технологических линии взвешенной плавки на Надеждинском металлургическом заводе, а также осуществление мероприятий по повышению эффективности пылеочистки, привели к сокращению выбросов загрязняющих веществ на НГМК более, чем на 150 тыс. т. В 2010 г. снижение выбросов диоксида серы в сравнении с 2009 г. составило 36,6 тыс. т [3].
По тяжелым металлам снижены выбросы оксида никеля на 5,3%, оксида меди - на 12%, оксида кобальта - на 20,3%. В 2010 г. модернизировались установки по улавливанию пыли из газов (более 300 установок). Разработан план поэтапного снижения выбросов за счет реконструкции производства и улучшения утилизации серы. К настоящему времени эти
список литературы:
работы успешно ведутся, о чем в марте 2015 г. президенту России В.В. Путину лично доложил руководитель НГМК Владимир Потанин. Общие вложения в экологические программы «Норильского никеля» за период 2004-2010 гг. достигли 75 млрд руб. [3]. Налицо возврат к успешной практике советского времени по защите окружающей среды. Вместе с тем на сегодня следует констатировать, что технологии последних 35 лет привели к подлинной экологической катастрофе в Таймырском Заполярье. Погублены леса, загрязнены пастбища, почвы, реки и озера. Следовательно, повседневный государственный и общественный контроль за показателями производства на комбинате следует сохранить.
[1] [2]
[3]
[4]
[5]
[6]
Абаимов А.П., Бондарев А.И., Зырянова О.А., Шитова С.А. Леса Красноярского Заполярья. - Новосибирск: Наука, 1997. - 208 с.
Зиганшин Р.А., Карбаинов Ю.М. Мониторинг лесных экосистем Таймыра // Вестник КрасГАУ. - 2011, № 9. - С. 149-156.
Перминов А. Ловушки для газа и пыли // Наш край. - Красноярск. 2011, № 7. - С. 3. Верещагин Н.К., Забродин В.А., Карбаинов Ю.М., Ловелиус Н.В., Тихонов В.Г. Овцебык в тундре России. Эксперимент XX века по восстановлению исчезнувшего вида. - СПб.: Астерион, 2002. - 152 с. (на русском и английском языках).
Ловелиус Н.В., Пестряков Б.В. Юрий Карбаинов - созидатель государственного масштаба. Серия «Исследователи Севера». - СПб.: Астерион, 2014. - 32 с.
Ловелиус Н.В., Карбаинов Ю.М., Зиганшин Р.А. Самый северный лес Таймыра и заяц беляк // II Таймырская музейная интернет-конференция «Актуальные вопросы экологии Таймыра». - Дудинка, 2014. - С. 17-21.
С.С. Акимов
рецензия на книгу «ars. исследования нижегородских искусствоведов»*
© Акимов Сергей Сергеевич - доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород; e-mail: [email protected]
В 2010 г. на историческом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского на базе учебно-научного центра музеологии была образована кафедра археологии, искусствоведения и музе-ологии. Одним из начинаний новой кафедры стало издание сборника работ нижегородских авторов по вопросам истории зарубежного и отечественного искусства (под редакцией доктора искусствоведения А.Н. Донина) с периодичностью один раз в два года. К настоящему времени вышло два его выпуска.
Прежде в Нижнем Новгороде не существовало периодического искусствоведческого издания. Город никогда не был в числе видных центров науки об искусстве, правда, местным авторам принадлежат определенные, подчас весьма важные заслуги в иссле-
довании ряда вопросов русского искусства, например, народной резьбы и росписи по дереву (М.П. Званцев, Т.И. Емельянова), истоков и специфики импрессионизма в русской живописи (В.А. Филиппов). С открытием в 2004 г. в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова специальности «Теория и история изобразительного искусства» в регионе было положено начало искусствоведческому образованию. Появление сборника «ARS...», несомненно, стало важным событием в культурной жизни города, показателем успешного развития нижегородского искусствознания.
Оба выпуска имеют одинаковую структуру: в первом разделе помещены статьи нижегородских авторов, далее следуют работы приглашенных к участию иногородних специ-
s
I—
о о
СП
о
* ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник науч. статей. Отв. ред. А.Н. Донин. Нижний Новгород: Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского. Выпуск 1. 2012. - 107 с., илл.; Выпуск 2. 2014. - 182 с., илл.
о
3 ю О
алистов и завершает сборник раздел «Нижегородское искусствознание: Personalia», содержащий биографический очерк и воспоминания о том или ином ученом. В первом выпуске этот последний раздел был приурочен к 85-летию Н.И. Шарун, в течение сорока лет возглавлявшей научную работу в Нижегородском государственном художественном музее, во втором - опубликованы материалы к биографии исследователя русского искусства рубежа XIX-XX вв. и известного в городе педагога В.А. Филиппова, ученика Д.В. Сарабьянова по МГУ.
Отсутствие каких-либо ограничений по тематике позволяет авторам представить результаты самых различных исследований; наряду с работами авторитетных специалистов в сборник включены статьи начинающих искусствоведов. Отрадно видеть среди участников сборника сотрудников Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ). Однако вместе с положительными сторонами необходимо отметить и негативные моменты.
Из названия сборника, казалось бы, явствует, что цель издания - как можно полнее показать современное состояние нижегородской науки об искусстве. Но на его страницах нашли отражение далеко не все направления, по каким развивается сейчас нижегородское искусствознание: не представлены достижения в изучении народного искусства (Н.В. Квач), русского искусства периода Серебряного века (Н.В. Рязанова, С.В. Рязанова), немецкой печатной графики эпохи Возрождения (Н.А. Багровников). Только одна статья на оба выпуска (И.В. Маршевой о местных выставках второй половины XIX - начала XX в.) затрагивает историю искусства региона. Сравнительно с рецензируемым сборником ежегодно проводимая Нижегородским лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова и музеем Н.А. Добролюбова международная конференция Добролюбовские чтения, в рамках которой действует искусствоведческая секция, дает более полный и объективный «срез» нижегородского искусствознания.
Несомненно, в ряде случаев требовался более строгий отбор публикаций по их научному уровню. Так, в первом выпуске статья Т.В. Зуйковой о роли впечатлений от природы Бретани в творчестве импрессионистов, явно случайна по теме у этого автора, специализирующегося на современном церковном искусстве, и повторяет общеизвестные факты, а статья Н.С. Мас-ляевой об опыте экспонирования западноевропейской иллюстрированной книги в НГХМ вместо описания и анализа этой действительно разнообразной и богатой коллекции всего лишь кратко характеризует несколько проведенных музеем книжных выставок.
Положительное впечатление производит раздел «Наши гости». Если в первом выпуске
здесь помещено лишь две статьи, то втором он существенно расширен и содержит публикации преподавателей и аспирантов МГУ, Института им. И.Е. Репина, СПбГУ, Российского института истории искусств, касающиеся интересных проблем западноевропейской художественной культуры. В выпуске 1 профессор Института им. И.Е. Репина А.В. Степанов изложил аналитические наблюдения над эстетическими, социальными и гносеологическими особенностями современного нереалистического искусства, предложив очень удачную его типологию. Все постмодернистские арт-практики он классифицирует на искусство массовой культуры, неоконсервативное искусство, претендующее на элитарность (в рамках него выделены «новый классицизм», «новая готика», неопримитивизм, «гламур»), иронические искусство, чьи истоки восходят к приемам поп-арта, и «актуальное» искусство.
Во втором выпуске альманаха интересные работы опубликованы аспирантами МГУ и петербургских вузов: П.А. Алешиным - об уточнении иконографии «Пейзажа со сценами из жизни святых» из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, А.А. Троицкой - о роли надписей и импресс в английской портретной миниатюре елизаветинского времени, Л.В. Михайловой - о гравюрах немецкого мастера первой половины XVI в. Г. Шойфеляйна, О.Ю. Переведенцевой - о соотношении научного и эмблематического начал в анатомических иллюстрациях Ф. Рюйша. Главную тему своих исследований - роль книг образцов в творческом методе французских архитекторов Ренессанса - продолжает доцент МГУ Е.А. Ефимова.
Во втором выпуске сборника особое внимание привлекает статья сотрудницы Нижегородского художественного музея И.В. Мироновой об определении личности изображенного на «Портрете венецианского вельможи» кисти Тинторетто из собрания музея. Это произведение поступило в НГХМ по окончанию Второй мировой войны в составе так называемой «венгерской коллекции» - художественных ценностей, до войны принадлежавших венгерским предпринимателям и аристократам, вывезенных фашистами на территорию Германии и затем оттуда с одной из воинских частей попавших в г. Горький. И.В. Миронова проверила сведения некоторых венгерских публикаций о том, что на портрете изображен венецианский патриций, представитель одной из 12 «апостольских» фамилий Баттиста Морозини, путем сличения нижегородского полотна с достоверным портретом Морозини работы Тинторетто из Галереи Венецианской Академии. Несмотря на разницу возраста изображенных (нижегородский портрет датируется 1563-1565 гг., венецианский - рубежом 1580-1590-х), физиономическое сходство несомненно: оба произ-
ведения написаны с одного человека. Близко и композиционное решение обоих холстов. К тому же для семейства Морозини Тинторетто выполнял и другие заказы.
Искусству немецкого Возрождения посвящены статьи А.Н. Донина в обоих выпусках сборника. В статье 2012 г. предметом анализа стали комические черты в иллюстрациях нюрнбергского издания «Schatzbehalter oder Schrein der wahren Reichtbmer des Heils und der ewigen Seligkeit» С. Фридолина (1491). Ксилографии к этой книге были сделаны, как показывает стилистический анализ (исследование Ц.Г. Нессельштраус, 2000), в мастерской М. Вольгемута и его пасынка В. Плейденвур-фа. Автор тщательно выискивает в гравюрах Schatzbehalter^ элементы, способные вызвать смех зрителя, однако, не делает попытки разграничить, где перед нами сознательное желание художников ввести смеховые элементы в нравоучительную книгу (что, конечно же, не может быть невероятным - сатирические и юмористические элементы в немецком Ренессансе были весьма сильны), а где дело заключается в особенностях нашего нынешнего восприятия этих иллюстраций.
Статья А.Н. Донина 2014 г. рассматривает М. Пахера как одного из предшественников дунайской школы. Сама постановка вопроса о связи мастеров дунайской школы с наследием Пахера, работавшего в Тироле, что не столь далеко от долины Дуная, заслуживает внимания. Художник выступил одним из наиболее ярких новаторов при переходе немецкой живописи от позднего Средневековья к Ренессансу и создателем развитой и последовательной системы пространственных построений; около Пахера сложился круг учеников и последователей, в настоящее время слабо изученный, но так или иначе способствовавший распространению его творческих находок. Влияние Пахера и его круга на представителей Дунайской школы исключить нельзя, однако в статье А.Н. Донина эта проблема, думается, разработана без должной точности. Отысканное автором сходство между живописью Пахера и произведениями дунайских мастеров носит слишком общий характер и сводится к таким чертам, как интерес к пейзажу, стремление к пространственной динамике, специфический эмоциональный строй образов, отмеченный религиозной экзальтацией и одновременно благоговением перед красотой мира (у Пахера эти эмоциональные характеристики, заметим, встречаются редко, он более строг и сдержан).
Тему немецкого Возрождения продолжает во втором выпуске работа А.С. Рачкова, ученика А.Н. Донина, об Урсе Графе. Посредством анализа ряда рисунков автор делает попытку охарактеризовать взаимоотношения художника с его социальной средой,
определить роль комических и трагических черт в его графике и приходит к выводу, что «произведения Урса Графа убеждают в том, что этот лихой и разнузданный вояка, распутник и плут не был обделен способностью к сочувствию и состраданию.<...> И каким бы грубым ни был этот юмор, он, может быть, являлся живительной силой для тех, кто постоянно сталкивался с ужасами войны...».
Статьи С.П. Никольской в обоих сборниках посвящены уточнению сюжетов произведений западноевропейской живописи XVII-XVIII вв. из собрания НГХМ. Картина круга Ш. Ванлоо, традиционно именуемая «Спящая Диана», представляет характерный и высококачественный по мастерству образец рококо, а иконография данного изображения такова, что сложно с абсолютной точностью установить представленный на полотне персонаж. Подробно рассматривая иконографию таких персонажей, как Диана, Антиопа, нимфа, авторы (статья написана вместе с Н.В. Свириной) высказывают сомнение в традиционном определении сюжета картины, но и не приходят к какому-либо однозначному решению (мы придерживаемся мнения, что изображена все-таки Диана, хоть и не совсем в типичной интерпретации).
Публикация С.П. Никольской во втором выпуске ставит целью уточнение сюжета картины неизвестного итальянского мастера XVII в. «Скачки на празднике Палио в Сиене». Есть несоответствия между тем, как проходит Палио, и тем, что изображено на полотне: прежде всего, показанная на картине архитектура не похожа на застройку главной сиенской площади Пьяцца дель Кампо, где проводится праздник. Однако наездники одеты в костюмы одной из контрад (кварталов, выставлявших всадников на соревнования) - участниц Палио, из чего исследователь делает предположение, что изображено так называемое экстраординарное Палио, внеплановое, приуроченное к какому-либо знаменательному событию, на котором представители данной контрады одержали победу. Если гипотеза верна, это помогает определить время создания полотна: представители этого квартала побеждали на экстраординарных Палио 1681, 1685, 1689 гг. Остается сожалеть, что сосредоточившись на сюжете произведения, автор оставил без внимания его стилистические особенности.
Сравнивая содержание выпусков «ARS...», нельзя не заметить роста научного уровня публикаций. Хочется надеяться, что в дальнейшем не возникнет финансово-организационных затруднений с выходом сборника в свет, а более строгий отбор материалов, расширение круга авторов и, возможно, организация тематических выпусков сделают в скором времени нижегородское издание заметным явлением в российской науке об искусстве.