Научная статья на тему 'Языковой портфолио как средство формирования самообразовательной компетенции студентов-гуманитарного вуза в процессе обучения иностранным языкам'

Языковой портфолио как средство формирования самообразовательной компетенции студентов-гуманитарного вуза в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE / PRINCIPLES OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE / LANGUAGE PORTFOLIO / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитова Р. Р., Валеева Р. З.

Статья посвящена применению языкового портфолио как эффективного средства формирования самообра-зовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам. Авторами определена сущ-ность самообразовательной компетенции; представлены принципы формирования самообразовательной компе-тенции студентов вуза; описаны четыре компонента языкового портфолио; раскрыты особенности при-менения языкового портфолио в формировании самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения ИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LANGUAGE PORTFOLIO AS A MEANS OF FORMATION OF SELF-EDUCA-TIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

One of the most important tasks of Russian higher education is to provide the conscious activities of students in studying foreign languages and to create an effective motivation for it. The need to actively involve students in the learning process and to encourage independence in the foreign languages learning situation is of paramount importance. Effective language acquisition involves first of all, the ability independently, through the whole life to work on language learning, maintain and improve their knowledge and skills to develop their communicative and information culture. One of the most suitable means for supporting self-directed language learning, from our point of view, is language portfolio that provides tools for evaluating the learning processes and outcomes. The Language Portfolio offers new possibilities for supporting students’ self-directed language learning. The article aims to study the effectiveness of using the Russian Language Portfolio in promoting students’ independent language learning. The authors give the definition of the term "self-education", single out three components of a language portfolio and offer the Instructions section to the structure of the Russian Language Portfolio, define principles of formation of self-educational competence and reveal the features of the use of a language portfolio in the formation of self-educational competence of university students in the process of foreign language learning. The materials of the article may be useful for the teachers and lecturers to design courses on “Theory and methods of foreign language teaching”, “Technologies of foreign language teaching”.

Текст научной работы на тему «Языковой портфолио как средство формирования самообразовательной компетенции студентов-гуманитарного вуза в процессе обучения иностранным языкам»

УДК378

Р.Р.Сагитова, Р.З.Валеева

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРНОГО ВУЗа В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Статья посвящена применению языкового портфолио как эффективного средства формирования самообра-зовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам. Авторами определена сУЩ-ность самообразовательной компетенции; представлены принципы формирования самообразовательной компе-тенции студентов вуза; описаны четыре компонента языкового портфолио; раскрыты особенности при-менения языкового портфолио в формировании самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения ИЯ.

Ключевые слова. Самообразовательная компетенция, принципы формирования самообразовательной компетенции, языковой портфолио, иностранный язык.

Rimma Sagtova, Rosa Valeeva THE LANGUAGE PORTFOLIO AS A MEANS OF FORMATION OF SELF-EDUCA-TIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

One of the most important tasks of Russian higher education is to provide the conscious activities of students in studying foreign languages and to create an effective motivation for it. The need to actively involve students in the learning process and to encourage independence in the foreign languages learning situation is of paramount importance. Effective language acquisition involves first of all, the ability independently, through the whole life to work on language learning, maintain and improve their knowledge and skills to develop their communicative and information culture. One of the most suitable means for supporting self-directed language learning, from our point of view, is language portfolio that provides tools for evaluating the learning processes and outcomes. The Language Portfolio offers new possibilities for supporting students' self-directed language learning. The article aims to study the effectiveness of using the Russian Language Portfolio in promoting students' independent language learning. The authors give the definition of the term "self-education", single out three components of a language portfolio and offer the Instructions section to the structure of the Russian Language Portfolio, define principles of formation of self-educational competence and reveal the features of the use of a language portfolio in the formation of self-educational competence of university students in the process of foreign language learning. The materials of the article may be useful for the teachers and lecturers to design courses on "Theory and methods of foreign language teaching", 'Technologies of foreign language teaching".

Keywords: Self-educational competence, principles of formation of self-educational competence, language portfolio, foreign language.

Формирование единого образовательного пространства поставили перед современной высшей школой новые задачи, связанные с формированием у будущего специалиста готовности решать конкретные профессиональные задачи, планировать, эффективно реализовывать свою профессио-нальную деятельность и быть ответственным за ее результаты, что, в свою очередь, невозможно без формирования самообразовательной компетенции студентов вуза. В связи с этим наблюдается пере-ход от образования, центрированного на преподавание, к образованию, центрированному на учение, что актуализирует необходимость развития у студентов способности учиться и самооб-разовываться. В современном обществе непрерывное самообразование становится одним из главных условий прог-ресса человеческого общества, мира в целом и, конечно, условием жизненного успеха отдельно взятой личности. Особое значение приобретает самообразование в контексте обучения в течение всей жизни, при котором основным субъектом планирования, организации, регулирования и осуществления обра-зования может выступать только сам человек, а процесс образования перерастает в процесс самооб-разования [6, 7, 9, 10].

Социально-экономические преобразования в России существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Эффективное овладение иностранным языком предполагает в первую очередь, способность студента самостоятельно, на протяжении всей своей жизни изучать иностранный язык, поддерживать и улучшать свои знания и навыки, чтобы быть конкурентоспособным в условиях растущей глобализации рынка труда [1,4].

Целью нашего исследования является изучение эффективности использования языкового портфолио как средства, способствующего формированию у обучающихся потребности в языковом самообразовании, и создающего условия для их самообразовательной деятельности посредством включения рефлексивной самооценки собственной деятельности, в том числе самообразовательной. В рамках этого исследования, мы рассматриваем самообразовательную компетенцию как интегриро-ванную характеристику личности, включающую в себя знания, умения, способы, опыт самообра-зования, а также личностные качества, проявляющиеся в

потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональ-ной, социальной самореализации человека.

В процессе исследования нами были определены принципы формирования самообразовательной компетенции студентов вуза. Принцип ценностно-смысловой направленности предполагает, что самообразование личности является ценностью и должно быть наполнено личностным смыслом. Принцип системности основывается на упорядоченности и соподчиненности элементов и позволяет решать самообразовательные задачи реверсивным путем. Принцип персонификации предусматривает создание индивидуального стиля самообразовательной деятельности студента, когда студент сам не-посредственно принимает участие в выстраивании своего индивидуального образовательного марш-рута. Принцип непрерывности характеризуется включённостью личности в самообразовательный про-цесс в различные периоды его жизни. Принцип мобильности предусматривает подготовленность и способность студента адаптироваться к изменению условий самообразовательной деятельности [6, 7].

Одним их эффективных средств формирования самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам, с нашей точки зрения, является языковой портфолио. Применение языкового портфолио в высшей школе создает условия для построения студентами ин-дивидуальных образовательных маршрутов своего языкового образования. Индивидуальный образо-вательный маршрут рассматривается нами как целенаправленно проектируемая индивидуальная образовательная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта учебно-профессиональной деятельности, способствующая формированию его самообразовательной деятельности на основе пси-холого-педагогической поддержки его выбора в самореализации [5, 6].

В наиболее общих чертах портфолио можно охарактеризовать следующими признаками: 1) портфолио представляет собой набор материалов, отражающих самостоятельную работу студента; 2) портфолио разрабатывается совместно с преподавателем, научным руководителем и после собесе-дования утверждается как набор требований, параметров, характеристик размещаемых в нем мате-риалов; 3) каждая работа предваряется подробным и аргументированным объяснением причин и критериев выбора темы, ее практического назначения, может сопровождаться кратким комментарием и анализом, выявляющим ее положительные и отрицательные стороны; 4) автор портфолио приводит вариант самооценки (в форме рассуждений, заключений и их обоснований), анализ результатов работы [8, с. 77.].

Существуют различные типы портфолио. Анализ типов портфолио показывает, что если цель портфолио - демонстрация достижений, то в этом случае авторы говорят о портфолио достижений. Портфолио-отчет или портфолио работ представляет широкий спектр работ, его цель - показать, что студент справился с программой обучения. Рефлексивный портфолио, или портфолио самооценки, имеет своей целью обучение адекватной самооценке собственных достижений и возможностей, реф-лексию собственной деятельности. Если цель портфолио задается в рамках изучения конкретной темы и сама технология выступает как инструмент обратной связи в учебном процессе, то студентам предлагается работа над тематическим или проблемно-исследовательским портфолио [2, 3, 8].

На формирующем этапе нашего эксперимента, который был организован на базе ЧОУ ВПО «Ака-демия социального образования» (г. Казань), студентам было предложено использование языкового портфолио, на наш взгляд, наиболее оптимального и эффективного средства, способствующего фор-мированию самообразовательной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе. Следует отметить дидактические возможности применения языкового портфолио, направ-ленные на создание учебной среды, позволяющей студентам конструировать собственные знания; развивать способности самостоятельного мышления и действия; проводить мониторинг развития умений для фиксирования динамики развития студента в целом.

Языковой портфолио - это средство, которое помогает делать языковое обучение студентов более прозрачным, развивает рефлексию и возможность самооценки, а также помогает взять на себя большую ответственность за своё обучение иностранному языку [2]. Языковой портфолио был разработан и запущен в пилотирование по всей Европе во время проведения Общеевропейского года языков как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности. Традиционно языковой портфолио состоит из трёх частей: языкового паспорта (англ. Language Passport), языковой биографии (англ. Language Biography) и досье (англ. Dassier).

В ходе опытно-экспериментальной работы при составлении языкового портфолио вышеназванные рубрики выглядели следующим образом:

1. Языковой паспорт, представляющий собой документ, показывающий уровень владения иностранными языками на определенный момент. В данный раздел студенты заносят свои личные данные, данные о изучаемых языках, факты и опыт межкультурного общения, участие в конкурсах и олимпиадах, сданные экзамены и языковые сертификаты, оценки уровня владения ИЯ в настоящее время.

2. Языковая биография, отражающая историю изучения иностранного языка: как, где и когда студент изучал какой-либо язык. Данный раздел содержит контрольные листы самооценки по Евро-пейской шкале уровней владения языком. Контрольные листы самооценки позволяют оценить успехи студентов в изучении языков. Студенты самостоятельно отслеживают свой индивидуальный процесс обучения, корректируют его, ставят новые цели. Это способствует формированию автономности студента, способности самостоятельно учиться на протяжении жизни. В опытно-экспериментальной работе студенты в течение трех лет отмечали свои умения в индивидуальных оценочных листах.

3. Досье содержит материалы, которые кажутся интересными и информативными их обладателю и которые студент готов показать другим людям. В данном разделе мы использовали две рубрики: 1) коллектор, куда студенты помещали конкретные материалы об участии в проектах, наи-более удачные работы, сочинения, дипломы, свидетельства об окончании курсов; 2) рабочие матери-алы, где хранились образцы речевой и учебной деятельности, письменные работы, грамматические таблицы, схемы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы.

К трехкомпонентному языковому портфолио мы разработали и добавили четвертый компонент - памятки. Данный раздел состоит из следующих методических рекомендаций: организация учебного труда (правила само-образования, приемы рационального планирования времени, планирование времени над заданиями для самостоятельной работы, формы контроля своей работы и т.д.); работа с учебной информацией (работа с книгой статьёй, учебным пособием, приемы динамического чтения и скорочтения, работа с литературой, приёмы поиска информации и т.д.); работа с записями (схема напи-сания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминоло-гический словарь план, тезисы, конспект, лекция, реферат и т.д.); организация самообразовательной деятельности студентов по иностранному языку (работа с текстом, лексическим, грамматическим материалом, аудирование и т.д.) [6]. Все части портфолио взаимосвязаны и дополняют друг друга: сту-денты собирали работы в досье, анализировали их в языковой биографии и результаты достижений фиксировали в языковом паспорте.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что языковой портфолио де-лает языковое обучение студентов более прозрачным, развивает рефлексию и возможность само-оценки, самоконтроля, помогает взять на себя большую ответственность за своё обучение языку, что в целом, способствует формированию самообразовательной компетенции студентов. Ведение студен-тами индивидуальных языковых портфолио в процессе обучения иностранным языкам в высшей профессиональной школе позволило: отразить степень творческой активности студентов при изу-чении различных тем по иностранным языкам; проследить индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе обучения иностранным языкам; поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студента; поощрять активность и самостоятельность; сформировать умения и навыки в учебной деятельности, расширить возможности обучения и самообразования; развивать навыки реф-лексивной деятельности, а также обеспечило подход, при котором студенты смогли самостоятельно оценивать свое обучение.

Таким образом, применение языкового портфолио в процессе обучения иностранным языкам показало значительное повышение качества обучения иностранным языкам, развитие рефлексии студентов, их самооценки и самоконтроля. Мы убеждены, что использование языкового портфолио поможет эффективно подготовить студентов к их дальнейшему языковому самообразованию в течение всей жизни.

Литература:

1. Валеева Р.З. Теоретико-методологические 1. Valeeva R.Z. Teoretiko-metodologicheskie принципы развития иноязычной речевой principy razvitija inojazychnoj rechevoj dejatel'nosti деятельности студентов в формировании культуры studentov v formirovanii kul'tury mezhnacional'nogo межнационального общения // Вестник Казанского obshhenija // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo государственного университета культуры и universiteta kul'tury i iskusstva. - 2015. - № 1. - S.143-искусства. - 2015. - № 1. - С.143-145. 145

2. Little, David&Perclova, Radka. European Language Portfolio. Guide for Teachers and Teacher Trainers. Stras-bourg:ModernLanguage Division, 2001. http://culture2.coe.int/portfolio//documents/ELPguidetea cherstrai-ners.pdf

3. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А., Шайхутдинова Г.А. Портфолио педагога-куратора как технология оценки его воспитательной деятельности: методическое пособие. Казань: Изд-во «ООО Печать-Сервис XXI век», 2010. 133с.

4. Назмиева Э.И. Адаптационный потенциал зарубежных технологий иноязычной подготовки студентов в Российском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - №1. - С.53-58.

5. Сагитова Р.Р. Индивидуальные образовательные маршруты как форма совершенствования самообра-зовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №2. 4.1(115). - С.66-69.

6. Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов высшей школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 215 с.

7. Стратегические приоритеты модернизации российского профессионального образования в условиях его глобализации и интеграции. Коллективная монография, под научной редакцией доктора педагогических наук Г.В. Мухаметзяновой - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО. - 2012 - 152 с.

8. Тазутдинова Э.Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности: дис... канд. пед. наук. Казань. - 2010. - 153 с.

9. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. -2013. - №3. - С.33-39.

10. Фахрутдинова А.В., Маршева Т.В. Современные подходы к пониманию коммуникативных стратегий / А.В. Фахрутдинова, Т.В. Маршева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 6-2. - С. 185-188.

2. Little, David&Perclova, Radka. European Language Portfolio. Guide for Teachers and Teacher Trai-ners. Stras-bourg:ModernLanguage Division, 2001. http ://culture2. coe.int/portfolio//documents/ELPguidetea cherstrai-ners.pdf

3. Maslennikova V.Sh., Bogovarova V.A., Shajhutdinova G.A. Portfolio pedagoga-kuratora kak tehnologija ocenki ego vospitatel'noj dejatel'nosti: metodicheskoe posobie. Kazan': Izd-vo «OOO Pechat'-Servis XXI vek», 2010. 133s.

4. Nazmieva Je.I. Adaptacionnyj potential zarubezhnyh tehnologij inojazychnoj podgotovki studentov v Rossijskom vuze // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. - 2014. - №1. - S.53-58.

5. Sagitova R.R. Individual'nye obrazovatel'nye marshruty kak forma sovershenstvovanija samoobra-zovatel'noj kompetencii studentov vuza v processe obuchenija inostrannomu jazyku // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2016. - №2. Ch.1(115). -S.66-69.

6. Sagitova R.R. Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetencii studentov vysshej shkoly v processe izuchenija gumanitarnyh disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2011. 215 s.

7. Strategicheskie prioritety modernizacii rossijskogo professional'nogo obrazovanija v uslovijah ego globalizacii i integracii. Kollektivnaja monografija, pod nauchnoj redakciej doktora pedagogicheskih nauk G.V. Muhametzjanovoj - Kazan': Izdatel'stvo «Danis» IPP PO RAO. - 2012 - 152 s.

8. Tazutdinova Je.H. Uchebnyj portfolio v sisteme podgotovki studenta k budushhej pedagogicheskoj dejatel'nosti: dis... kand. ped. nauk. Kazan'. - 2010. -153 s.

9. Tregubova T.M. Komparativnye issledovanija v oblasti professional'nogo obrazovanija: osnovnye trendy i problemy adaptacii // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - №3. - S.33-39.

10. Fahrutdinova A.V., Marsheva T.V. Sovremennye podhody k ponimaniju kommunikativnyh strategij / A.V. Fahrutdinova, T.V. Marsheva // Novaja nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzgljad. - 2015. - № 6-2. - S. 185-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.