Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 3
сил - в жертве одерживает победу” (А.И. Солженицын)», с.В. цынк (Димитровград) «Диалектизмы произведения А.И. Солженицына “200 лет вместе” как лексический потенциал современного русского литературного языка».
Работа каждой секции завершалась дискуссией по сложившейся проблематике; на заключительном пленарном заседании были подведены итоги, некоторые гости и участники поделились с присутствующими своими впечатлениями. Студенты-филологи активно посещали заседания секций, принимавшие участие в обсуждении докладов.
В дни работы конференции в Зональной научной библиотеке СГУ была открыта выставка, посвящённая А.И. Солженицыну. На стендах были представлены имеющиеся в фондах библиотеки издания произведений писателя, а также тематические научные сборники и монографии исследователей его творчества.
По материалам научных чтений к печати готовится третий выпуск сборника научных трудов «А.И. Солженицын и русская культура».
Л. Гэрасимова, Г. Алтынбаева
круглый стол в государственном
18 декабря 2008 года в Государственном музее К.А. Федина прошёл вечер, посвящённый 90-летию Александра Исаевича Солженицына. Желающих пригласили к разговору о личности и творчестве выдающегося русского писателя, его исторических взглядах и религиозных воззрениях.
Заседание проходило в зале «1950-е - 70-е годы» постоянно действующей экспозиции «Дом русской литературы ХХ века». Ведущей круглого стола была Л.Е. Герасимова. В своём вступительном слове она, как исследователь творчества А.И. Солженицына, говорила о важных составляющих художественного мира писателя, а также поделилась с присутствующими своими впечатлениями от участия в международной конференции «Путь А.И. Солженицына в контексте Большого времени», организованного Русским общественным фондом Александра Солженицына, российской академией наук, Министерством культуры РФ, Федеральным Агентством по печати и массовым коммуникациям и прошедшей в Москве 5-6 декабря 2008 года.
МУЗЕЕ ИМ. К.А. ФЕдИнА
В дружественной обстановке прозвучали отдельные выступления А.А. Гапоненкова о мировоззрении А.И. Солженицына в контексте традиции либерального консерватизма, В.М. селезнёва о распространении произведений А.И. Солженицына в самиздате Саратова, Ю.В. Варфоломеева о «невидимке» (тайном помощнике А.И. Солженицына) А.А. Угримове, И.А. Тарасовой о восприятии рассказов А.И. Солженицына студентами Педагогического института. Заинтересовали слушателей воспоминания А.И. Ванюкова и е.И. Водоноса о первом знакомстве с творчеством
А.И. Солженицына.
В дискуссии приняли участие Т.П. Фокина, Т.д. Белова, Г.М. Алтынбаева, Г.В. Ахтырко.
Завершила вечер директор Музея И.э. Кабанова, поблагодарившая участников обсуждения и всех присутствующих не только за интересную беседу, но и за возобновление традиции литературных круглых столов.
Г. Алтынбаева
юбилейные хлестаковские чтения
30-31 марта в Саратове - на родине бессмертного литературного героя Ивана Александровича Хлестакова
- состоялись Юбилейные Хлестаковские чтения. Они , были приурочены сразу к двум торжествам: 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя и 100-летию Саратовского государственного университета. Организатором выступи- ; ла кафедра общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики СГУ.
Открыл чтения профессор В.В. Прозоров, посвя- 1
тив присутствующих в историю юбилеев и рассказав о :
мистических историях, связанных с исчезновением в Саратове гоголевского кресла (в котором по слухам находится 3-й том «Мертвых душ») и появлением в музее им. К.Федина письма Гоголя к матери. В докладе профессора
В.Ш. Кривоноса «Дети Манилова» рассматривалась проблема изображения детей в художественном мире Гоголя. Подчеркивая гротескную природу образов, Кривонос утверждает, что она не вытекает из отрицании или на- , смешки над ребенком, а соответствует художественной структуре поэмы в целом, поддерживая через исторические параллели, мотивную структуру всего текста.
Обнаружилось также, что юбилей не только у создателя бессмертной комедии, но и у самого Ивана Александровича. Так, Д.С. Боровиков назвал самого Го-
голя прототипом Хлестакова, недаром писатель заявлял: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет признаться...»
К особенностям драматургического текста Гоголя, а именно к эволюции ремарки, обратился А.Н. Зорин. В.С. Расторгуева (Липецк) проследила полемику с Гоголем в современной литературе: образ маленького человека рассматривается сейчас не как социальное явление, а как тип сознания.
О влиянии Гоголя на формирование творческой манеры классика белорусской литературы Янки Брыля рассуждала в своем сообщении О.Б. Никифорова (Гродно). Восприятие героев Гоголя с точки зрение коммуникативных типов - тема доклада М.Е. Музалевского.
Юбилей писателей как способ создания мифа о писателе - предмет исследования Н.А. Артемьевой, а демофилогизация образов классиков в новейшей литературе - И.В. Банах (Гродно) и Е.В. Изотовой.
Во второй день чтений тема вымысла, обмана, фантазии, игры раскрывалась на материале произведений XIX-XXI веков. О втором романе Достоевского «Братья карамазовы» как о виртуальном романе, реконструируемом читателем, заявил А.Ф. Седов(Балашов). К. Зубков
Хроника
(Санкт-Петербург) на примере романа А. Писемского «взбаломученное море» показал, как через непрерывную смену масок рассказчика обнажается непреодолимая субъективность любой точки зрения. К «парадоксу лжеца» как игровому феномену и способу сатирического осмысления действительности через смещение парадигмы ложь/правда обратилась А. Синицкая (Самара). Проблему литературного поведения пролетарских писателей затронула в своем выступлении А. Раева. Топос Подкатиловки в городе Саратове подробно описала М.С. Савенкова.
Сочетать науку и творчество, серьезность исследований и игровую форму проведения конференции, создающую непринужденность общения, - такую задачу
ставили перед собой устроители научного торжества. Посетители конференции приняли участие в карнавальном шествии по Хлестаковским местам города Саратова, открытии шкафа-музея имени И.А. Хлестакова, посадке арбузов и поедании лабардана, а главное - в создании памятника гоголевскому герою (автор проекта - С. Дворников), материалом которому послужила строительная пена, а из чего еще мог быть сотворен монумент человеку, с легкостью необыкновенной в мыслях?
Благодаря всему этому юбилей Н.В. Гоголя и его героя И.А. Хлестакова действительно стал «днем величайшего торжества».
А.В. Раева
конференция молодых ученых «филология И журналистика В начале XXI века»
22-24 апреля в Институте филологии и журналистики СГУ состоялась Всероссийская конференция молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века», организованная Советом молодых ученых. Изначально конференция задумывалась не только как способ поддержки научных исканий молодых ученых, выявления среди студенческих работ перспективных научных исследований, но и как способ сохранения переемственности принципов саратовской филологической школы, формирования единой научной парадигмы. В этом году эта задача приобрела особое значение, так как конференция была посвящена 100-летию СГУ.
Открывая конференцию, директор Института филологии и журналистики профессор В.В. Прозоров в докладе «Мой университет» рассказ об истории становления Саратовской филологической школы соединил со своими впечатлениями, воспоминаниями об университете. О формировании в Саратове лингвистической школы рассказала профессор Ольга Борисовна Сиротинина - создатель и
руководитель научной школы изучения функционирования русского языка в современном обществе.
Тема истории и развития саратовской научной школы определила работу всех 25-ти секций конференции. В течение трех дней свои доклады представили 1б0 студентов СГУ и других вузов Саратова, а также молодые ученые из Астрахани и Волгограда. В этом году в секциях были объединены работы литературоведов, лингвистов и журналистов, что способствовало сближению филологических дисциплин путем формирования единого языка научного общения.
Неформальное, заинтересованное общение ученых разных поколений подтвердило то, что для существования научной школы необходимо не только формирование общей методологической базы, но и существование единой научной памяти - об учителях, основоположниках школы
- и эта память должна быть живой, то есть проникнутой личными воспоминаниями и переживаниями.
А. В. Раева