Научная статья на тему 'Чем опасен призыв убивать черных (социолингвистическое, культурологическое и психолингвистическое исследование)'

Чем опасен призыв убивать черных (социолингвистическое, культурологическое и психолингвистическое исследование) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чем опасен призыв убивать черных (социолингвистическое, культурологическое и психолингвистическое исследование)»

Г.В. Садыкова

ЧЕМ ОПАСЕН ПРИЗЫВ УБИВАТЬ ЧЕРНЫХ (социолингвистическое, культурологическое и психолингвистическое исследование)

На исследование представлены:

- светокопии протоколов осмотров мест происшествия на 17 листах;

- один магнитно-оптический диск с файлами фотографий мест происшествий.

Перед специалистом поставлены вопросы:

1. Какое значение и смысловую нагрузку (с учётом современного исторического периода) несет слово «черный», употребляемое в текстах, представленных на исследование?

2. Являются ли фразы, использованные в текстах, обнаруженных на памятнике «Скорбящая мать»: «ОР SKINHEAD-FOREVER УБЕЙ ЧЁРНАВА!!!» и рисунки, похожие на фашистскую свастику, а также две зиг-руны; на мемориале, посвященном городам-героям и прилегающим к памятнику «Скорбящая мать», обнаружена надпись: «СМЕРТЬ ЧЁРНЫМ», на бетонном заборе НГЧ ВВ 5 (дистанции гражданских сооружений и водоотведения), обращенном в сторону здания ОВД, обнаружена надпись: «SKIN'S» и рисунок, похожий на фашистскую свастику, публичными призывами к насилию - убийству и причинению различного вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Если да, то какие языковые, в том числе специальные или иные средства использованы для целенаправленного формирования побуждения к насилию -убийству и причинению различного вреда здоровью?

3. Допускают ли данные тексты неоднозначное восприятие и толкование с точки зрения их содержания и смысла?

Литература

1. Булыгина Е.Ю. и др. Признаки экстремистского текста: квалификация «конфликтоопасных» языковых средств и авторских приемов // Юрислингвистика-8: Русский язык и современное российское право /под ред. Н.Д. Голева. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. - С. 113, 115.

2. Быкова Г.В. Лакунарность в лексической системе русского языка. - Благовещенск, 1998. - С. 5, 130.

3. Матвеева О.Н. К вопросу о юридизации конфликтного текста // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права /под ред. Н.Д. Голева. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1997.

5. Результаты психолингвистической экспертной системы ВААЛ

- М., 2002г. и Психолингвистической экспертной системы «Словодел».

6. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 103.

7. Русский толковый словарь /Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. - М.: Издательство «Русский язык», 1997. - С. 128, 243.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 65.

9. Стернин И.А. О понятиях «неприличная форма высказывания» и «нецензурная речь» // Стернин И.А. Избранные работы. - Воронеж, 2008. -С. 234.

10. Семенов Ю. Этносы, нации, расы. - Электронный ресурс: scepsis.ru//library lid_75.html

11. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. - СПб., 2006. - С. 150, 151, 197-198, 203.

Заключение специалиста

1. В современный исторический период большое значение приобретает проблема суггестии (воздействия) на массы, направленной на разжигание национальной и расовой ненависти или вражды, которые определяют уровень противостояния между гражданами разных национальностей, а также противостояние на почве принадлежности людей к той или иной расе.

Национальность - общность, объединяющая людей через их культуру и историю.

Расы, как они понимаются в антропологической науке, суть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических признаков). Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их от всех людей, относящихся к иным расам.

Человеческие расы подразделяются на три вида:

- черную, или негроидную;

- желтую, или монголоидную;

- белую, или европеоидную.

В число телесных наследственных признаков, отличающих одну расу от другой, входят цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности лицевого скелета, а также формы и строения мягких частей лица (нос, губы):

- негроидам присущи темная кожа, курчавые волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед), умеренно выступающие скулы, широкий нос и толстые губы;

- монголоидам свойственны желтоватая кожа, прямые жесткие волосы, слабый волосяной покров на теле, сильно выступающие скулы, умеренно толстые губы, наличие монгольской складки верхнего века (эпикантуса);

- европеоидам присущи светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие прогнатизма), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы.

Через социальную интеракцию - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»), стигмацию - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (сформировавшийся образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы; идентификацию -отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе»; хаббитуализацию - то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе, можно сделать вывод о том, что слово «чёрный», обозначает и объединяет лиц по национальному признаку. Однако слово «черный» по семантике (смыслу и содержанию) шире, так как включает в себя лиц и по расовому признаку, а именно по морфологическим и физиологическим особенностям человека.

Слова «чёрный», «черные» использованные в представленных на исследование материалах, идентифицируются в современном обществе как оскорбительные слова с ярко выраженным инвективным содержанием, как неодобрительные, презрительные, пренебрежительные, уничижительные, унизительные характеристики, выражающие отрицательные эмоциональные оценки в отношении:

- лиц кавказского происхождения («чёрный»);

- лиц среднеазиатского происхождения («чёрный»);

- лиц негроидной и монголоидной рас («чёрные»).

Следует отметить, что семантика (смысл и содержание) слова «чёрный» («чёрные») более широкое, так как слово «чёрный» используется как нарицательное и включает представителей не только негроидной, но и монголоидной рас, а также для обозначения представителей национальностей Кавказа, Закавказья и Средней Азии.

Звуковой комплекс понятий (концептов) «чёрный» как обозначение представителей национальностей Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также представителей негроидной и монголоидной рас, на уровне подсознания производит впечатление чего-то отталкивающего, страшного, шероховатого, угловатого, темного, низменного, грубого и т.д., то есть, формирует эмоциональные (фоностилистические) ассоциации (впечатления) с отрицательной окраской. В фоносемантике слова «чёрный» средствами русского языка передана негативная эмоциональная оценка к лицам, являющимся представителями национальностей Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также представителей негроидной и монголоидной рас.

2. Под призывом понимается обращение, в котором выражается стремление оказать руководящее, направляющее, активное и объединяющее воздействие на подсознание, сознание, волю и поведение людей с целью побудить (склонить) их к совершению определенных массовых действий или воздержанию от таковых.

Смысл любого призыва состоит в активизации и объединении воли граждан, с целью вызвать в конечном итоге массовые действия, то есть в любом призыве преследуется конкретная цель и осуществляется активное воздействие на сознание, волю и поведение людей (побуждающая цель).

Своей целенаправленностью призывы отличаются от различного рода высказываний, мнений, которыми лицо делится с другими, в ответ на вопрос или в порядке преодоления собственных сомнений, поиска ответов и выработки личной позиции, то есть не имеющих побуждающей цели.

Формы призывов бывают разными:

- устными;

- письменными;

- изобразительными (наглядно-изобразительными);

- с применением технических средств;

- с использованием средств массовой информации и т.п.

В призывах используются приемы (средства) открытого и скрытого воздействия на механизмы сознания, воли и поведения тех, кому они адресуются:

- вербальные (языковые);

- невербальные (неязыковые).

Через вербальные (языковые) и невербальные (неязыковые) приемы (средства) происходит усиление восприятия, поступающей информации на уровне подсознания (сознания) и, как следствие, формируется соответствующий эмоциональный фон (положительные, отрицательные и нейтральные эмоции), воздействующий на волю и поведение человека, побуждающий его к совершению определенных действий или воздержанию от таковых.

Призывы не несут конкретных сведений о месте, времени и способах совершения определенных действий или воздержания от таковых.

2.1. Материалы, представленные на исследование, содержат вербальные (языковые) и невербальные (неязыковые) приемы (средства) воздействия на механизмы подсознания, сознания, воли и поведения тех, кому адресуются обращения.

Вербальные (языковые) средства передачи информации, ориентированной на сознание:

а) В материалах представленных на исследование, содержатся следующие вербальные (языковые) средства - словесные средства:

- «Убей чёрнава»;

- «Смерть чёрным».

Словесное средство: «Убей чёрнава» состоит из повелительной формы глагола совершенного вида - глаголов убей.

Глаголы совершенного вида, в данном случае глагол «Убей», обозначают действие, которое обязательно совершится, то есть обладают более высоким потенциалом возможного совершения, возможной вероятности и долженствования.

Повелительная форма глагола - «Убей» призывает и побуждает к крайним мерам - от физического насилия до физического уничтожения, то есть побои, причинение вреда здоровью, лишение жизни, уничтожение физически, умерщвление).

Словесное средство: «Смерть чёрным» семантически (по смыслу и содержанию) эквивалентно словам: «Убить», «уничтожить физически», «умертвить», «лишить жизни».

Таким образом, в словесных средствах: «Убей чёрнава» и «Смерть чёрным» прямо, то есть отчетливо и недвусмысленно, указан конечный результат призывов - побуждающая цель:

- «Убей чёрнава» и «Смерть чёрным» - призывают и побуждают к крайним мерам - совершить убийство, то есть физически уничтожить, убить, лишить жизни, умертвить по национальному и расовому признакам определенную категорию людей, которые в обыденном массовом сознании подразумеваются как представители национальностей Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также как представители негроидной и монголоидной расы.

Семантика (смысл и содержание) словесных средств: «Убей чёрнава», «Смерть чёрным» позволяет определить побуждающий мотив совершения насильственных мер - расовая и национальная ненависть и вражда к определенной категории людей, которые в обыденном массовом сознании подразумеваются как представители национальностей Кавказа, Закавказья («черный») и Средней Азии («черный»), а также как представители негроидной и монголоидной расы («чёрный»).

Невербальные (неязыковые) средства передачи информации, ориентированной на подсознание:

а) В материалах (текстах): «Убей чёрнава», «Смерть чёрным», воплощена стратегия конфронтации (непримиримого противостояния), посредством содержащегося в них призыва. Конечным результатом и целью конфронтации является значительное повышение агрессивности в обществе в отношении представителей какой-либо из коренных национальностей Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также представителей негроидной и монголоидной рас.

б) В двух материалах (текстах), представленных на исследование, в качестве изобразительного средства передачи информации включены символы, поддающиеся толкованию и объяснению, исходя из способов их нанесения: на памятнике «Скорбящая мать» наряду с текстом: «ОР» «SKINHEAD-FOREVER», «УБЕЙ ЧЁРНАВА!!!», нанесены обратная (правосторонняя) свастика и две зиг-руны; на бетонном заборе НГЧ ВВ 5

(дистанции гражданских сооружений и водоотведения), обращенном в сторону здания ОВД, наряду с текстом: «SKIN'S», «СМЕРТЬ ЧЕРНЫМ» нанесена обратная (правосторонняя) свастика.

Свастика. В 1921 году символ свастики впервые появился на публичном выступлении Адольфа Гитлера, а с его приходом к власти стал отождествляться с Третьим Рейхом и идеологией нацизма, а также с подготовкой и разжиганием Второй мировой войны, агрессией фашистской Германии против СССР, в том числе и против России, предпринятой в 1941 -1945 гг. Германией и ее союзниками под руководством партии НСДАП.

Свастика в текстах представленных материалов является нацистской, так как стоит на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Многие справочники последовательно проводят различие между «нацистской свастикой» и традиционными видами свастики, которые стоят на поверхности под углом в 90°.

Две зиг - руны. Подразделения войск «СС» (Schutzstaffel - нем. «элитная охрана») были созданы в 30-е годы для охраны Гитлера. В 1933 г. штурмгауптфюрер СС Вальтер Хек объединил две зиг - руны и получил всем известную эмблему СС - (знаки, похожие на разряд молнии). Позднее подразделения войск «СС» имели специальные нашивки в виде стилизованных под зиг руны букв.

Словесные средства «SKINHEAD-FOREVER» и «SKIN'S» в переводе с английского языка обозначают движение (субкультуру) скинхед (SKINHEAD-FOREVER - перевод с английского языка: скинхэд навсегда; SKIN'S - перевод с английского языка скин). Данная субкультура зародилась в 60-е гг. в Англии. Сейчас это движение переживает новый бум, имеет несколько направлений в разных областях жизни. При этом в сочетании с нацистской символикой (нацистской свастикой и двумя зиг-рунами (сдвоенный знак в виде разряда молнии) - обозначение подразделений войск «СС») словесные средства «SKINHEAD-FOREVER» и «SKIN'S» указывают на движение НС-скинхедов - движение, которое придерживается и активно пропагандирует национал-социалистическую идеологию. Это радикальные националисты и расисты, выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (White Power), культивируют насилие, идеализируют Третий Рейх.

Таким образом, знаки являются заменителем реального объекта, который обобщает и усиливает некоторые черты этого объекта. В вышеуказанных материалах - текстах, представленных на исследование, использованы словесные и изобразительные средства передачи информации, при этом содержание и воздействие словесных средств передачи информации дополнено и усилено изобразительными средствами, которые передаются знаками, представленными в текстах символами.

в) Все объекты, на которые нанесены тексты, расположены в центральной части города Сковородино Амурской области, так рядом имеют место площадь Победы, административные и жилые здания. Таким образом, указанные тексты рассчитаны на массы неопределенного круга лиц.

г) Все материалы (тексты): «Убей чёрнава», «Смерть чёрным» не несут конкретных сведений о месте, времени и способах совершения насильственных мер.

2.2. Публичность призывов означает, что побуждающее обращение совершено открыто, в условиях восприятия его неопределенным (широким) кругом лиц.

Анализ документальных и фотографических материалов (протоколы осмотров мест происшествий и фотографии мест происшествий) позволяет сделать вывод о том, что призывы «Убей чёрнава», «Смерть чёрным», содержащиеся в материалах (текстах), представленных на исследование, носят публичный характер на основании того, что:

а) тексты призывов размещены в общественных местах, расположенных в центрально-административной части города - на памятнике «Скорбящая мать», мемориале, посвященном городам-героям, на бетонном заборе, обращенном в сторону здания ОВД;

б) к объектам, на которые нанесены тексты призывов, прилегают площадь Победы, административные и жилые здания;

в) тексты призывов нанесены белой, а также яркой синей и зеленой красками, на светлых поверхностях, свободных от рекламных щитов и объявлений;

г) тексты призывов нанесены на расстоянии, достаточном для свободного прочтения;

д) тексты призывов хорошо просматриваются со стороны пешеходных дорожек и со стороны проезжей части по ул. Победа.

Указанные способы выбора мест и обстановки нанесения текстов свидетельствуют о том, что призывы «Убей чёрнава», «Смерть чёрным» воплощены открыто, в условиях восприятия их неопределенным (широким) кругом лиц, то есть при данных обстоятельствах авторы предназначали этот текст для максимального количества людей.

3. Семантический, грамматический, стилистический,

психолингвистический и культурологический анализ свидетельствует о том, что все материалы (тексты), представленные на исследование:

- «ОР SKINHEAD-FOREVER (перевод с английского языка: скинхед навсегда) УБЕЙ ЧЁРНАВА!!!» в сочетании с нацистской символикой (нацистской свастикой и двумя зиг-рунами как отличительные знаки подразделений войск «СС»);

- «СМЕРТЬ ЧЁРНЫМ»;

- «SKIN'S (перевод с английского языка: скин) СМЕРТЬ ЧЕРНЫМ» в сочетании с нацистской свастикой

не допускают неоднозначного восприятия и толкования с точки зрения их содержания и смысла.

В призывах «Убей чёрнава» и «Смерть чёрным» прямо, то есть отчетливо и недвусмысленно, указан конечный результат - совершить убийство и причинить вред здоровью по национальному и расовому признаку определенной категории людей, которые в обыденном массовом сознании подразумеваются как представители национальностей Кавказа, Закавказья («чёрный») и Средней Азии («чёрный»), а также представители негроидной и монголоидной расы («черный»).

ВЫВОДЫ

1. В представленных на исследование материалах (текстах):

- «УБЕЙ ЧЁРНАВА!!!»;

- «СМЕРТЬ ЧЁРНЫМ»,

слово «чёрный», с учетом социальных проявлений в обществе, выражает в сознании граждан России унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки, а также целенаправленно по национальным и расовым признакам указывают на объекты насилия, в которые включены представители национальностей Кавказа, Закавказья («чёрный») и Средней Азии («чёрный»), а также представителей негроидной и монголоидной расы («чёрный»).

2. Семантический, грамматический, стилистический, психолингвистический и культурологический анализ свидетельствует о том, что в представленных на исследование материалах (текстах) содержатся публичные призывы: «Убей чёрнава» и «Смерть чёрным», совершенные в открытой письменной форме в условиях восприятия их неопределенным (широким) кругом лиц, в которых отражено осознанное стремление исполнителей текстов через вербальные и невербальные средства передачи информации оказать руководящее, направляющее, объединяющее и активное воздействие на подсознание, сознание, волю и поведение людей, их воспринимающих, с целью сформировать у них чувство расовой и национальной ненависти и вражды, протеста, психологической и физической агрессии и побудить (склонить) их к совершению насилия - убийству и причинению различного вреда здоровью в отношении представителей национальностей Кавказа, Закавказья («чёрный») и Средней Азии («чёрный»), а также представителей негроидной и монголоидной расы («чёрный»).

3. Таким образом, исходя из содержания представленных на исследование материалов (текстов), смысл призывов «Убей чёрнава», «Смерть чёрным» передан кратко, четко, открыто и прямо и не допускает неоднозначного восприятия и толкования, кроме как совершение насилия -убийства и причинения различного вреда здоровью в отношении представителей национальностей Кавказа, Закавказья («чёрный») и Средней

Азии («чёрный»), а также представителей негроидной и монголоидной расы («чёрный»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.