Научная статья на тему 'Югославско-американские отношения в начале 1960-х гг'

Югославско-американские отношения в начале 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮГОСЛАВИЯ / YUGOSLAVIA / НЕПРИСОЕДИНЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / США / РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ / ЙОСИП БРОЗ ТИТО / JOSIP BROZ TITO / NON-ALIGNED MOVEMENT / U.S.A / MOST FAVORED NATION TREATMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новосельцев Борис Сергеевич

В центре внимания статьи находятся обстоятельства развития югославско-американских отношений в начале 1960-х гг. Автор делает попытку объяснить причины ухудшения югославско-американских отношений в рассматриваемый период и проанализировать активность двух сторон, направленную на преодоление создавшейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Yugoslav-American Relations in the Early 1960-s

The article focuses on the circumstances of the Yugoslav-American relations in the early 1960-s. The author tries to explain the causes of the deterioration of the Yugoslav-American relations in the period under review and to analyze the activity of the two parties in the attempts to overcome this situation.

Текст научной работы на тему «Югославско-американские отношения в начале 1960-х гг»

Б. С. Новосельцев (Москва)

Югославско-американские отношения в начале 1960-х гг.

В центре внимания статьи находятся обстоятельства развития югославско-американских отношений в начале 1960-х гг. Автор делает попытку объяснить причины ухудшения югославско-американских отношений в рассматриваемый период и проанализировать активность двух сторон, направленную на преодоление создавшейся ситуации.

Ключевые слова: Югославия, неприсоединение, внешняя политика, США, режим наибольшего благоприятствования, Йосип Броз Тито.

Югославско-американские отношения в 1950-60-е гг. представляли собой удивительный для биполярного мира пример тесного сотрудничества капиталистического и социалистического государств, продиктованного, впрочем, именно логикой «холодной войны».

Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ), оказавшаяся после конфликта с СССР 1948 г. во внешнеполитической изоляции, нашла в США не только гаранта безопасности от советской интервенции, но также источник финансовой и материальной помощи, кредитора и торгового партнера. Американские политики видели в югославском прецеденте (существовании социалистической страны вне советского лагеря) возможность снижения влияния СССР в мире. Поддержка, оказываемая ФНРЮ, объяснялась так называемой «стратегией клина»1, проводимой Соединенными Штатами.

В середине 1950-х гг. после нормализации советско-югославских отношений Белград, рассчитывая получить выгоду от сотрудничества с обеими супердержавами, попытался лавировать между ними. Желая укрепить позиции своей страны на международной арене, югославский руководитель Йосип Броз Тито объявил о переходе к политике неприсоединения к военно-политическим блокам и вскоре стал одним из лидеров внеблоковых государств.

1-6 сентября 1961 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся стран. Это событие определило основной тренд развития внешней политики Югославии 1960-х гг. - преимущественную ориентацию на СССР и некоторое ухудшение отношений с США.

Позиция Тито на саммите относительно Берлинского кризиса и возобновления Советским Союзом ядерных испытаний вызвала глубокое разочарование западных наблюдателей. В своих депешах в Государственный департамент США американский посол Джордж Кеннан2 констатировал, что выступления Президента Югославии «не содержали ничего такого, что не могло бы быть написано Хрущевым», и признавался, что ни он, ни его коллеги «не были готовы к настолько односторонней позиции Тито»3. По мнению американского дипломата, активность ФНРЮ на конференции стала свидетельством «неожиданной переориентации югославской политики [...] в направлении просоветских позиций». При этом он выразил подозрение, что не вся югославская партийная и государственная элита поддержала линию, предложенную Тито. Среди руководителей, полагавших, что такой внешнеполитический курс не будет отвечать интересам государства и повлечет за собой негативные последствия, Кеннан назвал Эдварда Карделя4. Он подчеркнул, что США должны отреагировать на изменения во внешней политике ФНРЮ, иначе это повредит не только позициям Америки, но и положению тех, кто сомневается в целесообразности перемен. Однако, по его мнению, резко отвечать на данные события не стоило, так как это могло бы еще больше стимулировать просоветскую ориентацию Югославии5.

Реакцией США стала нота, которую 15 сентября 1961 г. Кеннан вручил югославским руководителям. В ней выражались разочарование и обеспокоенность вследствие «несдержанного тона и пристрастного содержания» выступления Тито на конференции. Тремя основными причинами недовольства были названы позиции ФНРЮ по Германскому вопросу, разоружению и возобновлению атомных испытаний Советским Союзом. По всем этим проблемам международных отношений Югославия не только поддержала СССР, но и попыталась убедить другие неприсоединившиеся государства следовать ее курсу, в связи с чем американцы подняли вопрос об искренности нейтральных позиций ФНРЮ6.

В ответной ноте от 18 сентября 1961 г. югославские руководители обвинили США в том, что они ставят под сомнение право Белграда свободно выражать свое мнение по различным вопросам внешней политики. Они подчеркнули, что и в дальнейшем будут занимать позиции, основанные на своих убеждениях, а не на их соответствии чаяньям блоков. Американская нота была расценена как давление на независимое государство'.

Сложно объяснить причины столь резкого ответа на претензии со стороны США, казавшиеся американцам вполне обоснованными: Тито своими выступлениями на Белградском саммите нарушил договоренности, достигнутые в ходе многочисленных югославско-американских консультаций весны-лета 1961 г.8 Он не мог не понимать, что это повлечет за собой ужесточение экономической политики Соединенных Штатов в отношении Югославии. Но то ли глава ФНРЮ надеялся на то, что потребности Югославии будут покрыты за счет активизации торговли со странами Азии и Африки, то ли рассчитывал на государства социалистического лагеря, с которыми обозначилось некоторое улучшение отношений. Возможно, он был убежден в том, что его антизападные выступления не поставят под угрозу получение экономической помощи от США и других капиталистических стран, полагая, что они предоставляют ее исходя из собственных интересов (такое мнение в своих телеграммах в Госдепартамент высказывал Джордж Кеннан9). А может быть, Тито верил, что в своем экономическом давлении Соединенные Штаты не зайдут слишком далеко, опасаясь возвращения ФНРЮ в советский блок.

Администрация президента и Государственный департамент США выступали за сохранение и продолжение помощи Югославии. Они исходили, с одной стороны, из необходимости сохранить независимость ФНРЮ, продолжая придерживаться «стратегии клина». С другой стороны, они надеялись повлиять на эволюцию югославской политики, экономической системы и социальных институтов в направлении их демократизации и увеличения их связей с Западом. И, наконец, они полагали, что в создавшейся ситуации кардинальное изменение политики США повлечет за собой риск возвращения ФНРЮ в зону советского влияния10. Вместе с тем они не исключали возможности изменения или сокращения экономической помощи Югославии, желая добиться определенных изменений в ее внешней политике.

Осенью 1961 г. Соединенные Штаты отказались рассматривать просьбу ФНРЮ о предоставлении инвестиционных кредитов (общей суммой в 479 млн долл.), без которых была невозможна реализация пятилетнего плана экономического развития страны. Также была приостановлена программа военных поставок (продажа запасных частей к американской технике)11. Под вопросом оказались поставки зерна, предоставлявшиеся Югославии согласно «Закону о сельскохозяйственных излишках»12. Если учесть, что югославское сельское хозяйство не могло обеспечить страну зерном в полном объеме, к

тому же каждые несколько лет случалась засуха, можно сделать вывод, насколько сильно ФНРЮ нуждалась в этих поставках.

13 ноября 1961 г. на митинге в Скопье Тито обрушился с критикой на политику США. Он заявил, что «капиталисты в Америке» намереваются «прекратить оказание Югославии всякой помощи [...], не хотят продавать нашей стране зерно, самолеты, не желают принимать там наших людей». Югославский президент подчеркнул, что «в то время, когда наша страна переживает такую страшную засуху», на нее «оказывается экономическое давление». В заключение Тито провозгласил: «Мы не отступим от своих принципов, вне зависимости от того, получим ли мы помощь от Америки или нет»13.

Выступление Тито встретило резко негативные оценки в США. Однако в тот же день на заседании Национального совета безопасности было принято решение предоставить Югославии помощь по «Закону о сельскохозяйственных излишках»14. ФНРЮ запрашивала 1 млн т пшеницы, но, видимо, по рекомендации Кеннана15, ей было предоставлено лишь 500 тыс. т16. Кроме того, югославским руководителям дали понять, что не существует никаких гарантий продления действия программы на следующий год.

Для Тито позиция, занятая руководством Соединенных Штатов осенью 1961 г., стала сигналом необходимости срочно найти альтернативу экономическому сотрудничеству с США: хозяйственное развитие страны оказалось в слишком большой зависимости от политических отношений между Югославией и Западом.

События, произошедшие на Белградской конференции, ясно показывали, что основное направление развития внешней политики ФНРЮ состояло в сближении со странами «третьего мира» и советским лагерем. Такие задачи автоматически означали ухудшение отношений с западными государствами. Вместе с тем в Югославии надеялись по максимуму сохранить помощь и кредиты, получаемые от «американских капиталистов».

На начало 1960-х гг. пришлось время очередного витка напряженности в «холодной войне», связанного с Берлинским и Кубинским кризисами. В такой ситуации резкая позиция по отношению к Югославии воспринималась среди американской общественности как последовательное противостояние коммунизму, а это приносило голоса американских избирателей. Большая часть электората имела смутное представление о ФНРЮ и ее политике17, и потому не понимала, как сотрудничество с коммунистической страной может поспособствовать глобальной победе Запада над Востоком в «холодной войне». Это при-

вело к росту антиюгославских тенденций в Конгрессе, особенно среди республиканцев, находившихся в оппозиции.

Политика Администрации президента и Государственного департамента США встречала все большее сопротивление. В 1962 г. противоречия между американской законодательной и исполнительной властью по этому вопросу обострились настолько, что некоторые исследователи18 даже усматривают в этом конфликт двух властных институтов, победу в котором одержал антиюгославский курс, проводившийся Конгрессом.

8 января 1962 г. состоялась встреча госсекретаря США Дина Раска19 и посла ФНРЮ Марко Никезича20. Когда речь зашла о помощи Югославии, американский политик заметил, что в данный момент Соединенные Штаты занимаются анализом своих экономических программ, желая сделать их более эффективными, чем в последние 15 лет. Он подчеркнул, что ответ на запрос о предоставлении помощи будет дан в ближайшее время, после того как американские специалисты проанализируют и сравнят его с запросами других стран, учитывая общий объем имеющихся ресурсов.

В ходе разговора Раск, как бы невзначай, отметил склонность югославского руководства считать США, в отличие от СССР, нечувствительными к переменам во внешней политике ФНРЮ, и предостерег, что в этой уверенности не следует заходить слишком далеко. На это Никезич, скривившись, ответил, что после Белградской конференции он не верит в то, что Белград снова злоупотребит терпением Соединенных Штатов. В конце беседы югославский дипломат подчеркнул, что в Вашингтоне неправильно интерпретировали события Белградского саммита. Сдвигов во внешней политике Югославии не произошло, и объективный анализ советско-югославских отношений подтвердил бы этот факт21.

По итогам переговоров, Раск рекомендовал президенту Кеннеди все же продолжить оказание помощи Югославии, но сократить ее до минимума. Это касалось и поставок сельскохозяйственных излишков (Раск предложил продавать их в кредит в долларах, а не в местной валюте), и технической помощи (которую предполагалось предоставлять в размере 500-700 тыс. долларов ежегодно), и резервных деталей для военной техники американского производства, и кредитов (не более 10-20 млн долларов в год)22. Все эти рекомендации были приняты23.

В конце мая 1962 г. наступил критический момент в югославско-американских отношениях24. На экономике ФНРЮ все больше сказы-

валось сокращение американской помощи, продолжалось советско-югославское сближение25. В этой ситуации с визитом в США отправился секретарь иностранных дел ФНРЮ Коча Попович26. Главной его задачей было убедить руководителей Государственного департамента и лично Кеннеди27 в том, что улучшение советско-югославских отношений еще не делает Москву и Белград союзниками. Поездка в целом оказалась полезной и позволила преодолеть рост скептицизма американской исполнительной власти относительно политики Югославии.

Однако в развитие событий вмешалась американская законодательная власть. С лета 1962 г. главным камнем преткновения в югославско -американских отношениях стала проблема отмены режима наибольшего благоприятствования для ФНРЮ28. Одной из основных движущих сил антиюгославского курса в Конгрессе США был член Палаты Представителей, председатель Комитета по методам и средствам Уилбур Миллс29. Аналитики Государственного департамента называли его «главным, если не единственным, сторонником отмены режима наибольшего благоприятствования в Комитете»30. Благодаря его усилиям 12 июня 1962 г. Палата Представителей, обсуждая «Закон о расширении торговли» (Trade Expansion Act), приняла данное решение в отношении Югославии и Польши, объясняя это недопустимостью поддержки коммунистических государств. Теперь таможенные тарифы на югославские товары должны были вырасти в 2-3 раза, что осложняло их попадание на американский рынок и ставило под вопрос исполнение ФНРЮ своих долговых обязательств в ближайшие несколько лет.

Кроме того, 6 июня 1962 г. Конгресс принял поправку к «Закону о помощи иностранным государствам» (Aid Act), предложенную сенатором от штата Огайо Фрэнком Лоше31, согласно которой действие закона не могло распространяться на коммунистические страны. Этот шаг был также направлен, прежде всего, против Польши и Югославии, получавших помощь по этому закону. Только после активного вмешательства Администрации президента из области действия поправки был исключен «Закон о сельскохозяйственных

32

излишках»32.

12 июня посол в Вашингтоне М. Никезич выступил с заявлением о том, что грядущая отмена режима наибольшего благоприятствования «создала неопределенность относительно будущего направления развития югославско-американских отношений». В ответ секретарь Государственного департамента Джулиус Катц подчеркнул, что ре-

шение Конгресса противоречит позиции Администрации президента и что оно не повлияет на поддержку Югославии со стороны США в рамках различных международных организаций. Кроме того, он уверил, что Администрация будет всеми силами стремиться ограни-

33

чить последствия принятия этого закона33.

Ситуация с конфликтом Конгресса и Администрации президента США являлась наглядным примером американского понимания демократии и действия принципа разделения властей. Несмотря на нежелание исполнительной власти и Госдепа идти на сокращение программ помощи Югославии34, они были вынуждены согласиться с решением Конгресса. Преодолев сопротивление правительства, в конце сентября 1962 г. американские законодатели проголосовали за обе ограничительные поправки. Это означало, что теперь США должны были в течение года прекратить предоставлять торговые привилегии коммунистическим странам35. Еще не успев вступить в силу, поправки уже начали оказывать свое влияние на развитие экономических отношений между двумя странами. Так, например, в 1962 г. объем югославского экспорта в Соединенные Штаты сократился из-за негативных ожиданий на рынке на 11,6%36.

13 октября 1962 г. на пресс-конференции Й. Броз Тито назвал прекращение действия режима наибольшего благоприятствования «односторонним актом, основным смыслом которого является политическая и экономическая дискриминация и который объективно означает негативные изменения политики США в отношении независимой Югославии». Президент Югославии предупредил, что помимо очевидного ущерба в экономической и торговой сфере «неизбежны будут отрицательные последствия и в других областях югославско-американских отношений». В заключение он добавил, что этот курс «противоречит [...] политике правительства ФНРЮ, которое хотело и хочет дружеских и стабильных отношений с Соединенными Штатами»37.

Руководители Югославии ожидали от американской исполнительной власти шагов, которые компенсируют ущерб, нанесенный поправками к «Закону о помощи иностранным государствам» и «Закону о расширении торговли». Югославские дипломаты в октябре 1962 г. несколько раз подчеркивали в переговорах (в Белграде и Вашингтоне) со своими американскими коллегами, что ФНРЮ стремится вернуться к нормальным отношениям с США и что это произойдет, как только режим наибольшего благоприятствования будет восстановлен38.

С сентября 1962 г. по апрель 1963 г. в отношениях между США и Югославией продолжали нарастать негативные моменты. Этому во многом способствовала просоветская позиция Белграда по Кубе и Карибскому кризису. В важнейший момент «холодной войны» Тито, не раздумывая, встал на сторону Советского Союза.

Американская исполнительная власть пыталась облегчить тяжелое экономическое положение ФНРЮ, связанное с действиями Конгресса: увеличила объем поставок зерна по «Закону о сельскохозяйственных излишках»39, обеспечила возможность получения кредита общей суммой в 30 млн. долларов в Международном банке, на который США имели решающее влияние40. Однако Тито после решения об отмене режима наибольшего благоприятствования вынужден был еще активнее идти на сближение с СССР. В декабре 1962 г. состоялся его визит в Советский Союз, который американский посол Кеннан назвал одним из главных триумфов в жизни югославского президен-та41: Н. С. Хрущев, не требуя взамен каких-либо уступок, провозгласил Югославию социалистическим государством и признал, что строительство социализма в разных странах может вестись по-разному.

Американская общественность остро реагировала на высказывания югославских политиков и дипломатов, а в особенности на визит Тито в СССР. Проявлением этого стали бойкот товаров из Югославии в некоторых штатах, отказ работников портовых профсоюзов обслуживать корабли под флагом ФНРЮ, увеличение активности антиюгославски настроенной эмиграции, рост количества негативных статей в печати42.

Вместе с тем Государственный департамент не изменил своих позиций в отношении сотрудничества и помощи Югославии. Политику, навязываемую Конгрессом, там считали «идущей вразрез» с национальными интересами, «в целом являющейся оборонительной, бесплодной и провальной» и «вкладом США в единство коммунистического мира»43. Ключевым для американских дипломатов являлся тот факт, что Тито не собирается возвращаться в советский лагерь или прекращать политику неприсоединения. За одно это они готовы были продолжать поддержку его режима. Американская общественность и Конгресс, стремящийся заработать голоса избирателей, не учитывали долгосрочных стратегических интересов США. Помощь коммунистическому режиму виделась им парадоксальной, нелогичной и даже аморальной.

24 января Кеннеди выступил с инициативой, предложив внести дополнение в «Закон о расширении торговли». Согласно ему,

Президент мог расширить действие режима наибольшего благоприятствования «на страны или территории, имеющие важность для национальных интересов, а также для того, чтобы сохранить их независимость от контроля или доминирования международного коммунизма»44. В США продолжали испытывать сомнения относительно внешнеполитического курса ФНРЮ. Однако бездействие в создавшейся ситуации было бы худшим выходом из положения.

Последовал ряд политических консультаций. 30 января 1963 г. Кеннан на встрече с Тито подчеркнул заинтересованность своего правительства в сохранении нормальных отношений с ФНРЮ и сообщил югославскому лидеру, что решение по возобновлению режима наибольшего благоприятствования может быть принято уже к началу лета. Кроме того, американский посол затронул проблему сближения Югославии и Советского Союза и их «практически идентичных» позиций во внешней политике. В ответ Тито заверил, что «Югославия остается неприсоединившейся страной»45. 14 марта состоялся еще один разговор Тито и Кеннана, в ходе которого стороны еще раз затронули вышеуказанные проблемы46.

7 марта в Вашингтоне встретились госсекретарь США Д. Раск и посол Югославии Велько Мичунович. Раск, выразив опасение, что Югославия может вступить в Организацию Варшавского договора, заявил, что Соединенные Штаты должны иметь «чувство уверенности в отношении будущих поворотов югославской политики». Также он заметил, что «переговоры [...] помогут пролить больше света на различные проблемы наших взаимоотношений». Мичунович заговорил о возможной поездке Раска в Югославию, на что тот сразу же согласился47.

Активизация внешней политики США в начале 1963 г. говорит о том, что после поездки Тито в Советский Союз в Вашингтоне всерьез обеспокоились менявшейся ситуацией и были готовы идти на уступки. Югославское руководство приняло решение сделать шаг навстречу американской инициативе, что имело как экономические, так и политические причины. С одной стороны, Тито стремился вернуть все выгоды от сотрудничества и помощи стран Запада, с другой стороны, не хотел терять свободу маневра и быть втянутым в орбиту влияния Москвы. Однако необходимо отметить, что приоритетом для ФНРЮ по-прежнему оставалось сближение с Советским Союзом.

Наряду с визитом в Югославию Раска, был инициирован обмен письмами лидеров двух стран. В своем послании от 7 апреля

1963 г. Тито заверил американского президента в своем намерении проводить независимую политику и поддерживать дружеские отношения с Западом. Он поблагодарил Кеннеди за усилия, направленные на «восстановление нормальных условий для торговли» между Соединенными Штатами и ФНРЮ и выразил желание в дальнейшем развивать двусторонние экономические отношения на коммерческой и деловой основе. В конце письма Тито подчеркнул, что улучшение советско-югославских отношений не повредит дружбе с западными государствами и приведет к укреплению международного сотрудничества и взаимопонимания48.

Предложение о сотрудничестве на коммерческой основе не означало, что Югославия готова отказаться от экономических льгот и привилегий, которые она получала от США. Имелось в виду желание ФНРЮ стать равноправным партнером Соединенных Штатов. В качестве платы за это югославский президент был готов полностью отказаться от безвозвратной помощи, которую, впрочем, с конца 1950-х гг. страна и так практически не получала. Помогая другим государствам, Вашингтон в обмен всегда требовал от них политических уступок и проявлений солидарности со своей политикой. Для Югославии эта цена стала чрезмерно высокой еще в середине 1950-х гг., когда произошла нормализация отношений с Советским Союзом. Для нее значительно выгоднее было равноправное сотрудничество со странами обоих блоков: торговля, инвестиции и получение долгосрочных кредитов, как от США, так и от СССР.

В ответном письме Кеннеди также выразил озабоченность трудностями, возникшими в двухсторонних отношениях, и признал, что в их основе лежит взаимное недопонимание. Он подчеркнул, что Белград и Вашингтон способны устранить эти проблемы и продолжить сотрудничество49. Форма и содержание письма говорят о том, что готовность к диалогу на высшем уровне, продемонстрированная Югославией, была воспринята в США позитивно. В отношениях между двумя странами наметился перелом в лучшую сторону.

4 мая 1963 г. состоялась встреча Д. Раска с Й. Броз Тито. Обсуждались в основном вопросы внешней политики, много внимания было уделено ситуации в Юго-Восточной Азии и Китае. В ходе беседы Раск попросил Тито рассказать о новой Конституции Югославии. По вопросу двухсторонних отношений стороны лишь повторили то, о чем уже было сказано во время предыдущих дипломатических консультаций. Тито еще раз подчеркнул, что «Югославия не видит никаких причин менять свою политику» и

что ее принципиальная позиция «выражается в сохранении хороших отношений со всеми странами». Госсекретарь США рассказал об усилиях Администрации президента, которые предпринимаются для восстановления режима наибольшего благоприятствования50. По итогам визита Раска стороны еще раз подтвердили свои позиции. Кроме того, Тито было передано приглашение Кеннеди посетить Вашингтон в октябре 1963 г.

17 октября 1963 г. в Белом доме состоялась встреча президентов США и Югославии51. Прошедшие переговоры можно условно разделить на две части: утреннюю и дневную.

Утром ключевым вопросом было обсуждение взаимоотношений западного и восточного блоков, а также советско-югославского сближения. Тито объяснил это последовательной политикой Югославии, направленной на развитие сотрудничества со всеми странами, проводящими миролюбивую политику. Кеннеди отнесся к этому объяснению критически, но остался доволен формулировкой, высказанной Тито: дружба с Советским Союзом, но независимая позиция в международных отношениях и сотрудничество с Западом.

В ходе дневной части переговоров стороны обсудили конфликты в ряде стран «третьего мира» (например, алжирско-марокканский и ситуацию в Йемене). Но особое внимание было уделено вопросам югославско-американских отношений. Тито заявил, что Югославия готова отказаться от всех видов помощи и стремится создать новую основу для взаимовыгодного двухстороннего сотрудничества, равноправного и без дискриминаций. Таким образом, он призывал продолжать сотрудничество без оглядки на состояние советско-югославских отношений. Глава СФРЮ52 подчеркнул, что «Югославия хочет стоять на собственных ногах», но этому препятствует отмена режима наибольшего благоприятствования. Кеннеди выразил надежду, что в течение ближайших нескольких недель Конгресс примет благопри-

53

ятное решение53.

Встреча двух президентов означала окончание периода ухудшения югославско-американских отношений. Была заложена новая платформа взаимоотношений, которая предполагала прекращение прямой американской помощи и акцент на преимущественное развитие торговли, культурного и научного сотрудничества. Соединенные Штаты продемонстрировали желание удержать Югославию от дальнейшего сближения с СССР, а лидеры СФРЮ в свою очередь еще раз убедились в необходимости проведения сбалансированной политики в отношении супердержав.

По трагическому совпадению, это была последняя международная встреча Дж. Кеннеди на высшем уровне. Американский лидер готовился к новым президентским выборам, где все пророчили ему легкую победу. 22 ноября в Далласе (штат Техас) во время предвыборного турне он был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

16 декабря 1963 г. режим наибольшего благоприятствования для Югославии был восстановлен.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Политика США, направленная на дезинтеграцию советского лагеря, в соответствии с доктриной отбрасывания коммунизма. Поспособствовав превращению Югославии в процветающее социалистическое государство, не являющееся при этом сателлитом Москвы, американцы надеялись сделать ее привлекательным образцом для подражания для других стран Центральной и Восточной Европы; клином, с помощью которого можно будет нарушить единство коммунистического движения.

2 Джордж Фрост Кеннан (1904-2005). Американский дипломат, политолог и историк. Один из идеологов «политики сдерживания» времен «холодной войны». Посол США в СССР (май-сентябрь 1952 г.). Посол США в Югославии (1961-1963) Автор трудов по истории взаимоотношений России и стран Запада.

3 Foreign Relations of the United States (далее FRUS). 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 96. Telegram from Ambasy in Yugoslavia to Department of State. 3.9.1961.

4 Эдвард Кардель (1910-1979). Югославский политический деятель словенского происхождения. Генерал-полковник Югославской Народной Армии. Член Политбюро ЦК КПЮ с 1940 г. Министр иностранных дел ФНРЮ (1948-1953). Заместитель председателя правительства Югославии (1946-1963). Председатель Союзной Скупщины Югославии (1963-1967). Член Президиума Югославии (1974-1979).

5 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 97. Telegram from Ambasy in Yugoslavia to Department of State. 15.9.1961.

6 Arhiv Jugoslavije. Kabinet Predsednika Republike (AJ. KPR.). I-5-b/ SAD. Aide-memoire. 15.9.1961.

7 Ibid. Aide-memoire. 18.9.1961.

8 См., напр.: AJ. KPR. I-3-a/107-103. SAD. Prijem ambasadora George Kenana. 17.7.1961; Ibid. I-3-a/107-104. SAD. Zabeleska o razgovoru druga predsednika sa podsekretarom SAD Chester Bowlesom // Prijem podsekretara SAD Chester Bowles-a. 30.7.1961; FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 92-95.

9 См.: Ibid. Doc. 100. Telegram from Ambasy to Yugoslavia to Department of State. 29.9.1961; Ibid. Doc. 106. Letter from the Ambasador in Yugoslavia to the President's Special Assistant for National Security Affairs. 27.10.1961.

10 Ibid. Doc. 102. Letter from the Assistant Secretary of State for European Affairs (Kohler) to the Ambasador to Yugoslavia (Kennan). 12.10.1961.

11 Bogetic D. Pogorsanje jugoslovensko-americkih odnosa posle prvog samita nesvrstanih zemalja u Beogradu // Istorija XX veka. 2006. № 2. S. 82.

12 «Закон о сельскохозяйственных излишках» (Public Law 480) был принят США в 1954 г. Он служил для регулирования торговли американским зерном, не находившим спроса в Соединенных Штатах; помощи нуждающимся странам в непредвиденных случаях посредствам межправительственных соглашений и через частные организации, а также для предоставления некоторым государствам бесплатной продовольственной помощи. Закон предполагал возможность расплачиваться за поставки американского зерна в кредит, как в долларах, так и в местной валюте. Сроки возврата кредита колебались от 10 до 30 лет, предусматривались низкие годовые проценты и отсрочка платежей до 5 лет. Югославия подписала с США договор о предоставлении излишков сельскохозяйственной продукции 30 августа 1955 г. и получала часть зерна в виде безвозмездной помощи, а часть приобретала в кредит в динарах. Всего до 1961 г. стране по различным программам была предоставлена экономическая помощь общей суммой около 1,3 млрд долл., из которых около 1 млрд долл. составляла сельскохозяйственная продукция.

13 Tito J. B. Govori i clanci. Beograd. 1976. Knj. 17. S. 162-164.

14 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 112. Memorandum from Secretary of State Rusk to President Kennedy. 21.11.1961.

15 См.: Ibid.

16 Diplomatski Arhiv Saveznog Ministarstva Inostranih Poslova (DAS-MIP). Politicka Arhiva (PA). 1961. SAD. f-125. 436472.

17 Bogetic D. Uvodenje americkih ekonomskih restrikcija Jugoslaviji tokom 1962 - ukidanje statusa «najpovlacnije nacije» // Istorija XX veka. 2009. № 1. S. 88.

18 См., напр.: Bogetic D. Pogorsanje jugoslovensko-americkih odnosa...; Adamovic L., Lempi D., Priket R. Americko-jugoslovenski ekonomski odnosi posle Drugog svetskog rata. Beograd, 1990.

19 Дэвид Дин Раск (1909-1994). Американский государственный деятель, политик и дипломат. Член Демократической партии США. Государственный секретарь США в правление президентов Кеннеди и Джонсона (1961-1969).

20 Марко Никезич (1921-1991). Югославский государственный деятель, дипломат. Посол в Египте (1953-1956), Чехословакии (19561958) и США (1958-1962). Заместитель секретаря иностранных дел Югославии (1963-1965). Секретарь иностранных дел Югославии (1965-1968). Председатель Центрального Комитета Союза Коммунистов Сербии (1968-1972). В 1972 г. отстранен от этой должности по обвинению в анархо-либерализме.

21 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 116. Memorandum of Conversation. 8.1.1962.

22 Ibid. Doc. 117. Memorandum from Secretary of State Rusk to President Kennedy.

23 Ibid. Doc. 118. National Security Action Memorandum № 123. 15.1.1962.

24 AJ. KPR. I-2/17-8. Monografija o SAD i jugoslovensko-americkim bilat-eralnim odnosima // Put J. B. Tita u SAD. 30.7.1963.

25 Так на праздновании 1 мая в Белграде состоялся парад, на котором, помимо прочего, были продемонстрированы 20 новых танков Т-54 советского производства, несколько советских вертолетов, а также 12 советских противотанковых орудий Су-100 СП. Югославия впервые, начиная с 1948 г., заключила с Советским Союзом крупный контракт на поставку военной техники (Bogetic D. Uvodenje americkih ekonomskih restrikcija... S. 96).

26 Константин (Коча) Попович (1908-1992). Югославский общественно-политический деятель, писатель и публицист. Начальник Генштаба Югославской народной армии (1948-1953). Союзный секретарь иностранных дел Югославии (1953-1965). Вице-президент СФРЮ (1966-1967).

27 С американским президентом К. Попович встретился 29 мая (см.: FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 127. Memorandum of Conversation. 29.5.1962.).

28 Это положение предусматривало представление Югославии и Польше таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров.

29 Уилбур Миллс (1909-1992). Американский политик, член Демократической партии США. Член Палаты Представителей от штата Арканзас (1939-1977 гг.). Председатель комитета по методам и средствам (19571975 гг.). Кандидат в президенты США на выборах 1972 г.

30 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 132. Memorandum from the Assistant Secretary of State for Congressional Relations (Dutton) to Secretary of State (Rusk).

31 Фрэнк Джон Лоше (1895-1990). Американский политик, член Демократической партии США. Сенатор от штата Огайо (1957-1969). Губернатор Огайо (1945-1947 гг. и 1949-1953 гг.).

32 Bogetic D. Uvodenje americkih ekonomskih restrikcija... S. 98.

33 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 129. Memorandum of Conversation. 12.6.1962.

34 В меморандуме исполнительного секретаря Госдепа Баттла специальному помощнику Президента по вопросам национальной безопасности Банди подчеркивалось, что режим наибольшего благоприятствования для Югославии и Польши отменять нельзя. «Это может поставить под угрозу основные положения нашей политики в отношении этих стран», а также «прямо противоречит нашей политике», направленной на обеспечение альтернативы их зависимости от советского блока (FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 59. Memorandum From the Executive Secretary of the Department of State (Battle) to the President's Special Assistant for National Security Affairs (Bundy). 3.5.1962).

35 Bogetic D. Pogorsanje jugoslovensko-americkih odnosa... S. 84.

36 DASMIP. PA. 1964. Jugoslavija. f-94. 419681. Izvestaj o radu DSIP za 1963. godinu.

37 AJ. KPR. I-2/17-8. Monografija o SAD i jugoslovensko-americkim bilat-eralnim odnosima // Put J.B. Tita u SAD. 30.7.1963.

38 См., напр.: FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 138. Telegram from Ambassy to Yugoslavia to Department of State. 13.10.1962; Ibid. Doc. 139. Memorandum of Conversation. 23.10.1962.

39 В ноябре 1962 г. был подписан договор о поставках американской сельскохозяйственной продукции на 1963 г. Согласно нему Югославия должна была получить в кредит товаров общей суммой в 108 млн. долларов (DASMIP. PA. 1964. Jugoslavija. f-94. 419681. Izvestaj o radu DSIP za 1963. godinu).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 AJ. KPR. I-3-a/107-112. SAD. Prijem ambasadora George Kennan-a // Podsetnik za razgovor sa ambasadorom Kenanom.

41 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 142. Telegram from Ambassy in Yugoslavia to Department of State. 13.12.1962.

42 AJ. KPR. I-2/17-8. Monografija o SAD i jugoslovensko-americkim bilat-eralnim odnosima // Put J.B. Tita u SAD. 30.7.1963.

43 FRUS. 1961-1963. Vol. XVI. Yugoslavia. Doc. 146. Paper Prepareted in the Department of State. 3.1.1963.

44 AJ. KPR. I-2/17-8. Monografija o SAD i jugoslovensko-americkim bilat-eralnim odnosima // Put J.B. Tita u SAD. 30.7.1963.

45 AJ. KPR. I-3-a/107-112. SAD. Zabeleska o razgovoru druga Predsednika sa americkim ambasadorom Dzordz Kenanom. 30.1.1963.

46 Ibid. I-3-a/107-114. SAD. Zabeleska o razgovoru druga Predsednika sa americkim ambasadorom George Kennan-a. 14.3.1963.

47 Ibid. Prijem Ambasadora George Kennan-a // Podsetnik za razgovor. 12.3.1963.

48 Ibid. I-1/1098. Poruka Predsednika FNRJ Josipa Broz Tito Predsedniku SAD Dzonu Kenediju. 7.4.1963.

49 AJ. KPR. I-1/1098. Odgovor Kenedija, Predsedniku Titu. 30.4.1963.

50 Ibid. I-3-a/107-118. SAD. Zabeleska o prijemu americkoh Drzavnog sekretara za inostrane poslove, Deana Ruska, kod Predsednika Republike. 4.5.1963.

51 Впервые вопрос об официальном визите Тито в США встал в 1954 г. Но вследствие резко негативной реакции общественного мнения (югославской эмиграции, католических кругов, республиканцев, правого крыла демократов) было решено отложить реализацию этой инициативы. В 1956 г., победив на выборах, президент Д. Эйзенхауэр отправил Тито тайное приглашение. Однако вскоре информация о готовящемся визите попала в печать. Под давлением общественности администрация Эйзенхауэра приняла решение назначить поездку на конец апреля и ограничить ее тремя днями. В это время Конгресс США уходит на каникулы, что сделало бы невозможным выступление Тито перед органом американской законодательной власти. Оскорбленные такой позицией принимающей стороны, югославы приняли решение отказаться от поездки. Последняя попытка организовать государственный визит относится к сентябрю 1960 г., когда Тито прибыл на XV заседание Генеральной Ассамблеи ООН в Вашингтон. Но причины, обусловливавшие отмену предшествующих запланированных поездок, не позволили и на этот раз реализовать инициативу американской стороны. Несмотря на то что 23 сентября 1960 г. встреча Тито и Эйзенхауэра состоялась, она не привела к каким-либо значимым договоренностям и не имела официального статуса (Bogetic D. Prva Titova poseta Vasingtonu - poslednji Kenedijev medunarodni angazman (17. oktobar 1963) // Tokovi istorije 2007. № 1-2. S. 66-68).

52 Согласно новой Конституции Югославии, принятой в 1963 г., государство получило название Социалистическая Федеративная Республика Югославия, что подчеркивало его социалистический характер.

53 AJ. KPR. I-2/17-8. Zabeleska o razgovorima Predsednika Tita s Predsed-nikom Dzonom Kenedijem // Put J. B. Tita u SAD. 17.10.1963.

Novoseltsev B. S. The Yugoslav-American Relations in the Early 1960s

The article focuses on the circumstances of the Yugoslav-American relations in the early 1960s. The author tries to explain the causes of the deterioration of the Yugoslav-American relations in the period under review and to analyze the activity of the two parties in the attempts to overcome this situation.

Key words: Yugoslavia, Non-Aligned movement, foreign policy, the U.S.A., most favored nation treatment, Josip Broz Tito.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.