Научная статья на тему 'Языковые средства и способы выражения эмоциональности в произведениях Н. В. Гоголя'

Языковые средства и способы выражения эмоциональности в произведениях Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1231
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белюченко Ольга Павловна, Нагорный Игорь Анатольевич

В статье анализируются языковые средства и способы выражения эмоциональности в художественных произведениях Н. В. Гоголя. В статье выделены следующие средства языка: лексические, морфологические, словообразовательные и способы: синтаксические, стилистические и восклицательные предложения. Каждый вариант выражения эмоциональности проиллюстрирован примером из художественных произведений Н. В. Гоголя. При анализе творчества писателя был выявлен весь ряд средств и способов выражения эмоциональности в художественном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковые средства и способы выражения эмоциональности в произведениях Н. В. Гоголя»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ Белюченко О. П.1, Нагорный И. А.2

'Белюченко Ольга Павловна / Beluchenko Olga Pavlovna — студент;

2Нагорный Игорь Анатольевич /Nagornyi Igor Anatolevich — доктор филологических наук, профессор,

кафедра филологии, Белгородский государственный университет, г. Белгород

Аннотация: в статье анализируются языковые средства и способы выражения эмоциональности в художественных произведениях Н. В. Гоголя. В статье выделены следующие средства языка: лексические, морфологические, словообразовательные и способы: синтаксические, стилистические и восклицательные предложения. Каждый вариант выражения эмоциональности проиллюстрирован примером из художественных произведений Н. В. Гоголя. При анализе творчества писателя был выявлен весь ряд средств и способов выражения эмоциональности в художественном тексте.

Ключевые слова: эмоциональность, лексические, морфологические, словообразовательные, стилистические, синтаксические.

В качестве средств достижения эмоциональности можно выделить следующие средства языка: лексические, морфологические, словообразовательные и способы: синтаксические, стилистические и другие.

Наиболее распространенными являются лексические средства выражения эмоций. В составе эмоциональной лексики выделяют 3 группы: слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей, напр.: Спасибо, что случились добрые люди, которые посоветовали пойти на мировую (Н.В. Гоголь, Мертвые души); многозначные слова, получившие эмоциональную окраску при переносном употреблении, напр.: Убыток, да нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему (Н.В. Гоголь, Мертвые души); слова, передающие различные оттенки, напр.: Вообрази, Деребину какое счастье: тетка его поссорилась с сыном за то, что женился на крепостной, и теперь записала ему все именье. (Н.В. Гоголь, Мертвые души).

Эмоциональность лексики нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Например, вместо слова красивый в состоянии восторга можно сказать -божественный. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! (Н.В. Гоголь, Майская ночь, или Утопленница).

Не менее важными являются морфологические средства передачи эмоциональности, где важным является то, какими словами, каких частей речи выражены эмоции. К данным средствам выражения эмоциональности мы относим междометие. Например: ах, ох, эх и т.д. Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! (Н.В. Гоголь, Пропавшая грамота). Помимо междометий морфологическим средством выражения эмоциональности являются модальные слова. К счастью, в кондитерской никого не было; мальчишки мели комнаты и расставляли стулья; некоторые с сонными глазами выносили на подносах горячие пирожки; на столах и стульях валялись залитые кофием вчерашние газеты. (Н.В. Гоголь, Нос).

Далее мы можем выделить грамматические средства выражения эмотивности. Это использование различных суффиксов и приставок для образования новых слов, выражающих различные эмоциональные оттенки: 1) уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, оньк-, -иньк-, ушк-, юшк- и др. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, приехавши довольно поздно из города и уже совершенно раздевшись и легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!» (Н. В. Гоголь, Мертвые души); 2) суффиксы субъективной оценки -к-, -ок-, -ек- и др. Небольшая серебряная лампадка, пред ним висевшая, чуть-чуть озаряла его (Н. В. Гоголь, Тарас Бульба); 3) приставки, напр.: После этого тут же высек он пребольно Ивана Федоровича по рукам (Н.В. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка).

Если говорить о способах выражения эмоциональности, то здесь следует отметить синтаксические способы. Риторические вопросы, восклицания и обращения делают речь

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017 | 46 |

более эмоционально-выразительной. Иногда при помощи умело поставленного вопроса можно передать эмоций не меньше, чем при помощи восклицания. Например: ... И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? ... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? (Н. В. Гоголь, Мертвые души).

Выражение эмоций возможно через обособленные, вводные конструкции, сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, придаточными обстоятельственными, бессоюзные сложные предложения с обстоятельственным значением. Например: Помяните же прощальное мое слово (при сем слове голос его вырос, подымался выше, принял неведомую силу, — и смутились все от пророческих слов): перед смертным часом своим вы вспомните меня! (Н.В. Гоголь, Тарас Бульба).

«Использование восклицательных предложений, пожалуй, самый распространенный способ выражения эмоций в произведениях Н.В. Гоголя» [1, 213]. Такие предложения всегда произносятся с восклицательной интонацией, что, собственно, и формирует эмоциональность высказывания: Черти б тебя съели, ведьма ты проклятая! (Г.В. Гоголь, Женитьба); Черт побери все! сгубила проклятая робость! (Н.В. Гоголь, Ревизор).

«В своих произведениях Н.В. Гоголь широко использует средства и способы передачи эмоциональности. Часто эмоциональная нагрузка распространяется на отдельный микротекст или микротему, обособленную одним из средств выражения эмоций или сразу несколькими» [4, с. 102]. При анализе творчества писателя был выявлен весь ряд: лексические средства, морфологические, словообразовательные, стилистические способы, синтаксические и другие. Используя вышеназванные средства и способы, автор наделяет глубокими эмоциональными переживаниями своих героев, а так же выражает свое отношение к персонажам и происходящим событиям.

Литература

1. Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. 416 с.

2. Виноградов В. В. Этюды о стиле Гоголя. Ленинград: Академия, 1926. 227 с.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 148 с.

4. Кожин А. Н. Язык Н. В. Гоголя. М.: Высшая школа, 1991. 175 с.

FLUENCY AND ACCURACY IN ENGLISH LANGUAGE Dzugaeva Z.1, Sadullaeva A.2 ПЛАВНОСТЬ И ТОЧНОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Дзугаева З. Р.1, Садуллаева А. Ф.2

'Дзугаева Зарина Руслановна / Dzugaeva Zarina Ruslanovna — преподаватель английского языка; 2Садлуллаева Амина Файзуллаевна / Sadullaeva Amina Fayzullaevna - студент, лечебный факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Abstract: this topic of accuracy and fluency has been a controversial issue that has been discussed for many years. Although some formalists argue that learning a language means learning forms and rules, some activists take a different view and claim that learning a language means learning how to use a language.

Аннотация: в данной статье анализируется точность и плавность в изучении английского языка, этот вопрос обсуждался на протяжении многих лет. Некоторые формалисты утверждают, что изучение языка означает формы обучения и правила, некоторые активисты придерживаются иного мнения и утверждают, что изучение языка означает научиться использовать его.

Keywords: approach, accuracy, fluency, language, learning. Ключевые слова: подход, точность, беглость, язык, обучать.

| 47 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.