УДК 377.013.42
Машинистова Наталья Викторовна
Преподаватель английского языка, аспирантка, Центр эстетического воспитания детей «Орнамент», [email protected], Чита
языковое развитие детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассматриваются механизм формирования речевого действия и сущность языковой способности. Автор приходит к выводу о том, что изучение иностранного языка в старшем дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие дошкольников и их речевые способности.
Ключевые слова: языковое развитие, языковая способность, сенситивный период, элементарная коммуникативная компетенция, индивидуализация процесса обучения
Mashinistova Natalya Victorovna
English teacher, post-graduate, Centre of Aesthetic Pre-school Education, [email protected], Chita
LINGUISTIC DEVELOPMENT OF CTILREN IN SENIOR PRE-SCHOOL AGE
Abstract. The article considers a mechanism of speech activity formation and the essence of linguistic abilities. The author comes to the conclusion that study of a foreign language in senior preschool age has a wholesome effect on general psychological development of children and their speech abilities.
Keywords: linguistic development, linguistic ability, sensitive period, elementary communicative competence, individualization of teaching process.
В психологии и педагогике уделяется большое внимание языковому развитию детей дошкольного возраста: их речи и общению, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе. Ребенок начинает общаться и говорить с раннего возраста. В старшем дошкольном возрасте, а особенно к моменту поступления в школу, он уже должен обладать определенными коммуникативными и речевыми компетенциями [1]. В новом проекте Государственных стандартов общего образования эта сторона развития детей считается одной из приоритетных. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как «смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных контактов и др. » [1, С. 117].
В данной статье предпринимается попытка доказать, что изучение иностранного языка является необходимой составной частью общего языкового развития старших дошкольников.
Современные исследователи - психологи, лингвисты, психолингвисты (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, Л. П. Якубинский, М. М. Бахтин, Н. И. Жин-кин, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, И. А. Зимняя и др.) четко дифференцируют понятия «язык» и «речь». В чем же их принципиальные отличия? В Современном словаре по педагогике язык - это «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации» [5, С. 912] а речь - «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грам-
матических и стилистических средств и правил общения» [там же, С. 672]. По мнению
О. С. Ушаковой, соотношение языка и речи важно в плане уточнения понимания сущности языковой способности, формирования элементарных представлений о фонетической, лексической, грамматической системах языка, а также развития навыков владения языком в его коммуникативной функции. «Речь конкретна и неповторима, она материальна, так как состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых органами чувств; речь субъективна, являясь видом творческой деятельности индивида. Язык обладает абстрактностью и воспроизводимостью, он потенциален и объективен по отношению к говорящему» [6, С. 6]. Поскольку речь в данной статье пойдет о языковом развитии, обратимся также к определению понятия «развитие». «Развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени» [5, С. 660]. Таким образом, языковое развитие - целенаправленный, необратимый, закономерный, ведущий к количественным и качественным изменениям, противоречивый, цикличный, разворачивающийся во времени процесс освоения человеком системы знаков как средства человеческого общения, его мыслительной деятельности и выражения самосознания личности, которая передается от поколения к поколению, реализуется через речь и выполняет через нее свое коммуникативное назначение.
Речевое развитие продолжается на протяжении всей жизни - совершенствуется речь, становится более богатой, расширяется словарный состав. Но наиболее интенсивно процесс овладения речью происходит в первые годы жизни человека. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, развиваются другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и
трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения со взрослыми и сверстниками. Все эти факторы обусловливают рост словаря. Развитие грамматического строя родного языка в этом возрасте заключается в усвоении морфологической системы родного языка - склонений и спряжений, в овладении сложными предложениями. Общение ребенка с взрослым и сверстником осуществляется, главным образом, в диалогической форме. Наряду с совершенствованием диалогических форм речи у старшего дошкольника, в связи с возникновением новых задач общения - передачи замыслов, впечатлений, - развивается более сложная форма речи - развернутое монологическое высказывание. Необходимыми условиями появления этой формы являются развитие у ребенка грамматических форм родного языка и связности его речи. В диалоге преимущественно используется ситуативная речь, содержание которой понятно лишь при учете ситуации; в монологе - контекстная речь, содержание которой понятно из самого контекста. Возникновение регулирующей, планирующей функции речи - центральная особенность дошкольного возраста. Планирующая речь возникает как функция, порожденная окружающими, затем становится обращенной на собственное поведение в форме эгоцентрической речи и, наконец, переходит во внутренний план. Внутренняя речь появляется только к концу дошкольного возраста, ее интенсивное развитие приходится на школьные годы. Таким образом, к концу дошкольного возраста речевое развитие должно достигнуть уровня, необходимого для успешного обучения в школе, что предполагает звуковую культуру речи, овладение лексическим и грамматическим строем родного языка, определенную степень осознания речи (выделение слов, слогов и звуков) и ее произвольность, заключающуюся в способности ребенка к адекватному выбору языковых средств [4].
Каким же образом формируется речевое действие и в чем проявляется языковая способность? Рассмотрим это на примере освоения детьми их родного языка. Речевое действие начинается с намерения, мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении, которая рождается в определенной ситуации. Само речевое дей-
ствие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов в словосочетания, предложения, затем связи предложений в текст, развернутое высказывание. Поэтому говорение и понимание «требуют владения системой языка, т. е. системой средств и способов, с помощью которой данный язык передает разнообразные явления и отношения действительности» [6, С. 6]. Система языка существует для ребенка в конкретных речевых актах, поэтому сам процесс овладения языком является творчеством. А. А. Леонтьев выделяет целый ряд умений, необходимых для формирования речевого высказывания, таких как: быстро ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания [2]. Так называемое чувство языка дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале. Если ребенок хорошо ориентируется в языковом материале и относит слово к какому-то классу явлений языка, можно говорить о развитом у него чувстве языка. Языковая способность обязательно должна включать в себя развитие чувства языка, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Итак, языковая способность - это «совокупность развитых у ребенка умений и навыков, которые позволяют ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей» [6, С. 9].
Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом. В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком. Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сенситивный период для изучения иностранного языка. Проблема раннего обучения иностранным языкам нашла свое
отражение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и методистов, таких как В. Н. Мещерякова,
Н. В. Семенова, И. Н. Павленко, И. Л. Шолпо, З. Я. Футерман, Л. П. Гусева, М. А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и др. При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно наиболее благоприятного возраста для начала изучения иностранного языка. Это, вероятно, связано с тем, что каждый возраст имеет свои преимущества и недостатки для овладения иностранным языком. Методисты не могут прийти к единой точке зрения относительно наиболее благоприятного возраста для начала изучения иностранного языка. Существуют также различные точки зрения на проблему психолингвистических способностей дошкольников. В качестве принципиально значимых для данной возрастной категории компонентов можно выделить ярко выраженную языковую память, позволяющую быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный, и имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, предполагающие чуткость к различным сторонам речи. Для успешного овладения иностранным языком необходимы также наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран; проявление активного интереса к миру; коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения [3].
По мнению многих ведущих специалистов (И. Л. Шолпо, З. Я. Футерман, Е. И. Негневицкая, Е. А. Аркин и др.) старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на
развитие речи ребенка и на родном языке. Обучение старших дошкольников иностранным языкам позволит заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе. Оно скажется благоприятно на речевом и общем развитии детей при условии методически правильного учебного процесса и благодаря учету психолого-физиологических особенностей детей данного возраста. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне [3]. Таким образом, интегративной целью обучения старших дошкольников иностранному языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции.
Итак, понятия «язык» и «речь» четко дифференцируются. Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, являясь видом творческой деятельности индивида. Язык абстрактен и воспроизводим, он потенциален и объективен по отношению к говорящему. Язык реализуется через речь. Речевое развитие происходит на протяжении всей жизни человека, особенно интенсивно в первые годы жизни. На момент поступления ребенка в школу он должен обладать целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые
способности, на расширение общего кругозора, а также и на развитие речи ребенка на родном языке. Язык - средство познания и общения, поэтому конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе заключается в достижении умения общаться. Обучение иностранному языку старших дошкольников - один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Индивидуализация же процесса обучения должна происходить исходя из интересов детей, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также возрастных особенностей.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
3. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях. [Электронный ресурс] иКЬ: http://bspu.ru/node/9105 (дата обращения: 16. 07. 2012).
4. Речевое развитие. [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://psylist. net/pedagog/00296. Йт( дата обращения: 17. 08. 2012).
5. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. -928 с.
5. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2010. - 240 с.