безопасности молодежи / Е. Л. Вартанова. Я. Н. Засурский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. С. 7-19.
3. Гуглюк, Л. А. К вопросу о массовой и профессиональной медиакомпетентности личности // Журналистика и медиаобразование-2010 : сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22-24 сентября 2010 г.). Белгород, 2010. С. 302-307.
4. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории : монография. Томск, 2009. 214 с.
5. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (18-20 октября 2012 г.) : в 2 т. Т. 1. Казань, 2012. С. 280-287.
6. Олешко, В. Ф. Медиаобразование без границ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://mic.org. m/mdex.php/new/
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 218-222.
О. И. Зотова
ОНЛАИН-ГАЛЕРЕЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Обозначена проблема сохранения культурного и художественного потенциала региона, популяризации регионального искусства посредством использования интернет-ресурса. Тема представляет интерес для исследователей современного искусства России и актуальна в связи со сложившейся ситуацией разорванности межрегиональных творческих контактов.
Ключевые слова: изобразительное искусство, галерея, художественная выставка, коммуникация, интернет-технологии.
Нет сомнений в том, что виртуальный мир стремительно развивается, приобретая различные функции, замещающие функции мира реального со всем его многообразием. Эта тенденция коснулась одной из областей, традиционно воспринимаемых исключительно как оффлайновое пространство, - изобразительного искусства.
Исторически сложившийся навык отображения человеком окружающего мира изначально был связан с мастерством отдельно взятого индивида, а опыт демонстрации этих образов в свою очередь предполагал индивидуальное восприятие зрителем художественного произведения в музее или галерее изобразительного искусства.
Первые музеи, демонстрирующие произведения изобразительного искусства, появились в эпоху античной Греции, а в XVIII в. они стали неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Не удивительно, что именно этот институт явился одним из первых объектов интернетизации сферы искусства.
Первые виртуальные музеи появились практически одновременно с массовым распростра-
нением Интернета в начале 1990-х гг.: «Виртуальный музей (вебсайт-музей) - тип вебсайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого. быстрого и легкого доступа к экспонатам».
Практически одновременно появились исследования, посвященные этому феномену, и технологические описание строительства виртуальных музеев. Так, J. Bowen, некоторое время работавший в компьютерной лаборатории Оксфордского университета и посвятивший исследованиям возможностей компьютерных технологий более 140 публикаций и 9 книг, назвал свое исследование «Evaluation of Virtual Museums: The Good, the Bad and the Useless» [4]. Материал опубликован в 2000 г., что говорит о первом обобщении опыта, накопленного за несколько лет. Рекомендации по практиче-
скому созданию сайтов онлайн-музеев содержали конкретные рекомендации и описание их возможностей.
Если первые вебсайт-музеи были сайтами реальных музеев, то довольно скоро появились музеи, существующие исключительно в онлайн-пространстве. Хорошим примером таких музеев могут служить Gallerix.ru и Smallbay. ru. Оба проекта некоммерческие, поставившие своей целью популяризацию искусства в широких массах. О широте говорит следующий факт: Gallerix.ru имеет зеркала сайтов на доменах gallerix.ru, gallerix.org, gallerix.name, galerix.ru, гал.рф, галлерикс.рф, галерикс.рф и версию на английском языке: en.gallerix.ru, gallerix.cz.
Следует отметить, что в России тема виртуальных возможностей для демонстрации произведений искусства и созданию образовательного пространства начала реализовываться практически на десятилетие позже. Но довольно быстро ситуация выровнялась. Более того, сегодня существует активный сервис по созданию открытых образовательных мульмедийных систем по мировой художественной культуре и искусству, в которых используются принцип исторического изложения материала, несколько содержательных вертикалей, навигация по элементам контента, функция увеличения изображения [2]. Быстроразвивающиеся интернет-технологии спровоцировали (в хорошем смысле) глобализацию музейного интернет-пространства. Так, сегодня в сети существуют виртуальные туры по музеям мира, разработанные Google совместно с 17 ведущими музеями мира, включая Третьяковскую галерею и Эрмитаж. Список партнеров внушителен.
1. Старая национальная галерея, Берлин -Германия;
2. Фрир художественная галерея, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия - США;
3. Коллекция Фрик, Нью-Йорк - США;
4. Берлинская картинная галерея, Берлин -Германия;
5. Музей Метрополитен, Нью-Йорк - США;
6. Музей современного искусства, Музей современного искусства, Нью-Йорк - США;
7. Музей королевы Софии, Мадрид - Испания;
8. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид - Испания;
9. Музей Кампа, Прага - Чешская Республика;
10. Национальная галерея, Лондон - Великобритания;
11. Версальский дворец - Франция;
12. Государственный музей, Амстердам -Нидерланды;
13. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург - Россия;
14. Государственная Третьяковская галерея, Москва - Россия;
15. Галерея Тейт, Лондон - Великобритания;
16. Галерея Уффици, Флоренция - Италия;
17. Музей Ван Гога, Амстердам - Нидерланды.
Благодаря этой возможности пользователь может, не выходя из дома, увидеть 17 ООО картин, 6ОО ООО графических работ, более 12 ООО скульптур, ЗОО ООО поделок, 7ОО ООО археологических ценностей и 1 ООО ООО нумизматических экспонатов. Сервис предлагает прогулку по музеям по принципу Streetview на картах Google либо просмотр отдельно взятой картины в очень большом разрешении (до 7 ООО мегапикселей). Еще один замечательный пример виртуализации предлагает Государственный русский музей, создавший информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» и разработавший методические рекомендации по использованию мультимедиа-ресурсов. Каталог программ медиатеки насчитывает более 16О тем.
Благодаря интернет-сети и доступности ценных музейных экспонатов сложилась парадоксальная ситуация: локальная художественная жизнь, произведении искусства, легко доступные для живого просмотра в выставочных залах, оказались интересны узкому кругу зрителей, регулярно посещающих выставки.
Естественно, в глобальном пространстве нашлось место не только крупным музеям, но и более мелким институтам. Так, определение «виртуальный музей» в сети коррелирует с определениями «художественная галерея», «картинная галерея», «галерея искусств», «галерея онлайн», «арт-галерея», «галерея», «музей». Некоторые из них являются сайтами существующих реально негосударственных художественных галерей, другие «живут» только в сети, зачастую с коммерческими целями (работают как интернет-магазин по продаже произведений искусства). Именно эти онлайн-галереи оказываются ценной возможностью ознакомления с региональными художниками и их творчеством.
Эту возможность вряд ли можно переоценить в связи с тем, что в постперестроечный период нарушились традиционные творческие связи между регионами и регионами и столицей. Если в советский период действовала система краевых и областных выставок с последующим отбором произведений искусства для экспонирования на зональных, республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках, и тем самым создавалось единое художественное пространство страны, то в сложившихся общественно-политических и экономических условиях региональное искусство приобрело замкнутый в рамках своего региона характер. Участие в выставочной деятельности за рамками своей территории в России и за рубежом отдельных художников не дает возможности представить общую картину развития современной художественной жизни.
Развитие интернет-технологий поспособствовало стиранию лакун. Первыми создали сайты оффлайновые галереи. В Приморском крае эффективно управляемыми и постоянно обновляемыми сайтами являются сайты галерей Приморской государственной картинной (www.primgallery.com), «Арка» (www.arka-gallery.ru) и Ройтау (последний с момента закрытия галереи в 2012 году перестал существовать). Существует, но не обновляется сайт Приморской организации Союза художников России (www.artprim.com). По необъяснимой причине не имеет самостоятельной страницы в интернете Музей современного искусства Дальневосточного федерального университета, хотя является структурным подразделением университета и активно занимается выставочной деятельностью.
В этой ситуации уместно рассмотреть более чем 10-летний опыт работы некоммерческой онлайн-галереи «Artvladivostok.ru». В своей презентации разработчики сайта заявляют: «Для кого этот проект? Для современных художников, которым есть что показать; для людей, увлеченных творчеством живописи, рисунка, графики, фотографии, а также другими видами прикладных искусств; для тех, кто относится к культуре, искусству и, в частности, к живописи, с почтением и хотел бы пользоваться этим сайтом, используя все доступные возможности» [3].
Цели и задачи проекта «Арт Владивосток»: распространение информации о художниках различных направлений, работающих во Владивостоке, за пределы города Владивостока;
популяризация изобразительного искусства Владивостока среди широких масс с акцентом на пользователей Интернет, как на новое поколение зрителей; создание интерактивной среды для общения художников и зрителей; предоставление художникам Владивостока возможности продвижения своих работ с использованием новейших информационных технологий». Авторы проекта - Артем Теня-ков, Кира Лукьянчук, Ольга Тенякова, Глеб Тарасенко, Александр Журавлев.
Идея создания сайта с некоммерческим наполнением появилась более 12 лет назад. Разработчики сайта находились в тесном общении с художниками, дизайнерами, веб-дизайнерами, фотографами, архитекторами. Изначально предполагалось, что это будет некое «приятное место для своих, ведь предугадать развитие интернет-технологий в то время было трудно».
Со временем возможности сайта стали расширяться, появилась возможность самостоятельной регистрации для незнакомых авторов (в том числе и из других регионов). При помощи сайта образовалась своего рода комьюни-ти, не разделяющее посетителей сайта по какому-либо принципу. Но главным достоинством онлайн-галереи является то, что материалы, представленные в рубриках, позволяют судить об особенностях художественной жизни Приморского края, тенденциях, складывающихся на протяжении не только тех лет, которые прошли со времени регистрации галереи, но и предшествующих, поскольку в онлайн коллективных и персональных выставках представлено искусство разных периодов. Таким образом, создается единое пространство, в котором существуют разные виды и жанры искусства, представляют свое творчество разные мастера. И этот материал не имеет ограничений в доступе как для российских, так и для зарубежных посетителей.
При разработке модели онлайн-галерея не опиралась на чей-то опыт, поскольку выступила одним из пионеров подобного рода деятельности в виртуальном пространстве. Генеральной линией концепции оставался принцип комьюнити. В этой связи материал сайта распределен по рубрикам достаточно свободно, но с учетом оффлайнового художественного процесса. Существуют рубрики:
- «Анонсы» (анонсируются все выставки во всех музеях и галереях Владивостока);
- «Персональные выставки»;
- «Коллективные выставки»;
- «Колонка искусствоведа» (предлагает комментарии и эссе);
- «Фоторепортажи» (предлагает фотоотчеты о творческих поездках);
- «Колонка художника» (предлагает авторские высказывания художников на свободную тему);
- «Обучающие статьи» (предлагает материал для желающих изучить технические тонкости рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства);
- страницы авторов (предлагает галерею работ художников и подробную биографическую информацию о них. Примечательно то, что страницы авторов предоставляются художникам и иным авторам для самостоятельного заполнения, таким образом, получив ресурс, художник сам осуществляет коммуникацию еще раз поддерживая формат социальной сети);
- архив 2002-2012 гг.;
- автоматический перевод контента на английский язык (что делает доступным контент для зарубежного посетителя).
Содержание и политика отбора материалов зависит от авторов сайта. Субъективный подход, однако, уравновешивается стремлением к всеохватности и грамотным умением ориентироваться в общесетевых тенденциях. Первое трудно переоценить. Так, в 2010-2012 гг. на сайте галереи были представлены выставки работ студентов художественных специальностей Дальневосточного федерального университета и Дальневосточной академии искусств, вызвавшие огромный интерес не только у посетителей сайта (об этом говорит суммарное число посетивших выставки в сети - около 18 000 человек, о чем свидетельствует авторегистрация посещений страниц), но и в официальных структурах:
- выставка работ дипломных работ студентов Дальневосточной академии искусств-2012;
- две части выставки «Пленэр-2011»;
- выставка дипломных работ студентов Дальневосточного федерального университета. «Керамика, эмаль, ювелирное и кузнечное дело»;
- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Ювелирное дело»;
- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Горячие эмали»;
- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Учебные макеты»;
- выставка студентов Дальневосточного федерального университета «Плакаты и открытки»;
- выставка дипломных работ студентов Дальневосточной академии искусств;
- выставка курсовых работ студентов Дальневосточной академии искусств;
- выставка работ студентов Дальневосточной академии искусств «Пленэр-2010. Италия»;
- выставка работ студентов Дальневосточной академии искусств «Пленэр-2010. Приморье».
Благодаря онлайн-выставкам выявляются не только тенденции в художественной жизни региона, но и потенциал молодого поколения. В частности, одна из приведенных выставок «Пленэр 2010. Приморье», посвященная теме строек САММИТа АТЭС, лидирует по числу заходов на страницу - более 3 500 посетителей. Студенты практически полностью посвятили пленэр жанру индустриального пейзажа, чем вызвали ажиотаж в социальных сетях, с которыми сотрудничает онлайн-галерея. Между тем, оффлайн-выставка на эту тему состоялась в Приморской государственной картинной галерее и привлекла внимание гораздо меньшего числа зрителей.
Основной манифест работы сайта сегодня - возможно большее количество и разнообразии выставок, налаживание коммуникации с потенциальными авторами, расширение зоны влияния сайта с помощью социальных сетей. «Artvladivostok.ru» поддерживает контакт в сети с facebook.com/artvladivostok.ru, twitter. com/artvladivostok, artvladivostok.blogspot.com, artvladivostok .livejournal .com,artvladivostok. bestpersons.ru, artvladivostok.blog.ru, artvladivo-stok-ru.ya.ru, www.worldart.ru/blog/433.
Это позволяет коммуницировать непосредственно с художниками, и в этой ситуации Интернет выступил как феномен культуры, являясь «новой коммуникативной технологией, рационализирующей и глобализирующей отношения между людьми» [1], что и было оценено: в 2005 году «Artvladivostok.ru» стал Лауреатом в номинации «Лучший молодежный интернет-проект» на II фестивале некоммерческих молодежных интернет-проектов, проводимого Союзом веб-мастеров России при поддержке Совета Федерации, Государственной думы РФ, Правительства Москвы и содействии общественных, государственных и коммерческих организаций, учебных заведений. В 2010 г., по результатам всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт 2009», «Art-vladivostok.ru» стал победителем в номинации «Общество» среди интернет-ресурсов Дальневосточного федерального округа.
Список литературы
1. Интернет-журнал : сб. ст. / под ред. А. А. Калмыкова, Л. А. Кохановой. М., 2005. 124 с.
2. Интернет-порталы: содержание и технологии : сб. ст. / под ред. Г. А. Буяковой, Е. Э. Залежаевой. М., 2007. 288 с.
3. Русский музей: виртуальный филиал. [Электронный ресурс]. URL: www.virtualrm. spb.ru
4. Bowen, J. The virtual museum [Электронный ресурс]. URL: http://onlinelibrary.wiley. com/doi/10.1111/1468-0033.00236/abstract;jsess ionid=94BD94C7BB75F08E41BBB0FBBF8D99 CD.d01t04
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 222-226.
Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В МЕДИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
Дан анализ визуальных практик современного медиапространства через осмысление популярности телевидения среди аудитории (по материалам социологического опроса жителей г. Челябинска), а также рассмотрено использование визуальных образов художественного наследия в виртуальной коммуникации (контент-анализ интернет-демотиваторов, посвященных искусству).
Ключевые слова: образ, визуальные практики, массмедиа, телевидение, интернет-демотиватор, художественное наследие, интернет-пространство.
Получившие широкое распространение концепты: «визуальная культура», «зрелищная культура», «цивилизация глаза» - фиксируют и терминологически закрепляют общий фон развития современной культуры, в которой формула «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» становится своеобразным манифестом восприятия явлений и событий социальной действительности сквозь призму визуального начала. В данной статье мы предлагаем рассмотреть современные визуальные практики в двух вариантах прочтения: доминирование практик телесмотрения среди информационных предпочтений аудитории; использование визуальных образов в виртуально-медийной коммуникации.
Телевидение как визуальная доминанта современного медиарынка. Безусловное лидерство практик телесмотрения на современном медиарынке объясняется рядом факторов, в частности: общей переориентацией на пассивные формы досуга, увеличением числа незанятных или частично занятых людей, обеспечивающих аудиторию телевидения, объективным повышением качества и разнообразия телевизионного контента, доступностью и экономической приемлемостью телевидения как средства передачи информации. Визуально-со-
бытийная составляющая подачи информации может рассматриваться в качестве ключевого фактора привлекательности, гарантирующего непосредственный интерес потребителей.
Подтверждением данному тезису могут выступать результаты мониторинговых медиаме-трических замеров ведущих социологических служб России [2. С. 95-97], указывающих на то, что даже в условиях разрастающейся зоны «интернет-покрытия» российская аудитория, во всем разнообразии возрастного диапазона, продолжает считать телевидение ведущим источником получения информации.
Анализ осмысления информационного пространства Челябинска (социологическое исследование по методу целенаправленной квотной выборки; выборочная совокупность - 550 респондентов) свидетельствует об аналогичных результатах рейтингового среза потребления медиапродукции - лидирующих позициях, занимаемых телевидением по параметрам продолжительности контактов и частоте обращения в сравнении с иными СМИ (табл. 1-4).
Как можно убедиться, популярность телевизионного формата укладывается в общую схему визуализации культуры (по сути, экспансию визуальных форм и жанров), создающую новый режим восприятия информации: