Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРА YOUNG ADULT В КРУГЕ ЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЛИТЕРАТУРА YOUNG ADULT В КРУГЕ ЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ЛИТЕРАТУРА YOUNG ADULT / РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Березина А. В., Бочарова Алиса Васильевна

Приводятся результаты теоретико-эмпирического исследования, направленного на уточнение понятия «литература young adult», а также анализ подходов к пониманию этого явления учеными, писателями и издателями. На их основе выделены ключевые особенности, критерии и параметры, по которым разные авторы описывают данную литературу. Предлагается обобщенное рабочее определение понятия «литература young adult». Изучение предложений издательств позволило составить списки литературы young adult в жанре фантастики и реализма. Также приводятся результаты опроса старшеклассников об их отношении к литературе для подростков, выделяются основные характеристики литературы, отвечающей запросам старшеклассников, топ-8 книг young adult, выбираемых старшеклассниками, их соответствие тем книгам, которые издаются в этом сегменте в России и комплектуются библиотеками (на примере фонда РГДБ). Поднимаются вопросы доступности интересующих старшеклассников книг для читателей библиотек, обслуживающих детей и подростков, отношения взрослых к темам, звучащим в книгах young adult.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG ADULT LITERATURE IN THE READING CIRCLE OF HIGH SCHOOL STUDENTS: THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH RESULTS

The article presents the results of a theoretical and empirical study aimed at clarifying the concept of “young adult literature”. The article analyzes approaches to understanding of this phenomenon by scientists, writers and publishers, highlights the main key features, criteria and parameters used by different authors describing this kind of literature and gives a generalized working definition of the concept of “young adult literature”. The analysis of the publishing houses' proposals made it possible to compile lists of young adult literature in the genre of fiction and realistic literature. The author also presents the results of a survey of high school students about their attitude to young adult literature and highlights the main characteristics of literature that meets the needs of high school students. The author points out the top 8 books of young adult literature selected by high school students, their correspondence to those books that are published in this segment in Russia and are equipped with libraries (for example, the RGDB foundation). The article also raises the issues of accessibility of books of interest to high school students, the attitude of adults to the topics raised in young adult books, and the availability of young adult books for readers of libraries serving children and adolescents.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРА YOUNG ADULT В КРУГЕ ЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 821.0

А. В. Березина

А. В. Бочарова

кандидат психологических наук, доцент

Российская государственная детская библиотека, Москва Россия

E-mail: berezina.75@mail.ru

ORCID 0000-0002-2923-8966 SPIN 1965-2068

бакалавр культурологии

Российская государственная детская библиотека, Москва Россия,

E-mail: alisabo2010@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА YOUNG ADULT В КРУГЕ ЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Приводятся результаты теоретико-эмпирического исследования, направленного на уточнение понятия «литература young adult», а также анализ подходов к пониманию этого явления учеными, писателями и издателями. На их основе выделены ключевые особенности, критерии и параметры, по которым разные авторы описывают данную литературу. Предлагается обобщенное рабочее определение понятия «литература young adult». Изучение предложений издательств позволило составить списки литературы young adult в жанре фантастики и реализма. Также приводятся результаты опроса старшеклассников об их отношении к литературе для подростков, выделяются основные характеристики литературы, отвечающей запросам старшеклассников, топ-8 книг young adult, выбираемых старшеклассниками, их соответствие тем книгам, которые издаются в этом сегменте в России и комплектуются библиотеками (на примере фонда РГДБ). Поднимаются вопросы доступности интересующих старшеклассников книг для читателей библиотек, обслуживающих детей и подростков, отношения взрослых к темам, звучащим в книгах young adult.

Ключевые слова: чтение старшеклассников, литература young adult, результаты анкетирования

Для цитирования: Березина, А. В. Литература young adult в круге чтения старшеклассников: результаты теоретико-эмпирического исследования / А. В. Березина, А. В. Бочарова // Вестник культуры и искусств. - 2023. - № 1 (73). - С. 14-24.

Популярность литературы young adult в настоящее время увеличивается во всем мире, в том числе и в России, что обуславливает интерес российских издательств («Компас-Гид», «Самокат», «Поляндрия No Age», «Розовый жираф», «Белая ворона», «Like Book», «Popcorn books» и др.) к подростковой литературе. Сам термин литература young adult пока не имеет однозначного толкования, в котором бы четко определялись ключевые характеристики, художественные особенности, возрастная адресация.

Целью проведенного нами в 2022 г. исследования стало уточнение определения понятия литературы young adult, а также изучение отношения к ней старшеклассников и выявление соответствия между их читательскими интере-

сами и предложениями издательств и библиотек (на примере РГДБ).

На первом этапе мы проанализировали подходы зарубежных - М. Карт (M. Cart) [14], М. А. Фитцджеральд (M. A. Fitzgerald) [15], А. Хэйз (A. Hays) [16], К. Росс (C. Ross) [17], Дж. Стефэнс (J. Stephens) [18], А. Вэллс (A. Wells) [19] и российских - А. В. Березина [1], Л. Ф. Борусяк [2], Е. Б. Брякотнина, Е. А. По-лева [3], Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова [5], К. С. Киктева [6; 7]) филологов, социологов, психологов к определению понятия young adult и выделению специфических черт обозначаемой им группы литературно-художественных текстов. Основываясь на этом анализе, мы постарались вычленить ключевые особенности, которыми названные авторы характеризуют данную литературу:

14

1. Целевая возрастная аудитория (13-18 [6]; 12-18 [15]; 16/18-30 [9]; 14-21 [8]; 12-20 [5; 13; 20]; 14-25 [10; 22]).

2. Синонимы («подростковая литература» [6]; «молодежная литература» [20; 22]; «литература взросления» [22]).

3. Место в системе литературы (жанр [6; 11]; направление [10; 13]; категория, тип издательского предложения [20]).

4. Тематика (дружба [4; 6; 11]; отношения, первая любовь [4; 6; 8; 11]; влюбленность [21]; одиночество [5; 21]; сексуальный опыт [8]; идентичность [8]; взросление [6]; взаимоотношения в школе и семье [6; 11]; проблема выбора [21]; социальные проблемы [6]; появление и отстаивание собственных ценностей [21]; преодоление социальной несправедливости [15]; путешествие к собственной индивидуальности, борьба и преодоление испытаний, история «переломного момента», протест, поиск себя [4; 9; 12]; коммуникация с миром [9] и поиск своего места в мире [4; 11]; самопринятие [4] (в том числе собственной внешности [8]) и самоидентификация [21], самоопределение [5]; бул-линг, насилие [4; 8]; построение отношений с окружающим миром [21]; выживание в огромном и непонятном мире, необходимость восставать против мира «испорченных» взрослых [4], устаревших социальных установок или тоталитарного общества [5]; смерть от болезни; предательство, несправедливая социальная иерархия, угнетение и террор [5]; темы, на которые взрослые не умеют говорить [22]; проблемы, которые волнуют аудиторию в реальной жизни [8]; желание читателя укрыться от мира [4].

5. Стилистические особенности (динамичное повествование [5; 6]; простота и легкость повествования [15]; драматичный сюжет [6]; современный язык; доступный язык [5]; повествование от первого лица, «голос подростка» [18]; аутентичные диалоги; понятный стиль; точная, детальная передача фактов; многоплановый сюжет; цинично-саркастичный тон; разговор, диалог на равных [4; 5; 8]; яркие персонажи и ситуации [4]; совпадение героя с адресатом [22]; текст передает восприятие мира подростком; интригующее вступление; запоминающаяся концовка; жанровое разнообразие [4; 8]).

6. Главный герой (подросток [5] (молодой человек); возраст главных героев соответствует возрасту читателей [10]; решает те же проблемы, что и читатель [4]; герою приходится решать личные и глобальные проблемы [15]; решает «взрослые» вопросы, возникающие на пути к собственной идентичности [18]; сталкивается с определенными проблемами и кризисами и меняется под влиянием сложившихся обстоятельств [13]; необязательно идеален и безгрешен [13]; лояльное отношение к главному герою [22]; избранность главного героя [5]; преображение героя в финале; преодолевает острые проблемы, справляется с ними и приобретает новый необходимый для него опыт [12]).

7. Психоэмоциональные характеристики (способствование сопереживанию, пониманию, состраданию [14]; позитивность [9]; реалистичность в изображении чувств персонажей и их взаимоотношений [6]; напряженность; высокая эмоциональность, оголенность чувств [21]; уход от реальности [9]; способность литературы говорить правду, даже неприятную [14]; возможность увидеть свое отражение на страницах книги [14]; подтверждение того, что подросток не одинок в своих проблемах [14]; особенности поколения [14]; освещение ситуаций, о которых не принято говорить с родителями и друзьями [21]).

8. Адресованность (о подростках для подростков [5; 11]; о подростках, но чтобы было интересно и взрослым [6; 13]; равноценность, но не равнозначность young adult и «взрослой литературы» [18]).

9. Завершение истории, описываемой в книге (хеппи-энд [9]; необязательность светлого финала [22]).

Обращает на себя внимание, что некоторые названные характеристики прямо противоположны друг другу. Например, синонимичность подростковой и/или молодежной литературы, или же наличие хеппи-энда или, напротив, необязательность светлого финала. Как верхние, так и нижние возрастные границы размыты. Художественные и стилистические особенности и тематика представлены разнообразно.

При этом большинство авторов согласны, что с художественной точки зрения young adult характеризуется многоплановостью сю-

15

жета, его динамичностью, напряженностью и быстрым темпом повествования, а также понятным стилем, современным языком, аутентичными диалогами, наличием ярких персонажей и острых жизненных ситуаций. Во многих определениях young adult называется жанром, в то время как для жанра необходимы устойчивые принципы построения произведения, повторяющиеся структурные и содержательные признаки, поэтому, с нашей точки зрения, корректнее говорить о young adult как о совокупности жанров или направлении.

Назначение литературы young adult - помочь читателю понять, что он не одинок в своих проблемах, дать возможность увидеть свое отражение на страницах книги, научить сопереживанию и построению отношений с окружающим миром. Ее характерной особенностью является эмоциональность, реальность передаваемых чувств, точная передача фактов и ощущение разговора на равных с читателем, чему зачастую способствует повествование от первого лица.

Основываясь на приведенных в анализе особенностях литературы young adult, выделяемых разными авторами, мы предлагаем следующее рабочее определение:

Литература young adult - многожанровое направление художественной литературы для читателей от 12 до 20 лет (также вызывающее интерес взрослой аудитории), героями которого являются подростки или молодые люди, а само произведение актуально запросам читателя подросткового и юношеского возраста и направлено на то, чтобы передать восприятие мира взрослеющей личности, показать преображение и путь часто не идеального развития, получение нового опыта (как позитивного, так и негативного).

Литература young adult представляет собой то направление, которое может обеспечить психологическую поддержку читающему подростку и юноше в непростой период становления личности и индивидуальности. С точки зрения психологии (А. В. Березина, Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова), литература young adult адекватна старшему подростковому (юношескому) возрасту, так как именно для этого возраста характерны личностное опре-

деление и рефлексия, осознание собственной индивидуальности. Подросток или старшеклассник, сталкивающийся с проблемами и тяжелыми жизненными ситуациями, ищет ответы там, где его не станут осуждать и навязывать чуждые жизненные приоритеты. Книга не просто содержит информацию в виде назиданий и статистических сведений, а преподносит их в сочетании с вызывающими сильные эмоции ситуациями. Сюжеты книг young adult помогают, не прибегая к морализаторству и наставлениям, понять молодым людям, переживающим непростой жизненный период, что они не одиноки. Однако, по мнению психологов Л. П. Караваевой и Л. В. Тарасовой, существует вероятность, что читатель такой литературы может стать жертвой эскапизма, заключающегося в стремлении личности или социальной группы уйти от общепринятых стандартов, образцов общественной жизни. Эскапизм может стать стратегией поведения, когда чтение художественных произведений подталкивает не к переносу полученного опыта в реальную жизнь, а к дальнейшему погружению в вымышленные миры [5]. М. Фицджеральд (M. Fitzgerald) указывает на то, что эскапизм может приводить к нездоровому отделению подростков от реальности и созданию ложного впечатления о мире, в котором они живут [15].

Опираясь на наш опыт работы с подростками, их родителями и педагогами в Российской государственной детской библиотеке, а также исследование мотивации чтения подростков [1], мы можем отметить, что у подростков и старшеклассников книги young adult вызывают интерес, но отношение к ним среди взрослой аудитории является во многом скептическим или недоверчивым. С одной стороны, взрослых могут пугать острые темы и «недетская» проблематика, поднимаемая в таких книгах. С другой - от педагогов, родителей и литературных критиков достаточно часто можно услышать упреки в том, что вся литература young adult написана слишком простым языком и не развивает литературный, эстетический вкус читателя. Исследование Е. Б. Брякотниной и Е. А. Полевой [3] показывает, что подобный подход взрослых приводит к следующему: несмотря на заинтересованность учащихся старших

16

классов в чтении книг, в которых повествование ведется от лица подростка, переживающего проблемы, типичные для его возрастного периода, и часто затрагиваются взрослые и табуи-рованные темы, старшеклассники становятся менее открытыми и более критичными к идее обсуждения таких книг со взрослыми, особенно с учителями. Таким образом, взрослые теряют возможность честного и прямого разговора о важной для старшеклассников литературе и не могут более влиять на формирование у них интереса к чтению и читательской мотивации.

В связи с неоднозначным пониманием влияния литературы young adult на подростков и старшеклассников на втором этапе нашего исследования мы поставили себе цель выявить отношение старшеклассников к литературе young adult, постараться понять, чем она их привлекает, какие ее характеристики важны для читателей. Первой задачей этого этапа стало составление списков литературы, которые издательства относят к направлению young adult и адресуют подросткам и старшеклассникам от 12 до 18 лет. После анализа информации, представленной на сайтах издательств в разделах «Литература young adult», из общего количества в 399 книг мы составили два списка: 1) фэнтези/фантастика young adult (215 книг) и 2) реалистичная литература young adult (184 книги). Это те книги young adult, которые имеют маркировку 12+ или 16+; книги с маркировкой 18+ в наши списки не вошли.

Следующим этапом стало анкетирование старшеклассников 15-17 лет (возраст респондентов был выбран с учетом, с одной стороны, адресации литературы young adult, с другой -запросов практики работы детских библиотек, в которых верхняя граница возраста читателей -18 лет, но именно старшеклассники в детских библиотеках являются наиболее малочисленной категорией читателей). В Анкету были включены вопросы, позволяющие определить книги, которые нравятся старшеклассникам, и выявить причинность их предпочтений. С помощью закрытого вопроса мы определяли наиболее значимые для старшеклассников характеристики художественного произведения путем выбора неограниченного количества вариантов суждений из двенадцати предложенных. Вари-

анты, которые мы перечисляли, были взяты из ряда характеристик, выделенных при анализе определений литературы young adult: главный герой должен быть твоего возраста; главный герой должен быть твоего пола; главный герой должен обладать сверхспособностями; в книге должен быть динамичный сюжет; книга должна быть написана простым языком; в книге должны быть затронуты взрослые проблемы; в книге должны быть затронуты актуальные для тебя проблемы; книга должна быть написана зарубежным автором; книга должна быть написана отечественным автором; книга должна быть написана современным автором; книга должна быть в жанре фэнтези/фантастики; книга должна быть реалистичного жанра.

Анкетирование проходило в двух форматах: онлайн и очно. Количество респондентов составило 92 человека: 73 из них приняли участие в онлайн-опросе и 19 - в очном. География анкетирования: более 25 городов и сел РФ (половина респондентов была из крупных городов-мегаполисов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Омска, Краснодара, Екатеринбурга и Волгограда; половина - из небольших городов Московской и Ленинградской области, Белгорода, Астрахани, Пензы, Чебоксар, Набережных Челнов, Саратова, Иркутска, Брянска, Мурманска, Абакана, Ижевска, Саранска, Кургана). Среди опрошенных респондентов 81 девочка и 11 мальчиков.

Одним из вопросов анкеты был: «Назови 3 книги, которые тебе больше всего понравились за последние три года» (мы не конкретизировали, какие книги нужно называть, поэтому старшеклассники могли вписывать в ответ как книги young adult, так и классику, и нон-фикшн). Всего респондентами было названо 197 художественных книг, из них фэнтези/фантастики -102, реалистичных книг - 95. Из этих 197 книг 95 отнесены издательствами к направлению young adult, что составляет 48 %. Соответственно в круге чтения старшеклассников литература young adult занимает такое же место, как и другая, например, классическая художественная литература. Из 102 книг жанра фэнтези/ фантастики, названных старшеклассниками,

17

64 относятся к направлению young adult (т. е. почти 63 %), из 95 книг реалистичного жанра -31 книга (33 % от всего списка). Таким образом, направление young adult в большей степени присутствует среди выбираемых старшеклассниками книг жанра фэнтези/фантастики.

Нами был составлен топ-8 книг, относимых издательствами к литературе young adult и упоминаемых старшеклассниками чаще других:

«Лето в пионерском галстуке» К. Сильва-новой, Е. Малисовой

«Дом, в котором» М. Петросян Дилогия «Шестерка воронов» Л. Бардуго Трилогия «Все ради игры» Н. Сакавич «Мара и Морок» Л. Арден «Благословение небожителей» М. Тунсю «Магистр дьявольского культа» М. Тунсю «Баллада о змеях и певчих птицах» С. Коллинз Пять из восьми этих книг имеет маркировку 18+, это свидетельствует о том, что старшеклассники стремятся читать книги, поднимающие темы и проблемы, от которых их хотят оградить взрослые. Приведем цитаты из ответов старшеклассников, объясняющие, почему им интересны эти книги:

«Лето в пионерском галстуке» К. Сильва-новой, Е. Малисовой -

«интересный сюжет», «очень нежная и светлая история о первой любви. Книга о преодолении своих страхов. И борьбе за свое счастье», «... история не столько о любви, сколько о России и российских реалиях... Когда мы говорим о подобных книгах (с персонажами с нетрадиционной ориентацией), очень часто представляем только современный мир, здесь же авторы решили показать, что подобное было и будет, это не зависит от поколения и от взглядов на жизнь...», «. влюбленность, переживания, очень много чувств вызывает данное произведение», «легкая атмосфера лета, которая перенесла меня в конец 80-х в СССР, персонажи, которым веришь», «книга очень эмоциональная и светлая, читая, проникаешься чувствами героя».

«Дом, в котором» М. Петросян -

«то, что мне понравилось в ".Дом": для кого-то - сложный роман о подростках, для кого-то - магический мир, а кто-то считает его чем-то несерьёзным, выдуманным. Для каждого Дом представляется разным, и именно этим мне и нравится», «переносит в свой уютный мирок, заставляя позабыться от всепоглощающего ужаса реальной жизни.», «зацепил

постмодернистскими темами иллюзорности реальности.», «..написан в жанре фэнтези, и герои обладают сверхспособностями», «интересный сюжет, нестандартные персонажи..»

Дилогия «Шестерка воронов» Л. Бардуго -«.в этой истории по факту не присутствуют положительные персонажи... но даже так можно найти для себя того самого персонажа... не хватило романтики, но возможно, она там даже и не нужна в большом количестве», «заинтересовал сюжет, приключения героев», «персонажи тоже отлично прописанные, интересный сюжет и неожиданные повороты», «офигенное фэнтези с прописанными и раскрытыми персонажами», «. невероятные сюжетные перипетии, раскрываются герои с новых сторон... Очень интересная, захватывающая и эмоциональная часть».

Трилогия «Все ради игры» Н. Сакавич -

«история о преодолении себя, доверии к окружающим и силе воли... Персонажи не картонки, они рассказываются, меняются и остаются теми же одновременно...», «.классная атмосфера.... это очень завораживает... то как персонажи развиваются в течение истории.», «. Очень-очень много эмоций и переживаний вызывают все персонажи книги, интересный сюжет, который сложно предугадать. любовные линии.», «победа над окружающими. Как бы ни было страшно, нужно бороться до конца, и тогда все получится».

«Мара и Морок» Л. Арден -

«персонажи, атмосфера, сюжет, не оторваться до конца», «очень классная атмосфера и интересный мир. Запоминающиеся яркие герои», «эта книга достаточно просто написана и расслабляющая, хотя там и присутствует интрига. Она затягивает.. Все эти легенды очень интересные», «. Очень интересные персонажи, классная любовная линия, куча неожиданных поворотов».

«Благословение небожителей» М. Тунсю -

«. легко читается», «очень запутанный интересный сюжет, сильно прикипела к необычным и хорошо проработанными персонажам», «. очень понравился протагонист, любовная линия.»

«Магистр дьявольского культа» М. Тунсю -

«Характеры всех героев, включая антагонистов, построение сюжета.», «загадочный детективный сюжет, довольно сложный и красивый слог у автора», «. очень понравилась любовная линия, но некоторые второстепенные персонажи полюбились намного больше.. Особенно понравилась сюжетная линия Не Хуайсана, посвя-

18

щенная мести... эта книга вызвала у меня более глубокий интерес к китайской культуре».

«Баллада о змеях и певчих птицах» С. Кол -линз -

«понравилось следить за развитием персонажа ... автор логично объяснил характер персонажа, при этом не вызывая к нему острой жалости и не делая жертвой», «.. как человек может поменяться за несколько лет. Как он может изменить видение людей и каким могущественным он может стать, пройдясь по головам.»

Следующей задачей нашего исследования было выявить, насколько совпадают списки литературы young adult (ориентированные на аудиторию 12-18 лет), составленные нами на основе анализа сайтов издательств, и перечень произведений, названных старшеклассниками в процессе анкетирования. Сравнение показало, что списки существенно различаются: из 215 книг фэнтези с маркировкой 12+ и 16+ только 16 были обозначены подростками как наиболее понравившиеся за последние три года; из 184 книг young adult реалистичного жанра названы были только 6. Как видим, ориентированные на старшеклассников книги young adult, которые издаются рассмотренными нами издательствами, нашими респондентами практически не были отмечены, возможно потому, что информация об этих изданиях не доходит до адресата. Однако, учитывая, что половина участвовавших в опросе старшеклассников проживает в мегаполисах, более вероятно, что им интереснее читать «взрослую» литературу (с маркировкой 18+). Общая доля книг young adult 18+, названных респондентами, составляет 30 %, а в топ-8 книг -62,5 %. Причем старшеклассники предпочитают

читать более взрослые книги реалистичного направления, фэнтези же, напротив, в основном состоит из книг с маркировкой 12+ и 16+.

В ходе исследования на предмет соответствия издательским спискам и перечню, полученному в результате опроса старшеклассников, анализировался также фонд РГДБ. Сопоставительный анализ показал, что в РГДБ в общей сложности есть 63 % наименований книг young adult из списков по издательствам и 69 % книг из списков, полученных после опроса старшеклассников. При этом обнаружилась некоторая проблема относительно комплектования книг с маркировкой 16+. Причем многие книги 16+ из тех, что были названы старшеклассниками, отсутствуют в фонде библиотеки, в том числе «Мара и Морок» Л. Арден, вошедшая в топ-8. Понятно, что детские библиотеки не могут комплектоваться книгами young adult 18+ (хотя подростки их указывают в своих предпочтениях): закон не позволяет нам этого делать. Однако, как показывает наше исследование, библиотекари редко комплектуют фонд и книгами 16+, востребованными у старшеклассников, возможно, перестраховываясь или не ориентируясь в современной литературе, какой по большей части является литература young adult. А отсутствие на полках нужных для старшеклассников книг, помимо прочего, может приводить к снижению посещаемости библиотек читателями именно этого возраста.

В ходе опроса мы спрашивали старшеклассников, какие характеристики должны быть у книги, чтобы она им понравилась, и просили выбрать неограниченное количество вариантов из двенадцати предложенных (см. табл.).

Сравнение ответов старшеклассников, посещающих и не посещающих библиотеку, (%)

Параметр Вся выборка Посещающие какую-либо библиотеку Не посещающие какую-либо библиотеку

Главный герой должен быть твоего возраста 7,6 10 6

Главный герой должен быть твоего пола 4,3 5 4

Главный герой должен обладать сверхспособностями 8,7 13 6

В книге должен быть динамичный сюжет 58,7 67 53

Книга должна быть написана простым языком 25 23 26

В книге должны быть затронуты взрослые проблемы 53,3 54 53

В книге должны быть затронуты актуальные для тебя проблемы 63 74 55

Книга должна быть написана зарубежным автором 17,4 18 17

Книга должна быть написана отечественным автором 6,5 8 6

Книга должна быть написана современным автором 10,9 10 11

Книга должна быть написана в жанре фэнтези/фантастики 34,8 36 34

Книга должна быть реалистичного жанра 31,5 31 32

19

В таблице представлены результаты как по всей выборке в целом, так и отдельно по группам: 1 группа - старшеклассники, которые посещают ту или иную библиотеку, 2 группа - старшеклассники, которые не ходят ни в одну библиотеку. По результатам опроса из 92 респондентов 53 старшеклассника (57, 6 %) ответили, что не ходят в библиотеки, 39 человек (42,4 %) - что ходят.

Как видно из таблицы, чаще всего старшеклассники отмечали в качестве важных такие параметры, как наличие актуальных проблем (63 %), динамичный сюжет (58,7 %), наличие взрослых проблем (53,3 %).

Важность жанра (фантастического или реалистического), в котором написана книга, выделяют около трети старшеклассников, при этом любители фэнтези/фантастики и реалистичных книг представлены в выборке примерно одинаково - 34,8 % и 31,5 % соответственно. Простота языка важна для 25 % опрошенных. Что касается выбора автора, то старшеклассники отдают большее предпочтение зарубежным (соответственно переводной литературе). Отечественных авторов выбрали 6,5 %, зарубежных - 17, 4 %.

Неожиданной оказалась очень низкая частота выбора вариантов «главный герой должен быть твоего возраста» (7,6 %) и «главный герой должен быть твоего пола» (4,3 %). Старшеклассники также мало заинтересованы в том, чтобы главный герой обладал сверхспособностями (8,7 %).

Есть основания предположить, что существуют некоторые различия между «библиотечными» и «небиблиотечными» старшеклассниками. На первое место старшеклассники обеих групп поставили характеристику «наличие актуальной проблематики», однако в группе «библиотечных» старшеклассников таких ответов было существенно больше (74 %) по сравнению с не посещающими библиотеки (55 %). Возможно, посещающие библиотеку старшеклассники более склонны видеть в книге источник собственного развития, роста и т. д.

Критерий «в книге должен быть динамичный сюжет» находится на втором месте: его выбрали 67 % «библиотечных» и 53 % «небиблиотечных» старшеклассников, т. е. большее число посещающих библиотеки старшеклассников

обращают внимание на динамичность сюжета.

Критерий «в книге должны быть затронуты взрослые проблемы» занимает третье место в обеих группах: 54 % и 53 % у посещающих и не посещающих библиотеки соответственно. Следовательно, эта характеристика произведения для обеих групп одинаково важна.

Таким образом, если у не посещающих библиотеки старшеклассников три лидирующих строчки идут почти вровень, то у посещающих разделение по лидирующим позициям более отчетливое. Такой результат демонстрирует, что примерно равное количество старшеклассников заинтересовано в наличии взрослых проблем в книгах, но у «библиотечных» подростков этот пункт занимает лишь третье место, с отрывом от первого (актуальной проблемы) в 20 %, в то время как для подростков, не посещающих библиотеки, он почти в той же степени равен, что и актуальная проблематика, и динамичный сюжет. Связано ли это с тем, что посещающие библиотеку подростки больше окружены детской атмосферой и их меньше затрагивают взрослые проблемы в реальности? Этот вопрос остается открытым. Для более объективного ответа необходимо расширить исследование и увеличить число респондентов, а также проводить более детальные и глубокие интервью.

Обеим группам не так важен пол и возраст главного героя, а также обладание сверхспособностями. Однако у посещающих библиотеку старшеклассников интерес к сверхспособностям героев немного выше. Что касается авторства книг, то здесь результаты также близки по значению. Обе группы больше склоняются к выбору зарубежных авторов. Пункт «современный автор» также получил практически одинаково низкий результат у обеих групп респондентов, из чего следует, что это не главный критерий в выборе книг. Простой язык интересует обе группы куда больше. Причем старшеклассников, отметивших, что они не ходят в библиотеки, простой язык в книгах привлекает чуть больше, чем посещающих эти учреждения. Мы можем предположить, что « библиотечные» старшеклассники проще воспринимают сложный литературный язык либо им просто неважно, какой язык будет в книге. Выбор жанра в обеих группах также практиче-

20

ски совпал: с незначительным перевесом было выбрано фэнтези, разрыв между фэнтези и реалистичной литературой выглядит совершенно не существенным. В целом такой результат может свидетельствовать, что разница между интересом к фэнтези и другими жанрами среди старшеклассников постепенно сглаживается, они начинают обращать внимание на другие жанры. Но остается вопрос, почему же доля книг young adult реалистичного жанра в круге чтения все-таки меньше, притом что и среди понравившихся книг старшеклассники называли их реже.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что старшеклассникам интересна та литература, которая позволяет решать стоящие перед ними актуальные задачи, при этом поднимает и взрослые вопросы, видимо, задавая перспективу на будущее. Также важен динамичный сюжет, а вот герой может быть практически любым - по возрасту, полу, своим способностям и т. д. Жанр также не сильно определяет интерес старшеклассников к книге - она может быть как реалистичной, так и фантастической. Хотя, если судить по представленности в круге чтения старшеклассников, фантастическая литература young adult больше интересует старшеклассников.

В целом можно сказать, что результаты анкетирования подростков коррелируют с тем определением, которое мы дали литературе young adult, основываясь на анализе подходов исследователей и издательств. Однако специалисты преувеличивают важность соответствия возраста и пола персонажа и читателя в этом возрасте для того, чтобы книга интересовала старшеклассника и становилась опорой для саморазвития и решения жизненных задач. Возможно, старшеклассникам уже интереснее смотреть в будущее и видеть, как персонажем решаются задачи, характерные для более старшего возраста, поэтому интересен может быть не только ровесник, но герой более старшего возраста. Что касается пола, то здесь важно обратить внимание, что выборка состоит в основном из девушек, а по некоторым исследованиям, для девушек часто бывает интересно читать про героев как своего, так и противоположного пола. Психологи и социологи связывают это с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тем, что девочки-подростки и старшеклассницы ориентированы на построение отношений и, читая про книжных героев-юношей, молодых людей, они учатся выстраиванию отношений с партнерами, в том числе романтическими.

Подводя итог, отметим, что перед нами встает несколько вопросов, которые необходимо решать.

Во-первых, вопрос о маркетинге young adult литературы среди целевой аудитории. Следует наладить коммуникацию со старшеклассниками, чтобы быть с ними «на одной волне», например, использовать инструменты соцсетей для продвижения хороших книг young adult в данной группе читателей.

Во-вторых, библиотекам, комплектующим книги для старшеклассников, следует серьезно отнестись к литературе young adult, так как ее отсутствие в фонде может приводить к оттоку читателей этого возраста из библиотек. Библиотекарям необходимо разбираться в этом направлении, быть в курсе новинок и т. д. Возможно, стоит создавать полки или стеллажи, посвященные литературе young adult, проводить выставки и мероприятия для того, чтобы привлечь старшеклассников.

В-третьих, существует большое несоответствие между списками young adult, составленными на основе изучения сайтов издательств, выпускающих большое количество литературы этого направления, и списками книг young adult, читаемых старшеклассниками. Возможно стоит обратить внимание на критерии возрастной маркировки, при этом некоторая тематика могла бы быть маркирована как доступная для чтения в более раннем возрасте.

В-четвертых, важны отбор и продвижение литературы young adult, имеющей высокую художественную ценность. Хорошим вариантом было бы проведение конкурса, посвященного литературе young adult, в котором библиотеки сотрудничали бы с издательствами: компетентное жюри, состоящее из профессионалов, оценивало бы художественную ценность и значимость произведения, а подростковое - выбирало книги по собственным критериям. Такой конкурс мог бы иметь действительно важное значение для формирования списков книг качественной с художественной точки зрения

21

литературы young adult, на которые могли бы опираться библиотекари при комплектовании фонда библиотеки.

1. Березина, А. В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А. В. Березина // Культура: теория и практика. - 2021. - № 3 (42).

2. Борусяк, Л. Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (по данным анализа сети «ВКонтакте») / Л. Ф. Борусяк // Инфраструктура чтения с позиции субъекта. -Москва : Московский городской педагогический университет, 2020. -С.56-85.

3. Брякотнина, Е. Б. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема / Е. Б. Брякотнина, Е. А. Полева // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 2 (12). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ izuchenie-kruga-chteniya-podrostkov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 16.10.2022).

4. Вежбицкая, К. Young adult - книги для молодых взрослых / К. Вежбицкая // Pechorin.net. - 2020. - URL: https:// pechorin.net/articles/view/young-adult-knighi-dlia-molodykh-vzroslykh?ysclid= lafee6pd6f592764236 (дата обращения: 19.10.2022).

5. Караваева, Л. П. Особенности совла-дания со стрессом у молодых людей, отдающих предпочтение художественному направлению Young Adult / Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 4 (60). -С. 80-85.

6. Киктева, К. С. Читатель фантастики young adult в поиске реальности / К. С. Киктева // Читатель в поиске / под ред. Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. -Москва : Библиомир, 2018. - С. 83-94.

7. Киктева, К. С. Методический потенциал англоязычных антиутопий young adult / К. С. Киктева // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. -2020. - № 3 (53). - С. 76-84.

8. Почему young adult все чаще читают взрослые // Читай-город. - URL: https:// www.chitai-gorod.ru/article/pochemu_

young_adult_vse_chashche_chitayut_vz-roslyye/?ysclid=lafeueyskj579808496 (дата обращения: 26.10.2022).

9. Романтические комедии, исторические драмы и уютное фэнтези. «МИФ» о новинках young adult // Labirint.ru. - URL: https://www.labirint.ru/now/mif-young-adult/ (дата обращения: 27.10.2022).

10. Словарь современного читателя: Young Adult Fiction // ЭКСМО. - URL: https:// eksmo.ru/slovar/young-adult-fiction-/ (дата обращения: 27.10.2022).

11. Совсем по-взрослому. Почему янг эдалт привлекает не только подростков // Labirint.ru. - URL: https://www. labirint.ru/now/ne-tolko-podrostki/?yscl id=lafecf5ukl168298398 (дата обращения: 27.10.2022).

12. Спорная территория. Разговор о книгах для поколения YA // Labirint.ru. - URL: https://www.labirint.ru/child-now/vitaliy-zyusko/?ysclid=lafeu7zcwp40387901 (дата обращения: 27.10.2022).

13. Что такое Young Adult и с чем его едят // АСТ. - URL: https://ast.ru/news/ nnn-m08-y18-chto-takoe-young-adult-i-s-chem-ego-edyat/ (дата обращения: 25.10.2022).

14. Cart M. 2008. The Value of Young Adult Literature. YALSA. Available from: https:// www.ala.org/yalsa/guidelines/whitepa-pers/yalit (accessed: 11.10.2022).

15. Fitzgerald M. A. 2008. Young Adult Fantasy Fiction in Recent Years: A Selective Annotated Bibliography. A Master's Paper for the M.S. in L.S. Degree. Chapel Hill, North Carolina.

16. Hays A. 2016. Using Young Adult (YA) Literature in a Classroom: How Does YA Literature Impact Writing Literacies. Study and Scrutiny: Research on Young Adult Literature. No 2 (1): 53-86. Available from: https://journals.shareok.org/ studyandscrutiny/article/view/205 (accessed: 13.10.2022).

17. Ross C. 1985. Young Adult Realism: Conventions, Narrators, and Readers. The Library Quarterly. January.

18. Stephens J. 2007. Young adult: a book be any other name...: defining the genre. The ALAN review. P. 34-42. Available from: https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/ ALAN/v35n1/stephens.html (accessed: 20.11.2022).

22

19. Wells A. 2003.Themes found in young adult literature: a comparative study between 1980 AND 2000. A Master's Paper for the M.S. in L.S. Degree. Available from: https://ils.unc.edu/MSpapers/2861. pdf (accessed: 15.10.2022).

20. Young adult fiction - это о чем? // Библио-глобус. - URL: http://digest.biblio-globus. ru/article/18 (accessed: 20.10.2022).

Alexandra V. Berezina

Candidate of Psychological Sciences, Docent

Russian State Children's Library, Moscow, Russia

E-mail: berezina.75@mail.ru

ORCID 0000-0002-2923-8966 SPIN 1965-2068

21. Young adult по-русски // ЛитРес. - URL: https://blog.selfpub.ru/romanticya?ys-clid=lafeu56yct501151993 (дата обращения: 21.10.2022).

22. Young adult: что и как читает поколение Z [дискуссия в рамках Ежегодного совещания директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, 03.12.2021]. - URL: https:// www.youtube.com/Watch?v=LM2UTV6khsc (accessed: 10.10.2022).

Получено 17.01.2023

Alice V. Bocharova

Bachelor of Culturology

Russian State Children's Library,

Moscow, Russia

E-mail: alisabo2010@yandex.ru

Young Adult Literature in the Reading Circle of High School Students: Theoretical and Empirical Research Results

Abstract. The article presents the results of a theoretical and empirical study aimed at clarifying the concept of "young adult literature". The article analyzes approaches to understanding of this phenomenon by scientists, writers and publishers, highlights the main key features, criteria and parameters used by different authors describing this kind of literature and gives a generalized working definition of the concept of "young adult literature". The analysis of the publishing houses' proposals made it possible to compile lists of young adult literature in the genre of fiction and realistic literature. The author also presents the results of a survey of high school students about their attitude to young adult literature and highlights the main characteristics of literature that meets the needs of high school students. The author points out the top 8 books of young adult literature selected by high school students, their correspondence to those books that are published in this segment in Russia and are equipped with libraries (for example, the RGDB foundation). The article also raises the issues of accessibility of books of interest to high school students, the attitude of adults to the topics raised in young adult books, and the availability of young adult books for readers of libraries serving children and adolescents.

Keywords: high school reading, young adult literature, survey results For citing: Berezina A. V., Bocharova A. V. 2023. Young Adult Literature in the Reading Circle of High School Students: Theoretical and Empirical Research Results. Culture and Arts Herald. No 1 (73): 14-24.

References

1. Berezina A. V. 2021. To the question of the motivation for reading fiction by modern Russian teenagers. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice]. No 3 (42). (In Russ.).

2. Borusiak L. 2015. Favorite authors, favorite books: what modern youth reads (according to the analysis of the VKontakte network). Infrastruktura chteniya s pozitsii sub"ekta [Infrastructure for reading from the perspective of the subject]. Moscow: Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet. P. 56-85. (In Russ.).

3. Briakotnina E. B., Poleva E. A. 2016. Studying the reading circle of teenagers as a pedagogical problem. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Pedagogical Review]. No 2 (12). Available from:

23

https://cyberLeninka.ru/articLe/n/izuchenie-kruga-chteniya-podrostkov-kak-pedagogicheskaya-probLema (accessed: 16.10.2022). (In Russ.).

4. Vezhbitskaia K. 2020. Young aduLt - books for young adults. Pechorin.net. Available from: https://pechorin.ne1/articLes/view/young-aduLt-knighi-dLia-moLodykh-vzrosLykh?yscLid=Lafee6pd 6f592764236 (accessed: 19.10.2022). (In Russ.).

5. Karavaeva L. P., Tarasova L. V. 2019. Features of coping with stress in young peopLe who prefer the Young AduLt art direction. Society: sociology, psychology, pedagogics. No 4 (60): 80-85. (In Russ.).

6. Kikteva K. S. 2018. Young AduLt Fiction Reader in Search of ReaLity. Chitatel' v poiske [Reader in Search]. Ed. E. A. Asonova, E. S. Romanicheva. Moscow: BibLiomir. P. 83-93. (In Russ.).

7. Kikteva K. S. 2020. The methodoLogicaL potentiaL of EngLish-Language dystopias young aduLt. MCU journal of pedagogy and psychology. No 3 (53): 76-84. (In Russ.).

8. Why young aduLt is increasingLy being read by aduLts. Chitay-gorod. AvaiLabLe from: https://www. chitai-gorod.ru/articLe/pochemu_young_aduLt_vse_chashche_chitayut_vzrosLyye/?yscLid=Lafeueys kj579808496 (accessed: 26.10.2022). (In Russ.).

9. Romantic comedies, historicaL dramas and cozy fantasy. The "MYTH" about the new products of young aduLt. Labirint.ru. AvaiLabLe from: https://www.Labirint.ru/now/mif-young-aduLt/ (accessed: 27.10.2022). (In Russ.).

10. Dictionary of the modern reader: Young AduLt Fiction. EKSMO. AvaiLabLe from: https://eksmo.ru/ sLovar/young-aduLt-fiction-/ (accessed: 27.10.2022). (In Russ.).

11. Very aduLt-Like. Why young aduLt attracts not onLy teenagers. Labirint.ru.AvaiLabLe from: https://www. Labirint.ru/now/ne-toLko-podrostki/?yscLid=Lafecf5ukL168298398 (accessed: 27.10.2022). (In Russ.).

12. Disputed territory. TaLking about books for Generation YA. Labirint.ru. AvaiLabLe from: https://www. Labirint.ru/chiLd-now/vitaLiy-zyusko/?yscLid=Lafeu7zcwp40387901 (accessed: 27.10.2022). (In Russ.).

13. What is Young AduLt and what is it eaten with. AST. AvaiLabLe from: https://ast.ru/news/nnn-m08-y18-chto-takoe-young-aduLt-i-s-chem-ego-edyat/ (accessed: 25.10.2022). (In Russ.).

14. Cart M. 2008. Tne VaLue of Young AduLt Literature. YALSA. AvaiLabLe from: https://www.aLa.org/ yaLsa/guideLines/whitepapers/yaLit (accessed: 11.10.2022). (In EngL.).

15. FitzgeraLd M. A. 2008. Young aduLt fantasy fiction in recent years: a seLective annotated bibLiography. A Master's paper for the M.S. in L. S. degree. ChapeL HiLL, North CaroLina. (In EngL.).

16. Hays A. 2016. Using Young AduLt (YA) Literature in a CLassroom: How Does YA Literature Impact Writing Literacies. Study and Scrutiny: Research on Young Adult Literature. No 2 (1): 53-86. AvaiLabLe from: https://journaLs.shareok.org/studyandscrutiny/articLe/view/205 (accessed: 13.10.2022). (In EngL.).

17. Ross C. 1985. Young AduLt ReaLism: Conventions, Narrators, and Readers. The Library Quarterly. January. (In EngL.).

18. Stephens J. 2007. Young aduLt: a book be any other name...: defining the genre. The ALAN review. P. 34-42. AvaiLabLe from: https://schoLar.Lib.vt.edu/ejournaLs/ALAN/v35n1/stephens.htmL (accessed: 20.11.2022). (In EngL.).

19. WeLLs A. 2003. Themes found in young aduLt Literature: a comparative study between 1980 AND 2000. A Master's Paper for the M.S. in L.S. Degree. ChapeL HiLL, North CaroLina. AvaiLabLe from: https://iLs. unc.edu/MSpapers/2861.pdf (accessed: 15.10.2022). (In EngL.).

20. Young aduLt fiction - what is it about? Biblio-globus. AvaiLabLe from: http://digest.bibLio-gLobus.ru/ articLe/18 (accessed: 20.10.2022). (In Russ.).

21. Young aduLt in Russian. LitRes. AvaiLabLe from: https://bLog.seLfpub.ru/romanticya?yscLid=Lafeu56y ct501151993 (accessed: 21.10.2022). (In Russ.).

22. Young aduLt: chto i kak chitaet pokoLenie Z [Young aduLt: what and how generation Z reads: discussion within the framework of the AnnuaL Meeting of Directors of Libraries of the Russian Federation serving chiLdren, 03.12.2021]. AvaiLabLe from: https://www.youtube.com/watch?v=LM2UTV6khsc (accessed: 10.10.2022). (In Russ.).

Received 17.01.2023

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.