Научная статья на тему 'Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста'

Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2186
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машинистова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются механизм формирования речевого действия и сущность языковой способности. Автор приходит к выводу о том, что изучение иностранного языка в старшем дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие дошкольников и их речевые способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста»

УДК 377.013.42

Машинистова Наталья Викторовна

Преподаватель английского языка, аспирантка, Центр эстетического воспитания детей «Орнамент», [email protected], Чита

языковое развитие детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматриваются механизм формирования речевого действия и сущность языковой способности. Автор приходит к выводу о том, что изучение иностранного языка в старшем дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие дошкольников и их речевые способности.

Ключевые слова: языковое развитие, языковая способность, сенситивный период, элементарная коммуникативная компетенция, индивидуализация процесса обучения

Mashinistova Natalya Victorovna

English teacher, post-graduate, Centre of Aesthetic Pre-school Education, [email protected], Chita

LINGUISTIC DEVELOPMENT OF CTILREN IN SENIOR PRE-SCHOOL AGE

Abstract. The article considers a mechanism of speech activity formation and the essence of linguistic abilities. The author comes to the conclusion that study of a foreign language in senior preschool age has a wholesome effect on general psychological development of children and their speech abilities.

Keywords: linguistic development, linguistic ability, sensitive period, elementary communicative competence, individualization of teaching process.

В психологии и педагогике уделяется большое внимание языковому развитию детей дошкольного возраста: их речи и общению, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе. Ребенок начинает общаться и говорить с раннего возраста. В старшем дошкольном возрасте, а особенно к моменту поступления в школу, он уже должен обладать определенными коммуникативными и речевыми компетенциями [1]. В новом проекте Государственных стандартов общего образования эта сторона развития детей считается одной из приоритетных. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как «смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных контактов и др. » [1, С. 117].

В данной статье предпринимается попытка доказать, что изучение иностранного языка является необходимой составной частью общего языкового развития старших дошкольников.

Современные исследователи - психологи, лингвисты, психолингвисты (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, Л. П. Якубинский, М. М. Бахтин, Н. И. Жин-кин, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, И. А. Зимняя и др.) четко дифференцируют понятия «язык» и «речь». В чем же их принципиальные отличия? В Современном словаре по педагогике язык - это «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации» [5, С. 912] а речь - «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грам-

матических и стилистических средств и правил общения» [там же, С. 672]. По мнению

О. С. Ушаковой, соотношение языка и речи важно в плане уточнения понимания сущности языковой способности, формирования элементарных представлений о фонетической, лексической, грамматической системах языка, а также развития навыков владения языком в его коммуникативной функции. «Речь конкретна и неповторима, она материальна, так как состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых органами чувств; речь субъективна, являясь видом творческой деятельности индивида. Язык обладает абстрактностью и воспроизводимостью, он потенциален и объективен по отношению к говорящему» [6, С. 6]. Поскольку речь в данной статье пойдет о языковом развитии, обратимся также к определению понятия «развитие». «Развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени» [5, С. 660]. Таким образом, языковое развитие - целенаправленный, необратимый, закономерный, ведущий к количественным и качественным изменениям, противоречивый, цикличный, разворачивающийся во времени процесс освоения человеком системы знаков как средства человеческого общения, его мыслительной деятельности и выражения самосознания личности, которая передается от поколения к поколению, реализуется через речь и выполняет через нее свое коммуникативное назначение.

Речевое развитие продолжается на протяжении всей жизни - совершенствуется речь, становится более богатой, расширяется словарный состав. Но наиболее интенсивно процесс овладения речью происходит в первые годы жизни человека. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, развиваются другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и

трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения со взрослыми и сверстниками. Все эти факторы обусловливают рост словаря. Развитие грамматического строя родного языка в этом возрасте заключается в усвоении морфологической системы родного языка - склонений и спряжений, в овладении сложными предложениями. Общение ребенка с взрослым и сверстником осуществляется, главным образом, в диалогической форме. Наряду с совершенствованием диалогических форм речи у старшего дошкольника, в связи с возникновением новых задач общения - передачи замыслов, впечатлений, - развивается более сложная форма речи - развернутое монологическое высказывание. Необходимыми условиями появления этой формы являются развитие у ребенка грамматических форм родного языка и связности его речи. В диалоге преимущественно используется ситуативная речь, содержание которой понятно лишь при учете ситуации; в монологе - контекстная речь, содержание которой понятно из самого контекста. Возникновение регулирующей, планирующей функции речи - центральная особенность дошкольного возраста. Планирующая речь возникает как функция, порожденная окружающими, затем становится обращенной на собственное поведение в форме эгоцентрической речи и, наконец, переходит во внутренний план. Внутренняя речь появляется только к концу дошкольного возраста, ее интенсивное развитие приходится на школьные годы. Таким образом, к концу дошкольного возраста речевое развитие должно достигнуть уровня, необходимого для успешного обучения в школе, что предполагает звуковую культуру речи, овладение лексическим и грамматическим строем родного языка, определенную степень осознания речи (выделение слов, слогов и звуков) и ее произвольность, заключающуюся в способности ребенка к адекватному выбору языковых средств [4].

Каким же образом формируется речевое действие и в чем проявляется языковая способность? Рассмотрим это на примере освоения детьми их родного языка. Речевое действие начинается с намерения, мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении, которая рождается в определенной ситуации. Само речевое дей-

ствие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов в словосочетания, предложения, затем связи предложений в текст, развернутое высказывание. Поэтому говорение и понимание «требуют владения системой языка, т. е. системой средств и способов, с помощью которой данный язык передает разнообразные явления и отношения действительности» [6, С. 6]. Система языка существует для ребенка в конкретных речевых актах, поэтому сам процесс овладения языком является творчеством. А. А. Леонтьев выделяет целый ряд умений, необходимых для формирования речевого высказывания, таких как: быстро ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания [2]. Так называемое чувство языка дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале. Если ребенок хорошо ориентируется в языковом материале и относит слово к какому-то классу явлений языка, можно говорить о развитом у него чувстве языка. Языковая способность обязательно должна включать в себя развитие чувства языка, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Итак, языковая способность - это «совокупность развитых у ребенка умений и навыков, которые позволяют ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей» [6, С. 9].

Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом. В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком. Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сенситивный период для изучения иностранного языка. Проблема раннего обучения иностранным языкам нашла свое

отражение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и методистов, таких как В. Н. Мещерякова,

Н. В. Семенова, И. Н. Павленко, И. Л. Шолпо, З. Я. Футерман, Л. П. Гусева, М. А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и др. При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно наиболее благоприятного возраста для начала изучения иностранного языка. Это, вероятно, связано с тем, что каждый возраст имеет свои преимущества и недостатки для овладения иностранным языком. Методисты не могут прийти к единой точке зрения относительно наиболее благоприятного возраста для начала изучения иностранного языка. Существуют также различные точки зрения на проблему психолингвистических способностей дошкольников. В качестве принципиально значимых для данной возрастной категории компонентов можно выделить ярко выраженную языковую память, позволяющую быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный, и имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, предполагающие чуткость к различным сторонам речи. Для успешного овладения иностранным языком необходимы также наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран; проявление активного интереса к миру; коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения [3].

По мнению многих ведущих специалистов (И. Л. Шолпо, З. Я. Футерман, Е. И. Негневицкая, Е. А. Аркин и др.) старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на

развитие речи ребенка и на родном языке. Обучение старших дошкольников иностранным языкам позволит заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе. Оно скажется благоприятно на речевом и общем развитии детей при условии методически правильного учебного процесса и благодаря учету психолого-физиологических особенностей детей данного возраста. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне [3]. Таким образом, интегративной целью обучения старших дошкольников иностранному языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции.

Итак, понятия «язык» и «речь» четко дифференцируются. Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, являясь видом творческой деятельности индивида. Язык абстрактен и воспроизводим, он потенциален и объективен по отношению к говорящему. Язык реализуется через речь. Речевое развитие происходит на протяжении всей жизни человека, особенно интенсивно в первые годы жизни. На момент поступления ребенка в школу он должен обладать целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые

способности, на расширение общего кругозора, а также и на развитие речи ребенка на родном языке. Язык - средство познания и общения, поэтому конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе заключается в достижении умения общаться. Обучение иностранному языку старших дошкольников - один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Индивидуализация же процесса обучения должна происходить исходя из интересов детей, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также возрастных особенностей.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

3. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях. [Электронный ресурс] иКЬ: http://bspu.ru/node/9105 (дата обращения: 16. 07. 2012).

4. Речевое развитие. [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://psylist. net/pedagog/00296. Йт( дата обращения: 17. 08. 2012).

5. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. -928 с.

5. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2010. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.