Научная статья на тему 'Структурно-семантические особенности глаголов мышления в афоризмаx В. О. Ключевского'

Структурно-семантические особенности глаголов мышления в афоризмаx В. О. Ключевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФОРИЗМЫ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО / ГЛАГОЛЫ МЫШЛЕНИЯ / ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ С КОРНЕМ -УМ- / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО С КОРНЕМ --УЧ- / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО С ГЛАГОЛОМ ЗНАТЬ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО С КОРНЕМ -ДУМ- / ГЛАГОЛЫ И ГЛАГОЛЬНЫЕ СОЧЕТАНИЯ С КОРНЕМ -МЫСЛ-/МЫШЛ-/-СМЫСЛ / V.O. KLYUCHEVSKY''S APHORISMS / VERBS OF THINKING / VERBS AND VERBAL COMBINATIONS TO A ROOT MIND - / A FAMILY OF WORDS WITH A ROOT UCH- / TO KNOW A FAMILY OF WORDS WITH A VERB / A FAMILY OF WORDS WITH A ROOT THOUGHTS - / VERBS AND VERBAL COMBINATIONS TO A ROOT -МЫСЛ/ MYSHL-/-SENSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хохлова Елена Валерьевна

В статье описаны особенности семантики глаголов мышления, выявлены ядро и периферия глаголов и глагольных сочетаний с семантикой мышления в афоризмах В.О. Ключевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-SEMANTIC FEATURES OF VERBS OF THINKING IN V.O. KLYUCHEVSKY''S APHORISMS

In article features of semantics of verbs of thinking are described, the kernel and the periphery of verbs and verbal combinations to semantics of thinking in V.O. Klyuchevsky's aphorisms are revealed

Текст научной работы на тему «Структурно-семантические особенности глаголов мышления в афоризмаx В. О. Ключевского»

УДК 801

Хохлова Елена Валерьевна, студент 2 курса филологического факультета Курского государственного университета

e-mail: Lena.Hohlova.yelena@yandex.ru

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Курского государственного университета Подосинникова Руслана Викторовна, rus.gol@mail.ru.

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ МЫШЛЕНИЯ В АФОРИЗМАХ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО

Аннотация: в статье описаны особенности семантики глаголов мышления, выявлены ядро и периферия глаголов и глагольных сочетаний с семантикой мышления в афоризмах В.О. Ключевского.

Ключевые слова: афоризмы В.О. Ключевского, глаголы мышления, глаголов и глагольных сочетаний с корнем -ум-; словообразовательное гнездо с корнем --уч-; словообразовательное гнездо с глаголом знать; словообразовательное гнездо с корнем -дум-; глаголы и глагольные сочетания с корнем -мысл-/- мышл-/-смысл.

Khokhlova Elena Valeryevna, student 2 courses of philological faculty of the Kursk state university

e-mail: Lena.Hohlova.yelena@yandex.ru

The research supervisor - Candidate of Philology, the associate professor of the Kursk state university Podosinnikova Ruslana Viktorovna, rus.gol@mail.ru.

STRUCTURAL-SEMANTIC FEATURES OF VERBS OF THINKING IN V.O.

KLYUCHEVSKY'S APHORISMS

Summary: in article features of semantics of verbs of thinking are described, the kernel and the periphery of verbs and verbal combinations to semantics of

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 thinking in V.O. Klyuchevsky's aphorisms are revealed.

Keywords: V.O. Klyuchevsky's aphorisms, verbs of thinking, verbs and verbal combinations to a root - mind -; a family of words with a root - uch-; to know a family of words with a verb; a family of words with a root - thoughts -; verbs and verbal combinations to a root -мысл- / - myshl-/-sense.

Цель статьи - исследование структурно-семантических особенностей глаголов мышления в афоризмах В.О. Ключевского.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.) - один из самых видных российских историков либерального направления второй половины XIX века, «легенда» отечественной исторической науки, ординарный профессор Московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник - это далеко не полный перечень званий и характеристик В.О. Ключевского.

Человек глубоко верующий и неравнодушный к судьбам человечества, своей страны и отдельной личности, он оставил после себя не только ценное наследие (Курс лекций по русской истории, письма и журнальные публикации), но и светлые воспоминания в мемуарах современников ученого. Так вспоминал о нем композитор С.Н. Василенко: «Ключевский читал об эпохе Ивана Грозного. Это была не лекция, даже не захватывающий роман, а что-то, чему нет названия, - гениальное отображение ушедшей жизни. Кончилась лекция. Василий Осипович снова превратился в скромного, застенчивого человека, осторожно сходящего с кафедры под неистовый грохот аплодисментов всего зала» [Писатели].

Русская художница Е.Д. Поленова пишет в своих дневниках: «Сейчас возвратилась с лекции Ключевского. Какой талантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и прямо производит впечатление, будто это путешественник, который очень недавно побывал в XIII-XIV вв., приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах, и как живут там люди, и чем они интересуются, и чего добиваются, и какие они там»

[Писатели].

Умнейший философ, прекрасный оратор и скромный человек, В.О. Ключевский известен современным читателям как автор многочисленных афоризмов об истории и культуре России, о человеческой морали и духовности, об особенностях русской нации и о роли человека-гражданина в судьбе страны. «Тексты афоризмов В.О. Ключевского имеют большой культурологический потенциал, они репрезентуют культуру отношения к своей стране, ее истории, культуру отношения к труду, культуру человеческих взаимоотношений, культуру отношения к самому себе» [Канакина, Родионова 2007: 45-46].

Всего из 200 афоризмов В.О. Ключевского, размещенных в открытом доступе на сайте orator.ru [http://www.orator.ru/klyuchevskiy.html], нами выявлено 65 афоризмов с глаголами мышления или с глагольными сочетаниями, характеризующими интеллектуальную деятельность, что составляет около 30 % от всего корпуса афоризмов

Наиболее частотными являются глаголы понимать 20, уметь 4, разуметь 2, учить 4, отучать 2, знать 4, сознавать 2, размышлять 4, найти смысл 2, помнить 2, думать 4; исправлять 2; рассуждать 2.

Весь корпус выявленного материала выглядит так (приведем перечень глаголов по словообразовательным гнездам и в порядке убывания частотности): понимать 20; уметь 4, разуметь 2, стать умным 2, жить своим умом, заменить (ум), обнаруживать (ум), прослыть умным, сходить с ума, считать себя умным; учить 4, отучать 2, научить, приучать; знать 4, сознавать 2, осознавать, познавать, признавать себя (дурой), узнавать; думать 4; размышлять 4, найти смысл 2, мыслить; помнить 2, вспоминать, напомнить; исправлять 2; рассуждать 2; написать, писать; одурачить, одуреть, перестать быть дураком; идеализировать, вести за собой, вообразить, наказывать, обозвать, преподавать, решать, скрыть.

Очевидно, что самым частотным глаголом в нашей классификации является глагол понимать - 20 словоупотреблений (оговоримся, что здесь и далее при подсчетах мы учитываем все личные и неличные формы глагола, а также особые формы глагола, т.е. причастия и деепричастия). Приведем для наглядности некоторые контексты.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

- Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

- В правду верят только мошенники, потому что верить можно в то, чего не понимаешь.

- Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти.

- Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.

- Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.

- Мудрено пишут только о том, чего не понимают.

- Когда не поймешь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он - несчастный.

- Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого

себя.

Как видим, глагол понимать в сочетании с разными лексемами во всех контекстах, кроме последнего, имеет значение 'познать, постигнуть умом' [РСС: 4: 241] и употребляется чаще с отрицательной частицей не, что говорит о сомнениях автора в возможности понимания между людьми.

Проблемы понимания всегда волновали философов и историков. Сам В.О. Ключевский много писал о понимании сущности исторического процесса. Во второй лекции своего знаменитого «Курса русской истории» он апеллировал к чувству человека, которое может быть воспитано пониманием своего исторического прошлого: «Определяя задачи и направление своей

деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином» (цит. по: [Ключевский]). В последнем примере у глагола понимать отмечается значение 'хорошо знать, разбираться в чем-н.' [РСС: 4: 241].

Достаточно частотным является класс глаголов и глагольных сочетаний с корнем -ум-: уметь 4, разуметь 2, жить своим умом, заменить (ум), обнаруживать (ум), стать умным, сходить с ума, считать себя умным. Приведем

примеры:

- Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.

- Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.

- Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.

- Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры.

- Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный.

- Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.

- Часто бранят сочинение писателя только потому, что сами не умеют написать так.

- Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким.

Следующее словообразовательное гнездо формируется вокруг корня

--уч-: учить 4, отучать 2, научить, приучать. Приведем примеры:

- История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

- Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.

- Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.

- Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.

- Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.

Как видим, редко глагол учить один формирует когнитивный контекст, чаще он взаимодействует с объектными инфинитивами (учит познавать, приучает размышлять, отучает понимать, учит быть).

Далее рассмотрим состав словообразовательного гнезда с глаголом знать ('иметь сведения о ком-чём-н., быть осведомленным' [РСС: 4: 243]): знать 4,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 сознавать 2, осознавать, познавать, признавать себя (дурой), узнавать:

- В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

- Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.

- Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.

- Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.

Словообразовательное гнездо с корнем -дум- представлено только одним глаголом мышления думать 4:

- Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным.

- Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобиться напомнить о себе.

- ...Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.

Глаголы и глагольные сочетания с корнем -мысл-/- мышл-/-смысл-представлены группой из трех единиц: размышлять 4, найти смысл 2, мыслить:

- Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.

- Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.

- Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.

- Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.

Остальные глаголы мышления, которые мы отнесли к ядерной лексике, репрезентирующей интеллектуальный аспект семантики афоризмов

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 В.О. Ключевского, на основании семантической классификации русского глагола [РСС: 4: 230-231], представлены единичными примерами. Разнообразие их вызывает безусловный исследовательский интерес.

Приведем некоторые афористичные контексты:

- Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.

- Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том.

- Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.

«Обращение В.О. Ключевского к афоризмам закономерно», - считают Г.И. Канакина и И.Г. Родионова, авторы статьи о феномене языка историка [Канакина, Родионова 2007: 45]. Структура афоризмов В.О. Ключевского позволяет проследить сам процесс мыслительной деятельности ученого, увидеть, говоря словами В.В. Виноградова «внезапный излом движения мысли» [Виноградов 1976: 51].

Таким образом, анализ структурно-семантических особенностей глаголов мышления в афоризмах В.О. Ключевского показал, что наиболее частотными в нашей классификации являются глаголы понимать, уметь, разуметь, учить, отучать, знать, сознавать, размышлять, найти смысл, помнить, думать; исправлять; рассуждать. Самый частотный глагол - понимать. Достаточно частотными являются классы глаголов и глагольных сочетаний с корнями -ум; -уч-; -зна-; -дум-; -мысл-/- мышл-/-смысл-. Остальные глаголы мышления представлены единичными примерами.

Список источников

1 Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М.: Наука, 1976. 512 с.

2 Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. Т. IV / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2003. 630 с. (далее -РСС).

3 Канакина Г.И., Родионова И.Г. Достойный ученик Ф. И. Буслаева

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 (феномен языка афоризмов В.О. Ключевского). // Филологические науки. 2007. № 4 (8). Гуманитарные науки. С. 44-47.

4 Ключевский В.О. Афоризмы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orator.ru/klyuchevskiy.html (дата обращения: 21.02.2018).

5 Ключевский В.О. // СМИ «Обозник». [Электронный ресурс]. URL: http://www.orator.ru/klyuchevskiy.html (дата обращения: 20.04.2018).

6 Писатели и люди искусства о В.О. Ключевском. [Электронный ресурс]. URL: http : //www. telenir.net/filosofij a/o_nravstvennosti_i_russkoi_kulture/p4. php (дата обращения: 23.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.