Научная статья на тему 'Онлайн-галерея как средство сохранения культурного потенциала региона'

Онлайн-галерея как средство сохранения культурного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1153
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГАЛЕРЕЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / FINE ART / GALLERY / ART EXHIBITION / COMMUNICATION / INTERNET TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова Ольга Ивановна

Обозначена проблема сохранения культурного и художественного потенциала региона, популяризации регионального искусства посредством использования интернет-ресурса. Тема представляет интерес для исследователей современного искусства России и актуальна в связи со сложившейся ситуацией разорванности межрегиональных творческих контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Online Gallery as a Means

The problems of preservation of cultural and artistic potential of the region, the promotion of regional art through the use of Internet resources. Subject of interest to researchers of contemporary Russian art and relevant in view of the situation dissociation interregional creative contacts.

Текст научной работы на тему «Онлайн-галерея как средство сохранения культурного потенциала региона»

безопасности молодежи / Е. Л. Вартанова. Я. Н. Засурский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. С. 7-19.

3. Гуглюк, Л. А. К вопросу о массовой и профессиональной медиакомпетентности личности // Журналистика и медиаобразование-2010 : сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22-24 сентября 2010 г.). Белгород, 2010. С. 302-307.

4. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории : монография. Томск, 2009. 214 с.

5. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (18-20 октября 2012 г.) : в 2 т. Т. 1. Казань, 2012. С. 280-287.

6. Олешко, В. Ф. Медиаобразование без границ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://mic.org. m/mdex.php/new/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 218-222.

О. И. Зотова

ОНЛАИН-ГАЛЕРЕЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Обозначена проблема сохранения культурного и художественного потенциала региона, популяризации регионального искусства посредством использования интернет-ресурса. Тема представляет интерес для исследователей современного искусства России и актуальна в связи со сложившейся ситуацией разорванности межрегиональных творческих контактов.

Ключевые слова: изобразительное искусство, галерея, художественная выставка, коммуникация, интернет-технологии.

Нет сомнений в том, что виртуальный мир стремительно развивается, приобретая различные функции, замещающие функции мира реального со всем его многообразием. Эта тенденция коснулась одной из областей, традиционно воспринимаемых исключительно как оффлайновое пространство, - изобразительного искусства.

Исторически сложившийся навык отображения человеком окружающего мира изначально был связан с мастерством отдельно взятого индивида, а опыт демонстрации этих образов в свою очередь предполагал индивидуальное восприятие зрителем художественного произведения в музее или галерее изобразительного искусства.

Первые музеи, демонстрирующие произведения изобразительного искусства, появились в эпоху античной Греции, а в XVIII в. они стали неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Не удивительно, что именно этот институт явился одним из первых объектов интернетизации сферы искусства.

Первые виртуальные музеи появились практически одновременно с массовым распростра-

нением Интернета в начале 1990-х гг.: «Виртуальный музей (вебсайт-музей) - тип вебсайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого. быстрого и легкого доступа к экспонатам».

Практически одновременно появились исследования, посвященные этому феномену, и технологические описание строительства виртуальных музеев. Так, J. Bowen, некоторое время работавший в компьютерной лаборатории Оксфордского университета и посвятивший исследованиям возможностей компьютерных технологий более 140 публикаций и 9 книг, назвал свое исследование «Evaluation of Virtual Museums: The Good, the Bad and the Useless» [4]. Материал опубликован в 2000 г., что говорит о первом обобщении опыта, накопленного за несколько лет. Рекомендации по практиче-

скому созданию сайтов онлайн-музеев содержали конкретные рекомендации и описание их возможностей.

Если первые вебсайт-музеи были сайтами реальных музеев, то довольно скоро появились музеи, существующие исключительно в онлайн-пространстве. Хорошим примером таких музеев могут служить Gallerix.ru и Smallbay. ru. Оба проекта некоммерческие, поставившие своей целью популяризацию искусства в широких массах. О широте говорит следующий факт: Gallerix.ru имеет зеркала сайтов на доменах gallerix.ru, gallerix.org, gallerix.name, galerix.ru, гал.рф, галлерикс.рф, галерикс.рф и версию на английском языке: en.gallerix.ru, gallerix.cz.

Следует отметить, что в России тема виртуальных возможностей для демонстрации произведений искусства и созданию образовательного пространства начала реализовываться практически на десятилетие позже. Но довольно быстро ситуация выровнялась. Более того, сегодня существует активный сервис по созданию открытых образовательных мульмедийных систем по мировой художественной культуре и искусству, в которых используются принцип исторического изложения материала, несколько содержательных вертикалей, навигация по элементам контента, функция увеличения изображения [2]. Быстроразвивающиеся интернет-технологии спровоцировали (в хорошем смысле) глобализацию музейного интернет-пространства. Так, сегодня в сети существуют виртуальные туры по музеям мира, разработанные Google совместно с 17 ведущими музеями мира, включая Третьяковскую галерею и Эрмитаж. Список партнеров внушителен.

1. Старая национальная галерея, Берлин -Германия;

2. Фрир художественная галерея, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия - США;

3. Коллекция Фрик, Нью-Йорк - США;

4. Берлинская картинная галерея, Берлин -Германия;

5. Музей Метрополитен, Нью-Йорк - США;

6. Музей современного искусства, Музей современного искусства, Нью-Йорк - США;

7. Музей королевы Софии, Мадрид - Испания;

8. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид - Испания;

9. Музей Кампа, Прага - Чешская Республика;

10. Национальная галерея, Лондон - Великобритания;

11. Версальский дворец - Франция;

12. Государственный музей, Амстердам -Нидерланды;

13. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург - Россия;

14. Государственная Третьяковская галерея, Москва - Россия;

15. Галерея Тейт, Лондон - Великобритания;

16. Галерея Уффици, Флоренция - Италия;

17. Музей Ван Гога, Амстердам - Нидерланды.

Благодаря этой возможности пользователь может, не выходя из дома, увидеть 17 ООО картин, 6ОО ООО графических работ, более 12 ООО скульптур, ЗОО ООО поделок, 7ОО ООО археологических ценностей и 1 ООО ООО нумизматических экспонатов. Сервис предлагает прогулку по музеям по принципу Streetview на картах Google либо просмотр отдельно взятой картины в очень большом разрешении (до 7 ООО мегапикселей). Еще один замечательный пример виртуализации предлагает Государственный русский музей, создавший информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» и разработавший методические рекомендации по использованию мультимедиа-ресурсов. Каталог программ медиатеки насчитывает более 16О тем.

Благодаря интернет-сети и доступности ценных музейных экспонатов сложилась парадоксальная ситуация: локальная художественная жизнь, произведении искусства, легко доступные для живого просмотра в выставочных залах, оказались интересны узкому кругу зрителей, регулярно посещающих выставки.

Естественно, в глобальном пространстве нашлось место не только крупным музеям, но и более мелким институтам. Так, определение «виртуальный музей» в сети коррелирует с определениями «художественная галерея», «картинная галерея», «галерея искусств», «галерея онлайн», «арт-галерея», «галерея», «музей». Некоторые из них являются сайтами существующих реально негосударственных художественных галерей, другие «живут» только в сети, зачастую с коммерческими целями (работают как интернет-магазин по продаже произведений искусства). Именно эти онлайн-галереи оказываются ценной возможностью ознакомления с региональными художниками и их творчеством.

Эту возможность вряд ли можно переоценить в связи с тем, что в постперестроечный период нарушились традиционные творческие связи между регионами и регионами и столицей. Если в советский период действовала система краевых и областных выставок с последующим отбором произведений искусства для экспонирования на зональных, республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках, и тем самым создавалось единое художественное пространство страны, то в сложившихся общественно-политических и экономических условиях региональное искусство приобрело замкнутый в рамках своего региона характер. Участие в выставочной деятельности за рамками своей территории в России и за рубежом отдельных художников не дает возможности представить общую картину развития современной художественной жизни.

Развитие интернет-технологий поспособствовало стиранию лакун. Первыми создали сайты оффлайновые галереи. В Приморском крае эффективно управляемыми и постоянно обновляемыми сайтами являются сайты галерей Приморской государственной картинной (www.primgallery.com), «Арка» (www.arka-gallery.ru) и Ройтау (последний с момента закрытия галереи в 2012 году перестал существовать). Существует, но не обновляется сайт Приморской организации Союза художников России (www.artprim.com). По необъяснимой причине не имеет самостоятельной страницы в интернете Музей современного искусства Дальневосточного федерального университета, хотя является структурным подразделением университета и активно занимается выставочной деятельностью.

В этой ситуации уместно рассмотреть более чем 10-летний опыт работы некоммерческой онлайн-галереи «Artvladivostok.ru». В своей презентации разработчики сайта заявляют: «Для кого этот проект? Для современных художников, которым есть что показать; для людей, увлеченных творчеством живописи, рисунка, графики, фотографии, а также другими видами прикладных искусств; для тех, кто относится к культуре, искусству и, в частности, к живописи, с почтением и хотел бы пользоваться этим сайтом, используя все доступные возможности» [3].

Цели и задачи проекта «Арт Владивосток»: распространение информации о художниках различных направлений, работающих во Владивостоке, за пределы города Владивостока;

популяризация изобразительного искусства Владивостока среди широких масс с акцентом на пользователей Интернет, как на новое поколение зрителей; создание интерактивной среды для общения художников и зрителей; предоставление художникам Владивостока возможности продвижения своих работ с использованием новейших информационных технологий». Авторы проекта - Артем Теня-ков, Кира Лукьянчук, Ольга Тенякова, Глеб Тарасенко, Александр Журавлев.

Идея создания сайта с некоммерческим наполнением появилась более 12 лет назад. Разработчики сайта находились в тесном общении с художниками, дизайнерами, веб-дизайнерами, фотографами, архитекторами. Изначально предполагалось, что это будет некое «приятное место для своих, ведь предугадать развитие интернет-технологий в то время было трудно».

Со временем возможности сайта стали расширяться, появилась возможность самостоятельной регистрации для незнакомых авторов (в том числе и из других регионов). При помощи сайта образовалась своего рода комьюни-ти, не разделяющее посетителей сайта по какому-либо принципу. Но главным достоинством онлайн-галереи является то, что материалы, представленные в рубриках, позволяют судить об особенностях художественной жизни Приморского края, тенденциях, складывающихся на протяжении не только тех лет, которые прошли со времени регистрации галереи, но и предшествующих, поскольку в онлайн коллективных и персональных выставках представлено искусство разных периодов. Таким образом, создается единое пространство, в котором существуют разные виды и жанры искусства, представляют свое творчество разные мастера. И этот материал не имеет ограничений в доступе как для российских, так и для зарубежных посетителей.

При разработке модели онлайн-галерея не опиралась на чей-то опыт, поскольку выступила одним из пионеров подобного рода деятельности в виртуальном пространстве. Генеральной линией концепции оставался принцип комьюнити. В этой связи материал сайта распределен по рубрикам достаточно свободно, но с учетом оффлайнового художественного процесса. Существуют рубрики:

- «Анонсы» (анонсируются все выставки во всех музеях и галереях Владивостока);

- «Персональные выставки»;

- «Коллективные выставки»;

- «Колонка искусствоведа» (предлагает комментарии и эссе);

- «Фоторепортажи» (предлагает фотоотчеты о творческих поездках);

- «Колонка художника» (предлагает авторские высказывания художников на свободную тему);

- «Обучающие статьи» (предлагает материал для желающих изучить технические тонкости рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства);

- страницы авторов (предлагает галерею работ художников и подробную биографическую информацию о них. Примечательно то, что страницы авторов предоставляются художникам и иным авторам для самостоятельного заполнения, таким образом, получив ресурс, художник сам осуществляет коммуникацию еще раз поддерживая формат социальной сети);

- архив 2002-2012 гг.;

- автоматический перевод контента на английский язык (что делает доступным контент для зарубежного посетителя).

Содержание и политика отбора материалов зависит от авторов сайта. Субъективный подход, однако, уравновешивается стремлением к всеохватности и грамотным умением ориентироваться в общесетевых тенденциях. Первое трудно переоценить. Так, в 2010-2012 гг. на сайте галереи были представлены выставки работ студентов художественных специальностей Дальневосточного федерального университета и Дальневосточной академии искусств, вызвавшие огромный интерес не только у посетителей сайта (об этом говорит суммарное число посетивших выставки в сети - около 18 000 человек, о чем свидетельствует авторегистрация посещений страниц), но и в официальных структурах:

- выставка работ дипломных работ студентов Дальневосточной академии искусств-2012;

- две части выставки «Пленэр-2011»;

- выставка дипломных работ студентов Дальневосточного федерального университета. «Керамика, эмаль, ювелирное и кузнечное дело»;

- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Ювелирное дело»;

- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Горячие эмали»;

- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Учебные макеты»;

- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Плакаты и открытки»;

- выставка дипломных работ студентов Дальневосточной академии искусств;

- выставка курсовых работ студентов Дальневосточной академии искусств;

- выставка работ студентов Дальневосточной академии искусств «Пленэр-2010. Италия»;

- выставка работ студентов Дальневосточной академии искусств «Пленэр-2010. Приморье».

Благодаря онлайн-выставкам выявляются не только тенденции в художественной жизни региона, но и потенциал молодого поколения. В частности, одна из приведенных выставок «Пленэр 2010. Приморье», посвященная теме строек САММИТа АТЭС, лидирует по числу заходов на страницу - более 3 500 посетителей. Студенты практически полностью посвятили пленэр жанру индустриального пейзажа, чем вызвали ажиотаж в социальных сетях, с которыми сотрудничает онлайн-галерея. Между тем, оффлайн-выставка на эту тему состоялась в Приморской государственной картинной галерее и привлекла внимание гораздо меньшего числа зрителей.

Основной манифест работы сайта сегодня - возможно большее количество и разнообразии выставок, налаживание коммуникации с потенциальными авторами, расширение зоны влияния сайта с помощью социальных сетей. «Artvladivostok.ru» поддерживает контакт в сети с facebook.com/artvladivostok.ru, twitter. com/artvladivostok, artvladivostok.blogspot.com, artvladivostok .livejournal .com,artvladivostok. bestpersons.ru, artvladivostok.blog.ru, artvladivo-stok-ru.ya.ru, www.worldart.ru/blog/433.

Это позволяет коммуницировать непосредственно с художниками, и в этой ситуации Интернет выступил как феномен культуры, являясь «новой коммуникативной технологией, рационализирующей и глобализирующей отношения между людьми» [1], что и было оценено: в 2005 году «Artvladivostok.ru» стал Лауреатом в номинации «Лучший молодежный интернет-проект» на II фестивале некоммерческих молодежных интернет-проектов, проводимого Союзом веб-мастеров России при поддержке Совета Федерации, Государственной думы РФ, Правительства Москвы и содействии общественных, государственных и коммерческих организаций, учебных заведений. В 2010 г., по результатам всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт 2009», «Art-vladivostok.ru» стал победителем в номинации «Общество» среди интернет-ресурсов Дальневосточного федерального округа.

Список литературы

1. Интернет-журнал : сб. ст. / под ред. А. А. Калмыкова, Л. А. Кохановой. М., 2005. 124 с.

2. Интернет-порталы: содержание и технологии : сб. ст. / под ред. Г. А. Буяковой, Е. Э. Залежаевой. М., 2007. 288 с.

3. Русский музей: виртуальный филиал. [Электронный ресурс]. URL: www.virtualrm. spb.ru

4. Bowen, J. The virtual museum [Электронный ресурс]. URL: http://onlinelibrary.wiley. com/doi/10.1111/1468-0033.00236/abstract;jsess ionid=94BD94C7BB75F08E41BBB0FBBF8D99 CD.d01t04

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 222-226.

Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В МЕДИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Дан анализ визуальных практик современного медиапространства через осмысление популярности телевидения среди аудитории (по материалам социологического опроса жителей г. Челябинска), а также рассмотрено использование визуальных образов художественного наследия в виртуальной коммуникации (контент-анализ интернет-демотиваторов, посвященных искусству).

Ключевые слова: образ, визуальные практики, массмедиа, телевидение, интернет-демотиватор, художественное наследие, интернет-пространство.

Получившие широкое распространение концепты: «визуальная культура», «зрелищная культура», «цивилизация глаза» - фиксируют и терминологически закрепляют общий фон развития современной культуры, в которой формула «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» становится своеобразным манифестом восприятия явлений и событий социальной действительности сквозь призму визуального начала. В данной статье мы предлагаем рассмотреть современные визуальные практики в двух вариантах прочтения: доминирование практик телесмотрения среди информационных предпочтений аудитории; использование визуальных образов в виртуально-медийной коммуникации.

Телевидение как визуальная доминанта современного медиарынка. Безусловное лидерство практик телесмотрения на современном медиарынке объясняется рядом факторов, в частности: общей переориентацией на пассивные формы досуга, увеличением числа незанятных или частично занятых людей, обеспечивающих аудиторию телевидения, объективным повышением качества и разнообразия телевизионного контента, доступностью и экономической приемлемостью телевидения как средства передачи информации. Визуально-со-

бытийная составляющая подачи информации может рассматриваться в качестве ключевого фактора привлекательности, гарантирующего непосредственный интерес потребителей.

Подтверждением данному тезису могут выступать результаты мониторинговых медиаме-трических замеров ведущих социологических служб России [2. С. 95-97], указывающих на то, что даже в условиях разрастающейся зоны «интернет-покрытия» российская аудитория, во всем разнообразии возрастного диапазона, продолжает считать телевидение ведущим источником получения информации.

Анализ осмысления информационного пространства Челябинска (социологическое исследование по методу целенаправленной квотной выборки; выборочная совокупность - 550 респондентов) свидетельствует об аналогичных результатах рейтингового среза потребления медиапродукции - лидирующих позициях, занимаемых телевидением по параметрам продолжительности контактов и частоте обращения в сравнении с иными СМИ (табл. 1-4).

Как можно убедиться, популярность телевизионного формата укладывается в общую схему визуализации культуры (по сути, экспансию визуальных форм и жанров), создающую новый режим восприятия информации:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.