УДК 415:658
ББК 81.02:65.290-21
Уразаева Наталья Хакимовна
аспирант
кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Urazaeva Natalia Khakimovna Post-graduate
Chair of the Russian Language and Literature and Methods of Teaching the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Грамматические особенности частей речи в текстах баннерной интернет-рекламы в социальных сетях
The grammatical peculiarities of parts of speech in the banner Internet advertising texts in social media
В статье рассматривается вопрос изучения особенностей языка современной интернет-рекламы на примере текстов контекстной рекламы в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», русскоязычной версии «Facebook»). В статье описываются и изучаются грамматические особенности самостоятельных частей речи языка рекламных текстов.
The article deals with the study of modern language features of online advertising through the example of contextually targeted advertising in popular social media ("Vkontakte", "Odnoklassniki", the Russian version of «Facebook»). The article describes and studies the grammatical and semantic peculiarities of independent parts of speech in the language of advertising texts.
Ключевые слова: рекламный текст, реклама, Интернет, социальные сети, интернет-реклама, язык рекламных текстов.
Key words: advertising text, advertising, Internet, social media, online advertising, language of advertising texts.
В последние несколько лет появились исследования, посвященные анализу различных аспектов рекламных текстов. Причем, если тексты наружной, печатной, теле- и радиорекламы интенсивно исследуются, то тексты интернет-рекламы изучены в гораздо меньшей степени.
Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» гласит: «Реклама (от лат. reclamare - «утверждать, выкрикивать,
протестовать») - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [2. С. 5].
В свою очередь, интернет-реклама, то есть реклама, размещаемая в сети Интернет; также адресована массовому клиенту и имеет характер убеждения.
Интернет-реклама имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей, - рекламный носитель. Виды этой рекламы: баннеры, текстовые блоки, байрики, минисайты, Interstitials. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя (вторая ступень).
«Интернет-реклама является основным компонентом компьютеризованной рекламы, включающей в себя помимо интернет-рекламы компьютерные базы данных, использование компьютерной техники для производства рекламных обращений, презентаций», - пишет в своей работе А. А. Романов [1. С. 118].
По словам В.Ф. Хайдаровой, наиболее важная особенность жизнедеятельности языка в интернет-среде - ускоренный темп становления некоторых процессов, на развитие которых в обычной среде уходят десятки и сотни лет. Во многом скорость развития обусловлена легкодоступностью информации для каждого пользователя Интернета; возможностью получения моментального отклика читателя на сообщение; архивированием системой практически каждого речевого акта (с помощью хранилищ данных поисковых систем) даже после их сознательного удаления автором текста [3].
В связи с этим открытым остается большое количество вопросов, связанных с выявлением особенностей составления рекламного текста, адаптации его под публикацию в Интернет, методов и приемов воздействия на потребителя, языковых средств их выражения.
Очень значимыми факторами являются место размещения и вид рекламного блока. Существует несколько видов интернет-рекламы (медийная, контекстная, поисковая, геоконтекстная, вирусная, продакт-плейсмент). В данной статье мы рассмотрим тексты баннеров контекстной рекламы на страницах популярных в России социальных сетей.
Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [4. С. 210].
Ежедневно миллионы пользователей посещают социальные сети. В свою очередь рекламодатели получают уникальную возможность непосредственного контакта с потребителями. Задача рекламодателей - создать ненавязчивую рекламу, поэтому многие из них останавливают свой выбор на контекстной рекламе.
Контекстная реклама - размещение интернет-рекламы, основанное на соответствии содержания рекламного материала контексту (содержанию) интернет-страницы, на которой размещается рекламный блок. Носителем рекламы может быть тексто-графическое объявление, рекламный баннер либо видеоролик.
Цель таких рекламных текстов - усиление воздействия на реципиента. Поэтому так важно правильно подобрать языковой материал.
Одной из основных задач нашего исследования является изучение прагматического потенциала отдельных языковых единиц. Отметим, что гораздо больше внимания уделяется изучению лексических аспектов рекламного текста, в то время как грамматические осмыслены и освещены недостаточно полно, хотя эта задача была сформулирована ещё академиком В. В. Виноградовым. Он говорил о необходимости анализа всех грамматических категорий в разных стилях литературного языка.
Нами проанализировано 423 рекламных текста, размещенных в социальных сетях РаееЪоок, «Одноклассники» и «ВКонтакте». В данной статье мы представим результаты анализа грамматических категорий трех самостоятельных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Имя существительное в рекламном тексте выполняет основную роль - называет объект рекламы - товары или услуги, а также помогает лучше понять контекст, в котором употребляется та или иная рекламируемая единица. Наиболее значимыми грамматическими категориями имени существительного в текстах интернет-рекламы являются конкретность и абстрактность. Конкретные существительные называют рекламируемые товары или услуги (автомобиль, диван, шампунь, шоколад, кредит, авиабилет и т.д.). Конкретные существительные чаще всего употребляются в форме именительного падежа единственного числа.
Кредит за 1 час. Моментальное оформление без справок с работы. Получите деньги уже сегодня! (Реклама портала «Вагон кредитов» на сайте http://www.faceЪook.com/).
Песик в подарок! (Реклама акции магазина «Дикси» на сайте http://vk.com).
Существительные в винительном падеже употребляются реже.
Раскрой свой город! (Реклама М88ап QASHQAI 360 на сайте http://odnoklassniki.ru).
Хочешь бонусы за покупки? Оформи Прозрачную карту! (Реклама банка «Ренессанс Кредит» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).
Еще реже употребляются существительные в родительном падеже и других косвенных падежах.
Получи 250 000 рублей без справок с работы! (Реклама банка «Хоум Кредит» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).
Испытай все лучшее от Бсну в новом смартфоне! (Реклама смартфона Sony Xperia Z на сайте http://www.vk.com).
Среди конкретных существительных особую позицию занимают имена собственные, являющиеся наименованиями товара или торговой марки.
Учись и зарабатывай в новой игре от «Сбербанка»: победителей ждут призы до 40 000руб. (Реклама «Сбербанка» на сайте http://www.facebook.com/).
Ешь «Активиа» и помогай пищеварению! (Реклама йогурта «Активиа» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).
Абстрактные существительные репрезентируют ценности и жизненные блага, достигаемые посредством покупки товара (чистота, красота, здоровье, успех и т.д.).
Купи набор чистоты! (Реклама моющего средства Comet на сайте http://odnoklassniki.ru).
Глаголы в рекламном тексте играют важную роль в достижении эффекта речевого воздействия. Наиболее значимые грамматические категории глагола -это категории наклонения, времени и лица. В текстах интернет-рекламы часто употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, поскольку их грамматическая функция - побуждение к действию.
Для создания фактора интимности и дружеского участия, а также для усиления воздействия на реципиента, в текстах интернет-рекламы часто используются формы повелительного наклонения единственного числа.
Учись и зарабатывай в новой игре от «Сбербанка»: победителей ждут призы до 40 000руб. (Реклама «Сбербанка» на сайте http://www.facebook.com/).
Хочешь бонусы за покупки? Оформи Прозрачную карту! (Реклама банка «Ренессанс Кредит» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).
Тексты, в которых используются формы повелительного наклонения множественного числа, чаще всего обозначают процессы продажи и покупки товара или услуги, дают информацию о новых товарах и их положительных качествах, показывают, каким образом можно вступить в контакт с рекламодателем с целью покупки товара или услуги.
Заполните заявку и получите деньги уже сегодня! (Реклама «MyCreditCalkulator.ru» на сайте http://www.vk.com).
Посмотрите, как рождается парикмахерское искусство L'Oreal Professionnel! (Реклама L'Oreal Professionnel на сайте http://www.facebook.com/).
Глаголы в форме изъявительного наклонения способствуют осуществлению речевого воздействия посредством форм настоящего времени 3 лица единственного числа, которые указывают, какие операции и функции может выполнять рекламируемый товар.
Nina приглашает тебя в свой волшебный мир, наполненный прекрасными ароматами! (Реклама парфюмерии Nina Ricci на сайте http://www.facebook.com/)
Посмотрите, как рождается парикмахерское искусство L'Oreal Professionnel! (Реклама L'Oreal Professionnel на сайте http://www.facebook.com/).
Важную роль в рекламном тексте играет имя прилагательное. Эта часть речи используется для описания признаков и свойства товара, обозначенного именем существительным. Относительные прилагательные служат для называния объективных свойств рекламируемого объекта (материал, способ изготовления, структура, назначение, особенности функционирования и т.д.).
Вечерние платья от Bonprix. Лучшие отзывы покупателей! (Реклама интернет-магазина Bonprix на сайте http://www.vk.com)
Перукуа - автор вокальной йоги и семинаров для женщин (Реклама магазина «Библио-глобус» на сайте http://www.facebook.com)
Качественные прилагательные выполняют оценочно-характеризующую функцию. Выступая в качестве средства привлечения внимания к положительным качествам товара, оценочные прилагательные выполняют важную роль в создании перлокутивного эффекта рекламного текста.
Nina приглашает тебя в свой волшебный мир, наполненный прекрасными ароматами! (Реклама парфюмерии «Nina Ricci» на сайте http://www.facebook.com/)
Легче, ярче, солнечнее! Все любимые бренды обуви у нас! (Реклама интернет-магазина обуви Sapato на сайте http://www.odnoklassniki.ru/).
В процессе дальнейшего исследования мы планируем выявить специфику языка современной интернет-рекламы, проанализировать и систематизировать языковой материал, более глубоко изучить и описать грамматические и семантические свойства самостоятельных частей речи языка рекламных текстов.
Библиографический список
1. Романов, А. А. Учебное пособие по дисциплине «Реклама. Интернет-реклама»/Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 168 с.
2. Федеральный закон «О рекламе»: текст с изменениями и дополнениями на 2010 год. - М. : Эксмо, 2010. - 64 с. - (Российское законодательство).
3. Хайдарова В. Ф. Становление лексико-фразеологического корпуса интернет-языка как синергетический процесс: автореф. дис. ... канд. филол. наук/ В.Ф. Хайдарова. - Магнитогорск, 2011. - 220 с.
4. Boyd, D. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship/ Boyd, D., Ellison, N. // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Т. 13. - № 1. С. 210-230.
Bibliography
1. Boyd, D. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship/ Boyd, D., Ellison, N. // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Т. 13. - № 1. С. 210-230.
2. Federal Law «On Advertising»: text as amended by 2010. - M., Eksmo, 2010. - 64 p. - (Russian legislation).
3. Khajdarova, V. F. The formation of lexical and phraseological body language Internet as a synergetic process: candidate of Philological Sciences thesis abstract/ V. F. Khajdarova. - Magnitogorsk, 2011. - 220 p.
4. Romanov, A. A. The manual on the subject «Advertising. Internet Advertis-ing» / Moscow International Institute of Econometrics, computer science, finance and law. - М., 2003. - 168 p.