Научная статья на тему 'Югославия между мировыми войнами: фундамент национальных противоречий'

Югославия между мировыми войнами: фундамент национальных противоречий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2116
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛИЗМ / SOUTHERN SLAVS / ETHNIC CONFLICT / NATIONAL SELF-DETERMINATION / POLITICAL SYSTEM / CENTRALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулин Михаил Александрович

В статье рассматривается период существования первой Югославии, анализируются важнейшие аспекты социально-политического развития государства на протяжении 20 лет, за которые народы Балкан прошли путь от идеи создания единого королевства до необычайного роста национальной нетерпимости друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the period of first state of Yugoslavia. The analysis of the most important aspects of socio-political development of the country for 20 years, in which the peoples of Balkans have gone the way from the idea of establishing a single kingdom till the extraordinary growth of national intolerance towards each other.

Текст научной работы на тему «Югославия между мировыми войнами: фундамент национальных противоречий»

История

Михаил НИКУЛИН

ЮГОСЛАВИЯ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ: ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

В статье рассматривается период существования первой Югославии, анализируются важнейшие аспекты социально-политического развития государства на протяжении 20 лет, за которые народы Балкан прошли путь от идеи создания единого королевства до необычайного роста национальной нетерпимости друг к другу.

The article deals with the period of first state of Yugoslavia. The analysis of the most important aspects of socio-political development of the country for 20 years, in which the peoples of Balkans have gone the way from the idea of establishing a single kingdom till the extraordinary growth of national intolerance towards each other.

Ключевые слова:

южные славяне, межэтнический конфликт, национальное самоопределение, политическая система, централизм; southern Slavs, ethnic conflict, national self-determination, political system, centralism.

НИКУЛИН

Михаил

Александрович — аспирант Российского института культурологии, главный специалист отдела по работе с информацией и связи со СМИ Министерства социальной защиты населения Московской области Nikmif@rambler.ru

Вначале XX в. на территории Европы появилось новое государственное образование, включившее в себя народы балканского полуострова. Политическому стремлению к созданию югославского государства мешало многое: структура архаичного в своей основе общества, географические условия, экономика, культура, история. В основе объединительной идеи лежала этническая общность южных славян и языковая близость сербов, хорватов и славян-мусульман. Однако, несмотря на существование объективных факторов для интеграции и мирного сосуществования, молодое государство было переполнено национальными противоречиями. Для более полного понимания природы возникновения и развития межэтнических конфликтов на территории оккупированной Югославии в 1941—1945 гг. требуется иметь представление

о социально-политических процессах, протекавших в Королевстве Югославия в период перед войной. Именно то, что происходило в молодом государстве в 1920—30 гг., то, при каких условиях оно возникло, и определило ход кровавых межэтнических столкновений и взаимного истребления в период Второй мировой войны, что, в свою очередь, эхом откликнулось в период распада социалистической Югославии.

28 июня 1914 г. убийство членом сербской молодежной революционной организации «Млада Босна» (выступавшей за освобождение Боснии и присоединение ее к Сербии) Гаврилой Принципом наследника Австро-Венгерского престола было использовано для военного решения славянского вопроса. Этот день можно считать отправной точкой в создании единого государства, ведь еще в начале войны Королевство Сербия утверждало, что ведет борьбу за освобождение всех югославянских народов. 30 мая 1917 г. депутаты австрийского рейхсрата из числа лидеров Словенской народной партии потребовали создания объединенного югославянского государства в рамках империи (Майская декларация)1. На тот момент еще представлялось возможным обрести государственность в рамках Австро-Венгрии. Такой проект означал бы создание, по сути, третьей равной по силе государственной единицы в империи, на что в обеих столицах империи пойти не

1 Писарев Ю.А. Создание югославского государства в 1918 г.: уроки истории // Новая и новейшая история, 1991, № 1.

могли. Австрийский премьер граф Карл Штюргк был убежден, что связь между славянами монархии и славянами зарубежья (из Сербии) может быть разорвана только войной1. Вообще в Вене властная элита твердо решила, что война является единственным средством спасения единства Австро-Венгрии и сохранения ее земель. Тем самым пресекался путь решения славянского вопроса внутриполитическим способом и, как следствие, хорваты, словенцы и сербы Австро-Венгрии ориентировались только на сближение с Королевством Сербия.

1 декабря 1918 г. народы Балкан официально объединились в югославское государство — Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918—1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 г. он занял престол. Причем западный мир во главе с Великобританией поддержал создание югославянского государства, которое, по сути, было результатом утверждения Версальской системы послевоенного устройства мира.

Специфика образования государства состояла в том, что созданное ранее на территории бывшей Австро-Венгрии Государство сербов, хорватов и словенцев (не путать с Королевством СхС) было фактически присоединено к Королевству Сербия, которое являлось независимым уже долгое время.

В Государстве СХС, просуществовавшем немногим более месяца, сразу же после провозглашения разразился сильнейший политический кризис, который являлся продолжением кризиса власти Австро-Венгерской империи. В только что провозглашенном государстве царила анархия, и у правящего органа (Народное Вече) единственной альтернативой оккупации иностранными войсками было сближение с Королевством Сербия. Черногорская Великая народная скупщина также приняла решение о низложении своей королевской династии Петровичей-Негошей и присоединении к новому государству.

5 ноября 1918 г. Государство СхС попро-

1 Исламов Т.М. Австро-Венгрия б Первой мировой войне. Крах империи || Новая и новейшая история, 2GG1, № 5.

сило военной помощи у Сербии2. А 24 ноября на пленарном заседании центрального Народного Вече было принято решение о вхождении в союзное государство, причем в послании отдельно оговаривались перспективы демократизации конституции нового государства3. Но 29 ноября на переговорах в Белграде сербская сторона настояла на подписании договора без каких либо дополнительных условий и оговорок. Далее 1 декабря последовало официальное создание нового государства. Сербская столица встретила эту новость всеобщим ликованием и празднеством.

При этом три основных народа Королевства СХС официально начинают считаться одной нацией, волею истории разделенной на несколько частей как в территориальном, так и в культурном плане. Об этом свидетельствует и девиз, выбранный в качестве государственного: ^едан народ, іедан крал, іедна држава» (один народ, один король, одна держава). Такая унификация вызывала неприятие со стороны всех этносов, в т.ч. и сербов, и тем более со стороны албанцев Косово, которые вообще не признавались официально отдельной этнической единицей. В конфессиональном отношении наиболее многочисленными, после православных и католиков, были мусульмане — свыше 1,5 млн чел., главным образом проживающих в Боснии и в Косово.

Создание государства на, как казалось тогда, удовлетворяющих все стороны условиях и зародило то семя раздора, которое в итоге выросло в войну всех против всех. Вступая в союз, каждая сторона имела свои собственные интересы, которые были затем направлены против них самих в процессе создания в среде простого населения образа предателей и врагов. На бытовом уровне трения между национальностями выражались, к примеру, в анекдотичном толковании аббревиатуры СхС. Версия хорватов и словенцев была: <^гЬе Носе Sve» (сербы хотят все), а сербская — <^ато Нгуагі Smetaju» (только хорваты все испортят)4. Стремление одной части к

2 Ivo Banac. The National Question in Yugoslavia: Origins, History, Politics. - Ithaca, N.Y. : Cornell University Press, 1984.

3 Писарев Ю.А. Указ. соч.

4 Носов Владимир, Носов Вячеслав, Славолюб Стефанович. Предыстория Апрельской войны. Югославия в 1918-41 // Интернет-проект «Вторая мировая война».

2011 ’01

ВЛАСТЬ

1 47

централизации, а других — к проведению тактики затягивания принятия политических решений усиливало противоречия между нациями. Политическая система королевства быстро приобрела черты трайбализма. Политические партии начали формироваться на основе этнических сообществ.

Парадокс ситуации состоял в том, что исторический контекст данного периода времени характеризовался совпадением тенденций к национальному самоопределению народов Югославии с идеей общего славянского государства1. Используя интеграцию, построенную на недоверии, межэтнических и территориальных противоречиях для сохранения или расширения своей молодой государственности, три самых крупных этноса сами заложили основание для будущих конфликтов, которые во многом не разрешены до сих пор. В этот же процесс втянулись и другие народы Королевства СХС.

С большой вероятностью можно утверждать, что образование Югославии было все же объективным процессом, который стал одним из этапов национального самоопределения югославянских народов. Их правящие элиты не имели широкого спектра альтернатив присоединению к Королевству Сербия — выбор стоял между совместным проживанием и полным крахом только что приобретенной государственности. Национальные элиты шли на союз, надеясь вскоре расширить свои полномочия и экономические свободы, вступая при этом в конфронтацию с сербским централизмом.

В дальнейшем конфронтация только усиливалась. Как уже говорилось, политическая система нового государства моментально приняла черты трайбализма. Под давлением сербских представителей в 1921 г. была принята конституция, определявшая государство как конституционную, парламентскую и наследственную монархию.

В политической системе Королевства сербов, хорватов и словенцев ведущая роль принадлежала сербским партиям. Ни одной из этих партий не удалось завоевать значительной поддержки у несербских народов страны, однако относительное численное большинство сербов в этническом

1 Романенко С.А. Югославский Рубикон. — М., 2GG7.

составе населения Королевства2 позволяло им попеременно находится у власти на протяжении гг.

Их главным политическим противником являлась Хорватская крестьянская партия во главе со Степаном Радичем, требующая федерализации государства. Только в 1925 г. после ареста С. Радича руководство ХРКП заявило, наконец, о признании конституции и династии Карагеоргиевичей. На основе последовавших соглашений было создано коалиционное правительство из представителей Радикальной партии и ХКП, а сам Радич выпущен на свободу, после чего он сразу попал в кабинет министров. Однако после двухлетнего периода взаимодействия с сербскими радикалами ХКП вышла из состава правительства в знак протеста против «великосербской» политики3.

На почве недовольства политикой правящих сербских кругов среди народов Югославии началось широкое распространение национализма. Недовольство правящим режимом на бытовом уровне экстраполировалась на сербский народ, который, в свою очередь, отвечал тем же.

В результате в парламенте страны (скупщине) между правительственным большинством и оппозиционными партиями разгорелась ожесточенная борьба, усугубившая кризис власти. Заседания сопровождались криками, оскорблениями и иногда — потасовками. И в итоге в июне 1928 г. во время дебатов в скупщине депутат от Радикальной партии П. Рачич из пистолета убил двух хорватских депутатов и смертельно ранил С. Радича. В самой Хорватии произошли серьезные волнения и столкновения с жандармерией4.

Спустя полгода после инцидента в скупщине король Александр Карагеоргиевич совершает государственный переворот. В Белграде было введено чрезвычайное положение, парламент распущен, к власти пришло правительство во главе с генералом Петром Живковичем. Отныне страна получила официальное название: Королевство Югославия. Границы областей было решено проводить так, чтобы сербское население не составляло менее

2 Petranovk B. Istorija Jugoslaviji 1918-1988. -Beograd, 1988, кн. 1.

3 Сulinoviс F. Jugoslavija izmedu dva rata. — Zagreb, 1961.

4 Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. — М., 2GG5.

половины в местах компактного проживания. Этой реформой централистские тенденции в устройстве югославского государства были доведены до своего логического завершения.

Именно в этот период, после убийства С. Радича и дальнейшей централизации власти, в хорватии зародилось сепаратистское движение усташей, возглавленное Анте Павеличем, будущим главой Независимого Государства хорватия периода войны. Движение быстро набирало силу, к нему с симпатией относились официальные политические круги.

Стоит отметить, что хоть противостояние хорватских и сербских кругов и было центральным в политической жизни Югославии того периода, но не единственным. Но все же именно хорватско-сербские отношения, точнее, противостояние правящих элит двух народов являлось определяющим процессом в национальной политике.

Национальная напряженность в государстве стала приобретать угрожающие размеры. В результате в 1934 г. произошло убийство короля Александра, совершенное усташами, что вызвало очередное перераспределение политических сил. Опасаясь распада государства под напором хорватского сепаратизма, правительство идет на уступки, и летом 1939 г. хорватия становится бановиной и получает автономию. Это приводит к росту взаимной национальной нетерпимости, что было особенно серьезно в условиях международной ситуации конца 30-х гг.1

Если бы подобная схема была реализована в начале 1920-х гг., то, возможно, меж-военной Югославии удалось бы избежать многих проблем в межнациональных отношениях, которые в итоге и привели к распаду страны2. Однако в условиях начавшейся Второй мировой войны и явно затянутых решений создание хорватской автономии во многом дало обратный эффект.

Неоднократные изменения внутренней этноадминистративной системы всегда затрагивали территории совместного

1 Романенко С.А. Югославия: от «братства и единства» к войне и распаду// Точки тревоги в Восточной Европе. - М., 1994, с. 254-259.

2 Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Указ. соч.

проживания хорватского, сербского и мусульманского населения. Специалист по Югославии А.С. Романенко отмечает, что «все эти перемены, сопровождавшиеся неоднократными изменениями границ внутри страны, ничего, кроме обострения межэтнических конфликтов и ослабления государства, не принесли. Вкупе с сохранившимися централистскими методами управления эти изменения не могли не обострить противоречий между народами, ибо не облегчали, а лишь затрудняли процесс национального политического самоопределения, создавали почву для территориальных споров и межэтнических конфликтов. С другой стороны, соглашение между белградским правительством и легальной несербской национальной оппозицией привело к разочарованию в деятельности последней»3.

Югославия неизбежно подошла к радикализации межнациональных отношений. Нетерпимость достигла своего пика. По сути, королевская Югославия столкнулась с теми же проблемами и противоречиями, что и империя, из которой она вышла.

Династия Карагеоргиевичей и правительства так и не смогли найти форму государственного устройства, обеспе-чива-ющую баланс между этническими территориями и административно-политическими границами. Данный провал в управлении страной довел и без того сложную ситуацию в межэтнических отношениях до крайней степени, что и вылилось в сотни тысяч убитых людей, взаимную ненависть и гражданские войны — проблемы, до конца не решенные и сегодня. Однако цикличная история южных славян в XX в. дает основание прогнозировать, что, преодолев межэтнические противоречия, народы бывшей Югославии в процессе развития подойдут впоследствии к новому витку интеграции, которая пройдет, возможно, в несколько ином формате и составе, но повысит конкурентоспособность балканских наций в стремительно развивающемся мире.

3 Романенко А.С. Между национальной и пролетарской диктатурой (Милан ^Недич — Дража Михайлович — Анте Павелич — Йосип Броз Тито) // Международный исторический журнал, № 5, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.