Йозеф Гёррес
О СОЧИНЕНИЯХ ЖАН-ПОЛЯ ФРИДРИХА РИХТЕРА*
Немецкий историк словесности Йозеф Гёррес (1776-1848) анализирует творчество немецкого же писателя Иоганна Пауля Фридриха Рихтера (1763-1825), который писал под псевдонимом «Жан-Поль». Й. Гёррес использует в названии своей статьи и псевдоним, и фамилию писателя, что после него часто делали и другие литературоведы.
Жан-Поль (И.П.Ф. Рихтер) является автором романов «Невидимая ложа» (1793, роман незаконченный); «Геспер» (1795); «Зи-бенкэз» (1796-1797); философского романа «Титан» (1800-1803); «Озорные годы» (1804-1805, роман не был завершен); «Комета, или Николай Маргграф» (1820-1822, роман также незавершенный).
Жан-Полю принадлежат и две научные работы: трактат «Подготовительная наука по эстетике» (1804) и трактат о педагогике «Левана, или Учение о воспитании» (1806). «С сочувствием изображая бюргерскую интеллигенцию и городскую бедноту, Жан-Поль осмеивает дворянство, богачей»1.
Трактат «Подготовительная наука по эстетике» в передаче Йо-зефа Гёрреса сохраняет оригинальное название «Приготовительная школа эстетики» («Vorschule der Ästhetik»). Он приходит к выводу о том, что в этом сочинении Жан-Поль «составил законоуло-
* Гёррес Й. О сочинениях Жан-Поля Фридриха Рихтера // Эстетика немецких романтиков. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2014. - С. 204-225.
1 Краткая литературная энциклопедия. - М., 1964. - Т. 2. - С. 909.
О сочинениях Жан-Поля Фридриха Рихтера
жение, по которому следует судить его» (с. 211). При этом он называет сочинителя «поэтом».
Далее Й. Гёррес рассматривает творчество Жан-Поля в восьми параграфах: «Гений», «Юмор», «Каприз, ирония», «Остроумие», «Характеры», «Фабула», «Пейзажная живопись в поэзии» и «Стиль».
В параграфе «Гений», рассказывая о романе Жан-Поля «Титан», Й. Гёррес называет сочинение «ярко блещущим раем, вылепленным из алмазной воды и огня бриллиантов» (с. 212). А ведь в романе четыре тома и еще два тома комических приложений. Полагая, что роман «Титан» является вершиной и средоточием творений писателя, Й. Гёррес называет Жан-Поля «гением Любви» (с. 214).
В параграфе «Юмор» говорится, что у Жан-Поля юмор чисто немецкий и, хотя сходный с юмором английским, он «забирает выше английского и обретает высшую свободу» (с. 215).
Сравнивая каприз и иронию у Жан-Поля, Й. Гёррес в соответствии с «Приготовительной школой эстетики» называет каприз «лирическим юмором», а иронию считает «юмором эпическим» (с. 216). Каприз - это «одержанное ликование и короткий приглушенный дифирамб», а ирония, напротив, «ясная и холодная, словно ложное солнце» (там же).
«Никому не позволено говорить о себе: Я - остроумный», -читаем в посвященной остроумию главе «Приготовительной школы эстетики». Но рецензент обязан сказать о писателе, что тот очень остроумен, если так оно и есть. Вот и Жан-Поль наделен «взором колючим, ясным, наблюдательным» (с. 218).
В параграфе «Характеры» утверждается, что герои произведений Жан-Поля имеют двоякий характер. Они стремятся одновременно и к идеалу света, и к идеалу тьмы. Такое противоречие свойственно персонажам романов «Титан», «Геспер» и «Зибен-кэз».
Фабула, т.е. сюжетная основа литературного произведения, подобна широкой реке, текущей посредине долины, а по бокам тянутся горные цепи, это характеры. Самый могучий поток течет в романе «Титан», считает Й. Гёррес. Он подобен Рейну, ибо струя фабулы романа от начала и до конца «течет безукоризненно» (с. 221). А в романе «Озорные годы» комическая жила, словно артерия, проходит через всю книгу, и навстречу ей идет другой со-
Йозеф Гёррес
суд - жила Любви. «Сплетаясь, они образуют дерево жизни» (с. 221).
Говоря о пейзажах в романах Жан-Поля в предпоследнем параграфе статьи, Й. Гёррес тут критикует писателя, поскольку пейзажные картины, особенно в «Титане», занимают «чрезмерно много места» (с. 222).
Наконец, параграф «Стиль», завершающий статью, является полностью хвалебным, ибо Й. Гёррес не помнит ни одного случая, когда бы он натолкнулся на безвкусицу стиля.
В заключение статьи Йозеф Гёррес вновь называет Жан-Поля Фридриха Рихтера гением: «Мы же, принеся бескровную жертву у алтаря и воскурив три зернышка фимиама, нехотя расстаемся с теплотворной близостью гения, с домом, где были окружены прекрасными образами...» (с. 225).
И. Л. Галинская