ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2022. № 4
Н.Г. Абрамова, А.Г. Голиков
ЮБИЛЕЙ КАФЕДРЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
N.G. Abramova, A.G. Golikov
DEPARTMENT OF SOURCE STUDIES' АNNIVERSARY
Аннотация. В статье прослеживаются основные этапы становления и развития первой в стране специальной кафедры источниковедения, созданной на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в сентябре 1952 г. Создание кафедры открыло новый этап в изучении и преподавании специальных исторических дисциплин, освоение которых является необходимым условием профессиональной подготовки историка. Показан решающий вклад руководителей кафедры академиков Михаила Николаевича Тихомирова и Ивана Дмитриевича Ковальченко в определение задач и направлений работы кафедры источниковедения, в создание и развитие концепции подготовки студентов-историков, специализирующихся на изучении источниковедения, историографии, методов исторических исследований, в формирование коллектива преподавателей и научных сотрудников, в достижение значимых успехов в преподавании и научной деятельности. Раскрываются основные страницы истории кафедры источниковедения исторического факультета МГУ как одного из ведущих в стране учебно-научных и методических центров по изучению и преподаванию проблем источниковедения, историографии, методов исторических исследований, вспомогательных исторических дисциплин. Продемонстрирован вклад кафедры источниковедения в развитие исторической науки, показана повседневная учебная и научная работа кафедры на протяжении семи десятилетий ее деятельности. Проанализирован опыт решения коллективом
Абрамова Надежда Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Abramova Nadezhda Grigorievna, PhD Candidate in History, Associate Professor, Department of Source Studies of Russian and Soviet History, Faculty of History, Lomono-sov Moscow State University
+7-495-939-35-97; istochmsu@list.ru
Голиков Андрей Георгиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ло-моно сова
Golikov Andrey Georgievich, Doctor in History, Professor, Head, Department of Source Studies of Russian and Soviet History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University
+7-495-939-35-97; golikov@hist.msu.ru
кафедры актуальных задач исторической науки в контексте становления и совершенствования преподавания учебных курсов, складывания учебных планов лекционных и практических занятий, формирования программ учебных курсов, подготовки методических и учебных пособий для обеспечения преподавания общих учебных курсов и дисциплин специализации для всех студентов исторического факультета, специализирующихся по отечественной истории, и для студентов, выбравших специализацию, профиль и образовательные программы кафедры источниковедения в частности. Перечислены основные направления научных исследований сотрудников, проблематика специальных курсов, прочитанных преподавателями и научными сотрудниками за последние годы. Особое внимание уделено проведению мемориальных научных чтений, посвященных коллегам и учителям — выдающимся профессорам кафедры, заложившим традиции коллектива, которые сохраняются, поддерживаются и развиваются сегодня.
Ключевые слова: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, кафедра источниковедения, методы исторических исследований, вспомогательные исторические дисциплины, М.Н. Тихомиров, И.Д. Ковальченко.
Abstract. The article characterizes the main stages of the formation and development of the Russian first special department of source study, which was established at the Faculty of History of the Lomonosov Moscow State University in September 1952. It was a beginning of a new stage in the study and teaching of special (auxiliary) historical subjects, which are a prerequisite for the professional training of historians. The authors reveal the decisive contribution of the Academy members Mikhail Nikolayevich Tikhomirov and Ivan Dmitrievich Koval'chenko, the heads of the Department, to the determination of goals and direction of its work, to the creation and development of the ideas of the programs for students of source studies, historiography, historical research methods, to the formation of the teaching staff and researchers, and to achieving significant advances in teaching and research activities. The article examines the history of the Department of Source Studies as one of the leading scientific and methodological centers. The authors highlight its contribution to the development of historical research and overview the educational and research activities of the Department during seven decades of its existence. They examine the experience of solving historical problems while developing teaching courses, educational curriculum and programs, methodical and teaching aids for students of the Faculty of History in general, and particularly of its Departments of Source Studies. The main recent directions of the departmental staff's research and lecturing are listed. Particular attention is paid to scientific readings in honor of colleagues and teachers, prominent professors, who established the traditions, which are preserved, maintained and developed today at the Department of Source Studies.
Keywords: Lomonosov Moscow State University, Department of Source Studies, methods of historical research, auxiliary historical disciplines, M.N. Tikhomirov, I.D. Koval'chenko.
л л л
1 сентября 1952 г. на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова появилось новое подразделение — первая в стране кафедра источниковедения (см. фото)1. Ее организация предусматривалась пятилетним планом (1946-1950 гг.) развития МГУ, утвержденным 11 марта 1946 г. Советом МГУ Было решено «организовать более 60 кафедр, в т. ч. ... на историческом факультете. источниковедения и вспомогательных научных дисциплин»2.
ПРИКАЗ
(¿1
\
\ ■V
I
№
' ^(ПВСКОМУ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ "»с.» М. 8. ЛОМОНОСОВА
I =--К
^^ОвЧвгяе пзкха» по 1Ьипе?ёре;ву внссаго обрагооанм
"Н р и г о а по Шшхсгерему висхбго образовая-дл СССР
К0СХ9В
16ЭТ
2 охтябра 1252 ?.
Об оргсиаацгв каСбдри хсточаикоо^дояш а Косхоьскои ордена .¡окгиа государственно:: ушисроктотэ шоа» Ц.В.Лоиоаосоза
1. 0р?звхговать с I октября 1952г.хьфодру хсгоч-нихова-деха» в коокоаекоа ордвпа лоакна государственной унхюрсц-ге:е хиенх .Ч.В.лоиохогою.
2. Рвхгору унхасрс'/.тста а двухнедельный срок а установленной пэрадзсе представить на утверждение Иинхстблгтва хандвдатуру на долкхоеть аааедуедего ухаганкоа хвфедро!.
Зкссти соотастстаусзие ха"4нвнха 6 устав универсх-
Ззпосгктол!» министра вяедегэ образовании СССР
Ч.1!»К0ОЬ38."
Носковс'ой'универгитета
лрсфесс;р (Б.А.Рибаисв)
1 Приказ № 979 от 11 октября 1952 года об организации кафедры источниковедения // Архив МГУ. Ф. 1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Ректорат, Совет, центральный аппарат. Оп. МГУ. Д. 160. Приказы проректора за 1952 год. Л. 62. Впервые приказ опубликован в книге «Кафедра источниковедения исторического факультета Московского университета» (СПб., 2019).
2 Летопись Московского университета. В 3-х т. Т. 1: 1755-1952. М., 2004. С. 500.
Кафедра создавалась по инициативе профессора Михаила Николаевича Тихомирова, члена-корреспондента АН СССР (с 1953 г. — действительного члена АН СССР), автора довоенного учебника по источниковедению истории СССР3. И.Д. Ковальчен-ко отмечал «исключительно глубокое проникновение в ход развития науки» М.Н. Тихомирова, который взял на себя «смелость доказывать необходимость создания кафедры источниковедения и добился этого»4.
Создание кафедры открыло новый этап в изучении и преподавании специальных исторических дисциплин, освоение которых — необходимое условие профессиональной подготовки историка. Вот уже 70 лет кафедра является одним из ведущих педагогических и научных центров, где разрабатываются актуальные проблемы методологии исторической науки, ведутся источниковедческие и историографические исследования, осуществляется преподавание специальных исторических дисциплин. На кафедре ведется специализация студентов, обучающихся в бакалавриате и в магистратуре. Выпускники аспирантуры и докторантуры успешно защищают кандидатские и докторские диссертации по специальности «Историография, источниковедение, методы исторического исследования». За эти годы по кафедре специализировалось более 650 студентов, каждый третий из них стал кандидатом исторических наук. Более 30 выпускников защитили докторские диссертации.
В настоящее время на кафедре работают заслуженные профессора Московского университета А.Г. Голиков, Н.Б. Селунская; профессора С.А. Байбаков, Д.М. Володихин, Г.Р. Наумова; доценты: заслуженный преподаватель Московского университета Ю.А. Мошков, Н.Г. Абрамова, Т.В. Агейчева, В.В. Алексеев, Т.А. Круглова, О.С. Петрова, старший преподаватель А.В. Карагодин, ассистент А.Н. Ле-вандовский; старший научный сотрудник Л.Д. Дергачева, младший научный сотрудник Е.О. Высоцкая, специалисты по учебно-методической работе: заслуженный работник Московского университета Т.Д. Горячева, Н.И. Муравенко, М.Л. Голубева. С 1995 г. кафедрой заведует профессор А.Г. Голиков.
Создание на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова специальной
3 Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Т. 1. М., 1940.
4 Ковальченко И.Д. М.Н. Тихомиров — основатель и руководитель кафедры источниковедения Московского университета // Археографический ежегодник за 1973 год. М., 1974. С. 181.
кафедры источниковедения стало рубежным событием в организации изучения и преподавания источниковедения, историографии и вспомогательных исторических дисциплин в МГУ. На этапе становления кафедры в 1952-1966 гг. складывался коллектив кафедры, были разработаны и введены новые учебные планы, определялся состав учебных курсов, началось проведение лекционных и практических занятий по отдельным видам источников, проводилась специализация студентов и аспирантов. Под руководством М.Н. Тихомирова первые аспиранты кафедры успешно защитили кандидатские диссертации. Это были Н.Н. Покровский, Л.В. Милов (впоследствии оба стали действительными членами РАН), А.В. Муравьев, А.Н. Мальцев, Л.М. Костюхина, А.Г. Кузьмин, А.И. Рогов. При кафедре был организован кабинет-библиотека.
Возглавляемый М.Н. Тихомировым коллектив выступил в роли интегратора преподавания источниковедения отечественной истории для студентов трех новых кафедр факультета (периода феодализма, периода капитализма и периода социализма), созданных в марте 1953 г. на базе прежней кафедры истории СССР. С 1957 г. А.В. Муравьевым, С.И. Антоновой и А.М. Панфиловой курс лекций по источниковедению стал читаться в широких хронологических рамках — с древнейших времен и по XX в. включительно. В 1962 г. вышло учебное пособие М.Н. Тихомирова «Источниковедение истории СССР», получившее гриф Министерства высшего и среднего образования СССР, в котором изложение материала было подчинено задачам максимального представления информации об определенных видовых комплексах источников и отдельных памятниках. Было налажено преподавание вспомогательных исторических дисциплин — палеографии, исторической географии, архивоведения, хронологии, метрологии, исторической библиографии, археографии, славянской палеографии. В 1960 г. А.В. Муравьев подготовил учебно-методическое пособие по палеографии, им же в 1963 г. был издан «Сборник снимков с русского письма Х1-ХУ11 вв. для занятий по палеографии». Впоследствии они будут неоднократно переиздаваться (1967, 1971, 1975 гг. и др.).
В 1962 г. М.Н. Тихомиров оставил руководство кафедрой источниковедения, и в течение четырех лет обязанности заведующего исполнял А.В. Муравьев, который сумел сохранить уникальный коллектив, обеспечить преемственность и передать традиции работы кафедры после того, как ее возглавил профессор И.Д. Ковальченко (с 1987 г. — действительный член АН СССР). В 1966-1976 гг. А.В. Муравьев был заместителем заведующего кафедрой.
Под руководством И.Д. Ковальченко кафедра источниковедения превратилась во всесоюзный учебно-научный и методический центр изучения и преподавания проблем источниковедения, историографии и методов исторического исследования. Были существенно расширены хронологические рамки и проблематика научной работы кафедры. Специалист по аграрной истории России И.Д. Ковальченко пригласил на кафедру исследователя истории внешней политики и финансового капитала дореволюционной России В.И. Бовыкина, а также Ю.А. Мошкова, опубликовавшего на основе материалов своей кандидатской диссертации монографию по истории зерновой проблемы в СССР5. Коллектив пополнили аспиранты, успешно защитившие кандидатские диссертации: В.А. Плугин, С.В. Воронко-ва, А.К. Соколов, А.Е. Шикло, а затем А.Г. Голиков, Н.Б. Селунская, Г.Р. Наумова, Т.А. Круглова. Был дополнен учебный план кафедры, совершенствовалось преподавание уже сложившихся курсов, по большинству дисциплин были опубликованы программы, учебники, учебные пособия.
В первые годы после создания кафедры были определены главные направления работы коллектива. И.Д. Ковальченко выделял три основных направления: 1) разработка целостного учебного курса источниковедения, охватывающего весь период отечественной истории с древнейших времен до наших дней; 2) формирование системы специальных исторических дисциплин, которые должны преподаваться специалистам в области отечественной истории; 3) проведение научных исследований, ориентированных на разработку комплексов исторических источников, имеющих принципиальное значение для изучения проблем отечественной истории.
Вскоре был подготовлен учебник «Источниковедение истории СССР». Он вышел под редакцией И.Д. Ковальченко в 1973 г. и был рекомендован Министерством высшего и среднего специального образования СССР для студентов исторических факультетов университетов и педагогических институтов. Авторами учебника стали преподаватели кафедры источниковедения, а также преподаватели других кафедр факультета и специалисты из других учебно-научных центров. Впервые в одной книге был дан обзор основных письменных источников по отечественной истории Х-ХХ вв. и охарактеризованы важнейшие методы их научной критики и анализа.
В 1981 г. было выпущено второе, существенно переработанное издание этого учебника под редакцией И.Д. Ковальченко, авторами большинства глав были преподаватели и сотрудники кафедры
5 Мошков Ю.А. Зерновая проблема в годы сплошной коллективизации сельского хозяйства СССР (1929-1932 гг.). М., 1966.
источниковедения. Одновременно коллектив кафедры подготовил четыре выпуска «Сборника документов для практических занятий по источниковедению истории СССР»6.
Во вводном разделе второго издания учебника И.Д. Ковальчен-ко изложил основные положения современного учения об информации применительно к проблемам источниковедения. С позиций учения об информации была начата работа по перестройке преподавания курса источниковедения отечественной истории. В 1980 г. издательство Московского университета опубликовало под грифом Министерства высшего и среднего специального образования СССР подготовленную на кафедре источниковедения исторического факультета МГУ программу учебного курса «Источниковедение истории СССР» для государственных университетов. Программа предусматривала рассмотрение проблемы исторического источника «в свете учения об информации». В 1982 г. в рекомендациях всесоюзного учебно-методического совещания преподавателей государственных университетов, читающих курс «Источниковедение истории СССР», были отмечены успехи в преподавании курса источниковедения истории СССР в университетах страны и роль учебников и учебных пособий, созданных кафедрой источниковедения МГУ.
В состав дисциплин, преподавание которых обеспечивает кафедра источниковедения, прочно вошел курс историографии отечественной истории. Повышению эффективности историографической подготовки студентов способствовало наряду с совершенствованием содержания лекционного курса введение семинарских занятий, была развернута система спецсеминаров и спецкурсов. Перестройке курса способствовали создание программ курса (1974, 1979, 1987 гг.) и подготовка и издание методических разработок для студентов кафедр отечественной истории по курсу историографии и сборники материалов для семинарских занятий7.
6 Источниковедение истории СССР: Учебник для ист. спец. ун-тов и пед. ин-тов / Под ред. И.Д. Ковальченко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1981; Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 1. Эпоха феодализма: Учебное пособие / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980; Вып. 2. Период капитализма. М., 1980; Вып. 3. Эпоха социализма. М., 1982; Вып. 4. Эпоха социализма. М., 1987.
7 Методические рекомендации для практических занятий по курсу «История исторической науки в СССР» / Сост. Ю.А. Мошков, Н.Б. Селунская, А.Е. Шикло, М., 1985; Сборник материалов по истории исторической науки СССР (конец XIX — начало XX в.): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Сост. А.Е. Шикло; под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1985; Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XVIII — первая треть XIX в.) / Сост. А.Е. Шикло; под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1990.
По инициативе И.Д. Ковальченко в 1975 г. сначала для студентов кафедры источниковедения, а затем для всех студентов-историков МГУ был подготовлен новый лекционный курс «Количественные методы в исторических исследованиях», который Иван Дмитриевич читал ежегодно в течение двух десятков лет. Лекционный материал студенты закрепляли на практических занятиях. На кафедру были приглашены математики, участие которых в учебной и научной работе позволило активно использовать методы математико-стати-стического анализа для решения задач исторических исследований. В 1984 г. под редакцией И.Д. Ковальченко вышло учебное пособие «Количественные методы в исторических исследованиях», авторами которого были сотрудники кафедры и лаборатории по применению математических методов в исторических исследованиях Института истории СССР АН СССР. В 1970-е — 1990-е гг. в состав кафедры источниковедения входила группа по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях, получившая в 1995 г. статус учебно-научной лаборатории. В 2001 г. она была преобразована в общефакультетскую лабораторию исторической информатики, с 2004 г. — кафедру исторической информатики (руководитель Л.И. Бородкин).
И.Д. Ковальченко, понимая большое значение освоения методологических вопросов для подготовки профессиональных историков, разработал и начал читать студентам фундаментальный лекционный курс «Методологические проблемы исторических исследований». Многолетний опыт преподавания курсов количественных методов и методологических проблем на историческом факультете обобщен им в монографии «Методы исторического исследования» (М., 1987). Автор удостоен за этот труд Государственной премии СССР, а к 80-летию ученого издательством «Наука» книга переиздана в авторской редакции (М., 2003). Автору удалось раскрыть богатейший арсенал приемов, позволяющих историку преодолевать трудности восхождения к научной истине. Книга и сегодня востребована учеными и успешно выполняет функцию учебного пособия для студентов-историков.
Перестройка курсов источниковедения и историографии, введение в учебный план новых дисциплин повлекли за собой изменения в цикле вспомогательных исторических дисциплин, которые сотрудники кафедры преподавали студентам, специализировавшимся по всем кафедрам отечественной истории. Преподавание этих дисциплин имеет давние традиции в Московском университете.
Так, в 1982 г. было переиздано учебное пособие М.Н. Тихомирова и А.В. Муравьева «Русская палеография», курс палеографии был дополнен разделом о внешних особенностях и письме документов XIX-XX вв. Наряду с А.В. Муравьевым и Л.В. Миловым, существенный вклад в решение этой задачи внесли В.А. Плугин, Т.А. Круглова.
Значимым событием стало создание В.З. Дробижевым, И.Д. Ковальченко и А.В. Муравьевым учебного пособия «Историческая география СССР» (М., 1973), основное внимание в котором уделено проблемам взаимодействия человека и окружающей среды на различных этапах человеческой цивилизации. Накопленный опыт чтения курса и его дальнейшее совершенствование стали предметом обсуждения на Всесоюзном семинаре-совещании по преподаванию исторической географии в высшей школе (МГУ, 1974).
В 1970-1980-е гг. на кафедре источниковедения завершилось формирование курса «Архивоведение отечественной истории», основной его особенностью стали методические рекомендации по рациональному поиску в архивах необходимых исследователю сведений.
Для профессиональной подготовки студентов-источниковедов важными являлись и такие учебные дисциплины, как «Хронология и метрология» (А.В. Муравьев, затем В.А. Плугин) и «Археография» (Л.В. Милов, затем Л.Д. Дергачева и Т.А. Круглова).
В 1971 г. в составе кафедры источниковедения была создана археографическая группа (руководитель И.В. Поздеева) для изучения памятников древнерусской письменности и печати, проведения полевых исследований, археографической подготовки студентов и исследователей. В 1991 г. группа была преобразована в археографическую лабораторию, которая с 2002 г. получила статус межкафедральной.
В 1977 г. в связи с 225-летием Московского университета при кафедре источниковедения создается музейная группа. Ее руководителем был назначен А.В. Муравьев. Группа занималась подготовкой юбилейной выставки, которая экспонировалась в Государственном историческом музее. Собранные сотрудниками группы материалы вошли в состав фондов современного музея истории МГУ имени М.В. Ломоносова.
Одним из ведущих направлений научной работы кафедры источниковедения в 1970-1980-е гг. стало изучение массовых исторических источников XVIII-XX вв. К идее выделения класса массовых исторических источников И.Д. Ковальченко пришел, изучая проб-
лемы аграрной истории России XIX в. Наиболее фундаментальные результаты, полученные Иваном Дмитриевичем, изложены в трех монографиях, опубликованных в 1970-1980-е гг.8
Итогом более чем десятилетней научной работы кафедры источниковедения стала публикация в 1979 г. под редакцией И.Д. Коваль-ченко двухтомной коллективной монографии «Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма» (Т. 1) и «Массовые источники по социально-экономической истории советского общества» (Т. 2)9. В этой монографии обобщены результаты 20 кандидатских диссертаций, подготовленных в МГУ и Институте истории СССР Академии наук, основную часть коллектива авторов составили сотрудники и выпускники кафедры.
Своего рода высшим «знаком качества» — свидетельством того, что ученый решил крупную научную проблему, является успешная защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук. В конце 1980-х — 1990-е гг. в диссертационном совете при историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова были защищены 8 докторских диссертаций, подготовленных преподавателями и научными сотрудниками кафедры источниковедения. Их темы свидетельствуют о масштабности научных достижений кафедры: А.К. Соколов «Изменения в социальной структуре рабочего класса. 1917 — середины 1930-х гг. (источники и методы исследования)» (1986); А.Г. Голиков «Источниковедческие проблемы отражения в периодической печати процесса монополизации российской промышленности» (1992); Н.Б. Селунская «Социально-экономический
8 Всероссийский аграрный рынок. XVIII — начало XX века. Опыт количественного анализа. М., 1974 (совместно с Л.В. Миловым); Социально-экономический строй помещичьего хозяйства Европейской России в эпоху капитализма. Источники и методы изучения. М., 1982 (совместно с Н.Б. Селунской и Б.М. Литваковым); Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России в эпоху капитализма. Источники и методы исследования. М., 1988 (совместно с Т.Л. Моисеенко и Н.Б. Селунской).
9 Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма / Отв. ред. И.Д. Ковальченко; редколлегия: В.И. Бовыкин, С.В. Воронко-ва, В.З. Дробижев, Л.В. Милов, Ю.А. Мошков, А.К. Соколов (отв. секретарь); авторы: И.Д. Ковальченко, В.И. Бовыкин, С.В. Воронкова, А.Г. Голиков, Г.Р. Наумова, С.И. Антонова, С.Я. Алияров, Ю.И. Кирьянов, М.Г. Мейерович, Б.Г. Литвак, Н.А. Проскурякова, Л.В. Разумов, Н.Б. Селунская, Е.В. Дворецкий, Т.Ф. Изместьева. М., 1979; Массовые источники по социально-экономической истории советского общества / Отв. ред. И.Д. Ковальченко; редколлегия: В.И. Бовыкин, В.З. Дробижев, Л.В. Милов, Ю.А. Мошков, А.К. Соколов (отв. секретарь); авторы: А.И. Вдовин, В.З. Дробижев, Л.И. Васькина, А.К. Соколов, Е.И. Пивовар, А.А. Твердохлеб, Ю.А. Мошков, Э.С. Халимова, Ю.П. Бокарев, В.А. Козлов, Н.Г. Миняйло, В.А. Обожда, В.П. Пушков, Н.В. Ефременков, В.И. Звавич, И.Е. Зеленин. М., 1979.
строй помещичьего и крестьянского хозяйства Европейской России в начале XX в. (методы исследования)» (1992); С.В. Воронкова «Массовые источники по истории промышленности России конца
XIX — начала XX в.» (1993); Л.И. Бородкин «Методы прикладной математики и информатики в исторических исследованиях» (1993); И.В. Поздеева «Роль Московского книгопечатания первой половины XVII в. в истории русской культуры (XVII-XX вв.)» (1993); В.А. Плугин «Андрей Рублев и духовная жизнь Руси конца XIV — первой трети XV в. (комплексное исследование изобразительных и письменных источников)» (1994); Г.Р. Наумова «Русская фабрика на этапе капиталистической индустриализации (источники и методы исследования)» (1998).
В 1990-2000-е гг. коллектив преподавателей сосредотачивается на подготовке новых учебных программ. В 2000 г. в серии «Труды исторического факультета МГУ» были опубликованы программы дисциплин специализации, изучение которых являлось обязательным для студентов факультета, обучающихся на кафедрах истории России до начала XIX века, истории России XIX века — начала
XX века, истории России ХХ — начала XXI века, источниковедения, и было закреплено за кафедрой источниковедения10.
С.В. Воронкова и Т.А. Круглова, авторы программы курса «Источниковедение отечественной истории», учли опыт изданных в МГУ под редакцией И.Д. Ковальченко в 1980 и 1987 гг. программ. Они предварили рассмотрение конкретных видов письменных источников X-XX вв. разделом «Общие проблемы источниковедения», в котором говорилось о необходимости понимания специфики прошлого как объекта познания; об особенностях исторического источника как носителя социальной информации, о трактовках понятия об источнике в различных теориях исторического познания; о соотношении методологии источниковедения и методологии истории; об основных стадиях работы исследователя с источником; о принципах формирования источниковой базы исследования и их зависимости от методологической и мировоззренческой позиции историка.
Авторы программы «Отечественная историография истории России» Г.Р. Наумова и А.Е. Шикло рассмотрели предмет курса в контексте методических разработок, выполненных в 1970-е — начале 1990-х гг. на историческом факультете МГУ Среди них: А.М. Сахаров
10 Программы дисциплин специализации по отечественной истории / Отв. ред. А.Г. Голиков (Труды исторического факультета МГУ Вып. 14. Серия III. Instrumenta studiorum, 16). М., 2000.
«Историография истории СССР. Методические указания для студентов-заочников исторических факультетов» (1978); «Программа курса "Историография истории СССР". Для государственных университетов» (1979); «Методические рекомендации для проведения практических занятий по курсу "История исторической науки в СССР"» (1985); «Программа дисциплины "Историография истории СССР". Для государственных университетов» (1987); Шикло А.Е. «Методическая разработка к курсу "Историография российской истории" для студентов исторических факультетов» (1993). История исторической науки представлена ими через научные концепции как единый непрерывный процесс накопления исторических знаний с древнейших времен до современности.
В программе дисциплины «Архивоведение отечественной истории» ее автор А.Г. Голиков определил цель курса так: в рамках профессиональной подготовки историка дать студентам необходимые знания для ведения самостоятельной исследовательской работы в архивах. Для этого студенты должны получить целостное представление о процессе сохранения важнейших документов, в которых зафиксирована информация по отечественной истории Х-ХХ вв.., об организации архивного дела и системе архивов в Российской Федерации, методические рекомендации для рационального поиска в архивах информации по конкретной теме.
Автор программы курса «Историческая география СССР» А.В. Власов, в соответствии с традициями преподавания дисциплины, акцентировал внимание на проблемах исторической физической географии, исторической географии хозяйства, исторической географии населения, исторической политической географии, которые рассматривались в хронологических рамках до начала XVIII в.; XVIII — начала ХХ в.; ХХ в.
Основы концепции курса «Русская палеография» были представлены в подготовленной Т.А. Кругловой программе этой дисциплины, они были заложены основателем кафедры источниковедения М.Н. Тихомировым и его учениками. Практические занятия по этому курсу призваны раскрыть важную роль палеографии в источниковедческом изучении письменных исторических источников Х!-ХХ вв.; знакомят с методиками датировки и атрибуции письменного материала, разработанными палеографией, филигранологией, кодикологией, эпиграфикой.
В 2000-е гг. в связи с переходом Московского университета на двухуровневую систему обучения студентов (бакалавриат — магистратура) были существенно изменены учебные планы истори-
ческого факультета. В соответствии с новыми образовательными стандартами потребовались срочная корректировка программ традиционных для кафедры дисциплин и написание программ курсов, которые ранее сотрудники кафедры не преподавали. По всем учебным курсам подготовлены авторские программы.
В учебный план бакалавриата по профилю «источниковедение» в дополнение курса «Источниковедение отечественной истории», в котором рассматриваются преимущественно письменные источники, введена дисциплина «Источниковедение изобразительных источников». На кафедре традиции их изучения были заложены в 1960-1970-е гг. Для магистрантов кафедры подготовлены новые курсы: «Источниковедение вещественных источников» и «Музееведение». Значительно расширился состав вспомогательных дисциплин, которые преподаются студентам бакалавриата и магистратуры кафедры источниковедения, часть из них — в качестве специальных (элективных) курсов. Традиционные для кафедры дисциплины «Архивоведение отечественной истории» и «Историческая география России» объединены в единый годовой учебный курс «Вспомогательные исторические дисциплины», что позволило начинать его преподавание с раздела «Система вспомогательных исторических дисциплин».
Преподаватели кафедры читают лекции и проводят практические занятия в бакалавриате по общему курсу «Количественные методы в исторических исследованиях» (Н.Б. Селунская, А.В. Ка-рагодин, О.С. Петрова, А.Н. Левандовский), а также дисциплинам специализации: «Источниковедение истории России (Д.М. Володи-хин, Т.А. Круглова, А.Г. Голиков, Н.Г. Абрамова); «Историография истории России» (Г.Р. Наумова, Т.В. Агейчева); «Вспомогательные исторические дисциплины» («Система вспомогательных исторических дисциплин», «Архивоведение истории России», «Историческая география России») (Д.М. Володихин, Н.Г. Абрамова, О.С. Петрова); «Русская палеография» (Д.М. Володихин, Т.А. Круглова). Для специализирующихся по кафедре студентов бакалавриата читаются курсы: «Введение в источниковедение и историографию» (Т.А. Круглова); «Источниковедение изобразительных источников» (А.Г. Голиков); «Историческая хронология» (Т.А. Круглова).
Для всех интегрированных магистрантов читается общий курс «Методологические проблемы исторических исследований» (А.Г. Голиков); для внешних магистрантов — общий курс «Актуальные проблемы исторических исследований» (Н.Б. Селунская), для всех магистрантов — курс «Музееведение» (Т.В. Агейчева). Для магистрантов,
специализирующихся по программе кафедры, преподаются дисциплины: «Актуальные проблемы источниковедения истории России» (Т.А. Круглова, А.Г. Голиков)»; «Актуальные проблемы историографии истории России» (С.А. Байбаков); «Актуальные проблемы методологии истории» (Н.Б. Селунская); «Источниковедение вещественных источников» (В.В. Алексеев); «Археография» (Т.А. Круглова, Л.Д. Дергачева); «Историческая метрология» (Н.Г. Абрамова); «Историческая топонимика» (Н.Г. Абрамова); «Историческая картография России» (О.С. Петрова); «Русская генеалогия» (Г.Р. Наумова); «Русская нумизматика и бонистика» (Д.М. Володихин); «Произведения художественной литературы как исторический источник» (Т.В. Агейчева).
На протяжении нескольких десятков лет преподаватели кафедры совместно с сотрудниками Фундаментальной библиотеки МГУ проводят библиотечно-библиографическую практику (теперь ознакомительная) для всех студентов бакалавриата II курса дневного отделения и III курса вечернего отделения исторического факультета. Истоки этой практики находятся в курсе «Историческая библиография», который в свое время слушали первые студенты кафедры. Для студентов, специализирующихся по кафедре, проводятся также педагогическая, архивная и музейно-ознакомительная (теперь проектная), преддипломная практики.
Неотъемлемой частью учебного процесса на кафедре являются специальные семинары — традиционная форма организации совместной научной работы преподавателей, студентов и аспирантов в университете.
Преподаватели кафедры в короткие сроки подготовили и издали авторские учебные пособия в соответствии с новыми программами учебных дисциплин.
Первым таким изданием стало учебное пособие А.Г. Голикова и Т.А. Кругловой «Источниковедение отечественной истории»11, опубликованное под грифом исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Положения учения об информации применительно к проблемам источниковедения, изложенные И.Д. Ковальченко, авторы рассмотрели применительно к работе историка с основными видами письменных исторических источников Х-ХХ вв. в рамках двух этапов их эволюции (Х — первая половина XIX в. и вторая половина XIX-ХХ вв.). В 2007-2012 гг. переработанный и дополненный вариант этого пособия пятью изданиями напечатан Издательским
11 Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории / Под ред. А.Г. Голикова. М., 2000.
центром «Академия»12, как дополнение в 2014 г. было опубликовано учебное пособие «Методика работы с историческими источниками» тех же авторов13. Книга знакомит читателей с особенностями фиксирования информации в источниках, показаны методические приемы источниковедческого изучения для решения задач исторического исследования.
В 2003 г. было издано учебное пособие Н.Б. Селунской «Проблемы методологии истории» в серии «Труды исторического факультета МГУ»14, подготовленное в рамках международной образовательной программы CROSS, реализуемой историческим факультетом МГУ и Лейденским университетом (Нидерланды). Автором рассмотрены современные тенденции методологии истории и новые методологические подходы.
В 2008 г. Г.Р. Наумова и А.Е. Шикло опубликовали учебное пособие «Историография истории России», которое выдержало в 2008-2012 гг. четыре издания15. Авторы знакомят студентов с основными концепциями истории России, представленными в отечественной историографии, и раскрывают фундаментальное значение этой дисциплины в профессиональной подготовке и исследовательской практике историков. В 2017 г. Г.Р. Наумова издала авторский учебник «История исторической науки. Историография истории России»16.
Н.Г. Абрамова и Т.А. Круглова опубликовали в 2008 г. под названием «Вспомогательные исторические дисциплины»17 учебное пособие по следующим дисциплинам: русская палеография, историческая география, историческая хронология и историческая метрология. Специальный раздел посвящен истории изучения и
12 Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Голиков, Т.А. Круглова; под ред. А.Г. Голикова. М., 2007 (и последующие стереотипные издания).
13 Методика работы с историческими источниками: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.Г. Голиков, Т.А. Круглова; под ред. А.Г. Голикова. М., 2014 (серия Бакалавриат).
14 Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований» (Труды исторического факультета МГУ Вып. 28. Серия III. Instrumenta studiorum, 10). М., 2003.
15 Историография истории России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Р. Наумова, А.Е. Шикло. М., 2008 (и последующие стереотипные издания).
16 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России. Ч. 1-2: учебник для академического бакалавриата. М., 2017. Серия: Бакалавр. Академический курс.
17 Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008 (переиздано Издательским центром «Академия» в 2011 г.).
преподавания вспомогательных исторических дисциплин в XVIII-ХХ вв.
Учебное пособие по дисциплине «Архивоведение отечественной истории», изданное А.Г. Голиковым под грифом исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в 2005 г., было переиздано автором в 2008-м, а затем повторено дважды — в 2011 и 2012 гг.18
В 2014 г. увидело свет учебное пособие по курсу «Количественные методы в исторических исследованиях»19, подготовленное Н.Б. Селунской, О.С. Петровой и А.В. Карагодиным под общей редакцией Н.Б. Селунской. Продолжая традицию преподавания дисциплины, представленную в первом учебном пособии «Количественные методы в исторических исследованиях» (под редакцией И.Д. Ковальченко. М., 1984) и в учебном пособии «Методические рекомендации для проведения практических занятий по курсу «Количественные методы в исторических исследованиях» (Власов А.В., Петрова О.С., Селунская Н.Б. М., 2003), авторы раскрывают общие принципы и специфику применения количественных методов анализа в контексте решения источниковедческих и исторических задач изучения проблем социальной, экономической и политической истории России.
Работа по совершенствованию преподаваемых курсов и разработке новых курсов идет на кафедре постоянно. Так, многолетний опыт преподавания курса «Количественные методы» на историческом факультете показал, что необходимо серьезно переработать курс с учетом накопленного материала и в связи с современными тенденциями развития исторической науки. В 2018 г. появилось учебно-методическое пособие «Измерение прошлого»20, в котором авторы рассказывают о современных дискуссиях в историческом сообществе о методологии истории в условиях «цифрового поворота», дают характеристику измерения как инструмента познавательной деятельности человека и методологического инструментария позна-
18 Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории. Учебное пособие (Труды исторического факультета МГУ / Под ред. С.П. Карпова. Серия III. Instrumenta studiorum, 13). М., 2005; Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008 (и последующие стереотипные издания).
19 Количественные методы в исторических исследованиях: учебное пособие / Под ред. Н.Б. Селунской. М., 2014 (высшее образование. Бакалавриат). Первый вариант книги был опубликован историческим факультетом МГУ двумя годами ранее, учебное пособие было переиздано в том же издательстве в 2017 г.
20 СелунскаяН.Б., Петрова О.С., Карагодин А.В. Измерение прошлого. (Труды исторического факультета МГУ Вып. 119. Сер. II: Instrumenta studiorum, 33). СПб., 2018.
ния прошлого. В книге содержатся визуальные презентации и также вспомогательные материалы, раскрывающие методики работы историков с различного рода историческими данными с применением количественных методов и компьютерных технологий.
В рамках проблематики научных исследований преподавателями и сотрудниками кафедры читаются специальные курсы, тематика которых постоянно обновляется. Среди нескольких десятков спецкурсов, которые были прочитаны студентам, специализирующимся по кафедре, только за последние годы: «Конституционная модернизация России и СССР в ХХ веке», «Современная концепция отечественной истории ХХ в.: различия в трактовках и дискуссии» (С.А. Байбаков); «Национальная политика Российской империи в зеркале нумизматики», «Воеводы Ивана III Великого в зеркале разрядных источников» (Д.М. Володихин); «Вожди и кумиры 1917 года»», «Источниковедческие проблемы изучения отечественной периодической печати XIX —начала ХХ вв.» (А.Г. Голиков); «Презентистские подходы в отечественной исторической науке ХХ века», «От государственной службы к номенклатуре. Источники и методы изучения» (Г.Р. Наумова); «Коллективный портрет российской законодательной элиты в начале ХХ в. (источники и методы изучения)», «The birth of democratic culture in lateimperial Russia (methodological аnd historiographical aspects of the research)» (Н.Б. Селунская); «События и судьбы людей в прочтении современников: на рубеже XIX-ХХ вв. (историческое время в исторической памяти)» (Н.Б. Селунская, О.С. Петрова, А.В. Карагодин); «Русская топонимика: история развития, проблемы использования в исторических исследованиях» (Н.Г. Абрамова); «Делопроизводственные материалы второй половины XIX — начала ХХ в. как исторический источник: теория и исследовательские практики» (Н.Г. Абрамова, О.С. Петрова); «Литература и история (вопрос соотношения научного и художественного познания)» (Т.В. Агейчева); «История государственной символики России: источниковедческие аспекты», «Эволюция эмблематики и регалий российской государственности XV-XXI вв.: источниковедческий аспект» (В.В. Алексеев); «История древнерусской книжности XI-XVII вв.», «Русская рукописная книга: источниковедческие и археографические проблемы» (Т.А. Круглова); «Партизаны Великой Отечественной войны (современные аспекты изучения, новые источники)» (Ю.А. Мошков); «Научно-исторические сообщества России второй половины XIX — начала ХХ вв. (Источники и методы изучения)» (О.С. Петрова); «Освоение Южного берега Крыма как курорта в конце XIX — начале
XX вв.: источники, историография и методы изучения», «History of Late Imperial Russia in recent Western historiography: New Trends and Subjects»). (А.В. Карагодин); «Источниковедение отечественной периодической печати (столичные издания XVIII-XIX вв.)», «Личностный фактор в системе источниковедческого анализа периодической печати XVIII — начала XX в.» (Л.Д. Дергачева); «Студенчество исторического факультета Московского университета: источники и методы изучения», «Московский университет в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Источники и методы изучения» (Е.О. Высоцкая).
Преподаватели кафедры участвуют также в общеуниверситетском проекте — чтении лекций межфакультетских курсов. Популярностью у студентов многих факультетов университета неизменно пользуются лекционные курсы «История в зеркале политической карикатуры» (А.Г. Голиков)21, «Русская нумизматика X в. — 1917 г.» (Д.М. Володихин).
Сотрудники кафедры источниковедения много внимания уделяют сохранению традиций кафедры и передаче их новым поколениям историков. Кафедра проводит научные конференции, посвященные памяти наших коллег — выдающихся профессоров кафедры: И.Д. Ковальченко (1923-1995), В.И. Бовыкина (1927-1998), А.В. Муравьева (1924-1993), В.А. Плугина (1937-2003). Эти мероприятия являются одними из немногих конференций памяти ученых, которые проводятся историческим факультетом Московского университета на регулярной основе в течение многих лет. Кафедра источниковедения традиционно проводит мемориальные конференции совместно с Отделением историко-филологических наук РАН, центром «История России в XIX — начале ХХ в.» Института российской истории РАН и другими научными организациями. С программами всех конференций можно ознакомиться на сайте исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (http://www.hist.msu.ru/research/con-ference/materials/). Проведено уже шесть Ковальченковских чтений (1996, 1998, 2003, 2008, 2013, 2018 гг.) и шесть Бовыкинских чтений (1998, 2002, 2007, 2012, 2017, 2022 гг.), восемь научных чтений памяти А.В. Муравьева (1996, 1997, 1998, 2001, 2004, 2009, 2013, 2018 гг.), четыре — памяти В.А. Плугина (2007, 2012, 2017, 2022 гг.). Почти все материалы научных чтений изданы.
21 В рамках работы над проблемами источниковедения изобразительных источников была подготовлена монография А.Г. Голикова в соавторстве с И.С. Рыбачё-нок «Смех — дело серьезное. Россия и мир на рубеже ХК-ХХ веков в политической карикатуре» (М., 2010).
Личный архив И.Д. Ковальченко был описан доцентом кафедры источниковедения Т.А. Кругловой и в настоящее время по воле его вдовы хранится в Архиве Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Ф. 301. Оп. 1-4). Ученики В.И. Бовыки-на разобрали архив историка и передали его на хранение в Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 891).
Наряду с организацией мемориальных конференций, кафедра источниковедения активно участвует в международных и всероссийских научных проектах, посвященных обсуждению актуальных проблем исторической науки. В их числе подготовленная совместно с кафедрой новой и новейшей истории исторического факультета международная научная конференция «Может ли история быть объективной?» (2011)22; участие в организации и проведении круглого стола историков и архивистов «Роль архивов в формировании ис-точниковой базы историка и информационном обеспечении исторической науки» (2017) и научной конференции «Роль источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки» (2019); участие во всероссийской научной конференции «Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки» (2020)23. В последние годы возобновилась такая интересная и необходимая форма работы со студентами, как проведение студенческих научных конференций. Две такие конференции были проведены кафедрой совместно с Российским обществом интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН. В них приняли участие не только специализирующиеся по кафедре источниковедения студенты, но и аспиранты и студенты вузов Москвы и других городов России24.
При кафедре на протяжении многих лет действовали два научных семинара: «Индустриализация в России (руководитель С.В. Во-ронкова) и «Традиции русской исторической мысли» (руководители
22 Может ли история быть объективной? Материалы международной научной конференции / Под ред. С.П. Карпова (Труды исторического факультета МГУ Вып. 54. Серия Исторические исследования, 19). М., 2012.
23 Материалы круглого стола и конференций изданы соответственно в сборниках: Роль архивов в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. М., 2017; Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. М., 2019; Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. М., 2020.
24 По материалам одной из студенческих конференций издан сборник «Биографический метод и эго-источники в исследованиях российской истории XVIII — начала XX в. (СПб., 2021).
А.Е. Шикло, Г.Р. Наумова), последний продолжает работу и сегодня. Их материалы опубликованы в серийных изданиях25.
Определенным итогом работы кафедры за всё время ее существования стала вышедшая в 2019 г. коллективная монография «Кафедра источниковедения исторического факультета Московского университета»26. Масштабное исследование по истории кафедры источниковедения издано впервые.
Книга состоит из трех разделов. Она включает общий очерк по истории кафедры, где впервые комплексно рассматриваются все стороны ее функционировани с момента создания, процесс становления и развития, сегодняшний день кафедры. Показана роль кафедры в развитии источниковедения и исторической науки, учебная и научная деятельность с середины XX в. до настоящего времени. Во втором разделе публикуются авторские мемориальные очерки о профессорах, преподавателях и сотрудниках кафедры, внесших значительный вклад в развитие исторической науки, и в частности источниковедения, историографии, методов исторического исследования, в функционирование кафедры источниковедения исторического факультета Московского университета. Среди них — основатель кафедры академик М.Н. Тихомиров; без малого 30 лет руководивший кафедрой академик И.Д. Ковальченко; профессор
A.В. Муравьев; лауреат премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность, профессор С.В. Воронкова; профессор
B.А. Плугин; заслуженный преподаватель Московского университета, доцент А.Е. Шикло; а также специалист по УМР В.П. Палкина. Третий раздел характеризует повседневную жизнь кафедры, там представлены современный учебный план кафедры источниковедения, книжный и журнальный фонд ее библиотеки, рассказывается о том, как в разные годы проходили студенческие практики и как они проходят сегодня. Кроме того, в разделе дана краткая характеристика материалов по истории кафедры источниковедения, которые хранятся в Архиве МГУ; публикуются фотографии, документы, избранная библиография. В библиографический раздел включены работы о кафедре и ее сотрудниках, материалы мемориальных на-
25 Результаты работы первого семинара опубликованы в Информационном бюллетене научного семинара «Индустриализация в России». Вышло 15 номеров. Издание материалов второго семинара продолжается. Сборник выходит под разными названиями: «Традиции русской исторической мысли. Историософия», «История мысли. Историография», «Традиции исторической мысли».
26 Кафедра источниковедения исторического факультета Московского университета / Под ред. проф. А.Г. Голикова (Труды исторического факультета МГУ Вып. 142. Сер. II: Исторические исследования, 85). СПб., 2019.
учных конференций и публикации о них, учебники, учебные и методические пособия, программы учебных курсов, коллективные монографии и научные издания, подготовленные сотрудниками кафедры. Публикуется избранная библиография трудов преподавателей и сотрудников кафедры, работающих в настоящее время, а также преподавателей и сотрудников, работавших в предшествующие годы. В персональные библиографические списки включены кандидатские и докторские диссертации, научные монографии, основные статьи по проблематике кафедры. В подготовке книги участвовали все сотрудники кафедрального коллектива — профессора и доценты, преподаватели и научные сотрудники, специалисты по учебно-методической работе.
В ближайших планах кафедры — проведение научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика И.Д. Ко-вальченко, которое будет отмечаться в ноябре 2023 г. Как и все предыдущие научные чтения памяти ученого, они будут организованы совместно с Отделением историко-филологических наук РАН.
Сегодня кафедра источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по-прежнему является одним из ведущих центров изучения источниковедения, историографии, методов исторического исследования и вспомогательных исторических дисциплин.
Список литературы
Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
Биографический метод и эго-источники в исследованиях российской истории XVIII — начала XX в. / Отв. ред. А.Г. Голиков. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 203. Сер. II: Исторические исследования, 134). СПб.: Алетейя, 2021. 201 с.
Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории. Учебное пособие (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 33. Серия III. Instrumenta studiorum, 13). М.: Издательство МГУ 2005. 188 с.
Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории / Под ред. А.Г. Голикова. М.: РОССПЭН, 2000. 439 с.
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Г. Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 464 с.
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Методика работы с историческими источниками: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. А.Г. Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 224 с.
Голиков А.Г., Рыбачёнок И.С. Смех — дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-ХХ веков в политической карикатуре. М.: Институт российской истории РАН, 2010. 328 с.
Дробижев В.З., Ковальченко И.Д., Муравьев А.В. Историческая география СССР. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1973. 320 с.
Источниковедение истории СССР. Учебник для исторических факультетов университетов и пед. институтов / Под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1973. 559 с.
Источниковедение истории СССР: Учебник для исторических специальностей университетов и пед. институтов / И.Д. Ковальченко, С.В. Во-ронкова, А.В. Муравьев и др.; под ред. И.Д. Ковальченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1981. 496 с.
Кафедра источниковедения исторического факультета Московского университета / Под ред. проф. А.Г. Голикова. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 142. Сер. II: Исторические исследования, 85). СПб.: Алетейя, 2019. 302 с.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука,
1987. 440 с.; 2-е изд., доп. М.: Наука, 2003. 486 с.
Ковальченко И.Д. М.Н. Тихомиров — основатель и руководитель кафедры источниковедения Московского университета // Археографический ежегодник за 1973 год. М., 1974. С. 181-182.
Ковальченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок. XVIII — начало XX века. Опыт количественного анализа. М.: Наука, 1974. 413 с.
Ковальченко И.Д., Литваков Б.М, СелунскаяН.Б. Социально-экономический строй помещичьего хозяйства Европейской России в эпоху капитализма. Источники и методы изучения. М.: Наука, 1982. 264 с.
Ковальченко И.Д., Моисеенко Т.Л., Селунская Н.Б. Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России в эпоху капитализма: (Источники и методы исследования). М.: Издательство МГУ,
1988. 223 с.
Количественные методы в исторических исследованиях: учебное пособие для вузов по специальности «История» / Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф. и др.; под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1984. 384 с.
Количественные методы в исторических исследованиях: учебное пособие для студентов исторических факультетов вузов / Петрова О.С., Селун-ская Н.Б. Карагодин А.В.; под ред. Н.Б. Селунской. М.: МГУ, исторический факультет, 2012. 327 с.
Количественные методы в исторических исследованиях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «История» / Селунская Н.Б. , Петрова О.С. , Карагодин А.В. ; под ред. Н.Б. Селунской. М.: Инфра-М, 2014. 255 с.
Летопись Московского университета. В 3 т. Т. 1: 1755-1952. М.: Издательство МГУ, 2004. 622 с.
Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма / Отв. ред. И.Д. Ковальченко; редколлегия: В.И. Бо-выкин, С.В. Воронкова, В.З. Дробижев, Л.В. Милов, Ю.А. Мошков, А.К. Соколов (отв. секретарь). М.: Наука, 1979. 415 с.
Массовые источники по социально-экономической истории советского общества / Отв. ред. И.Д. Ковальченко; редколлегия: В.И. Бовыкин, В.З. Дробижев, Л.В. Милов, Ю.А. Мошков, А.К. Соколов (отв. секретарь). М.: Издательство Московского университета, 1979. 374 с.
Методическая разработка к курсу «Историография российской истории» для студентов исторического факультета / Сост. А.Е. Шикло М.: МГУ, исторический факультет, 1993. 56 с.
Методические рекомендации для проведения практических занятий по курсу «История исторической науки в СССР» / Сост. Ю.А. Мошков, Н.Б. Селунская, А.Е. Шикло, М.: Издательство Московского университета, 1985. 36 с.
Методические рекомендации для проведения практических занятий по курсу «Количественные методы в исторических исследованиях». Учебное пособие для студентов / Сост. А.В. Власов, О.С. Петрова, Н.Б. Селун-ская. М.: МГУ, исторический факультет, 2003. 44 с.
Может ли история быть объективной? Материалы международной научной конференции / Под ред. С.П. Карпова. (Труды исторического факультета МГУ Вып. 54. Серия «Исторические исследования», 19). М.: Издательство Московского университета, 2012. 222 с.
Мошков Ю.А. Зерновая проблема в годы сплошной коллективизации сельского хозяйства СССР (1929-1932 гг.). М.: Издательство Московского университета, 1966. 231 с.
Муравьев А.В. Палеография: учебно-методическое пособие для студентов-заочников исторических факультетов государственных университетов. М: Издательство Московского университета, 1960. 40 с.; изд. 2-е, стереотипное. 1967. 35 с.; 3-е изд., стереотипное. 1971. 104 с.; 4-е изд., стереотипное. 1975. 105 с.
Муравьев А.В. Палеография. Сборник снимков с русского письма XI-XVIII веков. М.: Издательство Московского университета, 1963. 57 с.
Муравьев А.В. Палеография. Сборник снимков с русского письма XI-XVIII веков. Стереотипное переизд. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2000. 59 с.
Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России. Ч. 1-2: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. Ч. 1. 237 с.; Ч. 2. 217 с.
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 480 с.
Программа дисциплины «Историография истории СССР». Для государственных университетов. Специальность 2008 — история / Отв. ред.
И.Д. Ковальченко; редколлегия: В.И. Дурновцев, Ю.А. Мошков, В.А. Муравьев, А.Е. Шикло. М.: Издательство Московского университета, 1987. 32 с.
Программы дисциплин специализации по отечественной истории / Отв. ред. А.Г. Голиков. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 14. Серия III. Instrumenta studiorum, 6). М.: ЗАО «Мануфактура», 2000. 144 с.
Программа курса «Историография истории СССР». Для государственных университетов. Специальность — история / Отв. ред. И.Д. Ковальченко. М.: Издательство Московского университета, 1979. 29 с.
Программа курса «Источниковедение истории СССР». Для государственных университетов. Специальность — история / Отв. ред. И.Д. Ковальченко; сост. С.В. Воронкова, А.В. Муравьев, И.Д. Ковальченко. М.: Издательство Московского университета, 1980. 22 с.
Роль архивов в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Автор-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. В.Ю. Афиани, Ю.А. Петров. М.: Этерна, 2017. 1000 с.
Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Автор-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Д.М. Бондаренко, Д.Н. Маслюженко. М., 2020. 702 с.
Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Автор-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. А.Г. Голиков. М., 2019 1030 с.
Сахаров А.М. Историография истории СССР. Методические указания для студентов-заочников исторических факультетов государственных университетов. Изд. 5-е, переработанное и дополненное. М.: Издательство Московского университета, 1978. 51 с.
Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований» (Труды исторического факультета МГУ Вып. 28. Серия III. Instrumenta studiorum, 10). М.: МГУ, исторический факультет, 2003. 121 с.
Селунская Н.Б., Петрова О.С., Карагодин А.В. Измерение прошлого. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 119. Сер. II. Instrumenta studiorum, 33). СПб.: Алетейя, 2018. 242 с.
Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Учебное пособие / Под ред. И.Д. Ковальченко. Вып. 1. Эпоха феодализма. М.: Высшая школа, 1980. 272 с.; Вып. 2. Период капитализма. М.: Высшая школа, 1980. 280 с.; Вып. 3. Эпоха социализма. М.: Высшая школа, 1982. 272 с.; Вып. 4. Эпоха социализма. М.: Высшая школа, 1987. 336 с.
Сборник материалов по истории исторической науки СССР (конец XIX — начало ХХ в.): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Сост. А.Е. Шикло; под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1985. 303 с.
Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XVIII — первая треть XIX в.) / Сост. А.Е. Шикло; под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1990. 285 с.
Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Т. 1. М.: Огиз, 1940. 256 с.
Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Учебное пособие. Вып. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. М.: Соцэкгиз, 1962. 495 с.
Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография: учебное пособие для вузов. М: Высшая школа, 1966. 288 с.; 2-е изд., доп. М., 1982. 200 с.
Поступила в редакцию 12 июня 2022 г.