Научная статья на тему 'YOUNG ADULT КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

YOUNG ADULT КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1638
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / YOUNG ADULT ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Березина А.В., Бочарова А.В.

В статье описывается теоретико-эмпирическое исследование, направленное на уточнение определения понятия «young adult литература». Приводится анализ подходов к пониманию этого явления учеными, писателями и издателями, на основе которого дается обобщенное рабочее определение понятия «young adult литература». Также приводятся результаты опроса старшеклассников об их отношении к литературе young adult, выделяются основные характеристики литературы, отвечающей запросам старшеклассников, топ 8 книг young adult литературы, их соответствие тем книгам, которые издаются в этом сегменте в России и комплектуются библиотеками (на примере фонда РГДБ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG ADULT AS A DIRECTION OF FICTION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The article describes a theoretical and empirical study aimed at defining the concept of "young adult literature". The analysis of approaches to understanding this phenomenon by scientists, writers and publishers is given. A generalized working definition of the concept of "young adult literature" is given on this basis. The results of a survey of high school students about their attitude to young adult literature are also given, the main characteristics of literature that meets the needs of high school students are highlighted, the top 8 books of young adult literature, their correspondence to those books that are published in this segment in Russia and are completed in libraries (for example, the RGDB).

Текст научной работы на тему «YOUNG ADULT КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В., БОЧАРОВА А.В. YOUNG ADULT КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье описывается теоретико-эмпирическое исследование, направленное на уточнение определения понятия «young adult литература». Приводится анализ подходов к пониманию этого явления учеными, писателями и издателями, на основе которого дается обобщенное рабочее определение понятия «young adult литература». Также приводятся результаты опроса старшеклассников об их отношении к литературе young adult, выделяются основные характеристики литературы, отвечающей запросам старшеклассников, топ 8 книг young adult литературы, их соответствие тем книгам, которые издаются в этом сегменте в России и комплектуются библиотеками (на примере фонда РГДБ).

Ключевые слова: чтение старшеклассников, young adult литература

BEREZINA ALEXANDRA V., BOCHAROVA ALICE V. YOUNG ADULT AS A DIRECTION OF FICTION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The article describes a theoretical and empirical study aimed at defining the concept of "young adult literature". The analysis of approaches to understanding this phenomenon by scientists, writers and publishers is given. A generalized working definition of the concept of "young adult literature" is given on this basis. The results of a survey of high school students about their attitude to young adult literature are also given, the main characteristics of literature that meets the needs of high school students are highlighted, the top 8 books of young adult literature, their correspondence to those books that are published in this segment in Russia and are completed in libraries (for example, the RGDB).

Keywords: high school students reading, young adult literature

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В., БОЧАРОВА А.В. YOUNG ADULT КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Художественная литература young adult сейчас находится на пике популярности как в мире, так и в России. В России в последнее время заметен «бум» литературы young adult. Издательство «КомпасГид» обратилось к сегменту книг young adult в 2011 году, когда сам термин young adult еще н был в широком употреблении у нас в стране. Выпуском young adult занимаются также издательства «Самокат» (young adult занимает 10% всего объема продукции издательства: серии «Встречное движение», «Недетские книжки», «Самокат-сериал»), «Поляндрия No Age», «Розовый жираф» (серия «4-я улица»), «Белая ворона» и др. В 2016 году в России появилось новое издательство «Like Book», полностью сконцентрировавшееся на направлении литературы young adult, а в 2018 году - издательство «Popcorn books» так же, как и «Like Book» позиционирующее себя целиком и полностью направленным на издание литературы young adult. Крупное российское

издательство АСТ сотрудничает с авторами платформы Wattpad и издает их произведения.

В научной литературе и на сайте издательств можно найти множество подходов к пониманию этого явления, однако сам этот термин не имеет единого толкования, в котором бы четко определялась возрастная адресация, его ключевые характеристики и художественные особенности. Встает вопрос, имеет ли право young adult считаться отдельным направлением литературы или же это просто маркетинговый ход для улучшения продаж.

У подростков и старшеклассников эти книги вызывают интерес, но по разным причинам не попадают им в руки. При этом отношение к литературе young adult среди взрослой аудитории часто остается либо скептическим, либо недоверчивым, в виду предубеждения против острых тем таких книг или убеждения, что вся литература young adult написана слишком простым языком. В связи с этим существует необходимость исследования причин интереса и спроса на young adult, в частности у такой возрастной группы как старшеклассники, считающейся целевой аудиторией литературы young adult. Актуальность нашего исследования обусловлена противоречием между ростом издаваемой литературы young adult, растущим на нее спросом, и тем фактом, что книги young adult часто не доходят до своего читателя.

В России пока еще мало изучена проблематика young adult. Активно ее изучением занимаются зарубежные исследователи, чьи работы посвящены как исследованию young adult как части мировой литературы, проблеме определения, а также изучения причин интереса взрослых к чтению этого направления литературы, так и изучению продаж и коммерческих составляющих книжного сегмента young adult. Так, например, можно выделить работы следующих зарубежных исследователей, касающихся этой проблемы: Fitzgerald M. A. [13], Hays A. [14], Ross C. [15], Stephens J. [16], Wells A. [17]. Также в США на базе YALSA (ассоциация библиотечных услуг для молодежи) проводится множество исследований на эту тему и литературе young adult уделено большое внимание. В России такую отдельную институцию, посвященную изучению проблематики литературы young adult, выделить трудно, однако, есть ряд исследователей, занимающихся данным вопросом, а также подростковым и молодежным чтением, в круг которого входит young adult: А. В. Березина [1], К. С. Киктева [4; 5], Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова [3] и др.

Проведенное нами в 2022 году исследование было направлено на выявление подходов к пониманию литературы young adult и уточнение определения этого понятия, а также изучение отношения старшеклассников к литературе young adult и выявление соответствия между их читательскими интересами, предложениями издательств и библиотек (на примере РГДБ).

Анализ подходов к определению понятия «литература young adult» и обозначению ее специфических черт показал, что на сегодняшний день не выработано единого универсального определения для художественной литературы, относящейся к категории «young adult» и разными авторами указываются различные характеристики этого явления. Приведем некоторые

определения жанра «young adult» и выделим особенности, приписываемые направлению.

M. A. Fitzgerald [13] пишет, что фантастической литературе young adult характерны: простота и легкость повествования, опора на архетипы и мифологию; постепенное углубление в вымышленный, но правдоподобный, мир, в котором происходит борьба добра и зла; главный герой - подросток, которому приходится решать личные и глобальные проблемы; достоверная любовная линия, обычно не являющаяся главной сюжетной линией. В подходе M. A. Fitzgerald интересно ее внимание к тому, что герой-подросток решает не только свои личные, подростковые проблемы, но и стремится изменить или спасти мир, преодолеть социальную несправедливость не только в отношении себя, но и других людей.

Еще одно определение дано Stephens J. [16]: «young adult затрагивает трудные, часто «взрослые» вопросы, возникающие на пути подростка к собственной идентичности, причем история этого пути рассказывается голосом подростка, и рассказ этот имеет такую же потенциальную литературную ценность, как и истории «взрослых» рассказчиков». Чем важно это определение, несмотря на его недочеты (например, отсутствие возрастных границ и стилевых особенностей) - тем, что J. Stephens делает особый акцент на значимости взрослых проблем для young adult, важности повествования голосом подростка, а также равноценности, но не равнозначности, young adult и «взрослой литературы».

К. С. Киктева, определяя литературу young adult, пишет, что в самом общем смысле термины «литература young adult» и «подростковая литература» синонимичны: под ними понимается литература для подростков 13-18 лет. Однако в последнее время проводится разграничение между подростковой литературой и литературой young adult. Последняя понимается не только как книги о подростках и для подростков, но и как книги о подростках, интересные также взрослым. Книги этого жанра объединяет тема взросления, взаимоотношений в семье и в школе, дружбы и первой любви; произведения характеризуются динамичным повествованием и напряженным, драматичным сюжетом, реалистичностью в изображении чувств персонажей и их взаимоотношений; часто поднимается проблема выбора, присутствуют мотивы борьбы и преодоления испытаний; авторы также обращаются к социальным проблемам [4]. Таким образом, в это определение К. С. Киктева включила все наиболее важные черты, характерные для young adult: возрастную адресованность (не только подросткам, но и взрослым), темы и проблемы, некоторые стилевые и художественные особенности. Такое определение, на наш взгляд, является наиболее полным.

Психологи Л. П. Караваева и Л. В. Тарасова [3] отмечают, что аудиторией литературы young adult являются молодые люди и подростки в возрасте 12-20 лет. К особенностям литературы young adult они относят, во -первых, ориентацию на читателя-подростка, у которого отсутствует желание обращаться к детским книгам, но взрослая серьезная литература еще не вызывает интереса; у подростка наблюдается потребность общаться на

равных, получать информацию о том, как выжить в огромном и непонятном мире; он ассоциирует себя с главным героем, находит в произведении отражение своих переживаний; чаще всего книги young adult написаны доступным языком, приветствуется, но не является обязательным, динамичный увлекательный сюжет. Во-вторых, ученые говорят о такой особенности литературы young adult, как избранность главного героя, одной из ключевых характеристик которого является обладание какой-либо скрытой силой, уникальными талантами, чрезвычайным везением, волшебным даром и т.д. В отличие от персонажа детской литературы, который получает жизненный урок, преодолевая препятствия, герой подростковой книги изначально обладает всем необходимым, не подозревая об этом; в значительном числе фантастических произведений главным героям приходится восставать против мира «испорченных» взрослых, устаревших социальных установок или тоталитарного общества; зачастую персонажи являются сиротами либо их родители не интересуются жизнью ребенка (связь с родителями становится неудобным прошлым, мешающим герою действовать независимо). В-третьих, темы и проблемы, поднимаемые в литературе young adult, отражают опыт подростков или интересуют их: смерть от болезни, одиночество, предательство, несправедливая социальная иерархия, угнетение и террор, проблемы самоопределения личности. В-четвертых, направление young adult обладает широкими рамками и включает в себя не только образцы современной подростковой литературы, но и некоторые классические произведения.

Поиску определения и существенных характеристик литературы young adult, была посвящена прошедшая в 2021 году в РГДБ в рамках Ежегодного совещания директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, дискуссионная площадка «Young adult: что и как читает поколение Z» [20], в которой принимали участие сотрудники РГДБ, писатели, переводчики подростковой и молодежной литературы, представители издательств и литературные критики. Все сказанное участниками дискуссии, можно тезисно сформулировать следующим образом: герои young adult - люди, вышедшие во взрослый мир; светлый финал не обязателен, нет гарантии света в конце тоннеля; герой совпадает с адресатом; литература young adult направлена на рефлексию; литература young adult - это переформатированный роман взросления, написанный не со стороны, а изнутри, с позиции более близкой герою; автор лояльно относится к взрослеющему герою; в тексте поднимаются темы, на которые мы не умеем говорить; тексту присущ цинично-саркастичный тон подростка; проблематика актуальна для 14-25-летнего человека. Таким образом, в этой дискуссии участники смогли сформулировать общие тенденции литературы young adult: взрослеющий герой и повествование не со стороны, а с точки зрения этого героя. Был сделан акцент на перенятой литературой young adult традиции романа взросления. Также прозвучало не так часто озвучиваемое, хотя принципиально важное для направления young adult, положение - затрагивание тем, на которые взрослые часто не умеют говорить, как сами, так и, тем более, с подростками. Возрастные границы

также были определены в14-25 лет. При этом верхняя граница определялась достаточно однозначно, а вот нижняя является «плавающей», некоторые эксперты ее относят к подростковому возрасту (14-15 лет), другие же говорят о том, что young adult - это литература 18+.

Мы также проанализировали те определения литературы young adult, которые можно встретить на сайтах российских издательств, электронных библиотек, литературных блогов, сети книжных магазинов и других сетевых ресурсов.

На сайте интернет-магазина «Labirint» указывается, что «...к жанру young adult относятся произведения, написанные про подростков и для подростков. Обычно это истории взросления, где главный герой или героиня сталкиваются со всевозможными трудностями подросткового возраста. Они впервые влюбляются, ищут свое место в мире, пытаются найти лучших друзей, наладить отношения с родителями или, желая быть самостоятельными, вовсе отвергают помощь взрослых» [9]. Как мы можем видеть, определение это очень общее и поверхностное, если сравнить, например, с определениями К. С. Киктевой и J. Stephens, однако некоторые наиболее частые проблемы, затрагиваемые в литературе young adult, здесь перечислены. Из критически ошибочного в этом определении можно назвать то, что авторами статьи young adult называется жанром, в то время как для жанра необходимы устойчивые принципы построения произведения, повторяющиеся композиционно-структурные и содержательные признаки. На наш взгляд корректнее говорить о young adult, скорее, как о совокупности жанров, направлении, у которого отсутствуют строгие требования к жанровым границам.

Так же на сайте магазина «Labirint» опубликовано интервью с главным редактором издательства «КомпасГид», активно выпускающем книги направления young adult, Виталием Зюсько [10]. В литературе young adult им, во-первых, обозначается важность не просто острых и взрослых проблем, поиска себя, а необходимость того, чтобы показать, как герой преодолевает эти проблемы, справляется с ними и приобретает новый необходимый для него опыт. В этом определении нет четкости и структурированности, но оно очень хорошо и правильно подает назначение и задачи литературы young adult. Также здесь очень правильно поднимается вопрос о возрастных ограничениях, соответствующий российским реалиям, в которых вынуждена существовать литература и читатели - возрастная маркировка. В. Зюсько отмечает, что темы, затронутые в книгах с маркировкой 16+ и 18+, часто вызывают интерес и у более младшей аудитории, и по усмотрению родителей, могут покупаться детям. Правда здесь возникает существенная проблема поколений, многие родители имеют предубеждения при одном взгляде на маркировку 18+, а также просто не понимают и не вникают в потребности и желания детей -подростков. Законом также обусловлена невозможность комплектования книг с маркировкой 18+ в детские библиотеки. Но даже книги с рейтингом 16+ иногда берутся библиотекарями с неохотой.

Еще одна интересная статья также размещена на сайте «Labirint» -интервью с Анной Неплюевой - шеф-редактором издательства «МИФ», активно издающего литературу young adult [7]. В ее определении на первый план выходит мнение о том, что возрастная аудитория young adult в преобладающем своем значении это молодежь, и возраст указывается от 16 лет. Также в этом определении сразу проводится разграничение с подростковой литературой и отказ от синонимичности с ней. Что касается тем, то выделена тема поиска себя, коммуникации с миром. А. Неплюева относительно актуальных тем young adult говорит также о том, что как во взрослой художественной литературе, и в young adult можно наблюдать тенденцию ухода от реальности в добрые, позитивные истории с хэппи-эндом, и литература стала тем островком спокойствия, где можно спрятаться от всех невзгод. Здесь, пожалуй, впервые, если посмотреть на все определения, четко проговаривается наличие хэппи-энда и позитивности в young adult. Хотя, можно ли вывести это как некий объединяющий фактор - вопрос, вызывающий сомнения, поскольку для подростка больше важна правдоподобность истории, а хэппи-энд не всегда может органично завершить историю.

«Словарь современного читателя» на сайте издательства «ЭКСМО» определяет young adult так: «Young Adult Fiction - направление художественной литературы, ориентированное на молодежную аудиторию от подростков до 20-летних. Возраст главных героев книг Young Adult Fiction, как правило, соответствует возрасту читателей. Young Adult Fiction отличает разнообразие жанров от фантастики и фэнтези до любовных романов и современной прозы» [8]. Как можно заметить, определение это короткое, а в качестве характерных черт направления young adult выделено буквально три критерия: возрастные границы, герой-подросток и жанровое многообразие. Безусловно, такое определение очень скудно и не демонстрирует всех отличительных признаков литературы young adult.

На сайте интернет-магазина «Читай-город» в статье, посвященной литературе young adult, это направление определяется как «...подростковая литература <...> ориентированная на читателей в возрасте от 14 до 21 года. Ключевыми в этих историях становятся молодые герои. YA-литература может включать в себя элементы фэнтези и фантастики, социальной драмы, любовной истории и даже антиутопии. Подростковая литература не только стремится соответствовать трендам, но и сама их создаёт. Янг эдалт книги нередко затрагивают тревожащие подростков вопросы - первой любви, сексуального опыта, поиска идентичности, проблем в отношениях с родственниками, буллинга, принятия собственной внешности» [6]. Это определение упускает из вида стилистические особенности направления, однако хорошо раскрывает тематическую и жанровую специфику young adult. Также здесь мы сталкиваемся с понятием «тренда» и его связью с young adult, то есть можно говорить о том, что не только уже существующие тренды задают тему для young adult, но и наоборот, создание young adult задает новые тренды. Именно поэтому к литературе данного направления нужно относится

не скептически и легкомысленно, а с большим пониманием, зная, что литература young adult способна формировать сознание подростка и влиять на массовую культуру.

На сайте издательства «АСТ» дается следующее определение литературы young adult: «Young Adult литература (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые») — популярное литературное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет, хотя в целом чётко выраженной верхней границы не существует, и в чтении YA-литературы всё чаще признаются читатели старших возрастных категорий. У YA-литературы есть несколько отличительных свойств. Главными героями книги обычно являются подростки (зачастую девушки), которые сталкиваются с определёнными проблемами и кризисами и меняются под влиянием сложившихся обстоятельств. Герой или героиня не обязательно ярки, безгрешны и идеальны, напротив, у них есть недостатки, странности, а порой герой и вовсе кажется изгоем, отщепенцем или аутсайдером. <...> Для YA-литературы жизненно необходимо, чтобы персонаж говорил с читателями на одном языке, поэтому среди героев направления всё чаще появляются представители самых разных этнических, религиозных или расовых групп и меньшинств. Сюжеты YA-литературы строятся именно вокруг персонажей, а на первый план обычно выходят те же проблемы, которые волнуют аудиторию в реальной жизни. Читатели ищут в книгах отражение собственных тревог и проблем, они ищут ответы на вопросы, поэтому от автора требуется вести со своим читателем диалог на равных, ибо его читатель не потерпит, если с ним начнут общаться свысока или поучать с вершин прожитых лет и накопленного опыта. <...> У Young Adult нет чётко выраженного жанра, напротив, литература для «молодых взрослых» объединяет в себе черты множества жанров и не так строго соблюдает жанровые границы» [11]. Данное определение очень полное и точное: в нем обозначены возрастные границы, упомянуто жанровое разнообразие и точно сформулированы основные характеристики литературы young adult (герой-подросток, неидеальность главного героя, реальные проблемы подростков, разговор на одном языке и недопустимость беседы с читателем свысока). Можно считать это определение одним из наиболее удачных, однако, все же художественные особенности young adult остались за рамками этого определения.

На сайте «ЛитРес» оговаривается отсутствие четкого термина для young adult: «Русскоязычного термина, который объяснял бы, что такое young adult, увы, нет. В целом это литература еще не взрослая, но уже не детская; истории, где главную роль играет самоидентификация и построение отношений с окружающим миром. Кто-то называет целевой читательскую аудиторию от 16 до 30 лет, кто-то — от 14 до 21 года. Возраст героя YA-литературы - время, когда человек со многим сталкивается впервые: выбор, влюбленность, одиночество, появление и отстаивание собственных ценностей и принципов. Это время становления личности, духовных поисков и кризисов. Young adult — про оголенность чувств и высокую эмоциональность, про самоопределение и сложные ситуации, о которых не принято говорить с родителями или

друзьями» [19]. В принципе это определение очень близко к предыдущим, однако, в нем чувствуется куда большая неопределенность в определении young adult и вновь отсутствует упоминание стилистических особенностей. Это и есть главная проблема, которую необходимо стараться преодолеть, выработав наиболее четкое и полное понятие для этого направления. Но, чем хорошо это определение, - в нем сделан акцент на особую значимость эмоциональности и выражения чувств в литературе young adult, а также на некоторую интимность этого направления, имеется в виду особенная коммуникация между книгой и подростком-читателем, который с книгой может найти большую связь и понимание, чем с родителями или друзьями.

На сайте «Библио-Глобуса» можно найти не столько определение young adult, сколько попытку поразмыслить над общей канвой этого понятия: ««Young adult literature» (YA - принятое сокращение для её обозначения). Сегодня это самостоятельный тип издательского предложения, книги, содержание которых сосредоточено на проблемах young adults - юных взрослых. У нас в стране у термина «Young adult literature» пока нет устоявшегося толкования, нет и чётко обозначенных возрастных рамок его целевой аудитории. Кто-то переводит его как «подростковая литература», а кто-то - «молодёжная литература» (что на наш взгляд чуть ближе к сути). Издатели, которые выпускают эти книги, обычно адресуют их читателям от 12 до 20 лет» [18]. Это размышление высвечивает главную проблему литературы young adult - возраст читателей. В принципе оно основывается только на этом. В данном определении литературу young adult считают ближе к понятию «молодежной литературы», а не подростковой. И это достаточно существенно расходится с определением К. С. Киктевой, назвавшей литературу young adult синонимичной понятию «подростковая литература». На наш взгляд, С. К. Киктева более права, так как проблематика этого направления нацелена на подростковый и юношеский возраст в той же степени, как и на молодежь. Само направление young adult здесь рассматривается как тип издательского предложения, то есть это отсылает нас к проблеме споров о том, является ли young adult литературой или уловкой маркетологов. Помимо этого, в статье названы следующие особенности направления young adult: герои этих книг молоды; они вступают в реальную взрослую жизнь, стремятся стать независимыми, хотят сами решать свои проблемы. Они осознают себя взрослыми, ждут, что писатели будут говорить с ними на равных, не поучая, не подавляя собственным опытом; разнообразие жанров. Также отдельно оговаривается то, что young adult это не «легкое чтиво». И несмотря на то, что уровень таланта и актуальности отличается у разных писателей и произведений, необходимо помнить, что лучшие книги данного направления посвящены по определению и преодолению границ, поиску ответа на вопрос «Кто ты и что из себя представляешь?» [18].

На литературном портале «Pechorin.net» также размещена статья, посвященная направлению young adult, в которой дается следующее определение и критерии: «Young adult literature (YA) - это книги, написанные для подростков и юношества. Согласно Кембриджскому словарю, young adult

- период от позднего подросткового возраста до 20 лет. Фактически же возрастные рамки жанра размыты, и YA-книги могут быть адресованы подросткам помладше или даже стоять на полке у взрослых. <.> Young Adult-литература может обращаться к приемам романа воспитания, а также заимствовать жанровые признаки фэнтези, антиутопии, киберпанка, графического романа и манги. Главные герои Young Adult-прозы - подростки, которые решают те же проблемы, что и юный читатель. Это помогает читателю идентифицировать себя с героем. Среди таких проблем - важность дружбы.; противостояние «испорченному» взрослому миру.; буллинг и подростковое насилие.; первая любовь и потеря. и - объединяющая все перечисленные - тема поиска места в мире, исследование и принятие себя» [2]. Помимо этого, в статье выделены критерии популярности young adult: актуальность; разговор на равных; особенность поколения; яркое и красивое оформление; желание читателя укрыться от мира. Данное определение хорошо раскрывает проблематику young adult, добавляя новую интерпретацию возрастных границ, также подробно раскрыты «острые» темы, которые освещаются в этом направлении. Что же касается критериев популярности, то хотелось бы остановиться на пункте «яркое и красивое оформление». К сожалению, не всегда книги young adult соответствуют этому критерию, особенно это касается типовых серий. Многие обложки достаточно непривлекательны и вызывают недоверие и отторжение. При этом также стоит отметить, что существует стереотип, будто бы держать в руках книгу с рисованной обложкой стыдно, потому что обложка должна быть взрослой. По этой причине, например, издательство «КомпасГид» выпустило серию книг young adult с шрифтовыми обложками. Стоит отметить, что в последнее время издательства (особенно издательство «МИФ») обращаются к современным российским иллюстраторам для дизайна обложек. Красивые иллюстрации важны, так как они не просто делают книгу эстетически более привлекательной, но и дают возможность воспринимать ее как объект искусства. Иллюстрирование произведений повышает статус, говорит о его важности, значимости, что могло бы помочь продвижению талантливых молодых российских иллюстраторов и формированию вкуса у целевой аудитории young adult.

Подразделение американской библиотечной ассоциации YALSA (ассоциация библиотечных услуг для молодежи), нацеленное на работу с подростками и популяризации литературы среди них, сосредоточенно на литературе young adult. На их официальном сайте можно прочесть, какие из черт и характеристик они относят к данному направлению, как описывают его особенности [12]: «.литература young adult становится ценной не только благодаря художественной составляющей, но и благодаря своей значимости и актуальности для жизни читателей. Удовлетворяя не только их [подростков] потребности, но и интересы, литература young adult становится для них мощным стимулом к чтению, еще одной убедительной причиной, чтобы ценить ее, особенно в то время, когда грамотность подростков стала критически важной проблемой. <.> YALSA считает, что также одной из

главных ценностей литературы young adult является то, что она предлагает читателям возможность увидеть собственное отражение на ее страницах. Young adult - это, в сущности, период напряженности. С одной стороны, молодые люди испытывают всепоглощающую потребность принадлежать к какой-то общности, группе. Но, с другой стороны, они также по своей сути индивидуалисты, склонные считать себя уникальными, что для них является поводом скорее для отчаяния, чем для радости. Так как быть уникальным -значит быть непохожим на своих сверстников, фактически быть "другим". А быть "другим" - значит не принадлежать к общности, а, наоборот, быть изгоем. Таким образом, увидеть самих себя на страницах книги для молодых людей - значит получить подтверждение того, что ты, в конце концов, не одинок, не «другой», не инопланетянин, а, напротив, значимая часть большого сообщества. Еще одна ценность литературы young adult - ее возможность способствовать пониманию, сопереживанию и состраданию, предлагая яркие и живые сцены из жизни. <.> Еще одной ценностью литературы young adult можно назвать ее способность говорить своим читателям правду, какой бы неприятной она иногда ни была, поскольку таким образом она подготавливает читателей к тому, чтобы иметь дело с реалиями надвигающейся взрослой жизни и принять на себя права и обязанности взрослого человека». То, как сформулированы характеристики литературы young adult YALSA, очень импонирует, несмотря на отсутствие некоторой четкости и структуры. Здесь нет полного определения, но очень хорошо и правильно акцентировано внимание на значимости литературы young adult в процессе самоидентификации подростка и поиска его места в обществе, а также необходимости такой литературы для эмоционального развития подростка, способности сопереживать и понимать свои чувства.

Проведенный нами анализ определений и характеристик литературы young adult, позволил вычленить ключевые особенности, критерии и параметры, по которым разные авторы описывают данную литературу:

1. Целевая возрастная аудитория (варианты: 12 - 18; 13 - 18; 16-18 -30; 14 - 21; 12 - 20; 14 - 25).

2. Синонимы (варианты: «подростковая литература»; «молодежная литература»).

3. Место в системе литературы (варианты: жанр, направление, категория, тип издательского предложения).

4. Темы (варианты: дружба, отношения, первая любовь, идентичность, взросление, взаимоотношения в школе и семье, проблема выбора, социальные проблемы, путешествие к собственной индивидуальности, борьба и преодоление испытаний, история «переломного момента», протест, поиск себя и своего места в мире, самопринятие и самоидентификация, буллинг, насилие, построение отношений с окружающим миром).

5. Стилистические особенности (варианты: многообразие жанров; динамичное повествование; современный язык; повествование от первого лица, «голос подростка»; аутентичные диалоги; реалистичность

изображаемых чувств; понятный стиль; точная, детальная передача фактов; многоплановый сюжет; цинично-саркастичный тон; разговор на равных; яркие персонажи и ситуации; совпадение героя с адресатом; текст передает восприятие мира подростком; интригующее вступление; запоминающаяся концовка; напряженность; высокая эмоциональность, оголенность чувств).

6. Главный герой (варианты: подросток (молодой человек); не обязательно идеален и безгрешен; лояльное отношение к главному герою; преображение героя в финале).

7. Психоэмоциональные характеристики (способствование сопереживанию, пониманию, состраданию; уход от реальности; способность литературы говорить правду, даже неприятную; возможность увидеть свое отражение на страницах книги; подтверждение того, что подросток не одинок в своих проблемах; особенности поколения; освещение ситуаций, о которых не принято говорить с родителями и друзьями).

8. Адресованность (варианты: о подростках для подростков; о подростках, но, чтобы было интересно и взрослым).

9. Завершение истории, описываемой в книге (варианты: хэппи-энд; необязательность светлого финала).

Можно заметить, что некоторые варианты прямо противоположны друг другу. Например, синонимичность подростковой или молодежной литературе, или же характерность хэппи-энда и, наоборот, необязательность светлого финала. Возрастные границы, как верхние, так и нижние, размыты. Художественные особенности представлены разнообразно.

Назначение литературы young adult - помочь читателю понять, что он не одинок в своих проблемах, дать возможность увидеть свое отражение на страницах книги, научить сопереживанию и построению отношений с окружающим миром. С художественной точки зрения young adult характеризуется многоплановостью сюжета, напряженностью, динамикой и быстрым темпом повествования, понятным стилем, современным языком, аутентичными диалогами, созданием ярких персонажей и жизненных ситуаций. Важным аспектом литературы young adult является эмоциональность, реальность передаваемых чувств, точная передача фактов и ощущение разговора на равных с читателем, чему зачастую способствует повествование от первого лица.

Основываясь на выделенных нами критериях, дадим рабочее определение литературы Young adult.

Young adult литература - многожанровое направление художественной литературы для читателей от 12 до 20+ лет (также вызывающее интерес взрослой аудитории), героями которой являются подростки или молодые люди, а само произведение актуально запросам читателя, затрагивает взрослые проблемы, темы становления идентичности и развития личности, проблемы выбора, поиска себя и своего места в мире, социальные проблемы (включающие в себя взаимоотношения в семье и школе, проблему буллинга, подросткового насилия, первой любви, дружбы, протеста и преодоления испытаний, табуированности и др.) и направлено на то, чтобы передать

восприятие мира взрослеющей личности, показать преображение и путь часто не идеального развития, получение ею нового опыта (как позитивного, так и негативного).

С точки зрения психологии, литература young adult адекватна старшему подростковому (юношескому) возрасту, так как для этого возраста характерно личностное определение и саморефлексия, осознание собственной индивидуальности. Узнавая себя на страницах книг young adult, старшеклассники могут найти в этом поддержку, литература young adult может помочь «прожить» собственные личностные проблемы.

Популярность этого направления объяснима, так как подростку и старшекласснику интереснее выступать участником увлекательного приключения, чем воспринимать информацию со стороны. Литература young adult представляет собой феномен, обеспечивающий психологическую поддержку, которая требуется подростку в трудный период. Подросток или старшеклассник, сталкивающийся с проблемами и тяжелыми жизненными ситуациями, ищет ответы там, где, его не станут осуждать и навязывать чуждые жизненные приоритеты. Книга, особенно легко и увлекательно написанная, делает это успешно и при этом вызывает социальное одобрение. Кроме того, она не просто содержит информацию в виде назиданий и статистических сведений, а преподносит их в сочетании с вызывающими сильные эмоции ситуациями. Сюжеты книг young adult помогают молодым людям, переживающим непростой жизненный период, понять, что они не одиноки, не прибегая к морализаторству и наставлениям. Однако, по мнению психологов, существует вероятность, что читатель такой литературы может стать жертвой эскапизма, заключающееся в стремлении личности или социальной группы уйти от общепринятых стандартов, образцов общественной жизни. Эскапизм может стать стратегией поведения, при котором чтение художественных произведений подталкивают не к переносу полученного опыта в реальную жизнь, а к дальнейшему погружению в вымышленные миры [3], к нездоровому отделению подростков от реальности и созданию ложного впечатления о мире, в котором они живут [13].

В задачи нашего исследования входило выявление отношения старшеклассников к литературе young adult, а также нахождение соответствия между представлениями и интересами старшеклассников и предложениями издательств и библиотек.

После анализа информации, представленной на сайтах издательств в разделах «Литература young adult» мы получили два списка: 1) фэнтези/фантастика литература young adult и 2) реалистичная литература young adult. В список книг фэнтези/фантастики вошло 215 книг, в список реалистичных - 184 книги. Это те книги, которые имеют маркировку 12 + или 16+. Книги с маркировкой 18+ нами были убраны из дальнейшего анализа, так как не могут комплектоваться детскими библиотеками.

Следующим этапом стало анкетирование старшеклассников 15-17 лет (возраст респондентов был выбран с учетом, с одной стороны, адресации литературы young adult, с другой стороны, запросами практики работы

детских библиотек, в которых верхняя граница возраста читателей - 18 лет, но именно старшеклассники в детских библиотеках являются наиболее малочисленной категорией читателей). Анкетирование проходило в двух форматах: онлайн и очно. Количество респондентов составило 92 человека: из них 73 приняли участие в онлайн опросе и 19 - в очном. География анкетирования получилась достаточно обширной: более 25 городов и сел РФ.

Одним из вопросов был: «Назови 3 книги, которые тебе больше всего понравились за последние три года». В вопросе мы не конкретизировали, какие книги нужно называть, поэтому старшеклассники могли вписывать в ответ как книги young adult, так и классику, и нон фикшн. Всего респондентами было названо 197 наименований. Из них книг фэнтези и фантастики было названо 102, реалистичных книг - 95. Старшеклассниками также назывались книги нон-фикшн, в числе которых познавательная литература и книги по психологии (всего 13 книг), и мы исключили их из общего количества, в виду того, что они не являются художественной литературой. Из 197 книг, названных респондентами, 95 книг - это книги young adult, что составляет 48%. Этот результат показывает нам, что, фактически, в круге чтения старшеклассников литература young adult занимает такое же место, как и другая, например, классическая, художественная литература.

Нашей следующей задачей было определение доли книг, относящихся к направлению художественной литературы young adult в двух списках. Были получены следующие результаты: из 102 книг жанра фэнтези/фантастики 64 относятся к направлению young adult - то есть почти 63%. Из 95 названных книг реалистичного жанра young adult можно назвать 31 книгу, что составляет 33% от всего списка.

Это позволяет нам сказать, что несмотря на очень близкое количественное соотношение книг фэнтези/фантастики и реалистичных книг в списках (102 и 95), направление young adult с большим перевесом - на 30% больше - присутствует именно среди выбираемых книг жанра фэнтези/ фантастики.

Нами был составлен топ-8 книг, относящихся к литературе young adult, упоминавшихся старшеклассниками чаще других: «Лето в пионерском галстуке» К. Сильвановой, Е. Малисовой; «Дом, в котором» М. Петросян; дилогия «Шестерка воронов» Л. Бардуго; трилогия «Все ради игры» Н. Сакавич; «Мара и Морок» Л. Арден; «Благословение небожителей» М. Тунсю; «Магистр дьявольского культа» М. Тунсю; «Баллада о змеях и певчих птицах» С. Коллинз. Большинство (6 из 8) из этих книг имеет маркировку 18+, что говорит о том, что старшеклассникам интересно читать те книги, которые содержат темы и проблемы, от которых их хотят защитить взрослые. Эти данные также показали нам, что в топ вошли хорошо разрекламированные книги, что говорит о том, как важна реклама для того, чтобы подростки узнавали о книгах.

По результатам анкетирования мы также можем отметить, что списки, составленные нами на основе анализа сайтов издательств, и составленные по

результаты опроса старшеклассников, очень сильно различаются: из 215 книг фэнтези с маркировкой 12+ и 16+ только 16 книг были названы подростками, как наиболее понравившиеся за последние три года. Из 184 young adult реалистичных книг названы были только 6.

Мы также провели сопоставительный анализ на предмет соответствия фонда РГДБ, во-первых, спискам книг young adult, полученным после анализа сайтов издательств, во-вторых, спискам книг, названным старшеклассниками в опросе. Эти результаты показали нам, что в РГДБ в общей сложности есть 63% наименований книг young adult из списков по издательствам и 69% книг из списков, полученных после опроса старшеклассников. При этом была вскрыта некоторая проблема по комплектованию книг с маркировкой 16+. Многие книги 16+ из тех, что были названы старшеклассниками, отсутствуют в фонде библиотеки, в том числе «Мара и Морок» Л. Арден, вошедшая в топ-8. Понятно, что детские библиотеки не могут комплектоваться книгами young adult 18+ (хотя подростки их указывают в своих предпочтениях), но закон не позволяет нам этого делать. Однако, как показывает наше исследование, библиотекари редко комплектуют фонд и книгами 16+, востребованными у старшеклассников, возможно, перестраховываясь, или не ориентируясь в современной литературе, какой по большей части является литература young adult. А отсутствие на полках библиотек нужных для старшеклассников книг, в том числе, может приводить к снижению посещаемости библиотек читателями именно этого возраста.

Опрос так же позволил нам выделить те характеристики, которые важны для старшеклассников при чтении книг. Мы спрашивали старшеклассников, что необходимо, чтобы книга им понравилась, и просили выбрать неограниченное количество вариантов из двенадцати предложенных (варианты были сформулированы на основе ряда характеристик, которые присутствуют в большинстве определений литературы young adult): главный герой должен быть твоего возраста, главный герой должен быть твоего пола, главный герой должен обладать сверхспособностями, в книге должен быть динамичный сюжет, книга должна быть написана простым языком, в книге должны быть затронуты взрослые проблемы, в книге должны быть затронуты актуальные для тебя проблемы, книга должна быть написана зарубежным автором, книга должна быть написана отечественным автором, книга должна быть написана современным автором, книга должна быть в жанре фэнтези/фантастики, книга должна быть реалистичного жанра.

Чаще всего старшеклассники выбирали: наличие актуальных проблем (63%), динамичный сюжет (58,7%), наличие взрослых проблем (53,3%),

Важность жанра выделяют около трети старшеклассников. При этом любители фэнтези/фантастики и реалистичных книг представлены в выборке примерно одинаково - 34,8% и 31,5% соответственно.

Простота языка важна для 25% опрошенных старшеклассников.

Что касается выбора автора, то старшеклассники отдают большее предпочтение зарубежным авторам (соответственно, переводной литературе),

чем отечественным. Отечественных авторов выбрали 6,5%, зарубежных 17, 4%.

Неожиданным оказался очень низкая частота выборов для вариантов «главный герой должен быть твоего возраста» (7,6%) и «главный герой должен быть твоего пола (4,3%). Старшеклассники также мало заинтересованы в том, чтобы главный герой обладал сверхспособностями (8,7%).

Для более полного и глубокого исследования необходимо провести опрос большего количества респондентов. Однако результаты нашего исследования показывают, что старшеклассникам интересна та литература, которая позволяет им решать актуальные задачи, которые стоят перед ними, при этом поднимает и взрослые вопросы, видимо задавая перспективу на будущее. Также важен динамичный сюжет, а вот герой может быть практически любым - по возрасту, полу, своим способностям и т.д. Жанр также не сильно определяет интерес старшеклассников к книге - она может быть, как реалистичной, так и фантастической. Хотя, если судить по представленности в круге чтения старшеклассников, фантастическая young adult литература представлена больше.

В целом, можно сказать, что результаты анкетирования подростков согласуются с тем определением, которые мы дали литературе young adult, основываясь на анализе литературных источников.

Как итог, можно отметить, что перед нами встает несколько вопросов, которые необходимо решать.

Во-первых, вопрос о маркетинге среди целевой аудитории young adult. Например, книги издательств «КомпасГид» и «Самокат» практически не назывались подростками, хотя эти издательства выпускают большое количество книг young adult. Необходимо наладить коммуникацию со старшеклассниками, чтобы быть с ними «на одной волне», использовать инструменты соцсетей для продвижения хороших книг young adult.

Помимо этого, библиотекам, комплектующим книги для старшеклассников, также следует серьезно отнестись к этому направлению литературы. Возможно, стоит создавать полки или стеллажи, посвященные литературе young adult, проводить выставки и мероприятия, чтобы привлечь старшеклассников в детские библиотеки.

Также хорошим вариантом было бы проведение конкурса, посвященного литературе young adult, в котором бы библиотеки сотрудничали с издательствами, было бы выбрано компетентное жюри, состоящее из профессионалов, оценивающих художественную ценность и значимость произведения, а также подростковое жюри, выбирающие книгу по собственным критериям. Такой конкурс мог бы иметь действительно важное значение для формирования списков книг качественной с художественной точки зрения литературы young adult, на которые могли бы опираться библиотекари при комплектовании фонда библиотеки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Березина, А. В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А. В. Березина // Культура: теория и практика. - 2021. - № 3(42).

2. Вежбицкая, К. Young adult - книги для молодых взрослых / К. Вежбицкая // Pechorin.net : [сайт]. 2020. URL: https://pechorin.net/articles/view/young-adult-knighi-dlia-molodykh-vzroslykh?ysclid=lafee6pd6f592764236 (дата обращения: 19.10.2022).

3. Караваева, Л. П. Особенности совладания со стрессом у молодых людей, отдающих предпочтение художественному направлению Young Adult / Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 4(60). - С. 80-85.

4. Киктева, К. С. Читатель фантастики young adult в поиске реальности / К. С. Киктева // Читатель в поиске / под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. - М. : Библиомир, 2018. С. 83-94.

5. Киктева, К. С. Методический потенциал англоязычных антиутопий young adult / К. С. Киктева // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - № 3(53). - С. 76-84.

6. Почему young adult все чаще читают взрослые // Читай-город : [сайт]. URL: https://www.chitai-gorod.ru/article/pochemu_young_adult_vse_chashche_chitayut_vzroslyye/?ysclid =lafeueyskj579808496 (дата обращения: 26.10.2022).

7. Романтические комедии, исторические драмы и уютное фэнтези. «МИФ» о новинках young adult // Labirint.ru : [сайт]. URL: https://www.labirint.ru/now/mif-young-adult/ (дата обращения: 27.10.2022).

8. Словарь современного читателя: Young Adult Fiction // ЭКСМО : [сайт]. URL: https://eksmo.ru/slovar/young-adult-fiction-/ (дата обращения: 27.10.2022).

9. Совсем по-взрослому. Почему янг эдалт привлекает не только подростков // Labirint.ru : [сайт]. URL: https://www.labirint.ru/now/ne-tolko-podrostki/?ysclid=lafecf5ukl168298398 (дата обращения: 27.10.2022).

10. Спорная территория. Разговор о книгах для поколения YA // Labirint.ru : [сайт]. URL: https://www.labirint.ru/child-now/vitaliy-zyusko/?ysclid=lafeu7zcwp40387901 (дата обращения: 27.10.2022).

11. Что такое Young Adult и с чем его едят // АСТ : [сайт]. 2020. URL: https://ast.ru/news/nnn-m08-y18-chto-takoe-young-adult-i-s-chem-ego-edyat/ (дата обращения: 25.10.2022).

12. Cart, M. Tne Value of Young Adult Literature. / M. Cart. Текст : электронный // YALSA : [сайт]. 2008. URL: https://www.ala.org/yalsa/guidelines/whitepapers/yalit (дата обращения: 11.10.2022).

13. Fitzgerald, M. A. Young Adult Fantasy Fiction in Recent Years: A Selective Annotated Bibliography. A Master's Paper for the M.S. in L.S. Degree / M.A. Fitzgerald / Chapel Hill, North Carolina, 2008. 68 р.

14. Hays, A. Using Young Adult (YA) Literature in a Classroom: How Does YA Literature Impact Writing Literacies / A. Hays // Study and Scrutiny: Research on Young Adult Literature. 2 (1). р. 2016. 53-86. URL: https://journals.shareok.org/studyandscrutiny/article/view/205 (дата обращения 13.10.2022).

15. Ross, C. Young Adult Realism: Conventions, Narrators, and Readers // The Library Quarterly. January, 1985.

16. Stephens, J. Young adult: a book be any other name.: defining the genre / J. Stephens // The ALAN review. р. 34-42. URL: https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/ALAN/v35n1/stephens.html (дата обращения 20.11.2022).

17. Wells, A. Themes found in young adult literature: a comparative study between 1980 AND 2000. A Master's Paper for the M.S. in L.S. Degree / A. Wells // Chapel Hill, North Carolina. 128 р. URL: https://ils.unc.edu/MSpapers/2861.pdf (дата обращения 15.10.2022).

18. Young adult fiction - это о чем? // Библио-глобус : [сайт]. URL: http://digest.biblio-globus.ru/article/18 (дата обращения: 20.10.2022).

19. Young adult по-русски // ЛитРес : [сайт]. URL: https://blog.selfpub.ru/romanticya?ysclid=lafeu56yct501151993 (дата обращения: 21.10.2022).

20. Young adult: что и как читает поколение Z : [дискуссия в рамках Ежегодного совещания директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, 03.12.2021]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=LM2UTV6khsc (дата обращения: 10.10.2022).

21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Березина Александра Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник отдела социологии психологии и педагогики детского чтения РГДБ (г. Москва)

Бочарова Алиса Васильевна - бакалавр культурологии, главный библиотекарь РГДБ (г. Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.