Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии Иоганна Пауля Фридриха Рихтера (Жан поля) на развитие немецкого романтизма'

К вопросу о влиянии Иоганна Пауля Фридриха Рихтера (Жан поля) на развитие немецкого романтизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ROMANTISM / GERMAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радченко Галина Павловна, Розинкина Татьяна Анатольевна

В данной статье рассматриваются основные вопросы творчества Ж. Поля, а также его литературная связь с немецкими романтиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Influence of Johan Paul Fridrich Nitzshe (Jean Paul) on the Development of German Romantism

This article is devoted to the to the basic questions of Jean Pauls writer’s works and his literary contact with german romantics writers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии Иоганна Пауля Фридриха Рихтера (Жан поля) на развитие немецкого романтизма»

30

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ

ИОГАННА ПАУЛЯ ФРИДРИХА РИХТЕРА (ЖАНПОЛЯ)

НА РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Г. П. Радченко, Т. А. Розинкина

В данной статье рассматриваются основные вопросы творчества Ж. Поля, а также его литературная связь с немецкими романтиками.

Ключевые слова: романтизм, немецкая литература

Романтизм сам по себе не был явлением чисто немецким, это общеевропейское направление, но Германия стала той страной, где романтизм сложился в законченную школу. Это была страна, которая создала романтическую эстетику, романтическую философию, от которой так или иначе были зависимы взгляды романтиков других стран. Эпоха романтизма - один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Ускорение темпа жизни закономерно влекло за собой калейдоскопическую смену течений, взглядов, философских систем. Возникала волна новых течений, форм, экспериментальных попыток синтеза различных областей искусства. Литература каждой отдельной страны, отражая социальные процессы, в ней происходящие, сохраняла свое национальное своеобразие. Характерно, что романтики, много сделавшие для расширения международного обмена художественными ценностями, неизменно подчеркивали национальные корни каждой культуры, ее самобытность и неповторимый местный колорит. На первый план выдвигалась идея «характерного» искусства, то есть искусства, наделенного силой, энергией и национальной самобытностью, близкого природе, народного во всех своих проявлениях.

Для каждого литературного направления характерны типичные черты: тематические, образные, стилистические и другие, образующие собственно основу данного направления. Помимо этого каждое литературное направление отличается и своими хронологическими рамками.

Последняя четверть 18 столетия и первая четверть 19 века представлены многочисленными литературными течениями, которые существовали параллельно, пересекались или взаимоисключали друг

Язык художественной литературы

31

друга. Результатом этого явилось то, что три автора названного периода Ж. Пауль, Ф. Гельдерлин и Г. Клейст не были причислены ни к одному из течений.

Иоганн Пауль Фридрих Рихтер известен под псевдонимом Жан Пауль (традиционно ошибочно - Жан Поль), выбранным им в знак восхищения и поклонения перед французским писателем и философом Жан Жаком Руссо. Ж. Пауль родился 21 марта 1763 года в Вун-зиделе в многодетной семье бедного органиста. Молодой И. Рихтер посещал латинскую школу, затем изучал теологию в Лейпцигском университете, интересовался многими другими дисциплинами, но больше всего литературой. По словам писателя, науки ему не были интересны, так как отвлекали от творчества. В 1783 году появилась его первая книга «Гринландские процессы».

Произведениям Ж. Пауля присущи злая сатира и сердечная теплота по отношению ко всему человеческому, с чем он был тесно связан. Его прозаические произведения напугали бы современного читателя не только объёмом, но и стилем автора. Последний не придерживался никаких литературных канонов, переходя от лирических пассажей к иронично-сатирическим наблюдениям и естественно-научным заключениям, отвлекая читателя от основного сюжета, за которым тот едва успевает следить. Излюбленная тема - трагикомический конфликт между неутолимостью души и мелочным прозябанием, стремление преодолеть действительность юмором - «смехом сквозь слезы».

Герои рассказов и романов Ж. Пауля - странные гротескные фигуры. Таковыми являются и герои произведения «Титан» (1800— 1803 гг.) с его продолжением «Морская книга воздухоплавателя Гианноццо». Это один из самых известных воспитательных романов немецкой литературы. В нём описывается процесс взросления юноши Альбано, протекающий на фоне кажущихся тривиальными интриг и противоречий с философией Фихте.

«Комета или Николаус Маркграф» (1820—1822 гг.) — последний незаконченный роман автора, абсурдно-комичная история франконского Дон Кихота обрывается на слове «ужас». Шедевром Ж. Пауля является произведение «Цветы, плоды и шипы или супружество, смерть и торжество бедного адвоката Ф. Ст. Зибенкеза». Этот необычный роман передаёт всё богатство настроений героев, многообразие раскрываемых тем и наблюдений, что позволяет отнести его к разряду лучших прозаических произведений того времени. Острая сатира, используемая автором в описании жизни общества, сменя-

32

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

ется разъяснением проблем индивидуальности. За сценами из жизни супружеских бюргерских пар следуют картины романтичных идиллических сцен, не содержащих иронии, столь присущей автору.

«Такого писателя как Ж. Пауль я не встречал среди тех, чьи произведения читал до сих пор. Таким сочетанием остроумия, фантазии, сентиментальности может обладать писатель только с благословения неба», - писал Георг Кристоф Лихтенберг. Ж. Пауль занимает в немецкой литературе особое место. Его произведения воспринимались современниками неоднозначно. У одних они вызывали глубочайший интерес, у других удивление, третьих оставляли равнодушными. Романам Ж. Пауля присуще отсутствие своеобразной формы, характерной произведениям представителей романтизма. Август Вильгельм Шлегель назвал романы Ж. Пауля монологами, к участию в которых автор побуждает читателя. Произведения Ж. Пауля изобилуют остротами, метафорами, сложными, путаными сюжетами. В них смешались поэтические описания, одухотворённая ирония, острая сатира и мягкий юмор. Особенно нравились его романы женщинам за умение очень живо, интересно, необычно изображать женские образы. Никому из немецких писателей не удавалось до Ж. Пауля изображать женские характеры с такой психологической глубиной.

Как и романы писателя, характер Ж. Пауля был противоречив, изменчив. Жан Пауль был добродушным человеком, одухотворённой и в то же время чрезвычайно сентиментальной натурой, по-детски доверчивой и легко ранимой. Неудивительно, что отношение веймарских классиков И. В. Гёте и Ф. Шиллера к нему были неоднозначны. Гёте считал Ж. Пауля очень сложной личностью, которую современники не могли до конца понять и поэтому давали противоречивые оценки. Когда Ж. Пауль появился в Веймаре, Ф. Шиллер назвал его чужаком, свалившимся с небес. Современники насмехались исподтишка над этим сентиментальным, ребячливым мечтателем. Но женские сердца были покорены идиллическими произведениями и личным шармом писателя. Гердер и Виланд его ценили и поддерживали, хотя Ж. Пауль соблюдал дистанцию по отношению к представителям классицизма, являясь одним из сторонников философии Артура Шопенгауэра.

Творчество Ж. Пауля отражает весь мировоззренческий спектр его времени. Во многом запоздалый представитель «Бури и натиска» и предтеча романтизма, Жан Пауль обладал бурной, порой неукротимой фантазией, умел мастерски пользоваться реалистической

Язык художественной литературы

33

деталью, равно как и мечтательной выдумкой, озорной комедией и томной сентиментальностью, поднимаясь до подлинного трагизма. В его сатирических произведениях прослеживается влияние Л.Стерна, однако нравственная основательность юмора автора и прославление индивидуальности, даже эксцентричности, делают писателя подлинно немецким идеалистом и романтиком.

Список литературы

1. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии, его природа, замыслы и судьбы [Текст] / Н. Я. Берковский. - СПб. : Азбука - классика, 2001 - 512 с.

2. Ботникова, А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм [Текст] / А. Б. Ботникова. - Воронеж : Изд-во гос. унта, 2004. - 341с.

3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. [Электронный ресурс]. - Url : http:// revolution. al-best. ru/ literature/ 000009328.

4. Рейман, П. Основные течения в немецкой литературе (17501848гг.) [Текст] / П. Рейман // Пер. с нем. - М., 1959.

List of literature

1. Berkovskij, N. Ja. Romantizm v Germanii, ego priroda, zamysly i sud'by [Tekst] / N. Ja. Berkovskij.

- SPb. : Azbuka - klassika, 2001 -512 s.

2. Botnikova, A. B. Nemeckij romantizm: dialog hudozhestvennyh form [Tekst] / A. B. Botnikova. -Voronezh : Izd-vo gos. un-ta, 2004.

- 341s.

3. Istorija zarubezhnoj liter-atury XIX veka / Pod red. N. A. Solov'evoj. [Jelektronnyj resurs].

- Url : http:// revolution. albest. ru/ literature/ 000009328.

4. Rejman, P. Osnovnye techeni-ja v nemeckoj literature (1750-1848gg.) [Tekst] / P. Rejman // Per. s nem. - M., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.