ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХУ1 (№ 36, 2017)_
© Теханович А.И.
СПбГУ
ВЬЕТНАМ в КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ США и КНР за ВЛИЯНИЕ в ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
В последние десятилетия развернулась серьезная борьба за влияние в Юго-Восточной Азии между Соединенными Штатами и Китаем. Ситуация, которая складывается вокруг ЮжноКитайского моря (ЮКМ), является одной из главных угроз стабильности не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире в целом. Спор за архипелаги, находящиеся в этом море, между Китаем и странами-членами АСЕАН после окончания «холодной войны», привлек внимание внерегиональных государств — США, Японии и Индии. Складывающаяся здесь ситуация определяется характером новой геополитической игры, где ключевым аспектом становится американо-китайское соперничество за господство в ЮВА.
Регион ЮКМ входит в состав восточноазиатского сегмента евразийской дуги нестабильности, которая характеризуется системой территориальных споров и геополитических противоречий. Во время «холодной войны» в Восточной Азии была создана устойчивая система блоков и противовесов, которая протянулась от Курильских островов через разделенную Корею, Тайваньский пролив до Вьетнама1. Можно сказать, что дуга зафиксировала раздел сфер влияния, и нарушение сложившихся разграничительных линий одним из игроков, рассматривается как сигнал к незамедлительным ответным действиям со стороны других, которые могут выражаться в оказании политического, дипломатического, экономического, финансового, военного или информационного воздействия. Усиление политических и экономических позиций Китая и стремление Соединенных Штатов сохранить и укрепить свои позиции в регионе приводит к усилению давления на малые и средние страны. На сегодняшний день наиболее слабым звеном восточноазиатской дуги нестабильности в регионе является ЮКМ, где территориальные споры привели к развертыванию борьбы за сферы влияния
между КНР и США, что, в свою очередь, может превратиться в борьбу за Вьетнам. Именно здесь происходит подготовка к пересмотру сложившегося геополитического порядка2.
После развала СССР, когда биполярная система мироустройства прекратила свое существование, а однополярный мир так и не появился, странам ЮВА удалось сделать большой экономический рывок. Это привело к развитию интеграционных процессов на региональном уровне и усилению политического влияния АСЕАН. В этот период Пекин грамотно использовал сложившуюся ситуацию и начал себя позиционировать как нового регионального лидера, который может обеспечить развитие других стран региона. Согласно геополитической стратегии Китая в регионе в этот период, основные усилия направлены на развитие экономических связей со странами ЮВА.
Появление нового центра силы — Китая, а также экономический рывок азиатских стран мог нанести существенный ущерб экономике США, поэтому в Вашингтоне было принято решение применить в отношении стран ЮВА не военные, а экономические меры. Соединенным Штатам было необходимо замедлить слишком динамичный рост региона, который подрывал позиции США — главного мирового лидера . Осенью 1997 г. произошло обрушение азиатских валютных рынков. Данная мера имела успех лишь наполовину «...именно тогда этот, до сей поры универсальный, инструмент дал первую осечку — китайскую экономику обрушить не удалось»4. При этом Вашингтону удалось решить важную задачу по дискредитации финансовых рынков ЮВА, что привело к их существенному обесцениванию и снижению доходности.
Азиатский финансовый кризис имел негативные последствия и для США. Доверие азиатских стран к Западу испытало серьезное давление, поскольку «...их самолюбие было очень уязвлено неприкрытым западным диктатом, проводником которого являлся
МВФ»5. В результате действий Вашингтона свое развитие получили паназиатские настроения и произошло сплочение стран ЮВА вокруг Китая — нового регионального лидера, что привело к созданию в 2010 г. зоны свободной торговли со странами АСЕАН. Следует отметить, что появление
зоны свободной торговли может способствовать более тесному сотрудничеству и все более жесткому привязыванию экономик стран ЮВА к КНР6.
Превращение Китая в ведущую региональную державу, а также экспансия КНР в ЮКМ привели к переориентации внешнеполитического курса США. КНР рассматривается как основной геополитический противник в регионе, а, следовательно, американская сторона вынуждена перейти к политике «сдерживания» Китая. С начала XXI века происходит «разворот» Соединенных Штатов в сторону АТР в рамках изменения стратегического курса в отношении Китая.
Администрацией Барака Обамы была разработана новая стратегия «хеджирования» («hedging strategy»), которая направлена на создание как экономических, так и политических барьеров против экспансии КНР в регионе. Вашингтон проводит активную политику по развитию и углублению двусторонних отношений не только с традиционными партнерами, но и с новыми, к которым относится Вьетнам. Необходимо также отметить, что представители правящих кругов ряда азиатских стран призывали США вернуться в регион, надеясь получить поддержку в противостоянии с Китаем в ЮКМ.
Одно из ключевых мест в новой политической стратегии США занимает Вьетнам. Поэтому, на сегодняшний день американская сторона прикладывает значительные усилия для превращения СРВ в своего союзника, поскольку именно Вьетнам может стать серьезным противником Китая в случае эскалации конфликта в регионе. Не стоит также забывать и о географическом положении этой страны. Имея военную базу в Камрани, можно контролировать важнейшие морские торговые пути, через которые проходит около половины международной морской торговли.
Установив дипломатические отношения в 1995 г., СРВ и США активно развивают двустороннее сотрудничество во всех областях. К концу 2016 г. товарооборот двух стран составил 47,15 млрд долларов США. В 2013 г. двусторонние отношения были выведены на уровень всеобъемлющего партнерства, а в мае 2016 г., во время официального визита президента США Барака Обамы во Вьетнам, были сняты все ограничения на по-
ставки летального вооружения. Одним из факторов столь впечатляющей динамики развития отношений СРВ и США стало обострение противоречий в ЮКМ.
В 2002 г. руководство КНР и страны-члены АСЕАН подписали Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море7, согласно которой стороны обязывались решать все возникающие споры мирными способами, путем консультаций и переговоров между вовлеченными в эти споры государствами. Декларация смогла отсрочить на некоторое время назревавшую напряженность в ЮКМ. Территориальные споры вспыхнули с новой силой в 2009 г., после того как Китай провел по всей акватории ЮКМ девятипунктирную линию в форме латинской буквы «и», которую во Вьетнаме называют «бычьим языком» и обозначил свою морскую границу. Тем самым Китай претендовал на присоединение к своей территории около 80% акватории моря, включая почти все острова. С целью подтверждения своих прав, а также международного признания на акваторию и спорные острова, правительство КНР направило в ООН специальное письмо с картой, на которой были обозначены границы
о
Китая по версии Пекина . Китайская береговая охрана начала активно преследовать вьетнамские рыболовные суда, нарушавшие девятипунктирную линию, а ВМС КНР и ВВС КНР провели ряд учений в акватории ЮКМ. Предпринятые шаги спровоцировали не только обострение ситуации в регионе, но и позволили Соединенным Штатам проводить более активную политику «возвращения в Азию».
В мае 2014 г. китайская нефтяная компания CNOOC9 начала разведку новых месторождений в районе Парасельских островов в ЮКМ, которые, по мнению Ханоя, относятся к его исключительной экономической зоне. В сообщении китайских властей было указано, что на время разведывательных работ запрещается судоходство в радиусе 5 км. Эти действия можно расценивать не только как очередной шаг по эскалации конфликта в регионе, но и как вызов вьетнамской стороне. После этого последовал ряд активных шагов в ЮКМ со стороны как СРВ, так и КНР, что вызвало рост напряженности в этом районе и нанесло серьезный ущерб вьетнамо-китайским отношениям10. При этом нужно отметить, что США не заняли четкой позиции
по вопросу принадлежности спорных островов в ЮКМ. После визита в 2010 г. госсекретаря США Хиллари Клинтон во Вьетнам, американская администрация заявила о том, что «США готовы поддерживать тех, кто выступает за сохранение статус-кво в ЮКМ, против попыток КНР закрепить за собой почти три
о о 11
четверти акватории этого моря — примерно 2,2 млн. кв. км.» .
Стремясь установить контроль над ресурсами ЮКМ, Китай встретил упорное сопротивление со стороны Ханоя, который считает архипелаги своими исконными территориями. Вьетнам полон решимости отстаивать свои интересы всеми возможными способами и готов обращаться за поддержкой к ведущим мировым державам. На сегодняшний день Вьетнам является ключевым элементом в региональной политике не только США, но и КНР. Но Вьетнам не хочет быть пешкой в чужой игре и всячески пытается избежать этой участи. Для этого Ханой придерживается принципа: чем больше стран вовлечено в геополитическую игру, тем больше возможностей для 12
маневров . Усиление Китая всегда является угрозой для национальной безопасности Вьетнама. Именно этим можно объяснить стремление вьетнамского руководства развивать дружеские отношения не только с традиционными партнерами, такими как Россия, но и с новыми — США.
Внешнеполитический курс Китая в отношении Вьетнама остается практически неизменным на протяжении многих лет, что играет на руку США. Несмотря на то, что и в КНР, и в СРВ у власти находятся коммунистические партии, поддерживающие между собой межпартийные связи на высочайшем уровне, оба государства подвергаются давлению по вопросам прав человека со стороны Вашингтона. Китай не готов идти на какие-либо уступки по ключевым для Вьетнама вопросам территориальных споров. Тем самым, Пекин показывает вьетнамскому руководству, что факт сближения с США не может быть использован для оказания давления на Китай. Такая позиция КНР
13
может подтолкнуть Вьетнам к выбору в пользу США .
Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что Соединенным Штатам удалось включиться в региональные геополитические игры после азиатского финансового кризиса. Пекин использовал последствия кризиса для своего усиления и пре-
вращения в одну из ведущих мировых держав. Однако увеличение давления на страны ЮВА в контексте территориальных споров и активная наступательная политика КНР в ЮКМ оказывает негативное влияние на безопасность в регионе, провоцирует гонку вооружений среди азиатских стран и позволяет США играть на противоречиях между странами. Стремление Китая доминировать в ЮВА провоцирует США вести все более активную политику по созданию «линии сдерживания» КНР.
В сложившейся ситуации Вьетнам находится меж двух огней. При этом Ханой может успешно преодолеть возникающие внешнеполитические угрозы, лавируя между КНР и США и создавая свою собственную систему противовесов в отношениях с этими странами.
1 Колотов В.Н. Евразийская дуга нестабильности: предварительные итоги 2Q16 г. / Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Азии: итоги 2Q16 г. Спб., 2Q16. С. 35
2 Там же. С. 35
Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец «Pax Americana». М., 2QQ3. С. 315.
4 Там же. С. 315.
5 Мосяков Д.В. Некоторые аспекты китайской современной политики в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. М., 2QQ4. С. 15.
6 Мосяков Д.В. Большая «игра» в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2QQ9. № 13. С.5.
7 Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea // [Электронный ресурс] URL: http://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2 (дата обращения: 02.12. 2017).
о
Локшин Г.М. АСЕАН и территориальные споры в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2Q13. № 2Q // Научная электронная библиотека КиберЛинка [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asean-i-territorialnye-spory-v-yuzhno-kitayskom-more (дата посещения: Q2.12.2Q17).
9 CNOOC (China National Offshore Oil Corporation) — Китайская национальная шельфовая нефтяная компания, третья по величине нефтяная компания Китая.
10 Денисов Д.В. Первомайская демонстрация. Конфликт Китая и Вьетнама ставит Россию в неудобное положение // Lenta.Ru (Лента.Ру). -2014. - 17 мая. [Электронный ресурс] URL: https://lenta. ru/articles/2014/05/16/china/ (дата обращения: 22.10.2017).
11 Мосяков Д.В. Сближение Вьетнама с США и политика КНР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. №26. // Научная электронная библиотека КиберЛинка [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sblizhenie-vietnama-s-ssha-i-politika-knr (дата обращения: 22.04.2017).
12
Колотов В.Н. Восточноазиатская дуга нестабильности как основной элемент системы региональной безопасности // Актуальные проблемы региональной безопасности современной Азии и Африки. Спб., 2013. С. 68-69.
13 Там же. С. 69.