хроника
третья международная научная конференция «изменяющаяся россия - изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ -начала XXI века»
Кафедра русской литературы ХХ века Института филологии и журналистики СГУ организовала и провела 25-26 мая 2009 года третью международную научную конференцию «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ - начала XXI веков». Она шла сразу же за праздником Славянской письменности и культуры в Саратове, ознаменованным открытием памятника творцам славянской азбуки равноапостольным Кириллу и Мефодию у Х корпуса СГУ и была посвящена 100-летию Саратовского университета и 50-летию кафедры русской литературы ХХ века.
Открывая научную конференцию, директор Института филологии и журналистики профессор В.В. Прозоров в приветственном слове сосредоточил внимание на современных проблемах гуманитарной отрасли университетского образования и говорил о значимости основного направления в работе кафедры русской литературы ХХ в., которая решением Ученого совета переименовала недавно в кафедру новейшей русской литературы. Заведующая кафедрой проф. И.Ю. Иванюшина раскрыла незабываемые, увлекательные страницы истории кафедры советской литературы / бессменный руководитель до 1983 г. проф. П.А. Бугаенко), а также кафедры русской литературы ХХ в. (зав. кафедрой в 1990 -2005 гг. - проф. А.И. Ванюков). Затем состоялась презентация вышедших недавно сборников научных трудов: «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ - начала ХХ1 веков. Вып. 2» (отв. редактор, составитель
А.И.Ванюков, 2008), «Литературно-художественный авангард в социо-культурном пространстве российской провинции: история и современность» (отв. редактор, составитель И.Ю. Иванюшина, 2008), «А.И. Солженицын и русская культура. Вып. 3» (отв. редактор, составитель Л.Е. Герасимова).
На пленарном заседании были заслушаны три доклада. Проф. А.И. Ванюков обратился к истории журнала «Весы» в 1909 году, раскрыл внутренний драматизм и последовательность «весовской» редакционной политики, направленной на подведение предварительных итогов русского сомволизма. В докладе проф. А.А. Гапоненкова «Культурная жизнь русского зарубежья в переписке С.Л. и Н.А. Бердяева (1923-1947)» был очерчен широкий круг культурно-философских, духовнонравственных вопросов и проблем времени, встающих в напряженном диалоге С. Франка и Н. Бердяева - диалоге Берлина и Парижа, двух центров русской эмиграции. «Неподцензурная русская культура 1970-80-х годов и журнальная периодика русской эмиграции» были в центре внимания доц. Е.Ю. Скарлыгиной (Москва), которая глубоко проанализировала поставленную проблему на материале журналов «Континент», «Синтаксис», «Время и мы» и «Стрелец».
Далее работа конференции шла в четырех секциях - «Русская литература рубежа Х1Х-ХХ вв.», «Литература русского зарубежья», «Русская литература советской эпохи» и «Современная русская литература», охватывающих, по существу, весь историко-литературный диапазон ХХ - начала ХХ1 веков и дающих возможность исследователям сосредоточиться на актуальных проблемах изучениях художественного опыта эпохи.
В секции «Русская литература рубежа Х1Х-ХХ вв.» было прочитано четыре доклада. Большой интерес вызвало выступление д.ф.н. М.Ч. Ларионовой (Ростов-на-Дону) «Опыт этнокультурного комментирования литературного текста (повесть
А.П. Чехова “Степь”)». Доц. И.А. Полуэктова (Борисоглебск) исследовала «дуновение Запада» в ранних произведениях А. Куприна и Б. Зайцева. «Динамика историософского романа: Д. Мережковский и М.Булгаков» прослеживалась в докладе доц. Т.И.Дроновой (СГУ). Проф. И.Ю. Иванюшина и проф. И.А.Тарасова пред-
ПРИЛОЖЕНИЯ
ставили коммуникативную организацию ранней лирики В. Маяковского.В определенную систему складывались доклады по литературе русского зарубежья: «“Вторая душа” в творчестве М. Цветаевой» проф. Н.В. Мокиной (Педагогический институт СГУ), «Парадоксы ностальгии:
В. Набоков, Д. Рубина (лингвопоэтический аспект )» доц. О.Ю. Авдевниной (Педагогический институт СГУ), «Поэзия как ткань повседневности (книга эссе П. Вайля “Стихи про меня”)» доц. И.В. Бибиной (СГУ). Далее шли доклады проф. В.В. Компанейца (Волгоград) о символике цвета в эпопее И. Шмелёва «Солнце мёртвых» , проф. А.И. Авруса (СГУ) «В.М. Чернов о М. Горьком», доц. Е.Г. Трубецковой (СГУ) «Метафора болезни в творчестве М. Алданова», докторанта О.И. Лагашиной (Таллинн) «М. Алданов о Л. Толстом: на стыке двух критических традиций” и канд. филол. наук, ст. преп. Е.И. Бобко (СГУ) «Изменение устоев мира в романе М. Алданова “Истоки”».
В трёх заседаниях секции «Русская литература советской эпохи» последовательно ставились и раскрывались основные аспекты исторической поэтики русской литературы этого периода. Проф. Т.Д. Белова (Педагогический институт СГУ) анализировала «образы писателей и проблемы искусства в книге М. Горького “Жизнь Клима Самгина”», канд. филол. наук Т.В. Бердникова (СГУ) рассматривала цитатные знаки интертекстуальности в поэзии А. Ахматовой, доц. Б.А. Минц (СГУ) погрузилась в стихотворение О.Мандельштама «Веницейской жизни, мрачной и бесплотной» и «венецианский текст» в литературе и живописи, доц. С.В. Кекову (Саратовский государственный социально-экономический университет) интересовал панантропизм как религиозно-философская основа творчества Н. Заболоцкого конца 1930-1950-х гг., соискатель И. Бычкова (Самара) говорила о стихотворных особенностях жанра частушки в творчестве А. Ширяевца, проф. Н.Е. Тропкина (Саратов) исследовала пространственную символику анималистических образов в поэзии
А. Тарковского, проф. В.П. Крючков (Педагогический институт СГУ) выступил с докладом «Мотив волка в прозе Б. Пильняка». Затем проф. А.А. Дырдин (Ульяновск) развернул духовно-реалистическую парадигму прозы Л. Леонова, раскрывающуюся в геофилософских аспектах проблемы; о художественном пространстве в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» говорил асп. Л.И. Ермолов (СГУ), кинематографическую составляющую в художественном мире В.Шаламова представила проф. Л.В. Жа-равина (Волгоград), проблема литературного текста как источника исторической повседневности обосновывалась доц. Л.А. Посадской (Педагогический институт СГУ). Далее проф. А.П. Романенко (Педагогический институт СГУ) убедительно раскрыл функции советской культуры в творчестве Ф. Искандера, доц. З.С. Санджи-Гаряева (Педагогический институт СГУ) предложила тонкий анализ повествовательной структуры романа Ю. Трифонова “Время и место”. Богатые возможности мотивного анализа в изучении авторского сознания были продемонстрированы асп. А.В. Карстен (СГУ) в ходе рассмотрения Мотивов крови и провидения в романах Б. Окуджавы и
ст. преп. О.В. Шиндиной (Саратовский государственный социально-экономический университет), исследовавшей культурологическое наполнение мотива обретения речи в творчестве В. Каверина. Изучению роли фольклорной и мифологической символики были посвящены доклады проф. Н.М. Муравьёвой (Борисоглебск) «Символика природных образов в повести Е. Носова “Шумит луговая овсяница”» и соиск. К.В. Кашниковой (СГУ), рассматривающей этот вопрос в научно-фантастических произведениях 0. Ларионовой. Большой идейно-поэтический потенциал классической формы был выявлен в докладе канд. филол. наук Е.В. Лысенко (СГУ) «Сонет в творчестве
A. Тарковского».
Четырнадцать докладов были прочитаны в секции «Современная русская литература». Первое заседание объединило выступления доц. И.В. Некрасовой (Самара), которая говорила об особенностях поэтики новейшей русской литературы, и проф. В.И. Хрулёва (Уфа), рассматривающего роман Л. Леонова «Пирамида» в контексте литературных тенденции ХХ в.; канд. филол. наук Г.М. Ал-тынбаеву (СГУ), поставившую проблему «А.И. Солженицын о М.А. Булгакове», и проф. Н.П. Владимирова (Москва), исследовавшего, как русская литература XXI века ищет и даёт образцы индивидуальной христианской нравственности. Вопросы деконструкции национальной идентичности в современном русском романе на примере творчества
B. Пелевина и Т. Толстой, интересующие проф. И.В. Кабанову (СГУ), дополнялись в докладах преп. С.С. Жо-гова (Балашовский филиал СГУ) «Мотификация моделей будущего в концептуалистском романе В. Сорокина (от “Голубого сала” к “Дню Опричника”)» и студ. С.А. Ковалёва (Волгоград) «Павел Алексеевич Кукоцкий как житийный герой». Большой интерес вызвало сообщение доц. В.В. Биткиновой (СГУ) «Петровская эпоха в стихах и песнях А. Городницкого». В ходе второго заседания были заслушаны доклады доц. Л.В. Зиминой (Педагогический институт СГУ) «Творческие новации Л. Петрушевской 1990-2000-х гг.» и доц. О.В Щегольковой (Самара) «Культурные коды в книге Б. Акунина “Нефритовые чётки”», соиск. Э.Ф. Тугушевой (СГУ) «Творчество А. Битова в зарубежных исследованиях» и О.Г. Тюриной (СГУ) «А. Варламов в жанре литературной биографии (на материале книги “Пришвин” в серии ЖЗЛ)». Завершали работу секции доклады соиск. А.В. Палагиной (СГУ) «Тип героя в пьесах
В. Сигарева» и канд. филол. наук Е.А. Ивановой «Кризис языка и язык кризиса в новейшей русской поэзии». Последнее заседание участников научной конференции проходило в Государственном музее К.А. Федина. Зам. директора по научной работе Л.Ю. Коновалова представила экспозицию Дома русской литературы XX в., проф. Л.Е. Герасимова провела круглый стол «Современное состояние отечественной литературы», были подведены итоги научной конференции, принято решение издать третий выпуск сборника научных трудов «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI вв.»
А.И. Ванюков