С.С. Акимов
юбилей нижегородского государственного художественного музея
139
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород; e-mail: [email protected]
Этим летом Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) -один из старейших и наиболее значительных в провинции - отметил 120-летие со дня основания. Открытие Городского художественного и исторического музея состоялось 25 июня 1896 г. Инициаторами его создания выступили представители местной интеллигенции во главе с художником А.А. Карелиным и видным мастером исторической живописи Н.А. Кошелевым, чье детство связано с Нижегородским краем. Проведение в городе в 1896 г. XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки ускорило осуществление этого начинания.
Экспозиция, объединявшая художественный и краеведческий разделы, разместилась в Дмитриевской башне кремля, реконструированной по проекту известного знатока древнерусского зодчества архитектора Н.В. Султанова. Первыми экспонатами стали произведения искусства, подаренные Императорской Академией художеств, авторами и частными лицами. Один из наиболее значительных даров был сделан Н.А. Ко-шелевым. Художник передал в дар музею несколько своих работ, в том числе монументальное полотно «Погребение Христа» (1881), которое заняло в первой экспозиции центральное положение, а также этюды к нему и эскизы к росписям московского храма Христа Спасителя. «Погребение Христа» существенно пострадало в годы Великой Отечественной войны, поскольку не было эвакуировано вместе со всей коллекцией в Новосибирск; на состоянии его живописи сказалось и то, что в советское время картина хранилась накатанной на вал. Некоторое время назад была завершена трудоемкая реставрация произведения (реставратор НГХМ М.Л. Коротаева), вновь занимающего в экспозиции достойное место.
В послереволюционное десятилетие собрание музея многократно выросло в результате национализации частных коллекций, поступлений из закрытых церквей и монастырей, передачи произведений из Государственного музейного фонда и центральных музеев. В 1924 г. новая экспозиция художественного отдела была открыта в бывшем доме городского головы Д.В. Сироткина на Верхне-Волжской набережной. В настоя-
щее время это, построенное архитекторами братьями Весниными в 1913-1916 гг. и являющееся прекрасным образцом неоклассицизма здание, после проведенных ре-монтно-реставрационных работ полностью занимает экспозиция западноевропейского искусства. Отечественное искусство представлено в бывшем губернаторском дворце на территории кремля, полученном музеем в 1992 г. и также имеющем статус объекта культурного наследия федерального значения (архитекторы П.Д. Готман и И.Е. Ефимов, 1835-1841 гг.). Еще в 1934 г. произошло официальное разделение музея на самостоятельные художественный и краеведческий -ныне Нижегородский государственный ис-торико-архитектурный музей-заповедник.
Фонды музея насчитывают в настоящее время почти 12 тысяч предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры отечественных и зарубежных мастеров.
Наиболее ранним и одним из самых ценных памятников в коллекции древнерусской живописи является икона «Огненное восхождение пророка Илии с Богоматерью Ни-копеей и житием в 16 клеймах», датирующаяся рубежом XIV-XV столетий и созданная, как полагают исследователи, либо в Нижнем Новгороде, либо в Ростово-Суздальских землях. Написанный в период после победы на Куликовом поле, образ воплощает идею торжества христианства над язычеством и отражает героические устремления времени духовного и политического подъема Руси. Данная икона происходит из коллекции Г.М. Прянишникова, составившего в конце XIX - начале ХХ в. в нижегородском селе Го-родец (ныне город) значительную коллекцию иконописи, уже тогда привлекавшую внимание специалистов, в частности П.П. Муратова. Первоклассными произведениями представлены в НГХМ иконопись Новгорода Великого, Москвы и среднерусских земель XV-XVI вв., а также разнообразные тенденции в развитии иконописания XVII столетия, процесс обновления древнерусской художественной системы под ренессансными и барочными влияниями. Великолепный образец «живоподобной» иконы второй поло- рЕ вины XVII в. - празднично сияющий ярки- о ми красками и позолотой образ Богоматери
о
3 ю О
Одигитрии кисти Кирилла Уланова (1721), крупного мастера, работавшего в московской Оружейной палате и в Поволжье. Музей располагает сравнительно небольшой по количеству, но ценной коллекцией художественно оформленных рукописных и старопечатных книг, древнейшей среди которых является происходящее из расположенного на Оке Дудина монастыря Евангелие 1408 г., лицевого шитья и художественного серебра XVI-XVII вв.
О раннем этапе в истории русского портрета зритель может судить на примере написанного в 1695 г. торжественного и репрезентативного изображения воеводы И.Е. Власова работы московского мастера Григория Одольского. Расцвет портретной живописи в середине и второй половине XVIII в. представлен полотнами Ф.С. Роко-това, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, И.С. Саблукова, М. Шибанова, а также произведениями работавших в России иностранных художников.
Чрезвычайно разнообразно собрание живописи и графики XIX в. Достаточно перечислить имена - они говорят за себя сами: К.П. Брюллов, А.Г. Венецианов, В.А. Тропи-нин, С.Ф. Щедрин, А.А. Иванов, И.К. Айвазовский. Особый раздел составляет творческое наследие Арзамасской школы живописи А.В. Ступина - первого в российской провинции частного художественного учебного заведения, действовавшего в 1802-1861 гг. Расцвет во второй половине столетия бытового жанра, обращавшегося в реалистическом изображении действительности к общественно актуальным, злободневным темам, демонстрируют картины В.Г. Перова, Н.П. Загорского, В.Е. Маковского, Н.А. Яро-шенко и других живописцев. Запоминающийся и неоднозначный образ крестьянина пореформенной эпохи создан И.Е. Репиным в портрете «Мужичок из робких» (1877). Яркий солнечный свет, свободная и легкая живопись луговых трав по контрасту с более плотной моделировкой фигуры и лица, поэтичное обаяние молодости присущи портрету-картине И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком», где запечатлена племянница художника. «Ковер-самолет» В.М. Васнецова (1880) является одной из ранних его работ на сказочную тематику, ставшую, как известно, его подлинным призванием. Среди произведений ведущих пейзажистов второй половины XIX в. - величественный и поэтичный «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» А.К. Саврасова (1871), типичный для И.И. Шишкина эпический вид «Кама близ Елабуги» (1895) с бескрайним простором сосновых лесов и его же «Туманное утро»
(1885), колористически тонкие пленэрные этюды В.Д. Поленова, целый ряд пейзажей И.И. Левитана. Наряду с произведениями мастеров-реалистов экспонируются наиболее интересные работы представителей академического искусства. С 197 г. в музее находится грандиозное полотно К.Е. Маковского «Воззвание Минина», впервые показанное на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. и в 1908 г. переданное городу министерством императорского двора.
Исключительно богата в музее коллекция произведений художников периода Серебряного века. Нет ни одного сколь-либо крупного мастера этого времени, краткого, но до предела насыщенного многообразными эстетическими и духовными поисками, кто не был бы представлен в НГХМ. Продолжающие реалистические традиции бытового жанра полотна А.Е. Архипова и Ф.А. Малявина, ранняя элегически-грустная картина «Осенью» (1891) и импрессионистические этюды К.А. Коровина, изысканные стилизации мастеров объединения «Мир искусства», скульптуры С.Т. Коненкова, пейзажи членов «Союза русских художников». Поистине бесценными являются монографические коллекции произведений В.А. Серова, Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева, отражающие различные этапы творческой эволюции замечательных мастеров. Широкой известностью у специалистов и зрителей пользуется собрание живописи авангарда, включающее картины В.В. Кандинского, К.С. Малевича, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова.
Велика и разнообразна целенаправленно формировавшаяся коллекция советского искусства.
Различными путями сложилась в музее коллекция зарубежного искусства, дающая представление обо всех ведущих художественных школах Западной Европы Х^-Х1Х вв. Значительная часть произведений поступила из национализированных частных собраний города и губернии, из которых крупнейшей была коллекция дворян Шереметевых в усадьбе Юрино (ныне на территории Республики Марий Эл). Шереме-тевское собрание складывалось на протяжении второй половины XVIII - конца XIX в. и наряду с произведениями русских художников включало живопись Италии, Голландии, Фландрии, Франции, отдельные работы испанских, немецких, английских мастеров. Назовем имена Т. Манцуоли, Дж.М. Креспи, Ф. Воутерса, Д. Винкбоонса, О.М. ван Схри-ка, Ф.П. Рооса. Не менее широка география имевшихся в Юрине предметов прикладного искусства: итальянская майолика XVI-XVII
вв., голландская инкрустированная мебель XVII в., французский фарфор и бронза.
Существенно обогатились фонды НГХМ в результате практиковавшейся в 1930-х гг. передачи произведений из центральных музеев в региональные. Так, из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступили картины Л. Кранаха Старшего, Д. Тенирса и голландских художников XVII в. Я. Викторса, Я. Верспронка, П.Ф. де Греббера, крупного мастера итальянской ведуты XVIII в. Б. Белотто. Наконец, особый раздел музейных фондов составляет так называемая «венгерская коллекция», т.е. художественные ценности, до Второй мировой войны принадлежавшие частным владельцам в Венгрии, в период оккупации страны фашистами вывезенные в Германию и оттуда в 1945 г. с советскими войсками попавшие в Горький. В советское время они находились на закрытом хранении и были впервые показаны зрителям на выставках в Москве и Нижнем Новгороде в 1995-1996 гг. Сейчас лучшие произведения из «венгерской коллекции» вошли в постоянную экспозицию НГХМ: немецкая живопись и деревянная скульптура XVI в., подлинники Тинто-ретто, Эль Греко, П. Брейгеля Младшего, О. Ренуара.
Любой музей - это не только собрание, но и люди, его хранящие, изучающие и популяризирующие. В 1960-1980-х гг. музей благодаря директору В.П. Батуро и заместителю по науке Н.И. Шарун стал важнейшим центром культурной жизни города; его сотрудниками были ведущие нижегородские искусствоведы В.А. Филиппов, Т.И. Емельянова, П.П. Балакин, Л.И. Помыткина. Сменившая В.П. Батуро в должности директора В.Н. Кривова в непростые 90-е годы сумела
не только сохранить достигнутое, но и найти новые возможности для развития: НГХМ активно включился в межмузейное и международное сотрудничество, благодаря чему нижегородское собрание стало широко известно в России и за рубежом. Специалисты НГХМ внесли значительный вклад в изучение художественного наследия региона: хох-ломской и городецкой росписям по дереву посвящены труды Т.И. Емельяновой, древнерусское искусство Нижнего Новгорода весьма полно исследовано П.П. Балакиным, Арзамасской школой живописи плодотворно занималась В.В. Тюкина. Из вышедших в советские годы изданий наиболее полными являются составленный П.П. Балакиным альбом (1986) и написанный Н.И. Шарун путеводитель (1985). В разные годы были опубликованы каталоги некоторых разделов музейного собрания: западноевропейского (1977, составители П.П. Балакин и С.В. Ванд-Поляк) и древнерусского (2001, П.П. Бала-кин) искусства, русской живописи и графики второй половины XIX в. (2004, И.Н. Кузнецова), русского и западноевропейского серебра (2011, П.П. Балакин, Л.Д. Галузинская, Н.В. Свирина). В 2013 г. увидел свет двухтомный альбом, куда вошли лучшие произведения отечественного и европейского искусства (автор текстов И.В. Миронова). Хотелось бы надеяться, что юбилей станет стимулом для совершенствования как выставочной и просветительской, так и научно-исследовательской деятельности музея. Насущной задачей остается каталогизация собрания, включая подготовку нового каталога западноевропейского раздела, каталогов русской живописи и графики XVIII - первой половины XIX в., периода Серебряного века и советского искусства.
А.Ю. Чукуров
нестираемый след россии. рецензия на книгу а.в. бадялова «зарубежное наследие россии»*
© Чукуров Андрей Юрьевич - кандидат культурологии, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Книга А.В. Бадялова «Зарубежное наследие России» - интересный и яркий пример репрезентации исторического наследия и, отчасти, столь популярной сегодня визуальной антропологии. Данная весьма масштабная работа посвящена зарубежному историко-культурному наследию России. Как справедливо отмечает автор, «за последние
годы появилось большое количество книг и публикаций, касающихся различных отдельных аспектов данной темы, но до сих пор ни в России, ни в других странах не было попыток дать всеобщую обзорную характеристику русских зарубежных памятников истории и культуры» (с. 8). Вот именно такую попытку и предпринял А.В. Бадялов. ^
о т о
* Бадялов А.В. Зарубежное наследие России. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2014. - 974 с.