Научная статья на тему 'Юлия Янчаркова о коллекции русского искусства в галерее Находа'

Юлия Янчаркова о коллекции русского искусства в галерее Находа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серапионова Елена Павловна

В рецензии анализируется книга Ю. Янчарковой, которая посвящена коллекции русского искусства в галерее Находа (Чешская республика)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Julia Jančarkova on the collection of Russian art in the gallery of Nachod

This is a review of J. Jančarkova’s book, devoted to the collection of Russian Art in the Gallery of Nachod (Czech Republic)

Текст научной работы на тему «Юлия Янчаркова о коллекции русского искусства в галерее Находа»

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

Е. П. Серапионова (Москва)

Юлия Янчаркова о коллекции русского искусства в галерее Находа

В последнее время исследования, посвященные России (так наз. россика), в Чешской республике появляются нечасто. Поэтому особенно приятно отметить прекрасно изданную монографию-альбом по русскому изобразительному искусству1, подготовленную Юлией Янчарковой, искусствоведом, работающим в Славянском институте Академии наук Чешской республики, автором уже известной нашему читателю монографии об искусствоведе Н. Л. Окуневе2.

Солидная книга альбомного формата посвящена коллекции русской живописи, рисунка и графики XIX - первой половины ХХ века из Галереи изобразительного искусства в Находе (ГИИН), небольшом чешском городке Краловеградецкого края недалеко от границы с Польшей. Художественная галерея в Находе была открыта еще в 1934 г., а с 1978 г. она располагается в манеже средневекового замка, возвышающегося над городом. В этом году исполняется 50 лет с того времени, как галерея начала целенаправленно собирать собственную коллекцию русской живописи.

Я помню, как несколько лет назад автор этой книги Ю. Янчарко-ва предложила мне поехать с ней в Наход, в галерею, где находится коллекция русских картин и икон. Честно признаться, я была поражена богатством коллекции и тем, что в ней представлены полотна таких известных мастеров живописи, как В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский, И. Е. Репин, А. П. Боголюбов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, А. А. Киселев, С. К. Зарянко, Ю. Ю. Клевер-старший и др. Всего коллекция насчитывает 240 произведений русского искусства: картин, рисунков, графических работ и одну скульптуру. В галерее тогда не было специалистов по русской иконописи, и Ю. Янчаркова согласилась помочь атрибутировать некоторые экспонаты. Так началось ее сотрудничество с работниками галереи и ее директором историком искусства Яном Капустой, занявшим этот пост в 1992 г. Прекрасным плодом сотрудничества этих людей и двух институций - Славянского института Академии наук ЧР и Галереи изобразительного искусства г. Наход - можно назвать и появившуюся книгу-альбом.

Надо отдать должное работникам галереи и ее руководителю, так как ими проделана огромная работа не только по формированию русской коллекции, но и по реставрации многих полотен. Начиная с 1991 г. в галерее регулярно проводятся выставки, на которых демонстрируются произведения русских мастеров. Отчасти идея создания книги и получение финансовых средств на ее издание - также заслуги руководства галереи.

В настоящее время в галерее Находа находится третье по величине собрание русского искусства в Чехии (после Национальной галереи в Праге и Галереи изобразительного искусства в Остраве).

Коллекция формировалась постепенно и, как отмечает Ю. Янчаркова, достаточно стихийно. Ее основу составляют покупки в антикварных магазинах и у частных лиц на территории Чехии. Остается только удивляться количеству оказавшихся на территории этой небольшой центральноевропейской страны произведений русского искусства. По словам автора книги, коллекция «неровная»: в ней представлены как весьма интересные произведения искусства, так и работы невысокого качества, а также копии известных картин.

В Галерею Находа попали несколько картин из собрания бывшего Славянского института, созданного в межвоенное двадцатилетие. Ряд картин привез из СССР чехословацкий дипломат Я. Коутский, впоследствии продавший их через антикварный магазин. Находская коллекция включает и картины русских художников-эмигрантов, покинувших Россию после большевистского переворота, причем живших как в Чехословакии, так и в других странах русского рассеяния.

В книге Ю. Янчарковой раскрывается история развития русского светского искусства начиная с XVIII и кончая первой половиной ХХ века. Причем автор делает это на примерах произведений из художественной галереи Находа. В ходе подготовки книги было уточнено авторство 32 художественных произведений. Отдельной проблемой стала датировка предметов искусства, в результате проведенной исследовательской работы были внесены исправления, касавшиеся дат создания 26 экспонатов. Целому ряду исправлений и уточнений подверглись названия работ. Больших усилий автору стоило определение происхождения картин и их участия в выставочных проектах предыдущих лет.

В первой части работы под названием «История русского искусства XVIII - первой половины XX века в коллекции ГИИН» дана информация о русском искусстве на примерах экспонатов находской

галереи. Здесь автор знакомит читателя с художниками, картинами и персонажами, на них изображенными.

Вторая часть книги называется «Коллекция русского искусства с XIX до середины XX века ГИИН». Тут представлен каталог коллекции, включая биографические данные художников, которых автор делит на две группы - известные мастера, биографии которых уже достаточно исследованы, и мало известные и неизвестные художники, о которых было сложно собрать хотя бы самую общую информацию (для этого автору пришлось поработать в архивах и просмотреть большое количество литературы). Особую группу представляли художники-эмигранты, жившие и творившие в Чехословакии. Во многих случаях Ю. Янчарковой удалось исправить существовавшие в литературе ошибки и мифы.

В начале повествования Ю. Янчаркова подробно останавливается на истории создания Галереи изобразительного искусства в На-ходе и ее выставочной деятельности. Отдельно автор рассказывает о коллекции Славянского института в Праге, основу которой в 1932 г. заложил русский эмигрант, профессор Карлова университета в Праге Николай Львович Окунев. Он установил имена 554 русских мастеров, оставивших Россию, из них 468 художников, 51 скульптор и 35 архитекторов, большая часть которых проживала в то время во Франции. Остальные творцы обосновались в Чехословакии, Югославии, Бельгии, Эстонии, Латвии, Финляндии, Германии, Венгрии и других странах. Со многими из них он установил связь, приобретал у них их творения и устраивал выставки.

Затем Ю. Янчаркова воспроизводит историю развития русского искусства указанного периода от классицизма, академизма, романтизма к критическому реализму, сецессии, неорусскому стилю, авангарду и социалистическому реализму. Рассматривает она и разные жанры: пейзажи, жанровые и исторические картины. В отдельных параграфах автор повествует о русских художниках-эмигрантах, живших во Франции, других странах и в Чехословакии. В частности, Янчаркова рассказывает о жизни и творчестве живших в ЧСР художников Г. А. Мусатова, И. Д. Шапова, И. Н. Анисимова, Р. Л. Сиротского, Н. М. Родионова, Н. С. Бакулина, А. Р. Соловьева, А. К. Орлова, А. Белоцветова, В. И. Крашенинникова. Может быть, что автору удалось собрать далеко не всю информацию о представленных в каталоге художниках, но удивляет та огромная работа, которую она смогла проделать всего лишь за два года активного научного поиска.

Во второй части книги биографические сведения о художниках даны в алфавитном порядке с фотографиями их работ. Иллюстративный ряд подобран и расположен весьма умело и выполнен на высоком полиграфическом уровне. Выбранная автором структура ведет к определенным повторам и перекличке первой и второй частей, но вместе с тем позволяет не только представить жизнь и творчество отдельных художников, но и вписать их в историю развития русского художественного творчества.

В приложении к книге даны списки выставок и каталогов к ним, художественных объединений и школ, использованной литературы, сокращений, а также развернутый именной указатель (с полными именами и отчествами). Издание заключают резюме на русском и английском языках.

В непосредственной подготовке книги к изданию на чешском языке автору помогали ее коллега по институту Д. Гашкова, дочь Э. Янчаркова и директор галереи в Находе Я. Капуста. В научной работе над книгой автору содействовали работники Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Международного благотворительного фонда Д. С. Лихачева, Российской национальной библиотеки, сотрудники расположенных в Находе Галереи изобразительного искусства, Краеведческого музея и Государственного районного архива, а также специалисты других научных заведений. Перевод резюме на английский язык осуществил Г. Табахник. Работа выпущена пражским издательством «Индигопринт», редактором издания является Л. Павлух.

Научными рецензентами выступили специалисты из Чехии и России: Я. Х. Главачкова, В. Кадочникова, В. Круглов и Л. Вихорева.

Изданием этой замечательной книги Ю. Янчаркова знакомит чешских читателей, интересующихся искусством, с историей и развитием русской живописи и графики, вносит значительный вклад в научную разработку искусствоведческих сюжетов и вместе с тем дополняет и уточняет наши знания о соотечественниках, творивших за рубежом, обогащая историческую «эмигрантологию».

И хотя книга издана на чешском языке, представляется, что она заинтересует не только чешских читателей и ценителей искусства, но и специалистов по живописи в России и в мире. Книга может быть использована для составления словарей, каталогов, лекций, а также дает импульс к дальнейшим исследовательским наработкам. Хотелось бы надеяться, что она привлечет внимание музейщиков, владельцев выставочных залов и галерей, с тем чтобы активнее вклю-

чать коллекцию галереи Находа в выставочные показы, проводимые на основе взаимного обмена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Jancärkovä J. Ruska malba, kresba a grafika od 19. do poloviny 20. stoleti ze sbirky Galerie vytvarneho umeni v Nachode. Praha, 2015.

2 Янчаркова Ю. Историк искусства Николай Львович Окунев (1885-1949). Жизненный путь и научное наследие (Heidelberg Publikationen zur Slavistik. B. Literaturwissenschaftliche Reihe. Band 37). Frankfurt am Main; Berlin; Bern, 2012.

E. P. Serapionova Julia Jancarkova on the collection of Russian art in the gallery of Nachod

This is a review of J. Jancarkova's book, devoted to the collection of Russian Art in the Gallery of Nachod (Czech Republic).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.