Научная статья на тему 'Юбилейный XXV Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов'

Юбилейный XXV Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилейный XXV Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов»

Научная жизнь

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЮБИЛЕЙНЫЙ XXV ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УНИВЕРСИТЕТОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

XXV Всероссийский семинар состоялся 2022 сентября 2006 г. на базе Вятского государственного гуманитарного университета. Он был посвящен актуальным проблемам подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах. Семинар поддержан Российским гуманитарным научным фондом, грант 06-06-14066г.

В работе семинара участвовали около 120 человек, из них 63 представителя из 26 городов (Арзамас, Архангельск, Бийск, Вологда, Глазов, Екатеринбург, Елабуга, Казань, Калуга, Кострома, Красноярск, Луцк, Москва, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Пенза, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тверь, Тобольск, Тюмень, Чебоксары, Челябинск). Киров был представлен не только вузовскими преподавателями математики, но и учителями математики школ, лицеев и гимназий и работниками органов образования Кировской области. В семинаре приняли участие 22 доктора наук, профессора, 48 кандидатов наук, доцентов, 35 молодых исследователей, в том числе 20 аспирантов.

Пленарное заседание семинара открыл его создатель и бессменный научный руководитель, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Президента России в области образования, зав. кафедрой математического анализа и методики его преподавания Московского городского педунивер-ситета, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Мордкович. С приветственным словом к участникам семинара обратился заместитель председателя Правительства Кировской области кандидат педагогических наук А. А. Галицких. С пожеланиями успешной работы участникам семинара и с докладом о научной работе в ВятГГУ выступил член Оргкомитета семинара, проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, доктор исторических наук, профессор В. Т. Юнгблюд.

Далее было заслушано шесть пленарных докладов. Профессор А. Г. Мордкович рассказал о 20-летней истории семинара, его участниках и их достижениях. Как автор серии школьных учебников, он изложил методические принципы их написания. В своем докладе профессор Е. М. Веч-томов продемонстрировал взаимосвязи основных

типов математических структур, знание которых полезно и важно любому преподавателю математики. Профессор П. В. Семенов (Москва) сформулировал и обосновал концепцию создания учебников «Алгебра и начала анализа» для 10-го и 11-го классов профильной школы. Профессор В. А. Тестов (Вологда) сделал доклад на тему «Фундаментальность математического образования в условиях перехода к профильному обучению». В докладе профессора В. С. Секованова (Кострома) «Вариативность математического образования школьников» показана важность изучения элементов фрактальной геометрии в средней и высшей школе. Доцент Ю. Б. Мельников (Екатеринбург) сделал интересный методологический доклад на тему «Модели математики и их использование в учебном процессе».

В течение двух дней работали две секции. Секцией «Преподавание математики и ее методики в вузе» руководили профессора Я. П. По-нарин (Киров), В. А. Тестов (Вологда) и Г. Г. Хамов (Санкт-Петербург). На секции «Обучение математике в школе» председательствовали профессора О. Б. Епишева (Тюмень) и Е. Н. Пере-вощикова (Нижний Новгород).

На первой секции было сделано 16 докладов. Глубиной и содержательностью выделялись выступления доцентов И. С. Рубанова (Киров) и Р. А. Гильманова (Казань), посвященные вопросам подготовки студентов к работе с одаренными школьниками и качества математических тестов. Также следует отметить доклады профессора Ю. А. Дробышева (Калуга) о методико-пси-хологическом и профильно-методическом направлениях подготовки будущего учителя математики, докторанта М. Б. Шашкиной (Красноярск) о формировании методологической компетентности учащихся профильной школы и старшего научного сотрудника С. И. Калинина (Киров) о методике изложения студентам дифференциального исчисления функций нескольких переменных.

На второй секции состоялось 17 докладов. В них рассматривались проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах с точки зрения целей, содержания и технологий профильного и предпрофильного обучения. Интерес вызвал доклад профессора О. Б. Епишевой, в котором проблемы постановки целей профильного обучения рассматривались

на основе компетентностного подхода. Широко обсуждались вопросы отбора содержания. В качестве вариантов решения этой проблемы были предложены элективные курсы и факультативные занятия, позволяющие содержательно дополнять базовый курс школьной математики, углублять его (профессор С. Н. Дорофеев из Пензы и др.). Содержательные аспекты профильного и предпрофильного обучения предлагалось решать через системы специально подобранных логических, «именных», прикладных, исследовательских и других задач (доценты Р. П. Овчинникова и А. Е. Томилова из Архангельска, старший преподаватель Т. Е. Новоженина из Елабуги, аспирант Л. В. Шоркина из Чебоксар). Интересными были доклады, посвященные технологическим вопросам предпрофильного и профильного обучения с использованием средств информационных технологий (кандидат педагогических наук Р. Ф. Мамалыга из Екатеринбурга и др.).

В докладе профессора Е. Н. Перевощиковой, подводящем итог дискуссии на второй секции, высказаны следующие предложения: о включении в образовательный стандарт подготовки учителя такой дисциплины, как «Методика и технологии профильного обучения математике»; о разработке курсов по выбору, дополняющих блок предметной подготовки учителя математики и содержательно ориентированных на профильное обучение математике в старших классах; о внедрении технологий развивающего обучения в систему подготовки студентов по дисциплинам математического цикла.

В рамках семинара профессор А. Г. Мордко-вич выступил перед учителями математики Кировской области и прочитал лекцию студентам-математикам ВятГГУ, вызвавшую огромный интерес среди учителей и студентов.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы семинара, заслушаны отчеты руководителей секций и председателя Оргкомитета. В своем завершающем выступлении А. Г. Мордкович отметил успешную и плодотворную работу семинара и высказал необходимость дальнейшего обсуждения злободневных вопросов профильного обучения математике. Было принято решение провести следующий XXVI семинар в г. Самаре (как всегда, имелось несколько претендентов) и посвятить его проблеме электронных учебников по математике.

На заседаниях семинара и в его кулуарах звучала тревога о судьбе математического образования в России. Школе не хватает молодых учителей математики, энтузиастов своего дела. С этого учебного года школа уже переходит на профильное обучение старшеклассников. Но для такого обучения практически нет адаптированных учебников.

Семинар стал местом тесного научного общения, обмена методическим и педагогическим опытом, установления новых научных контактов. Была организована выставка книг и учебных пособий участников семинара. Особое внимание привлекли монография Е. М. Вечтомова «Метафизика математики» (Киров, 2006), монография Ю. Б. Мельникова «Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей» (Екатеринбург, 2004) и двухтомный учебник Я. П. Пона-рина по элементарной геометрии (МЦНМО, 2006).

По общему признанию, этот юбилейный семинар был проведен на высоком организационном и научно-методическом уровне. Под руководством координатора семинара В. И. Варан-киной проведение всех мероприятий обеспечивала согласованная работа преподавателей, лаборантов, аспирантов и студентов физико-математического факультета.

Е. М. Вечтомов, председатель Оргкомитета семинара, доктор физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой высшей математики ВятГГУ;

В. И. Варанкина, зам. председателя, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры высшей математики ВятГГУ

ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ-ДИАЛОГ НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ

12 октября в Кирове на базе Вятского государственного гуманитарного университета организациями Международный и Российский Зеленый Крест, Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия совместно с Правительством Кировской области проведен первый на региональном уровне форум-диалог, посвященный проблемам безопасного уничтожения химического оружия на объекте «Марадыковский» в Кировской области.

В форуме-диалоге приняли участие делегации из Котельничского и Оричевского районов, представители органов власти разных уровней, федерального управления по безопасному хранению и уничтожению запасов химического оружия, делегации из Удмуртии, Челябинска, журналисты. От международной общественной организации «Зеленый Крест» в форуме-диалоге принял участие координатор программы «Наследие» Робинсон Стефан (Швейцария), по линии РЗК - директор Программы «Преодоление вредных экологических последствий гонки вооружений В. А. Леонов. Из Посольства Швеции в России на форуме присутствовал Тобиас Тыберг, а из Посольства Швейцарии в России - Елена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.