ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ТРАГИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ «ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ»
Ф. ДЮРРЕНМАТТА Серебрякова-Шибельбейн Екатерина Михайловна
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного аграрного университета, Россия,
г. Ставрополь E-Mail: [email protected]
LANGUAGE WAYS OF FIELD EXPRESSION IN THE WORK "THE VISIT"
OF F. DÜRRENMATT
Serebryakova-Shibelbeyn Ekaterina
teacher of foreign languages and intercultural communication department of
Stavropol State Agrarian University, Russia, Stavropol
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи — понятие пространства в произведении «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта. В процессе исследования были обнаружены следующие темы, реализующиеся в трагической комедии: справедливость, деньги, месть.
ABSTRACT
The aim of the article is to give a notion of the field in the work «The Visit» of Friedrich Dürrenmatt. During the research there were found out following themes which can be identified in this work of Dürrenmatt: justice, money, revenge.
Ключевые слова: пространство; теория драмы; случайность; принцип хаоса.
Keywords: field; the theory of drama; chance; the principle of chaos.
Согласно Густаву Фрайтагу, немецкому писателю, который основывается на теории драмы Аристотеля, классическая драма делится на пять актов, причем эти действия включают в себя пять сцен (актов), которые вместе образуют плотную сюжетную линию.
Первый акт (экспозиция): 1) представление места, времени, человека и действия; 2) указание на конфликт.
Второй акт (волнующий момент): 1) плетутся нити действия; 2) плетутся интриги; 3) развитие событий развивается в одном направлении.
Третий акт (кульминация, перипетия): 1) кульминация и перипетия; 2) конфликт доходит до кульминационного момента; 3) герои стоят перед решающим столкновением; 4) перипетия > изменение драматического оборота к победе или поражению.
Четвертый акт (нисходящее действие с моментом замедления; момент последнего напряжения): 1) «удастся ли спастись герою?».
Пятый акт (катастрофа): 1) разрешение конфликта (трагедия > гибель героя) [7].
В своих работах Дюрренматт тоже прибегает к данной концепции классической драмы [4]. В целом литературно-теоретические модели Дюрренматта тесно связаны с его личным мировоззрением. Поэтому для лучшего понимания считаем необходимым в первую очередь осмыслить его взгляды по отношению к нашему миру для того, чтобы сделать выводы по его произведениям, как в теории, так и на практике. При этом важно отметить, что эти три области (мировоззрение, теория литературы и литературная практика) повлияли друг на друга в довольно сложном взаимоотношении [6]. Мировоззрение Дюрренматта в значительной степени определяется путем случайности и принципа хаоса. Согласно его представлениям, история тогда додумана до конца, когда принимает «наихудший оборот» [2, с. 614]. Еще одной составляющей его творчества и мышления является тема прощания и смерти [7]. Часто в его пьесах люди умирают по невыясненным обстоятельствам. Смерть для него как «двигатель эволюции», в ней закладываются основы начала и конца существования [там же].
В 1954—1955 году в своем докладе «Проблемы театра» Дюрренматт характеризует наш современный мир как невероятный хаос в результате растущего населения, механизации, СМИ и анонимного управленческого аппарата. По его мнению, «современное государство стало неуправляемым, анонимным, бюрократическим» [6]. Эти аспекты показывают, каких
представлений придерживается Дюрренматт; их он применяет в своих работах, играя с ожиданиями читателя, и в конце показывает то, чего никто не мог ожидать. Этот парадокс его работ также отражается в положении вещей, реальная структура которых разъясняется только под конец [там же].
Преувеличивая состояние вещей, Дюрренматт срывает у мира маску с лица героя в своих произведениях. За гротескной игрой на сцене скрывается истинный характер этого мира: жадность и бессилие человека.
В работах Дюрренматта есть две основных темы, которые постоянно возникают:
1. сомнения в человеческой деятельности. Может ли один человек поменять ход событий в мире?
2. мир как лабиринт.
Дюрренматт показывает своей публике мир в виде лабиринта. Человек является заложником Вселенной, которая предстает в виде хаоса и управляется случаем [6]. Таким образом, взгляды Дюрренматта можно систематизировать следующим образом:
• мир как лабиринт;
• дезориентация людей;
• людям угрожают страх или смерть;
• мир находится в хаосе (нет Бога, нет судьбы, есть только «случайность») [2, с. 614];
• человечество стремится «к великому» и не обращает внимания на опасности;
• бессмысленность и безнадежность в мире;
• общественный строй является несправедливым;
• миру угрожает упадок;
• отрицательный, критический взгляд на мир, практически нет надежды на улучшение. По словам Дюрренматта, «человечеству остается только комедия» [2, с. 614].
Как считал сам Дюрренматт, трагедия как вид искусства больше не постоянна в этом мире, который он описывает. Трагедия нуждается в структурированной действительности с четкими ценностями и законами, которых нет в хаосе, господствующем на сегодняшний день. «Трагедия», резюмирует он, «предполагает вину, нужду, меру, ответственность [3, с. 89]. Только лишь комедия остается единственной формой театра, т. к. играет в том мире, который поддается правилам хаоса. Мир комедии постоянно меняется [6].
Высказывание Дюрренматта о том, что «мы можем достичь трагичности в комедии», создает на этом уровне связь с театром абсурда [там же]. Обязательная связь трагедии и комедии является самым сильным абсурдным высказыванием, которое вытекает из мировоззрения Дюрренматта. В игре абсурд представлен частично бессмысленными текстами или инсценировками отчужденности. Важным элементом является и то, что комедия и трагедия находятся рядом друг с другом.
Для более детального анализа рассмотрим одно из произведений Дюрренматта — «Визит старой дамы», которое мы взяли за основу для написания данной статьи и поиска в нем примеров пространства. Можно также отметить, что данное произведение представлено в трех актах, а не в пяти, вопреки классификации Густава Фрайтага. Если рассматривать данное произведение, то с самого начала бросается в глаза его название:
Таблица 1.
Der Besuch der alten Dame [5, с. 9]. _Визит старой дамы [1].
Название кажется читателю безобидным и абсолютно непримечательным. С одной стороны, в названии не упоминается никаких имен, однако в нем представлен какой-то человек, а именно - некая старая дама и, возможно, какое-то событие, что и придает данному заголовку некую важность и загадочность.
В следующем отрывке упоминается время действия в произведении, но упоминается оно лишь единожды, в начале произведения:
Таблица 2.
Zeit: Gegenwart [5, с. 12].
Время действия: наши дни [1].
Следующий отрывок показывает размытость местности, к которой часто прибегает Дюрренматт в своих произведениях:
Таблица 3.
Ort: Güllen, eine Kleinstadt [5, с. 12].
Действие происходит в захолустном _городке Гюллене [1]._
Исходя из названия города, которое происходит из швейцарско-немецкого и означает «навоз» [3, с. 88], можно предположить, что данный городок расположен в Швейцарии. Однако, помня об авторской идее, предположим, что Гюллен может находиться где угодно. Дюрренматт неспроста дал городу имя Гюллен = «навоз» [там же]. В ходе развития действия пьесы становится понятно, насколько жители города заслуживают этого названия. Они предают почетного жителя города и даже убивают его [8]. И для чего они совершают такой поступок? Ради денег. Следовательно, можно с уверенностью предположить, что данное название города себя оправдывает и красноречиво говорит о характере и моральных устоях его жителей. Следующее высказывание Клары Цаханассьян наталкивает читателя на мысль о том, что все в нашем мире решают деньги:
Таблица 4.
Die Menschlichkeit, meine Herren, ist für die Börse der Millionäre geschaffen, mit meiner Finanzkraft leistet man sich eine Weltordnung. Die Welt machte mich zu einer Hure, nun mache ich sie zu einem Bordell. Wer nicht blechen kann, muss hinhalten, will er mittanzen. Ihr wollt mittanzen. Anständig ist nur, wer zahlt, und ich zahle. Güllen
Гуманизм, господа, — бизнес миллионеров. С моими же капиталами устраивают мировой порядок. Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него публичный дом. Нет денег, расплачивайтесь другим способом, если хотите уцелеть. Честен тот, кто платит, а я плачу. Хотите достатка? Я дам вам его в обмен на мертвеца [1].
für einen Mord, Konjunktur für eine
Leiche [5, с. 91].__
Это высказывание очень правдивое. Люди все больше заняты деньгами, почти все можно купить за деньги. Клара Цаханассьян хочет указать на то, что, если человек хочет чего-то добиться, ему нужны деньги. И даже маленький город, который хочет улучшить свое финансовое состояние, готов идти по трупам.
В произведении читатель может увидеть также и элементы сатиры. Например, такие названия зданий, как "Platz-an-der-Sonne-Hüte" («Место под солнцем»), "Goldene Apostel" («Золотой апостол»). От зданий с такими названиями ожидаешь многого, однако здания эти разрушены. Гостевой дом «Золотой апостол» рушится, гипс крошится, и интерьер стареет. Этот гостевой дом может быть рассмотрен как символ распада города Гюллена, а также как символ распада человеческих душ.
Еще одним символом является черный барс, который сбегает. Данный символ является гротескным, потому что Клара раньше называла Илла своим «черным барсом». Черного барса убивают, и он мертвый лежит возле двери магазина Илла. Убивают и Илла. Охота на барса и Илла происходит параллельно.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить, что Дюрренматт прибегает к классической драме Аристотеля. В произведениях у Дюрренматта читатель часто сталкивается с такими понятиями, как «случайность», «принципа хаоса» и «наихудший оборот». В произведениях Дюрренматта, а в частности, в произведении «Визит старой дамы» встречаются элементы сатиры. Сатира в данном произведении используется для изображения разрушающегося общества. Дюрренматт критикует прежде всего тот факт, что жители города совершают убийство ради денег.
Список литературы:
1. Дюрренмaтт Ф. Визит старой дамы/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.rulit.net/books/vizit-staroj-damy-read-44168-1.html (дата обращения: 15.03.2014).
2. Серебрякова-Шибельбейн Е.М. Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»// Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 613—616.
3. Серебрякова-Шибельбейн Е.М. Особенности метапоэтики драматического текста Фридриха Дюрренматта // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2013. — № 27. — С. 84—91.
4. Drama — Aufbau des klassischen Dramas (nach Gustav Freytag)/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.abipur.de/referate/stat/679863010.html (дата обращения: 05.03.2014).
5. Dürrenmatt F. Der Besuch der alten Dame // Diogenes Verlag AG Zürich, — 155 S.
6. Koch U. Satirische Aspekte im Bühnenwerk Friedrich Dürrenmatts/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.schreiben10.com/referate/Deutsch/9/Satirische-Aspekte-im-Buhnenwerk—Friedrich-Durrenmatts-reon.php (дата обращения: 15.03.2014).
7. Mazenauer B. Ein kynischer Dichter und Denker Friedrich Dürrenmatt / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.culturactif.ch/ecrivains/durrenmattpresse.htm (дата обращения: 09.03.2014).
8. Zurbriggen E. Friedrich Dürrenmatts Poetik der Komödie: Spielen wir noch einmal, zum letzten Mal, Komödie, 1997/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.hausarbeiten.de/faecher/vorschau/54.html (дата обращения: 08.03.2014).