Научная статья на тему 'Языковые особенности афоризмов Л. Н. Толстого и возможности их использования в качестве дидактического материала на уроках русского языка в 7-9 классах'

Языковые особенности афоризмов Л. Н. Толстого и возможности их использования в качестве дидактического материала на уроках русского языка в 7-9 классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
335
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФОРИСТИКА ТОЛСТОГО / ЛЕКСИКА АФОРИЗМОВ ТОЛСТОГО / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЛОВ / АРХАИЗМЫ / АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕМАТИКА АФОРИЗМОВ ТОЛСТОГО / TOLSTOY''S AFORISTIKA / LEXICON OF APHORISMS OF TOLSTOY / GRAMMATICAL FORMS OF WORDS / ARCHAISMS / AUTHOR''S EDUCATIONS / SUBJECT OF APHORISMS OF TOLSTOY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подосинникова Руслана Викторовна, Бучельникова Екатерина Васильевна

Статья посвящена анализу языковых особенностей афоризмов Л.Н. Толстого. Отмечаются источники афоризмов автора, их исторический строй и композиция, лексические особенности и тематика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Подосинникова Руслана Викторовна, Бучельникова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE FEATURES OF APHORISMS OF L.N. THICK AND POSSIBILITIES OF THEIR USE AS DIDACTIC MATERIAL AT RUSSIAN LESSONS IN 7-9 CLASSES

Article is devoted to the analysis of language features of aphorisms of L.N. Tolstoy. Sources of aphorisms of the author, their historical system and composition, lexical features and subject are noted

Текст научной работы на тему «Языковые особенности афоризмов Л. Н. Толстого и возможности их использования в качестве дидактического материала на уроках русского языка в 7-9 классах»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

УДК 81.2

Подосинникова Руслана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Курского государственного университета, e-mail: rus.gol@mail.ru.

Бучельникова Екатерина Васильевна, студент 4 курса филологического факультета Курского государственного университета, e-mail: katirina. 19131. bk@mail .ru.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АФОРИЗМОВ Л.Н. ТОЛСТОГО И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-9

КЛАССАХ

Аннотация: статья посвящена анализу языковых особенностей афоризмов Л.Н. Толстого. Отмечаются источники афоризмов автора, их исторический строй и композиция, лексические особенности и тематика.

Ключевые слова: афористика Толстого, лексика афоризмов Толстого, грамматические формы слов, архаизмы, авторские образования, тематика афоризмов Толстого.

Podosinnikova R.V., Candidate of Philology, associate professor of Russian of the Kursk state university,

e-mail: rus.gol@mail.ru.

Buchelnikova E.V., student 4 courses of philological faculty of the Kursk state university,

e-mail: katirina. 19131.bk@mail .ru.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 LANGUAGE FEATURES OF APHORISMS OF L.N. THICK AND POSSIBILITIES OF THEIR USE AS DIDACTIC MATERIAL AT RUSSIAN

LESSONS IN 7-9 CLASSES

Summary: article is devoted to the analysis of language features of aphorisms of L.N. Tolstoy. Sources of aphorisms of the author, their historical system and composition, lexical features and subject are noted.

Keywords: Tolstoy's aforistika, lexicon of aphorisms of Tolstoy, grammatical forms of words, archaisms, author's educations, subject of aphorisms of Tolstoy.

Л.Н. Толстого по праву можно назвать мастером афористической мысли. Творческое наследие Льва Николаевича Толстого огромно и многогранно. Самое крупнейшее собрание сочинений насчитывает 90 томов: художественные произведения, педагогические статьи, азбука и книги для чтения, статьи, дневники и записные книжки, письма. К числу афористических сочинений можно отнести несколько сборников изречений, а именно: «Мысли мудрых людей на каждый день» (39 и 40 тома), («Круг чтения» (41 и 42 тома), «На каждый день» (43 и 44 тома) и «Путь жизни» (45 том).

Мысль о создании подобных сборников зародилась у Толстого задолго до их появления на свет. В его «Дневнике» имеется запись от 15 марта 1884 года о необходимости создания «Круга чтения». К этой мысли он не раз возвращался позже, однако приступил к работе лишь в начале XX века.

Как отмечают исследователи творчества Л.Н. Толстого, его

афористические книги в значительной своей части состоят из афоризмов самого

Толстого и мыслей, заимствованных у других авторов, сильно им

переработанных, иногда до полной неузнаваемости [Русская афористика конца

XIX - начала XX веков]. Толстой вполне сознательно черпал афоризмы из

мировой литературы и видоизменял их. В предисловии к «Кругу чтения» он

писал: «Мысли, собранные здесь, взяты мною из очень большого количества

сочинений и сборников мыслей. Часто я переводил мысли авторов не с ISSN: 2499-9911 2

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 подлинников, а с переводов на другие языки, и потому переводы мои могут оказаться не вполне верны подлинникам. Другая причина, по которой мысли эти могут не вполне соответствовать подлинникам, в том, что, выбирая часто отдельные мысли из длинного рассуждения, я должен был, для ясности и цельности впечатления, выпускать некоторые слова и предложения и иногда не только заменять одни слова другими, но и выражать мысль вполне своими словами, так как цель моей книги состоит не в том, чтобы дать точные словесные переводы писателей, а в том, чтобы, воспользовавшись великими, плодотворными мыслями разных писателей, дать большому числу читателей доступный им ежедневный круг чтения, возбуждающего лучшие мысли и чувства» [Круг чтения: 9-10].

Исследователь творчества Толстого Н.Н. Гусев подтверждает, что когда Толстой в своем труде приводил изречения других мыслителей, его авторство в этих мыслях было очень значительно. Весьма немного чужих мыслей помещено Толстым без всяких изменений. Далее он отмечает, что в этом вопросе Толстой руководствовался теми же соображениями, о

которых писал В.Г. Черткову: «Надо только как можно смелее обращаться с подлинником, ставить выше Божью правду, чем авторитет писателя» [Русская афористика конца XIX - начала XX веков]. Значительно преобразованные мысли Толстой подписывал «По Канту», «По Руссо» и так далее, и это означает, что мысль лишь навеяна кем-то, но создана Толстым.

Многие афоризмы Л.Н. Толстого строятся из двух частей: конкретной мысли и итогового заключения. В заключение обычно содержится авторская оценка первой части. Афоризм имеет как бы два аспекта, часто находящихся между собой в конфликте. Например: Истинная доброта не только добродетель и радость, но и орудие борьбы, гораздо более могущественное, чем насилие. (На каждый день, 1906-1910) В данном афоризме оппозиция истинная доброта - насилие. По мнению автора, доброта есть орудие борьбы, превосходящее по силе насилие.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

Многофункциональность и многогранность афоризмов обусловливает разнообразие способов их введения на уроках русского языка. Тематика афористики обширна, на ней лежит отпечаток эпохи, отражаются исторические события, в которых она возникает. Афоризмы могут освещать философские вопросы, иметь острое политическое содержание, трактовать этические проблемы или касаться бытовых ситуаций (см.: [Федоренко 1990]).

Неоспорима воспитательная роль афоризмов: они расширяют мышление и кругозор, духовные запросы людей, формируют моральные убеждения. Иной афоризм, по расхожему мнению, может заменить собой целую лекцию. И это высказывание справедливо. Афоризмы в силу своей лаконичности побуждают читателя к собственному размышлению, являясь своеобразным катализатором мысли, ускорителем процесса возникновения ассоциаций и идей. Афоризмы учат мыслить и вместе с тем говорить. Предельная экономия слов, глубина семантики, яркая образность делают афоризмы стилистическими шедеврами, которые становятся действенным средством в борьбе с однообразием и серостью человеческой речи [Самохвалова]. Именно поэтому афоризмы постоянно используют на уроках русского языка и литературы.

Важность обращения к жанру афоризма на уроке русского языка подчеркивали многие педагоги и методисты. Так, Л.И. Поливанов (1838-1899 гг.) - русский педагог, литературовед - отмечал, что, подбирая образцы текстов для работы с детьми, предпочитает пословицы, поговорки, афоризмы, так как считает их использование вполне целесообразным в

воспитательных целях. Многие педагоги говорили о том, что цельности и единства урока зачастую можно добиться, начав урок с анализа высказывания [Филиппова].

Исследователь Е.А. Попова называет афоризмы прецедентными текстами и считает, что знание таких текстов «свидетельствует о принадлежности человека к определенной социально-культурной группе, своей нации, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры» [Попова 2007: 44-50]).

ISSN: 2499-9911 4

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

Анализ действующих УМК по русскому языку показал, что афоризмы рассматриваются в учебной программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой в 5, 7 и 8 классах. Их изучению отводятся порой отдельные темы [Ладыженская 2015]. Более подробно их рассматривают в курсе школьной риторики под редакцией Т.А. Ладыженской. Им посвящены отдельные темы в 7, 8 и 10 классах [Ладыженская 2012 ].

Разнообразные задания, отсылки к сети Интернет, наличие словарика афоризмов в 9 классе позволяет сформировать у обучающихся потребность в обращении к афоризмам и интерес к этому жанру. Тщательно подобранные афоризмы в упражнениях позволяют не только выполнять задания, связанные непосредственно с темой урока, но и выполняют воспитательную функцию, заставляют задуматься, сделать выводы, сформировать собственную точку зрения, жизненную позицию, расширяют словарный запас, эрудицию. Так, во многих заданиях авторы предлагают объяснить смысл афоризма, согласиться или не согласиться с ним, аргументировать свой ответ. Обращение к афоризмам может способствовать формированию дополнительных знаний о каком-либо лингвистическом явлении, доказывать важность изучения определенных разделов языкознания. Как видим, в современных УМК работе над афористикой отводится особое место. Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, по мнению авторов учебника, способствуют качественной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ без постоянного использования тестовых заданий, заучиваний сухого теоретического материала. Данные упражнения могут использоваться учителем в качестве дополнительного материала и в классах, обучающихся по другим УМК.

Произведения Л.Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса как

в общеобразовательных, так и в профильных классах. Обращение

к афористике Л.Н. Толстого на уроках русского языка может поспособствовать

более глубокому освоению материала, пониманию авторской позиции,

запоминанию биографических сведений. Афористике Л.Н. Толстого можно

посвятить отдельное внеклассное занятие по литературе, разработать ISSN: 2499-9911 5

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 комбинированный урок по русскому языку и литературе, посвященный творчеству писателя. В старших классах можно коснуться отношения Л.Н. Толстого к церкви, религии, Богу.

Как правило, афоризмы Льва Николаевича Толстого состоят из сложных предложений с разными типами связи. Поэтому их можно использовать в качестве дидактического материала на уроках по изучению синтаксиса сложного предложения. Приведем несколько примеров.

Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить. (Путь к жизни, 1910)

Наша жизнь бывает хороша или дурна от того, каковы наши мысли. И потому для того, чтобы жить хорошо, для души, человеку надо работать над мыслями, не поддаваться дурным мыслям. (На каждый день, 1906-1910)

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро для своей души. (На каждый день, 1906-1910)

Часть афоризмов может послужить дидактическим материалом для синтаксического разбора предложения, расстановки знаков препинания:

Смотрите ( ) не ссорьтесь. Всякое слово ( ) произнесенное друг другу недовольным голосом ( ) взгляд недобрый ( ) все это не шутка. С этих мелочей начинаются раздоры ( ) то ( ) что больше всего портит нашу жизнь. (На каждый день, 1906-1910)

Различие между ядами вещественными и умственными в том ( ) что

большинство ядов вещественных противны на вкус ( ) яды же умственные ( ) в

виде газет и дурных книг ( ) к несчастию ( ) часто привлекательны. (На

каждый день, 1906-1910)

Лексика афоризмов Толстого в основном включает образные средства

русского языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение, т.е.

слова общеупотребительные. Узкоспециальные слова используются редко.

Также редко встречаются архаизмы. В качестве лингвистического материала ISSN: 2499-9911 6

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 афоризмы Л.Н. Толстого можно использовать для повторения художественно -образных средств:

Мысли часто приходят сами собой. Но мы можем не давать хода одним мыслям и давать ход другим (метафора). (На каждый день, 1906-1910)

Лучше знать немногое, но твердо, чем многое кое-как (противопоставление). (На каждый день, 1906-1910)

Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость (лексический повтор). (На каждый день, 1906-1910)

А также для повторения понятия архаизмы, например: Жизнь здесь — не юдоль плача, не место испытания, а нечто такое, лучше чего мы ничего не можем себе представить. Радость этой жизни бесконечна, только бы мы пользовались ею для того, для чего она дана нам. (Круг чтения, 1904-1908). Обратившись к словарям, нужно объяснить значение выделенного слова, а затем определить, архаизм это или историзм, попутно вспоминая определения этих понятий.

Интересно употребление автором некоторых грамматических форм слов, что тоже может стать предметом дискуссии на уроках по изучению морфологии и морфологических норм русского языка, материалом для создания проблемной ситуации на уроке:

Гордый человек все силы своего ума направляет на то, чтобы уверить себя в том, что он лучше других людей. А это не может быть правда. И потому, чем гордее человек, тем он бывает лживее. (На каждый день, 1906-1910)

В том, что можно пользоваться чужими мыслями и итти дальше, — сила человечества. (На каждый день, 1906-1910)

Когда слепой, глухой и немой девочке, которую выучили читать и писать по-ощупи, учительница объясняла, что такое любовь, она сказала: да, я понимаю - это то, что все люди всегда чувствуют друг к другу. (Путь жизни,1910)

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 В некоторых афоризмах можно проследить интересные авторские образования слов:

Самоуверенность сначала озадачивает людей. И в первое время люди

приписывают самоуверенному человеку то самое значение, которое он сам себе

приписывает. Но озадачение это проходит скоро. (Путь жизни, 1910)

Пьянство, курение, всякое умышленное одурманение - это страх перед

истиной. (На каждый день, 1906-1910)

Таким образом, афоризмы Л.Н. Толстого имеют сложное синтаксическое

строение, поэтому эффективно могут использоваться на уроках по изучению

синтаксиса. Специфичность употребления грамматических форм некоторых

слов, производных слов, наличие устаревшей лексики, актуальность мыслей

обусловливают возможность применения афоризмов автора на уроках изучения

лексики, словообразования, морфологии.

Работа над афоризмами интересна еще и тем, что множество из них

можно трактовать по-разному. В отличие от пословиц, афоризм может

содержать противоречие, каждый его может понять по-своему. Именно

поэтому афоризмы часто используются на уроках риторики, способствуя

развитию гибкости мышления, критичности восприятия, а также формируя

умение отстаивать свою точку зрения, правильно вести дебаты, споры. Все это

помогает обучающемуся сформировать коммуникативные компетенции,

правильное отношение к себе и окружающим.

Особое место занимает работа с афоризмами на уроках развития речи. Не

всегда легко бывает понять, объяснить смысл афоризма, аргументировать свой

ответ в письменной форме.

Особенно интересно обращение на уроках развития речи к афоризмам, в

которых Толстой преобразовывал чужие мысли. Обучающимся в качестве

дополнительного задания можно предложить, воспользовавшись Интернетом

или бумажными носителями, сравнить оригинальное авторское высказывание и

переработанный Л.Н. Толстым вариант. Например, высказывание немецкого

писателя и ученого Г.К. Лихтенберга «Вера в бога такой же естественный для ISSN: 2499-9911 8

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 человека инстинкт, как и ходьба на двух ногах» Л.Н. Толстой дополнил собственным суждением: Вера в бога так же свойственна природе человека, как способность его ходить на двух ногах; вера эта может у некоторых людей видоизменяться и даже совсем заглохнуть, но, как общее правило, она существует и необходима для разумной жизни. По Лихтенбергу.

В методической разработке учителя русского языка и литературы С.В. Самохваловой представлена интересная система работы с афоризмами: для анализа она предлагает афоризмы выдающихся деятелей науки, искусства, литературы. Сопровождает их краткой характеристикой заслуг авторов афоризмов перед обществом, их личных качеств. Далее дает задания на определение авторской позиции, степени актуальности афоризма, стилистических приёмов, применяемых в данном произведении; на формулировку и аргументацию собственного отношения к проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективными и интересными являются задания, предлагающие обучающимся самостоятельно подобрать афоризм к прочитанному тексту, афоризм, наиболее точно характеризующий определенные явления в современном обществе. Сравнительный анализ двух афоризмов, схожих по тематике, но отражающих разные взгляды авторов на проблему, поможет обучающимся выбрать наиболее близкую для себя точку зрения, аргументировать собственную позицию.

Обширная тематика афоризмов Л.Н. Толстого (богатство, вера, гордость, доброта, милосердие, жизнь, искусство, истина, книги, чтение, любовь, мысли, наказание, общественное мнение, пища, правда, ложь, слово, спор, труд, учение, знания, наука и др.) дает богатые возможности для решения воспитательных задач. Обращаясь к содержанию многих афоризмов, можно вовлекать обучающихся в рассуждения на морально-нравственные темы:

Люди ищут богатства, а если бы они только знали, сколько добра теряют люди, наживая богатство и живя в нем, они бы старались избавиться от богатства с таким же усердием, с каким теперь стараются добиться его. (Путь к жизни, 1910)

ISSN: 2499-9911 9

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

Для истинной веры не нужно ни великолепных храмов, ни золотых украшений, ни органов, ни пения. Напротив, истинная вера входит в сердце всегда в тишине и уединении. (На каждый день, 1906-1910)

Большая часть зла на свете от этой глупой гордости. От нее и ссоры людей с людьми и семей с семьями и войны народов с народами. (Путь жизни,1910)

Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость. (На каждый день, 1906-1910)

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?» Афоризмы автора направлены на то, чтобы стать жизненным ориентиром, сказать о том, как должно жить.

Работа с афоризмами расширяет кругозор учащихся, дает возможность применять для аргументации знания, полученные при изучении разных предметов школьного курса. Эти навыки способствуют формированию целостной картины мира, систематических межпредметных связей. Способность интерпретировать отрывок текста, которым является афоризм, строить речевое высказывание в письменной форме позволяет развивать у обучающихся навыки практического использования языковых средств, осуществлять компетентностный подход [Самохвалова].

Список источников:

1. Толстой Л.Н. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/ (дата обращения: 21.08.2016).

2. Толстой Л.Н. Мысли мудрых людей на каждый день [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/mysli-mudryh-ludey-na-kazhdiy-den/ (дата обращения: 28.08.2016).

ISSN: 2499-9911 10

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

3. Ладыженская Т.А. Русский язык: учеб. для общеобразоват. Учреждений (5, 6, 7, 8, 9 классы) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2015.

4. Ладыженская Т.А. Школьная риторика (5-7 классы). Риторика (8-10 классы) / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, Л.П. Алдонина - М.: Ювента, 2012.

5. Попова Е.А. Прецедентные тексты в обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2007. № 3. С. 44-50.

6. Русская афористика конца XIX — начала XX веков [Электронный ресурс]. URL:http:// www.greatmind.info/articles.php?aid=22 (дата обращения: 25.08.2016).

7. Самохвалова С.В. Методическая разработка «Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/571264/ (дата обращения 25.09.2016).

8. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. М.: Наука, 1990.

419 с.

9. Филиппова Н.А. Афоризмы на уроках русского языка // Русский язык [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200200301 (дата обращения: 25.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.