YAK 316 ББК 60.5
C.C. АРИГА
S.S. DRIGA
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕАСТВА ПРОПАГАНАЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ И ПРЕВОСХОАСТВА ГРАЖААН ПО ПРИЗНАКУ НАУИОНАЛЬНОЙ ПРИНААЛЕЖНОСТИ
THE LINGUISTIC MEANS TO PROMOTE SOMEONE'S CIVIC SUPERIORITY AND UNIQUENESS BECAUSE OF HIS NATIONALITY
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, (грант № 15-14-86005, а (р), Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
В данной статье рассматривается понятие пропаганды как речевого жанра. На конкретном речевом материале выявляются языковые средства пропаганды исключительности и превосходства граждан по признаку национальной, расовой принадлежности.
Propaganda is observed as a communicative genre in the article. Language means of exceptionalism and superiority's propaganda based upon nationality are revealed while analyzing specific discourse material.
Ключевые слова: пропаганда исключительности и превосходства, языковые средства, призыв, инвективная лексика, идеологически нагруженная лексика, «мы-дискурс».
Key words: exceptionalism and superiority's propaganda, language means, call to action, abusive language, ideologically loaded vocabulary, «we-discourse».
Под пропагандой (от лат. propaganda - подлежащее распространению) мы понимаем популяризацию и распространение политических, философских, религиозных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание [7].
Пропаганда как явление возникает задолго до появления самого термина, и, пожалуй, одним из ранних образцов пропаганды может считаться преамбула к Вавилонскому Своду законов Хаммурапи - первому «кодифицированному праву», основной целью которого было установление справедливости в стране, защита слабых.
Оказавшись сегодня объектом междисциплинарных исследований, привлекая внимание психологов, социологов, историков, политологов, лингвистов, термин «пропаганда» долгое время не входил в обиход западных ученых, в силу прикрепленного к нему «ярлыка» тоталитарного режима Германии, и имел исключительно негативную окраску. Пропаганда рассматривалась как угроза для демократического устройства общества.
В этой связи «пропаганда» как «деструктивное социальное явление» было введено основателем современной теории пропаганды Лассуэллом Гарольдом Дуайтом (1930-1940-е гг.), ассоциировавшего силу воздействия пропаганды с уязвимостью сознания человека. Социологи У. Липпман, Дж. Дьюи, поддерживая идеи Лассуэлла о деструктивном характере пропаганды, говорили о средствах и способах противодействия ей, одним из ключевых называя реформирование систем образования и СМИ [1].
Пропаганда, являясь мощным оружием манипуляции, оказывает воздействие как на эмоции адресата, так и на его разум. При этом говорить однозначно о ее негативном воздействии на массы с целью манипулирования
ими в интересах узкой группы лиц не представляется возможным. Наряду с деструктивной (негативной) пропагандой существует и конструктивная (позитивная), осуществляемая в интересах тех, кому адресована.
В нашей статье речь пойдет о деструктивной пропаганде как одном из факторов проявления и роста национализма, в основе которого лежит «национальная, религиозная, расовая исключительность» или «превосходство» -преобладание по каким-либо признакам одной группы людей над другими в силу несовершенства последних, т. е. якобы их природной, биологической, социальной, нравственной ущербности или порочности [5]. Под пропагандой исключительности и превосходства граждан по признаку национальной принадлежности мы будем понимать контролируемое распространение сознательно искаженных представлений о нации, этносе, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, в нашем случае речь идет о представителях нацистского движения.
«Пропаганда» будет рассмотрена нами как речевой жанр. Каждый речевой жанр обладает определенными лексическими, грамматическими, стилистическими ресурсами, позволяющими автору добиться необходимого пер-локутивного эффекта. Заметим, что многие элементы на всех уровнях языка оказываются специфичными для определенного жанра, что позволяет этот жанр идентифицировать.
В задачи нашего исследования входит выявление высказываний, направленных на возбуждение расовой, национальной вражды, и, следовательно, определение языковых средств - маркеров пропаганды исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку национальной, расовой, религиозной или языковой принадлежности на материале текстов песен российских панк-рок-групп «Коловрат» («Right-wing skinhead (Правый скинхед)» и «Увечье» («Напиток хлебный», «Кинул Зигулю (зиг-хайль) - улетела»).
Применительно к нашему предмету исследования «пропагандой исключительности и превосходства является распространение среди широкого круга лиц идей, взглядов, представлений или побуждений к действиям, направленным на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Она может выражаться в форме призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз и т.п.» [6, с. 3]. В этой связи первостепенным является выявление жанровых особенностей пропаганды исключительности на грамматическом уровне.
А.Н. Баранов определяет призыв следующим образом: «Призыв - это речевой акт, обращенный к адресату с целью побудить его выполнить некоторое действие или совокупность действий, осмысляемых как важная часть общественно значимой деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы» [2, с. 420].
В тексте песни группы «Коловрат» «Right-wing skinhead (Правый скинхед)» имеются прямые, на первый взгляд, «призывы-воззвания» (обращения к деперсонифицированному адресату): к «обывателю», «сородичу», «народу» «разорвать цепи, <...> встать с колен, <...> исполнить воинский долг». На самом же деле, обращаясь к текстам описываемых произведений, «рисуется» совершенно четкий портрет адресата: «славянин», человек с «волевым характером и отважным взглядом», человек, который «страдает за патриотизм, совесть, верность идеям». Кроме того, заметим, что адресат достаточно молод (не старше 25 лет), о чем свидетельствует большое количество жаргонной молодежной лексики: «поюзать» (использовать), «падик» (подъезд), «рэпчик» (рэп), «гнать пендалем», «респект» (уважение) и т. д., понятной людям определенного возраста.
Автор песни группы «Коловрат» призывает слушателя: «Салютуй победе жестом вскинутой к солнцу руки», - что можно трактовать как при-
зыв (зиг-хайль - общеизвестный символ германского нацизма) к «славянину» стать одним из «правых скинхэдов - защитников Отчизны», что в свою очередь не может быть расценено как призыв экстремистского характера. Характерной чертой призыва является то, что, «в отличие от обычных побуждений, призыв не требует немедленного выполнения и, скорее, является рекомендацией к поведению, основанной на тех или иных морально-этнических, идеологических, ценностных категориях» [2, с. 421], тем не менее данное высказывание выражает смысл «я хочу, чтобы ты нечто сделал». В песне группы «Коловрат» «Right-wing skinhead» содержатся прямые обращения к славянину - призывы к действию: «Приглядись, а может, этот бритый твой сын? Ведь он бьется за тебя, так вставай рядом с ним! Позабудь гуманизм, то масонский обман..,», «Исполни воинский долг, как надлежит славянину!». Следует обратить внимание, что в представленных высказываниях содержатся формальные языковые маркеры призыва [2, с. 433-439], а именно стандартные грамматические формы побуждения - глаголы 2 лица, единственного или множественного числа, повелительного наклонения.
В тексте песни «Кинул Зигулю (зиг-хайль) - улетела» звучит: «Проникнись этим настроением без вопросов «зачем?». Прямой призыв выражен побудительным предложением, наряду с лексико-грамматическими средствами призыв слышится и в музыкальном оформлении произведения - ритмичное, агрессивное музыкальное сопровождение текста побуждает к активным действиям, носящим агрессивный характер.
Принадлежность авторов к идеологии нацизма подтверждается прежде всего использованием ряда дейктических маркеров «мы-дискурса»: включенности автора (исполнителя) в социальную общность - личных и притяжательных местоимений мы («Мы ни за что не уступим Россию евреям» («Коловрат» - «Right-wing skinhead»), «Мы еще выпишем пи**ы» («Увечье» -«Напиток хлебный» («Кинул Зигулю»)), наш, с нами, нас («У нас снова макароны на обед» («Увечье» - «Напиток хлебный» («Кинул Зигулю»)) - и, параллельно, дискурса исключения (отчуждения) - их, чужой... Авторы песни «Кинул Зигулю (зиг-хайль) - улетела» приводят цитату из речи В. Путина: «Дмитрий Анатольевич Медведев - не меньший русский националист, чем я. Это человек, который будет самым активным образом отстаивать интересы РФ», - которую субъективно трактуют как разрешение на осуществление действий экстремисткой направленности, признание включенности первых лиц государства в свою общность.
Таким образом, характерными грамматическим конструкциям для пропаганды как императивного речевого жанра является использование стандартных грамматических форм побуждения, а также идентификационных формул «мы-дискурса» - личных и притяжательных местоимений, «приглашающих» участников коммуникативного акта идентифицировать себя с говорящим.
Не менее значимыми жанровыми особенностями пропаганда исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку национальной, расовой, религиозной или языковой принадлежности характеризуется на лексическом языковом уровне.
Обратим внимание, что в приведенных нами выше примерах не содержится прямой оценки, выраженной в семантике использованных слов, следовательно, они могут быть классифицированы как «оценочно-немотивированные» [7, с. 14]. Но вместе с тем ориентир этих призывов на возбуждение расовой, национальной вражды подкреплен большим количеством негативно-оценочной лексики. Так, например, в словах песни группы «Увечье» «Напиток хлебный» («Кинул Зигулю») содержатся прямые, намеренные оскорбления, выраженные инвективной (оскорбительной) лексикой. Преобладают существительные с прямым отрицательным значением: «В 13 лет проснулась нелюбовь к хачам и неграм, ненависть к жидам лилась из тела
недр...», «Серые массы безликих бибендумов (безликий персонаж из рекламы шин)». Данные лексические единицы обладают яркой образностью, что еще в большей степени усиливает воздействие на адресата.
В песне группы «Коловрат» «Right-wing skinhead» имеются высказывания, направленные на пропаганду исключительности идеологии скинхедов, их превосходства над «чурбанским сбродом». Прежде следует отметить активно и целенаправленно формируемый в ходе всего произведения положительный образ «бритоголового». «Он» позиционируется как «защитник Отчизны», «наследник великой страны», «носитель славного духа», человек с «волевым характером и отважным взглядом», человек, который «страдает за патриотизм, совесть, верность идеям», «Скинхэд означает защитник народа». «Правота» звучит и в самом названии песни, в повторяющейся строке припева: «Правый скинхэд».
В словах песни группы «Увечье» «Напиток хлебный» («Кинул Зигулю») содержится пропаганда неполноценности граждан, не принадлежащих к «бритоголовым»: «Если тупей и наивней первокурсницы педа, то, скорей всего, тобой сегодня кто-то отобедает»; «Наше дело правое - сказал как-то полководец Кутузов. Сейчас мало таких, да и жизнь их нехило поюзала»; «Ты запуган, сородич, прячешься по углам.». В песне группы «Коловрат» «Right-wing skinhead» те, кто не служит идеям «Белой Расы», изображаются авторами «молчащими обывателями, закованными в цепи», слабыми, «допившимися до белки в подвалах Дыбенко».
В песне группы «Коловрат» «Right-wing skinhead» негативную оценку создают лексические сопоставления - «Хватит лить, словно баба, бесполезные слезы». Авторы текста активно используют «идеологически нагруженную лексику»: «Отчизна», «правый скинхед». Высокой частотностью обладают лексемы со значением «война». К ним могут быть отнесены: «сражаться», «битва», «биться», «солдат», «воинский долг» и пр.
В представленных текстах «красной нитью» прослеживается идея превосходства представителей «Арийских братьев» над другими этническими группами. Подкреплена идея высказываниями, содержащими враждебное отношение к представителям еврейской национальности («ненависть к жидам», «Мы ни за что не уступим Россию евреям»); представителям республик Кавказа («чурбанский сброд», «нелюбовь к хачам»). Использование ненормативной лексики, негативных названий этнических групп, сравнение национальностей с неодушевленными предметами - несомненные признаки унижения достоинства представителей определенных этнических групп.
Безусловно, жанр пропаганды исключительности и превосходства наделен рядом стилистических особенностей. Так, с целью создания положительного образа скинхедов используются сравнения. Например, с историческими персонажами: авторов произведений - с положительными («Святослав»), которым противопоставлены отрицательные («хазары») - все, кто не разделяют пропагандируемых авторами установок («А мы еще выпишем, <...> как Святослав хазарам»). В основе этого сравнения - антитеза: победоносный образ Святослава против разгромленных, побежденных хазар. Сравнение «других» с «серыми массами безликих бибендумов», «первокурсницами педа» подчеркивает интеллектуальную, эмоциональную неполноценность «других», отсутствие у них гражданской позиции, патриотических установок, несамостоятельности и пр.
Определенный «накал» звучащим призывам, «чеканный» ритм решительности и четких установок создает прием аллитерации. Так, в тексте «Напиток хлебный» звучащим в каждой строке становится звук «р»: «Цифры давят тяжелым грузом, <...> песня зазвучит в рамках круга узкого, <...> и меч вонзится во вражеское пузо».
Совершенно очевидно, что оба произведения пронизаны сарказмом в адрес тех, «кто не с авторами заодно», тех, кто не разделяет их взглядов и убеждений, и, бесспорно, в адрес представителей евреев и народов Кавказа.
Следует обратить внимание на заголовок песни группы «Увечье» «Напиток хлебный (Кинул Зигулю)», в основе которого - метонимия. «Зигуля» -зиг-хайль - общеизвестный символ германского нацизма, с идеями которого он ассоциируется. Кроме того, «хлебный напиток» («хлеб - всему голова», «от хлеба-соли не отказываются» и т. д.) подразумевает, что идеи, установки и призывы, звучащие в тексте произведения, - основа жизни и идейных принципов нацистов.
Подводя итог вышесказанному, следует заключить, что пропаганда как речевой жанр характеризуется определенным набором языковых средств, функционирующих на различных языковых уровнях. Типичными для грамматических конструкций описываемого нами жанра являются призывы воззвания, призывы-обращения, призывы к действию - стандартные грамматические формы побуждения, а также идентификационные формулы «мы-дискурса» - личные и притяжательные местоимения, «приглашающие» участников коммуникативного акта идентифицировать себя с говорящим.
Особую смысловую нагрузку пропаганды исключительности и превосходства представляет лексический уровень. Характерны для данного жанра лексемы с определенной семантикой, инвективная лексика, существительные с прямым отрицательным значением, оскорбительные, презрительные, негативно-эмоциональные наименования этнических групп, национальностей.
Кроме того, жанр пропаганды, в основе которого лежит «национальная, религиозная, расовая исключительность» или «превосходство», имеет ряд стилистических особенностей, набор лексических (антитеза, лексический повтор, метонимия, сарказм, сравнение), фонетических (аллитерация) и синтаксических (восклицание, обращение) языковых средств, позволяющих ярко и образно позиционировать национальную, расовую исключительность и превосходство.
Таким образом, следует заключить, что совокупность представленных языковых средств позволяет идентифицировать жанр пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой принадлежности.
Литература
1. Бакулаев, Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст] / Г.П. Бакулаев. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
2. Баранов, А.Н. Лингвистическая экспертиза текста [Текст] / А.Н. Баранов. -М. : Флинта: Наука, 2007. - 592 с.
3. Гнатюк, О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникати-вистики: Гарольд Лассуэлл (1902-1978) [Текст] / О.Л. Гнатюк // Актуальные проблемы теории коммуникации. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 11-20.
4. Зекрист, Р.И. Идеологически нагруженный язык как орудие власти [Текст] / Р.И Зекрист // Вестник Челябинского государственного университета. -2012. - № 35. - С. 66-72.
5. Методические рекомендации об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.panoгama. ru/works/patr/govpol/genproc_mstr.html (дата обращения: 07.09.2015).
6. Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой, религиозной вражды [Текст] : метод. рекомендации // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка. 2008 г. - 11 с.
7. Стернин, И.А. Выявление признаков возбуждения расовой и национальной вражды в лингвистической экспертизе текста [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж : Гарант, 2010. - 20 с.
8. Философия [Текст] : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. -М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.