Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЙ КОУЧИНГ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД'

ЯЗЫКОВОЙ КОУЧИНГ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ КОУЧИНГ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ SMARTER / МОДЕЛЬ GROW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова И.А.

Рассмотрен языковой коучинг как формат обучения английскому языку, в процессе которого происходит формирование мотивации, умение противостоять стрессам, ставить цели и задачи. Проанализированы технологии коучинга, представляющие эффективность в иноязычном образовании. В заключении отмечено, что языковой коучинг направлен на повышение продуктивности работы преподавателя, основываясь на принципах личностно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE COACHING AS A COMPREHENSIVE APPROACH

Language coaching is considered as a format of teaching English. The coaching technologies that represent effectiveness in foreign language education are analyzed. In conclusion, it was noted that language coaching is aimed at increasing teacher’s work productivity based on the principles of a student-centered approach.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЙ КОУЧИНГ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД»

первую очередь, они должны ставить во внимание личность ребенка и его потребности [3].

Одним из важных требований к новым разрабатываемым программам является тот факт, что они должны соответствовать государственной образовательной политики, и общественной потребности, то есть являться актуальными для общества в целом. Современные подходы, согласно нормативным документам, предполагают:

1. Особое внимание уделять развитию комплекса углубленного и профильного обучения;

2. Учитывать конкретные интересы детей и отражать это в структуре, содержании, и реализации программы;

3. Применять элементы научного исследования, а также учитывать новые информационные образовательные технологии;

4. Уделять особое внимание проведению досуга различных групп детей, а также раскрытие их творческих способностей;

5. Обратить внимание на одаренных детей, разработать методы по выявлению и поддержки одаренности;

6. Применять электронные ресурсы при разработке программы. Это поможет охватить разный контингент детей [2, c.85].

Подводя итог, можно сказать, что сегодня особенно важно внедрять в дополнительное образование детей модернизационный формат, а также формировать социально-культурное окружение для развития и социализации детей.

Таким образом, при разработке образовательных программ следует ориентироваться не только на личностные качества ребенка, но и учитывать направление государственной образовательной политики. Данная ориентированность позволяет разрабатывать образовательные программы, которые будут отражать развитие общества и государства.

Список использованной литературы:

1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70733280/ (дата обращения 07.10.2022)

2. Буйлова, Л.Н. Современные тенденции обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Инновационная наука. - 2015. - №3. - С.83-87

3. Куприянов, Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://ipk74.ru/kafio/kvdo/download/32/ (Дата обращения 10.10.2022)

© Недоводиева Н.М., Никитина А.С., 2022

УДК 372.881.1

Спиридонова И.А.

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова

г. Севастополь, РФ

ЯЗЫКОВОЙ КОУЧИНГ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Аннотация

Рассмотрен языковой коучинг как формат обучения английскому языку, в процессе которого происходит формирование мотивации, умение противостоять стрессам, ставить цели и задачи.

Проанализированы технологии коучинга, представляющие эффективность в иноязычном образовании. В заключении отмечено, что языковой коучинг направлен на повышение продуктивности работы преподавателя, основываясь на принципах личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова

Языковой коучинг, иностранный язык, мотивация, целеполагание, психологический барьер общения,

технология SMARTER, модель GROW.

Spiridonova I.A.

P.S. Nakhimov Black Sea Higher Naval School

Sevastopol, RF

LANGUAGE COACHING AS A COMPREHENSIVE APPROACH

Abstract

Language coaching is considered as a format of teaching English. The coaching technologies that represent effectiveness in foreign language education are analyzed. In conclusion, it was noted that language coaching is aimed at increasing teacher's work productivity based on the principles of a student-centered approach.

Keywords

language coaching, foreign language, motivation, goal setting, psychological barrier of communication,

SMART technology, GROW model.

В современных условиях работа в коучинговом формате позволяет сформировать у студентов осознанность действий, принятие ответственности за достижение целей. Актуальность данной темы заключается в том, что применение коучингового подхода обеспечивает высокую вовлеченность студентов в процессе изучения иностранного языка. Данный подход способствует развитию навыков «самоорганизации деятельности с учётом индивидуальности...» [5, с. 45].

Коучинг (от англ. coaching -консультирование, тренировка) - подход к организации учебного процесса, метод индивидуального обучения в форме интерактивного общения. Формами коучинга могут быть межличностное и групповое общение, дискуссия «вопрос-ответ», длительность которых определяется преподавателем.

«Запрос, исходящий от современного общества к образовательным технологиям, предлагает по-новому взглянуть как на роль педагога, так и на сам процесс обучения, что в свою очередь требует пересмотра компетенций преподавателя высшей школы» [3, с. 27]. Языковой коучинг - (language coach) -способен мобилизовать у студентов внутренний потенциал и оптимизировать время обучения. Это формат обучения английскому языку, студента учат управлять мотивацией, противостоять стрессовым ситуациям, управлять временем, ставить цели и задачи, а также осваивать необходимую грамматику и лексику. Метод коучинга - это способ раскрытия потенциала студента.

Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков изучали О.И. Лыткина, А.Ю. Пономарева [4]. А.С. Мельничук рассматривала пути использования коучинга в научном руководстве выпускными квалификационными работами. Коучинг как инновационную образовательную технологию исследовала Ю.Б. Кострова Основоположником коучинга считается Т. Голви — американский бизнес-тренер, который определил его как раскрытие потенциала человека. «Коучинг не учит, а помогает учиться» [9].

Об индивидуальном коучинге как способе повышения качества обучения писали зарубежные ученые: П. Карнейро, Я. Крус-Агуайо, Р. Интриаго, Х. Понсе, Н. Шади, С. Шодт [6], Я. Сильерс, Б. Флейш, Д.Котце, Н. Мохольване, С. Тейлор, Ц. Туларе [7], Т.А. Гловер, Л.А. Редди, К. Краус [8], Э.С. Ханно [10].

Цель данного исследования заключается в анализе языкового коучинга.

Языковой коучинг представляет собой эффективное, интересное, доступное изучение языка с использованием коучинговых техник. «Коучи» - преподаватели стремятся раскрыть внутреннюю энергию и студентов и фокусировать студентов на любых стимулах продвижения к цели, к достижении. Задача преподавателя иностранного языка заключается в расширении «зоны ближайшего развития» посредством коучинговых техник. Иностранный язык представляет собой процесс обучения, связанный с сознанием и мыслительной деятельностью студентов [11].

Основной функцией коуча считается содействие студенту в самостоятельной работе, помощь в постановке целей, задач, обеспечение сбалансированность активности [5].

Для постановки цели используется техника SMART (в переводе из англ. smart - умный): S (specific -особенный): необходимо конкретно сформулировать цель; M (measurable - измеримый) - следует определить, каковы пути достижения цели, это обеспечивает правильную оценку результата; A (attainable - достижимый) - цель для студентов должна быть достижимой. На каждом этапе ее усложняем, но, в любом случае, ее возможно достичь; R (relevant - уместный) - задачи, поставленные для выполнения цели, должны быть действительно выполнимы; T (time-bound - ограничение во времени) - управление временем, как одна из характеристик данной технологии, позволяет достичь цель за определенный период времени.

«Языковой коучинг» как комплексный подход к иноязычному обучению повышает осознанность деятельности и развитие навыков самоуправления. Преподавателю следует контролировать не только усвоение грамматики, лексики, но и препятствия к коммуникации - языковой и психологический барьеры, т.е. боязнь коммуникации на иностранном языке [11].

Ключевая функция коуча заключается в психологической поддержке студентов на пути к достижению цели - овладение иностранным языком. Задача преподавателя - исключить волнения за сделанные ошибки, мотивировать студентов, помочь добиться повышения эффективности проделанной работе. Одним из продуктивных технологий языкового коучинга является модель GROW (от англ. grow -расти). Данная технология позволят произвести оценку цели, можно воспользоваться методикой по достижению цели: G (goal - цель) - постановка цели; R (reality - реальность) - выявление реальных условий для достижения цели; O (obstacles - преграды) - анализ препятствий, мешающих исполнению цели; W (way forward - шаги вперед) - создание плана действий для преодоления препятствий.

Примерами инструментов коучинга могут быть:

1. Открытые и закрытые вопросы при повторении лексики.

Открытый (специальный) вопрос требует разъяснения. В иностранном языке он позволяет дать описание или выразить мнение для получения информации: What else can you say? Закрытые вопросы которые требуют краткого ответа: «да/нет», (общие вопросы): Do you want to say?

2. Модель - Т используется для конкретизации цели: вопросы расширения, например, студенты делятся на группы, где каждый студент задает вопрос. Сколько человек в группе, столько и вопросов. Но есть ограничения по времени. Затем фокусировка - выбирается только самый содержательный.

На заключительном этапе пройденной темы можно использовать «Колесо баланса» как инструмент коучинга. Студенты рисуют колесо (круг) и делят его на 8 сфер. Каждая сфера - это ось координат, в центре колеса (сферы должны быть в вашей "зоне ответственности"), на пересечении - 0, на вершине сферы 10. По всем сферам оценивается актуальное положение и отмечается на оси выбранной цифрой. Все точки соединяются линией. Планируются пошаговые действия для улучшения развития выбранной сферы. Колесо баланса может помочь расставить приоритеты, выбрать правильные шаги по достижению цели. Данный метод позволяет быстро оценить уровень владения знаниями по конкретной теме и

запланировать работу над пробелами в знаниях. Пример колеса баланса: иностранный язык, коммуникация, планирование, профессиональные знания, навыки и т.д.

Данные технологии, применяемые в изучении иностранных язык, не только способствуют эффективному освоению языка, но и преодолению психологического барьера общения - психическое состояние, которое проявляется в страхе совершить ошибку в общении, получить отрицательный отзыв и т.п., что препятствует достижению цели, выполнению задач и, в итоге, получению поставленных результатов. Эмоциональный механизм языкового барьера состоит в усилении отрицательных установок, что отражается на качестве иноязычного общения. Преподаватель-коуч поддерживает у студентов уверенность в своих силах и влияет на формирование адекватной самооценки.

В заключении следует сделать вывод, что в настоящее время наблюдается поиск эффективных подходов к обучению. В иноязычном образовании актуальность представляют активные методы обучения, среди которых можно выделить коучинг. Языковой коучинг направлен на повышение продуктивности работы преподавателя, предоставляя возможность психологически грамотно осуществить сопровождение студентов по образовательной траектории, при этом основываясь на принципах личностно-ориентированного подхода. Список использованной литературы:

1. Голви, У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, довольствие и мобильность на рабочем месте. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005

2. Еремина Н.В., Кабанова О.В., Терехова Г.В. Опыт лингвокоммуникативной подготовки студентов неязыковых специальностей. // Оренбургский государственный университет. 2015. № 2. С. 47-53.

3. Кострова Ю.Б. Коучинг как инновационная образовательная технология // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 2 (27). С. 27

4. Лыткина О. И., Пономарева А. Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019. № 4 (16). С. 40

5. Мельничук А. С. Использование коучинга в научном руководстве выпускными квалификационными работами студентов // Акмеология. 2016. № 2 (58).

6. Carneiro P., Cruz-Aguayo Y., Intriago R., Ponce J., Schady N., Schodt S. When promising interventions fail: Personalized coaching for teachers in a middle-income country. Journal of Public Economics Plus Volume 3. 2022 100012

7. Cilliers J., Fleisch B., Kotze J., Mohohlwane N., Taylor S., Thulare T. Can virtual replace in-person coaching? Experimental evidence on teacher professional development and student learning. Journal of Development Economics. Vol. 155 2022 102815 https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2021.102815.

8. Glover T.A., Reddy L.A., Crouse K. Instructional coaching actions that predict teacher classroom practices and student achievement. Journal of School Psychology. Volume 96. 2023 pp. 1-11 https://doi.org/10.1016/j.jsp.2022.10.006.

9. Gallwey W. T. The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace. Random House, 2001. 256 p

10.Hanno E.C. Patterns of preschool educators' beliefs and practices over the course of a coaching intervention. Journal of School Psychology. Vol. 92. 2022, pp. 96-120 https://doi.org/10.1016/j.jsp.2021.12.001

11.Mikhaylova A.G., Kokodey T.A. Students' motivation to learning by means of virtual environment // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2022. С. 116-119

© Спиридонова И.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.