Научная статья на тему 'Третий Международный научный конгресс «Наука, искусство, образование в III тысячелетии»'

Третий Международный научный конгресс «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третий Международный научный конгресс «Наука, искусство, образование в III тысячелетии»»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС «НАУКА, ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ»

Языковеды ВолГУ приняли участие в работе Третьего Международного научного конгресса «Наука, искусство, образование в III тысячелетии», проходившего в Волгограде в рамках Международного культурного форума «Гармония будущего» (2—12 апреля 2004 г.).

Одно из заседаний секции «Литература и язык как часть понятия “культура”» состоялось в Пушкинском классе факультета филологии и журналистики Волгоградского государственного университета. Вели заседание сопредседатели д-р филол. наук, проф. С.П. Лопушанская, д-р филол. наук, проф. О.А. Прохватилова, д-р филос. наук, доц. Э.В. Баркова. Заседание открылось докладом д-ра филос. наук, доц. Э.В. Барковой, посвященным феномену молчания в культуре. В своем выступлении Э.В. Баркова подчеркнула, что молчание есть «бытие культуры-в-себе», выражающее самопрояснение новых оснований целостности, смысла и направленности культурного процесса. Общетеоретический уровень этого выступления был поддержан в сообщениях, посвященных осмыслению проблемы изучения духовной речи и ее роли в становлении русской культуры. В докладе д-ра филол. наук, проф. О.А. Про-хватиловой был затронут вопрос о взаимодействии языка и культуры, и в связи с этим духовная речь рассматривалась как один из источников, который обогащает современный русский литературный язык и развивает его стилистические подсистемы. Лингвистической специфике церковного послания как памятника духовной культуры христианства, средства закреп-

ления языковых, нравственных и духовных традиций общества был посвящен доклад ассист. И.Ю. Ярмульской; асп. Е.Г. Сомова в своем сообщении сделала попытку охарактеризовать религиозно-мировоззренческую специфику духовного текста.

Большая группа докладов была обращена к рассмотрению проблемы функционирования русского языка в социокультурном пространстве. На закономерностях переосмысления русской общеупотребительной лексики в составе тер-миносистем остановилась канд. филол. наук, доц. М.В. Косова; особенности ин-тонационно-звуковой организации рекламного текста в лингвокультурологическом аспекте рассмотрела в своем докладе ассист. Е.С. Стрельникова; анализ употребления ментальных глаголов в нижневолжских казачьих говорах был дан в докладе канд. филол. наук, доц., докторанта С.Р. Омельченко. На примере изучения языка повседневного общения размышляла о путях осмысления и понимания речевой повседневности, проблемах функционирования родного языка канд. филол. наук, доц., докторант Л.Ф. Белякова; в докладе канд. филол. наук, доц., докторанта Е.Ю. Ильиновой рассматривался литературный диалог, его эстетическая и культурологическая значимость в контексте художественного дискурса.

Особый интерес участников заседания вызвал доклад д-ра филол. наук, проф. С.П. Лопушанской, посвященный проблемам культурологического освещения истории русского языка. С.П. Лопушанская подчер-

кнула, что язык, отражая «наивную» картину мира, является зеркалом и мыслительной деятельности носителей языка, и развития их духовной культуры. Продолжая тему, канд. филол. наук, доц. О.А. Гор-бань в своем выступлении представила анализ пространственно-временной семантики древнерусских глаголов движения; канд. филол. наук, доц., докторант Е.М. Шептухина осветила в докладе пути формирования в русском языке глаголов со связанными основами; доклад канд. филол. наук, доц. Е.В. Терентьевой был посвящен рассмотрению лексико-грамматической семантики древнерусского глагола в лингвокультурологическом аспекте. Попытка осмысления истории разноспрягаемых глаголов как отражения особенностей самосознания носителей русского языка была сделана в докладе асп. Г.В. Егоровой; асп. Е.Г. Дмитриева на материале «Жития протопопа Аввакума» охарактеризовала специфику культуры старорусской письменной речи; деловая речь как компонент языковой культуры Московской Руси стала предметом рассмотрения в сообщении соиск. А.В. Кузнецовой.

Всего на заседании, в котором приняли участие известные ученые и молодые исследователи, работающие в ВолГУ и других вузах Волгограда, было прочитано 16 докладов и сообщений.

Под председательством д-ра филол. наук, проф. Н.А. Тупиковой и д-ра филол. наук, проф. Н.Л. Шамне заседание секции «Литература и язык как часть понятия “культура”» проходило в кабинете-музее академика В.И. Борковского.

В докладах и сообщениях многих участников этого заседания нашли отражение проблемы, связанные с изучением культурно-языковых традиций региона. Доклад д-ра филол. наук, проф. Н.А. Тупиковой был посвящен анализу художественной прозы волгоградского писателя Е.А. Кулькина, произведения которого являются воплощением духовного наследия многих поколений представителей разных социальных и этнических групп населения его родного края. Асп. С.Б. Ковенева остановилась на индивидуально-авторских особенностях употребления глаголов социальных отношений в произведениях Е.А. Кулькина. В докладе канд. филол. наук, доц., докторанта Д.Ю. Ильина были охарактеризованы экстралингвисгические и лингвисти-

ческие факторы, влияющие на формирование региональной топонимики; анализ синтаксической организации газетных заголовков местных (областной и городских) газет был представлен в сообщении канд. филол. наук, доц. Е.Г. Сидоровой; образный язык районной газеты «Урюпинская правда», на страницах которой освещается культурная жизнь региона, рассмотрела в своем выступлении асп. Н.В. Кабанова; канд. филол. наук, доц. М.В. Милова-нова остановилась в докладе на афористической лексике, функционирующей в речи нижневолжских казаков; записи устной речи коренных жителей Калачевского района Волгоградской области послужили материалом для наблюдений, которые обобщила в своем выступлении канд. филол. наук, доц. Е.С. Рудыкина.

В ряде докладов, прозвучавших на секции, освещались общие и специальные вопросы, связанные с проблемами развития и функционирования языка. Процесс глобализации в рамках межкультурной и транскультурной коммуникации на современном этапе охарактеризовал в своем докладе д-р филол. наук, проф. Н.Л. Шамне; канд. филол. наук, доц. С.В. Ионова посвятила сообщение рассмотрению параметров, определяющих лингвокультурологическую компетенцию языковой личности; культурно-исторический аспект анализа феномена языковой личности был представлен соиск. Т.А. Будаевой; о понятии «идиостиль писателя» применительно к творчеству А. Платонова размышляла в своем выступлении соиск. М.В. Фролова; функционально-семантический анализ отглагольных имен, использование которых зафиксировано в текстах по лингвокультурологической тематике, был дан в докладе асп. Ю.М. Шалимовой. Вопросы культуры письменной речи в связи с понятием общеязыковой нормы поднимались в исследовании канд. филол. наук, доц. С.Ю. Харченко; специфика употребления языковых единиц в современных учебных научных текстах, содержание которых способствует развитию духовного потенциала личности, была показана в докладе асп. С.Г. Ушаковой.

Всего на заседании, в котором приняли участие языковеды ВолГУ, преподаватели Урюпинского филиала университета, учителя средних учебных заведений, было сделано 14 докладов и сообщений.

Подводя итоги заседаний, участники Конгресса подчеркивали, что язык является значимой и неотъемлемой частью культуры, а описание взаимодействия языка и культуры, отражения в национальном языке материальной культуры и менталитета, их проявлений в живых языковых процессах обусловливает существование не только собственно лингвистической, но и культурной, а также националь-

но-региональной составляющей современных подходов к изучению и преподаванию русского языка.

Материалы всех докладов, представленных на двух заседаниях секции «Литература и язык как часть понятия “культура”», нашли отражение в опубликованном научном сборнике.

М. В. Милованова, Е.С. Стрельникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.