Хроника
(Санкт-Петербург) на примере романа А. Писемского «Взбаломученное море» показал, как через непрерывную смену масок рассказчика обнажается непреодолимая субъективность любой точки зрения. К «парадоксу лжеца» как игровому феномену и способу сатирического осмысления действительности через смещение парадигмы ложь/правда обратилась А. Синицкая (Самара). Проблему литературного поведения пролетарских писателей затронула в своем выступлении А. Раева. Топос Подкатиловки в городе Саратове подробно описала М.С. Савенкова.
Сочетать науку и творчество, серьезность исследований и игровую форму проведения конференции, создающую непринужденность общения, - такую задачу
ставили перед собой устроители научного торжества. Посетители конференции приняли участие в карнавальном шествии по Хлестаковским местам города Саратова, открытии шкафа-музея имени И.А. Хлестакова, посадке арбузов и поедании лабардана, а главное - в создании памятника гоголевскому герою (автор проекта - С. Дворников), материалом которому послужила строительная пена, а из чего еще мог быть сотворен монумент человеку, с легкостью необыкновенной в мыслях?
Благодаря всему этому юбилей Н.В. Гоголя и его героя И.А. Хлестакова действительно стал «днем величайшего торжества».
А. В. Раева
конференция молодых ученых «филология И журналистика В начале XXI века»
22-24 апреля в Институте филологии и журналистики СГУ состоялась Всероссийская конференция молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века», организованная Советом молодых ученых. изначально конференция задумывалась не только как способ поддержки научных исканий молодых ученых, выявления среди студенческих работ перспективных научных исследований, но и как способ сохранения переемственности принципов саратовской филологической школы, формирования единой научной парадигмы. В этом году эта задача приобрела особое значение, так как конференция была посвящена 100-летию СГУ.
Открывая конференцию, директор Института филологии и журналистики профессор В.В. Прозоров в докладе «Мой университет» рассказ об истории становления Саратовской филологической школы соединил со своими впечатлениями, воспоминаниями об университете. О формировании в Саратове лингвистической школы рассказала профессор Ольга Борисовна Сиротинина - создатель и
руководитель научной школы изучения функционирования русского языка в современном обществе.
Тема истории и развития саратовской научной школы определила работу всех 25-ти секций конференции. В течение трех дней свои доклады представили 1б0 студентов сГу и других вузов Саратова, а также молодые ученые из Астрахани и Волгограда. В этом году в секциях были объединены работы литературоведов, лингвистов и журналистов, что способствовало сближению филологических дисциплин путем формирования единого языка научного общения.
Неформальное, заинтересованное общение ученых разных поколений подтвердило то, что для существования научной школы необходимо не только формирование общей методологической базы, но и существование единой научной памяти - об учителях, основоположниках школы - и эта память должна быть живой, то есть проникнутой личными воспоминаниями и переживаниями.
А. В. Раева
Приложения
89