Научная статья на тему 'Основные проблемы региональной безопасности на южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности в 2015 г. '

Основные проблемы региональной безопасности на южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности в 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
36
Поделиться
Ключевые слова
ВОСТОЧНОАЗИАТСКАЯ ДУГА НЕСТАБИЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / КНР / США / ВЬЕТНАМ / EAST ASIAN ARC OF INSTABILITY / PROBLEMS OF REGIONAL SECURITY / EAST ASIA / SOUTH CHINA SEA / PRC / USA / VIETNAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колотов Владимир Николаевич

В настоящее время в Восточной Азии после относительно длительного периода затишья, которое привело к изменению баланса сил в регионе, наблюдается стойкая тенденция к возобновлению территориальных споров и оживлению геополитических игр региональных и глобальных игроков. Автор указывает на то, что усиление экономического, а соответственно и политического влияния КНР, стимулирует США к проведению более активной политики в области сдерживания поднимающегося геополитического конкурента.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Колотов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The general problems of regional security in the South flank of the East Asian arc of instability in 2015

Nowadays in East Asia after rather long period of relative calm that resulted in the change in the balance of power in the region one can see a steady trend by regional and global actors to revive the territorial disputes and revitalize geopolitical games. The author stresses that growing economic as well as political influence of China stimulates the US to more active policy to contain the rising geopolitical rival.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы региональной безопасности на южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности в 2015 г. »

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXVII (№ 27, 2015)_

© Колотое В.Н.

СпБГУ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ на ЮЖНОМ ФЛАНГЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ДУГИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ в 2015 г. *

«Вот сейчас у меня такое впечатление, что американцы к чему ни прикоснутся, у них всегда получается Ливия или Ирак»1.

В В. Путин

В настоящее время в Восточной Азии после относительно длительного периода затишья, которое привело к изменению баланса сил в регионе, наблюдается стойкая тенденция к возобновлению территориальных споров и оживлению геополитических игр региональных и глобальных игроков. Усиление экономического, а соответственно и политического влияния КНР, стимулирует США к проведению более активной политики в области сдерживания поднимающегося геополитического конкурента. Современный китайский проект по ряду параметров начинает напоминать японскую «Сферу сопроцветания Великой Восточной Азии»2, которую Токио пытался реализовать под своей эгидой в первой половине XX века. Попытка передела региона под свои интересы в то время привела к началу ряда региональных войн в Восточной Азии, что позднее переросло в большую войну, точку в которой поставили разгром советскими войсками Квантунской армии в Маньчжурии, а также атомные бомбардировки двух японских городов ВВС США. В начале XXI века в Восточной Азии вновь появился претендент, который стремится выстроить новый региональный порядок.

В этих условиях малые и средние страны региона, пытаясь защитить свои интересы, играют на грани фола, демонстрируя

* Доклад, представленный на II Международной конференции «Безопасность и сотрудничество в ЮКМ: актуальные проблемы и урегулирование конфликта», Москва, 18 июня 2015 г.

желание к максимальному сближению с США, что, по понятным причинам, раздражает Пекин. Все это стимулирует начало нового раунда геополитических игр на «шахматной доске» Восточной Азии. Державы пытаются использовать малые и средние страны в качестве «пешек» в своих интересах чтобы, получив над ними контроль, проецировать свою силу в отношении более крупных стран. Технологии превращения суверенного государства в послушную чужой воле «пешку» уже опробованы в ходе «цветных революций» в разных регионах мира и сейчас наступает этап их использования в ЮВА.

За последние два года на южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности произошли следующие значимые изменения в сфере безопасности:

1. Китай продолжает наращивать свое присутствие в Южно-Китайском море (ЮКМ), через которое осуществляется торговля в объеме до 1/10 мирового ВВП, что сопровождается расширением зон контроля, строительством искусственных островов с расположением на них объектов военной инфраструкту-

2. США в ответ усиливают антикитайскую риторику, усиливают свое военное присутствие и расширяют влияние в соседних с КНР странах.

3. Идет полномасштабная милитаризация региона, которая уже привела к гонке вооружений при активном участии региональных и глобальных игроков. В частности, США сняли эмбарго на торговлю оружием с Вьетнамом.

На южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности сформировалась система блоков и противовесов, которая объективно отражает существующие интересы основных субъектов геополитики, имеющих антагонистические интересы в данном регионе мира.

США давно и последовательно выступают против усиления позиций конкурентов где бы то ни было. При этом Вашингтон очень профессионально использует противоречия между ними в своих интересах. США умело играют роль основного противовеса усиливающемуся Китаю и уже приступили к формированию из недовольных регионального блока антикитайской направленности. У США последнее время было несколько ини-

циатив по накачке малых и средних стран американским оружием в различных регионах. Результаты впечатляют.

КНР, понимая, что на северных участках восточноазиат-ской дуги нестабильности расширить зону контроля в нынешних условиях не удастся, предпринимает усилия по реорганизации ранее захваченных территорий в ЮКМ, а также реализует стратегию экспансии в направлении наименее защищенной ЮВА. Расчет делается на существенно возросшее за последние годы экономическое влияние КНР, а также на неспособность стран АСЕАН совместно и организованно выступить против планов Пекина. Ожидается, что контроль над большей частью ЮКМ позволит в перспективе обеспечить экономику КНР углеводородами, а также существенно усилить позиции Пекина в регионе. Авторитетный российский востоковед Д.В. Мосяков, характеризуя китайский геополитический проект в Восточной Азии, определяет его как «универсальный механизм постепенного усиления позиций и установления контроля за определенными стратегически важными для Китая территориями и последовательной интеграции проживающих там людей в неумолимо расширяющийся "pax cinica"»3. Позиция Вьетнама по архипелагам в ЮКМ как «кость в горле» мешает реализации стратегических планов Китая, поэтому будут прилагаться значительные усилия по более жесткому решению этого вопроса.

РФ традиционно выступает за развитие сотрудничества со всеми включая КНР, США и СРВ, однако очень настороженно относится к антироссийской политике США. РФ — единственная держава, усиление позиций которой не несет угрозы для суверенитета Вьетнама и других стран региона.

Усиление позиций США в АТР с точки зрения Москвы и Пекина будет означать усиление напряженности и создание разделительных линий, санитарных кордонов, военных баз и систем ПРО под реальными и вымышленными предлогами, что как правило сопровождается усилением контроля США над странами-партнерами, включая перевороты и их прямую военную оккупацию под предлогом урегулирования кризиса, в создании которого они сами принимают активное участие.

АСЕАН из последних сил пытается проводить политику лавирования и неприсоединения, однако уже во многих местах

под все возрастающим геополитическим давлением со стороны Пекина и Вашингтона начинает «искрить». Спорадические и провокационные военные действия в Мьянме; постоянные перевороты в Таиланде в ходе борьбы между прокитайскими и проамериканскими группировками; усиление китайского влияния в Камбодже, а также антикитайских настроений во Вьетнаме, очевидно, не способствуют нормализации ситуации.

В контексте недавних событий в Югославии, Грузии, Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, а также на Украине проблемой противодействия «цветным революциям» уже озаботились наиболее дальновидные политики в ЮВА. В частности, одной из целей внешней политики АСЕАН провозглашен курс на предотвращение украинизации АСЕАН4. 10 сентября 2014 г. на пресс-конференции с С.К. Шойгу Хишамуддин Хусейн — министр обороны Малайзии, которая в 2015 г. возглавит АСЕАН, заявил: «В рамках АСЕАН мы будем изучать ситуацию, которая сложилась на Украине. Мы будем тщательно искать причины того, что случилось <.. .> Будем работать над тем, чтобы избежать повторения подобных событий в Юго-Восточной Азии»5.

Вскоре после встречи Хишамуддина Хусейна с министром обороны РФ в Гонконге 26 сентября 2014 г. началось движение Occupy Central или «революция зонтиков». По мнению первого заместителя директора Института Дальнего Востока РАН д.и.н. С.Г. Лузянина: «Протестные избирательные технологии, которые применялись в Гонконге, были крайне схожи с технологиями, примененными на киевском Майдане»6. Кстати, эти события в Гонконге совпали по времени с отменой американского эмбарго на поставку Вьетнаму американского нелетального оружия. И тот и другой намек в Пекине, конечно же, поняли, и выводы сделают, что еще больше повысит ставки в новом раунде геополитических игр в данном регионе.

Частичная отмена американского оружейного эмбарго в отношении Вьетнама означает, по видимому, не окончание противостояния, а очередной виток гонки вооружений в регионе и дальнейшей дестабилизации ситуации, поскольку со стороны Пекина, вне всякого сомнения, последуют ответные более жесткие меры, что приведет к эскалации конфликта.

В настоящее время Вашингтон стремится заставить «младших партнеров» следовать его курсу. Так командующий силами США в Тихоокеанском регионе генерал Винсент Брукс 12 марта 2015 г. публично потребовал от Вьетнама запретить использование ВВС РФ военной базы Камрань на том основании, что базирующиеся там самолеты позволяют российским стратегическим бомбардировщикам ТУ-95, получив дозаправку, совершать «провокационные» полеты у крупнейшей на Тихом океане американской военной базы на о. Гуам7. В данном случае явно наблюдается продолжение традиционной американской политики, по словам Б. Обамы «выкручивания рук»8 ближайшим партнерам США с тем, чтобы заставить их следовать в русле внешней политики Вашингтона. Здесь можно усмотреть уже попытку к «выкручиванию рук» партнерам более отдаленным и не так зависимым от США, на территории которых уже нет американских военных баз.

В ответ на эти «рекомендации» чрезвычайный и полномочный посол РФ в СРВ КВ. Внуков заявил: «Наши две страны — независимые и самостоятельные государства, и мы отнюдь не нуждаемся ни в указаниях, ни в рекомендациях кого-либо, а тем более не намерены выслушивать требования»9.

Данный информационный вброс накануне визита во Вьетнам премьер-министра РФ ДА. Медведева представляется отнюдь не случайным совпадением. Вьетнам таким образом в открытую ставится в положение вынужденного выбора стороны, с которой он будет в предстоящей схватке по установлению нового порядка в АТР.

Не успели высохнуть чернила на документе о частичном снятии эмбарго как вступило в силу правило, в соответствии с которым доля американского оружия в армии какой-либо страны выражает уровень зависимости от США в области обороны, как Вашингтон приступил к «выкручиванию рук», навязывая Ханою правила поведения. Если эта линия будет продолжена, то уровень влияния США во внешней и внутренней политике будет увеличиваться, тем более что США активно продолжают линию на создание эффективных рычагов своего влияния не только во Вьетнаме, но также и в РФ и КНР, которые не имеют действенных инструментов влияния на США.

Следует обратить внимание и на то, что США, по своему обыкновению, оговорили частичную отмену эмбарго дальнейшими уступками по линии «прав человека», «свободы вероисповедания» и пр., чтобы укрепить рычаги ослабления режима в Ханое в случае необходимости.

Обращает на себя внимание слабая аналитическая проработка ситуации в Восточной Азии. Просматривая прессу и научные публикации, создается впечатление, что более важной проблемы безопасности, чем острова в ЮКМ нет. Ситуация в ЮКМ действительно сложная. Однако удивление вызывает стремление решать одну проблему путем создания другой, еще более опасной. Представляется, что для основных участников территориального спора значительно важнее, постепенно поднимая ставки в геополитических играх вокруг ЮКМ, в погоне за далекими островами не потерять власть в своих столицах!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно наблюдать за тем, что происходит не только перед носом, но и за спиной. Ведь самые передовые технологии воздействия используются в активной фазе противостояния. Поэтому мониторинг и взвешенный анализ того, что происходит на других уже активированных участках евразийской дуги нестабильности позволит понять технологии какого рода будут использованы на других участках, где ситуация пока относительно стабильна и конфликты находятся в режиме ожидания и предварительного тестирования.

Важную роль в нагнетании ситуации играют и распространяемые в массах варианты решения создавшихся проблем. Пути разрешения и перспективы формирования стабильности различным силам в ЮВА видятся по-разному. В настоящее время во Вьетнаме получили широкое распространение надежды на то, что сближение с США поможет сбалансировать возросшую угрозу со стороны Китая. В последние годы общим местом стало повторение тезиса о том, что опора на США позволит Вьетнаму более успешно противостоять Китаю в соответствии со стратагемой «опираясь на дальнего, противостоять ближнему» (кит. зз!^^^). Однако не очень понятно, что это значит в современных условиях. Ведь именно США фактически и передали Парасельские острова КНР, эвакуировав южновьетнамский гар-

низон в 1974 г. Неужели можно поверить в то, что США сейчас отобьют у Пекина эти острова и отдадут их под контроль Ханоя? Отметим, что ожидания пришествия «спасителя» в сложной геополитической ситуации уже имели место в истории Вьетнама в начале XX века. В то время представители освободительного движения мечтали об освобождении от французского колониального режима. После русско-японской войны 1905 г. на эту роль прочили милитаристскую Японию, полагая, что японцы обязательно освободят Вьетнам от французов. В начале 1940-х гг. японские войска действительно появились в Индокитае под лозунгами освобождения «азиатских братьев» от «белых варваров», однако долгожданное избавление не наступило, поскольку страна оказалась под двойным французско-японским контролем, который сопровождался такими военными преступлениями, что даже французский колониальный режим в сравнении с японским стал казаться не таким уж и суровым. Беспочвенные надежды на Японию 100 лет назад и современные взгляды в сторону США с надеждой на поддержку против Китая ради защиты интересов Вьетнама очень похожи.

Рассмотренный выше южный фланг восточноазиатской дуги нестабильности представляет собой систему управления региональной безопасностью, где в распоряжении США есть почти все козыри, а у региональных держав их нет. Малые и средние страны региона могут выиграть только в случае объединения своих сил, но эгоизм и взаимные претензии заставляют их действовать в ущерб собственным долгосрочным интересам.

Пекин постепенно расширяет свою зону контроля, создает искусственные острова и военную инфраструктуру, не обращая особого внимания на протесты региональных стран. Ситуация в ЮКМ пока далека от разрешения.

Подводя предварительные итоги, следует обратить внимание на сформировавшуюся в Восточной Азии дилемму безопасности. С одной стороны, в целях нормализации ситуации странам региона логично взять на вооружение вьетнамскую концепцию «трех нет»: нет участию в военных блоках, нет предоставлению иностранных баз на своей территории и нет вступлению в союз с кем-либо против третьей страны. Реализация этого принципа позволила бы восстановить суверенитет некоторых стран

Восточной Азии и приступить к диалогу по актуальным проблемам безопасности на новой основе. С другой стороны, все возрастающее давление со стороны КНР настолько беспокоит соседние страны, что они с готовностью поддерживают усиление позиций США в регионе, что вступает в противоречие с первым принципом. Они понимают, что США решать их проблемы не будут, но один на один с Китаем им также не добиться учета их интересов. Если кризис не решается по-хорошему, то он будет решаться по-плохому. В результате одновременного воздействия указанных выше факторов ситуация развивается в направлении войны, по результатам которой и будет формироваться новый региональный порядок.

На все чаще звучащий вопрос: на чьей стороне будет РФ в случае вооруженного конфликта между КНР и СРВ мой ответ таков — с точки зрения национальных интересов РФ самым лучшим будет не допустить возникновение такого конфликта. В этом случае позиция РФ вполне соответствует положению, сформулированному Конфуцием: «Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду»10 (1У.16). (Перевод П. С. Попо-

Без преувеличения в разрешении сложившейся геополитической ситуации очень важную роль играет позиция Ханоя. В настоящее время Вьетнам стоит перед сложным судьбоносным выбором. Словно могучий богатырь, крепко задумавшись, смотрит на волшебный придорожный камень, на котором полустёртыми от времени буквами выбиты три строки:

1) пойдешь налево за соседней северной страной — есть угроза утраты суверенитета

2) пойдешь направо за державой с той стороны Атлантики — есть угроза утраты суверенитета

3) на третьей строке выбита стрелка, показывающая направление прямо, и следующий текст: «Короли Хунги основали [нашу] страну, мы с вами должны ее сохранить»11.

Вьетнам сейчас также стоит перед эпохальным выбором: с Китаем против США, с США против Китая или суверенное развитие в непростых условиях. О плюсах и минусах каждого сценария идут жаркие споры, но вполне можно согласиться с тем, что любой выбор будет иметь историческое значение. Послед-

ствия любого варианта будут очень серьезными, они повлияют на судьбу не только Вьетнама, но и всего региона Восточной Азии. На мой взгляд, при выборе следует избежать превращения Вьетнам в поле битвы по сценарию, получившему широкое распространение в последние годы. Почти четырехтысячелетняя история Вьетнама показывает, что самый оптимальный путь развития — идти собственным путем.

Использованная литература

1. Brunnstrom D. Exclusive: U.S. asks Vietnam to stop helping Russian bomber flights // [URL]: http://www.reuters.com/article/2015/03/11/us-usa-vietnam-russia-exclusive-idUSKBN0M71 NA20150311

2. Obama B. The vox conversation // [URL]: http://www.vox.com/a/barack-obama-interview-vox-conversation/obama-foreign-policy-transcript

3. Всероссийский молодёжный форум «Селигер-2014» // [URL]: http://kremlin.ru/events/president/news/46507

4. Денисович Ю. Посол РФ: Россия и Вьетнам не нуждаются ни в чьих рекомендациях по вопросам сотрудничества // [URL]: http://tass.ru/politika/1825404

5. Конфуций. Суждения и беседы. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.

6. Лузянин С.Г. Гонконг: Пекин применил не все ресурсы // [URL]: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4527#top

7. Мосяков Д. В. Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему. — М.: Институт Востоковедения РАН, 2012. С. 147.

8. Хусейн: Малайзия сделает все, чтобы не повторить «украинский сценарий» // [URL]: http://ria.ru/world/20140910/1023527344.html

1 Всероссийский молодёжный форум «Селигер-2014» // [URL]: http://kremlin.ru/events/president/news/46507

2 Кит. А^Ф^^И, вьет. Bai A Bong cong vinh khuyen.

3 Мосяков Д. В. Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему. — М.: Институт ВостоковеденияРАН, 2012. С. 147.

4 Хусейн: Малайзия сделает все, чтобы не повторить "украинский сценарий" II [URL]:

http://ria.ru/world/20140910/1023527344.html

5 Там же

6 Лузянин С. Г. Гонконг: Пекин применил не все ресурсы II [URL]: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4527#top

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Brunnstrom D. Exclusive: U.S. asks Vietnam to stop helping Russian bomber flights // [URL]:

http://www.reuters.eom/article/2015/03/11/us-usa-vietnam-russia-exclusive-idUSKBN0M71 NA20150311

8 Obama B. The vox conversation // [URL]: http://www.vox.com/a/barack-obama-interview-vox-conversation/obama-foreign-policy-transcript

9 Денисович Ю. Посол РФ: Россия и Вьетнам не нуждаются ни в чьих рекомендациях по вопросам сотрудничества // [URL] : http://tass.ru/politika/1825404

10 ' '.bA^^i'J", вьетн. "Quân tù du u nghïa, tiêu nhân du u lai".

11 "Cac Vua Hùng dà co công dung nuôc, Bac châu ta phâi cùng nhau gitt lây nuôc". Ho Chi Minh