Научная статья на тему 'Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года'

Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ / ГУМАНИТАРИСТИКА / ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОНОГРАФИИ / МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА / AXIOLOGIZATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / HUMANITIES / VALUES OF MAN AND SOCIETY / EDUCATION / MONOGRAPHS / NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева С. Л.

Данный материал размещается в рамках ежегодных обзоров журнала, освещающих тематику и проблематику крупных научных работ, главным образом, монографий, выполненных преподавателями МГТУ им. Г.И. Носова в области гуманитаристики за 2019 год. Для анализа были отобраны преимущественно коллективные монографии, созданные учеными указанного университета в соавторстве с их российскими и зарубежными коллегами. Выявлен спектр тех ключевых ценностей, которые декларируются авторам научных работ в качестве мотивов их исследовательской деятельности; и тех ценностей, которые отвечают современным запросам профессионального сообщества, государства и общества в целом. Содержание и замысел научного труда рассматривается в рамках прагматической концепции аксиологизации научного познания. Автора обзора интересует вопрос соотнесенности научного знания с ценностью, постановкой насущных задач гуманитаристики с культурными и мировоззренческими предпосылками исследований в области социальных и гуманитарных наук (история, филология, педагогика, психология, социология и т.п.). Выделяются ценности, определяющие выбор объекта и предмета исследования, методы анализа и область практического применения выработанных знаний. Ценность в гуманитаристике может быть рассмотрена и как объект достижения, и как социальный феномен, и как система знаний, и как вектор познавательной деятельности субъекта науки, и как феномен культуры в целом. Автор приходит к мнению, что научное знание, дистанцированное от любых ценностных суждений, не имеет отношения к гуманитаристике, что и подтверждается анализом монографий, выполненных преподавателями МГТУ им. Г.И. Носова в 2019 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN VALUES AS SIGNIFICANCE OF SCIENCE AND EDUCATION: MONOGRAPHY REVIEW OF 2019

This material is published in the framework of the annual reviews of the journal, covering the topics and issues of major scientific works, mainly monographs made by academics of G.I. Nosov MSTU in the field of humanities for 2019. For the analysis, predominantly collective monographs were selected, created by scientists of the university in collaboration with their Russian and foreign colleagues. The spectrum of those core values that are declared to the authors of scientific works as motives for their research activities, and those that meet the current needs of the professional community, the state and society as a whole, is revealed. The content and purpose of scientific work is considered in the framework of the pragmatic concept of the axiologization of scientific knowledge. The author of the review is interested in the question of the correlation of scientific knowledge with value, the formulation of the urgent tasks of humanities, cultural and ideological prerequisites for research in the field of social and human sciences (history, philology, pedagogy, psychology, sociology, etc.). The values that determine the choice of the object and subject of research, analysis methods and the field of practical application of the knowledge gained are highlighted. The value in humanities can be considered as an object of achievement, and as a social phenomenon, and as a system of knowledge, and as a vector of cognitive activity of a subject of science, as well as a phenomenon of culture as a whole. The author comes to the conclusion that scientific knowledge, distanced from any value judgments, can not be related to humanities, which is confirmed by the analysis of monographs made by academics of G.I. Nosov MSTU in 2019.

Текст научной работы на тему «Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года»

УДК316.752(048.8)

С. Л. Андреева (г. Магнитогорск, Россия)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ЦЕННОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР

МОНОГРАФИЙ 2019 ГОДА

Аннотация. Данный материал размещается в рамках ежегодных обзоров журнала, освещающих тематику и проблематику крупных научных работ, главным образом, монографий, выполненных преподавателями МГТУ им. Г.И. Носова в области гуманитаристики за 2019 год. Для анализа были отобраны преимущественно коллективные монографии, созданные учеными указанного университета в соавторстве с их российскими и зарубежными коллегами. Выявлен спектр тех ключевых ценностей, которые декларируются авторам научных работ в качестве мотивов их исследовательской деятельности; и тех ценностей, которые отвечают современным запросам профессионального сообщества, государства и общества в целом. Содержание и замысел научного труда рассматривается в рамках прагматической концепции аксиологизации научного познания. Автора обзора интересует вопрос соотнесенности научного знания с ценностью, постановкой насущных задач гуманитаристи-ки с культурными и мировоззренческими предпосылками исследований в области социальных и гуманитарных наук (история, филология, педагогика, психология, социология и т.п.). Выделяются ценности, определяющие выбор объекта и предмета исследования, методы анализа и область практического применения выработанных знаний. Ценность в гуманитаристике может быть рассмотрена и как объект достижения, и как социальный феномен, и как система знаний, и как вектор познавательной деятельности субъекта науки, и как феномен культуры в целом. Автор приходит к мнению, что научное знание, дистанцированное от любых ценностных суждений, не имеет отношения к гуманитаристике, что и подтверждается анализом монографий, выполненных преподавателями МГТУ им. Г.И. Носова в 2019 году.

Ключевые слова: аксиологизация научного познания, гуманитаристика, ценности человека и общества, образование, монографии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Введение

Наука представляет собой универсальную ценность для современной цивилизации. Сегодня это не нужно доказывать. Так, В. М. Шемякинский пишет: «... в современном мире наука является императивом выживания: ведь из 6 млрд человек 5 млрд живет за счет науки» [33, с. 12]. Ценность науки превратился в аксиому не только благодаря техническому и технологическому прорыву последнего столетия, беспрецедентному «укрощению» природы и глубоким познаниям социального мироустройства. Наука, став ценностью, превратила в ценность истину, знание и образование.

Дискуссии о том, должна ли наука ориентироваться на ценности общества и человека, не утихают уже не одно столетие [12; 13; 15; 30 и др.]. Еще в ХУШ в. осознавалось принципиальное отличие ценностного знания от знания вещей (принципа Юма): «... правила морали не являются умозаключениями разума и поэтому различие между пороком и добродетелью не может быть выражено на языке вещей и отношений между ними. Мир знания о природе и мир знания о человеке качественно различны и поэтому не могут быть редуцированы друг к другу <...> Критическая философия Канта впервые дала понимание науки как феномена, обусловленного культурой, а тем самым и ценностями, составляющими ее основу» [33, с. 13]. В. В. Котлярова и А. М. Руденко отмечают, что «в современной философии науки идея аксиологизации научного знания приобрела характер парадигмальной значимости. Она является основой исследований когнитивных, ценностных, коммуникативных, прагматических, мировоззренческих и методологических аспектов научной деятельности, способствуя теоретической реконструкции исторического развития науки, экспликации содержания ее гуманизации и гуманитаризации» [15].

По мнению К. И. Кийченко, «реабилитирующий фактор ценности», наблюдаемый в гуманитаристике в начале XXI века, все больше смещает фокус нашего внимания «с вопроса "что есть" (истина) на вопрос "что (как) должно быть". И в этом вопрошании гуманитаристика как раз и рождается как особый тип знания, трактующий о должном, о ценностном идеале. Здесь раскрывается особая значимость гуманитаристики: всякое явление может и должно быть оценено. Ибо гуманитаристика -это ценностный подход к миру и познанию мира» [12].

Предлагаемый материал посвящен ответу на вопрос, какие ценности были выбраны преподавателями Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического

университета им. Г.И. Носова для собственных исследования и какие получили отражение в крупных научных публикациях 2019 г.

В 2017 г. мы начали эту серию обзорных статей [3; 4; 5], чтобы иметь возможно наблюдать за изменениями и традициями в области гуманитарных и общественных наук на примере конкретного научного сообщества. Обзор как распространенный метод исследования в сфере гуманитарных, социальных и политологических наук позволяет комплексно взглянуть на тенденции научного познания в этой области, увидеть типичное и закономерное в обнаруженных связях и отношениях.

1. Цена и ценность. «Денежный вопрос» исторической науки

В обыденном сознании ценности в первую очередь ассоциируются с оценкой денежной стоимости объектов внимания, причем чего-то такого, что имеет особенное значение для жизни человека. Деньги и сейчас, и в далеком прошлом определяли судьбы отдельных людей, сообществ, целых народов. Особенное отношение человека к материальным ценностям сберегло для ученых факты, позволяющие исследовать самые разные аспекты человеческой цивилизации.

Ценностям в прямом смысле слова - монетам Боспорского царства - посвящены книги доктора исторических наук М. Г. Абрамзона, написанные им в соавторстве с российскими зарубежными учеными [1; 2; 36]. Так, в работе «Античные монеты. Довоенная коллекция, переданная ФРГ» [1] была впервые опубликована коллекция боспорских монет (488 экз.). Уникальные свидетельства прошлого были переданы Восточно-Крымскому историко-культурному музею-заповеднику из ФРГ в 2010 г. История этих золотых, серебряных и медных монет знает не только те войны, которые происходили на территории Северного Причерноморья в античную эпоху, но и последнюю войну. По предположению авторов книги, представленные монеты являются «частью нумизматического собрания Керченского историко-археологического музея им. А. С. Пушкина, утраченного в годы Второй мировой войны» [1, с. 21]. Коллекция отличается тщательностью подборки типов и полнотой, включает редкие и неизданные монеты. Есть в ней и привозные монеты, завезенные на Боспор: золото Метапонта и Тарента, раннее серебро Акраганта, медь Арада (Финикия). Историческая наука, описывая «денежные» свидетельства прошлого, извлекает из небытия имена, в данном случае, боспорских правителей, известных римских императоров и забытых правителей, членов «неизвестных династий» [1, с. 71], легенды, символы и знаки их власти, богатства и могущества.

Книги, адресованные специалистам по античной нумизматике и археологии, музейным работникам и просто историкам в России и за рубежом [36], являются свидетельством того, что гуманита-ристика способна из отношения человечества к материальному извлечь знания и о самом человеке, и о его цивилизации, технологиях того времени и развитии экономических отношений. К примеру, что может сказать экономисту информация о кладах времен набега на Боспор сармато-аланов и германцев Меотиды в 341/342 г. н. э. [2]? Сокровища, накопленные и зарытые в недра, должны были стать в определенный момент страховым фондом для их владельцев, источником получения дохода в будущем (тезаврация) при любом исходе исторических событий. Клады свидетельствуют о состоянии экономики, поскольку накопление драгоценных металлов «порождается развитием обмена и переходом от эпизодических и разрозненных обменных актов к регулярной торговле как более развитой и прогрессивной форме обмена результатами хозяйственной деятельности» [18]. Выступая в качестве средства накопления, монеты превращаются в материальный / финансовый актив, который обеспечивает его владельцу конкурентные преимущества.

М. Г. Абрамзон, А. М. Новичихин, И. А. Сапрыкина и Т. Н. Смекалова обнаружили, что качество сплавов таких «официальных представителей власти», как монеты, и изображения на них (типичные или нетипичные) способны, кроме того, рассказать историку о политических пристрастиях властителей давно ушедшей эпохи. Так, авторы установили, что правители Фанагории и Горгиппии отливали монеты лучшего качества, нежели в центральных областях империи, кроме того, они «снабдили свои монеты необычными типами, что свидетельствует об экономической обособленности полисов азиатского Боспора и стремлении их противопоставить себя центральной власти» [1, с. 67].

Проблема ценностей при сопоставлении далекого прошлого и настоящего заставляет задуматься о том, что сохранит земля после ухода нынешнего поколения? Какие «клады» отыщут наши потомки спусте следующие 2,5 тысячелетия? О чем расскажут им горы из пластика и материки из плавающего в океане мусора? Будут ли найдены спрятанные нашими современниками «клады из битко-инов»?

2. «Детский вопрос» в гуманитарной науке

Вопрос о ценностях, отражающих «вкус эпохи», находит ответ при анализе исследований в области образования, педагогических и психологический наук. В монографии «Формирование готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста» [9] явно просматриваются две ценности: «готовность педагога» к определенному виду деятельности и «здоровье». Между этими ценностями авторы видят причинно-следственную связь, которая устанавливается только при условии, что здоровье из пассивной категории с точки зрения возможности целенаправленного воздействия на нее - исключительно естественное физиологическое состояние человеческого тела, заданное природой, - превращается в категорию культуры. В этом случае ценность здоровья, как и другие категории, воспринимаемые с культурой, оказывается объектом внимания педагогики и психологии.

«Конечная» ценность выделенного для анализа аспекта педагогической деятельности - здоровье детей - оказывается своеобразным показателем аксиологической «пользы» (социального смысла) существования другой ценности - профессиональной готовности педагога. Обратим внимание, что ценность знаний, умений и навыков не отрицается, но блекнет при отсутствии нужного психического состояния для «концентрации сил личности, направленных на осуществление определенных действий», поэтому готовность, интерпретированная «на уровне ценностных ориентации, это и качество, и состояние, и динамический процесс» [31]. Знания бессильны, если у педагога нет мотива для активизации деятельности своей и обучаемого.

Г. В. Ильина, И. А. Бережная и Л. С. Юлдашева, авторы упомянутой выше монографии, установив в образовательном процессе зависимость «профессиональная готовность педагога^ здоровье ребенка», выбрали для своего исследования в качестве научной задачи (а следовательно, ценности процесса научного познания) ответ на вопрос, возможно ли теоретически проработать, изучить феномен готовности [9, ^ 9], выявить условия его воспроизведения в ходе профессиональной подготовки [9, а 32], экспериментально проверить модель на практике [9, ^ 37] и создать новую профессиональную ценность - методическое обеспечение формирования готовности педагогов [9, а 61]. Таким образом, социокультурные (мировоззренческие) ценности - здоровье ребенка и готовность педагога -обусловили ценность самого педагогического исследования. По этому поводу Г. Н. Кузьменко и Г. П. Отюцкий пишут: «...научные знания не могут быть получены вне ценностно нагруженного процесса познавательной деятельности субъекта. Если субъект научного познания оказывается "ценностно нейтральным", то это означает, что в системе его мотивов отсутствуют такие ценности, как ответственность, добросовестность, стремление к научной истине и др., что, в свою очередь, препятствует постижению истины» [17].

«Детский вопрос» в гуманитарной науке рассматривается сегодня в числе наиболее значимых, если не приоритетных, хотя, как известно, дети как ценность еще не так давно не обсуждались наукой вне интересов семьи: «Отделение ценности детей от ценности семьи как таковой начало происходить в философии XIX столетия, когда произошло изменение понимания предназначения семьи, а рождение детей становится не исключительной целью, а определяется личностными взаимоотношениями супругов и детей на основе обеспечения их юридических прав [14, с. 118]. Как утверждают специалисты в области фамилистики, за последние два столетия (Х1Х-ХХ1 вв.) «произошел «переход сначала от патриархальной (традиционной) к детоцентристской семье, а от нее - к супружеской (постсовременной)» [Там же]. Начиная со второй половины XIX в. в большинстве стран c появлением «детоцен-тристской» семьи смещаются ценностные приоритеты «с родовых на внутрисемейные», «происходит изменение содержания и отношения к родительству, а контрацептивная революция дает возможность для сознательного принятия решений о числе рожденных детей» [Там же], что в свою очередь смещает аксиологический фокус с ценности родительства на взаимодействие супругов. Данные процессы обозначили для педагогов и социальных психологов множество проблем, в числе которых, названа проблема семейных ценностей у детей и подростков из неблагополучных семей.

Наличие указанных ценностей у человека рассматривается как задача культуры и социализации подрастающего поколения, которое должно ориентироваться только на создание благополучной семьи. Эта проблема исследуется в коллективной монографии «Формирование представлений о семейных ценностях у подростков из неблагополучных семей» [19]. Н. В. Мартынова, М. А. Черкасова и Д. А. Халикова разбирают понятие «неблагополучная семья» в рамках фамилистической классификации, выявляют причины и факторы появления таких семей. Авторы включили семейные ценности в общую программу обучения и воспитания подрастающего поколения, кроме того, они должны стать

частью консультативной помощи подросткам из неблагополучных семей [19].

К числу острых проблем, которые усилились в связи с «ценностными переходами» в восприятии семьи и которые стали поэтому объектами внимания ученых, относится проблема сиротства. Дети, по разным причинам лишившиеся семейного окружения, нуждаются в социальной защите. Этот тезис закреплен в международном праве (Конвенция о правах ребенка 1989 г.) и конституционных законах многих стран, к числу которых относится Российская Федерация. Исследования психологов и социологов показывают, что ценность семьи не снижается, когда ребенок вырастает и становится совершеннолетним. Он нуждается в семье, которая поддерживает и направляет его первые взрослые шаги. Дети, выросшие в государственных учреждениях социальной поддержки, тоже нуждаются в сопровождении. В этом ключе написана монография С. Н. Испуловой и А. Д. Масловой «Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [10]. Исходя из результатов научно-теоретического изучения проблемы выпускников государственных интернатных учреждений и социально-психологического портрета этой социальной группы, авторы монографии предлагают программу постинтернатного сопровождения, основанного на социальном партнерстве. В работе представлены ход и результаты апробации такой программы в рамках проекта «Региональный ресурсный центр постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [10].

3. Люди как ценность. Учим и учимся сопровождать

Гуманистическая миссия социальных и гуманитарных наук год от года расширяет спектр анализируемых проблем и формирует синергетический подход к их решению. Прежние темы получают новое освещение. Так, в работе «Социальное обслуживание пожилых граждан: современный социальный опыт и перспективы развития» [24]. Н. Г. Супрун и Н. В. Якуничева констатируют, что качество социального обслуживания граждан пожилого возраста и выбираемые для этого технологи зависят от социальной политики в современном обществе. Российский и зарубежный опыт социальной защиты населения формировался, как известно, на ценности соблюдения «прав человека, уважении достоинства личности, на обеспечении равного и свободного доступа граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям»1'. Принципы, продекларированные законодателями, не потеряли своей актуальности, потому что перспектива социального обслуживания пожилых граждан, все еще находится в зоне «повышения правового уровня и оказания необходимой помощи в оформлении социальных льгот и субсидий» [24]. На основе анализа опыта России и некоторых зарубежных стран, авторами книги выявлены потребности в различных видах социального обслуживания пожилых людей и разработан социальный проект, направленный на повышение эффективности социального обслуживания лиц пожилого возраста, предоставлен ход и результаты эмпирического исследования.

Не так давно набрала обороты в плане научного и общественного обсуждения тема инклюзивного образования детей и взрослых. С. Н. Испулова, З. Я. Хажина и И. В. Ладыгина посвятили свое исследование социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [11]. Инклюзия как фактор социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья рассмотрен с позиций нормативно-правового регулирования и опыта организации инклюзивного образования. И здесь мы снова отмечаем, что в центре внимания исследователей оказывается семья и дети, точнее, ребенок-инвалид и его близкие, которые и выбираются в качестве объектов социальной защиты. Здесь несколько иной набор взаимоувязанных ценностей: семья, дети, здоровье, образование и социальная поддержка государства [Там же].

Любопытно, что ценности общества, ценности объектов носителей культуры, ценности субъектов образования и ценности научных исследований в гуманитаристике находятся в прямой, а иногда и взаимообратной зависимости. К примеру, С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова и Н. И. Левшина в монографии «Современные проблемы управления дошкольным образованием: формирование инновационно-творческой компетентности педагогов ДОО» [35] отталкиваются от запросов и вызовов современной эпохи - эпохи инноваций и технологических прорывов. Они считают: «Эпоха инноваций на первый план выдвигает не природные ресурсы страны, традиционно дающие тем или иным странам сравнительные преимущества в системе мирохозяйственных связей, а уровень развития людских

1 Ст. 4. П.2.1ФЗ «Об основах обслуживания граждан в РФ» от 28 декабря 2013 г. № 442 (ред. от 21 июля 2014 г. № 256) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ac0fd20bb5fDda9ea8efb05eb9fD7b1664c7c87d/

ресурсов - знание, творчество, мастерство, умение в широком смысле слова. Все это неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной компетентности каждого отдельного работника. Современные технологии требуют людей, которые могут принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, быстро устанавливать новые отношения в быстроменяющейся реальности, способных эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенных (в самых разных смыслах) ситуациях - экономических, технологических, производственных и др. <...>. Самостоятельность и решительность, уход от обыденности становятся необходимыми качествами новой эпохи» [35, с. 4]. Все сказанное, по мнению авторов книги, «имеет непосредственное отношение к педагогам дошкольного образования, призванных в современных условиях развития нашего общества решать ответственные социальные задачи по обучению, воспитанию и подготовке к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии» [Там же].

Смена ценностей внутри науки отражается в смене научных парадигм, подходов к исследованию и в выборе объектов исследования. Гуманитаристика, которая всегда «по умолчанию» занята проблемами человековедения, сегодня не меняет объекта, однако она выбирает не позицию наблюдателя и не позицию «инженера-конструктора», а, признавая приоритет личности и ее право самостоятельно выбирать собственные траектории движения, все больше осваивают позицию и роль сопровождающего. В тематике исследований звучит «психологическое сопровождение» [6], «сопровождение образовательного процесса» [16], «сопровождение детей» [10.] и др. В качестве объектов сопровождения выбираются различные категории людей - спортсмены [10], студенты вузов [16; 22], дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья [11], дети с нарушениями в эмоционально-волевой и поведенческой сферах [21], пожилые граждане [24] и т. д. Такой взгляд на практический смысл исследований в области гуманитарных и социальных наук оценивается сегодня как наиболее продуктивный, учитывая скорость изменений в обществе и скоротечное «сворачивание» многих сфер профессиональной деятельности человека. Последнее явление («сворачивание» профессиональной среды), спровоцированное внедрением автоматизированных технических средств и интернет-технологий, уже у сегодняшней молодежи вызывает «травму потери профессии». В образовании и педагогической науке констатируется слабая возможность прогноза того, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни, да и не только ребенку, но и студенту через 5 и 10 лет после окончания учреждения профессионального образования.

4. Метапредметные компетенции обучающихся и профессиональные компетенции педагогов и психологов

Ненадежность прогнозов в сфере образования усиливает ценность метапредметных компетенций, технологий формирования универсальных учебных действий у обучающихся, что в свою очередь ставит под новым углом вопрос о профессиональных компетенциях педагогов разных уровней системы образования [8; 16; 35; 20; 22; 23 и др.]. К списку таких компетенций относятся «коммуникативность, креативность, автономность, ответственность, готовность к работе в команде и адаптивность, готовность к самообучению в течение всей жизни» [23, ^ 5]

Авторы монографии «Гуманитаризации профессиональной подготовки студентов технического вуза», подчеркивая большое значение технологических возможностей современного общества, убеждены, что «именно это ставит образование и навыки в центр справедливой и всеобъемлющей глобальной гуманитаризации» [23, а 18].

Процесс взаимодействия людей в процессе общения не ограничивается сегодня психологическими исследованиями, потому что в научной деятельности возрастает ценность владения исследователем блоком коммуникативных компетенций. И в этом ряду знание иностранного языка выступает сегодня одним из условий формирования целостного научного мировоззрения. Этот исходный тезис объединяет монографии Т. В. Дроздовой, Е. В. Землянухиной, Т. А. Мырзы [8] и Ю. Б. Мелеховой, Н. Я. Сайгушева [20], изучающих теоретические и практические вопросы реализации метапредметно-го подхода в системе иноязычной подготовки студентов языковых и неязыковых специальностей университета. Показательно, что недостаток компетенций в области межъязыковой коммуникации можно преодолеть путем создания специфических творческих союзов [37], позволяющих расширить возможности и компетенции каждого участника проекта. Это еще один пример продуктивности гу-

манитаризации технического образования.

5. «Старые» ценности обновляющегося языкового образования

Уже не раз высказывалась точка зрения, что гуманитарное образование нуждается в обновлении, и это очевидно, т. к. всякое образование в эпоху информационного взрыва, в век технологических прорывов нуждается в обновлении. В обновлении нуждается и языковое образование.

Этот тезис стал отправным для работы международного коллектива ученых-филологов из разных вузов, которые решили обратиться к тексту как основной ипостаси бытования языка: «Работа с текстами, художественными и не только, играет особую роль в процессе формирования языковой личности, обладающей функциональной грамотностью, или умением быстро адаптироваться во внешней среде и выстраивать эффективные модели социального взаимодействия» [32, с. 6]. Текст и работа с ним сохраняют ценность как для формирования научного знания, так и для формирования необходимых профессиональных компетенций в языковом и филологическом образовании в целом.

Монография посвящена проблеме формирования текстовой деятельности обучающихся в системе современного языкового образования. Замысел исследователей реализовывался на пути от теории текста к практическому применению инновационных технологий в образовательном процессе. Как замечает Л. Н. Чурилина, один из авторов и идейный вдохновитель данного коллективного труда, круг проблем, обозначенных монографии, достаточно широк: «. на разнообразном речевом / текстовом материале в лингводидактическом ключе рассматриваются актуальные вопросы теории коммуникации и теории текста; выявляются условия формирования текстовой деятельности школьников при изучении русского языка и литературы; предлагаются оригинальные технологии работы с текстом при изучении дисциплин гуманитарного цикла в высшей школе» [32, с. 7].

Язык как хранитель ценностей народа продолжает интересовать ученых не только в векторе глобализации общества с ее «квази-отменой национальных границ» и стандартизированностью культуры, но и в совершенно противоположном векторе - стремлении народа к национальной идентичности, сохраняющей ценность ощущения принадлежности человека к определенному этносу или нации. Назовем книгу, которая стала результатом исследовательского труда О. И. Барышниковой, А. А. Осиповой и С. Г. Шулежковой. Речь идет о толковом словаре пословиц и поговорок нагайба-ков - народа, «который уже 300 лет проживает на Южном Урале», но лишь в 2000 г. был «включен в перечень малочисленных коренных народов Российской Федерации» [7, с. 5]. Отметить этот труд следует еще и потому, что материалом для описания послужили единицы, которые традиционно избираются людьми как формы сохранения в народной памяти мудрости и духовных ценностей, достойных передачи через поколения: «Картина мира нагайбакского этноса и ее аксиологическая составляющая своеобразно представлены в пословицах и поговорках, помещенных в эту книгу» [7, c. 8]. С помощью этого небольшого словаря читатель сможет понять, каково отношение нагайбаков к деньгам, уму, богатству и бедности, к взаимоотношениям между родителями и детьми, к лени и другим настоящим или ложным ценностям человека.

В лингвокультурологических исследования последних 20-30 лет отмечен устойчивый интерес к понятиям веры и безверия в разных языках. Впечатляет хронология исследования этой вечной ценностной оппозиции. В восьми разделах, составляющих монографию «Лингвокультурологические исследования. Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах» [34], понятие веры исследуется в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах. Факты языка отражают взаимодействие веры с различными проявлениями внутреннего мира человека (недоверчивость, верность/неверность, скепсис, равнодушие и др.). Большое внимание в книге уделяется понятию веры в народном сознании: описываются способы выражения веры, верований, неверия, суеверия во фразеологии и фольклоре - в пословицах и поговорках, приметах, поверьях, загадках и т.п.» [34, ^ 2] Так, С. Г. Шулежкова анализирует указанные понятия «вера» и «безверие» на фразеологическом материале славянских текстов X-XI вв. [34].

6. Летопись недавнего прошлого. Ценные моменты памяти поколений

Прошедший 2019-й год был для Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова юбилейным. Вуз отметил свое 85-летие. «Линия судьбы» каждого учебного заведения так или иначе отражает историю страны. В. В. Филатов, автор монографии «История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы» [28], в 2019 г. продолжил серию изданий по истории магнитогорского университета [25; 26; 27; 29; 30].

1960-е гг. оставили яркий след в истории нашей страны. Емкое слово «шестидесятники» раскрывало суть деятельности тех людей, которые хотели перемен. Проходит время, в памяти современников стираются важные моменты их жизни и восприятие и оценка исторических явлений того периода. Все меньше остается работников университета, трудившихся в шестидесятые. Вклад каждого из них в развитие вуза ценен, и вот теперь он описан. Кто-то сделал больше, а кто-то меньше; у кого-то это получалось лучше, у кого-то скромнее. Но все они - от лаборанта до профессора - отдавали частицу своей жизни нелегкому, но благородному делу подготовки высококвалифицированных кадров. При написании книги были использованы преимущественно новые архивные данные и другие источники.

Будем ждать продолжения серии, чтобы познакомиться с другим поколением и понять, как менялось представление о технической науке в промышленном городе, ставшем кузницей кадров для горнозаводской зоны Южного Урала и металлургической отрасли страны.

Заключение

Научное знание всегда с чем-то соотнесено: в естественных науках, например, механике, - с константами; в математике - с системой аксиом, а в гуманитаристике - с ценностью.

Ценность в гуманитаристике может быть рассмотрена и как объект достижения, и как социальный феномен, и как система знаний, и как вектор познавательной деятельности субъекта науки, и как феномен культуры в целом. Проведенный анализ монографических исследований показал, с одной стороны, верность общечеловеческим ценностям, которые не просто отражаются, но и изучаются в просмотренных работах; а с другой стороны, была отмечена динамика акцентов, связанная с изменившимся в цифровую эпоху взглядом на ценность гуманитарных и социальных наук.

К началу XXI в. расширение и углубление аксиологической проблематики произошло благодаря осознанию того, что различные когнитивные (познавательные) и методологические формы - теория, метод, истина, факт, принципы познания и др. - сами получили не только когнитивный, но и ценностный статус.

Прогностическая концепция аксиологизации науки основывается на том, что проникновение субъективных элементов (моральных, этических, эстетических представлений и др.) в совокупность объективного знания в перспективе может обеспечить снятие противоречий системы «человек -социум - биосфера», а для системы высшей школы аксиологизация вообще оценивается как ведущая современная тенденция развития высшего образования. Очевидно, в этом случае речь идет о ценностях, включенных в процесс прогнозирования социальных последствий развития науки в целом.

Очевидно, что сегодня научное знание, дистанцированное от любых ценностных суждений, не имеет отношения к гуманитаристике, если вообще имеет ценность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамзон М. Г., Быковская Н. В. Античные монеты. Довоенная коллекция, возвращенная Федеративной Республикой Германии (Из собрания Восточно-Крымского историко-культурного заповедника. Нумизматическая коллекция. Т. III). Керчь : ИП Кифниди Георгий Иванович, 2019. 160 с.

2. Абрамзон М. Г., Новичихин А. М., Сапрыкина И. А., Смекалова Т. Н. Третий Гай-Кодзорский клад позднебоспорских статеров. М. : ИА РАН, 2019. 344 с.

3. Андреева С. Л. Гуманитарно-педагогические исследования в техногенной цивилизации: опыт МГТУ им. Г.И. Носова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 85-98.

4. Андреева С. Л. Гуманитарные исследования: Старые и новые научные парадигмы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 98-107.

5. Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160-168.

6. Арпентьева М. Р., Баженова Н. Г. Психологическое сопровождение в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Методы и технологии социальной работы в современном мире : шллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2019. С. 27-36

7. Барышникова О. И., Осипова А. А., Шулежкова С. Г. Эйтем тиктэн эйтелмей // Пословица недаром молвится: толковый словарь пословиц и поговорок нагайбакского народа. Магнитогорск : ЗАО «Магнитогорский Дом печати», 2019. 157 с.

8. Дроздова Т. В., Землянухина Е. В., Мырза Т. А. Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в высшей школе: монография. Электрон. текстовые дан. М. : ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019.

9. Ильина Г. В., Бережная И. А, Юлдашева Л. С. Формирование готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста : монография. Магнитогорск:

Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 170 с.

10. Испулова С. Н., Маслова А. Д. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Электрон. текстовые дан. М. : ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019.

11. Испулова С. Н., Хажина З. Я., Ладыгина И. В. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: монография. Электрон. текстовые дан. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019.

12. Кийченко К. И. Соотнесение ценности и научного знания в гуманитаристике // Вестник славянских культур. 2011. № XXI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnesenie-tsennosti-i-nauchnogo-znaniya-v-gumanitaristike (дата обращения: 15.01.2020).

13. Киносьян В. А. К дискуссии о статусе науки в современной культуре // Аналитика культурологии. 2008. № 12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-diskussii-o-statuse-nauki-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 03.02.2020).

14. Костина С. Н, Зайцева Е. В., Банных Г. А. Дети как ценность: современные подходы в фамилистике // Вестник экономики, права и социологии, 2019, № 3. С. 117-122.

15. Котлярова В. В., Руденко А. М. Характеристики процесса аксиологизации постнеклассической науки // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-protsessa-aksiologizatsii-postneklassicheskoy-nauki (дата обращения: 03.02.2020).

16. Кувшинова И. А., Мицан Е. Л., Овсянникова Е. А., Долгушина Н. А. Современные аспекты сопровождения образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения : монография. Магнитогорск : МГТУ, 2019. 101 с.

17. Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. Философия и методология науки : учебник для магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2017. 50 с. Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/396545 (дата обращения: 15.02.2020).

18. Макаренко О. В. Что показал кризис, или функции денег в настоящее время // Интерэкспо ГеоСибирь. 2009. Т. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-pokazal-krizis-ili-funktsii-deneg-v-nastoyaschee-vremya (дата обращения: 16.02.2020).

19. Мартынова Н. В., Черкасова М. А., Халикова Д. А. Формирование представлений о семейных ценностях у подростков из неблагополучных семей [Электронный ресурс] : монография. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Электрон. текстовые дан. (1,10 Мб). Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2019.

20. Мелехова Ю. Б., Сайгушев Н. Я. Формирование рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки : монография. Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2019. 147 с.

21. Неретина Т. Г, Клевеснкова С. В. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе. 6-е изд., стереотипное. М. : Флинта, 2019. 276 с.

22. Савва Л. И., Беликов В. А., Романов П. Ю., Мусийчук М. В., Неретина Т. Г., Овсянникова Е. А., Иль-яшева Е. В., Шахмаева К. Е., Филиппов А. М., Павленко Д. И. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / под общей ред. Л. И. Саввы. Магнитогорск : МГТУ, 2019. 211 с.

23. Савва Л. И., Дёрина Н. В., Пономарева Л. Д., Павлова Л. В., Павлов С. Н., Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А., Игошина Н. В., Вандышева О. В., Курзаева Л. В., Акманова С. В. Гуманитаризация профессиональной подготовки студентов технического вуза: монография / под общей ред. Л.И. Саввы. Магнитогорск: МГТУ, 2019. 212с.

24. Супрун Н. Г., Якуничева Н. В. Социальное обслуживание пожилых граждан: современный социальный опыт и перспективы развития [Электронный ресурс]: монография. Электрон. текстовые дан. (1,10 Мб). Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2019. М. : ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019.

25. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы». Кн. 1: монография. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. 285 с.

26. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы». Кн. 2: монография. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. 279 с.

27. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы. Кн. 3: монография. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. 272 с.

28. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В.4 кн. Кн. 1.: монография. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 352 с.

29. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1930-е годы : монография. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 261 с.

30. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1940-е годы : монография. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 394 с.

31. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М. : Высш. школа, 1988. 166 с.

32. Чурилина Л. Н., Бужинская Д. С., Гневэк О. В., Грудева Е. В., Деревскова Е. Н., Дорфман О. В., Иванов Д. В., Иванова Е. М., Максимова А. М., Петкова С., Подгорская А. В., Пономарева Л. Д., Славута Т. А., Соколова Е. П., Франчук О. В., Чернова О. Е. Текст в современном образовательном пространстве: теория и технологии: коллективная монография /под ред. Л. Н. Чурилиной. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. унта им. Г.И. Носова, 2019. 340 с.

33. Шемякинский В. М. Наука и ценности // Вестник ВятГУ. 2008. № 2. С. 12-18.

34. Шулежкова С. Г. Вера и безверие в славянских текстах X-XI вв. сквозь фразеологическую призму // Лингвокультурологические исследования. Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках колл. монография / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, М. Л. Ковшова. М. : Гнозис, 2018. С. 564-577.

35. Юревич С. Н., Санникова Л. Н., Левшина Н. И. Современные проблемы управления дошкольным образованием: формирование инновационно-творческой компетентности педагогов ДОО: [Электронный ресурс]: монография. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Электрон. текстовые дан. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ», 2019.

36. Abramzon M., Frolova N., Peter U. Sylloge Nummorum Graecorum Russland, Staatliches Historisches Museum Moskau. Berlin-Boston: Walter de Gruyter GmbH. 2019. 262 р.

37. Dyorina N. V., Velikanov V. S. Development of theory bases for minimizing failures while driving career excavators. Magnitogorsk: Publishing House of Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2019. 67 p.

S. L. Andreeva (Magnitogorsk, Russia)

HUMAN VALUES AS SIGNIFICANCE OF SCIENCE AND EDUCATION: MONOGRAPHY

REVIEW OF 2019

Abstract. This material is published in the framework of the annual reviews of the journal, covering the topics and issues of major scientific works, mainly monographs made by academics of G.I. Nosov MSTU in the field of humanities for 2019. For the analysis, predominantly collective monographs were selected, created by scientists of the university in collaboration with their Russian and foreign colleagues. The spectrum of those core values that are declared to the authors of scientific works as motives for their research activities, and those that meet the current needs of the professional community, the state and society as a whole, is revealed. The content and purpose of scientific work is considered in the framework of the pragmatic concept of the axiologization of scientific knowledge. The author of the review is interested in the question of the correlation of scientific knowledge with value, the formulation of the urgent tasks of humanities, cultural and ideological prerequisites for research in the field of social and human sciences (history, philology, pedagogy, psychology, sociology, etc.). The values that determine the choice of the object and subject of research, analysis methods and the field of practical application of the knowledge gained are highlighted. The value in humanities can be considered as an object of achievement, and as a social phenomenon, and as a system of knowledge, and as a vector of cognitive activity of a subject of science, as well as a phenomenon of culture as a whole. The author comes to the conclusion that scientific knowledge, distanced from any value judgments, can not be related to humanities, which is confirmed by the analysis of monographs made by academics of G.I. Nosov MSTU in 2019.

Keywords. axiologization of scientific knowledge, humanities, values of man and society, education, monographs, Nosov Magnitogorsk State Technical University

REFERENCES

1. Abramzon M. G., Bykovskaya N. V. Antichnye monety. Dovoennaya kollektsiya, vozvrashchennaya Federa-tiv-noi Respublikoi Germanii (Iz sobraniya Vostochno-Krymskogo istoriko-kul'turnogo zapovednika. Numizma-ticheskaya kollektsiya. T. III), Kerch', IP Kifnidi Georgii Ivanovich, 2019, 160 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Abramzon M. G., Novichikhin A. M., Saprykina I. A., Smekalova T. N. Tretii Gai-Kodzorskii klad pozdnebosporskikh staterov, Moskow, IA RAN, 2019, 344 p.

3. Andreeva S. L. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya v tekhnogennoi tsivilizatsii: opyt MGTU im. G.I. Nosova, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 85-98.

4. Andreeva S. L. Gumanitarnye issledovaniya: Starye i novye nauchnye paradigm?, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no. 1, pp. 98-107.

5. Andreeva S. L. Gumanitarnye nauki i gumanitarnoe obrazovanie 2016: novye issledovaniya, kontseptsii, idei, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 160168.

6. Arpent'eva M. R., Bazhenova N. G. Psikhologicheskoe soprovozhdenie v sporte, rekreatsionno-ozdorovitel'noi i lechebnoi praktikakh, Metody i tekhnologii sotsial'noi raboty v sovremennom mire: kollektivnaya monografiya / otv. red. A. Yu. Nagornova, Ul'yanovsk, 2019, pp. 27-36.

7. Baryshnikova O. I., Osipova A. A., Shulezhkova S. G. Oitem tiktan aitelmei, Poslovitsa nedarom molvitsya: tolkovyi slovar' poslovits i pogovorok nagaibakskogo naroda, Magnitogorsk, ZAO «Magnitogorskii Dom pechati», 2019, 157 p.

8. Drozdova T. V., Zemlyanukhina E. V., Myrza T. A. Aktual'nye problemy obucheniya inostrannym yazykam v vysshei shkole: monografiya. Elektron. tekstovye dan., Moskow, FGUP NTTs «Informregistr», 2019.

9. Il'ina G. V., Berezhnaya I. A, Yuldasheva L. S. Formirovanie gotovnosti pedagogov k realizatsii so-vremennykh zdorov'esberegayushchikh tekhnologii s det'mi doshkol'nogo vozrasta : monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2019, 170 p.

10. Ispulova S. N., Maslova A. D. Postinternatnoe soprovozhdenie detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popech-eniya roditelei: monografiya. Elektron. tekstovye dan, Moskow, FGUP NTTs «Informregistr», 2019.

11. Ispulova S. N., Khazhina Z. Ya., Ladygina I. V. Sotsial'naya zashchita detei s ogranichennymi vozmozhno-styami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya, Elektron. tekstovye dan, Moskow, FGUP NTTs «Informregistr», 2019.

12. Kiichenko K. I. Sootnesenie tsennosti i nauchnogo znaniya v gumanitaristike, Vestnik slavianskikh kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures], 2011, no. XXI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnesenie-tsennosti-i-nauchnogo-znaniya-v-gumanitaristike.

13. Kinos'yan V. A. K diskussii o statuse nauki v sovremennoi kul'ture, Analitika kul'turologii, 2008, no. 12, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-diskussii-o-statuse-nauki-v-sovremennoy-kulture

14. Kostina S. N, Zaitseva E. V., Bannykh G. A. Deti kak tsennost': sovremennye podkhody v familistike, Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2019, no. 3, pp. 117-122.

15. Kotlyarova V. V., Rudenko A. M. Kharakteristiki protsessa aksiologizatsii postneklassicheskoi nauki, Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Armavir State Pedagogical University], 2019, no. 1, URL: https://cyberleninka.ru/article/n7harakteristiki-protsessa-aksiologizatsii-postneklassicheskoy-nauki.

16. Kuvshinova I. A., Mitsan E. L., Ovsyannikova E. A., Dolgushina N. A. Sovremennye aspekty soprovozh-deniya obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh vysshego uchebnogo zavedeniya : monografiya, Magnitogorsk, MGTU, 2019, 101 p.

17. Kuz'menko G. N., Otyutskii G. P. Filosofiya i metodologiya nauki : uchebnik dlya magistratury, Moskow, Izdatel'stvo Yurait, 2017, 50 s., Tekst elektronnyi, EBS Yurait [sait], URL: https://urait.ru/bcode/396545.

18. Makarenko O. V. Chto pokazal krizis, ili funktsii deneg v nastoyashchee vremya, Interekspo Geo-Sibir', 2009, vol.6. URL: https://cyberleninka.ru7article/n7chto-pokazal-krizis-ili-funktsii-deneg-v-nastoyaschee-vremya.

19. Martynova N. V., Cherkasova M. A., Khalikova D. A. Formirovanie predstavlenii o semeinykh tsenno-styakh u podrostkov iz neblagopoluchnykh semei [Elektronnyi resurs] : monografiya. FGBOU VO «Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova», Elektron. tekstovye dan. (1,10 Mb), Magnitogorsk, FGBOU VO «MGTU im. G.I. Nosova», 2019.

20. Melekhova Yu. B., Saigushev N. Ya. Formirovanie refleksivnoi pozitsii budushchego uchitelya inostran-nogo yazyka v protsesse professional'noi podgotovki : monografiya, Praga, Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2019, 147 p.

21. Neretina T. G., Klevesnkova S. V. i dr. Ispol'zovanie artpedagogicheskikh tekhnologii v korrektsionnoi rabote, Moskow, Flinta, 2019, 276 p.

22. Savva L. I., Belikov V. A., Romanov P. Yu., Musiichuk M. V., Neretina T. G., Ovsyannikova E. A., Il'ya-sheva E. V., Shakhmaeva K. E., Filippov A. M., Pavlenko D. I. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v professionalem obrazovanii / pod obshchei red. L. I. Savvy, Magnitogorsk, MGTU, 2019, 211 p.

23. Savva L. I., Derina N. V., Ponomareva L. D., Pavlova L. V., Pavlov S. N., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Igoshina N. V., Vandysheva O. V., Kurzaeva L. V., Akmanova S. V. Gumanitarizatsiya professional'noi podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza: monografiya / pod obshchei red. L. I. Savvy, Magnitogorsk, MGTU, 2019, 212 p.

24. Suprun N. G., Yakunicheva N. V. Sotsial'noe obsluzhivanie pozhilykh grazhdan: sovremennyi sotsial'nyi opyt i perspektivy razvitiya [Elektronnyi resurs]: monografiya, Elektron. tekstovye dan. (1,10 Mb), Magnitogorsk, FGBOU VO «MGTU im. G.I. Nosova», 2019; Moskow, FGUP NTTs «Informregistr», 2019.

25. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1950-e gody». Kn. 1: monografiya. Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2016, 285 p.

26. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1950-e gody». Kn. 2: monografiya, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2016, 279 p.

27. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1950-e gody. Kn. 3: monografiya, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2017, 272 p.

28. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1960-e gody, V. 4 kn. Kn. 1 : monografiya, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2019, 352 p.

29. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1930-e gody: monografiya, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2015, 261 p.

30. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1940-e gody: monografiya, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2015, 394 p.

31. Khozyainov G. I. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya, Moskow, Vyssh. shkola, 1988, 166 p.

32. Churilina L. N., Buzhinskaya D. S., Gnevek O. V., Grudeva E. V., Derevskova E. N., Dorfman O. V., Ivanov D. V., Ivanova E. M., Maksimova A. M., Petkova S., Podgorskaya A. V., Ponomareva L. D., Slavuta T. A., Sokolova E. P., Franchuk O. V., Chernova O. E. Tekst v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: teoriya i tekhno-lo-gii: kollektivnaya monografiya / pod red. L. N. Churilinoi, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2019, 340 p.

33. Shemyakinskii V. M. Nauka i tsennosti, Vestnik VyatGU [Herald of Vyatka State University], 2008, no. 2, pp. 12-18, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-tsennosti.

34. Shulezhkova S. G. Vera i bezverie v slavyanskikh tekstakh X-XI vv. skvoz' frazeologicheskuyu prizmu, Lingvokul'turologicheskie issledovaniya. Logicheskii analiz yazyka. Ponyatie very v raznykh yazykakh koll. monografiya / otv. red. N. D. Arutyunova, M. L. Kovshova, Moskow, Gnozis, 2018, pp. 564-577.

35. Yurevich S. N., Sannikova L. N., Levshina N. I. Sovremennye problemy upravleniya doshkol'nym ob-razovaniem: formirovanie innovatsionno-tvorcheskoi kompetentnosti pedagogov DOO, [Elektronnyi resurs]: monografiya, Magnitogorsk, FGBOU VO «Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova». Elektron. tekstovye dan., Magnitogorsk, FGBOU VO «MGTU», 2019.

36. Abramzon M., Frolova N., Peter U. Sylloge Nummorum Graecorum Russland, Staatliches Historisches Museum Moskow, Berlin-Boston, Walter de Gruyter GmbH, 2019, 262 p.

37. Dyorina N. V., Velikanov V.S. Development of theory bases for minimizing failures while driving career excavators, Magnitogorsk, Publishing House of Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2019, 67 p.

Андреева С. Л. Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С.72-82.

Andreeva S. L. Human Values as Significance of Science and Education: Monography Review of 2019, Guman-itarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no 1, pp. 72-82.

Дата поступления статьи - 15.02.2020; 1,24 печ. л.

Сведения об авторе

Андреева Светлана Леонидовна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; 216zamsv@mail.ru

Author:

Svetlana L. Andreeva, Associate Professor, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Education and Document Management, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; 216zamsv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.