ЮБИЛЕЙНЫЕ БОРКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
17—18 января 2005 года на кафедре русского языка ВолГУ состоялись юбилейные Борковские чтения, посвященные 105-летию со дня рождения академика Виктора Ивановича Борковского. В работе приняли участие языковеды — преподаватели Волгоградского государственного университета, Волгоградского государственного педагогического университета и Волгоградского государственного технического университета.
Борковские чтения открыл проректор доктор исторических наук, профессор И.О. Тюменцев. В своем вступительном слове он подчеркнул значимость для университета в целом и факультета филологии и журналистики в частности библиотеки видного ученого, которая была передана Институтом русского языка Академии наук СССР в дар Волгоградскому государственному университету в 1982 году как самому молодому в то время вузу страны. И действительно, такому подарку были рады все преподаватели и студенты: в первые годы своего развития университет испытывал недостаток научной литературы.
В приветственном слове декан факультета филологии и журналистики ВолГУ, кандидат филологических наук, доцент Д.Ю. Ильин отметил, что библиотека способствует росту в научном плане всех ее читателей и плодотворному развитию специальностей факультета.
Заведующая кафедрой русского языка доктор филологических наук, профессор Н.А. Туликова выразила благодарность ректорату университета за предоставленную возможность формирования и постоянного дальнейшего пополнения книжных фондов кабинета-музея академика В.И. Борковского, доступных для эффективной научной работы студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей всех вузов Волгограда.
Проблематика исследований В.И. Борковского, специалиста в области истории русского языка, диалектологии, сравнительно-исторического синтаксиса восточнославянских языков, нашла отражение в докладах участников Чтений.
Основные подходы к анализу функциональной семантики языковых единиц в трудах В.И. Борковского были изложены в докладе H.A. Тупиковой, которая охарактеризовала методологические принципы исследования памятников древнерусской письменности, сформулированные В.И. Борковским, подчеркнув фундаментальность работ ученого, опиравшегося на анализ богатого фактического материала, стремление обобщить разрозненные факты и определить закономерности развития системы. H.A. Туликова рассмотрела понятие «безличность» в трактовке В.И. Борковского и представила результаты анализа языковых единиц в памятниках старорусской письменности XVII века, сохранившихся в составе архива Яна Сапеги, одного из деятелей периода Смутного времени.
Опираясь на положение В.И. Борковского о системности лингвистической географии, Д.Ю. Ильин проанализировал ономастические единицы, встречающиеся в волгоградских печатных изданиях; на ряде примеров докладчик аргументированно доказал, что функционально-семантический подход к исследованию топонимической лексики позволяет определить мотивационные связи географических наименований, что дает возможность рассмотреть материал как с точки зрения модели мотивации, так и с учетом способности единиц данного функционально-семантического поля становиться источником деривации.
Вопросу использования диалектного материала в работах академика по истории русского языка было посвящено выступление Е.С. Рудыкиной, обратившей особое внимание на наличие в говорах языковых явлений, не сохранившихся в литературном языке.
В докладе Е.Г. Сидоровой была рассмотрена типологическая классификация односоставных предложений, разработанная В.И. Борковским, определена специфика синтаксических конструкций, которые в современном русском языке принято выделять в самостоятельные разновидности предложений, охарак-
теризованы перспективы исследования названной проблемы.
Особенности функционирования глаголов ограниченной сферы употребления в составе различных конструкций были выявлены М.В. Миловановой, которая проанализировала употребление словоформ в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, опираясь на классификацию, данную в трудах академика В. И. Борковского.
Неоднозначно решаемый в лингвистике вопрос — видовая парность в русском языке — стал предметом доклада Л.Ф. Беляковой, рассмотревшей статус категории вида и природу отношений между членами видовой пары и языковой тенденцией к преодолению видовой дефектности. В докладе H.A. Аверьяновой были проанализированы разноуровневые средства выражения длительности, их функционирование в различных микрополях длительности: с семантикой срока существования действия, срока сохранения действия и срока осуществления действия.
Концептуализации эмоций в лингвокультурном контексте, диалектике эмоционального и этноязыкового кодов на материале универсальных эмоциональных поведенческих реакций (обиды, мести, прощения) посвятил свое выступление И.И. Чесноков. О применении метода сопоставительного изучения функциональных разновидностей языка к анализу синтаксических конструкций и параллельных текстов рассказала в докладе С. В. Ионова.
Ссылаясь на наблюдения В.И. Борковского, О.В. Бондаренко в своем сообщении обратилась к использованию форм древнерусского глагола «быти» в конструкциях с условным значением. В докладе С.Ю. Харченко, посвященном объективным и субъективным факторам, влияющим на становление норм правописания, были проанализированы специфические черты орфографической нормы, которые нашли отражение в пособии В.И. Борковского «Навыки по орфографии и пунктуации».
В выступлении С.Г. Ушаковой были рассмотрены особенности функционирования инфинитива и безличных глаголов в учебном научном тексте при выражении его стилистической доминанты. Ю.М. Шалимова обратилась к лингвистическим особенностям текстов монографических исследований В.И. Бор-
ковского на примере использования отглагольных существительных на -ние.
Анализ конструкций с зависимым и независимым инфинитивом в «Житии Сергия Радонежского» был представлен в сообщении Н.А. Стародубцевой, охарактеризовавшей основные подходы к изучению данной глагольной формы в работах В.И. Борковского и специфику употребления языковых единиц в житийном тексте.
Опираясь при рассмотрении фольклорных текстов на работы В.И. Борковского, Н.С. Кушнерук выявила, что экспрессивноэмоциональная окраска может проявляться как потенциальное свойство слова и выражаться всем контекстом.
В выступлении С.Б. Ковеневой были обозначены проблемы и перспективы изучения диалектной речи, отмеченные академиком В.И. Борковским в его рецензиях на научные работы лингвистов середины XX века; автор сообщения проанализировала диалектные слова и их функции в произведениях волгоградского писателя Е.А. Кулькина. Отражению диалектных особенностей речи в газетном тексте был посвящен доклад Н.В. Кабановой, которая исследовала материалы печатных изданий г. Урюпинска Волгоградской области.
Дискуссия в ходе Чтений показала, что идеи академика В.И. Борковского продолжают оставаться актуальными и в настоящее время и дают импульс для дальнейших размышлений о путях развития русского языка и его функционировании на современном этапе. Библиотека лингвиста, сохраненная как целостное научное собрание в кабинете-музее его имени, постоянно пополняется новыми научными изданиями, современной периодической литературой и служит развитию исследовательской мысли, науки о языке.
Материалы докладов планируется опубликовать в сборнике научных трудов, посвященном 105-летию со дня рождения академика В.И. Борковского.
18 января кафедра русского языка проводила День открытых дверей кабинета-музея академика В.И. Борковского. Гости ознакомились с фондами библиотеки, особое их внимание привлекли специально подобранные книги с дарственными надписями и автографами известнейших языковедов. На встрече с преподавателями и учащимися средних учебных заведений (гимназий № 7,
182
Юбилейные Борковские чтения в Волгоградском государственном университете
№ 8, лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда, школ № 235, 236 г. Знаменска и других) декан факультета Д.Ю. Ильин рассказал об использовании научного потенциала библиотеки ученого в развитии специальностей факультета филологии и журналистики, заведующая кафедрой русского языка Н.А. Тупикова подробно охарактеризовала книжные фонды кабинета-музея и их роль в
обеспечении дисциплин кафедры русского языка. Методист кафедры русского языка Ю.М. Шалимова провела в кабинете-музее экскурсию для школьников, познакомила с выставкой трудов В.И. Борковского, а также книгами, подаренными академику его коллегами, учениками, известными отечественными и зарубежными исследователями.
О. В. Бондаренко, С.Ю. Харченко