ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ДЮРРЕНМАТТА
Серебряков Семен Евгеньевич
преподаватель кафедры иностранных языков и туризма Северо-Кавказского
социального института, РФ, г. Ставрополь
E-mail: begun 1 @yandex. ru
REFLECTION OF THE MODERN WORLD IN DURRENMATT'S WORKS
Semen Serebryakov
teacher of foreign languages and tourism department North-Caucasian social
institute, Russia, Stavropol
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи — выявление концепции современного мира в произведениях Дюрренматта. В процессе исследования были обнаружены следующие элементы, связанные с понятием современного мира: мир в виде лабиринта, случайность, комедия.
ABSTRACT
The aim of the article is to identify the concept of the modern world in DUrrenmatt's works. During the research there were found out following items related to the concept of the modern world: the world in the form of a labyrinth, accident, comedy.
Ключевые слова: лабиринт; наихудший поворот; случайность.
Keywords: labyrinth; the worst turn; accident.
Фридрих Дюрренматт считается без сомнения одним из значимых современных драматургов в немецкоговорящем пространстве. Он обогатил литературный мир своими трудами, оригинальным и своеобразным мировоззрением. Он занимался различными литературными жанрами. Радиопьесы, рассказы, криминальные романы и, прежде всего, драматургические произведения относятся к его репертуару.
В данной статье мы обратимся к концепции современного мира Дюрренматта, рассмотрим, какие факторы повлияли на мировоззрение писателя,
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
и проиллюстрируем отражение современного мира примерами из его произведений.
Зачастую Дюрренматта сравнивают с Бертольдом Брехтом. Оба драматурга считают, что мир нуждается в переменах. Помимо перемен, Дюрренматт «показывает своей публике мир в виде лабиринта» [6, с. 166]. Однако если Б.Брехт в своем творчестве направляет все силы на то, чтобы заставить своего читателя или зрителя «взглянуть на ситуацию по-новому, не так, как ему предписывает общество или герои пьесы, а сформировать свое собственное мнение и отношение», и считает, что этого можно достичь благодаря «постоянному поиску истины» [3, с. 449], то Дюрренматт сомневается в том, что это может получиться в силу морального облика этого мира и людей.
В своей теории (концепция комедии) он опирается на картину современного мира, которую он представляет как общество, в котором значимыми считаются не мораль и идеалы, а власть. Следующими высказываниями Дюрренматт характеризует роль комедии в современном мире: «драматург не может обойтись без комедии» [4, с. 614]; «комедия это мышеловка, в которую публика постоянно попадает, и будет постоянно попадать» [там же]; «наихудший оборот, который может принять история, это оборот в комедию» [там же].
Важной темой в произведениях Дюрренматта является соблазн человека деньгами и властью. Здесь можно обратиться к статье «Языковые способы выражения пространства в произведении Визит старой дамы у Дюрренматта» Е.М. Серебряковой-Шибельбейн, которая тоже говорит о том, что «все в нашем мире решают деньги» [6, с. 168]. Богатство, власть, угроза атомной бомбы и безысходность являются центральным мотивом Дюрренматта [8].
Можно отметить, что на мировоззрение Дюрренматта, а в дальнейшем это нашло отражение и в его произведениях, повлияли следующие факторы:
• Дюрренматт изучал философию и прибегал к трудам таких ученых, как Платон, Нитцше, Киркегард и др. Именно для его антропологического интереса к человеку необходимо было философское рассмотрение героев. И, видимо, не
зря криминальные романы автора называются также философскими криминальными романами;
• другой значимой областью является мифология. Благодаря рассказам своего отца, Дюрренматту с детства были знакомы мифы, которые и оказывали влияние на его произведения и рисунки;
• естественнонаучный интерес, который наложил свой отпечаток на его картину мира. «Есть только случайность» [6, с. 166], и мир в произведениях Дюрренматта был определен именно ею. Сюда также можно отнести принцип хаоса, «мир находится в хаосе» (там же).
Несмотря на различные жанры произведений (драма, криминальный роман и т. д.) в текстах Дюрренматта существуют связующие элементы:
• Дюрренматт представляет героев, которые запутаны в вине или, несмотря на то, что совершают хорошие поступки, впутаны в вину;
• в произведениях Дюрренматта «случайность» [6, с. 166] играет важную роль. Случайность может послужить толчком для действия героев или определить их поступки так, что они потерпят неудачу.
По мнению Е.М. Серебряковой-Шибельбейн, «в своих произведениях автор представлял общество как анонимную систему управления, в котором не представлялось возможным принятие каких-либо личных решений. Люди в событиях являются взаимозаменяемыми. Не люди плохие, плохая сама система, которая поддерживает коррупцию и способствует лживости» [5, с. 88].
Дюрренматт прибегал к приемам, противопоказанным традиционной реалистической драме. Он «перевоссоздавал действительность в условных моделях современного мира» [там же].
Дюрренматт «творит, смешивая, сдвигая, перетасовывая характерные черты современного мира» [там же].
Теперь обратимся к произведениям Дюрренматта для выявления примеров современного мира.
В книге «Немецкая история литературы» у В. Бойтина можно выявить следующее примечание автора к произведению «Визит старой дамы»:
Es ist ein Stück aus dem Geist eines kritischen Humanismus und eines moralischen Rigorimus, das in zum Teil parabelhafter Form die Problematik individueller und kollektiver Schuld in der modernen Welt vorführt [7, s. 604]._
Это произведение духа критического гуманизма и морального ригоризма, которое в форме параболы отчасти демонстрирует проблематику индивидуальной и коллективной вины в современном мире (авторский перевод).
Также в примечании к данному произведению сам автор пишет следующее:
„Der Besuch der alten Dame" ist eine Geschichte, die sich irgendwo in Mitteleuropa in einer kleinen Stadt ereignet, geschrieben von einem, der sich von diesem Leuten durchaus nicht distanziert und der nicht so sicher ist, ob er anders handeln würde [9, s. 145]._
«Визит старой дамы» — это история, которая произошла где-то в Центральной Европе в маленьком городке, написанная тем, кто не дистанцируется от этих людей и кто не уверен, что поступил бы иначе (авторский перевод)
Действительно, «Визит старой дамы» показывает всю проблематику современного мира. Е.М. Серебрякова-Шибельбейн тоже указывает на это, упоминая, что «люди все больше заняты деньгами, почти все можно купить за деньги. И даже жители маленького города, которые хотят улучшить свое финансовое состояние, готовы идти по трупам» [6, с. 168].
Следующий пример из произведения «Визит старой дамы» характеризует «случайность» современного мира:
... und ich den alten Zachanassian mit seinen Milliarden aus Armenien. Er fand mich in einem Hamburger Bordell. Meine roten Haare lockerten ihn an, den alten, goldenen Maikäfer [9, s. 37]_
... а я вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Он нашел меня в гамбургском публичном доме. Этот старый золотой жук запутался в моих рыжих волосах (1)_
Из данного отрывка становится ясно, что «случайно» в жизни Клары появляется миллиардер Цаханассьян, который находит ее в борделе и завещает ей все его состояние, которое она и использует для осуществления своих мыслей о мести, убийстве Илла.
Следующим примером из произведения «Судья и его палач» Дюрренматт описывает Швейцарию. Можно отметить, что автор прибегал зачастую к описанию таких швейцарских городов, как Берн, Цюрих и их окрестности. Очень часто он описывает типичные швейцарские альпийские ландшафты, которые невозможно перепутать с другими странами:
Der Regen hatte nachgelassen, ja ... die Sonne brach durch die Wolken, verschwand wieder, kam aufs neue im jagenden Spiel der Nebel und der Wolkenberge, Ungetüme, die vom Westen herbeirasten, sich gegen die Berge staunten, wilde Schatten über die Stadt werfend, die am Flusse lag, ein willenloser Weib, zwischen Wälder und Hügel gebreitet ... die Erde war schön [10, s. 63]_
Дождь немного утих ... солнце прорвалось сквозь тучи, опять скрылось, снова показалось в вихревой игре тумана и громоздящихся облаков - чудовищ, несшихся с запада, скапливавшихся у гор, бросающих причудливые тени на город, лежащий у реки, безвольное тело, распростертое между холмами и лесами. ... Земля была прекрасна (2)
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в своих произведениях Дюрренматт опирается на картину современного мира, с её негативными сторонами, такими как власть, месть, деньги и пр. В произведениях Дюрренматта наблюдаются связующие элементы, встречающиеся во всех его текстах: философия, мифология и естественнонаучный интерес.
Список литературы:
1. Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bookz.ru/authors/durrenmatt-fridrih/vizit-st_841/page-2-vizit-st_841.html (дата обращения 09.02.2015, 12.02.2015).
2. Дюрренматт Ф. Судья и его палач. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://knijky.ru/books/sudya-i-ego-palach?page=20 (дата обращения 12.02.15).
3. Картавцева И.В. Особенности структуры метапоэтического текста Б. Брехта // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 446—451.
4. Серебрякова-Шибельбейн Е.М. Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы XX века на примере произведения «Ромул Великий» // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 613—616.
5. Серебрякова-Шибельбейн Е.М. Особенности метапоэтики драматического текста Фридриха Дюрренматта // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2013. — №2 27. — С. 84— 91.
6. Серебрякова-Шибельбейн Е.М. Языковые способы выражения пространства в трагической комедии «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта
// В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2014. — № 34. — С. 164—169.
7. Beutin W. Deutsche Literaturgeschichte. Stuttgart: J.B. Metzlersche, 2001. — 721 S.
8. Blahova L. Tragödie oder Tragikomödie im Werk von Friedrich Dürrenmatt. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http ://is. muni. cz/th/104249/ff_m/magisterska_diplomova_prace.txt (дата обращения 09.02.2015).
9. Dürrenmatt F. Der Besuch der alten Dame // Diogenes Verlag AG Zürich. 1998. — 155 S.
10. Dürrenmatt F. Der Richter und sein Henker // Rowohlt Taschenbuch Verlag. 2001. — 118 S.
11. Mai M. Geschichte der deutschen Literatur. Weinheim: Beltz, 2004. — 188 S.