Научная статья на тему 'Вьетнам в контексте борьбы США и КНР за влияние в Юго-Восточной Азии'

Вьетнам в контексте борьбы США и КНР за влияние в Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
286
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / VIETNAM / США / USA / КНР / CHINA / ЮКМ / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СТРАТЕГИЯ ХЕДЖИРОВАНИЯ / HEDGING STRATEGY / SCS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Теханович Анна Игоревна

В последние годы развернулась серьезная борьба между США и КНР за влияние в Юго-Восточной Азии. Стремление Пекина к доминированию в регионе провоцирует США вести все более активную политику по созданию «линии сдерживания» Китая. Для того чтобы укрепить свои позиции, Соединенные Штаты развивают отношения с Вьетнамом с целью превращения его в своего союзника. В этой ситуации Ханой вынужден лавировать между КНР и США и создавать свою собственную систему противовесов в отношениях с этими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnam in the context of the United States and China struggle for influence in South-East Asia

In recent years, there has been a serious struggle between the US and China for influence in Southeast Asia. Beijing's desire to dominate the region provokes the US to pursue an increasingly active policy of creating a "deterrent" line for China. In order to strengthen its position, the United States is developing relations with Vietnam with a view of making it their ally and strengthening their position. In this situation, Hanoi has to maneuver between the PRC and the US and create its own system of counterbalances in relations with these countries.

Текст научной работы на тему «Вьетнам в контексте борьбы США и КНР за влияние в Юго-Восточной Азии»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХУ1 (№ 36, 2017)_

© Теханович А.И.

СПбГУ

ВЬЕТНАМ в КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ США и КНР за ВЛИЯНИЕ в ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

В последние десятилетия развернулась серьезная борьба за влияние в Юго-Восточной Азии между Соединенными Штатами и Китаем. Ситуация, которая складывается вокруг ЮжноКитайского моря (ЮКМ), является одной из главных угроз стабильности не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире в целом. Спор за архипелаги, находящиеся в этом море, между Китаем и странами-членами АСЕАН после окончания «холодной войны», привлек внимание внерегиональных государств — США, Японии и Индии. Складывающаяся здесь ситуация определяется характером новой геополитической игры, где ключевым аспектом становится американо-китайское соперничество за господство в ЮВА.

Регион ЮКМ входит в состав восточноазиатского сегмента евразийской дуги нестабильности, которая характеризуется системой территориальных споров и геополитических противоречий. Во время «холодной войны» в Восточной Азии была создана устойчивая система блоков и противовесов, которая протянулась от Курильских островов через разделенную Корею, Тайваньский пролив до Вьетнама1. Можно сказать, что дуга зафиксировала раздел сфер влияния, и нарушение сложившихся разграничительных линий одним из игроков, рассматривается как сигнал к незамедлительным ответным действиям со стороны других, которые могут выражаться в оказании политического, дипломатического, экономического, финансового, военного или информационного воздействия. Усиление политических и экономических позиций Китая и стремление Соединенных Штатов сохранить и укрепить свои позиции в регионе приводит к усилению давления на малые и средние страны. На сегодняшний день наиболее слабым звеном восточноазиатской дуги нестабильности в регионе является ЮКМ, где территориальные споры привели к развертыванию борьбы за сферы влияния

между КНР и США, что, в свою очередь, может превратиться в борьбу за Вьетнам. Именно здесь происходит подготовка к пересмотру сложившегося геополитического порядка2.

После развала СССР, когда биполярная система мироустройства прекратила свое существование, а однополярный мир так и не появился, странам ЮВА удалось сделать большой экономический рывок. Это привело к развитию интеграционных процессов на региональном уровне и усилению политического влияния АСЕАН. В этот период Пекин грамотно использовал сложившуюся ситуацию и начал себя позиционировать как нового регионального лидера, который может обеспечить развитие других стран региона. Согласно геополитической стратегии Китая в регионе в этот период, основные усилия направлены на развитие экономических связей со странами ЮВА.

Появление нового центра силы — Китая, а также экономический рывок азиатских стран мог нанести существенный ущерб экономике США, поэтому в Вашингтоне было принято решение применить в отношении стран ЮВА не военные, а экономические меры. Соединенным Штатам было необходимо замедлить слишком динамичный рост региона, который подрывал позиции США — главного мирового лидера . Осенью 1997 г. произошло обрушение азиатских валютных рынков. Данная мера имела успех лишь наполовину «...именно тогда этот, до сей поры универсальный, инструмент дал первую осечку — китайскую экономику обрушить не удалось»4. При этом Вашингтону удалось решить важную задачу по дискредитации финансовых рынков ЮВА, что привело к их существенному обесцениванию и снижению доходности.

Азиатский финансовый кризис имел негативные последствия и для США. Доверие азиатских стран к Западу испытало серьезное давление, поскольку «...их самолюбие было очень уязвлено неприкрытым западным диктатом, проводником которого являлся

МВФ»5. В результате действий Вашингтона свое развитие получили паназиатские настроения и произошло сплочение стран ЮВА вокруг Китая — нового регионального лидера, что привело к созданию в 2010 г. зоны свободной торговли со странами АСЕАН. Следует отметить, что появление

зоны свободной торговли может способствовать более тесному сотрудничеству и все более жесткому привязыванию экономик стран ЮВА к КНР6.

Превращение Китая в ведущую региональную державу, а также экспансия КНР в ЮКМ привели к переориентации внешнеполитического курса США. КНР рассматривается как основной геополитический противник в регионе, а, следовательно, американская сторона вынуждена перейти к политике «сдерживания» Китая. С начала XXI века происходит «разворот» Соединенных Штатов в сторону АТР в рамках изменения стратегического курса в отношении Китая.

Администрацией Барака Обамы была разработана новая стратегия «хеджирования» («hedging strategy»), которая направлена на создание как экономических, так и политических барьеров против экспансии КНР в регионе. Вашингтон проводит активную политику по развитию и углублению двусторонних отношений не только с традиционными партнерами, но и с новыми, к которым относится Вьетнам. Необходимо также отметить, что представители правящих кругов ряда азиатских стран призывали США вернуться в регион, надеясь получить поддержку в противостоянии с Китаем в ЮКМ.

Одно из ключевых мест в новой политической стратегии США занимает Вьетнам. Поэтому, на сегодняшний день американская сторона прикладывает значительные усилия для превращения СРВ в своего союзника, поскольку именно Вьетнам может стать серьезным противником Китая в случае эскалации конфликта в регионе. Не стоит также забывать и о географическом положении этой страны. Имея военную базу в Камрани, можно контролировать важнейшие морские торговые пути, через которые проходит около половины международной морской торговли.

Установив дипломатические отношения в 1995 г., СРВ и США активно развивают двустороннее сотрудничество во всех областях. К концу 2016 г. товарооборот двух стран составил 47,15 млрд долларов США. В 2013 г. двусторонние отношения были выведены на уровень всеобъемлющего партнерства, а в мае 2016 г., во время официального визита президента США Барака Обамы во Вьетнам, были сняты все ограничения на по-

ставки летального вооружения. Одним из факторов столь впечатляющей динамики развития отношений СРВ и США стало обострение противоречий в ЮКМ.

В 2002 г. руководство КНР и страны-члены АСЕАН подписали Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море7, согласно которой стороны обязывались решать все возникающие споры мирными способами, путем консультаций и переговоров между вовлеченными в эти споры государствами. Декларация смогла отсрочить на некоторое время назревавшую напряженность в ЮКМ. Территориальные споры вспыхнули с новой силой в 2009 г., после того как Китай провел по всей акватории ЮКМ девятипунктирную линию в форме латинской буквы «и», которую во Вьетнаме называют «бычьим языком» и обозначил свою морскую границу. Тем самым Китай претендовал на присоединение к своей территории около 80% акватории моря, включая почти все острова. С целью подтверждения своих прав, а также международного признания на акваторию и спорные острова, правительство КНР направило в ООН специальное письмо с картой, на которой были обозначены границы

о

Китая по версии Пекина . Китайская береговая охрана начала активно преследовать вьетнамские рыболовные суда, нарушавшие девятипунктирную линию, а ВМС КНР и ВВС КНР провели ряд учений в акватории ЮКМ. Предпринятые шаги спровоцировали не только обострение ситуации в регионе, но и позволили Соединенным Штатам проводить более активную политику «возвращения в Азию».

В мае 2014 г. китайская нефтяная компания CNOOC9 начала разведку новых месторождений в районе Парасельских островов в ЮКМ, которые, по мнению Ханоя, относятся к его исключительной экономической зоне. В сообщении китайских властей было указано, что на время разведывательных работ запрещается судоходство в радиусе 5 км. Эти действия можно расценивать не только как очередной шаг по эскалации конфликта в регионе, но и как вызов вьетнамской стороне. После этого последовал ряд активных шагов в ЮКМ со стороны как СРВ, так и КНР, что вызвало рост напряженности в этом районе и нанесло серьезный ущерб вьетнамо-китайским отношениям10. При этом нужно отметить, что США не заняли четкой позиции

по вопросу принадлежности спорных островов в ЮКМ. После визита в 2010 г. госсекретаря США Хиллари Клинтон во Вьетнам, американская администрация заявила о том, что «США готовы поддерживать тех, кто выступает за сохранение статус-кво в ЮКМ, против попыток КНР закрепить за собой почти три

о о 11

четверти акватории этого моря — примерно 2,2 млн. кв. км.» .

Стремясь установить контроль над ресурсами ЮКМ, Китай встретил упорное сопротивление со стороны Ханоя, который считает архипелаги своими исконными территориями. Вьетнам полон решимости отстаивать свои интересы всеми возможными способами и готов обращаться за поддержкой к ведущим мировым державам. На сегодняшний день Вьетнам является ключевым элементом в региональной политике не только США, но и КНР. Но Вьетнам не хочет быть пешкой в чужой игре и всячески пытается избежать этой участи. Для этого Ханой придерживается принципа: чем больше стран вовлечено в геополитическую игру, тем больше возможностей для 12

маневров . Усиление Китая всегда является угрозой для национальной безопасности Вьетнама. Именно этим можно объяснить стремление вьетнамского руководства развивать дружеские отношения не только с традиционными партнерами, такими как Россия, но и с новыми — США.

Внешнеполитический курс Китая в отношении Вьетнама остается практически неизменным на протяжении многих лет, что играет на руку США. Несмотря на то, что и в КНР, и в СРВ у власти находятся коммунистические партии, поддерживающие между собой межпартийные связи на высочайшем уровне, оба государства подвергаются давлению по вопросам прав человека со стороны Вашингтона. Китай не готов идти на какие-либо уступки по ключевым для Вьетнама вопросам территориальных споров. Тем самым, Пекин показывает вьетнамскому руководству, что факт сближения с США не может быть использован для оказания давления на Китай. Такая позиция КНР

13

может подтолкнуть Вьетнам к выбору в пользу США .

Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что Соединенным Штатам удалось включиться в региональные геополитические игры после азиатского финансового кризиса. Пекин использовал последствия кризиса для своего усиления и пре-

вращения в одну из ведущих мировых держав. Однако увеличение давления на страны ЮВА в контексте территориальных споров и активная наступательная политика КНР в ЮКМ оказывает негативное влияние на безопасность в регионе, провоцирует гонку вооружений среди азиатских стран и позволяет США играть на противоречиях между странами. Стремление Китая доминировать в ЮВА провоцирует США вести все более активную политику по созданию «линии сдерживания» КНР.

В сложившейся ситуации Вьетнам находится меж двух огней. При этом Ханой может успешно преодолеть возникающие внешнеполитические угрозы, лавируя между КНР и США и создавая свою собственную систему противовесов в отношениях с этими странами.

1 Колотов В.Н. Евразийская дуга нестабильности: предварительные итоги 2Q16 г. / Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Азии: итоги 2Q16 г. Спб., 2Q16. С. 35

2 Там же. С. 35

Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец «Pax Americana». М., 2QQ3. С. 315.

4 Там же. С. 315.

5 Мосяков Д.В. Некоторые аспекты китайской современной политики в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. М., 2QQ4. С. 15.

6 Мосяков Д.В. Большая «игра» в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2QQ9. № 13. С.5.

7 Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea // [Электронный ресурс] URL: http://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2 (дата обращения: 02.12. 2017).

о

Локшин Г.М. АСЕАН и территориальные споры в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2Q13. № 2Q // Научная электронная библиотека КиберЛинка [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asean-i-territorialnye-spory-v-yuzhno-kitayskom-more (дата посещения: Q2.12.2Q17).

9 CNOOC (China National Offshore Oil Corporation) — Китайская национальная шельфовая нефтяная компания, третья по величине нефтяная компания Китая.

10 Денисов Д.В. Первомайская демонстрация. Конфликт Китая и Вьетнама ставит Россию в неудобное положение // Lenta.Ru (Лента.Ру). -2014. - 17 мая. [Электронный ресурс] URL: https://lenta. ru/articles/2014/05/16/china/ (дата обращения: 22.10.2017).

11 Мосяков Д.В. Сближение Вьетнама с США и политика КНР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. №26. // Научная электронная библиотека КиберЛинка [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sblizhenie-vietnama-s-ssha-i-politika-knr (дата обращения: 22.04.2017).

12

Колотов В.Н. Восточноазиатская дуга нестабильности как основной элемент системы региональной безопасности // Актуальные проблемы региональной безопасности современной Азии и Африки. Спб., 2013. С. 68-69.

13 Там же. С. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.