Научная статья на тему 'Юго-восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию'

Юго-восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5382
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / США / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / U.S. / China / Southeast Asia / confrontation / cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Леонид Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению основных (включая новые) направлений политики США и Китая в Юго-Восточной Азии. Проведя их подробный анализ, автор приходит к выводу о вероятности скорого перехода США и Китая от их латентного экономического соперничества в Юго-Восточной Азии к прямому противостоянию как в политической, так, возможно, и в военной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Southeast Asia: The U.S. and China from the competition to confrontation

The article deals with the principal (including new) directions of the policies of the United States and China in Southeast Asia. After their detailed analysis, the author concludes that early transition of the U.S. and China from their latent economic rivalry in Southeast Asia to a direct confrontation in the political and even military sphere is quite probable.

Текст научной работы на тему «Юго-восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию»

Л.Е. Васильев'

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: США И КИТАЙ ОТ СОПЕРНИЧЕСТВА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных (включая новые) направлений политики США и Китая в Юго-Восточной Азии. Проведя их подробный анализ, автор приходит к выводу о вероятности скорого перехода США и Китая от их латентного экономического соперничества в Юго-Восточной Азии к прямому противостоянию как в политической, так, возможно, и в военной сфере.

Ключевые слова: Китай, США, Юго-Восточная Азия, противостояние, сотрудничество.

Анализируя современную обстановку в Юго-Восточной Азии (далее ЮВА), можно с определенной уверенностью сказать, что она достаточно стабильна и предсказуема. Однако в перспективе на ее развитие может повлиять ряд негативных факторов как внешнеполитического, так и внутрирегионального свойства. К ним, прежде всего, следует отнести: возросшее соперничество мировых держав за лидерство в регионе; нерешенность межгосударственных территориальных споров, в некоторых из которых участвуют несколько государств; деятельность сепаратистских и экстремистских организаций, активно исполь-

* Васильев Леонид Евгеньевич, с.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

зующих методы терроризма для достижения своих целей; а также рост организованной преступности (наркоторговля, пиратство, незаконная миграция людей, контрабанда оружия и опасных веществ).

Следует отметить, что после окончания «холодной войны» в ЮВА доминировала, практически, одна мировая держава — США, союзником которой выступали Япония и Южная Корея. Юго-Восточная Азия была, пожалуй, вторым регионом мира, после Персидского залива, где США, опираясь на значительные военные возможности, имели значительное преимущество перед другими мировыми акторами и могли себе позволить проводить собственную политику. Однако за последние десятилетия обстановка в ЮВА существенно изменилась. Это обусловлено, в первую очередь тем, что политическое влияние Соединенных Штатов в регионе существенно ослабло. Это было вызвано следующими факторами:

• резким снижением уровня и масштабов сотрудничества России со странами ЮВА, ее отказом от активного продвижения своих государственных интересов в регионе. Устранение «советской военной угрозы» в ЮВА значительно снизил американский интерес к ней как в политическом, так и в военном отношениях;

• одновременным проведением США двух крупномасштабных военных операций (в Афганистане и Ираке), что значительно уменьшило экономические возможности Вашингтона по оказанию помощи государствам АСЕАН, а также вызвало значительное недовольство исламских государств региона американской внешней политикой;

• финансовым кризисом в ЮВА 1997—1998 гг., в ходе которого США не смогли или не пожелали оказать достаточную финансовую помощь своим союзникам, в отличие от Китая, который такую помощь предоставил;

• резким возрастанием экономической, финансовой и, как следствие, — военной мощи КНР и усиливающейся китайской «экспансией» в отношении некоторых государств АСЕАН.

Вследствие особенностей сложившейся обстановки и последних изменений во внешней политике как США, так и Ки-

тая в обозримом будущем можно ожидать перехода от латентного соперничества двух мировых лидеров к прямому противостоянию их в Юго-Восточной Азии.

1. Новые направления политики США в Юго-Восточной Азии

В целом политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе базируется на двусторонних союзах с Японией, Южной Кореей и Филиппинами, стратегическом партнерстве с Таиландом, отношениях с Тайванем, а также на американо-австралийском военно-стратегическом партнерстве. Ее основная цель — сдерживание экспансии любой мировой державы в АТР, включая Японию. Причем, в целях экономии средств Вашингтон не стремится оказывать военно-политическое давление на государства региона, пытаясь решать возникающие проблемы дипломатическим путем или экономическими методами. Однако следует отметить, что в случае возникновения кризисной ситуации, грозящей обернуться существенными потерями, США всегда готовы максимально быстро навязать свое силовое господство в регионе.

Значение региона Юго-Восточной Азии для Соединенных Штатов трудно переоценить. Оно определяется следующим:

• необходимостью обеспечения безопасной перевозки нефти из района Персидского залива к терминалам на территории США;

• требованиями оперативного развертывания вооруженных сил и флота США в случае возникновения конфликта в Персидском заливе, на Ближнем Востоке или в самой Юго-Восточной Азии;

• осуществлением жесткого контроля обстановки в регионе с целью недопущения дальнейшего распространения ядерного оружия;

• поддержкой интересов транснациональных корпораций и компаний США;

• борьбой с международным терроризмом, которую, согласно официальным заявлениям, они ведут по всему миру;

• возрастающей «экспансией» Китая в регионе, и возможностью такой экспансии со стороны любой другой мировой державы.

Необходимо также отметить, что многие политики в США считают, что сохранение ЮВА в зоне западного, а не китайского влияния является принципиальным условием сохранения глобального равновесия. Для обеспечения своего лидерства в регионе они даже предлагают «переориентировать» Китай на быстрое и полное «освоение» им российской Восточной Сибири и Дальнего Востока, которое можно обеспечить за счет либерализации российских рынков капитала и рабочей силы после вступления РФ в ВТО. Кроме того, по мнению некоторых американских политиков, в Восточной Азии только Китай, Индия и, в меньшей степени, Индонезия, Малайзия и Вьетнам могут длительное время проводить политику, не соответствующую государственным интересам США.

Положение, которое сложилось в ЮВА в конце XX — в начале XXI века, в настоящее время перестало удовлетворять Вашингтон. Поэтому в конце 2011 г. его политика в регионе стала приобретать новую окраску. Суть ее была изложена в статье государственного секретаря Х.Клинтон «Тихоокеанское столетие Америки», опубликованной в журнале «Международная политика» в ноябре 2011 г. Позже основные ее направления получили практическое подтверждение в ходе выступлений президента США, затрагивающих данную проблему, а также в конкретных действиях американского внешнеполитического ведомства по организации сотрудничества с различными государствами ЮВА.

Прежде чем рассмотреть основные положения новой внешнеполитической доктрины в Юго-Восточной Азии, следует отметить, что изменения политики США вызваны, прежде всего, возрастанием экономической мощи Китая и его стремлением использовать эту мощь, во-первых, для увеличения своего военного потенциала, а, во-вторых, для более эффективного продвижения своих интересов в различных регионах мира. При этом США в очередной раз подтверждают свое глобальное ли-

дерство и недвусмысленно дают понять остальному миру, что не собирается ни с кем его делить. «На сегодняшний день наши вооруженные силы — сильнейшие, а наша экономика — крупнейшая в мире. Наши рабочие наиболее продуктивны. Наши университеты известны всему миру. Таким образом, не должно быть никаких сомнений в том, что Америка имеет возможность укрепить наше глобальное лидерство в этом столетии так же, как мы это сделали в прошлом»1. Более того, «стратегический разворот в сторону этого региона [ЮВА] логически соответствует общей концепции укрепления американского лидерства в глобальном масштабе»2.

Кроме того, с точки зрения определения причин изменения внешнеполитического курса США, небезынтересен тот факт, что в статье о ЮВА говорится также и об Африке, где, как известно, Китай активно продвигает свои интересы и где «Соединенные Штаты готовы к активному и долгосрочному сотрудничеству в период трансформации региона». Ценность Африки определяется тем, что она «имеет огромный нераскрытый потенциал для экономического и политического развития на многие годы вперед»3. По мнению Х.Клинтон, политика США в этих регионах должна быть «такой же эффективной», какой она была в Европе после Второй мировой войны, поскольку европейская политика Вашингтона и приносит ему политические дивиденды даже сейчас, после окончания «холодной войны», и в Европе нет места «экспансии» Китая ни в каком виде.

Рассмотрим, в чем состоят основные направления новой политики Соединенных Штатов в Юго-Восточной Азии.

Первое. Обеспечение безопасного судоходства в Южно-Китайском море. За этими словами стоит многое. Это не только борьба с пиратством, терроризмом и соблюдение Конвенции по морскому праву. Это еще и оказание помощи государствам АСЕАН в их противостоянии с Китаем по разрешению проблем островов Спратли и Парасельских островов, а также стремление выставить КНР в мировом общественном мнении агрессором, нарушающим права малых государств.

Второе. Пресечение попыток нарушения режима нераспространения ядерного оружия со стороны Северной Кореи, а так-

же проведения ею испытаний баллистических ракет. Причем, скорее всего, предполагается использовать вооруженные силы, в частности ВМС США, для предотвращения запусков ракет и испытаний ядерного оружия.

Третье. Обеспечение прозрачности военной активности ключевых акторов в регионе. Нет сомнений в том, что этот аспект политики США направлен, прежде всего, против Китая, однако он подразумевает и раскрытие намерений тех государств АСЕАН, которые не станут идти в фарватере политики США.

Четвертое. Открытие новых рынков для американского бизнеса в регионе. Данное положение предполагает установление широких экономических отношений с бывшими противниками США по временам «холодной войны» и некоторых других исторических периодов, такими, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия и даже Мьянма. Кроме того, реализация данного положения должно обеспечить безопасную деятельность западных компаний в регионе. Это, как известно, предполагает их вооруженную защиту в случаях возникновения конфликтов с местными властями, что неоднократно использовалось американцами в других регионах мира.

В принципе, суть новой политики США в ЮВА состоит в следующем: не допустить установления гегемонии КНР в регионе, жестко контролировать обстановку в Южно-Китайском море и быстро принимать соответствующие меры в случае ее обострения, обеспечить более интенсивное силовое давление на Северную Корею и в максимально возможной степени переориентировать государства АСЕАН на США. Кроме того, учитывая географическую близость Индии к региону и ее заинтересованность в активном участии в разрешении проблем ЮВА с точки зрения обеспечения ее собственных интересов, добиваться более тесного политического и военного сотрудничества с Индией в стратегической сфере.

Интересны методы, которыми предполагается воспользоваться для реализации такой политики.

1. Передислокация крупных воинских формирований с военных баз в Японии и Южной Кореи в Австралию и Новую Зеландию, а также достижение договоренностей с некоторыми го-

сударствами АСЕАН об использовании их инфраструктуры вооруженными силами США. Если говорить военным языком: проводится передислокация войск на предполагаемом театре военных действий. Причем, США не только снимают напряжение в отношениях с Японией и Южной Кореей из-за военных баз, но и, что более важно, увеличивают контингент войск, дислоцированный в ЮВА, с серьезным сокращением его удаленности от предполагаемых районов оперативного развертывания. Кроме того, очевидно, что расходы на содержание новых американских баз будут существенно снижены.

2. Ведение переговоров со всеми государствами АСЕАН с целью расширения и углубления сотрудничества во всех сферах: экономической, политической и военной. Обновляются договоры с основными союзниками США в ЮВА — Таиландом, Филиппинами и Сингапуром, и вместе с тем значительно активизируется взаимодействие с Индонезией, Вьетнамом и Малайзией. Впервые за последние 56 лет состоялся визит госсекретаря Х.Клинтон в Мьянму, в ходе которого была предпринята попытка выстраивания новых двусторонних отношений. Следует учесть, что ранее Мьянма рассматривалась США как тоталитарное государство, государство — изгой, со всеми вытекающими для нее последствиями.

3. Соединенные Штаты, учитывая действия китайской стороны в ее последних конфликтах с Вьетнамом и Филиппинами в Южно-Китайском море, призывают к объединению государств АСЕАН в их противостоянии КНР. США активно стараются втянуть в этот процесс и Индию, аргументируя это фактором нарастания военно-морской мощи Китая в регионе.

4. США стремятся всеми силами вернуть утраченные позиции экономического лидера в отношениях с АСЕАН, которые в последнее время прочно закрепились за КНР. Так, хотя Китай и занимает позицию крупнейшего торгового партнера АСЕАН, Соединенные Штаты, начиная с 2010 г., стали крупнейшим го-сударством-донором стран Ассоциации4. Этим Вашингтон стремится не только экономически «развернуть» к себе эти государства, но и намерен создать довольно серьезный экономический

противовес их сложившимся отношениям с Китаем в этой сфере, используя все это для более быстрого выхода из мирового финансового кризиса.

2. Основные направления политики Китая в Юго-Восточной Азии

Основные цели политики Китая были высказаны еще в 1994 г. Дэн Сяопином. Они состоят в том, чтобы, во-первых, противостоять гегемонизму и политике с позиции силы, а, во-вторых, создать новый международный политический и экономический порядок, в котором Китай занимал бы достойное для него место. Следует заметить, что вторая цель предполагает воздержание Пекина от каких либо конфликтов с ближайшими соседями даже в условиях достижения Китаем регионального превосходства. КНР — пока не мировой лидер, но, безусловно, мировая держава, поставившая своей целью стать мировым лидером.

Основной целью Китая в АТР на данном этапе, на наш взгляд, является: добиться такого положения, при котором Соединенные Штаты поняли бы, что сохранить свое влияние в АТР они смогут лишь в том случае, если сделают своим основным союзником Китай и будут сотрудничать с ним как с равноправным, а не «младшим» партнером.

В Юго-Восточной Азии Китай, несомненно, претендует на роль регионального лидера. Поэтому он заинтересован в формировании единого регионального экономического и политического пространства. Основными целями такой политики являются:

• создание закрытого экономического сообщества государств ЮВА с доминированием в нем Китая с целью устранения основных региональных конкурентов — США и Японии;

• расширение за счет государств АСЕАН рынков сбыта своих товаров и установление контроля над их сырьевыми запасами;

• превращение юаня в валюту регионального уровня, за счет роста валютных запасов и активности китайских банков;

• создание системы транзитных перевозок с Западного побережья США в зону Персидского залива и Восточной Африки по индокитайскому маршруту с целью установления контроля над ними;

• ослабление за счет использования преимуществ вышеупомянутого экономического сообщества хозяйственных возможностей Тайваня с целью ускорения его потенциального присоединения к КНР;

• создание предпосылок (в случае объединения двух Корей) для включения Корейского полуострова в сферу своего влияния или, в крайнем случае, недопущение его попадания под влияние США и Японии.

Кроме того, не исключено, что при определенных обстоятельствах Китай попытается создать в Юго-Восточной Азии военно-политический союз с государствами АСЕАН.

После финансово-экономического кризиса 1997 г., когда Китай оказал государствам ЮВА серьезную финансовую помощь, они стали относиться к нему со смешанным чувством тревоги и надежды. Надежда основывается на том, что быстрый экономический рост соседствующего с ними гиганта с населением 1,3 млрд человек и емким рынком способен стимулировать производство и экспорт стран региона. Тревога же связана с тем, что КНР с ее дешевой рабочей силой, к тому же являясь членом ВТО, будет еще больше, чем в предшествующие годы, привлекать к себе иностранные инвестиции в ущерб странам АСЕАН.

Кризис принес Китаю значительные экономические и политические дивиденды, так как, во-первых, ослабил конкурентов — Японию и Южную Корею, а, во-вторых, побудил его оказать ощутимую финансовую помощь государствам ЮВА, чем еще больше привязал их к КНР. В результате кризиса Япония утратила свое значение в региональной политике, уступив пальму первенства Китаю.

С этого момента стала меняться география внешних инвестиций в регион. Китай пока не превратился в крупнейшего инвестора в ЮВА, однако эксперты считают, что он им станет, существенно потеснив здесь США, Японию и Южную Корею. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что если Япония и

Южная Корея вкладывали капиталы в обрабатывающую промышленность региона, то стратегическая линия Китая состоит в том, чтобы посредством инвестирования обеспечить себе гарантированные поставки природных ресурсов. Другими словами, Китай заинтересован в Юго-Восточной Азии в первую очередь как в источнике сырья и рынке сбыта своих товаров, всего лить допуская возможность равноправного сотрудничества в перспективе.

В 2009 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером АСЕАН. Объем товарооборота между сторонами, по некоторым оценкам, достигает почти 300 млрд долл. С 1 января 2010 г. вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли «КНР— АСЕАН», охватившей 11 государств с населением 1,9 млрд человек. Аналогичные соглашения с США и Японией только обсуждаются, причем, не с Ассоциацией как таковой, а с некоторыми из стран, в нее входящих.

Однако китайская «экспансия» в регионе вызывает у государств АСЕАН серьезную озабоченность. Это связано в первую очередь со следующими обстоятельствами:

1. Государства АСЕАН наиболее уязвимы в отношении китайской конкуренции, так как они сознательно более активно, чем Китай, проводили политику на увеличение экспорта за счет внутреннего потребления. На ранних стадиях развития это давало положительный эффект. Однако кризис 1997 г. в ЮВА и особенно мировой финансовый кризис 2008 г. наглядно показали порочность такой системы. Причем, в условиях наступления мирового кризиса Китай сумел оперативно перестроиться и создать условия для резкого оживления внутреннего рынка, что позволило ему выйти из кризиса с наименьшими потерями. Кроме того, огромные финансовые резервы, накопленные КНР за предыдущие годы позволяют ей скупать активы предприятий и компаний по всему миру, а не только в ЮВА. Поэтому очевидно, что, используя свою экономическую мощь, Китай будет твердо идти по пути захвата рынков государств АСЕАН, хотя в настоящее время последние пока еще сводят свой торговый баланс с КНР с профицитом в 16,4 млрд долл5. В свое время член китайской Академии социальных исследований Чжи Юлин от-

кровенно заявил, что превращение Китая в экономического гиганта — неоспоримый факт и в связи с этим для стран АСЕАН остается только один выход — использовать вытекающие из этого возможности.

2. Еще в 1840 г. Китайская империя включала в себя ЮгоВосточную Азию по Малаккскому проливу, Мьянму (Бирму), Бангладеш, Непал, Монголию, районы Казахстана, Таиланд и Вьетнам. В настоящее время богатые и экономически сильные китайские диаспоры имеются в Сингапуре, Филиппинах, Малайзии, Индонезии и Таиланде. В этих государствах китайцы контролируют значительную часть экономики. По мере усиления КНР, эти диаспоры все больше будут отождествлять себя с имперским Китаем, что, несомненно, подстегнет мировые амбиции Пекина и может подвигнуть его к попытке воссоздать былую империю в том или ином виде.

3. В последние годы Китай резко усилил силовое давление на государства АСЕАН в плане разрешения проблем Южно-Китайского моря. В настоящее время в ЮКМ он контролирует более 20 небольших островов и рифов. На 6 из них размещены военные гарнизоны до тысячи человек. Имеются казармы и склады, установлены радиолокационные станции и зенитные батареи, сооружены причалы. Постоянно здесь патрулируют от 3 до 20 боевых кораблей, катеров ВМС КНР. Причем, силы ВМС Китая в этом районе будут постоянно наращиваться. Кроме того, в Южно-Китайском море в последнее время регулярно происходят вооруженные конфликты, последними из которых были конфликты Китая и Вьетнама в 2011 г. и Китая и Филиппин в 2012 г. Руководство КНР своими действиями постоянно подчеркивает, что Китай претендует единолично на все острова Спратли, а также Парасельские острова.

4. У руководства некоторых государств АСЕАН возникают серьезные сомнения в способности КНР сталь ведущим региональным лидером. Это обусловлено не только неоднозначностью исхода ее соперничества с США, но и проблемами самого Китая, к которым можно отнести:

• становление КНР как мирового лидера потребует от нее участия в гонке вооружений с такими государствами, как Япо-

ния и Индия, а также с самими государствами АСЕАН, что, естественно, снизит темпы ее экономического роста;

• потребление энергии Китаем растет темпами, которые значительно превышают возможности его внутреннего производства, что существенно увеличивает зависимость КНР от внешних источников энергоресурсов, а значит, повышает ее уязвимость;

• напряженность внутри Китая, скорее всего, будет расти в результате неравномерности развития районов страны и растущей дифференциацией доходов населения;

• в стране наблюдается явный дефицит продовольствия, что не только увеличивает нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за роста цен, но и делает его еще более зависимым от внешних факторов.

Понимая озабоченность государств АСЕАН возможным развитием событий, Китай постоянно подчеркивает свое дружественное расположение к ним и то, что он является членом большой азиатской семьи. Однако это не означает, что он оставил свою цель стать ведущей мировой державой.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Представляется очевидным стремление Китая к мировому лидерству. Некоторые аналитики полагают, что он уже к 2020 г. обойдет США по произведенному ВВП в случае, если ему не помешают какие-либо внутренние катаклизмы. С другой стороны, также очевидно, что США уже сейчас являются мировым лидером и будут прилагать все усилия, чтобы, во-первых, не допустить гегемонии любой другой страны на международной арене и, во-вторых, оставаться «главным и единственным» лидером в мире. Такое положение дел чревато всевозрастающей вероятностью прямого противостояния сторон.

Юго-Восточная Азия в настоящее время является основным регионом мира, где уже сейчас основательно пересеклись интересы США и Китая во всех сферах: экономической, политической и военной. Регион одинаково стратегически важен для обоих государств, и «уступать» его никто никому не будет. Уход или даже ослабление позиций в нем будет не только «потерей лица» перед мировым сообществом, но в будущем, наверняка, сыграет ключевую роль в борьбе за мировое лидерство.

Немаловажен и тот факт, что известная всему миру экономическая мощь Китая должна найти свое подтверждение в росте его политической и военной мощи, чтобы он мог претендовать на главные роли в мировом сообществе. Обеспечить свою «экспансию» где-нибудь в Африке или Латинской Америке ему еще достаточно трудно, а вот показать себя настоящим лидером в регионе, непосредственно прилегающим к его территории, — это может стать «трамплином» для постепенного завоевания мирового господства.

Таким образом, на наш взгляд, в обозримом будущем следует ожидать в отношениях США и Китая в Юго-Восточной Азии перехода от латентного экономического соперничества сторон к прямому их противостоянию как в политической, так, возможно, и в военной сфере.

Примечания

1 Clinton H. America's Pacific Century // Foreign Policy. November, 2011.

2 Ibid.

3 Ibid.

4 Лексютина Я. США—КНР: Соперничество в Юго-Восточной Азии обостряется // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3.

5 URL: htth://www.asean-ch.org/Item/2374.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.