азия: актуальные проблемы общественно-гуманитарных наук XXI века, интеграция и перспективные тенденции. Ташкент: Изд-во Нац. ун-та Узбекистана им. Мирзо Улугбека, 2020. С. 439-445.

27. Степанова О.П. Контрзависимое поведение // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов, Магнитогорск, Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020, Т. 2. С. 436.

28. Степанова О. П., Бочкарева И. Ю. Психокоррекция тревожных расстройств у мужчин // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 78-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. Т. 2. С. 440.

29. Токарь О. В., Хундрякова К. Р. Занятия двигательной активностью как профилактика стрессовых состояний у школьников // Мир детства и образование.: сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф. / науч.

редю Н. А. Степанова, Г. В. Ильина, Н. И. Левшина, С. Н. Юревич. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. унт им. Г. И. Носова, 2020. С. 167-171.

30. Abdurazakov M., Dzamyhov A., Fomicheva T., Dzamyhova M., Tumbasova E. Information and communication technologies as a phenomenon and its impact on goals and quality of education // Communications in computer and information science. 2020. T. 1201. CCIS. C. 69-77.

31. Musiichuk M. V., Musiichuk S. V. The creative mechanism of humor as an effective means for intellectual capital formation // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2020). Far Eastern Federal University. 2020. С. 1029-1034.

E. E. Ruslyakova (Magnitogorsk, Russia)

SCIENTIFIC LIFE: RESEARCH TRENDS AND VECTORS - DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY 2020

Abstract. In 2020 the department of Psychology - Magnitogorsk Nosov State Technical University carried out its scientific doings in several directions, which are presented in a significant number of international and Russian conferences. A number of forums were dedicated to significant dates, such as the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War, the 75th anniversary of the United Nations. Another direction should also include the faculty staff participation in understanding the scientific heritage of the prominent Russian psychologists (anniversary conferences dedicated to F. Ye. Vasilyuk, V. V. Davydov, B. V. Zeigarnik); and the literary heritage of the Kazakh poet and writer M. Dulatov. Along with the anniversary conferences, the department took part in search of solutions to vital psychological problems the whole world has faced during the COVID-19 pandemic in 2020. The initiatives of a separate research department direction have been undertaken up by the materials of the conferences that reveal psychological components of the cultural interaction in some countries and peoples. The issues about the optimization of the educational process were traditionally included into the range of teachers scientific interests; so, a significant number of reports at conferences were devoted to the current trends in the development of domestic and world education related to the digitaliza-tion of the educational process, the use of innovative technologies in society and the educational environment. In 2020, the department continued considering some regular questions on increasing creativity in the learning process; prevention of stressful states of the individual in hard life situations in sense of the social experience among different age groups; psychological aspects of civic initiative phenomenon and coordinating volunteers for different projects. The results of scientific research in these scientific areas were also provided to the scientific community in the course of the conferences. The lecturers' and students' materials and reports presented on the part of the department aroused some theoretical and practical interest among the scientific and professional society.

Keywords: domestic psychological heritage, psychological aspects of cultural interaction, pandemic, education, digitalization, volunteering, deviations, coping strategies

REFERENCES

1. 1. Aktual'nye problemy sovremennykh obshchestvennykh nauk v usloviyakh vyzovov mirovoi pandemii COVID-19: materialy IX Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf. / otv. red. A. M. Shayakhmetov. Ufa: Izd-vo Bashkir. akadem. gos. sluzhby i upr. pri glave Respubliki Bashkortostan, 2020, 276 p.

2. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, 603 p.

3. Anan'evskie chteniya - 2020. Psikhologiya sluzhebnoi deyatel'nosti: dostizheniya i perspektivy razvitiya (v chest' 75-letiya Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 gg.) : materialy mezhdunar. nauch. konf., 8-11 dekabrya 2020 g. / pod obshch.red. A. V. Shaboltas. Sankt-Peterburg, Skifiya-print Sankt-Peterburg, 2020, 536 p.

4. Vikulina V. V., Moreva Yu.A., Nogovitsina O. V., Ruslyakova E. E., Somova Yu. V., Usatyi D. Yu., Yaro-slavtsev A. V. Proektnaya deyatel'nost' kak vektor razvitiya vysshego obrazovaniya, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. /gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 532.

5. Muzykal'naya planeta. Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchasti-em. Samara, Izd-vo: Samar. gos. konservatorii, 2020, 113 p.

6. Musiichuk M. V Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya yumora cherez prizmu pedagogicheskoi psikho-logii, Uzbekistan i Tsentral'naya Aziya: aktual'nye problemy obshchestvenno-gumanitarnykh nauk KhKhI veka, inte-gratsiya i perspektivnye tendentsii : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. onlain konf. Tashkent, OOO Tadqiqot, 2020, pp. 432-439.

7. Musiichuk M. V. Blestyashchee chuvstvo yumora i volya k pobede v tvorchestve Kukryniksov (1941-1945), Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. /gl. red O. N. Tulupov. Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 430.

8. Musiichuk M. V. Razvitie kreativnosti na osnove idei nauchnoi shkoly V. V. Davydova cherez kogni-tivno-affektivnye osnovaniya yumora, Nauchnaya shkola V. V. Davydova: traditsii i innovatsii : sb. tez. uchast-nikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 21-24 sentyabrya 2020 g., Moscow, FGBOU VO MGPPU, 2020, pp. 181-183.

9. Musiichuk M. V. Yumor v internet kak koping-strategiya v usloviyakh samoizolyatsii i pandemii, Zei-garnikovskie chteniya. Diagnostika i psikhologicheskaya pomoshch' v sovremennoi klinicheskoi psikhologii: pro-blema nauchnykh i eticheskikh osnovanii : materialy Mezhdunar.nauch.-prakt. konf., 18-19 noyabrya 2020 g. / pod red. A. B. Kholmogorovoi, O. D. Pugovkinoi, N. V. Zverevoi, I. F. Roshchinoi, O. V. Rychkovoi, N. A. Sirota, Moscow, FGBOU VO MGPPU, 2020, pp. 112-114.

10. Musiichuk M. V., Dik P. F. Kontsept «optimizm» na primere dnevnika A. N. Derzhavina perioda Veli-koi Otechestvennoi voiny, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 431.

11. Musiichuk M. V., Kudryavtsev Zh. B. Problema povysheniya stressoustoichivosti v yunosheskom vozraste na osnove yumora, Nauchnaya mysl' : traditsii i innovatsii : sb. nauch. tr. I Vseros. nauch.-prakt. konf. /pod red.S. S. Velikanovoi, I. V. Kashuby, Kazan, IP «Baryshov Dmitrii Andreevich», 2020, pp. 167-170.

12. Musiichuk M. V., Kudryavtsev Zh. B. Emotsii radosti pri khorovom penii n primere dnevnika A. N. Derzhavina perioda Velikoi otechestvennoi voiny, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 432.

13. Musiichuk M. V., Kulasheva M. V. Emotsional'naya pamyat' kak kul'turno-istoricheskii fenomen, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red

0. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 433.

14. Musiichuk M. V., Musiichuk S. V. Ubezhdayushchaya kommunikatsiya v forme komicheskogo infor-matsionnogo vozdeistviya v sudebnykh rechakh A. F. Koni, Herald of the Euro-Asian Law Congress, 2020, no. 1, pp. 31-42.

15. Musiichuk M. V., Musiichuk S. V. Filosofsko-psikhologicheskie «ironii» metodologicheskogo analiza v psikhologii Fedora Efimovicha Vasilyuka, Materialy II Mezhdunar. konf. po konsul'tativnoi psikhologii i psikhoterapii, posvyashchennoi pamyati Fedora Efimovicha Vasilyuka: sb. materialov / pod. red. E. V. Bukshinoi, V. A. Zemtsovoi, Moscow, FBGNU «Psikhologicheskii institut RAO», 2020, pp. 194-197.

16. Musiichuk M. V. Dyuzhina priemov ostroumiya kak effektivnaya forma transformatsii emotsional'-nykh sos-toyanii lichnosti, Zdorov'esberezhenie v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obshchestva: pedagogiche-skie tekhnologii - ot problem k resheniyam: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu OON /pod red.

1. A. Kuvshinovoi, V. A. Chernobrovkina, E. A. Ovsyannikovoi, E. L. Mitsan, L. A. Yakovlevoi, T. G. Neretina, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, pp. 279-282.

17. Musiichuk M. V., Musiichuk S. V. Yumor v mezhkul'turnoi rossiisko-kitaiskoi kommunikatsii, Dialog kul'tur Tikhookeanskoi Rossii i sopredel'nykh stran: mezhetnicheskie, mezhgruppovye, mezhlichnostnye kommunikatsii. sbornik materialov III Natsional'noi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem /otv. red T. V. Krayushkina, Vladivostok, IIAE DVO RAN, 2020, pp. 63-70.

18. Musiichuk M. V., Dik P. F. Metodika effektivnogo razvitiya tvorcheskikh sposobnostei budushchikh uchi-telei, Dulatovskie chteniya -2020, Kostanai, Kostanaisk. inzhenerno-ekonom. un-t. im. M. Dulatova, 2020, pp. 190193.

19. Musiichuk M. V., Yatsenko T. E. O preventsii viktimnogo povedeniya sredstvami kreativnosti i yumora, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, pp. 434.

20. Razumova E. M. «Ya-kontseptsiya» muzhchin, otbyvayushchikh nakazanie, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 429.

21. Razumova E. M. Osoznanie sebya kak lichnosti deviantnym podrostkom, Aktual'nye problemy so-vremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez.dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. /gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 426.

22. Razumova E. M., Stepanova O. P. Ispol'zovanie koping-strategii podrostkov v psikhologicheskom konsul'ti-rovanii, Sovremennye dostizheniya universitetskikh nauchnykh shkol: sb. dokl. nats. nauch. shkoly-konferentsii (19-20 noyabrya 2020 g., Magnitogorsk), Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, vol. 5, pp. 192-196.

23. Ruslyakova E. E. Razvitie gorodskikh soobshchestv i vnutrennyaya tsennost' grazhdanskoi initsiativy, Kul'tura otkrytogo goroda: volonterstvo kak resurs gorodskikh proektov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, Ekaterinburg, Ekaterinburg. akadem. sovr. isk-va, 2020, pp. 36-43.

24. Ruslyakova E. E. Tsennostno-motivatsionnyi profil' studentov-volonterov, Kul'tura otkrytogo goroda: volonterstvo kak resurs gorodskikh proektov. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, Ekaterinburg, Izd-vo: Ekaterinburg. akadem. sovr. isk-va, 2020, pp. 256-263.

25. Ruslyakova E. E. Tsifrovaya transformatsiya obrazovatel'nogo protsessa, Sovremennye problemy profes-sional'nogo obrazovaniya: opyt i puti resheniya: materialy V Vserossiiskoi nauch. -prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irkutsk, Izd-vo: Irkutsk. nats. issl.-tekhn. un-ta, 2020, pp. 270-276.

26. Ruslyakova E. E., Novoselova N. A. Psikhotekhnologiya ukrepleniya i formirovaniya obshchechelovech-eskikh tsennostei sovremennoi molodezhi, Uzbekistan i Tsentral'naya Aziya: aktual'nye problemy obshchestvenno-gumanitarnykh nauk KhKhI veka, integratsiya i perspektivnye tendentsii, Tashkent, Izd-vo Nats. un-ta Uzbekistana im. Mirzo Ulugbeka, 2020, pp. 439-445.

27. Stepanova O. P. Kontrzavisimoe povedenie, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovani-ya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. /gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p 436.

28. Stepanova O. P., Bochkareva I. Yu. Psikhokorrektsiya trevozhnykh rasstroistv u muzhchin, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tez. dokl. 78-i Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. / gl. red O. N. Tulupov, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, t. 2, p. 440.

29. Tokar' O. V., Khundryakova K. R. Zanyatiya dvigatel'noi aktivnost'yu kak profilaktika stressovykh so-stoyanii u shkol'nikov, Mir detstva i obrazovanie.: sb. materialov XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / nauch. redyu N. A. Stepanova, G. V. Il'ina, N. I. Levshina, S. N. Yurevich, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-t im. G. I. Nosova, 2020, pp. 167-171.

30. Abdurazakov M., Dzamyhov A., Fomicheva T., Dzamyhova M., Tumbasova E. Information and communication technologies as a phenomenon and its impact on goals and quality of education, Communications in computer and information science, 2020, vol. 1201, CCIS, pp. 69-77.

31. Musiichuk M. V., Musiichuk S. V. The creative mechanism of humor as an effective means for intellectual capital formation, Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2020). Far Eastern Federal University, 2020, pp. 1028-1034.

Руслякова Е. Е. Исследовательские тренды и векторы научной жизни кафедры психологии МГТУ им. Г. И. Носова в 2020 году // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 55-62.

Ruslyakova E. E. Scientific Life: Research Trends and Vectors - Department of Psychology, Nosov Magnitogorsk State Technical University 2020, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol. 5, no 1, pp. 55-62.

Дата поступления статьи - 25.12.2020; 0,9 печ. л.

Сведения об авторе

Руслякова Екатерина Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; ekaterina-ruslyakova@yandex. ru

Author:

Ekaterina E. Ruslyakova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia ; ekaterina-ruslyakova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.