Коростелева Л. В. Концепт ПАТРИОТИЗМ в контексте националистического экстремистского дискурса / Л. В. Коростелева // Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 45—54. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-45-54.
Korostelyova, L. V. (2017). PATRIOTISM Concept in Context of Nationalist Extremist Discourse. Nauchnyy dialog, 3: 45-54. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-45-54. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 811.161.142
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-45-54
Концепт Патриотизм в контексте националистического экстремистского дискурса
© Коростелева Лариса Владимировна (2017), кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (Нижневартовск, Россия), [email protected].
Рассматривается проблема анализа текстов экстремистской направленности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения прагматики речевых произведений экстремистского содержания, поскольку данные тексты находятся в открытом доступе и оказывают негативное влияние на неподготовленную аудиторию. Показано, что контекстуальный анализ базовых понятий (концептов) экстремистских речевых произведений помогает определить когнитивную основу радикальной идеологии. Указывается, что одним из таких концептов в националистической идеологии стало понятие «патриотизм», являющееся основным мотиватором к экстремистской деятельности. Данная статья посвящена описанию концепта ПАТРИОТИЗМ в контексте речевых произведений, созданных националистическими группировками скинхедов. Материалом для исследования послужили печатные и аудиоматериалы, обнаруженные в социальной сети «В контакте», имеющие признаки речевой экстремистской деятельности. Представлены результаты анализа языковых элементов, формирующих концепт ПАТРИОТИЗМ в указанных текстах, а также результаты сопоставительного анализа лексикографических источников для выявления семантического объема лексем патриотизм и патриот. Автор выявляет составляющие исследуемого концепта. Особое внимание в статье уделяется анализу и систематизации лексических единиц, оформляющих в радикальном сознании базовый концепт, побуждающий к агрессивным действиям, одобряемым идейной концепцией национализма.
Ключевые слова: юридическая лингвистика; патриотизм; патриот; экстремизм; экстремистский дискурс; национализм.
1. Введение
В современном обществе имеет место рост социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, причиной которых являет-
ся приверженность к крайним взглядам, проявляющаяся в национализме, религиозной нетерпимости, идеологических разногласиях. Одним из способов формирования радикального (экстремистского) мировоззрения является процесс коммуникации, пропагандирующий социальное насилие и формирующий экстремистские идеологические установки, мотивирующие участников такой коммуникации следовать призывам к агрессивным действиям против государственной власти, общества или какой-либо их части. Одним из продуктов данного вида коммуникации являются речевые произведения экстремистской направленности, активно распространяемые посредством использования возможностей интернет-ресурсов.
Если рассматривать речевое произведение как результат речевой деятельности или акт вербализации мысли и реализации интенций говорящего, актуализирующих, как отмечают В. И. Герасимов, В. В. Петров, «различные аспекты концептуальной организации знаний» [Цит. по: Гридина и др., 2002], задействованные в процессах порождения и понимания мысли, необходимым представляется использовать методы лингвокогнитивно-го анализа высказываний, который предполагает исследование языковой и речевой семантики единиц высказывания [Там же].
2. К вопросу об экстремистском националистическом дискурсе
Экстремистский дискурс представляет собой публичные идеологически мотивированные высказывания социально-политического и / или религиозного содержания, обращенные к потенциальному единомышленнику и ориентированные на психологическое влияние средствами языка; их целью является формирование экстремистских идеологических установок, пропаганда социального насилия и призывы к агрессивным действиям против государственной власти или определенной части общества.
Прагматический потенциал экстремистского дискурса определяется индивидуально-психологическими свойствами субъекта, опытом его жизни, психическим состоянием, обусловлен коммуникативными целями адресанта и направлен на распространение радикальной идеологии [Коро-стелева, 2015].
Для формирования радикального мировоззрения потенциальных адресатов в речевых произведениях экстремистской направленности, представленных в сети Интернет, используются определенные средства речевого воздействия, которые репрезентируют когнитивные установки адресанта. Одним из таких средств является апелляция к концептам, отражающим менталитет националистов. Посредством таких концептов осуществляется воздействие на адресата таким образом, чтобы он при-
нял систему радикальных националистических ценностей. Актуализируя в высказывании концептуальные знания, адресант предполагает, что они будут совпадать с концептуальными установками его слушателей или формировать их.
Речевые произведения, ставшие материалом для исследования в рамках настоящей статьи, представляют собой образцы националистического экстремистского дискурса, содержащие высказывания, обосновывающие необходимость вражды, в том числе применения насилия в отношении представителей других национальностей, обосновывается необходимость уличных беспорядков (драк, убийств), борьбы за «чистую нацию», изгнания мигрантов и т. д.
Анализируемые речевые произведения следует считать экстремистскими в соответствии с федеральным законом «О противодействии экс-тремисткой деятельности» [О противодействии ...], поскольку в них содержатся:
— призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности;
— высказывания, направленные на возбуждение социальной, национальной розни;
— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его расовой, национальной принадлежности;
— систематические публичные высказывания, направленные на внедрение в общественное сознание идей и формирование установок, связанных с превосходством либо неполноценностью человека по признаку его социальной, расовой, национальной принадлежности.
Такое содержание характерно для песен, тексты которых положены на музыку известных музыкальных произведений, и для видео, демонстрирующих издевательства над людьми, которых скинхеды считают объектом уничтожения. В текстах используется стилистически сниженная и нецензурная лексика. По причине выраженного экстремистского содержания тексты не приводятся в полном объеме в рамках данной статьи.
Речевые произведения, размещаемые представителями националистических группировок в сети Интернет, начинаются с тезисов, обосновываемых патриотическими установками, а заканчиваются призывами к открытой агрессии.
Для настоящего исследования важно, что идеи патриотизма являются основополагающими в националистических речевых произведениях, то есть определяющими внешний образ, мысли и деятельность патриота-националиста.
3. Особенности функционирования концепта ПАТРИОТИЗМ в националистических речевых произведениях
Слово патриотизм не относится к лексике с высокой частотой употребления: по данным «Частотного словаря русского языка» под редакцией Л. Н. Засориной, в советский период фиксировалось всего 19 словоупотреблений (слово не только не входило в группу высокочастотной лексики, но и не дотягивало до средней частотности), которые выявлены главным образом в научных и публицистических текстах (18 с / у) [Засорина, 1977]. По данным словаря О. Н. Ляшевской, С. А. Шарова, данное слово со временем понизило свою частотность до 11,5 с / у [Ляшевская и др.].
Гораздо более высокую частотность в советский период имела лексема патриот: в словаре Л. Н. Засориной ее частотность составляла 63 с / у (находилась на нижней границе слов с высокой частотностью), наиболее часто данная лексема встречалась в газетно-журнальных, научных и публицистических текстах [Засорина, 1977], тем не менее и эта лексема со временем понизила свою частотность, составившую в постсоветский период, по данным словаря О. Н. Ляшевской, С. А. Шарова, 13,2 с / у [Ля-шевская и др.].
Но несмотря на низкую частотность самой лексемы сегодня остаются актуальными вопросы функционирования патриотической лексики. Так, в СМИ нередко обсуждается понятие патриотизма в поиске ответа на вопрос, где проходит граница между патриотизмом и экстремизмом как радикальным мировоззрением. Для того чтобы наметить эту разграничивающую линию, попробуем проанализировать, как трактуется понятие «патриотизм» в речевых произведениях, созданных авторами, представляющими неформальные объединения националистического толка — скинхедами.
В исследуемых речевых произведениях достаточно редко встречается сама лексема патриотизм (так же, как и патриот), что подтверждает ее низкую частотность, вероятно, связанную с наличием только одного значения у данного слова.
Анализируя современное употребление этих слов, можно заключить, что значения указанных лексем весьма расплывчаты. При этом заимствованные в Петровскую эпоху из французского языка лексемы патриот и патриотизм не изменили своего значения и в настоящее время. Так, в «Словаре русского языка XVIII века» зафиксирована лексема патриот (появившаяся в 1717 году) в значении (фр. patriote, нем. Patriot) 'тот, кто предан своему отечеству' [СлРЯ XVIII, вып. 18, с. 242], которая судя по количеству контекстов (7), включенных в словарную статью, возможно, довольно активно использовалась, например: Патриот [ревнитель о пользт
отечества]. Но как иностранных книг на Российской язык переведено еще весьма мало, то усердно желаю, что бы любители наук и истинные патриоты в пользу и славу России к сему достохвальнтйшему дтлу труды свои обратили. Вы прибавили, что помянутые выражения не мне, а патриоту приличны, и тем, кажется, исключили меня из числа сынов отечества и др. [Там же]. Позже, в 1771 году, в русском языке зафиксирована лексема патриотизм: (фр. patriotisme, нем. Patriotismus) 'преданность своему отечеству и народу; взгляды и поступки патриота': Одно из оных <злоключений> престчено препохвальнтйшею патриотизмою и мужеством нашего же любезнаго Петра Дмитриевича Еропкина. С самым пламенным патриотизмом не льзя не признаться, что одни иностранцы могут научить нас языкам. Патриотизм есть любовь ко благу и славт отечества, и желание способствовать им во вст отношениях [Там же].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля также зафиксированы оба слова: патриотъ ('любитель отечества, ревнитель о благЬ его, отчизнолюбъ, отечественникъ или отчизникъ' [Даль, 1980, с. 24]) и патриотизм ('любовь къ отчизнЬ' [Там же]).
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова включает в дефиницию слова патриот, наряду с основным значением ('человек, проникнутый патриотизмом' [Ожегов, 2006, с. 437]), второе, переносное, значение, ('человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н.', например: патриот своего завода [Там же]), а также фиксирует слово патриотизм в значении 'преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу' [Там же].
Таким образом, значения данных слов начиная с XVIII века фиксируют общие семы: 'преданность', 'любовь', 'отечество'. Только в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова [БТС, 1998, с. 787] значение слова патриот включает, помимо указанных выше, семы 'готов', 'личные жертвы', 'подвиг', 'во имя родины', репрезентируя дополнительную коннотацию готовности к самопожертвованию, а значение слова патриотизм — 'готовность', 'отстаивать', 'интересы родины' [Там же].
Обобщая толкования представленных слов, выделим основные признаки, определяющие понятия, связанные с проявлениями патриотизма:
1) любовь и преданность своей родине, своему народу;
2) готовность отстаивать интересы своей родины;
3) готовность на личные жертвы и подвиг во имя родины.
Выделенные признаки дают возможность описать концепт ПАТРИОТИЗМ, конструируемый в речевых произведениях националистов, при
этом сама лексема патриотизм, как уже говорилось выше, встречается в речевых произведениях редко, преимущественно в названиях, поэтому выполнить анализ синтагматических отношений данной лексемы затруднительно.
Образ патриота в речевых произведениях скинхедов складывается из следующих характеристик: белый паренек (суффикс в существительном указывает на юный возраст патриота), русский воин, славянин, ариец, уличный солдат, воин; у кого течет арийская кровь; тот, кто бьется во всем мире, защитит народ; те, кто живет футболом, помешан на спорте.
Интересно, что в одном ряду используются слова славянин и ариец с положительной коннотацией, тогда как в XX веке соответствующие понятия, скорее, противопоставлялись друг другу. Однако здесь нет противоречия, учитывая второе значение прилагательного арийский 'принадлежащий к высшей белой расе'. Именно в таком значении ариец коррелирует со словами славянин и русский.
Внешним атрибутом «патриота» в текстах националистического толка является бритая голова. Так, в одной из песен скинхедов встречается призыв: Побрей голову — стань патриотом!
В анализируемых речевых произведениях образ патриота представлен также метафорой белый волк, синтагматические отношения которой представлены следующими сочетаниями: гордо поднимается в гору, прошел огонь жестокой войны, из раны сочится арийская кровь, пришел объявить, что люди спасены, не дрогнет гордая волчья бровь, гордо ступает вперед.
В сочетании с ключевыми словами, формирующими концептосферу данного метафорического словосочетания, арийский (в значении 'принадлежащий к высшей расе'), гордо, гордый, спасти свой народ и др. символизируют высшую белую расу, готовую погибнуть в сражении за свой народ.
Пропаганда здорового образа жизни и спорта в песнях и других речевых произведениях скинхедов представляет собой псевдопропаганду, поскольку таким образом авторы текстов романтизируют драки, например, футбольные термины пенальти, футбол, пинать используются для иносказательного описания уличных драк: (1) Очередной fair play или замес на стадионе / бинты на сбитых кулаках, пару пенальти в голову / Те, кто живет футболом, здесь нету би-боев...; (2) ...в третьем тайме оппоненты дали нам по тапкам, а я настроен агрессивно словно Майк Тайсон. Пинал мудаков и они меня пинали.... Финал бывает фатальным, исход решает атака... наш девиз только вперед и только победа. Состав на состав,
если быть, то только быть первым (в примерах сохранена орфография и пунктуация авторских текстов).
Кроме того, для описания уличных беспорядков используется большое количество таких лексических единиц, как пинать, идти в бой, атака, поддать, а также фразеологические выражения попасть на кулак, дать по тапкам и др.
Достаточно широко в анализируемых текстах представлена милитаризированная лексика: война, бой, атака, окопы, сражение, враги, схватка, оккупанты, борьба, оборона, обороняться, подвиг, тыл, сражаться, сопротивляться, биться, бунт, войска, солдат, восстать и др. Ее привлечение продиктовано тем, что в объем понятия «патриотизм» входит компонент 'готовность сражаться за свою родину, свой народ'.
Анализ лексической сочетаемости военизированных терминов с другими лексическими единицами приводит к выводу о том, что военные действия националистов ограничиваются бунтарством и уличными беспорядками, ср.: поле боя — наши улицы / метро — окопы; ...пока в одном месте Москвы парни бьются за Отчизну; ... пока в одном районе парни жаждут правосудия... Очевидно, что активная деятельность скинхедов проходит на улицах или во дворах города: наш двор — поле боя; встреча во дворе и др.
Патриот в сознании националистов рисуется в образе бритоголового, ведущего здоровый образ жизни молодого представителя славянской (русской) нации, которая представляется высшей. Это человек, который ведет дворовый, уличный образ жизни, на что указывают такие слова, как двор, на районе, уличный, часто встречающиеся в националистических текстах. Понятие «свой народ» в исследуемых речевых произведениях сводится к кругу людей, включающему представителей националистических группировок и их ближайшее окружение (матери, сестры).
Понятие «любовь к родине и своему народу» в исследуемых произведениях напрямую связано с чувством ненависти, негативным отношением ко всему, что является противоречащим идеологии скинхедов. Уверенность в превосходстве белой (славянской) нации над другими формирует пренебрежительное, даже уничижительное, отношение к представителям неславянских народов.
Для демонстрации негативного отношения, например, к лицам кавказской национальности используется эмоционально-оценочная лексика, выражающая пейоративные смыслы: проклятые, грязные, сброд, идиоты и др., романтизируются избиения выходцев с Кавказа, что оценивается как проявление любви к России и русскому народу, желание отомстить чуже-
земцам за погибших друзей (их смерть в дворовых драках оценивается как героическая). Примером могут служить высказывания лозунгового характера: нет и не будет чужеземцам пощады...; отомстим за погибших парней... и др.
Для речевых произведений экстремистского толка характерен «язык вражды», в основе которого лежит противопоставление понятий «свой — чужой», «друг — враг», следовательно, образу «патриота» противопоставляются лица других национальностей, для наименования которых используется стилистически сниженная и нецензурная лексика, а также врагами видятся сотрудники полиции и государственный режим, не дающие «патриотам-скинхедам» воевать за свободу своего народа.
4. Выводы
Концепт ПАТРИОТИЗМ в языковой картине мира скинхедов как националистической группировки отличается от традиционного представления общества о патриотизме как любви к родине тем, что прежде всего целенаправленно дает установку на деятельность, которая якобы должна демонстрировать эту любовь. Кроме того, любовь и преданность родине и народу в националистических речевых произведениях выражается в декларировании тезиса о том, что русские — это «чистая раса», «чистая кровь», которую нужно сохранять, соблюдая здоровый образ жизни. Соответственно, готовность отстаивать интересы своей родины реализуется в призыве «очистить Россию от грязи», под которой понимаются лица другой национальности, а также те, кто «отсиживается перед телевизором», «пьяный сброд». Так осуществляется пропаганда насилия над «чужими» с целью якобы борьбы за «белую расу», «чистую нацию». Готовность идти на жертвы и подвиг во имя родины в текстах националистического толка приравнивается к борьбе за свободу народа от «рабского режима государства», которое, по мнению скинхедов, за взятки покрывает воровскую деятельность гастарбайтеров.
Таким образом, авторы произведений, отражающих образ жизни и идеи скинхедов, используя различные языковые и речевые средства (метафоры, эмоционально-оценочную лексику, призывы и др.), привлекательные для части молодого поколения образы (сильного мужчины, здорового молодого человека и др.), под прикрытием патриотических настроений, совершенно очевидно пропагандируют национальную и социальную нетерпимость, которая традиционно осуждается обществом и в ее крайних проявлениях уголовно наказуема. Исследование таких текстов, особенно находящихся в широком доступе, на наш взгляд, обладает актуальностью,
поскольку выявление критериев оценки текстов как экстремистских, а также самих речевых произведений экстремисткой направленности остается насущной задачей юридической лингвистики.
Источники и принятые сокращения
1. Засорина, 1977 — Частотный словарь русского языка : около 40000 слов / под ред. Л. Н. Засориной. — Москва : Русский язык, 1977. — 936 с.
2. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015).
Литература
1. БТС — Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург : Норинт, 1998. — 1536 с.
2. Гридина Т. А. Принципы лингвокогнитивного анализа конфликтного высказывания / Т. А. Гридина, В. С. Третьякова // Юрислингвистика-3 : Проблемы юрис-лингвистической экспертизы : межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н. Д. Голева. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. — С. 56—66.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х томах / В. Даль. — Москва : Русский язык, 1980. — Т. 3 : П. — 555 с.
4. Коростелева Л. В. Экстремистский дискурс : признаки, иллокуция, прагматика / Л. В. Коростелева // Юрислингвистика № 4 (15). Научно-практический журнал. — Кемерово : Изд-во КемГУ, 2015. — С. 18—23.
5. Ляшевская О. Н. Новый частотный словарь русской лексики [Электронный ресурс] / О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров. — Москва : Азбуковник, 2009. — Режим доступа : http://dict.ruslang.ru/freq.php.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 25-е изд., испр. и доп. — Москва : Оникс; Мир и Образование, 2006. — 976 с.
7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4-х томах / М. Фас-мер. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург, 1996. — Т. 3 : М—С. — 832 с.
PATRIOTISM Concept in Context of Nationalist Extremist Discourse
© Korostelyova Larisa Vladimirovna (2017), PhD in Philology, associate professor, Department of Philology and Mass Communications, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), [email protected].
The problem of extremist texts analysis is considered. The research urgency is caused by necessity of studying the pragmatics of extremist texts, because they are
in public domain and have a negative impact on an unprepared audience. It is shown that a contextual analysis of basic notions (concepts) of extremist texts helps to define the cognitive basis of radical ideology. It is indicated that one of these concepts in nationalist ideology is the concept of "patriotism," which is the main motivator for extremist activity. This article is devoted to description of the concept PATRIOTISM in the context of speech works created by nationalist groups of skinheads. Material for the study consists of printed and audio materials, discovered in the social network "V kontakte" with have features of extremist speech activities. The results of the analysis of linguistic elements that form the concept of PATRIOTISM in these texts are presented, as well as the results of comparative analysis of lexicographical sources to identify semantic scope of tokens patriotism and patriot. The author identifies the components of the investigated concept. Special attention is paid to the analysis and systematization of lexical units, drawing up basic concept in the radical consciousness that encourages aggressive actions, endorsed by the ideological concept of nationalism.
Key words: legal linguistics; patriotism; patriot; extremism; extremist discourse; nationalism.
Material resources
Oprotivodeystvii ekstremistskoy deyatelnosti: Federalnyy zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ (red. ot 23.11.2015). (In Russ.).
Zasorina, 1977. Chastotnyy slovar' russkogo yazyka. Okolo 40000 slov. Moskva: Russ-kiy yazyk. (In Russ.).
References
Dal', V. 1980. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4-kh tomakh, 3. Moskva: Russkiy yazyk. (In Russ.).
Fasmer, M. 1996. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka: v 4-kh tomakh, 3. 3-e izd., ster. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Gridina, T. A., Tretyakova, V. S. 2002. Printsipy lingvokognitivnogo analiza konflikt-nogo vyskazyvaniya. In: Golev, N. D. (ed.) Yurislingvistika-3: Problemy yurislingvisticheskoy ekspertizy: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta. 56—66. (In Russ.).
Korosteleva, L. V. 2015. Ekstremistskiy diskurs: priznaki, illokutsiya, pragmatika. Yuris-lingvistika, 4 (15). Kemerovo: Izd-vo KemGU. 18—23. (In Russ.).
Kuznetsov, S. A. (ed.) 1998. Bolshoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: Norint. Available at: http://www.gramota.ru/slovari/dic/. (In Russ.).
Lyashevskaya, O. N., Sharov, S. A. 2009. Novyy chastotnyy slovar' russkoy leksiki. Moskva: Azbukovnik. Available at: http://dict.ruslang.ru/freq.php. (In Russ.).
Ozhegov, S. I. 2006. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: ok. 60000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy. 25-e izd., ispr. i dop. Moskva: Oniks; Mir i Obra-zovaniye. (In Russ.).