Научная статья на тему 'Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве'

Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1203
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / история / комениология / Ян Амос Коменский / музей / педагогика / философия / образование. / art / history / comenius studies / John Amos Comenius / museum / pedagogy / philosophy / education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панкова М.

Данное исследование посвящено истории изображения Я. А. Коменского (1592–1670) в период с 1642 г. по сегодняшний день. В материале можно найти сведения, какие значимые произведения искусства хранятся в музеях, мемориальных комплексах, картинных галереях, архивах. Хотя в статье перечисляются не все подобные произведения, охват материала достаточно широк для того, чтобы выделить тенденции отражения в изобразительном искусстве облика Я. А. Коменского, чье наследие высоко ценится как на родине философа, так и за рубежом благодаря тому влиянию, которое оно оказало на современников и на последующие поколения. В самые тяжелые периоды чешской истории его личность и творчество поднимали дух народа и укрепляли решимость противостоять злу и насилию. Работа не ставит перед собой цели дать полный перечень всех областей изобразительного искусства, где появляется портрет, скульптурное или другое изображение, связанное с Коменским. Основная задача статьи — обратить внимание читателя на одну из не открытых до сих пор страниц современной комениологической проблематики, представив краткий набросок, который может быть использован в ходе дальнейших аналитических или компаративных исследований как в Чехии, так и в других странах. Рассмотрение работ изобразительного искусства, посвященных теме Коменского (Comenius), позволяет автору исследования напомнить об одном из наиболее значимых вкладов чехов в европейскую и мировую культуру и еще раз подчеркнуть значимость наследия Я. А. Коменского. Полотна, скульптура, иллюстрации, памятные медали, учебные пособия и другие произведения разного художественного значения служили и до сих пор служат напоминанием о Яне Амосе Коменском как педагоге, философе, теологе, писателе, композиторе и историке. Данное исследование служит доказательством того, что иногда одно лишь изображение может сказать людям больше, чем множество предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHN AMOS COMENIUS IN FINE ARTS

The study focuses on the history of depicting J. A. Comenius (1592–1670) from the year 1642 up to the present time. It shows that highly respectable works can also be found in memory institutions — museums, memorials, art galleries and archives. The study does not contain all of them, but the presented documentation is sufficiently wide to show the main trends in the artistic depictions of J. A. Comenius, who deserves an exceptional respect from both Czech and foreign general public. By his immensely extensive and deeply elaborated work he influenced not only the generation he had belonged to, but succeeded to address all the successive generations. In the cruelest times for the Czech nation his personality and works uplifted people’s minds and strengthened their courage to resist evil and violence. The main aim of the study is not to map-out completely all the fields of fine arts where a portrait, statue or other artefacts linked to Comenius had been found. The study above all strives to draw attention to one of somewhat neglected aspects of modern comeniological problematics, and offer a concise outline that can be helpful in further analytical and comparative studies in the Czech Republic and abroad. Through the fine arts with Comenius as their main theme, the study reminds of one of the most significant Czech contributions to the European and universal culture and brings a clear evidence of the importance of the „Teacher of nations“. Pictures, statues, illustrations, medals, school pictures and other more or less valuable artefacts have always been presenting John Amos Comenius as a pedagogue, philosopher, man of letters, composer and historian. Our study proves that sometimes one picture can tell people more than many sentences.

Текст научной работы на тему «Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве»

К 425-летию ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Маркета Панкова

Перевод на русский язык Катерины Айзпурвит

PhD, Директор, Национальный педагогический музей и библиотека им. Я. А. Коменского, Прага, Чешская Республика E-mail: [email protected] Marketa Pankova PhD, Director o Comenius National Pedagogical Museum and Library Prague 1, the Czech Republic

ЯН АМОС КОМЕНСКИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Данное исследование посвящено истории изображения Я. А. Коменского (1592-1670) в период с 1642 г. по сегодняшний день. В материале можно найти сведения, какие значимые произведения искусства хранятся в музеях, мемориальных комплексах, картинных галереях, архивах. Хотя в статье перечисляются не все подобные произведения, охват материала достаточно широк для того, чтобы выделить тенденции отражения в изобразительном искусстве облика Я. А. Коменского, чье наследие высоко ценится как на родине философа, так и за рубежом благодаря тому влиянию, которое оно оказало на современников и на последующие поколения. В самые тяжелые периоды чешской истории его личность и творчество поднимали дух народа и укрепляли решимость противостоять злу и насилию.

Работа не ставит перед собой цели дать полный перечень всех областей изобразительного искусства, где появляется портрет, скульптурное или другое изображение, связанное с Коменским. Основная задача статьи — обратить внимание читателя на одну из не открытых до сих пор страниц современной комениологической проблематики, представив краткий набросок, который может быть использован в ходе дальнейших аналитических или компаративных исследований как в Чехии, так и в других странах.

Рассмотрение работ изобразительного искусства, посвященных теме Коменского (Сотгтш), позволяет автору исследования напомнить об одном из наиболее значимых вкладов чехов в европейскую и мировую культуру и еще раз подчер-

Как цитировать статью: Панкова М. Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 5 (43). С. 76-94.

кнуть значимость наследия Я. А. Коменского. Полотна, скульптура, иллюстрации, памятные медали, учебные пособия и другие произведения разного художественного значения служили и до сих пор служат напоминанием о Яне Амосе Коменском как педагоге, философе, теологе, писателе, композиторе и историке. Данное исследование служит доказательством того, что иногда одно лишь изображение может сказать людям больше, чем множество предложений.

Ключевые слова: изобразительное искусство, история, комениоло-гия, Ян Амос Коменский, музей, педагогика, философия, образование.

Вступление

У редкого ученого спектр интересов столь же широк, как у Я. А. Коменского (Комениуса), которого, без сомнения, можно отнести к числу наиболее выдающихся фигур мировой культуры. Его наследие имеет для нас настолько большой интеллектуальный вес, что его смело можно назвать фундаментом всей чешской культуры. Об огромном значении Коменского свидетельствуют не только оставленные им обширные работы и посвященные им исследования, но и то отражение, которое личность Я. А. Коменского и его труды нашли в изобразительном искусстве, художественной литературе, драматургии, кинематографии, музыке. Цель данной статьи — не составление полного перечня всех областей изобразительного искусства, где появляется портрет, скульптурное изображение или другие произведения, связанные с Коменским. Мы ставили перед собой задачу обратить внимание на одну из забытых страниц сегодняшней комениологической проблематики и сделать небольшой набросок, который может пригодиться при дальнейших аналитических и компаративных исследованиях в Чехии и за ее пределами. Обзор наиболее значительных живописных портретов Я. А. Коменского показывает характер визуального восприятия образа этого ученого в те периоды, когда подобный толчок был особенно важен, в том числе и для изучения личности и трудов Я. А. Коменского.

В разные эпохи возвращение к Коменскому в культурной памяти народов происходит в контексте совершающихся в обществе событий. Одним из свидетельств всемирной славы Коменского является значительное число его портретов, меньшая часть которых была создана при его жизни, в годы пребывания за границей, а большая появилась позже, в основном по прошествии значительного времени с момента его смерти. Глубокий след Коменский оставил не только в Чешских землях, но

и в других странах и на других континентах — в Германии, Голландии, Англии, Северной Америке.

Основная часть

Глубокие связи у Моравских братьев, опирающихся на наследие Коменского, сложились с Moravian College в Вифлееме, США, штат Пенсильвания. У истоков создания этого высшего учебного заведения стояли чешские эмигранты времен Реформации, осевшие в Хернхуте, откуда они предпринимали миссионерские поездки за океан. Моравская церковь, происхождение которой связано с идеями Яна Гуса и Коменского, отдала дань памяти великому педагогу, открыв в марте 2017 г. выставку Education for all. The Legacy of J. A. Comenius to the World, подготовленную Национальным педагогическим музеем и библиотекой им. Я. А. Коменского в Праге.

В Чешской Республике, где хранится наибольшее число изображений Коменского, можно назвать такие города, как Угерски Брод, в котором Коменский, по некоторым свидетельствам, родился (1592), Пршеров, где Коменский учился в гимназии Чешских братьев в 1608-1611 гг., а с 1614 по 1617 г. служил учителем в латинской школе. Также к этим городам относится Фульнек, где был создан мемориал Коменского, поскольку здесь философ занимал должность ректора чешской братской школы (16181622). За пределами Чешской Республики в первую очередь следует упомянуть Лешно в Польше, куда Коменский был вынужден уехать в 1627 г. В областном музее в Лешно (Muzeum Okrggowe) хранятся посвященные ему экспонаты, а в двух местах в городе установлены его статуи. Также с наследием Коменского связаны два города в Нидерландах — Амстердам и Наарден. В Амстердаме Коменский долгое время работал, будучи значительной фигурой в европейской науке, встречался там с рядом ученых (1656-1670). Хотя философ скончался в Амстердаме, он был погребен в Наардене, в здании валлонской реформатской церкви (к юго-востоку от Амстердама). В настоящее время на этом месте возведен мавзолей, в котором покоится прах Я. А. Коменского (для посещения усыпальница была открыта в 1937 г.). Перед Grote Kerk, неподалеку от мавзолея, установлено скульптурное изображение Коменского, выполненное чешским скульптором Винценцем Маковским (1900-1966).

Произведения искусства, редкие книги, памятники и мемориальные доски, свидетельствующие об огромной значимости наследия Коменского,

можно найти и в других местах за пределами Чехии. К ним относится уже упомянутый Бетлехем в Пенсильвании, в США, где под аркой Moravian College установлена копия вышеупомянутой статуи работы В. Маковского. Сюда же можно отнести Херборн и Гейдельберг в Германии, где Коменский учился в 1611-1614 гг. Не следует забывать и Шарошпатак в Венгрии, а также Англию, где в Лондоне Каменский жил и работал в 1641-1642 гг. Именно там были созданы самые ранние изображения Коменского, которые вплоть до XIX в. оставались неизвестными чешскому научному сообществу.

В Чешской Республике такие собрания хранятся в мемориальных учреждениях. К ним относится Музей Я. А. Коменского в Угерском Броде, являющийся одновременно комениологическим архивно-библиотечным центром, открытым не только для чешских исследователей, но и для мировой общественности. Произведения искусства на эту тему можно найти также в Национальном педагогическом музее и библиотеке Я. А. Коменского в Праге и в Музее Коменского в Пршерове. Тут также можно назвать и другие учреждения, как, например, Национальный музей в Праге, Национальную библиотеку Чешской Республики, Мемориал национальной письменности, Академию наук Чешской Республики и др. культурные учреждения и музеи.

Рассматривая вопрос о внешности Я. А. Коменского, мы исходим из нескольких его прижизненных портретов, каждый из которых служил точкой отсчета для создания других произведений в определенный период времени или для определенного круга художников. В отличие от других фигур чешской истории, в случае Коменского художники могли отталкиваться от реальных портретов Яна Амоса, написанных в XVII в. в Англии и Нидерландах. Известны два портрета, на которых, несомненно, изображен Коменский — английский и голландский, а также сделанные с них копии. Самым ранним считается портрет Коменского, созданный в Англии в 1642 г. и приложенный к переводу на английский язык его труда «Предвестник всеобщей мудрости» (Prodromuspansophiae). Это изображение показывает Коменского зрелым пятидесятилетним мужчиной. Высокий лоб, выпуклые брови, характерные выдающиеся вперед лицевые кости, большие глаза, немного загнутый нос, небольшой рот. Гравюра была создана английским мастером Джорджем Гловером, работавшим в 1625-1652 гг., а рисунок, с которого она была сделана, приписывают чешскому художнику Вацлаву Холлару (1607-1677). Холлар — рисоваль-

щик и гравер эпохи барокко, был известен под латинизированным вариантом имени Wenceslaus Hollar Bohemus и германизированным Wenzel Hollar. Он действительно встречался с Коменским, как это явствует из письма философа своему другу Вольценгену, написанного в марте 1647 г., где он рассматривает Холлара как подходящую кандидатуру для иллюстрирования своих книг.

Перечисленные выше характерные черты лица Коменского можно обнаружить и на втором из его прижизненных портретов. Это произведение без подписи автора, созданное в 1652 г., отличается от первого лишь более тонкой проработкой деталей [12]. Создателем этого портрета также может являться Вацлав Холлар, хотя чешский историк искусства Иржи Шамал высказывает предположение, что второй портрет — копия первого, созданного в 1642 г., и что Холлар не является автором ни одного из них. Третий портрет из этого английского списка — произведение Томаса Гросса, работавшего в Англии в 1644-1682 гг. Портреты сопровождаются стихами неизвестного автора, в которых прославление талантов Коменского соединяется с идеей посмертной памяти о нем [11]. Еще одно английское изображение Коменского мы обнаруживаем на гравюре Исаака Нойала 1750 г., созданной по заказу английского парламента по случаю признания возрожденной деноминации Чешских братьев.

В XIX в. английские портреты Коменского не были известны в мире. Франтишек Палацкий (1798-1876), один из самых выдающихся чешских историков, приверженец идеи национального возрождения, знал из литературы о существовании этих английских изображений, однако не имел возможности увидеть их воочию. Он является автором первой полной биографии Яна Амоса Коменского (1829), и можно говорить о том, что на его описание внешнего облика философа в значительной степени повлияли изображения лица и фигуры Коменского, созданные художниками XIX в.

Несколько другим типом изображения, созданным в Голландии и послужившим толчком к созданию различных вариантов в XVIII и XIX вв., стал портрет Я. А. Коменского на титульном листе амстердамского издания Opera didactica omnia 1657 г. [3]. Его автором был голландский художник и график Криспин ван де Пассе-младший (1593-1670), а гравюру изготовил его ученик — известный английский художник и график Дэвид Логган (1634-1692). Коменский изображен на ней сидящим за письменным столом, он пишет книгу, левой рукой указывая на школь-

ную аудиторию. На заднем плане на небольших картинах в интерьере помещения изображены аллегории школы, такие как часы, корабль, «плывущий за познанием», сад, мастерская, типография. Эта картина часто считается классическим портретом Коменского. На нем основывается гравюра на меди Кристиана Хагенса, бумажный оттиск которой 1665 года хранится в Национальной библиотеке в Вене (Österreichische Nationalbibliothek). Гравюра Хагенса стала одним из двух изображений Коменского, которые чаще всего использовали в своих работах чешские художники и скульпторы, прежде всего в XIX и XX вв. Этот портрет публиковали в жизнеописаниях Коменского и изданиях его произведений.

Страстным популяризатором идей Коменского стал швейцарский педагог Йоханн Якоб Редингер (1619-1688), отредактировавший ла-тино-голландский Vestibulum (учебник для начинающих) Коменского 1658 г. Здесь Коменский изображен, так же как и учитель на гравюре Дэвида Логгана, обращающимся к четырем ученикам, которые держат в руках книги (портрет Коменского был дополнен изображениями учеников). Другие копии гравюры Логгана появляются в XVIII в. в Германии, в изданиях работ Коменского, которые публикуют чешские эмигранты. Например, в «Лабиринте света», вышедшем в 1757 г. в Берлине.

К изображениям Коменского, получившим известность во многих странах, также относится портрет Рембрандта ван Рейна (1606-1669), на котором предположительно изображен чешский философ. На полотне, выполненном маслом, перед нами предстает старец с бородой и усами, облик которого частично отличается от облика на других портретах Коменского. Смелая теория, что Рембрандт написал портрет Коменского, находит последователей и в наши дни, несмотря на то, что в 1956 г. картина была атрибутирована как «Портрет старого раввина Саула Леви Мортейры». Указанное полотно выставлено в Италии, в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции под названием Ritratto di un vecchio, и датируется примерно 1658 г. В рамках проекта Альфреда Стрейчка и Штепана Рака Vivat Comenius перед портретом Коменского в помещении бывшей церкви San Pier Scheraggio, входящей в комплекс галереи Уффици, в 2007 г. удалось организовать специальное выступление, во время которого артисты читали отрывки из труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Внимать строкам из труда Коменского с чувством гордости от осознания величия его наследия помогало находящееся тут же полотно Рембрандта [1]. В ноябре 2016 г. концерт

Vivat Comenius с успехом прошел в Москве, в театральном музее им. А. А. Бахрушина, и в Санкт-Петербурге, в здании чешского консульства.

Существует еще одна смелая гипотеза, пока не получившая научного подтверждения, касающаяся последнего полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына» (около 1668 г.), которое находится в зале Рембрандта (зал номер 254) Государственного музея «Эрмитаж», в Санкт-Петербурге, в России. В 2015 г. историк искусства, член Петербургского философского общества Наталья Золотухина выдвинула гипотезу, что на создание «Возвращения блудного сына» определенным образом повлияла встреча Коменского и Рембрандта (в период между 1657 и 1669 гг.), близость их взглядов, мировоззрения, а также схожесть восприятия жизни и отношений между людьми. Ученый считает, что Рембрандт мог даже воспринимать Коменского как своего духовного наставника (Коменский был на четырнадцать лет старше художника). Сравнение портретов Коменского с тем периодом творчества, когда создавалось полотно Рембрандта «Возвращения блудного сына», приводит Н. Золотухину к мысли, что изображение отца на картине может быть психологически подготовлено знакомством с личностью и духовными исканиями Я. А. Коменского. Утверждение петербургского историка базируется на результатах ее многолетних исследований, суммированных в нескольких статьях [14].

Еще одно изображение Я. А. Коменского создал художник Юрген Овенс (1623-1678), ученик Рембрандта, родившийся на севере Германии (в Гольштейне), который во время своего пребывания в Амстердаме в 1650-1662 гг. мог писать портрет непосредственно с Коменского. Полотно было создано по заказу городского совета Амстердама. На своем полотне (примерно 1658-1660 гг.), являющемся ярким образцом живописи эпохи барокко, Овенс изобразил Коменского как человека одухотворенного. Оригинал, с которого позже были сняты копии (Рудольфом Вейрихом и В. Штадом — об этом художнике практически ничего не известно), был помещен в Rijksmuseum в Амстердаме, а сейчас передан во временное пользование Музею Коменского в Наардене. Похожий портрет, перекликающийся с вышеуказанными произведениями Рембрандта ван Рейна и голландского живописца Юргена Овенса, создал позднее, во второй половине XIX в., чешский художник Ярослав Чермак (1830-1878).

В связи с подготовкой к мероприятиям, посвященным 200-летию со

дня смерти Коменского, некоторые другие чешские живописцы и скульпторы пытались создать изображение чешского философа. Гравюра Д. Логгана и ее копии послужили исходной точкой для других художников. В качестве образца использовался и портрет Коменского кисти Франтишека Ширы, который исповедовал принципы эстетической идеализации и монументализации персонажа. Новые варианты изображений Коменского появились благодаря поднявшейся новой волне интереса художников к его личности. В конце XIX в. они отваживались писать портреты философа. К указанному поколению относится классик чешской живописи XIX в. Миколаш Алеш (1882-1913), идеализировавший образ Коменского, и Вацлав Брожик (1851-1901), опиравшийся на более ранние изображения. Живописное полотно «Коменский в своем кабинете в Амстердаме» Брожика было создано в 1891 г., к 300-летию со дня рождения Коменского, и находится в главном здании Академии наук Чешской Республики в Праге. Картина оказывает на зрителя большое эстетическое впечатление и показывает своеобразие видения предмета Брожиком как автором, которого во многом вдохновила гравюра Хагенса. Также полотно раскрывает глубину взглядов Коменского, который своими трудами хотел исправить общество в целом. Помимо этого, в 1898 г. Брожик создал большое полотно «Коменский перед зданием городского совета Амстердама». Картина находится в одном из люнетов Пантеона Национального театра в Праге. Еще одно, менее известное, полотно 1873 года кисти Борожика, написанное маслом, носит название «Коменский прощается в Жеротином» (Комментарий 3).

Среди произведений, созданных за границей, особое место занимает лейпцигская гравюра на стали Августина Вегера (1823-1892), созданная в 1871 г. и впоследствии получившая широкое распространение благодаря многочисленным репродукциям. В конце XIX в., когда памяти Коменского воздавали почести в связи с 300-летием со дня рождения философа, на свет появился еще целый ряд художественных произведений. Однако постепенно ведущая роль в художественном воплощении образа Коменского переходит к чешским скульпторам. При этом Ян Амос по-прежнему изображается не только на портретах, но и в монументальных произведениях, отражающих его драматическую судьбу. Самой часто встречающейся темой произведений становится момент, когда Коменский покидает родину, отправляясь в изгнание. Здесь можно указать гравюру на дереве Феликса Еневайна (1857-1905) «Коменский

прощается с родиной» (1897) и одноименное произведение Антонина Хлоубы (рисунок 1885 г., который предваряло полотно маслом, созданное на 15 лет раньше). Композиция Еневайна глубоко закрепилась в культурной памяти чешского общества и вошла в число «школьных картин», т.е. изображений, включенных в школьную программу.

Параллельно с утвердившимся образом «Коменского-изгнанника» появляется обобщенное изображение «Коменский-учитель». Сюда можно отнести проект декора дома в Пльзене (Комментарий 4), созданный известным чешским художником Миколашом Алешом (1852-1913), который еще в карандашном эскизе 1898 г. создает идеализированный образ Коменского как учителя, окруженного учениками. Автор уже воспринимает Коменского как представителя современной педагогики, обращая главное внимание на ровные и взвешенные отношения учителя с учениками,— впоследствии эта линия получит свое развитие в ХХ в. Подобное изображение Коменского с учениками мы обнаруживаем и в знаменитом труде Я. А. Коменского Vestibulum 1658 г.

В Педагогическом музее в Праге хранятся и другие замечательные произведения, как, например, написанная маслом картина, которую создал школьный инспектор Вацлав Недбала [4] (1881-1953) в 1911 г. Она представляет собой тщательно выполненную копию полотна Брожика 1891 г. Эта большая картина в золоченой раме под названием «Я. А. Коменский в кабинете» украшает зал собраний Педагогического музея, служа символом самых высоких национальных ценностей, поскольку именно в этом зале проводятся самые важные мероприятия музея как для чешской общественности, так и для гостей из-за рубежа. Помимо полотна Вацлава Недбала в Педагогическом музее выставляются еще две картины маслом — одна кисти малоизвестного художника Г. Ланга конца XIX в. «Коменский с книгой Orbispictus», а другая — портрет Коменского Й. Бризы 1871 г.

Линия типизации Коменского как изгнанника продолжилась и в новый период развития живописи благодаря работам художников эпохи модерна. Особое место здесь занимает всемирно известный чешский живописец и дизайнер, яркий представитель ар-нуво Альфонс Муха (1860-1939) (Комментарий 5). Главным произведением его жизни является цикл монументальных полотен «Славянская эпопея», над которым он работал восемнадцать лет. К числу ключевых моментов истории чешского народа и всех славян автор отнес и наследие Я. А. Коменского,

включив картину «Последние дни Коменского в Наардене» (1920) под номером 15 в свой монументальный цикл под новым названием — «Ян Амос Коменский — Пламя надежды» (Комментарий 6). Согбенная фигура, лица которой не видно, сидит на берегу моря, и зритель видит только огонек лампады в дюнах и его пророческие слова. «Славянская эпопея» была завершена в 1928 г., и американский меценат Альфонса Мухи Чарльз Р. Крейн, на деньги которого она была создана, подарил полотна Праге. В 2017 году «Славянская эпопея» экспонировалась в Японии.

Оригинальное произведение чешского скульптора Франтишека Билека (1872-1941) 1915 года «Коменский прощается с родиной» также вошло в число известных работ, посвященных образу философа. Позже, в 1927 г., этот же автор создал гравюру на дереве (портрет с текстом о Коменском), которая сегодня хранится в Мемориале национальной письменности. В этом произведении реализм сменяет мистический символизм. Еще один портрет великого реформатора, в котором нашло отражение полотно Овенса, был создан чешским художником Максом Швабинским (1873-1962) в 1920 г., в 250-летнюю годовщину кончины Коменского. Качество этого произведения ставит его в один ряд с ранними портретами Коменского, которые, как мы предполагаем, обладают большим сходством с оригиналом. Чаще всего этот портрет используется в школах.

К этой новой атмосфере ХХ в., требовавшей исторической достоверности, относятся полотна ряда других чешских художников, прежде всего Владимира Стршибрного (1905-1970) под названием «Коменский прощается с родиной» и Эрнеста Сикоры, где Коменский изображен за столом, склонившимся над рукописью (1933).

Однако уже в 20-е гг. ХХ в. происходит значительный отход от требований исторической точности живописи. Появляется ряд крупных работ, где образ Я. А. Коменского встроен в новый общественный контекст. Важным импульсом для художественного творчества стало создание в 1918 г., после Первой мировой войны (1914-1918), независимой Чехословакии, что создало запрос на философское осмысление места молодого государства и его культуры в европейском и мировом контексте. Существует не так много фигур такого масштаба, как Коменский, способных и внутри страны, и в мире настолько убедительно служить символом ценности и вклада небольшого центральноевропейского народа в человеческую цивилизацию. Портреты Коменского, как его

лицо, так и фигура целиком, появлялись при подготовке публикаций произведений философа — как в Чехословакии, так и в других странах. После Второй мировой войны пришла вторая волна переосмысления образа Коменского, которая формировалась под влиянием и в соответствии с потребностями той эпохи. В 1950-е гг. ХХ в. известный философ и педагог, профессор Ян Паточка в своем произведении «Очерк трудов Коменского в свете новых открытий» (1956) написал, что на основе новых исследований (к ним относилось прежде всего обнаружение украинским славистом Дмитрием Чижевским труда Коменского De rerum humanarum emendatione consultatio catholica в немецком Галле) «прежний образ ученого был переосмыслен, а новый лишь рождается».

В качестве зарубежного примера мы приводим изображение фигуры Коменского, напечатанное в книге «Лабиринт света и рай сердца» (The Labyrinth of The World and the Paradise of the Heart), изданной The National Union of Czechoslovak Protestants in America, Чикаго, Иллинойс, в 1942 г., во время Второй мировой войны (текст переведен проф. Мэттью Спинки) (Комментарий 7). С уверенностью можно отметить, что изображение Коменского, равно как и его труды, в годы Второй мировой (1939-1945) также воспринималось обществом как образец высоких моральных ценностей, помогавших выживать. Характерным примером здесь служит гравюра — портрет Коменского на деревянной пластине из липы, созданная чешским ученым и педагогом Яном Угром (1891-1942) перед казнью в Берлине в 1942 г. Подобная символика, связанная с портретом Коменского, большей частью общества воспринимается как пример ценностей, которые не может уничтожить ни война, ни другие общественные потрясения. Позже на основе этой гравюры была сделана медаль Педагогического музея, которая с 2014 г. служит логотипом нового общества Comenius Academic Club, со штаб-квартирой в Нью-Йорке, изучающего духовное наследие Коменского.

Если говорить о символах и портретах Коменского, а также связанных с ним художественных произведениях, то наиболее важным поводом для создания таких работ служили точки на карте, связанные с его жизнью, трудами и смертью. Важным символом здесь стала могила Коменского в Нидерландах. В октябре 1929 г. нидерландское правительство приняло решение о передаче храма в Наардене как места погребения Коменского в дар Чехословакии. Однако договор о наследственном владении стороны подписали лишь в 1933 г. В 1937 г. часовня была реконструирована

и открылась как мавзолей Коменского, который стал местом встреч людей со всего мира, приезжающих поклониться его праху. В мае 2017 г. наарденский мавзолей отметил свое 80-летие. Также он стал современным памятником культуры — и не только для тех народов, среди которых Коменский провел годы своей жизни. Чешский художник и график Ярослав Бенда (1882-1970) попытался наглядно изобразить новую Чехословакию, возникшую в 1918 г., и те ценности, на которые опиралось молодое государство. К ним относится и гениальное наследие Коменского, почитаемое как на родине, так и за границей. В 1935-1937 гг. Бенда создал художественные эскизы для семи цветных стекол, которые использовались в отделке погребальной часовни Я. А. Коменского в Наардене. Через эти стекла, на которых изображены эпизоды из жизни и произведений Коменского, проникает дневной свет, позволяющий легче прочесть текст. Проект реконструкции интерьера мавзолея и могилы Коменского был разработан чешским архитектором Ладиславом Махонем (1888-1973). Помимо мавзолея в Наардене появились и другие художественные произведения, изображающие Коменского: его бюст, выполненный скульптором Йозефом Страховским, установленный в помещении за музеем Коменского, и статуя Винценца Маковского перед храмом Grote Kerk.

Особый вклад в галерею образов Коменского внес знаменитый австрийский живописец, график и писатель Оскар Кокошка (1886-1980), имеющий чешские корни. Этот поклонник Коменского и автор драмы Comenius с особым чувством передал переплетение идеи чехословацкого государства с гуманистическими традициями Чешских братьев в двойном портрете «Ян Амос Коменский и Масарик» (Комментарий 8). Этот портрет можно найти в немецком издании, выпущенном Музеем Бохума в начале 1990-х и приуроченном к столетию крупной международной выставки Labyrinth der Welt und Lusthaus des Herzens, на которой были представлены отдельные предметы художественного творчества из Европы, связанные с Коменским. Еще одна выставка в Германии под названием Comenius Welt ohne Grenzen, подготовленная в честь 400-й годовщины со дня рождения Коменского музеем Адальберта Штифтера (Adalbert Stifter Vereins) в Мюнхене в 1992 г., также собрала ряд артефактов с изображением Коменского.

Большой отклик наследие Коменского получило в Словакии. После создания самостоятельной Чехословакии (1918) в 1919 г. в Братиславе

был открыт Университет им. Коменского, который внес огромный вклад в развитие образования, науки и культуры. В свое время он был единственным высшим учебным заведением на территории сегодняшней Словакии, дававшим возможность получать высшее образование на словацком языке. Для этого университета в 1919 г. известный дизайнер Отокар Шпаниэл создал медаль с портретом Коменского. Любопытный вариант изображения Коменского появился в 1991 году, когда проходило празднование основания Университета им. Коменского в Братиславе, в сегодняшней независимой Словакии. Автором написанного маслом полотна является Франтишек Шестак (1935-2004). Оригинал работы находится в кабинете ректора университета.

Еще один значимый портрет Коменского за пределами Чехии был создан немецким художником Фердинандом Грегором. Его изначальной целью было пополнение галереи портретов ректоров гимназии в Лешно, где работал Коменский. Портрет был написан около 1855 г. по случаю празднования годовщины основания гимназии. Для этой работы образцом послужила гравюра на меди Кристиана Хагенса 1665 г. (Комментарий 9). Долгое время картина находилась в этом польском учебном заведении. По инициативе председателя комениологического общества Deutsche Comenius Gesselschaft: (DCG) в Берлине, известного популяризатора наследия Коменского Вернера Кортхаазе (1937-2008) из гимназии картина была перенесена в музей в Лешно (Muzeum Okrggowe w Lesznie), где хранится до сих пор. Приблизительно в 1992 г. Вернер Кортхаазе заказал копию этой картины, которую выполнила китайская художница Пинг. Немецкое комениологическое общество со штаб-квартирой в Берлине (Deutsche Comenius Gesellschaft e.V.) обладает высоким престижем в международных кругах, занимаясь систематической пропагандой наследия Коменского как в академической среде, так и среди обычных людей. Общество издает комениологические журналы, проводит конференции, лекции и другие мероприятия, помогающие распространять информацию о Коменском. Часто в качестве иллюстраций Немецкое комениологическое общество использует портрет Коменского работы Фердинанда Грегора. В Берлине (в чешской деревне Риксдорф), где с XVI в. селились эмигранты из Чешских земель, бежавшие оттуда из-за религиозных преследований, проходят международные комениологические конференции. Можно констатировать, что 1992 г. стал ключевым моментом для всего культурного общества и послужил толчком к соз-

данию новых художественных произведений. Также открылись новые выставки и были дополнены существующие экспозиции в ряде музеев и мемориалов Коменского. В Угерском Броде была сформирована новая концепция выставки под названием «Я. А. Коменский — человечеству» (Комментарий 10), на которой были представлены жемчужины музейного фонда «Коменский в искусстве». 28 марта 1992 г. главным событием в Угерском Броде стала встреча чешских и зарубежных комениологов и историков, которым были вручены памятные медали, созданные Станиславом Микулаштиком. В торжественном открытии постоянной экспозиции помимо руководства музея принимали участие президент Вацлав Гавел и потомок Коменского Герта Виктория Фигулюс-Каллик (1912-1997), которая после отъезда и Праги по окончании Второй мировой войны жила в США.

В немецком Херборне есть памятная надпись, адресованная студентам и другим посетителям, о том, что в 1611-1613 гг. здесь учился Коменский. Перед входом в старинное здание академии установлена мемориальная доска с портретом Коменского, созданная Оливером Абельсом.

В Англии, где были созданы самые ранние портреты Коменского, существует известный научный центр — Samuel Hartlib's Archive, в Шеффилдском университете (The University of Sheffield, United Kingdom). В 1992 г. там проходила выставки избранной переписки Коменского с Самуилом Гартлибом (1600-1662) (Комментарий 11). Эту успешно прошедшую выставку английских оригиналов и чешских переводов писем под названием Hartlib and Comenius подготовили английские комениологи из Шеффилдского университета в рамках проекта The Hartlib Papers Project. Основным руководителем этого проекта выступил проф. У Дж. Хитченс из Шеффилда. Периодически эти экспонаты выставляются и в Чехии.

Обращение к наследию Коменского не прекратилось и после Второй мировой войны. Это происходило прежде всего в те годы, когда как в Чехословакии и Чехии, так и в других странах отмечались круглые даты жизни философа и появления его произведений. Одной из таких дат стало 300-летие издания Opera didactica omnia и 365-летие со дня рождения Коменского (1957), а позже — 300-летие его кончины (1970). В 1957 г. возобновил свою деятельность Музей Коменского, который теперь является Педагогическим музеем и библиотекой им. Я. А. Коменского в Праге, где собирается коллекция предметов и сохраняется все лучшее,

что существует в истории школьного образования. К числу экспонатов Музея относится и ряд произведений, изображающих Коменского. Постоянную экспозицию в Праге под названием «Я. А. Коменский — жизнь и произведения», которая появилась под патронажем государственных структур и научных учреждений, украшала помимо прочего гравюра с портретом Коменского работы Вацлава Холлара, а также монументальная статуя Коменского выше человеческого роста работы Яна Штурсы. В 2014 г. она была перенесена во внутренний двор здания Министерства образования Чехии. В 1950-е и 1960-е гг. решения по поводу представления наследия Коменского принимались под влиянием политической ситуации, что нетрудно заметить на страницах школьных учебников тех лет. К счастью, тенденция пересмотра чешской и мировой истории в 1970-х и 1980-х гг. осталась в прошлом.

Небольшие графические работы с портретом Коменского регулярно появлялись на почтовых марках, выпускавшихся к различным юбилеям. В других странах также выходили марки с портретом Коменского (в Германии, Румынии, Болгарии, Польше, Словакии, СССР и др.). В Советском Союзе марка с портретом Коменского появилась в 1958 г. (Комментарий 12).

В наши дни на характер изображения Коменского влияют современные веяния искусства, что видно в работах, которые создаются как для взрослых, так и для детских изданий. Однако все они сохраняют основные черты портретного сходства с Коменским. В сфере литературы и других областях (фильмы, учебные DVD) авторы чаще как дополнение к его произведениям или текстам, посвященным Коменскому, используют портреты таких авторов, как Джордж Гловер, Дэвид Логган, Кристиан Хагенс, Юрген Овенс. Из более поздних выбирают портреты Брожика, Макса Швабинского, а также изображение лица Коменского с литографии Адольфа Борна.

В марте 2017 г. иновещание «Чешского радио» — «Радио Прага» представило специальную программу о Коменском в связи с 425-летием его рождения [18]. Там помимо прочего говорилось о многолетнем сотрудничестве с петербургскими специалистами, в число которых входят в первую очередь ректор Элеонора Борисовна Мушникова и Светлана Марчукова, Петершулле, Санкт-Петербург. В книгах, изданных ими, появляются портреты XVII в. Эта школа ежегодно проводит конференции о Коменском. В 2017 г. тема конференции была сформулирована

как «Наследие Я. А. Коменского. Взгляд из XXI века». В конференции ежегодно принимают участие крупные специалисты из Европы, а также представители Педагогического музея в Праге Ленка Лайскова и Мария Хробакова, которая провела презентацию новой книги Маркеты Панковой «Я. А. Коменский в чешском и мировом изобразительном искусстве» [5].

Важную часть работы также представляет сотрудничество с Петербургским философским обществом и его членом, доцентом Натальей Золотухиной, которая участвовала в создании книги Маркеты Панковой (Комментарий 13). Также нельзя обойти вниманием многолетнее сотрудничество с Москвой. В России вопросами исторической богемистики много лет занимается кафедра истории южных и западных славян исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, где Людмила Павловна Лаптева воспитала несколько поколений богемистов, а также Институт славяноведения РАН в Москве, где работает ведущий российский специалист по чешской истории (включая Коменского), богемист Георгий Павлович Мельников. За сотрудничество с Педагогическим музеем в 2015 г. он был награжден медалью Я. А. Коменского. В 2003 г. выдающийся чешский историк Ярослав Панек посвятил ему большую часть материалов журнала Folia Histórica Bohémica (Институт истории АН ЧР, Praha, 2003) (Комментарий 14).

В 2009 г. Г. П. Мельников вместе с супругой выступили соорганизато-рами успешной выставки «Чешский язык как игра. Наследие Коменского глазами российских детей», которая проходила в Педагогическом музее и на которую были приглашены школьники, рисовавшие портреты ученого. Анна Владимировна Денщикова, также награжденная медалью Я. А. Коменского (Комментарий 15), является учительницей чешского языка в государственной общеобразовательной школе № 554 Москвы. Своим опытом она поделилась в статье, опубликованной в книге «Я. А. Коменский. Заветы культуре образования» [1].

Заключение

Если оценивать, в каких произведениях живописи, иллюстрациях и других формах изобразительного искусства человечество сохраняло память о Коменском как педагоге, философе, теологе, писателе и историке, то придется констатировать, что в облике Учителя народов по-прежнему остаются различия. Главную цель, которую ставили перед собой все создатели этих произведений,— поведать как можно большему числу

людей во всех слоях общества, как в Богемии — Чехии, так и во всем мире, о гении Яна Амоса Коменского — одной из наиболее значимых фигур чешской и чехословацкой истории. Без преувеличения можно сказать, что образ Коменского и сегодня остается востребованным в изобразительном искусстве, причем не только как педагога, но и как того, кто сделал так много для «исправления дел человеческих», что и сегодня остается актуальной для современного общества темой. Свою роль в создании визуального образа Коменского играла живопись, хотя и не столь существенную, как скульптура. Во второй половине ХХ века его популяризации способствовали и другие виды передачи информации, что является предметом дальнейших исследований. При сравнении скульптурных и живописных изображений философа можно сказать, что ни в одном из этих направлений искусства не создано устойчивого типажа, который бы отражал реальный облик Коменского. Этот облик сохранился на его прижизненных гравюрах, что доказывают произведения, находящиеся в музеях и галереях, на городских площадях, во дворах культурных учреждений и университетов. Портретные изображения Коменского можно обнаружить также на фасадах государственных учреждений, бывших и действующих школ в виде барельефов и скульптур, изображающих его как учителя, с присущими ученому атрибутами (глобус, стол с письменными принадлежностями, книгами и т.д.). Кто-то показывал Коменского как строгого педагога, другие — как приветливого с детьми учителя, третьи подчеркивали его духовное призвание, иногда даже придавая ему «мистический» взгляд и выражение лица. Портреты Коменского в разных жанрах изобразительного искусства включали в произведения на различные исторические сюжеты и в разный контекст, в зависимости от культурных и политических задач конкретной эпохи и общества. В своих работах художники также демонстрировали и разнородность своих взглядов на Коменского. Решающую роль здесь играла индивидуальность живописца или скульптора — они выбирали то, что именно хотят подчеркнуть в личности и деятельности Коменского, создавая его изображение.

Комментарии

1) Педагогический музей им. Я. А. Коменского в Праге выпустил DVD с концертом Vivat Comenius в галерее Уффици во Флоренции

в исполнении Альфреда Стрейчка и Штепана Рака на фоне полотна Рембрандта. ^нцерт проходил во внутреннем дворе великолепного костела San Pier Scheraggio.

2) Педагогический музей им. Я. А. ^мен^ого в Праге выпустил DVD, где на фоне полотна Рембрандта в галерее Уффици во Флоренции проходит концерт Vivat Comenius при участии Альфреда Стрейчка и Штепана Рака (зрители, присутствовавшие во внутреннем дворе великолепного костела San Pier Scheraggio, долго находились под впечатлением увиденного).

3) ^ртина находится в Галерее изобразительного искусства в Остраве, Чехия.

4) Рисунок Миколаша «Алеша» хранится в Мемориале национальной письменности в Праге.

5) А. Муха стал знаменитым буквально за одну ночь благодаря театральной афише «Жисмонда» (1894-1895), которую у него заказала Сара Бернар. Позднее актриса заключила с Мухой контракт, и художник создал для нее и театра «Ренессанс» в Париже еще несколько плакатов.

6) Последний: Dalibor Kusák — Marta Kadlecíková, Mucha, Praha s.a. [1999], иллюстрация № 131.

7) Matthew Spinka — Professor of Church History, Hartford Seminary Foundation, Connecticut, 1943-58. Author of John Hus: A Biography and others.

8) Jan M. Tomes, Oskar Kokoschka, Praha 1988; Olga Walló, Jan Amos Komensky ocima Oskara Kokoschky, In: Pocta Univerzity Karlovy J. A. Komenskému, составители: Jaroslava Pesková, Michal Svatos и Josef Cach, Praha 1990, с. 286-289.

9) Фотография этой гравюры на меди находится в книге Pocta Univerzity Karlovy J. A. Komenskému, usporádali Jaroslava Pesková, Michal Svatos a Josef Cach, Praha 1990, s. 286-289.

10) Markéta Husková, Katalog expozice J. A. Komensky lidstvu, Uhersky Brod 1992.

11) Самуила Гартлиба называли the Great Intelligencer of Europe.

12) Обзор всех марок приведен в книге: Markéta Pánková. J. A. Komensky v ceském a svètovém vytvarném uméní, Praha 2017, s. 108-115.

13) Историк-искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент, член Санкт-Петербургского философского общества.

14) Информация о профессоре Мельникове содержится в книге: Panek J. Historici mezi vèdou a vèdnipolitikou, Pardubice 2016.

15) Создателем медали является известный чешский скульптор Игорь Китцбергер. Медалью награждаются люди, которые внесли большой вклад в пропаганду идей Я. А. Коменского.

Литература / References

1. Denshchikova A. V. Komenskeho pedagogicke principy. Zkusenost jedne moskevske skoly, in: Chocholova S., Pankova M., Steiner M. (eds.). Jan Amos Komensky. Odkaz kulture vzdelavani, Academia Praha 2009, s. 424-429.

2. Klima J. V. Podobizny Komenskeho, s. 13; Svoboda J. Komenskeho vytvarna zpodobeni, s. 22.

3. Kumpera J. Jan Amos Komensky. Poutnik na rozhrani vekfl, Ostrava 1992, 373 s.

4. Novy slovnik ceskoslovenskych vytvarnych umelcfl (1993-4), sestavil Prokop Toman, dil 2, L-2, Ostrava, 1993, s. 189.

5. Pankova M. Jan Amos Komensky v ceskem a svetovem vytvarnem umeni (1642-2016), Praha 2017, 267 s.

6. Pankova M. Jan Amos Komensky ve vytvarnem umeni, in: Angelus pacis. Sbornik praci k pocte Noemi Rejchrtove, usporadali Kflrka P. B., Panek J., Polivka M. Historicky ustav AV CR, Praha 2008, s. 383-402;

7. Pankova M. John Amos Comenius in Czech and Global Visual Art, in: Comenius. Journal of Euro-American Civilization. 1, 2015, s. 95-115;

8. Pankova M. John Amos Comenius in Czech and Global Visual Art, in: Comenius. Journal of Euro-American Civilization. 2, 2015, s. 219-241.

9. Poche E. a kol., Encyklopedie ceskeho vytvarneho umeni, Academia, Praha 1975.

10. Radio.cz/ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/eJ7vcq

11. Reznikova L. a kol.: Figurace pameti. J. A. Komensky v kulturach vzpominani 19. a 20. stoleti, Praha 2014. s. 291.

12. Svoboda J. Komenskeho vytvarna zpodobeni, in: Liuhacovicke listy 15,1942, c. 3-5, s. 21-23.

13. SamalJ. Jan Amos Komensky a ceske vytvarne umeni, in: Capkova D., Votrubova, Kyrasek J., Samal J. Jan Amos Komensky. 2ivot a dilo v dokumentech a v ceskem vytvarnem umeni, Praha 1963, s. 27-56.

14. Zolotuchina Natalya. The Parable of the Return of the Prodigal Son in the Work of Jan Amos Comenius and Rembrandt van Rijn, 6 s. in: Н. Ф. Золотухина, Ян Амос Коменский и Рембрандт ван Рейн (к 70-летию ЮНЕСКО), В сб. Социальное взаимодействие в различных сферах.

JOHN AMOS COMENIUS IN FINE ARTS

Abstract. The study focuses on the history of depicting J. A. Comenius (1592-1670) from the year 1642 up to the present time. It shows that highly respectable works can also be found in memory institutions — museums, memorials, art galleries and archives. The study does not contain all of them, but the presented documentation is sufficiently wide to show the main trends in the artistic depictions of J. A. Comenius, who deserves an exceptional respect from both Czech and foreign general public. By his immensely extensive and deeply elaborated work he influenced not only the generation he had belonged to, but succeeded to address all the successive generations. In the cruelest times for the Czech nation his personality and works

uplifted people's minds and strengthened their courage to resist evil and violence. The main aim of the study is not to map-out completely all the fields of fine arts where a portrait, statue or other artefacts linked to Comenius had been found. The study above all strives to draw attention to one of somewhat neglected aspects of modern comeniological problematics, and offer a concise outline that can be helpful in further analytical and comparative studies in the Czech Republic and abroad.

Through the fine arts with Comenius as their main theme, the study reminds of one of the most significant Czech contributions to the European and universal culture and brings a clear evidence of the importance of the „Teacher of nations". Pictures, statues, illustrations, medals, school pictures and other more or less valuable artefacts have always been presenting John Amos Comenius as a pedagogue, philosopher, man of letters, composer and historian. Our study proves that sometimes one picture can tell people more than many sentences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: art, history, comenius studies, John Amos Comenius, museum, pedagogy, philosophy, education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.