Научная статья на тему 'Языковедение: введение в науку о языках / под ред. А. А. Волкова. М. : Добросвет, 2003'

Языковедение: введение в науку о языках / под ред. А. А. Волкова. М. : Добросвет, 2003 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
828
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковедение: введение в науку о языках / под ред. А. А. Волкова. М. : Добросвет, 2003»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках /

Под ред. А.А. Волкова. - М.: Добросвет, 2003, серия «вимНа асабепмса»

На рубеже Х1Х-ХХ вв. языкознание, казалось бы, обрело истинный объект - «язык в самом себе и для себя», по Ф. де Соссюру, предстающий в виде триады «язык - речь - речевая деятельность». Тем не менее, дилемма «язык как объект теории» и «язык как наблюдаемое явление» сохраняет свою актуальность и получает диалектическое обоснование в методологии, предполагающей для обоих представлений языка тесное взаимодействие, единство и взаимообра-тимость, подобно форме и содержанию в философии.

Если представить язык как виртуальную сущность, как «одну из знаковых систем, способную к безграничному расширению», по А.А. Потебне, то естественно оставаться в пределах описания ее элементов, отношений внутри системы и к другим подобным системам, рассматривать эволюцию системы и создавать модели языковых знаков и структур. Если же исходить из языковых фактов, реальностей их употребления и функционирования (с учетом синхронии и диахронии), то наряду с подсистемами - фонетической, морфологической, синтаксической и др., предстанут системы отдельных национальных языков, языков живых и мертвых, а также их объединения в генетических, типологических и ареальных классификациях, что в свою очередь породит новые исследовательские модели и методы.

Книга проф. О.С. Широкова «Языковедение: введение в науку о языках» может быть прочитана как одно из решений означенной дилеммы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Три ее части - «Общие сведения о языке и языковедении», «Структура языка» и «Языки мира» - аккумулируют теоретические достижения зарубежной и отечественной лингвистики и филологии, особенно XX в. и прежде всего, по мнению автора, идеи МФШ - «Московской функциональной - формальной - фортунатовской фонологической - филологической школы» (см. с. 350 наст, изд.), но одновременно они представляют яркую концепцию теории языка и языкознания проф. О.С. Широкова, безусловно принадлежащего к славной плеяде российских ученых-филологов.

Филогенез и онтогенез языка в лапидарной форме охарактеризованы во «Введении», которое особо отличает внимание к основоположникам языкознания, как зарубежного, так и отечественного. В этом же разделе вводится основополагающая терминология, в первую очередь в части фонетики и письма -очевидных внешних представителей языка. Проф. О.С. Широков ведет свое исследование языка и языков на том высоком научном уровне, когда студент, слушатель и читатель становятся коллегами и не нуждаются в упрощении изложения, поскольку путеводной нитью познания являются поиски истины, а знания и опыт глубокого и творческого человека - автора и лектора - убедительно следуют научной истине.

Если часть II «Структура языка» и может на первый взгляд показаться тривиальной, то исключительно потому, что названия ее глав и разделов практически повторяют названия лингвистических дисциплин и университетских курсов. Однако по содержанию и обширному языковому материалу - от отдельных звуков и транскрипций до целых поэтических текстов - это описание, выполненное на материале русского языка, представляет собой «книгу в книге», самодостаточное научное сочинение, поскольку проф. О.С. Широков выходит за рамки сложившейся традиции и, обосновывая и комментируя теоретические положения и языковые факты, привлекает весь арсенал языковых средств, комплексные методики, подключая в ходе исследования и такие, казалось бы, «чисто филологические» области, как риторика и поэтика.

Глава I. «Фонетика. Фонология» чрезвычайно детально и последовательно представляет вокализм и консонантизм русского языка, отраженные также в многочисленных таблицах, схемах и иллюстрациях, и, по нашему мнению, далеко выходит за рамки МФШ (Московской фонологической школы), поскольку устанавливает взаимосвязи и преемственность различных фонологических школ - Пражского лингвистического кружка, Ленинградской фонологической школы, школ экспериментальной фонетики, которые, по справедливой оценке автора, восходят к концепциям И.А. Бодуэна де Куртене, Ф.Ф. Фортунатова, Л.В. Щербы, Н.С. Трубецкого и других отечественных языковедов. Подобная интегрирующая тенденция находит свое отражение в главе II «Грамматика», однако в ней ведущим принципом избрана вслед за Ф.Ф. Фортунатовым форма слова.

Особо отметим обзор «Великорусская лексика в ее историческом развитии», содержащийся в главе III «Лексикология», которым синтезирует историко-географические, культурные, православные и специальные языковедческие знания при характеристике становления языка великорусской нации и формирования его диалектов.

Если в части II «Структура языка» и ее разделах доминирует «язык как объект теории», а феномен языка раскрывается как феномен русского языка, то в части III «Языки мира» проф. О.С. Широков рассматривает отдельные национальные языки как историческую реальность и отводит им центральное место. «Языки мира» и есть «Введение в науку о языках», которое реализует цели и задачи сравнительно-исторического и сопоставительно-типологического исследования в сочетании с принципами ареальной лингвистики. И здесь читателя-филолога ждет «книга книг», включающая славянскую, романскую, германскую филологию и т. д., в их исторической ретроспективе и перспективе.

Особый раздел посвящен индоевропеистике, объединяющей наиболее яркие лингвистические концепции, начиная с А.-В. Шлейхера и младограмматиков вплоть до современности. При всей глобальности задачи - дать компактное и в то же время исчерпывающее описание языков - проф. О.С. Широков не пренебрегает значимыми деталями, вехами на пути становления индоевропеистики, обращаясь к редким языкам, языкам «асистемным», стоящим особняком в известных классификациях, например, албанскому языку. При этом все теоретическое изложение сопровождается обширными языковыми иллюстрациями: богатство языков обнаруживается в широком спектре текстов - от канонических, библейских текстов до современной поэзии и художественной прозы. Ре-

гулярно присутствует сопоставление, параллельное текстовое представление, цитирование евангелических текстов на разнообразных славянских языках -украинском, белорусском, болгарском, чешском, польском и др.; проводится сравнение оригиналов на древнегреческом и латыни соответственно с новогреческим и романскими языками. Таким образом, языковая картина мира индоевропеистики представляется целостной, единой и неделимой.

Не обделены вниманием и неиндоевропейские языки, включающие типологически различные, разноструктурные афразийские (семито-хамитские), тюркские, уральские, китайские, банту и кавказские языки. Все они характеризуются через призму развития сопоставительно-типологического и сравнительно-исторического языкознания в сочетании с системно-структурным описанием. Таким образом, наглядно представлено все многообразие языков, когда-либо попадавших в поле зрения ученых. Одновременно выстраивается определенно новая исследовательская концепция и, пожалуй, собственно многомерная классификация языков мира, о которой проф. О.С. Широков заявил еще в трудах 1980-х гг.

Здесь можно было бы и закончить наши заметки, но подводя некоторый итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что «Языковедение: введение в науку о языках» проф. О.С. Широкова - это фундаментальное филологическое исследование, синтезирующее и систематизирующее достижения науки о языке и в то же время представляющее собой стройную языковедческую концепцию автора, следующего традициям Московской функциональной - формальной - фортунатовской - фонологической - филологической школы. В этой работе органично соединяются два жанра - монографическое исследование и классический учебник, а потому - это книга-послание для учеников и учителей, студентов и преподавателей, товарищей и коллег, единомышленников проф. О.С. Широкова, которые воплотили его идеи и замыслы в настоящем издании. Огромное им спасибо и низкий поклон.

Е.А. КРАСИНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.