Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ НЕОЛОГИЗМОВ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА)'

ЯЗЫКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ НЕОЛОГИЗМОВ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
263
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОРЕЙСКИЙ ЯЗЫК / НЕОЛОГИЗМЫ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мозоль Т. С.

Корейский язык в период пандемии переживает настоящий неологический бум. Материалом данного исследования послужили 292 неологизма, отобранные из южнокорейских интернет-ресурсов методом сплошной выборки. Неологизмы были разделены на три основные тематические группы (здравоохранение, социальная сфера, экономика). Отличительной особенностью номинативных процессов на современном этапе является множественность номинативных вариантов и попытка юмористического осмысления действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CREATIVITY IN THE ERA OF THE CORONAVIRUS (FOCUSING ON KOREAN LANGUAGE NEOLOGISMS)

The Korean language is experiencing a real neological boom in the era of the coronavirus pandemic. The present study has examined 292 neologisms from South Korean Internet resources selected by the method of continuous sampling. The neologisms were divided into three main thematic groups (health, society, economy). A distinctive feature of the nominative processes at the present time is the multiplicity of nominative options and a humorous interpretation of reality.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ НЕОЛОГИЗМОВ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА)»

УДК 811.531

DOI 10.52070/2542-2197_2021_4_846_154

Т. С. Мозоль

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры восточных языков переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета yoondanhee@gmail.com

языковое творчество в эпоху коронавируса

(на примере неологизмов корейского языка)

Корейский язык в период пандемии переживает настоящий неологический бум. Материалом данного исследования послужили 292 неологизма, отобранные из южнокорейских интернет-ресурсов методом сплошной выборки. Неологизмы были разделены на три основные тематические группы (здравоохранение, социальная сфера, экономика). Отличительной особенностью номинативных процессов на современном этапе является множественность номинативных вариантов и попытка юмористического осмысления действительности.

Ключевые слова: языковое творчество; корейский язык; неологизмы; пандемия коронавируса.

T. S. Mozol

PhD (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Oriental Languages, Faculty of Translation and Interpreting, Moscow State Linguistic University yoondanhee@gmail.com

LANGUAGE CREATIVITY IN THE ERA OF THE CORONAVIRUS (focusing on Korean language neologisms)

The Korean language is experiencing a real neological boom in the era of the coronavirus pandemic. The present study has examined 292 neologisms from South Korean Internet resources selected by the method of continuous sampling. The neologisms were divided into three main thematic groups (health, society, economy). A distinctive feature of the nominative processes at the present time is the multiplicity of nominative options and a humorous interpretation of reality.

Key words: language creativity; the Korean language; neologisms; Coronavirus pandemic.

Введение

Период пандемии COVID-19 останется в корейском языке как период неологического бума. Появление новых реалий действительности

в виде пандемии и мер по борьбе с ней потребовало соответствующего языкового выражения.

Появление новых слов, как следствие лингвокреативной деятельности, связано с различными факторами. Неологизация словаря обусловлена влиянием разных причин, в том числе и необходимостью отражения в языке современной картины мира. Языковое творчество в период пандемии стало также одним из способов адаптации людей к новой реальности и психологическим трудностям, позволившем через осмысление происходящего посредством языка снизить уровень тревоги и психологического напряжения. Кроме того, неологизмы эпохи пандемии позволили выражаться более экспрессивно и более содержательно. Изучение новых слов эпохи коронавируса является важным и актуальным, поскольку ковид-номинация будет развиваться и в 2021 г., «следует ее изучать и проектировать вектор развития, так как все это позволяет прогнозировать эволюцию формата коммуникации в целом» [Глущенко 2021].

В данной статье рассмотрено, в каких тематических областях и по каким причинам в корейском языке активно реализуется ковид-номинация, определяется ее функционал и потенциальные направления развития. Изучение ковид-неологизмов поможет изучению изменений в языковой картине корейцев в эпоху пандемии.

Материалом данного исследования послужили данные сплошной выборки из южнокорейских средств массовой информации (Chosun Ilbo, Chosun Biz, Ilyo Sinmun, Donga Ilbo, Mail Ilbo, новостных агентств YTN, SBS), материалы блогов Naver и Daum. В ходе исследования были отобраны 292 неологизма современного корейского языка, появление которых было обусловлено пандемией COVID-19.

Лексические инновации

Язык, особенно его лексический состав, постоянно развивается и эволюционирует, поскольку язык отражает постоянно меняющуюся действительность.

Лексические инновации представлены заимствованиями, внешними и внутренними, новообразованиями и семантическими трансформациями существующих слов. Под неологизмом в данной работе понимается разновидность инноваций, представляющая собой появившиеся общеупотребительные узуальные лексические единицы.

Номинативный акт как источник появления нового слова - это речемыслительная операция, в протекании которой обязательно когнитивное звено, свидетельствующее о включении подлежащего новому наречению объекта в деятельность человека. Следовательно, словообразовательная неологизация тесно смыкается с речевой деятельностью, представляющей собой «некий континуум», на одном из полюсов которого - творчество, создание неологизмов [Кубрякова 1986, с. 37, 142]. Номинация - это «один из тех процессов, который в конечном счете вбирает в себя всё разнообразие и всю глубину проблем взаимоотношения языка и действительности, языка и мышления, языка и мира человеческих эмоций» [Рут 2019, с. 4].

С точки зрения характера номинируемой реалии и способа ее вербализации среди неологизмов можно выделить следующие два типа:

1) номинативы, обозначающие реалии и понятия, т. е. появившиеся и впервые осмысленные;

2) трансноминативы, обозначающие реалии, уже известные ранее, но под другим наименованием.

Номинативы непосредственно связаны с номинативной функцией языка, т. е. с обращением внеязыковой действительности в языковые значения. Таким образом, можно сказать, что номинативы - это именно тот участок лексической системы, который непосредственно связан с языковой реальностью и познавательно-отражательной деятельностью человеческого сознания [Сенько 2000, с. 87].

В данной работе рассматриваются все виды неологизмов (в том числе и примеры внутренних заимствований) в южнокорейской версии языка, обусловленные действием внешних факторов языкового развития, а именно пандемии коронавируса.

Ковид-неологизмы корейского языка

Для проведения данного исследования были отобраны 292 неологизма корейского языка, в их состав вошли как отдельные лексические единицы, так и словосочетания. Среди выделенных неологизмов около 10 % от всех слов составили заимствованные слова, 76 % - составные слова, или бленды, с участием как минимум одного корейского корня и примерно 13 % - дериваты, образованные приставочным или суффиксальным способами.

Следует отметить, что одной из особенностей номинативных процессов эпохи коронавируса стало создание множества наименований для одних и тех же предметов и явлений. Это говорит о том, что в узусе еще не выработан один устойчивый вариант номинации, в настоящее время в языке могут сосуществовать несколько номинативных вариантов, что является результатом поисков наиболее удачного наименования.

Большую часть ковид-неологизмов можно отнести к сфере здравоохранения и социальной защиты. Как отмечает исследователь ТТ, большая часть неологизмов начала XXI века относились к сфере экономики, общества и спорта 2018, с. 47]. Очевидно, что

пандемия коронавируса в 2020 г. активировала процессы неологиза-ции в новых сферах: на первый план вышли вопросы защиты здоровья граждан и их социального благосостояния.

Неологизмы корейского языка, отобранные в качестве материала исследования, были разделены на следующие тематические области:

1) номинации сферы здравоохранения (номинации заболевания, номинации предметов-атрибутов коронавируса, номинации мер по борьбе с коронавирусом);

2) номинации новых социальных тенденций и процессов, явлений повседневной жизни;

3) номинации экономических явлений.

1. Номинации сферы здравоохранения 1.1. Номинация заболевания COVID-19

Слово «^.^^ч}0!^!^» (коронавирус) появилось в XX в. и вошло в языки мира, в том числе и в корейский язык. Данный термин употреблялся, как правило, среди специалистов. Однако в связи с пандемией произошло внутреннее заимствование и узкоспециализированный термин стал широкоупотребительным. Можно утверждать, что во многих языках мира данное слово переживает в настоящее время «процесс семантического сужения на фоне выхода в общеупотребительный сектор бытования языка и чаще употребляется не как родовое обозначение, а преимущественно для именования одной разновидности вируса - коронавирус SARS-CoV-2» [Глущенко 2021].

В Республике Корея первые публикации в СМИ о новой корона-вирусной инфекции стали появляться еще в декабре 2019 г., при этом

до января 2020 г. данную инфекцию называли как (уха нь-

ское воспаление легких) или (уханьская корона). Однако

данный термин был признан дискриминационным и его постепенно вытеснили такие наименования вируса, как:

- корона-19

- новая коронавирусная инфекция

- ковид-19.

Кроме того, в шутку коронавирус стали именовать S^^^^ti} ô]s|i (корона-пивной вирус), ^^^^^^ (пивной вирус), обыгрывая похожесть названия мексиканского пива «Корона» и названия вируса.

Появление многочисленных наименований можно объяснить как образование производных от первичной номинации, как результат творческого переименования, а также поиска наиболее удачного наименования данного заболевания.

Следует отметить, что корень (корона) стал продуктив-

ным в номинации для обозначения предметов и явлений, связанных с коронавирусом. Например:

S^^j^l - корона-эпоха (букв)

- корона-развод (букв.)

- корона-повышенный спрос (букв.)

- корона-мошенничество по телефону

- экономический корона-шок

- корона-поколение

- корона-каникулы

S^S - посткорона

^ — - жизнь в эпоху пандемии коронавируса

1.2. Номинации предметов-атрибутов коронавируса

Важным атрибутом пандемии и карантина стали медицинские маски и тесты. Особенно много слов посвящено медицинским маскам (всего было обнаружено 26 слов, относящихся к медицинским маскам). Первоначальный импульс словотворчеству в данной сфере придала проблема нехватки масок, отсюда появились такие слова, как:

- «золотая» маска

- маска-биткоин

^¿3 - работник аптеки, повторяющий, что масок нет, по ана-

логии со словом ' ' попугай

(DIY) ^¿3 - самодельная маска

По мере решения проблемы с поставками масок стали появляться новые слова, связанные с мерами правительства в этой сфере:

- «общественные» маски, продажу которых контролировало государство

^¿3 - система продажи масок в определенные дни - официальное место продажи масок

По мере вхождения масочного режима в повседневную жизнь стали появляться такие слова, как:

^¿3 i^i - маскоустойчивый, обычно по отношению к макияжу

- «хомомаскус», люди в масках ^¿3 / ^¿3 ^03^ - приемы макияжа в условиях ноше-

ния маски

- украшение масок стикерами, стразами и т. п. ^^¿3 - использованные маски

С приходом жаркого лета стали появляться такие неологизмы, как:

^^^>¿3 / ^^>¿3 / ^^>^>¿3 - тонкая маска, защищающая от частиц слюны ^¿3 - маска на подбородке

Осуждению подверглись те, кто не соблюдает как следует масочный режим:

^¿3^ - люди с масками на подбородке ^^¿3^ - люди, которые не надевают маски

Особым предметом гордости корейцев стали разработанные в Корее тесты на коронавирус, которые получили название (K-тест) и олицетворяющие собой один из инструментов своего рода «новой корейской волны» K^^ (К-карантинных мер). В южнокорейских СМИ многократно освещалось, что данные тесты отличаются

особой точностью, во многих странах стремятся организовать закупки данных корейских тестов, а корейская модель карантинных мер продемонстрировала особую эффективность в борьбе с коронавиру-сом, позволив при этом не вводить масштабные ограничения.

1.3. Меры по борьбе с коронавирусом

Большое количество неологизмов корейского языка, возникших за последний год, посвящено мерам по борьбе с коронавирусом.

Большое внимание уделяется в Корее социальному дистанцированию:

- социальное дистанцирование ^^ - дистанцирование для здоровья (букв)

^^^^^^ - распоряжение о запрете массовых собраний ^^^^^^ - распоряжение об ограничении массовых собраний

- приложение по контролю за соблюдением режима самоизоляции

- групповая изоляция

- приложение для получения электронного пропуска

Одним из важных направлений по борьбе с коронавирусом стало развитие диагностики:

З^^-ШЗ^ / ^^ ^^^ / -Ш^^ - мо-

бильный пункт сдачи анализов для пешеходов

/ ^^ ^^ / ^^^ -Ш^^ / ^^

-Ш^^ / - мобильный пункт для сдачи ана-

лизов на автомобиле

Для борьбы с болезнью были созданы различные виды новых медицинских учреждений, что потребовало возникновения большого количества неологизмов:

/ / - каран-

тинные пункты временного размещения для приезжающих из-за границы

- центр для изоляции больных в легкой форме ^^^^^^^^ - реанимационный центр для тяжелобольных пациентов с COVID-19

- приемное отделение для сортировки больных с признаками ТО\ТО-19

^a^Si - специализированное лечебное учреждение для больных COVID-19 ^^^a^Si - специализированное лечебное учреждение для детей с COVID-19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, за последний год в корейском языке появилось большое количество новых слов, связанных с профилактикой болезни:

- повседневные профилактические правила / - система повседневной профилактики

/ - комитет по повседневной профилактике

- система повседневной профилактики ^^^^^ - нарушители мер профилактики

2. Номинации новых социальных тенденций и явлений повседневной жизни

Во время пандемии коронавируса произошли радикальные изменения в обществе, обусловленные невозможностью очной коммуникации. «Пандемия коронавируса обнаружила формирование новой повседневности с изменениями поведения людей, их повседневных приоритетов, сменой их привычного образа жизни» [Ярмак и др. 2020, с. 34].

В частности, эпидемия сказалась на проведении свободного времени и досуга:

- спорт в условиях домашнего карантина ^^ - парк аттракционов онлайн

/ - детская площадка в домашних условиях

^ - виртуальные соревнования по бегу ^^ - распитие алкоголя онлайн

^^ ^^^ - онлайн-концерт

В условиях карантина многим пришлось питаться дома:

- еда во время вынужденного нахождения дома

- необходимость постоянно готовить дома, поскольку все члены семьи находятся на самоизоляции

^^^^^ - экологически чистая домашняя еда - кофе талгона

Стоит отметить связанные с лишним весом ироничные неологизмы, построенные на игре слов:

- растолстевший (созвучно со словом - человек с диагнозом COVID-19)

- из-за лишнего веса одежда стала мала во время изоляции (созвучно со словом - самоизоляция).

Поскольку посещение фитнес-центров, кинотеатров и прочих заведений для проведения досуга и свободного времени стало затруднительным, особую популярность приобрели разные вида досуга на свежем воздухе:

- новичок в кемпинге

— / ^^ô] - новичок в прогулках в горах

- новичок в игре в гольф

Пандемия оказала значительное влияние и на сферу образования:

S^^^ô^ - коронаканикулы, т. е. онлайн-обучение дома

- начало учебного года онлайн

- онлайн-экзамен

- онлайн-лекция

- эпоха уроков в дистанционном формате

- основной закон об обучении с использованием ДОТ

Правительство Республики Корея разработало большой пакет мер по защите компаний и граждан, пострадавших от пандемии ко-ронавируса, что придало стимул активному словотворчеству в этой сфере:

- система экстренной социальной помощи

- команда социальных работников

^ - субсидии для тех, чей доход

снизился из-за пандемии

- субсидии мэрии Сеула для тех, чей доход снизился из-за пандемии

^ - экстренные социальные выплаты для малообеспеченных

- единовременное пособие на ребенка

3. Номинации в экономической сфере

Пандемия стала важным фактором, оказавшим огромное влияние на экономику, вызвав, в том числе, и неологический бум в этой сфере:

S^t^i - коронаэкономика З^Ц^З - коронашок

З^Ц - «голодные» времена пандемии

- выдача кредитов под низкий процент пострадавшим от пандемии компаниям ^^^ - акция в поддержку производителей картофеля во время пандемии - акция в поддержку производителей кальмара во время пандемии ^."еЦЗ - обогащение компании Нинтендо благодаря пандемии З^Ц^^ - особый спрос в условиях пандемии

Заключение

Пандемия COVID-19 - это не просто медицинское явление, но и социальный феномен, оказавший значительное влияние на поведенческие стратегии, повседневность, социальные и экономические системы, а также на все языки мира, в том числе и корейский.

За последний год корейский язык пополнился большим количеством неологизмов в разных сферах (медицинской, социальной, экономической и пр.). Среди новых слов, появление которых обусловил COVID-19, присутствует значительное количество слов, в которых не просто именуются отдельные предметы и явления, но и содержится попытка юмористического осмысления действительности. Через номинативные процессы происходит познание и осмысление, а также когнитивная адаптация к новой реальности. Номинативные процессы в корейском языке эпохи коронавируса отличаются множественностью номинативных вариантов, что говорит об отсутствии стабильности возникающих неологизмов и активной фазе номинативного творчества в корейском языке. Кроме того, следует отметить взаимовлияние пандемии и языка: пандемия обусловила появление новых слов в корейском языке, а номинативное творчество, в свою очередь, помогло его носителям осмыслить и адаптироваться к новым вызовам реальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Глущенко О. А. Ковид-номинация как лингвистическая самозащита русского человека в период пандемии, 2021. [Glushchenko, O. A. (2021). COVID-

Nomination as a Linguistic Self-Defense of the Russian Person (In Russ.)]. URL: https://ssrn.com/abstract=3772160 or http://dx.doi.org/10.2139/ss-rn.3772160 (дата обращения: 15.03.2021). Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. [Kybryakova, E. S. (1986). Nominativnyj aspekt rechevoj dejatel'nosti (Nominative aspect of speech). Moscow: Nauka (In Russ.)]. Рут М. Э. Образная номинация в русской ономастике. М.: ЛЕНАНД, 2019. [Rut, M. E. (2019). Obraznaja nominacija v russkoj onomastike. (Metaphorical nomination in Russian onomastics). Moscow: LENAND (In Russ.)]. Сенько Е. В. Неологизация в современном русском языке конца XX века: межуровневый аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2000. [Senko, E. V. (2019). Neologizacija v sovremennom russkom jazyke konca XX veka: mezhurovnevyj aspekt. (Neologisation in modern Russian language of the end of the 20th century: cross-layer aspect): Senior Doctorate in Philology. Volgograd. (In Russ.)]. Ярмак О. В., Панова Е. М., МаранчакА. Г., Савина З. С. Коронавирус как социальный драйвер трансформации повседневности // Известия ВУЗОВ. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2020. Вып. 3. С. 27-35. [Yarmak, O. V., Panova, E. M, Maranchak, A. G., Savina, Z. S. (2020). Coro-navirus as a social driver of everyday life transformation. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science, 3, 27-35. (In Russ.)].

№ ^^^ // 2018. P. 37-50. (In Kor.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.