УДК 81
Makeeva M.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Foreign Languages Department, Tambov State Technical University (Tambov, Russia),
E-mail: [email protected]
Klyukina Yu.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tambov State Technical University (Tambov, Russia), E-mail: [email protected]
LINGUISTIC FEATURES OF INTERNET ADVERTISING: REGIONAL ASPECT. The article is dedicated to the study of advertising as a form of mass communication and its distribution on the Internet. The work substantiates the paramount importance of the verbal component of advertising - the verbal text. It makes a list of regional portals (sites), where advertising of Tambov and the region is placed. The authors study the features of the language of modern online media advertising that is posted on these portals. Particular attention is paid to the most frequent methods of informing the Internet audience about the advertised goods and services. The article analyzes the popular language tools and structural features of advertising texts on the Internet at the regional level. The lexical units and syntactic constructions inherent in display advertising are described as a phenomenon having its own properties. In conclusion, it highlights the main qualities of the advertising text, aimed at productive perception of readers.
Key words: advertising text, Internet advertising, advertising communication, effectiveness of advertising text.
М.Н. Макеева, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов,
Е-mail: [email protected]
Ю.В. Клюкина, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Е-mail: [email protected]
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Статья написана в рамках гранта РФФИ № 17-46-680391 «Разработка методов управления региональной контекстной видео рекламой и оценка ее эффективности на основе контент анализа».
Статья посвящена изучению рекламы как одной из форм массовой коммуникации и её распространения в сети Интернет В работе обосновывается первостепенная важность вербального компонента рекламы - словесного текста. Составлен список региональных порталов (сайтов), где размещается реклама Тамбова и области. Изучаются особенности языка современной медийной интернет-рекламы, размещенной на этих порталах. Особое внимание уделено наиболее частотным методам информирования интернет-аудитории о рекламируемых товарах и услугах. В статье анализируются популярные языковые инструменты и структурные особенности рекламных текстов в сети Интернет на региональном уровне. Описываются лексические единицы и синтаксические конструкции, присущие медийной рекламе как феномену, имеющему собственные свойства. В заключение выделяются главные качества рекламного текста, нацеленного на результативное восприятие читателями.
Ключевые слова: рекламный текст, интернет-реклама, рекламная коммуникация, эффективность рекламного текста.
На сегодняшний день, реклама - это неотъемлемая часть СМИ, одна из форм массовой коммуникации, функция языка, при этом, заключается в том, чтобы побудить слушающего определённым образом изменить свое потребительское поведение, то есть убедить получателя сообщения в том, что рекламируемый товар высокого качества и стоит своих денег Рекламный текст рассматривается как сложный коммуникативный феномен массмедиального дискурса, функционирующий, как правило, в пространстве маркетинговой коммуникации, обладающий полисемиотической природой и оказывающий комплексное воздействие на массового адресата [1; 2].
К основным функциям рекламной коммуникации относят: информационную (передача смысловой информации), экспрессивную (выражение оценочного информацию), прагматическую (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на получателя) [3, с. 85].
Рекламная коммуникация искусственно создается рекламодателем, который выступает в данном случае как адресант, потребитель рекламируемой продукции, является адресатом в данной коммуникации. Адресат декодирует рекламное сообщение на основе его предшествующего опыта, его ценностей и оценок, полученных ранее.
Процесс рекламной коммуникации обычно происходит вне прямого контакта между коммуникантами, на фоне воздействия на адресата рекламы конкурирующих рекламных сообщений, массы другой информации, невнимательного и зачастую негативного отношения адресата. Таким образом, рекламные сообщения являются интересным материалом для исследования функционирования языковых механизмов и коммуникативных стратегий в столь непростых условиях вербального взаимодействия.
Самым новым и, возможно, самым эффективным каналом распространения рекламы является Интернет С каждым годом все больше и больше людей оказываются под влиянием онлайн-коммуникации, при этом взаимодействие происходит прежде всего с активной частью населения, состоящей из потребителей товаров и услуг
Среди множества видов интернет-рекламы, таких как: контекстная, вирусная реклама, тизерная реклама и др., наше внимание привлекла медийная или баннерная реклама. В данной статье мы рассмотрим тексты баннеров региональной рекламы, которые встречаются на страницах популярных порталов тамбовской области. Выбор этого вида интернет-рекламы связан с его широким распространением на региональном уровне.
Исследование проводилось в сентябре 2018 г Материалом исследования послужили 50 текстов коммерческой рекламы, размещенные на тот момент на следующих региональных порталах:
• Интернет-проект «tamboff.ru» - http://www.tamboff.ru
• Информационное агентство «Тамбов-Информ» - http://www.taminfo.ru
• Сетевое издание «Новый Тамбов» - https://newtambov.ru
• Сетевое издание «ВТамбове» - https://vtambove.ru
• Информационный портал «МОЁ! Тамбов» - https://moe-tambov.ru/news
• Информационное агентство «Онлайн Тамбов.ру» - https://www. onlinetambov.ru
• Сайт города Тамбов go68.ru - https://www. go68.ru
• Общественно-политическая газета г. Мичуринска «Мичуринская правда. ru» - http://www.michpravda.ru
• Мичуринский городской портал «Мичуринск^» - http://www. michurinsk.ru
• ТВОЛК городские порталы. Рассказово - http://tvolk.ru/rsk/
• ТВОЛК городские порталы. Моршанск - http://tvolk.ru/mrsk/
Баннерная реклама представляет собой анимированные или графические
картинки, которые различаются по видам технической реализации на следующие форматы:
• GIF-баннер - простое изображение в формате .gif, также может содержать несложную покадровую анимацию.
• FLASH-баннер - реклама с использованием технологии анимации Shockwave Flash, что делает ее более заметной на странице по сравнению с gif баннером того же формата.
• Rich Media баннер - наиболее сложный в изготовлении баннер, но и самый привлекательный для посетителей страницы благодаря использованию технологии Shockwave Flash и добавлению интерактивности [4, с. 33].
Рассматривая тексты баннерной интернет-рекламы необходимо указать на однотипность их структуры, лексических и семантических особенностей.
Структура баннерной рекламы может включать такие составляющие как: слоган, заголовок, основной текст, эхо-фраза, название компании, реквизиты фирмы. Например, реклама магазина секонд-хэнд в Тамбове содержит слоган - Правильные вещи по правильным ценам, заголовок - Оденем вас модно за 1000 р., основной текст - 100% обновление товара каждые две недели система скидок от 10 до 90% розыгрыши призов и сертификатов в нашей группе «Мюнхен» в ВК, название компании - Мюнхен одежда из Европы секонд-хенд и адрес - Тамбов, улица Рылеева, 53/1, остановка «31 школа» (Реклама магазина «Мюнхен» на сайте https://www.go68.ru).
Однако, как показало проведенное исследование, Тамбовская региональная реклама чаще всего состоит только из названия организации, списка предлагаемых товаров или услуг и контактной информации.
ВСЕ ВИДЫ БАНКЕТОВ ДО 40 ЧЕЛОВЕК
КАФЕ «ИРИНА»
ул. Советская, 130
тел.: 72-11-36 (Реклама кафе «Ирина» на сайте https://vtambove.ru)
НаПоЛеон
Магазин напольных покрытий
Линолиум, ламинат, сопутствующие товары
г. Рассказово, ул. Базарная площадь, д. 2
Режим работы
Пн - Пт 9:00 - 18:00
Сб - Вс 9:00 - 15:00
napooleon-68rus (Реклама магазина «Наполеон» на сайте http://tvolk.ru)
Как отмечалось ранее, первостепенная задача коммерческой рекламы -побуждать к покупке товаров или услуг Чтобы выполнить это предназначение, реклама стремится найти способ привлечь, в частности, с помощью правильно отобранных лексических единиц, грамматических и стилистических приемов. Для того, чтобы взгляд потребителя остановился на рекламе, применяется множество приемов, так, например, нетрудно заметить, что высокой частотностью в рекламных текстах пользуется лексемы подарок, скидка, предложение, конкурс, распродажа, главное свойство которых - их аттрактивность.
Все эти лексические средства объединены одним понятием «акция». Акция - действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели [5].
Так, например, на городском портале ВТамбове можно увидеть рекламный текст ООО Базы Колес, обещающий подарок (фирменную кружку) в случае репо-ста в социальной сети ВКонтакте. При этом слова В Подарок напечатаны более крупным шрифтом, нежели весь остальной текст, а под ними дана уточняющая информация при покупке с сайта (Реклама магазина «База колес» на сайте http://www.tamboff.ru).
Реклама официального дилера Suzuki в Тамбове состоит из слогана Новые щетки делают погоду!, цены От 1690 р. и картинки зимнего концентрата стеклоомывателя со словом Подарок (Реклама автосалона «Suzuki» на сайте http://www.tamboff.ru).
Согласно «Толковому словарю русского языка» подарок - вещь, которую дарят, подарили. Подарок судьбы (перен.: о большой и неожиданной удаче, радости); (перен.) что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности) [5].
Таким образом, лексическая единица, имеющая положительную эмоциональную оценку, придает аналогичную окраску всему контексту. Кроме того, данный рекламный текст включает в себя фразеологизм делать погоду, что означает «иметь решающее значение в каком-либо деле» [6]. Использование данного фразеологизма придает рекламируемому товару особую нужность и ценность.
Употребление слова скидка в рекламном тексте можно продемонстрировать на следующих примерах:
Скидка на ОСАГО 5%. Скидки за каждый год без ДТП. Рассчитать (Реклама офиса автострахования на сайте http://www.tamboff.ru).
Скидка 50% на монтаж и демонтаж. При покупке шин LASSA (Реклама магазина «База колес» на сайте http://www.tamboff.ru).
Лексема скидка имеет значение «сумма, на которую понижена цена чего-нибудь» [5] и указывает на выгоду для возможного потребителя. Кроме того, в первом примере использован повтор, что нацелено на усиление установки, а во втором случае более мелким шрифтом чем слово скидка дается уточнение в виде условия для ее получения.
Необходимо отметить, что указание на сроки проводимой акции, по нашему мнению, не только информирует читателя, но и содержит импликативный подтекст, что выгодное предложение можно упустить.
Кроме того, на порталах Тамбовской области встречаются рекламы-предложения и распродажи:
Сладкое предложение от RTDService. Выгода на Renault Kaptur до 203 000р (Реклама автосалона Renault на сайте https://www.onlinetambov.ru).
Существительное предложение имеет значение - «то, что предложено, предлагается» [5].
Положительная коннотация предложения достигается путем его использования в сочетании с прилагательным сладкое. Сладкий - имеющий приятный вкус, свойственный сахару или мёду; (перен.) приятный, доставляющий удовольствие [5]. Привлекательность представленного предложения усиливается за счет слова выгода - польза, преимущество [5].
Примером рекламы распродажи товаров может послужить следующее: Красиво одеть ребёнка дорого? Только не в сезон распродаж
Узнайте где сейчас большие скидки! (Реклама магазина одежды на сайте https://vtambove.ru).
Выгодный TRADE-IN АЗИМУТ ЭКСПЕРТ ЖАРКАЯ РАСПРОДАЖА -80 тысяч рублей (Реклама автоцентра «Азимут» на сайте https://www.onlinetambov.ru).
Первый пример построен на контрасте дорого - дешево, включает вопросительное и побудительное предложения, обращаясь к возможным потребителям с целью привлечь их внимание. Второй состоит из лексем выгодный, trade-in и русского эквивалента распродажа, а также эпитета жаркая. Для наглядности использована цена в 80 тысяч рублей как пример возможной скидки. Существительное распродажа образовано от глагола «распродавать» - продавать по частям все без остатка [5].
Объявление о проведении конкурсов и розыгрышей призов можно проиллюстрировать на следующих примерах интернет-рекламы:
Выставка-продажа товаров из Индии и Пакистана
Огромный Выбор! Доступные цены! Розыгрыш призов! (Реклама индийско-пакистанской выставки на сайте https://www.go68.ru/afisha/full/960).
Данная реклама стремится привлечь покупателей разных категорий, предлагая им: 1) выставку - для любителей посмотреть; 2) огромный выбор - для любителей чего-то необычного, штучного; 3) доступные цены - для тех, кто не хочет тратиться; 4) розыгрыш призов - для тех, кто хочет получить товар бесплатно. Восклицательные предложения, в свою очередь, выполняя грамматическую функцию, усиливают эмоциональное воздействие на адресата.
Еще один конкурс, под названием «Билет за ответ», проводится непосредственно на странице интернет сайта ВТАМБОВЕ и посвящен фильму «Тайна дома с часами», показ которого проходит в кинотеатре «Синема Стар» (Реклама кинотеатра «Синема Стар» на сайте https://vtambove.ru/afisha/). Приз для победителя - два билета в кино. Человек, участвующий в конкурсе, может и не выиграть, но, скорее всего, запомнит информацию о фильме и кинотеатр, так как его реклама представлена в середине каждой страницы тест-анкеты. Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы [5].
Рассматривая лексический пласт рекламных текстов, необходимо отметить, что основную роль выполняет имя существительное, которое называет объект рекламы - товары или услуги:
Рассказовский трикотаж от производителя (Реклама магазина Рассказовского трикотажа на сайте http://www.tamboff.ru).
Крем-дезодорант Лавилин - защита до 7 дней! (Реклама крема-дезодоранта на сайте http://www.tamboff.ru).
Часто рекламное сообщение состоит только из существительных, используются назывные эмоционально-оценочные предложения с восклицательным знаком.
Японские подгузники!!! (Реклама подгузников на сайте http://www. tamboff.ru).
Глаголы в рекламном тексте играют важную роль в достижении эффекта речевого воздействия:
Выдаем заемы...Ваши деньги работают на Вас (Реклама кредитного потребительского кооператива «Золотая Русь» на сайте http://vtambove.ru). Работать - обслуживать кого-что-нибудь своим трудом [5].
ДИВАНЯ Игровой клуб кафе празднование дня рождения для детей и взрослых
Мы любим радовать! (Реклама игрового клуба-кафе «Диваня» на сайте http://vtambove.ru). Радовать - возбуждать, вызывать радость в ком-чём-нибудь, доставлять радость [5].
Текст рекламы одной из служб такси Тамбова состоит из одного слова -глагола в побудительном наклонении и телефона службы такси:
ЗАКАЖИ 703-703 (Реклама такси «Арбат» на сайте https://www. onlinetambov.ru).
Важную роль в рекламном тексте играет имя прилагательное. Эта часть речи используется для описания признаков и свойств товара, обозначенного именем существительным.
Аккуратные грузчики в Тамбове! (Реклама погрузочных услуг на сайте http://www.tamboff.ru).
Аккуратный - исполнительный, соблюдающий во всём порядок; тщательный, выполненный старательно и точно [5].
Эко косметика (Реклама эко косметики на сайте http://www.tamboff.ru).
Эко... - первая часть сложных слов со значением «экологический» - относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого [5]. Таким образом, особую ценность товару придаёт, по мнению производителей, его «натуральность».
Наречия играют немаловажную роль в создании эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики, передают определенную информацию, оценку и логически связывают текст.
Кленовый сироп - вкусно и полезно (Реклама сиропа на сайте http://www. tamboff.ru). Вкусно - приятно на вкус; аппетитно [5].
Красиво одеть ребёнка дорого? Только не в сезон распродаж. Узнайте где сейчас большие скидки! (Реклама магазина одежды на сайте VTambove.ru). Красиво - отличаясь внешнею красотою и глубиною внутреннего содержания [5].
В примерах, приведенных выше, производители делают акцент на уникальность своего товара, разрушая стереотипы о том, что вкусно не значит полезно и о том, что красиво - дорого.
Темы цены и ассортимента пользуются особой популярностью у рекламодателей, что указывает на представление об их особой значимости:
Hall МЕБЕЛЬ на Лаврова ОГРОМНЫЙ АССОРТИМЕНТ (Реклама мебель-но-торгового зала «Hall» сайте http://www.michurinsk.ru).
В нашем центре «Тамбовмед сервис» широкий спектр услуг (Реклама центра «Тамбовмед сервис» на сайте http://www.tamboff.ru).
Из приведённых примеров ясно, что, по мнению рекламодателя, чем шире выбор товаров и услуг, тем привлекательнее для потребителя.
Еще одним необходимым условием для удачной рекламы выступает привлекательная цена, как, возможно, одна из причин для покупки товара. Цена описывается как честная, доступная, правильная, низкая, например:
Честные цены (Реклама центра обоев «Премьера» на сайте https:// newtambov.ru).
Доступные цены! (Реклама мебельно-торгового зала «Hall» на сайте https://vtambove.ru)
Названные лексические единицы имеют положительную оценку и, соответственно, должны оказывать положительное влияние на адресата. Честный -проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный [5]. Доступный - такой, который подходит для многих, для всех (по возможности пользоваться, по умеренности цены) [5].
Интересно и то, как используются предлоги в данном случае. Если речь идет о скидке или рассрочке, то как правило, используется предлог до и берется верхний возможный предел цены или периода времени:
Kia Rio Скидки до 50 000 (Реклама автосалона Kia на сайте http://Www. tamboff.ru).
Библиографический список
КУХНИ ШКАФЫ-КУПЕ по Вашим размерам СКИДКА до 20% РАССРОЧКА до 6-ти месяцев (Реклама компании «Студия Кухни» на сайте http://www. michurinsk.ru)
А когда говорится о цене, то используют предлог от и наименьшую возможную стоимость товара:
Новые щетки от 1690 р. (Реклама комплекта оригинальных передних и задних щеток стеклоочистителя автосалона Suzuki на сайте http://www. tamboff.ru).
Норка от 45000 руб. Дубленки от 17000 руб. (Реклама меховой компании Lale Antilope на сайте https://vtambove.ru).
Итак, эффективность рекламного текста зависит от удачного соединения всех составляющих его компонентов: изображения, звука, образа и словесного текста. При этом, язык рекламы служит важнейшим средством влияния на целевую аудиторию. Эффективный текст должен представлять собой пример максимально продуманного использования языковых средств. Простота, экспрессивность, динамичность - главные качества рекламного текста, нацеленного на результативное восприятие читателями.
1. Ухова Л.В. Теоретические проблемы исследования эффективности рекламного текста. Диссертация ... доктора филологических наук. Ярославль, 2013.
2. Бородулина Н.Ю., Макеева М.Н., Гуляева Е.А. Лингвистические средства в обеспечении продвижения вирусной рекламы. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; Ч. 1, 9: 87 - 89.
3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Москва: МУБиУ, 1997.
4. Егорян Л.Б. Методический аппарат оценки Интернет-рекламы как инструмент повышения эффективности бизнеса. Диссертация ... кандидата экономических наук. Москва, 2016.
5. Толковый словарь русского языка. Available at: https://www.vedu.ru/expdic/
6. Учебный фразеологический словарь. Available at: https://phraseologiya.academic.ru
References
1. Uhova L.V. Teoreticheskieproblemy issledovaniya 'effektivnostireklamnogo teksta. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Yaroslavl', 2013.
2. Borodulina N.Yu., Makeeva M.N., Gulyaeva E.A. Lingvisticheskie sredstva v obespechenii prodvizheniya virusnoj reklamy. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; Ch. 1, 9: 87 - 89.
3. Koneckaya V.P. Sociologiya kommunikacii. Moskva: MUBiU, 1997.
4. Egoryan L.B. MetodicheskijapparatocenkiInternet-reklamy kakinstrumentpovysheniya 'effektivnostibiznesa. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Moskva, 2016.
5. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Available at: https://www.vedu.ru/expdic/
6. Uchebnyj frazeologicheskijslovar'. Available at: https://phraseologiya.academic.ru
Статья поступила в редакцию 25.10.18
УДК 82 (091)
Nazynchap T.Kh, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),
E-mail: [email protected]
Artyna M.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
TRANSFORMATION OF MYTHOLOGICAL MOTIFS IN THE LITERARY WORKS BY S. SARYG-OOL. The article studies a problem of transformation of mythological motifs in literary works by S. Saryg-ool, namely, their role, their functioning in the compositional and ideological integrity of the works. In the course of research, it was revealed that S. Saryg-ool does not just recreate certain aspects of folk mythology, but gives its integral system, starting with cosmogony. Both animistic and totemistic ideas of the Tuvinian people and the cult of nature are reflected in the motifs and images of his work. The author also attempted to analyze the writer's prose in the context of Siberian and Latin American literature. The presented material allows to conclude that the multilateral ideological complex became possible due to the peculiarities of the spread of Buddhism, which has always adapted local cults for its creeds. S. Saryg-ool's mastering could not be realized without reliance on the people's traditional worldview.
Key words: mythology, artistic transformation, model of the world, ethno-aesthetic traditions, prose, plot, idea, symbolic images.
Т.Х. Назынчап, канд. филол. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
М.К. Артына, канд. филол. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. САРЫГ-ООЛА
В статье изучается проблема трансформации мифологических мотивов в прозе С. Сарыг-оола, а именно их роль, функционирование в сюжетно-ком-позиционной и идейной целостности произведений. В ходе работы было выявлено, что С. Сарыг-оол не просто воссоздает отдельные моменты народной мифологии, а дает ее целостную систему, начиная с космогонии. В мотивах и образах его творчества нашли свое отражение и анимистические, и тотемистические представления тувинского народа, и свойственный ему культ природы. Также авторами статьи предпринята попытка анализировать прозу писателя в контексте сибирской и латино-американской литератур. Представленный материал позволяет сделать вывод, что многосторонний мировоззренческий комплекс стал возможным в силу особенностей распространения буддизма, который всегда приспосабливал местные культы для своего вероучения. Освоение законов писательского мастерства С. Сарыг-оолом не могло осуществиться без опоры на традиционнное миропонимание своего народа.
Ключевые слова: мифология, художественная трансформация, модель мира, этноэстетические традиции, проза, сюжет, идея, символические образы.
Художественная модель, созданная писателем, выражает особенности национальной природы, многовекового опыта, своеобразие духовного, исторического развития этноса, этнопсихологического склада мышления и этноэстети-ческих, культурных традиций. Для познания истоков мироощущения писателя необходимо определить принципы творческого осмысления действительности, специфику его художественной концепции.
Образ мира, прошедший сквозь призму творческой мысли, как пишет А.А. Потебня, состоит из формы трехчленной связи: «действительность», «поэтическая мысль», «художественное произведение» [1]. Эта структура дает возможность глубже познать художественную философию С. Сарыг-оола, так как «индивидуально-авторская картина как нельзя лучше демонстрирует единство и неразрывность мировоззренческо-прагматического и тезаурусного уровня» [1].