Научная статья на тему 'ЙОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ'

ЙОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙОГА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ДВИЖЕНИЕ / ДЫХАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Мендот Эреса Владимировна

В данной статье рассматривается, что йога - это учение и метод управления психикой и физиологией человека с целью достижения высших психических состояний, изменения онтологического статуса человека. Йогой может заниматься каждый, начиная с самых маленьких и заканчивая пожилыми людьми, так как она может быть организована среди студентов с ослабленным здоровьем средних и высших учебных заведений, йога-это самый щадящий вид физической активности, и каждый может заниматься ею независимо от степени физической подготовленности. Регулярные занятия йогой приводят к развитию целого комплекса физических качеств. Йога приводит к оптимальному функционированию дыхательной и кровеносной системы, что способствует необходимому насыщению крови кислородом и значительно повышает функциональные возможности системы кровообращения в сухожилиях и мышцах, снабжая ткани кислородом. Йога благотворно влияет на организм человека, способствуют улучшению гибкости, эластичности мышц и сухожилий, осуществляется контроля над телом, уверенность в себе, повышают жизненный тонус, работоспособность и внутренний духовный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Мендот Эреса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOGA AS A COMPONENT OF A HEALTHY LIFESTYLE OF THE POPULATION OF TUVA

This article considers that yoga is a teaching and method of managing the human psyche and physiology in order to achieve higher mental States, change the ontological status of a person. Everyone can do yoga, starting with the youngest and ending with the elderly, since it can be organized among students with impaired health in secondary and higher educational institutions, yoga is the most sparing type of physical activity, and everyone can do it regardless of the degree of physical fitness. Regular yoga classes lead to the development of a whole range of physical qualities. Yoga leads to optimal functioning of the respiratory and circulatory systems, which contributes to the necessary saturation of blood with oxygen and significantly increases the functionality of the circulatory system in the tendons and muscles, supplying tissues with oxygen. Yoga has a beneficial effect on the human body, improves flexibility, elasticity of muscles and tendons, improves body control, self-confidence, increases vitality, performance and inner spiritual world.

Текст научной работы на тему «ЙОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ»

уязыку, посещаяв

рамкахвариативнойчастирабочегоучебногоплана курсы повыбору: «AlexetZoe»;

«LeFrancaisc'estsuper!»; кукольный театр нафранцузскомязыке «Didou», драматический кружок «Marionette» способствуют развитию иноязычной коммуникативной компетенции воспитанников через коллективную творческую деятельность - спектакли.

Реализация данных курсов и кружков способствуют формированию представлений ученика о диалоге культур и духовных ценностей народов, норм морали и речевого этикета.

Для реализации профессиональной ориентации обучающихся в старших классах, формирования самими обучающимся личной траектории образования предлагаются прикладные курсы и курсы по выбору: «Страноведение», «Английский в современном мире», «Путешествие по англоязычным странам».

Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся [2]:

✓ высокие результаты в международной интеллектуальной игре «Британский бульдог-2015», «Кенгуру-лингвист», «Русский медвежонок», международной олимпиаде «GoWest»;

✓ призовые места в Республиканской олимпиаде «Тш-тэуелаздж символы», в олимпиадах по линии Республиканского научно-практического центра «Дарын», Международного центра поддержки и развития молодежи;

✓ победители международной Программы обмена будущими лидерами - «FLEX».

Отличные результаты полиязычного обучения показывают учащиеся -участники международных и республиканских олимпиад и игр. Только в 2015-

УДК 7.614.2

2016 учебном году учащиеся школы-гимназии завоевали 35 призовых мест в международной игре «Британский бульдог» на знание английского языка, 29 призовых мест в международной интеллектуальной игре «Русский медвежонок» на знание русского языка, 5 призовых мест по международной игре «Кенгуру-лингвист», 11 призовых мест в международной олимпиаде по французскому языку.

Ежегодно на государственной итоговой аттестации в форме единого национального тестирования выпускники в качестве предмета по выбору определяют английский язык, показывая достаточно высокие результаты. Они же -обладатели образовательных грантов для обученияв высших учебных заведениях Республики Казахстан.

Великий Абай говорил: «Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них». Мы, педагоги,как никто другой, и в первую очередь как люди, исполнившие все роли участников образовательного процесса, понимаем важность всех изменений, которые нужно внести в практику своей школы, и твердо убеждены: трехъязычие - главное условие

конкурентоспособности нации.

Таким образом, разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам школы быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.

Литература:

[1] А.Т. Чакликова, А.О. Альжанова. Современное состояние полиязычного образования в Вузах Казахстана. URL:http://ulagat.com/2020/11/27

[2] Балицкая И.В. Поликультурное образование / И.В. Балицкая. - Южно-Сахалинск, 2003.

ЙОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ_

Р01: 10.31618^и.2413-9335.2021.1.82.1194 Мендот Элла Эрес-ооловна,

к.п.н., лоцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

г.Кызыл, Республика Тыва РФ. Мендот Эмма Эрес-ооловна, ст. преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» г. Кызыл, Республика Тыва РФ. Мендот Инга Эрес-ооловна, к.п.н., старший преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», Кызылский педагогический колледж г.Кызыл Республика Тыва РФ. Мендот Эреса Владимировна, врач ординатор кардиолог, Московский областной научно-исследовательский клинический институт

им. М.Ф.Владимирского г. Москва Россия.

YOGA AS A COMPONENT OF A HEALTHY LIFESTYLE OF THE POPULATION OF TUVA

Mendot Ella Eres-oolovna,

PhD, associate Professor of the Department ofphysical culture of Tuva STATE University, Kyzyl, Republic of Tyva of the Russian Federation.

Mendot Emma Eres-oolovna, senior lecturer

of the Department ofphysical culture of Tuva STATE University, Kyzyl, Republic of Tyva of the Russian Federation.

Mendot Inga Eres-oolovna, candidate of pedagogic Sciences, senior teacher of chair ofphysical culture of the "Tuvan state University", Kyzyl pedagogical College Kyzyl Republic of Tuva of the Russian Federation.

Mendot Eresa Vladimirovna, resident cardiologist, GBUZMO «Moscow regional research clinical Institute»

M. F. Vladimirsky, Moscow Russia.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается, что йога - это учение и метод управления психикой и физиологией человека с целью достижения высших психических состояний, изменения онтологического статуса человека. Йогой может заниматься каждый, начиная с самых маленьких и заканчивая пожилыми людьми, так как она может быть организована среди студентов с ослабленным здоровьем средних и высших учебных заведений, йога-это самый щадящий вид физической активности, и каждый может заниматься ею независимо от степени физической подготовленности. Регулярные занятия йогой приводят к развитию целого комплекса физических качеств. Йога приводит к оптимальному функционированию дыхательной и кровеносной системы, что способствует необходимому насыщению крови кислородом и значительно повышает функциональные возможности системы кровообращения в сухожилиях и мышцах, снабжая ткани кислородом. Йога благотворно влияет на организм человека, способствуют улучшению гибкости, эластичности мышц и сухожилий, осуществляется контроля над телом, уверенность в себе, повышают жизненный тонус, работоспособность и внутренний духовный мир.

ANNOTATION

This article considers that yoga is a teaching and method of managing the human psyche and physiology in order to achieve higher mental States, change the ontological status of a person. Everyone can do yoga, starting with the youngest and ending with the elderly, since it can be organized among students with impaired health in secondary and higher educational institutions, yoga is the most sparing type of physical activity, and everyone can do it regardless of the degree of physical fitness. Regular yoga classes lead to the development of a whole range of physical qualities. Yoga leads to optimal functioning of the respiratory and circulatory systems, which contributes to the necessary saturation of blood with oxygen and significantly increases the functionality of the circulatory system in the tendons and muscles, supplying tissues with oxygen. Yoga has a beneficial effect on the human body, improves flexibility, elasticity of muscles and tendons, improves body control, self-confidence, increases vitality, performance and inner spiritual world.

Ключевые слова: йога, физические упражнения, физическая культура, здоровье, движение, дыхание, психология, физиология.

Keywords: physical exercises, health, yoga, physical culture, movement, breathing, psychology, physiology.

В настоящее время в республике Тыва физическая культура и спорт стала всё больше входить в жизнь современных молодых и пожилых людей и можно заметить, что одним из теоретически обоснованных видов физической деятельности сейчас модным становится йога, фитнес, скандинавская ходьба. Одна из актуальных проблем в республике это недостаток профессиональных инструкторов йоги и тренеров, поэтому занимаются малое количество людей пожилого возраста. Для освоения более сложных «асан» и «пранаям», а также для углубленного изучения йоги требуется руководство опытного

учителя или инструктора йоги - гуру. Например, Лах Ман Чун автор многих книг йоги отмечает, что «асан» позволяет проработать все группы мышцы и положительно влияет на позвоночник, для этого нужен помощь профессионального инструктора. В начальном этапе это довольно сложно - нужно сбалансировать нагрузку, задействовать все тело, проработать каждую группу мышц. После месячного занятия можно самостоятельно заниматься. Занятия с йогой не требуют хорошо оборудованных помещений, к их проведению может подойти любое тихое и уединённое место, например - свой дом, комната. Поэтому

большинству людей нравится этот способ занятия, укрепления физического здоровья и духа. Для начального этапа занятия обязательны с инструктором йоги, без знания профессионального учителя трудно изучать и осваивать правильное дыхание и задерживать дыхание во время упражнений, согревания и растягивания мышц и суставы пожилых людей.

В последние годы наблюдается, что современные люди сами после месячного занятия для оздоровления и укрепления своего здоровья используют физические упражнения йоги из интернета или онлайн - занятия и после продолжительных уроков йоги, некоторые люди организуют занятия в спортивных фитнес залах. Прежде чем приступать к занятиям йогой необходимо пройти специальный медицинский осмотр, который определит, можно ли человеку практиковать йогу. Врачи не рекомендуют заниматься йогой тем людям, которые не прошли специальных курсов по ознакомлению с йогой, а так же людям, страдающим артериальным давлением, тяжёлыми болезнями сердца, беременным, перенесшим в недавнем времени операции, при межпозвонковых грыжах и т.д. Йога должна приносить пользу здоровью и душевному состоянию человека. Заниматься йогой можно только на голодный желудок. Идеально утром, после пробуждения и холодного душа. Либо в течение дня, но чтобы после завтрака или обеда прошло 3-4 часа.

Йога как компонент здоровья и самосовершенствования состоит из многих составляющих, это и йога для начинающих, и асаны (упражнения), пранаямы (дыхательные практики), шаткармы (очистительные методики), мантры, медитации, вегетарианство и многое другое.

Йога - это комплекс упражнений (асан), как правило, в определенной последовательности. Завершает занятие поза покоя - шавасана: в ней организм и тело человека должно быть абсолютно неподвижным в течение 10-15 минут. Этого времени достаточно, чтобы организм максимально расслабился и отдохнул, а головной мозг перегрузился [1].

Во время домашних занятий йогой вы не должны испытывать боль. Вообще никакую! Не надо специально растягивать мышцы (это не спортивная тренировка), с силой нагибаться, тянуть ноги - и при этом терпеть. Новичкам тем более. Вы только начали работать с телом, дайте ему время, и уже вскоре увидите, как станете более гибкими. Учитесь слушать свое тело и организм. Если возникли любые неприятные ощущения - ослабьте усилие либо аккуратно выходите из асаны.

Перед началом лучше сделать небольшую разминку, чтобы разогреть мышцы и суставы тела.

И дышите ровно, спокойно в асанах! Контролируйте свое дыхание: не должно быть задержек, вдохи и выходы делайте как можно глубже и медленнее. Это очень важно. Известно, что такие занятия улучшают вентиляцию легких и работу респираторной системы в целом. Организм

человека, и в частности мозг, получает больше кислорода, а с выдохом интенсивно избавляется от продуктов обмена. Медленное, глубокое дыхание помогает успокоиться, нормализовать пульс и понизить давление.

Как общеукрепляющая гимнастика йога подходит людям любого возраста, главное -ответственно подойти к выбору направления и инструктора. Новичкам не стоит браться за сложные практики, а гуру должен обладать высокой квалификацией, чтобы не нанести вред здоровью. В любом случае существуют адаптированные фитнес - программы с элементами индийского учения, которые можно выполнять и неподготовленным людям.

Йоготерапия рекомендована при следующих проблемах:

- остеохондроз;

- сколиоз;

- межпозвоночные грыжи;

- суставные заболевания;

- вегетососудистая дистония;

- хроническая усталость;

- нарушения сна;

- функциональные расстройства пищеварительной, эндокринной системы;

- психосоматические проявления;

- псориаз, нейродермит и другие хронические заболевания, зависимые от нервной системы.

Йога - это понятие в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных устремление индийской культуры нацеленных на управление физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния [1].

Мягкоступова Т.В. в своем учебнике написала определение йога - это практика ума и тела, которая имеет исторические корни в древней индийской философии. Так считает, что различные стили йоги сочетают физические позы, дыхательные упражнения и медитацию или релаксацию. Мнение многих, которые занимаются йогой, - цель жизни. Каждое физическое упражнение йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни [2].

Слово «йога» в переводе с санскрита буквально означает «соединение», но в более широком толковании - «то, что соответствует», «то, что последовательно и неуклонно применяется» [3]. Йога в первую очередь -религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения.

Занятия с оздоровительной гимнастикой, йогой, физические упражнения стимулируют их бодрое самочувствие, улучшает настроение,

способствуют благоприятному эмоциональному настрою, что, в свою очередь, послужило в дальнейшем для активизации познавательной деятельности человека [4]. Одна из задач йоги - это гибкость, которая связана с двигательными действиями: исполнение музыки в упражнениях является одним из сильнейших возбудителей эмоций. Музыкальное сопровождение часто выступает как мощный организатор, вызывая энтузиазм и охватывая интерес к занятиям улучшает показатели гибкости, подвижности и эластичности суставов, а в результате улучшается общее состояние здоровья людей [5]. Многие люди считают, йогу духовной самореализацией или просто физической дисциплиной, а практику хатха-йога - физическими упражнениями. В целом она охватывает весь организм человека на клеточном, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях.

В советское время йогой занимались лишь в узком кругу сильные духом люди. Эти люди практиковали в основном в пионерских лагерях в акробатическом этюде, и эти практики помогала им все это передавать детям. Появились первые организованные группы йоги - занятия проводились на квартирах, чаще всего под руководством самоучек. По изучению нетрадиционных методов оздоровления и личными усилиями кандидата психологических наук Е.О. Федотовой в Советском союзе начала набирать популярность йога Айенгара. С развитием йоги Айенгара в Советском союзе первый раз приезжал в 1989 году Йоги Бхаджан, а потом еще раз в 1992-м, тогда он дал инициацию Якову Маршаку. С тех пор начали развивать движение йоги в России [3]. В последний раз специалисты приезжали в 2017 году, а именно Жанна Пономаренко преподаватель школы йоги «Крылья совершенства» из Санкт-Петербурга специалист по хатха-йоге и виньяса-йоге. В настоящее время она преподаёт перинатальную йогу в городе Санкт-Петербурге. Проводила семинар: «Йога для будущих мам», которую посещали люди из разных организаций и получили сертификаты на 16 часов. Женщины, которые прошли семинар, могут организовывать занятия йоги. Если специалист по физической культуры он знает, как провести занятия, если не специалист эти 16 часов не достаточно для проведения занятия йоги, им нужны знания по медицине или анатомии те есть знать глубоко морфофункциональные функции организма человека..

В настоящее время на территории Республики Тыва наблюдается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья всего населения, поэтому оздоровительная гимнастика йога является неотъемлемой частью физического воспитания и развития, укрепления здоровья человека, гармоничного развития тела человека и двигательных способностей [6].

Для того, чтобы начать обучение йоги в Туве, на данный момент нет инструкторов и специалистов йоги, которые могли бы дать полный

объём знаний и рассказать о том, куда двигаться в практике, именно этот вопрос актуален в настоящее время. Для обмена опытом, необходимо проводить занятия и мастер-классы, в которые люди пожилого и среднего возраста в настоящее время сильно нуждаются, а также мероприятия открытого характера для организации йоги в парках и скверах, для привлечения внимания населения.

Основатель Тбилисской школы йоги Лах Ман Чун, написала в своей книге усвоении хатха-йоги, в котором важна каждая мелочь, изучать его с учителем или тренером инструктором. Правильное изучения и усвоение укрепляет тело и дух человека, с ее помощью можно научиться контролировать свое тело и разум. Йога продлевает молодость, включая процессы самоомоложения в организме. Уже после первых занятий йогой в теле появляется гибкость, которая обеспечивает максимальную свободу движений. Йога оздоравливает сухожилия, связки и мышцы, во время занятий из них интенсивно удаляется сковывающая двигательную активность молочная кислота - отсюда и благодатное ощущение легкости по всему телу. Автор отмечает, что физические упражнения и йога нормализует дыхание, так как в организм для обеспечения хорошего функционирования всех органов попадает большое количество кислорода, а также появляется возможность научиться с помощью глубокого дыхания быстро достигать покоя в стрессовых ситуациях [1].

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выбрать удобную одежду, футболки, майки, топы, шорты, лосины или брюки свободного кроя на резинке. Выполнять упражнения можно босиком, в носках на подходящем коврике или выбирать качественный легкий коврик с антискользящими свойствами.

В древнем трактате «Патанджали» предложил разделить йогу на 8 ступеней и так начали называться «хатха-йогой»:

1.Яма - самообладание;

2.Нияма - ограничение;

3. Асана - поза упражнения;

4.Пранаяма - система дыхательных упражнений;

5.Пратьяхара - отход от чувственного восприятия или «отрыв»;

6. Дхарана - концентрация мысли;

7.Дхьяна - медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения);

8.Самадхи - самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта. Если изучить йогу, то надо глубоко изучить йоговскую философию, чтобы научно заниматься здоровьем и здоровьем других людей, чтобы не калечить. Некоторые люди не изучив все ступени, начинают зарабатывать и проводить занятии, чтобы такого не было нужно знать тренера инструктора йоги, к которому ты идешь заниматься [1].

Занятия йоги в Туве не до конца изучены. Выполнить гимнастику и медитировать психику в городе Кызыле можно в студии «Fly Yoga», в этом месте проводят для всех желающим йогу в гамаках

- это новая методика для женщин нашей республики, которая переносит практику классической йоги на расстояние метра от пола. Для этого используются гамаки, изготовленные из специального прочного полотна и надежно прикрепленные к потолку в форме качели. ЙОГА В ГАМАКАХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ И ЦЕЛЬ, И средство достижения этой цели. Она укрепляет тело и дух человека, с помощью нее можно научиться контролировать свое тело и разум. Йога в гамаках дарит уникальное состояние, которое достигается за счёт переноса тела в воздушное пространство, когда за счёт особых поз, на позвоночник и шейный отдел перестают воздействовать ежедневные нагрузки. В настоящее время студия «Fly Yoga» прекратила свою деятельность из-за самоизоляции, так как группа занимающихся не набиралось. В общежитии студентов Тувинского

государственного университета по улице

В результате анкетирования было установлено, что для достижения наилучшего результата заниматься необходимо не одному, а с йога - инструктором 60% людей думают именно так, а 20% людей считают, что с помощью видео уроков попытались, однако пропускают занятия, и ещё 20% людей имеют не всегда удобный график работы поздно возвращаются домой, они думают заниматься с йогой, но никогда не смогли.

Таким образом, в области физической культуры - оздоровительная гимнастика йога для людей помогает им физически развивать двигательные качества, повышают активность для ведения здорового образа жизни, систематические занятия повышают оптимальный уровень здоровья, снимают психоэмоциональное напряжение, улучшают физическую подготовленность и функциональное состояние здоровья людей. Основной задачей йоги всегда являлось и является здоровье людей и их физическое развитие, совершенствование и развитие гибкости посредством использования традиционных поз и упражнений йоги. Особенно сегодня это направление полезно на этапе начального освоения упражнений и неоднократное повторение не утрачивает свою популярность, помогает в дальнейшем для развития двигательных качеств и

Интернациональная занятия по йоге проводит в кабинете лечебной физической культуры, по два часа, два раза в неделю Крум Елена Валерьевна преподаватель математики, которая руководит и проводит занятия, посещают занятия несколько преподавателей - женщин, в возрасте 40-55 лет, которые активно занимаются. Преподаватели приходят и занимаются для подержания своего здоровья и энергичной активной жизни, сияния тела и ясности ума.

В Республике Тыва в основном занимаются люди среднего возраста, из-за нехватки специалистов, инструкторов в этой области, занимающиеся только прошли начальный этап (ступень) и там же они остановились. Поэтому проводили выборочное анкетирование, при котором были опрошены 12 людей, с вопросом: Кто из нас пытался хоть раз в своей жизни заняться йогой?

продолжают активно развиваться среди представителей самых разных возрастов и профессий.

Однако далеко не все знают, что такое йога -это не просто оздоровительные упражнения для развития гибкости, восстановления здоровья и душевного равновесия, а глубокая и мудрая система самосовершенствования, представляющая собой не только физиологию организма человека, но и духовную составляющую.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Лах Ман Чун Г.Е. Эта замечательная йога или Взгляд в себя / Ман Чун Лах. Москва: Физкультура и спорт, 1992. - 175с. - Текст: непосредственный.

2.Мягкоступова Т.В. Йога: учебное пособие / Т.В. Мягкоступова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 106 с. - Текст: непосредственный.

3.Сорокина К.С. Йога, как одна из современных физкультурно-оздоровительных технологий [Текст] // Физическая культура, спорт, туризм / К.С.Сорокина, Ю.Ю. Капылова, Е.И. Коробейникова. Наука, №1/26. 2016. С.21-24. -Текст: непосредственный.

4.Мендот Эмма Э., Мендот И.Э., Элла Э. Мендот Тувинские народные танцы и

Кто из нас пытался хоть раз в своей жизни заняться йогой?

йогас интруктором

с помощью видео уроков

некогда

Ш и

использования элементов на уроках физической культуры. [Текст] / Эмма Э. Мендот, И.Э. Мендот, Элла Э. Мендот // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2016. Выпуск 4. С.166-173. - Текст: непосредственный.

5.Мендот И.Э. Тувинские народные танцы как средство физического воспитания студентов педагогического колледжа. [Текст] / И.Э. Мендот //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭОЖ 378

Вестник Бурятского государственного университета Физическая культура и спорт. 2008. -Выпуск 13. С.111-116. - Текст: непосредственный.

б.Мендот Эл. Э. Народные подвижные игры для детей 5-6 лет в сельских дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / Эл.Э. Мендот // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. 2008. Выпуск 13. С.116-120. - Текст: непосредственный.

Ы.ПМ БЕРУД1 ЖАНУЫРТУГА ДЕГЕН ЭД1СНАМАЛЫК КвЗ^АРАСТАРДЫ ТАЛДАУ

РР1: 10.31618^Ц.2413-9335.2021.1.82.Ш2

Нэби Ы.А.

п.гыл.докторы, профессор, Цазац инновациялыц гуманитарлыц-зац университетI

Макалада елiмiз тэуелаздгк алган уацыттан бастап цабылданган тарихи ¡с-эрекет эл1 аяцталмау себебгнен бшм беруд1 жацгырту 2 сын-цатерге жауап беруг тигс екет кврсеттген; бшм берудi жангыртуга деген эдюнамальщ квзкарастарга талдау жYргiзу Yшiн гылыми негiздеменiн маныздылыгы, гылыми квзкарас педагогикалык теория негiзiнде жатканын кврсетпей бшм берудi жангыртуга эдкнамалык квзкарастарга контент-талдау орындау Yстiртiн болатыны аныкталган; контент-талдау нэтижесiнде бiлiм берудi жангыртудын ец квп тараган аныктамасы басшылыкка алынып, оны зерттеуге кешендi, жYЙелiк, к-эрекетпк, функционалдык, динамикалык квзкарастарды пайдалануга болатыны дэлелденген, сонымен катар баска да квзкарастар элеуетiн назардан тыс калдыруга болмайтыны айтылган.

ТYЙiндi свздер: эдюнамалык квзкарас, бiлiм берудi жангырту, контент-талдау

Шркпе

Елбасы Н. Э. Назарбаев - "Мэцгшк Ел" Патриоттык акпсшщ бастамашысы жэне авторы, б^л акт - жалпы^лттык идеяныц к¥жаттык нысаны, б^л казакстандыктардыц бiрлiгi бiрегейлiгiнiц аукымды, бiрегей багдарламасы екенiн атап втп. Ол бiздiц рухани к¥ндылыктарымыздын базалык форматын беруi тиiс. Онда Жаhандык элемдегi экономика, саясат, мораль, сешм, бiздiц болашакка деген квзкарасымыз бiр-бiрiмен байланысты... [1]. Шынында да, б^л Кдзакстан тэуелсiздiгiнiц алгашкы жылдарында белгш бiр дэрежеде жарияланган барлык к¥ВДылыктар толык кврсетiлген к¥®ат. «Мэцгiлiк Ел» болудыц манызды шартыныц бiрi, эрине, сол елге болашакта ие болатын, оныц мэцгiлiгiн камтамасыз ететiн жастарды тэрбиелеу, дайындау. ... Сондыктан, ^лттык к¥ндылыктар мен дэстYPдi жастардыц бойына сактай отырып, заманауи бiлiм мен технологияны игеру аркылы елiмiздiц ертещнщ берiктiгiн, биiк рухын мирас кыла аламыз [2].

Осыган байланысты бшм беру жуйеа ецсерiлмейтiн мэнге ие болады. Тэуелсiз ^азакстанныц бшм беру жуйесшщ негiздерi 1992 жылы кабылданган жэне кейiнiрек бiрiккен бшм туралы жэне жогары бiлiм туралы Зандарга енгiзiлген. Осы зацдарды кабылдау уакытынан бастап бiлiм беру жYЙесi Yнемi жангыртылды, вйткенi, егер кыскартып айтсак, жангырту - б^л казiргi замангы талаптарга сэйкес бiрдеценi взгерту Yдерiсi, нег^рлым жетiлдiрiлген жагдайларга квшу. Елiмiзде бiлiм берудi жангырту максатында жYргiзiлiп жаткан реформалар негiзiнен сэтаз болды, эйтпесе оларды жиi втшзуге кажетi болмаушы едi. Мысалы, 12 жылдык бiлiм беруге

квшу кешнге калдырылды, "Элiппе" мектеп багдарламасынан алынып, ендi кайтадан енгiзiлдi. Демек, тэуелаздж алган уакыттан бастап кабылданган тарихи ю-эрекет элi аякталган жок, себебi елдегi элеуметлк-экономикалык жагдайлар взгередi деп айтуга болады. Олай болса, бшм берудi жангырту 2 сын-катерге жауап беруi тиiс:

1) 1992 ж. бшм туралы зандарга енгiзiлген идеяларды iске асырудын аякталмауыныц сын-катерц

2) взгермелi элеуметпк-экономикалык жагдайлардыц сын-катерг

Жангыртуды аяктаудыц мысалы ретiнде кредитпк технологияны енгiзудi атауга болады, себебi 2018 жылы нормативпк-к^кыктык актiлердi кабылдау жэне жогары оку орындарына академиялык жэне каржылык дербестiк беру туралы баптарды Бiлiм туралы зацга енпзу аркылы елiмiздiн жогары бiлiм беру жуйесшщ Болон Yдерiсi кагидаларына ([5]) квбiрек сэйкестiкке кол жеткiзу туралы айтуга болады. Сонымен катар, осы Yдерiстiн узактыгына назар аудару керек, вйткеш кредиттiк технологияны жогары бшм беруге енпзу 2004 жылы басталды. Бул жагдай енгiзудiн эдiснамалык тYгш эдiстемелiк мэселелерi шешiлмегенiнiн салдары болып табылады (алгашкы кыска эдiстемелiк усынымдар жогары оку орындары осы Yдерiстi бастаганнан кейiн 3 айдан сон пайда болды). Будан, сондай-ак практикадан баска да мысалдардан бiлiм беру саласындагы кез келген тYрлендiрудэн алдында оны жузеге асыруга эдiснамалык квзкарастар непздемес болуы тиiс деген корытынды жасау керек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.