УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Р. Сагитова
Аннотация. В статье представлена модель формирования самообразовательной компетенции студентов вуза в условиях модернизации образования, рассматриваемая с позиции системного, компетентностного, лич-ностно-ориентированного подходов. Модель представлена как целостный интегративный конструкт, включающий в себя целевой, содержательный, технологический, оценочно -результативный блоки. Их основными компонентами являются цель, задачи, компоненты компетенции, интерактивные технологии, методы, формы, средства, критерии и их показатели. Раскрыты принципы формирования самообразовательной компетенции студентов вуза.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, модель формирования самообразовательной компетенции, самообразовательная компетенция, принципы формирования самообразовательной компетенции, спецкурс «Научись учиться», интерактивные технологии.
THE MODEL OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE
OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF
EDUCATION
R.R. Sagitova
Abstract. The article presents a model of formation of self-educational competence of university students in the conditions of modernization of education with the reference to the system, competence-based, personal-oriented approaches. The model is presented as a holistic integrative construct that includes target, content, technology, assessment and result units. Their basic components are the purpose, objectives, components of competence, interactive technologies, methods, forms, means, criteria and their indicators. The principles of the formation of self-educational competence of university students are disclosed.
Keywords: self-educational activity, model of formation of self-educational competence, self-educational competence, the principles of self-educational competence, the course "Learn to learn", interactive technology.
В условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство особенно актуальной становится задача развития самообразовательной деятельности студентов вуза. Стремительное развитие науки и техники требует от человека постоянного самосовершенствования: расширения кругозора, приобретения новых умений и готовности все время учиться [7]. В условиях перехода Российского высшего образования на двухуровневую профессиональную подготовку, основным условием достижения студентами профессиональной компетентности становится их вовлечение в самообразовательную деятельность. Реализация стандартов нового поколения в вузах выдвигает на первый план компетентностный подход, который предполагает комплексное освоение знаний и способов социально-профессиональной деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества, и государства в целом [1]. Отличительной осо-
бенностью государственных стандартов нового поколения является повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, изменение подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самообразовательной деятельности студентов. Вместе с тем, анализ литературы и результаты исследования данной проблемы показывает, что большинство студентов высших учебных заведений оказываются беспомощными перед быстро меняющимися и усложняющимися знаниями и условиями профессиональной деятельности и испытывают затруднения в организации своей самообразовательной деятельности.
Разработка и реализация модели позволит нам более эффективно организовать процесс формирования самообразовательной компетенции студентов вуза. Разработанная нами модель [4] рассматривается нами с позиции системного (В.П. Беспалько, В.И. Загвязин-ский, Т.И. Шамова, Э.Г. Юдин и др.), компетентностного (Л.А. Волович, Р.Х. Гильмеева,
В.Ш. Масленникова, Г.У. Матушанский, Г.В. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Н.А. Чита-лин и др.) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходов.
Структура представленной модели формирования самообразовательной компетенции студентов вуза представлена следующими взаимосвязанными блоками: целевым, содержательным, технологическим, оценочно-результативным. Их основными компонентами являются цель, задачи, компоненты компетенции, интерактивные технологии, методы, формы, средства, критерии и их показатели, взаимосвязь которых делает процесс формирования самообразовательной компетенции студентов вуза более эффективным. Рассмотрим смысловое наполнение структурных блоков данной модели.
Целевой блок модели обеспечивает формирование самообразовательной компетенции студентов вуза через умение определения цели, постановки задачи как результата, которого должен достичь студент, как деятельности, которую он сможет выполнять в процессе изучения учебных дисциплин. Целью разработанной нами модели является формирование самообразовательной компетенции студентов вуза. Эта цель конкретизирована через следующие задачи: 1) формирование положительных мотивов самообразования; 2) формирование готовности и способности к самообразованию, направленной на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей; 3) формирование необходимых знаний, умений, навыков и приемов самообразования; 4) формирование способностей к самосовершенствованию и самообразованию в течение всей жизни.
Теоретический анализ проблемы [1,2,3, 4,6], результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить следующие принципы формирования самообразовательной компетенции студентов вуза: 1) принцип ценностно-смысловой направленности, согласно которому самообразование личности является ценностью и должна быть наполнена личностным смыслом; 2) принцип системности предполагающий, что в самообразовании должна присутствовать определенная упорядоченность и соподчиненность элементов, позволяющая решать самообразовательные задачи; 3) принцип персонификации, основанный на создание индивидуального стиля самообразовательной деятельности студентов, студент сам непосредственно принимает
участие в выстраивании своего индивидуального образовательного маршрута; 4) принцип непрерывности, как характеристика включённости личности в самообразовательный процесс в различные периоды его жизни; 5) принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь учебной, аудиторной, внеаудиторной деятельности студентов; 6) принцип мобильности, предусматривающий подготовленность и способность студента адаптироваться к изменению условий образовательной деятельности.
Содержательный блок модели представляет собой совокупность компонентов самообразовательной компетенции студентов вуза: по-требностно-мотивационного, который включает потребность студента к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, способствует формированию комплекса мотивов, устойчивого интереса, обеспечивает положительное отношение и интерес к самообразованию, стремление к постоянному самообразованию, осознание личной и социальной значимости самообразовательной деятельности; ориентационно-когнитивного, который характеризует уровень знаний студента о сущности, формах, приемах, способах самообразования, уровень владения общеобразовательными, предметными и профессиональными знаниями, способность к непрерывному личному самообразованию характеризует знания потенциальных возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий; операционально-деятельностного, который предполагает овладение совокупностью конструктивно-проектировочных, организаторских, коммуникативных умений, умений самостоятельно организовывать свое самообразование, умение работать с информацией; рефлексивно-оценочного компонента предполагающего анализ и самооценку своей готовности к самообразованию, включает в себя адекватную оценку своих достижений, потребность в рефлексии самообразовательной деятельности. Формирование компонентов самообразовательной компетенции студентов вуза осуществлялось нами в процессе реализации спецкурса «Научись учиться», построенного на основе модульной учебной программы. Курс включает 26 ч. аудиторных занятий, состоящих из лекций-презентаций и практических занятий и 8 ч. индивидуального тью-ториала. Данный спецкурс носит краткосрочный, чередующийся характер, представленный тремя учебными модулями. В первом модуле программы студенты знакомятся с теоретическими основами развития самообра-
зования, второй модуль посвящен проектированию индивидуальных образовательных маршрутов и технологии Европейского языкового портфолио, третий модуль включает в себя ознакомление с приемами организации самообразования студентов.
Технологический блок модели включает применение интерактивных технологий: проектное обучение, языковое портфолио, обучение в сотрудничестве, игровые, информационные и мультимедийные технологии. Формами реализации предложенной нами модели являются дискуссии, лекции-панели, лекции-консультации, лекции с применением обратной связи, семинары, самостоятельные работы, работы в группах, командах. В данной модели нами были использованы: метод проектов, кейс-метод, метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, работа в малых группах. В качестве средств обучения мы использовали фонды электронных каталогов библиотек, глобальной сети Интернет; материалы медиатеки, интерактивные мультимедийные учебные пособия (мультимедиа-, аудио-, видеоматериалы).
Оценочно-результативный блок модели формирования самообразовательной компетенции представлен критериями оценки эффективности сформированной самообразовательной компетенции студентов вуза. В качестве критериев оценки эффективности процесса формирования у студентов самообразовательной компетенции мы рассматриваем мотивационный, предполагающий наличие у студентов комплекса мотивов, побуждающих к самообразовательной деятельности; потребности к постоянному самообразованию; осознание личной и социальной значимости самообразовательной деятельности. Когнитивный критерий включает сформированность системы знаний основных теорий и положений, позволяющих осуществлять самообразование; знаний о формах, приемах, способов самообразования; знаний потенциальных возможностях современных информационно-телекоммуникационных технологий. Дея-тельностный критерий связан с овладением комплекса умений и навыков самообразования, а именно: умение планировать и осуществлять своё самообразование (владение приемами самообразования); умение работать с информацией: владение современными методами и способами поиска, сбора, обработки информации; критического осмысления информации; умение осуществлять внутри-предметные и межпредметные связи, систематизировать их; умение самостоятельно на-
ходить оптимальные решения самообразовательных задач. Рефлексивный критерий выявляет степень умения осуществлять рефлексию своего самообразования: умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку самообразования; рефлексию, корректировку самообразовательной деятельности. Данный блок модели формирования самообразовательной компетенции обеспечивает двустороннюю связь преподавателя со студентами и получение информации об уровне развития самообразовательной компетенции (воспроизводящий, интерпретирующий, креативный), а также способствует развитию умения студента выполнять коррекцию, уточнение поставленных самообразовательных целей, способов действий по достижению этих целей, оценки результата самообразовательной деятельности.
Разработанные нами модель проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, организованной на базе ЧОУ ВПО «Академия социального образования» (г. Казань) (экспериментальная группа - 67 студентов) и ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Казань) (контрольная группа 104 студента) [4]. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что реализация разработанной нами модели повысила эффективность формирования самообразовательной компетенции студентов вуза. Динамика уровней сфор-мированности самообразовательной компетенции студентов до и после проведения формирующего этапа эксперимента показала различие исследуемых параметров в пользу экспериментальной группы. По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что внедрение разработанной нами модели формирования самообразовательной компетенции способствует повышению уровня сформированности самообразовательной компетенции студентов вуза.
Таким образом, представленная нами модель формирования самообразовательной компетенции студентов вуза, включающая в себя целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативные блоки, отличается гибкостью и вариативностью, что позволяет быстро реагировать не только на изменения, происходящие в обществе, но и на требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалистов, а также позволяет обеспечить эффективное формирование самообразовательной компетенции студентов высшей школы.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х., Волович Л.А., Тихонова Л.П. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Казанский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 75 - 90.
2. Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании // Под ред. академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В. Мухаметзяновой / коллективная монография. Казань: Изд-во «Печать-сервис XXI». -2013. -356 с.
3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Отв. ред. Н.Б. Пугачева. Казань: «Идел-Пресс». 2008.608 с.
4. Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов высшей школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин: авто-реф. дисс... канд. пед. наук. Казань. -2011. -22 с.
5. Стратегические приоритеты модернизации российского профессионального образования в условиях его глобализации и интеграции: Г.В. Муха-метзянова [и др.]; под научной редакцией доктора педагогических наук Г.В. Мухаметзяновой. Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО. 2012. -152 с.
6. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. 2013. -№3. - С. 33-39.
References:
1. Gil'meeva R.H., Volovich L.A., Tihonova L.P. Formirovanie kljuchevyh professional'nyh kompe-tencij studentov v uchrezhdenijah srednego profession-al'nogo obrazovanija v processe prepodavanija gumani-tarnyh disciplin // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2009. № 1. S. 75 - 90.
2. Integracionnye processy v sovremennom pro-fessional'nom obrazovanii // Pod red. akademika RAO, doktora pedagogicheskih nauk, professora G.V. Mu-hametzjanovoj / kollektivnaja monografija. Kazan': Izd-vo «Pechat'-servis XXI». 2013. 356 s.
3. Muhametzjanova G.V. Professional'noe obra-zovanie: sistemnyj vzgljad na problemu / Otv. red. N.B. Pugacheva. Kazan': «Idel-Press». 2008. 608 s.
4. Sagitova R.R. Formirovanie samoobrazova-tel'noj kompetencii studentov vysshej shkoly v processe izuchenija gumanitarnyh disciplin: avtoref. diss... kand. ped. nauk. Kazan'. 2011. 22 s.
5. Strategicheskie prioritety modernizacii ros-sijskogo professional'nogo obrazovanija v uslovijah ego globalizacii i integracii: G.V. Muhametzjanova [i dr.]; pod nauchnoj redakciej doktora pedagogicheskih nauk G.V. Muhametzjanovoj. Kazan': Izdatel'stvo «Danis» IPP PO RAO. 2012. 152 s.
6. Tregubova T.M. Komparativnye issledovanija v oblasti professional'nogo obrazovanija: osnovnye trendy i problemy adaptacii // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. №3. S.33-39.
Сведения об авторе:
Сагитова Римма Раисовна (г.Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германских языков и международной коммуникации, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Sagitova R.R. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical science, associate professor, department of Romanic and Germanic languages and International Communication, the Institute of the International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga) Federal University, e-mail: [email protected]