Е.В. Семкина
ФАКТОР КИТАЯ В АСЕАН: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО?
THE FACTOR OF CHINA IN ASEAN: COOPERATION OR COMPETITION?
В статье рассматриваются отношения между Китаем и АСЕАН. Анализируются проблемы и перспективы сотрудничества сторон. Делается вывод о необходимости обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии, отмечается роль АСЕАН и Китая в этом процессе.
Ключевые слова: Юго-Восточная Азия, интеграция, АСЕАН, Китай, региональная безопасность, экономическое сотрудничество.
In the article the relations between China and ASEAN are considered. Problems and prospects of cooperation of the two parties are analyzed. The conclusion about the need of security for South East Asia is drawn. The ASEAN and China role in this process is noted.
Key words: South East Asia, integration, ASEAN, China, regional security, economic cooperation.
Одной из особенностей современных международных отношений является формирование интеграционных объединений. Только в Азиатско-Тихоокеанском регионе сегодня их насчитываются десятки. И наиболее заметной является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
История Ассоциации началась с подписания пятью странами (Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами) 8 августа 1967 г. в Бангкоке учредительной Декларации. На сегодняшний день в ее состав входят десять государств. С самого начала АСЕАН функционировала как субрегиональная организация, консолидирующая страны-участницы на политической основе и по проблемам национальной безопасности, несмотря на официальные заявления о первостепенном значении экономического и социокультурного сотрудничества [1].
Постепенно приоритетные цели организации претерпели значительное изменение - после окончания холодной войны и начала нового тысячелетия деятельность АСЕАН постепенно приобретает иной характер, что нашло отражение в опубликованном в 1997 г. документе «Видение АСЕАН 2020». Он предполагает дальнейшее вовлечение в партнерство стран ЮВА по трем принципам: безопасность, экономическое развитие и социально-культурное развитие.
На данный момент Ассоциация по праву может считаться одним из наиболее перспективных интеграционных объединений. И подтверждением тому является активная заинтересованность Китая в сотрудничестве со странами ЮВА. В этой связи напрашивается вопрос: зачем же Китаю АСЕАН?
По мнению многих исследователей, это скорее связано с тем, что Ассоциация воспринимается как некое «интеграционное ядро», вокруг которого формируются главные политические тенденции в АТР. Утверждение спорное, но в качестве доказательства можно упомянуть о том, что именно на АСЕАН замкнуты ведущие региональные интеграционные группы - будь то АТЭС, АСЕАН+3, Асеановский региональный форум по вопросам безопасности (АРФ).
Китай установил официальные отношения с АСЕАН в 1991 г., спустя три года получил статус «консультативного партнера» на только что созданном АРФ, а еще через два года стал «партнером по диалогу». С тех пор КНР активно участвует во всех диалоговых и консультативных органах АСЕАН [2]. В 2003 г. стороны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, что еще раз подтвердило схожие намерения сторон.
«Интеграционное ядро» является очень привлекательным для экономики Китая, учитывая то, что его внешнеполитические амбиции по-прежнему сфокусированы на АТР. Главным толчком к диалогу сторон можно назвать обоюдную заинтересованность в безопасности региона ЮВА. Если обеспечена безопасность - значит, обеспечены условия для экономического развития, а это одинаково важно как для Пекина, так и для Ассоциации.
И Китай, и АСЕАН считают, что благодаря сотрудничеству можно создать условия для формирования необходимого нового мирового порядка. Тем более что принцип работы Ассоциации - т.н. «the ASEAN way», т.е. стремление сохранить «единство в многообразии», развивать многостороннее сотрудничество и решать вопросы путем компромиссов - пока вполне удовлетворяет китайское руководство.
Выходит, что краеугольным камнем является задача сохранить безопасность в регионе для развития экономики. В Ассоциации открыто признают, что Китай, демонстрируя высокие темпы роста, является весьма перспективным союзником, за счет которого можно обеспечить собственное экономическое развитие, а затем и играть более заметную роль в процессе глобализации. И действительно, рассматривая эволюцию диалога АСЕАН-Китай, можно отметить, что он претерпел значительные изменения.
В 1997 г. был образован формат АСЕАН+3, в который вошли Китай, Республика Корея и Япония. Уже к началу нового столетия были созданы
предпосылки для образования зоны свободной торговли, подчеркивалась необходимость создания всех условий для налаживания экономических контактов между странами. На протяжении десятилетия создавалась система институтов и договоренностей, которая в итоге привела к заключению в 2010 г. Соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве КНР-АСЕАН с введением режима «нулевой таможенной пошлины» на большинство продукции. Ныне это крупнейшая в мире зона свободной торговли по численности населения входящих в нее стран и третья по размеру совокупного ВВП [3].
Стороны практикуют создание специальных центров для развития сотрудничества в самых разных сферах (один из них, к примеру, открыт в Пекине), развиваются взаимные инвестиции, туризм, энергетическое, техническое и инновационное сотрудничество. Большое внимание уделяется военной сфере. Например, недавно бойцы Народно-освободительной армии Китая впервые приняли участие в военных маневрах в ЮВА «Золотая кобра» совместно с Таиландом, Сингапуром, Малайзией и другими странами [4].
И, тем не менее, все вышеупомянутое не лишает отношения АСЕАН и КНР довольно серьезных противоречий.
На первый взгляд, экономическое сотрудничество оказывает исключительно благоприятный эффект. Однако так считают далеко не все члены Ассоциации. Здесь «ASEAN way» показывает себя с другой стороны - интересы стран ставятся выше интересов Ассоциации, поэтому некоторые из них настороженно относятся к присутствию Китая в регионе и всячески стремятся воспрепятствовать его дальнейшему усилению.
Недоверие к «большому соседу» возникает не на пустом месте. Ассоциация довольно резко реагирует на феномен «китайской военной угрозы», несмотря на официальные заявления Китая и публикацию в 2013 г. Белой книги, где отмечается, что охрана национального суверенитета, обеспечение безопасности КНР, ее территориальной целостности и создание условий для мирного сосуществования страны с различными государствами являются главными принципами военного строительства китайской армии [5].
Страны Ассоциации не хотят допускать доминирования какой-либо страны в ЮВА. По их мнению, формирующийся миропорядок должен быть многосторонним, с равноправными интересами всех государств. Китай же подходит к этому вопросу иначе: он говорит об образовании нескольких «центров силы» с разделением ответственности этих «центров» в регионах. Для него таким регионом как раз и становится ЮВА. Она превращается в плацдарм для закрепления Пекином лидерства - это видно и по активности эко-
номического сотрудничества, и по заинтересованности в ресурсах, а также стратегическому аспекту.
В последнее время всё чаще говорят о новом инструменте влияния Китая - демографическом. Это является насущным вопросом для региона, учитывая тот факт, что доля китайского населения там довольно велика. Китайская диаспора вносит существенный вклад в развитие стран ЮВА, способствует росту их базовых экономических показателей и интеграции в глобальный рынок [6].
Однако китайское влияние часто негативно воспринимается коренным населением. Получилось так, что именно китайцам удалось сконцентрировать свои интересы на самых доходных отраслях экономики ЮВА, а местное население вынуждено работать в малоразвитом сельском хозяйстве и промышленности.
Территориальные проблемы Южно-Китайского моря также мешают дальнейшему сотрудничеству Китая с некоторыми участниками Ассоциации. Это, например, споры КНР с Вьетнамом по поводу Парасельских островов, с Малайзией, Филиппинами и Брунеем о статусе архипелага Спратли и т.д.
Ввиду отсутствия единой оборонной общности, Ассоциация в случае вооруженного конфликта с Китаем имеет очень высокую степень уязвимости. Очевидно, что сами по себе острова, площадь которых крайне мала, не представляют интереса с точки зрения экономического потенциала или территории для проживания населения. Это место для размещения военно-воздушных и военно-морских баз. Кроме того, принадлежность островов определяет право на прилегающий к ним шельф, богатый нефтью [7].
Китайская «экспансия» в регионе вызывает у государств АСЕАН серьезную озабоченность [8]. Именно поэтому Ассоциация ищет любые возможные пути, чтобы как-то уравновесить влияние Китая в регионе. И здесь им «на помощь» приходят США, которые недавно провозгласили намерение вновь вернуть свое влияние в АТР.
Политика Ассоциации в отношении США давно обсуждается в научных кругах. В основном говорят о том, что ЮВА станет площадкой противостояния интересов Вашингтона и Пекина. В самой АСЕАН далеко не все страны готовы идти на сотрудничество с Китаем, полагая, что он попросту начнет «поглощать» экономики ЮВА, если в это не вмешается третья сила.
В настоящее время политика АСЕАН включает в себя систему управления рисками, или т.н. «политическое хеджирование». Страны Ассоциации вынуждены постоянно маневрировать между наиболее значимыми центрами силы - Китаем, Японией и США. Под это определение вполне укладываются
новые интеграционные инициативы АСЕАН с привлечением восточноазиат-ских и других тихоокеанских партнеров - «АСЕАН+3», «АСЕАН+6», Восточно-азиатский саммит (ВАС) [9]. При умелой игре на противоречиях Ассоциации удастся на некоторое время обеспечить относительную безопасность от негативного характера амбиций Китая, однако насколько долго, неизвестно.
Говоря о перспективах сотрудничества АСЕАН-Китай, можно с полной уверенностью заявить, что в дальнейшем оно будет по-прежнему развиваться. Это связано с несколькими моментами: во-первых, для Пекина страны Юго-Восточной Азии являются одними из главных стратегических партнеров; во-вторых, для стран Ассоциации выгодно иметь такого сильного союзника ради повышения как экономического, так и политического влияния на мировой арене.
Всё было бы намного проще, если бы не учитывался дальнейший характер таких отношений. Вряд ли Китай намерен лишь мирным путем «покорять» рынки соседа, учитывая его лидерские наклонности. И вряд ли Ассоциация не понимает той опасности, которая идет от северного соседа.
Поэтому в ближайшем будущем можно примерно так охарактеризовать отношения КНР и АСЕАН: скорее всего, сотрудничество будет активно развиваться по множеству направлений - экономическому, политическому, военному и даже культурному, поскольку им не выгодно останавливать диалог после длительного и продуктивного периода совместной работы. Однако государствам Ассоциации для сохранения безопасности в регионе и уравновешения сил будет необходима «третья сторона». Будут ли это США, Япония или любое другое государство или же группа государств - вопрос неоднозначный. И, тем не менее, если Китай по-прежнему желает сохранения «особых» отношений с Ассоциацией, то ему уже сегодня необходимо учитывать данный фактор в своей политике.
Литература
1. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. - М.: МГИ-МО-Университет, 2007. - 312 с.
2. Локшин Г.М. Китай - АСЕАН: «танцы со слоном» // Обозреватель-Observer. - 2008. - № 9. - С. 87.
3. Пензев К.А. АСЕАН и борьба за глобальное лидерство // Новое Восточное обозрение. - 16.01.2014. - Режим доступа: http://ru.journal-neo.org/2014/01/16/rus-asean-i-bor-ba-za-global-noe-liderstvo/
4. Отряд НОАК впервые примет участие в многонациональных военных учениях «Золотая кобра» // CNTV Россия. - 11.02.2014. - Режим доступа: http://www.cntv.ru/2014/02/11/VIDE1392096961002412.shtml
5. Иванов В.Л. Белая книга Народно-освободительной армии Китая // Независимое военное обозрение. - 26.04.2013. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/forces/2013-04-26/12_china.html
6. Ларин А.Г. Китайская диаспора - источник выгод и вызовов // Российский совет по международным делам. - 15.01.2014. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2988#top
7. Храмчихин А.А. Китайский фактор АСЕАН // Военно-промышленный курьер. - 19.12.2012. - Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/13665
8. Васильев Л.Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 87 - 100.
9. Мартынова Е.С. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: новые контуры восточноазиатского регионализма // Вестник международных организаций. - 2012. - № 4. - С. 254 - 270.
Коротко об авторе
Семкина Екатерина Владимировна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: siomkina.ekaterina@yandex.ru
Briefly about author
Semkina Ekaterina Vladimirovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: siomkina.ekaterina@yandex.ru